Методы анализа полученной информации социология



Обработка и анализ данных социологических исследований: обзор основных пакетов

Данная статья посвящена обработке и анализу данных в социологических исследованиях. В статье рассмотрены методы анализа социологических данных и проведен сравнительный анализ статистических пакетов для обработки данных.

Развитие социологии означает и развитие социологических исследований, которые обогащают теорию и позволяют разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования дополняют статистическую информацию определенными данными, в которых собрана информация об интересах и особенностях населения, личных мнениях и настроениях людей, о жизненных планах на будущее, уровне и качестве жизни. Социологические исследования ориентированы на расширение социологических знаний, характеристику исходной познавательной ситуации, разработку гипотез, контролируемое применение методик, полноту отчетов об исследовании и проч.

Проанализировав и обобщив результаты социологических исследований можно дать прогноз развития социальных процессов и явлений. Работа современного социолога и других специалистов невозможна без применения приемов и методов статистики.

Многомерный анализ социологических данных актуален в наше время, потому что социологические данные можно обработать не одним, а несколькими методами, рассмотреть их с нескольких сторон.

В отличие от простых одномерных методов, многомерные методы имеют дело с безграниченными и разрозненными наборами исследуемых объектов, а так же неоднозначными и, как правило, всевозможными и по преимуществу разнонаправленными взаимосвязями между их признаками.

Характер социологических данных

Анализ социологической информации, собранной в ходе эмпирических социологических исследований, является не просто совокупностью технических приемов и методов. Это ключевой этап всего исследования, в котором происходит конкретная проверка соответствия собранной информации тем моделям социальных явлений, которые, явно или скрыто, имеются у социолога. И более того, в процессе анализа определяют и проверяются новые модели, которые в соответствии отображают те закономерности, которые есть в собранных данных.

На первом этапе обработки социолог применяет стандартный набор средств (как правило — это одномерные распределения, таблицы, гистограммы и графики) для наиболее наглядного представления полученных данных. На втором показывается соответствие (или противоречие) данных исследовательской модели, а так же ведется дальнейшая разработка именно самой модели, отходя от самих данных.

При работе с эмпирическими социологическими данными социолог использует основные понятия:

  • единица анализа (анкета, случай);
  • переменная, признак;
  • шкала измерения.

Единица анализа — это элементарная, единичная часть объекта исследования.

Переменная и признак — это измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности и множество других переменных.

Шкала измерения – упорядоченная последовательность значений. [1].

Методы сбора данных

Для сбора первичных эмпирических данных используют три класса методов: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Методика их применения очень многообразна, поэтому некоторые модификации приняли статус самостоятельных методов, например, такие как интервью или анкетный опрос.

Особенное положение в системе приемов сбора первичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают одновременную регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Психологические и социально–психологические тесты берутся социологом из соседней области знания. Экспериментальные процедуры следует отнести к приемам анализа, потому что здесь социолог является автором построения логики изучения связей и зависимостей явлений, фиксированных путем наблюдения, опроса или по документам[2].

Данные, полученные в ходе социологических исследований, хранятся в различных источниках, которые находятся в Интернете. Они лежат в открытом доступе. В некоторых возможна онлайн обработка данных. Наиболее популярные источники это – Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Институт социологии РАН, Исследовательская группа ЦИРКОН и прочие.

Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД) – организация, в которой собраны результаты эмпирических исследований, касающиеся сферы наук об обществе, и имеющая свободный и открытый доступ к результатам этих исследований. Архив был основан в 2000 году. На сегодняшний день в базе данных архива насчитывается около 1000 социологических исследований и более 125 временных рядов основных показателей экономики нашей страны.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, в котором осуществляются функции по обобщению официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Институт социологии РАН образовался в 1968 г. В то время его называли Институт конкретных социальных исследований АН СССР.

В настоящее время институт занимается разработкой практического направления социологии и политологии, проводит масштабные эмпирические исследования, работает над социологической экспертизой решений, которые разрабатываются и принимаются властными структурами.

Исследовательская группа ЦИРКОН – одна из старейших в России независимая частная исследовательская компания, специализирующаяся на проведении социологических и маркетинговых исследований, информационно-аналитическом обслуживании, политическом и управленческом консультировании.

Сегодня Исследовательская группа ЦИРКОН имеет очень развитую сетевую структуру, в которую входят несколько коллективов специалистов, функция которых заключается в выполнении различного рода исследовательских и социоинженерных задач.

Методы многомерного анализа

Для анализа социологических данных в социологии применяют многомерные методы. Это такие методы, как регрессионный, факторный, кластерный, дисперсионный ну и другие виды анализа данных.

Регрессионный анализ

Основная цель множественного регрессионного анализа построить регрессионную модель с большим количеством факторов (переменных), определить давление каждого из них в отдельности, а также совместное их взаимодействие на зависимую переменную [3].

Назначение регрессионного анализа состоит в том, что бы построить модель, которая будет позволять по значению независимых показателей принимать оценки значения зависимой переменной. Регрессионный анализ считается основным методом исследования зависимостей между социально–экономическими переменными.

Особенностью социологических исследований является то, что постоянно нужно изучать и предсказывать социальные события.

Факторный анализ

Социологический смысл метода факторного анализа заключается в том, что измеряемые эмпирические показатели, переменные являются следствием других, скрытых от непосредственного измерения характеристик — латентных переменных. Латентность характеристик означает их не наблюдаемость, скрытость. Так как количество общих факторов значительно меньше количества анализируемых признаков, то можно сказать что, методы факторного анализа, направлены на уменьшение размеров анализируемого признакового пространства[4]. Допустим, мы закрепляем уровень доверия респондента к различным государственным институтам. Отсюда будет уместно предположить, что нет отдельных «доверий» к Совету Федерации, Государственной Думе, Счетной палате и проч. Возможно, что у респондента существует общее отношение к институтам центральной власти, которое влияет на то, как респондент будет отвечать на определенные вопросы по доверию к каждому отдельному институту.

Важным имеет значение то, что это общее, единое отношение к институтам государственной власти, формируя отношение к каждому из институтов, не определяет отношения к определенному институту на все 100%. Поэтому, ответ респондента на вопрос о том, насколько он доверяет определенному институту государственной власти, будет зависеть от общего фактора отношения к этим институтам и отдельного отношения именно к конкретному институту.

Метод главных компонент

Наиболее известным из методов поиска факторов выступает метод главных компонент, который заключается в последовательном нахождении факторов. Первым делом находят первый из факторов, который будет объяснять основную часть дисперсии, потом независимый от первого второй фактор, который объясняет большую часть оставшейся дисперсии, и т.д. [5].

Оценка факторов

Математический аппарат, который используется при факторном анализе, в реальности позволяет не вычислять собственно главные оси. За счет операций с корреляционной матрицей вычисляются факторные нагрузки до и после вращения факторов. От сюда следует, что одной из проблем факторного анализа является оценка факторов для объектов.

Когда для анализа применяют метод главных компонент, то факторы , которые имеют свойства, полученные этим методом, находятся с помощью регрессионного уравнения. Для того что бы выполнить оценку регрессионных коэффициентов стандартных переменных, нужно только знать корреляционную матрицу переменных. Корреляционная матрица по переменным Xi и Fk находится из модели и уже имеющейся матрицы корреляций Xi. А от сюда уже с помощью регрессионного метода определяются факторы в виде линейных комбинаций исходных переменных: [1].

Кластерный анализ

Этот вид анализа сжимает данные в классификацию объектов в отличии от факторного, который эти же данные сжимает в малое число количественных переменных.

Задачей кластерного анализа является выделение «сгущений точек», разбиение совокупности на однородные подмножества объектов, при условии, что данные будут восприниматься как точки в признаковом пространстве.

Во время проведения кластерного анализа всегда определяют расстояние на множестве объектов; алгоритмы кластерного анализа формулируют в терминах этих расстояний. Между объектами существует огромное количество мер близости и расстояний, которые подбирают исходя из целей социологического исследования. В частности, евклидово расстояние лучше всего применять для количественных переменных, расстояние хи–квадрат – для исследования частотных таблиц, так же существует множество мер для бинарных переменных.

Данный вид анализа считается описательной процедурой, он не делает ни каких статистических выводов, он всего лишь изучает структуру совокупности.

Кластерный анализ производит разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков. Кластерный анализ позволяет работать с множеством различных данных фактически любой природы и при этом в отличие от большинства математико–статистических методов, не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов. Это имеет огромное значение, например, для прогнозирования положения социальных групп, когда показатели имеют разнообразный вид, затрудняющий применение традиционных эконометрических подходов. Кластерный анализ предоставляет возможность рассмотреть довольно большой объем информации и резко сводить к минимуму или сжимать большие массивы социально–экономической информации, делать их тесными и наглядными. Особо важную роль кластерный анализ играет тогда, когда его применяют к совокупностям временных рядов, которые характеризуют экономическое развитие (например, общехозяйственной и товарной конъюнктуры). Здесь существует возможность, позволяющая выделить периоды, когда значения соответствующих показателей были достаточно близкими, а также определять группы временных рядов, динамика которых наиболее схожа [6].

Сравнительный анализ статистических пакетов

После проведения социологического опроса, социолог должен провести анализ социологических данных и сделать выводы. Для этого он использует статистические пакеты для обработки социологических данных. О платных пакетах известно больше, поэтому остановимся на свободно распространяемом программном обеспечении.

В процессе анализа данных используются такие универсальные методы и программные средства, что они могут быть использованы в таких областях науки, как в социология, экономика, менеджмент. Но применять анализ данных в каждой из областей имеет свои особенности, которые связаны со структурой данных, содержанием задач и интерпретацией результатов.

PSPP является программой для статистического анализа выборочных данных. Это бесплатная замена для оригинальной программы SPSS, и является очень похожей на него с некоторыми исключениями. Наиболее важными из этих исключений является то, что она абсолютно бесплатная. Имеется графический интерфейс и можно пользоваться консольными командами. Синтаксис и файлы данных совместимы с SPSS.

PSPP является стабильным и надежным приложением. Она может выполнять описательные статистики, Т–тесты, дисперсионный анализ, линейные и логистические регрессии, меры по ассоциации, кластерный анализ, надежность и факторный анализ, непараметрические критерии и др. PSPP предназначена для выполнения своих анализов так быстро, как это возможно, независимо от размера входных данных.

Читайте также:  Как повысить уровень хорошего холестерина

Прежде чем проводить анализ данных, они должны быть загружены в PSPP и расположены таким образом, чтобы программа и человек могли понять, что представляют собой данные. Есть два аспекта данных:

  • Переменные – это те параметры количество, которых было измерено или оценено в некотором роде. Например, длинна, ширина.
  • Наблюдения (или «случаи») переменных – каждое наблюдение представляет собой случай, когда переменные были измерены или наблюдались.

Deductor Studio

Deductor Studio – это программа, которая включает функции обработки, визуализации, импорта и экспорта данных. Программа настолько универсальна, что способна работать и без базы данных. Она способна брать данные для анализа из любых других источников, но наиболее оптимальным является их совместное использование. В данной программе используется огромно количество инструментов и методов, которые позволяют получать информацию из любых источников данных, проводить весь цикл обработки (очистку, трансформацию данных, построение моделей). Результаты, полученные в ходе анализа, выводятся на экран самым удобным способом (OLAP, таблицы, диаграммы, деревья и т.д.), а так же экспортируются в самых разных форматах.

Epi Info

EpiInfo оптимален для использования при ограниченных сетевых подключениях, а также при небольшом финансовом обеспечении проекта. EpiInfo является гибким, масштабируемым и бесплатным пакетом. Позволяет осуществлять сбор данных, применить все классические методы статистического анализа.

В настоящее время социология динамично развивается. Следовательно, и практика социологических исследований тоже не стоит на месте. Данные о населении (его численности, составе, размещении, занятости, закономерностях воспроизводства социальных групп, изучения социального поведения) имеют большое научное и практическое значение. [7, 8, 9, 10]

Полная и точная информация о населении необходима для объективной оценки уровня социально–экономического развития и демографической ситуации как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Существуют три основных классификации методов сбора социологических данных. Это такие методы как прямое наблюдение, анализ документов и опросы.

Данные, полученные в ходе социологических исследований, хранятся в таких источниках как: Единый Архив Экономических и Социологических Данных (ЕАЭСД), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Институт социологии РАН, Исследовательская группа ЦИРКОН™ и др. В некоторых из них доступна онлайн обработка данных.

Анализ социологических данных является основным этапом социологического исследования. На этом этапе осуществляется конкретная проверка соответствия собранной информации тем моделям социальных явлений, которые, явно или скрыто, имеются у социологов. Для анализа социологических данных в социологии применяют многомерные методы. Это такие методы, как регрессионный, факторный, кластерный, дисперсионный ну и другие виды анализа данных.

Заключительный этап социологического исследования включает обработку и анализ данных. В современном информационно организованном мире невозможно обойтись без всестороннего исследования данных и, следовательно, без системы, позволяющей провести этот анализ. Что бы проанализировать социологические данные и дать им оценку, социологи используют различные статистические пакеты для обработки социологических данных.

Источник

методы сбора и анализа данных в социологических исследованиях

Среди методов сбора первичной социальной информации самым популярным является метод опроса, который у многих людей ассоциируется именно с социологией.

С помощью опроса можно получить информацию, которая не всегда отражена в документальных источниках или доступна прямому наблюдению. К опросу прибегают, когда необходимо, а часто и единым источником информации является человек — непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явления или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче, чем невербальный. Она легче поддается количественному обработке и анализа, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. В пользу этого метода служит и его универсальность, поскольку во время опроса регистрируют мотивы деятельности индивидов, результаты этой деятельности. Все это обеспечивает опросу преимущества относительно метода наблюдения или метода анализа документов.

При опросе слишком важным является взаимодействие социолога и опрашиваемого. Исследователь вмешивается в поведение респондента, что, конечно, не может не сказаться на результатах исследования. Информация, полученная от респондентов с помощью опроса, отражает реальность только в том аспекте, в котором она существует в сознании опрашиваемых. Поэтому всегда следует учитывать возможное искажение информации при применении опроса, что связано с особенностями процесса отображения различных аспектов социальной практики в сознании людей.

Планируя сбор информации методом опроса, следует принимать во внимание и условия, которые могут влиять на ее качество. Однако взвесить все обстоятельства практически невозможно. Поэтому условия, не приняты во внимание, принадлежат к случайным факторам.

Для повышения надежности информации следует заботиться о неизменности как можно большего количества условий сбора информации: местных обстоятельств опроса, порядка формулировка вопросов и ответов на них, влияний исследователей на респондентов в процессе общения.

Основу метода социологического опроса составляет совокупность вопросов респонденту, ответы которого является необходимым для исследователя информации. Вопросы, которые социолог закладывает в анкету и адресует респонденту, делятся на:

1) результативные (содержанию) — относительно содержания объекта;

2) функциональные, с помощью которых упорядочивается сам процесс опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, дифференцируются на такие:

а) функционально-психологические (для устранения напряженности);

б) вопросы-фильтры (для определения того, принадлежит ли респондент к указанной группы);

в) контрольные вопросы для проверки достоверности данных.

Кроме того, в зависимости от наличия возможных ответов вопрос дифференцируются на такие: 1) открытые (возможные ответы не предлагаются); 2) закрытые (предлагаются возможные ответы).

Существует несколько закрытых вопросов: а) "да — нет"; б) альтернативные; в) вопрос-меню. Альтернативные отличаются от варианта "да — нет" уравновешенностью формулировки, то есть они содержат оба возможных ответа. Разновидностью альтернативного является шкальной вопрос, когда респондент отмечает интенсивность одного из вариантов. Вопрос-меню не исключает один из вариантов, а наоборот, предлагает меню несколько вариантов ответов.

Опрос предполагает четкость формулировок, их понятность для респондента, обращение к нему по цели, содержания, механизма ответов, дифференциацию опроса по месту жительства и работы.

По характеру взаимодействия выделяют такие виды опроса:

1) анкетирование,

2) интервьюирование.

Каждый из видов анкетирования также обозначен определенной внутренней структурой. Так, анкетирование делится на:

прессовое (анкеты печатаются средствами массовой информации с просьбой прислать им ответа);

почтовое (анкеты рассылаются по почте);

раздаточное (анкеты раздаются группой лиц, сосредоточенных в определенном месте).

Интервью (то есть беседа, которая проводится по определенному плану) может быть личным и групповым, телефонный, клиническим (глубоким, долгосрочным) и фокусированным (кратковременным), структурированным и неструктурированным.

Метод анализа документов — способ сбора информации в социологических исследованиях, который предусматривает получение и использование информации, зафиксированной в рукописных или печатных текстах на магнитных лентах, кинопленках, других носителях социальной информации. В зависимости от средств фиксации данных документы разделяют на:

1) текстовые;

2) статистические;

3) иконографические, каждые, из которых содержат разнообразные формы документальных сообщений.

Анализ документов бывает внешним и внутренним. Внешний анализ документов связан с появлением документа, его общей характеристикою, видом, формой, обстоятельствами формирования, автором, целью создания, надежностью и достоверностью. Внутренний анализ документов — это исследование их содержания, сущности информации, содержащейся в них, в контексте задач исследования по соответствующей схеме, определением текстовых индикаторов ключевых понятий концепции исследования.

Значительно повышают объективность в понимании документов специализированные научные методы анализа, в частности, логико-семантические или методы юридического толкования закона и т.д. Это одно из проявлений дальнейшей дифференциации социологических методов, в частности метода анализа документов. Кроме традиционного (классического, качественного) анализа документов применяют и контент-анализ документов (формализованный, количественный). Первый предусматривает все разнообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документа, а второй выясняет смысловые единицы, которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью определенных единиц счета.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого получают знания о внешних сторонах, свойств и отношений объектов, изучаемых. Другими словами, наблюдение — это прямая регистрация событий (происходят) со стороны очевидца, то есть того, кто наблюдает.

В отличие от обыденного наблюдения, в научном наблюдении заранее планируется его организация, разрабатывается методика регистрации, обработки и интерпретации данных, что обеспечивает относительную надежность полученной информации. Главным объектом при этом поведение отдельных людей и социальных групп, а также условия их деятельности. Используя метод наблюдения можно изучать реальные отношения в действия, анализировать реальную жизнь людей, конкретное поведение субъектов разнообразной деятельности.

Дифференциация метода наблюдения означает его разделение на структурированное и неструктурированное. Первое осуществляется по предварительно разработанному плану и контролируется, при этом социолог определяет целевую установку и структуру исследования; второе — не контролируется, здесь отсутствуют параметры наблюдения, кроме определения непосредственного объекта исследования, когда оно находится на начальном этапе и имеет поисковый характер.

В зависимости от степени участиянаблюдателя в ситуации, что исследуется, различают: 1) включающее наблюдение (с участием наблюдателя); 2) невключающее (без участия исследователя, который находится за объектом, только фиксируя то, что происходит). При включенном наблюдении социолог принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, находится в контакте с людьми, за которыми ведет наблюдение, действует совместно с ними.

Продолжая тему дифференциации социологических методов, следует заметить, что по месту проведения и условиями организации наблюдения разделяют на следующие:

1) полевые (которые проводятся в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с объектом);

2) лабораторные (при которых условия окружающей среды и ситуация, которая наблюдается, определяются исследователем).

По регулярности проведения различают:

1) систематическое наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действия, процесса, ситуации на протяжении определенного периода времени и позволяет выявить динамику процесса;

2) случайное, которое проводится в незапланированной ситуации.

Эксперимент — это способ получения информации, которая проводится в специально созданных и контролируемых условиях, которые позволяют каждый раз обновлять ход явления при повторении условий.

Специфика эксперимента — в отсутствии сведений о нем у тех, кто исследуется, чтобы не деформировать ожидаемые результаты. Социальный эксперимент — способ получения информации о социальный объект в результате воздействия на него некоторых факторов.

Употребление эксперимента крайне ограничено. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда была поставлена цель эксперимента и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. Сопоставление результатов двух групп обнаруживает разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Не менее важным методом сбора первичной информации является анализ документов. Т. к. сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

Читайте также:  Рекламные исследования анализ ситуации

В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы.

По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.

При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?

При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа.

Контент-анализ — это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.

Контент-анализ используется уже около 100 лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе.

Контент-анализ весьма полезен для исследования проблем трех типов. Во-первых, он плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например, многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием. Во-вторых, он пригоден в тех случаях, когда проблема должна быть исследована «на расстоянии», например при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции. Наконец, с помощью контент-анализа можно обнаружить в тексте такие сообщения, которые трудно увидеть поверхностным взглядом .

Т. о. можно сказать, что изучение документов играет не мало важную роль при сборе информации, а также просто необходимо после проведения различных видов опросов. Его основным преимуществом является наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов.

Источник

Методы анализа полученной информации социология

Среди методов сбора первичной социальной информации самым популярным является метод опроса, который у многих людей ассоциируется именно с социологией.

С помощью опроса можно получить информацию, которая не всегда отражена в документальных источниках или доступна прямому наблюдению. К опросу прибегают, когда необходимо, а часто и единым источником информации является человек — непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явления или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче, чем невербальный. Она легче поддается количественному обработке и анализа, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. В пользу этого метода служит и его универсальность, поскольку во время опроса регистрируют мотивы деятельности индивидов, результаты этой деятельности. Все это обеспечивает опросу преимущества относительно метода наблюдения или метода анализа документов.

При опросе слишком важным является взаимодействие социолога и опрашиваемого. Исследователь вмешивается в поведение респондента, что, конечно, не может не сказаться на результатах исследования. Информация, полученная от респондентов с помощью опроса, отражает реальность только в том аспекте, в котором она существует в сознании опрашиваемых. Поэтому всегда следует учитывать возможное искажение информации при применении опроса, что связано с особенностями процесса отображения различных аспектов социальной практики в сознании людей.

Планируя сбор информации методом опроса, следует принимать во внимание и условия, которые могут влиять на ее качество. Однако взвесить все обстоятельства практически невозможно. Поэтому условия, не приняты во внимание, принадлежат к случайным факторам.

Для повышения надежности информации следует заботиться о неизменности как можно большего количества условий сбора информации: местных обстоятельств опроса, порядка формулировка вопросов и ответов на них, влияний исследователей на респондентов в процессе общения.

Основу метода социологического опроса составляет совокупность вопросов респонденту, ответы которого является необходимым для исследователя информации. Вопросы, которые социолог закладывает в анкету и адресует респонденту, делятся на:

1) результативные (содержанию) — относительно содержания объекта;

2) функциональные, с помощью которых упорядочивается сам процесс опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, дифференцируются на такие:

а) функционально-психологические (для устранения напряженности);

б) вопросы-фильтры (для определения того, принадлежит ли респондент к указанной группы);

в) контрольные вопросы для проверки достоверности данных.

Кроме того, в зависимости от наличия возможных ответов вопрос дифференцируются на такие: 1) открытые (возможные ответы не предлагаются); 2) закрытые (предлагаются возможные ответы).

Существует несколько закрытых вопросов: а) "да — нет"; б) альтернативные; в) вопрос-меню. Альтернативные отличаются от варианта "да — нет" уравновешенностью формулировки, то есть они содержат оба возможных ответа. Разновидностью альтернативного является шкальной вопрос, когда респондент отмечает интенсивность одного из вариантов. Вопрос-меню не исключает один из вариантов, а наоборот, предлагает меню несколько вариантов ответов.

Опрос предполагает четкость формулировок, их понятность для респондента, обращение к нему по цели, содержания, механизма ответов, дифференциацию опроса по месту жительства и работы.

По характеру взаимодействия выделяют такие виды опроса:

1) анкетирование,

2) интервьюирование.

Каждый из видов анкетирования также обозначен определенной внутренней структурой. Так, анкетирование делится на:

прессовое (анкеты печатаются средствами массовой информации с просьбой прислать им ответа);

почтовое (анкеты рассылаются по почте);

раздаточное (анкеты раздаются группой лиц, сосредоточенных в определенном месте).

Интервью (то есть беседа, которая проводится по определенному плану) может быть личным и групповым, телефонный, клиническим (глубоким, долгосрочным) и фокусированным (кратковременным), структурированным и неструктурированным.

Метод анализа документов — способ сбора информации в социологических исследованиях, который предусматривает получение и использование информации, зафиксированной в рукописных или печатных текстах на магнитных лентах, кинопленках, других носителях социальной информации. В зависимости от средств фиксации данных документы разделяют на:

1) текстовые;

2) статистические;

3) иконографические, каждые, из которых содержат разнообразные формы документальных сообщений.

Анализ документов бывает внешним и внутренним. Внешний анализ документов связан с появлением документа, его общей характеристикою, видом, формой, обстоятельствами формирования, автором, целью создания, надежностью и достоверностью. Внутренний анализ документов — это исследование их содержания, сущности информации, содержащейся в них, в контексте задач исследования по соответствующей схеме, определением текстовых индикаторов ключевых понятий концепции исследования.

Значительно повышают объективность в понимании документов специализированные научные методы анализа, в частности, логико-семантические или методы юридического толкования закона и т.д. Это одно из проявлений дальнейшей дифференциации социологических методов, в частности метода анализа документов. Кроме традиционного (классического, качественного) анализа документов применяют и контент-анализ документов (формализованный, количественный). Первый предусматривает все разнообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документа, а второй выясняет смысловые единицы, которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью определенных единиц счета.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого получают знания о внешних сторонах, свойств и отношений объектов, изучаемых. Другими словами, наблюдение — это прямая регистрация событий (происходят) со стороны очевидца, то есть того, кто наблюдает.

В отличие от обыденного наблюдения, в научном наблюдении заранее планируется его организация, разрабатывается методика регистрации, обработки и интерпретации данных, что обеспечивает относительную надежность полученной информации. Главным объектом при этом поведение отдельных людей и социальных групп, а также условия их деятельности. Используя метод наблюдения можно изучать реальные отношения в действия, анализировать реальную жизнь людей, конкретное поведение субъектов разнообразной деятельности.

Дифференциация метода наблюдения означает его разделение на структурированное и неструктурированное. Первое осуществляется по предварительно разработанному плану и контролируется, при этом социолог определяет целевую установку и структуру исследования; второе — не контролируется, здесь отсутствуют параметры наблюдения, кроме определения непосредственного объекта исследования, когда оно находится на начальном этапе и имеет поисковый характер.

В зависимости от степени участиянаблюдателя в ситуации, что исследуется, различают: 1) включающее наблюдение (с участием наблюдателя); 2) невключающее (без участия исследователя, который находится за объектом, только фиксируя то, что происходит). При включенном наблюдении социолог принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, находится в контакте с людьми, за которыми ведет наблюдение, действует совместно с ними.

Продолжая тему дифференциации социологических методов, следует заметить, что по месту проведения и условиями организации наблюдения разделяют на следующие:

1) полевые (которые проводятся в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с объектом);

2) лабораторные (при которых условия окружающей среды и ситуация, которая наблюдается, определяются исследователем).

По регулярности проведения различают:

1) систематическое наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действия, процесса, ситуации на протяжении определенного периода времени и позволяет выявить динамику процесса;

2) случайное, которое проводится в незапланированной ситуации.

Эксперимент — это способ получения информации, которая проводится в специально созданных и контролируемых условиях, которые позволяют каждый раз обновлять ход явления при повторении условий.

Специфика эксперимента — в отсутствии сведений о нем у тех, кто исследуется, чтобы не деформировать ожидаемые результаты. Социальный эксперимент — способ получения информации о социальный объект в результате воздействия на него некоторых факторов.

Употребление эксперимента крайне ограничено. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда была поставлена цель эксперимента и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. Сопоставление результатов двух групп обнаруживает разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Не менее важным методом сбора первичной информации является анализ документов. Т. к. сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

Читайте также:  Анализ крови группа риска

Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы.

По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.

При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?

При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа.

Контент-анализ — это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.

Контент-анализ используется уже около 100 лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе.

Контент-анализ весьма полезен для исследования проблем трех типов. Во-первых, он плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например, многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием. Во-вторых, он пригоден в тех случаях, когда проблема должна быть исследована «на расстоянии», например при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции. Наконец, с помощью контент-анализа можно обнаружить в тексте такие сообщения, которые трудно увидеть поверхностным взглядом .

Т. о. можно сказать, что изучение документов играет не мало важную роль при сборе информации, а также просто необходимо после проведения различных видов опросов. Его основным преимуществом является наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов.

Источник

Методы анализа и обработки социологической информации

Подпись: 7.1. Понятие о методах анализа и обработки социологических данных

Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследо­вания, еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить зако­номерности и тенденции, прове­рить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, про­анализировать и научно интегрировать. Для этого все собранные ан­кеты, карточки наблюдения или бланки интервью необходимо про­верить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т. д. Иными сло­вами, необходимо применить методы анализа и обработки эмпири­ческих данных.

В социологии под методами анализа и обработки социологической информации понимают способы преобразования эмпирических дан­ных, полученных в ходе социологического исследования. Преобразо­вание производится с целью сделать данные обозримыми, компакт­ными и пригодными для содержательного анализа, проверки иссле­довательских гипотез и интерпретации. Хотя невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и ме­тодами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры преобразования данных, которые переплетаются с интер­претацией, а под вторыми — в основном рутинные, механические процедуры преобразования полученной информации.

Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное образование составляет этап эмпирического социологи­ческого исследования, в ходе которого с помощью логико-содержа­тельных процедур и математико-статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования, т. е. так называемая «первичная информация»: ответы респондентов, оценки экспертов, данные на­блюдения и пр. Примерами таких методов являются группировка, та­булирование, расчет многомерных распределений признаков, классифи­кация и др.

Вторичные методы обработки используют, как правило, для дан­ных первичной обработки, т. е. это методы получения показателей, рассчитываемых по частотам, сгруппированным данным и класте­рам (средних величин, мер рассеяния, связей, показателей значимос­ти и т. д.). К методам вторичной обработки можно также отнести ме­тоды графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.

Кроме того, методы анализа и обработки социологической ин­формации можно разделить на методы статистического анализа ин­формации, в том числе методы описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков, средних величин, мер рассе­яния), методы статистики вывода (например, корреляционный, рег­рессивный, факторный, кластерный, причинный, логлинейный, дис­персионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и про­цессов (например, анализ временных рядов, имитационное моде­лирование, цепи Маркова и пр.). Методы анализа и обработки социологической информации могут быть разделены также на уни­версальные, которые пригодны для анализа большинства видов ин­формации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных, представленных в специальном виде информации (например, анализ социометрических данных или контент-анализ текстов).

С точки зрения использования технических средств выделяют два вида обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием средств вычислительной техники). Ручную обра­ботку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа. Вторичную обработку информации проводят с помощью микрокалькулятора или другой вычислительной техники. Примером социологических исследований, в которых часто используется ручная обработка, явля­ются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

Однако основным средством анализа и обработки данных в насто­ящее время являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых осуществляется первичная и большинство видов вторич­ной обработки и анализа социологической информации. При этом анализ и обработка социологической информации на ЭВМ прово­дятся, как правило, посредством специально разрабатываемых ма­шинных программ, реализующих методы анализа и обработки соци­ологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных наборов программ или так называемых пакетов при­кладных программ анализа социологической информации. В круп­ных социологических центрах анализ и обработка социологической информации наряду с пакетами прикладных программ опираются на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при осуществлении вторичного анализа социологических данных.

Анализ показывает, что дальнейшее развитие социологической науки в Украине в значительной мере будет зависеть от политичес­кой и экономической ситуации в стране, положения и роли науки в обществе, а также кадровой и финансовой политики государства. В ближайшем будущем отечественная социология (как и мировая) более четко определит свой предмет, отличный от предметов других наук, а также более предметно займется собственным делом, не под­меняя другие науки, и, кроме того, институциализируется не только организационно, но и концептуально, методологически.

В этой связи в ближайшей перспективе следует ожидать проявле­ния и другой тенденции в отечественной социологии — переориента­ции с традиционных связей с другими науками по объекту на связи по методу, т. е. освоения принципов, подходов и методов, разрабо­танных в других научных дисциплинах, таких как синергетика, тео­рия развития, теория систем, теория деятельности, теория организа­ции, теория информации и др.

От последней тенденции в той или иной мере будет зависеть раз­работка методологических и методических подходов как в теорети­ческой, так и в прикладной социологии, в которой останутся акту­альными методологические проблемы «перевода» социологических категорий с теоретического уровня на эмпирический, а также транс­формация социологических концепций, моделей и методов с целью более эффективного их применения в области социальных техно­логий.

Что касается методов и методики социологических исследований, то в недалеком будущем от отечественных социологов следует ожи­дать роста усилий, связанных с поиском получения надежных дан­ных, а также создания широких сетей интервьюеров, что позволит проводить социологические исследования в мониторинговом режи­ме. Более широко будут применяться качественные методы анализа социологических данных, а также компьютерный контент-анализ и ассистируемое компьютером интервью. Кроме того, в начале тре­тьего тысячелетия следует ожидать создания мощных сетей телефон­ного интервью.

Наряду с исследованиями по всеукраинским (общенациональным) выборкам все большее распространение получат региональные ис­следования, т. е. исследования по выборкам, представительным для регионов Украины. Вместе с анкетными опросами значительно чаще будут использоваться так называемые гибкие методы сбора эмпири­ческих данных: углубленные интервью, фокусированные беседы и т. п. Можно также ожидать более широкого распространения поис­ковых (без жестких гипотез) и специальных методологических и ме­тодических исследований. При этом не менее эффективными как для прикладной, так и для теоретической социологии могут оказаться локальные, оперативные и компактные эмпирические исследования различных сторон реформирования общественной жизни (естествен­но, при достаточно высоком уровне их научной организации и про­ведения).

Несомненный интерес будет по-прежнему представлять этическая сторона как социологической науки, так и практической деятельнос­ти отечественных социологов.

1. Ю. П. Сурмин Н.В. Туленков «Методология и методы социологических исследований»

2. Г. В. Щекин «Система социологического знания»

3. Н. П. Лукашевич Н. В. Туленков «Социология»

[1] Модель карточки наблюдения, которое осуществляет учитель на уроке литерату­ры (А, Б, В, Г— ученики класса).

Источник

Adblock
detector