Метод анализа литературы называется



Основные методы, используемые при анализе научной литературы

При написании научного исследования автору предстоит изучить немало литературы, выбрать наиболее подходящие ресурсы, обработать их. Только после тотального изучения информации возможно выявить и исследовать проблему, разработать новые способы ее решения. Важно, чтобы текст учебной или научной работы был грамотно изложен, согласно принципам ясности, четкости, последовательности и пр. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные методы анализа и обработки научных ресурсов.

Основные методы, используемые при анализе научной литературы

При написании научного исследования автору предстоит изучить немало литературы, выбрать наиболее подходящие ресурсы, обработать их. Только после тотального изучения информации возможно выявить и исследовать проблему, разработать новые способы ее решения. Важно, чтобы текст учебной или научной работы был грамотно изложен, согласно принципам ясности, четкости, последовательности и пр. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные методы анализа и обработки научных ресурсов.

Метод деконструкции

Данный прием основывается на изменении последовательности изложения мысли автора. Здесь исследователю предстоит тщательно отбирать материал и включать в подходящие моменты выбранные фрагменты со ссылкой на первоисточник. Желательно переплетать основную мысль с доказанными гипотезами других авторов и при этом аргументировано описывать свою позицию.

Метод деконструкции основан на таких принципах, как оценка текста, толкование прочитанного на «своем языке» без искажения смысла. Фактически этот прием призван отбирать наиболее существенные и подходящие фрагменты для личного «пользования». Главное, чтобы был сохранен контекст (смысл) из первоисточника и правильно, уместно употреблен в научном исследовании.

Аксиоматический метод

Название данного способа происходит от слова «аксиома» – утверждение, не требующее доказательства. Данный метод основан на том, что все предположения фактически выводятся из одного (или нескольких) уже ранее доказанных утверждений. Автор, опираясь на известные теории, логическим путем приводит читателя к новым гипотезам, положениям. В качестве аргументов могут быть использованы тезисы, идеи, алгоритмы из первоисточника, которые и выступают в роли «аксиомы». Важно, чтобы все утверждения были дополнены личными выводами.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Метод апперципирования

Этот метод предполагает обычное дополнение хода исследования новыми сведениями из иных источников. Главное, чтобы все используемые в качестве дополнения ресурсы были связаны с выбранной темой научного проекта. Таким образом, этот способ предполагает связывание мыслей автора с чужими трудами, демонстрирует зависимость его точки зрения от иных гипотез.

Дискриптивный метод

В любом исследовании выделяются ключевые слова, моменты. Автор старается обосновать свою гипотезу, полагаясь именно на них. Такой прием называется дескриптивным, так как он основывается на «дескриптах» – опорных словах, словосочетаниях. Данный способ позволяет конкретизировать ход мысли, выявить ключевые слова, сделать акцент на наиболее ярких и важных моментах.

Диахронический метод

Чтобы конкретизировать и обосновать проблему или тему досконально, зачастую авторы прибегают к изучению вопроса с ранних истоков. Они исследуют его с момента зарождения и вплоть до настоящего времени. Зачастую такой подход используется при написании учебных и научных работ по гуманитарным дисциплинам (история, философия, социология и пр.). Исследование проблемы с учетом ее исторического развития производится с помощью диахронического метода.

Аспектный анализ

В этом случае автор будет обосновывать свое суждение с помощью конкретной теории, трудов определенного автора. Также данный прием предполагает исследование проблемы с какого-либо конкретного ракурса (аспекта). Зачастую аспектный метод используется при написании научно-исследовательских работ с практической частью, когда рассмотренная в теории проблема «доказывается» (анализируется и решается) на практике (на конкретном примере).

Голографическчий метод

Данный прием считается одним из самых полноценных, расширенных и в то же время сложных. Он предполагает изучение темы (проблемы), как целого явления, так и в раздробленном виде, с учетом его взаимосвязей с окружающим миром. То есть данный метод позволяет изучить внутреннюю структуру проблемы, а также воздействие на нее внешних факторов, поведение объекта исследования в конкретных ситуациях и условиях.

Каждый из рассмотренных приемов сбора и обработки данных позволяет конкретизировать проблему, рассмотреть ее с учетом позиции автора, доступных для него источников информации, углубиться в тему и добиться успеха на научном поприще. В научной работе всегда используется не какой-либо один прием, а целый комплекс мер, то позволяет автору разобраться в ситуации и доказать свою гипотезу.

Источник

методы изучения литературы

Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед … Литературная энциклопедия

Читайте также:  В теоретической части была дана характеристика средневековой риторики при помощи чего выявлено что главной е

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Способы познания явлений действительности и их закономерностей. Применительно к обучению языку М. и. – способы изучения учебного процесса с целью повышения его эффективности. Различают следующие основные М. и. (Ляховицкий,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… … Российская педагогическая энциклопедия

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике — приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации,… … Российская педагогическая энциклопедия

Методы лингвостилистического анализа — – это совокупность различных приемов анализа текста (и его языковых средств), с помощью которых в стилистике формируются знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения; способы теоретического освоения наблюдаемого и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Методы оптимизации — Математическое программирование математическая дисциплина, изучающая теорию и методы решения задач о нахождении экстремумов функций на множествах конечномерного векторного пространства, определяемых линейными и нелинейными ограничениями… … Википедия

функциональное изучение литературы — литературоведческое исследование, рассматривающее разные этапы восприятия и осмысления художественного произведения. Рубрика: Литература и наука Род: Методы изучения литературы Идея функционального изучения литературы намечена еще в размышлениях… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Библиография литературы — БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Зародившись в древней Греции, наряду с критикой и теорией литературы, история литературы с первой эпохи своего существования была тесно связана с Б. У александрийских ученых в III в. до христ. эры критика текстов… … Литературная энциклопедия

История литературы и методы ее изучения — Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на древесной коре, костях или камнях. На известной… … Литературная энциклопедия

Источник

методы изучения литературы

Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед … Литературная энциклопедия

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Способы познания явлений действительности и их закономерностей. Применительно к обучению языку М. и. – способы изучения учебного процесса с целью повышения его эффективности. Различают следующие основные М. и. (Ляховицкий,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… … Российская педагогическая энциклопедия

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике — приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации,… … Российская педагогическая энциклопедия

Методы лингвостилистического анализа — – это совокупность различных приемов анализа текста (и его языковых средств), с помощью которых в стилистике формируются знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения; способы теоретического освоения наблюдаемого и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Методы оптимизации — Математическое программирование математическая дисциплина, изучающая теорию и методы решения задач о нахождении экстремумов функций на множествах конечномерного векторного пространства, определяемых линейными и нелинейными ограничениями… … Википедия

функциональное изучение литературы — литературоведческое исследование, рассматривающее разные этапы восприятия и осмысления художественного произведения. Рубрика: Литература и наука Род: Методы изучения литературы Идея функционального изучения литературы намечена еще в размышлениях… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Библиография литературы — БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Зародившись в древней Греции, наряду с критикой и теорией литературы, история литературы с первой эпохи своего существования была тесно связана с Б. У александрийских ученых в III в. до христ. эры критика текстов… … Литературная энциклопедия

История литературы и методы ее изучения — Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на древесной коре, костях или камнях. На известной… … Литературная энциклопедия

Читайте также:  Какой анализ крови сдавать при гастрите

Источник

Как написать обзор литературы в курсовой работе + пример

Написание курсовой работы — важная часть образовательного процесса. С её помощью студент может продемонстрировать уровень своих знаний, умение работать с научными материалами и углубляться в предмет.

Мы уже рассказывали, как написать введение и заключение в курсовой, делились стандартами оформления работы по ГОСТу. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос, как написать литературный обзор в курсовой, и поделимся наглядными примерами.

Хотите получать свежие статьи первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. А чтобы с выгодой заказывать любую студенческую работу, следите за акциями и скидками компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое анализ литературы в курсовой и зачем он нужен

Что такое анализ литературы

Анализ литературы — это не библиографический список книг и других материалов, чтение которых вдохновило и помогло вам написать работу. Литературный обзор курсовой работы — это именно анализ использованных источников. Его можно сравнить с небольшой рецензией, которая делается с акцентом на исследуемые в курсовой вопросы.

Различается также и месторасположение этих двух частей в работе. В курсовой литобзор относится к введению и размещается в начале. А список литературы — это перечень всех материалов, который оформляют после выводов заключительной части работы.

Зачем нужен анализ литературы

Чтобы написать любую студенческую работу, необходимо хорошо изучить научные исследования по теме других авторов, особенно рекомендованные преподавателем. А для того, чтобы показать, насколько хорошо вы поработали с источниками и понимаете их, и нужен анализ литературы в курсовой работе с примерами цитат и ссылками.

Литературный обзор в курсовой работе позволяет:

  • показать знания специальной литературы по теме;
  • применить на практике умение систематизировать материалы и выделять главное;
  • дать оценку существующих достижений в изучении проблемы;
  • определить теоретическую основу и методы, в рамках которых будет проходить исследование;
  • раскрыть термины и концепции, использованные в работе;
  • сформулировать гипотезы и предположения, которые будут проверяться в практической части;
  • продемонстрировать способность в своих исследованиях опираться на прошлый опыт.

Каким должен быть объём литературного анализа

Объём литературного обзора зависит от объёма самой работы. Если анализ литературы в дипломной или магистерской диссертации может занимать от двух и более страниц печатного текста и выделяться в отдельный раздел, то для курсовой требования к объёму значительно меньше. Как правило, литературный обзор в курсовой работе — это один-два абзаца, которые относятся к введению и не выделяются в отдельный пункт.

Уточнить, какой объём отвести в работе для литобзора, можно у своего научного руководителя. Он же подскажет, источники которые лучше использовать для изучения темы, где их искать и как проверить на достоверность. Поиск нужной литературы — важный этап в написании курсовой работы

Как делать литобзор для курсовой

Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:

  • выделите теорию, на которую вы планируете опираться в процессе исследования, и покажите её развитие в работах других авторов;
  • не старайтесь охватить всю проблему целиком, делайте акцент только на вопросах, которые относятся к выбранной теме;
  • используйте для литобзора только научные публикации, которые помогают раскрыть и аргументировать основную мысль работы;
  • расшифруйте сложные термины, укажите автора, который их использовал, и область, в которой они применяются;
  • следите за логикой и старайтесь, чтобы работы, которые вы рассматриваете в анализе литературы, соотносились друг с другом и с темой исследования;
  • правильно оформляйте цитаты, если используете их в тексте.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что можно и нельзя делать в литературном обзоре

Что можно Что нельзя
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами Давать определения без ссылок на первоисточник
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта Вставлять цитаты без должного оформления
Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины
Использовать литературные источники десятилетней давности
Читайте также:  Посев на аэробную и факультативно анаэробную флору

Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.

Анализ литературы в курсовой: примеры

Чтобы понять, как может выглядеть литературный обзор в курсовой работе, мы подобрали два примера. Их отличие в способах оформления ссылок. В первом примере названия источников указаны в самом анализе литературы, во втором в квадратных скобках даются их номера в библиографическом списке, который приводится в конце работы.

Пример №1: Литературный обзор в курсовой работе

Целью данного обзора является выяснение используемых принципов и методов строительства в особых грунтовых условиях и их обоснование. Особые грунтовые условия — это просадочные, пучинистые, вечномёрзлые, засоленные, набухающие, слабые, насыпные, сильносжимаемые и т. п. грунты, которые занимают 85% территории России. Поэтому особенно важно знать наиболее надежные и экономичные способы строительства в этих условиях. Начнем с анализа новейшей научной литературы, а затем сопоставим её с учебной и нормативной. По вопросу строительства фундаментов в особых грунтовых условиях были рассмотрены статьи в журналах «Основания, фундаменты и механика грунтов» за 1997-2002 г., «Промышленное и гражданское строительство» за 1998-2002 г., «Строительство» за 2000-2002г., научная и учебная литература за 1980-2002 г., (см. список литературы). Результаты литературного обзора показали, что эти проблемы совершенно недостаточно разработаны и весьма слабо освещаются, в том числе и в нормативной литературе. Предлагаемые методы главным образом направлены либо на укрепление грунта, либо на использование свайных фундаментов. В связи с этим в КрасГАСА предложена новая технология строительства в особых условиях, основанная на применении пространственных фундаментных платформ и замкнутых зданий из унифицированных пространственных строительных элементов.

Пример №2: Литературный обзор в курсовой работе

В настоящее время в педагогической литературе всё чаще встречается термин «образовательное пространство». Оно вошло в педагогическую практику в конце 80-х годов. Учёные рассматривают различные характеристики образовательного пространства. Например, В.И. Гинецинский изучает проблему структурирования образовательного пространства с точки зрения системного подхода [3]. В.А. Конев в работе развивает культурологический подход в изучении данной категории [10]. Много публикаций посвящено тесно связанному с образовательным информационному пространству. И.К. Шалаев и А.А. Веряев определяют образовательное пространство как «форму существования трансляции социального опыта от поколению к поколению на уровне, … имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания» [24]. Существует на первый взгляд синонимичное образовательному пространству понятие «образовательная среда» — они оба выступают в качестве окружения субъектов образовательного процесса. Вместе с тем, их различие состоит в том, что пространство не подразумевает включённость в него обучающегося, а среда предполагает погружённость в неё, взаимодействие с субъектом. Условное тождество данных понятий позволяет говорить об аналогичной структуре образовательного пространства и образовательной среды. В.А. Ясвин выделяет ряд компонентов образовательной среды, которые мы можем спроектировать и на образовательное пространство [25].

Очень важно, чтобы все указанные в квадратным скобках источники, нашлись в списке литературы:

3. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. — 1997. №3. — С. 10-15.
10. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / Вопросы философии. — 1996. №10. — С. 46-57.
24. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагогика. 1998. №4
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Написать грамотный анализ литературы в курсовой работе не менее важно, чем все остальные структурные части. Если вы не успеваете выполнить работу в срок и нужна помощь, обращайтесь в наш студенческий сервис.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Adblock
detector