Личностно деятельностный подход к анализу отношений человека к деятельности статья

Деятельностная теория личности.

Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Ее разработкой занимались С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности (особенно с социально-наученческим направлением), с гуманистической и когнитивной теориями.

В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности.

Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он – активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы, тем не менее, рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.

По их мнению, в личности основное место занимает сознание, бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, от общественных отношений, в которые она включена. Человек обладает свободой воли в той мере, в какой позволяют социально усвоенные свойства сознания. Свобода – это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно.

В деятельностном подходе наиболее популярной является 4-х компонентная модель личности, которая включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.

Способности – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т.д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.

Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают асоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.

Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личности самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенциально-бытийных целостных свойств личности.

На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» последователи данной теории отвечают: потому что у этих людей в процессе их деятельности (учебной, трудовой и т.д.) в определенной социальной среде сформировались целенаправленно-осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.

Источник

Личностно-деятельностный подход к анализу отношений человека к деятельности (статья)

Огромный прогресс в исследовании отношений был достигнут в рамках «личностного подхода» в психологических исследованиях. Описывая сущность и развитие личностного подхода в отечественной психологии, К.К. Платонов отмечал глубинную связь этого подхода с психологией отношений: «Одним из наиболее глубоких корней личностного подхода являются объективно складывающиеся межличностные отношения людей. «. » Каждый человек, вступая во взаимоотношения с другими людьми, отражает этих людей не только в качестве объектов своих воздействий, но и в качестве субъектов их сознательных целенаправленных воздействий на него. Объективно это значит, что каждый из вступающих во взаимоотношения отражает другого человека как личность. Ведь личность — это и есть человек, как носитель сознания. Причем, отражая других людей как личностей, сам человек это может осознавать с различной степенью ясности».

Эмпирические исследования таких феноменов, как избирательность, активность (в теории В.П. Мясищева было доказано, что эти феномены характеризуют отношения человека), привели С.Л. Рубинштейна к необходимости сформулировать личностный принцип в психологии: «Мы исходим из того,- писал он,- что внешние причины (внешние воздействия) всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние условия. С этим пониманием детерминизма связано истинное значение, которое приобретает личность как целостная совокупность внутренних условий для понимания закономерностей психических процессов. — и, развивая свою мысль, подчеркивал: При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые презюмируются все внешние воздействия. Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта – через сложившийся у него строи мыслей и чувств».

Личностный подход в психологии, сформулированный Рубинштейном имел свою историю развития и основывался на отечественной медико-психологической теории и практике. Впервые в истории отечественной психологии о личностном подходе сказал психолог-клиницист- В.М. Бехтерев. Так, в 1907 г. в своей речи на Международном съезде врачей в Амстердаме он сформулировал тезис, по-новому прозвучавший в мировой психологии, увлеченной тогда психометрией отдельных функций. «Если мы будем подвергать несколько лиц определенным экспериментам,- сказал Бехтерев,- то окажется, что каждое лицо даст свои особые результаты, вытекающие из особенностей его личности. Иначе говоря, при совершенно одинаковых внешних условиях различные лица будут испытывать неодинаковые переживания, что с некоторым сожалением отмечается психологами, как обстоятельство, затрудняющее перенесение результатов, полученных при исследованиях одного лица, на другое».

Эта идея В.М. Бехтерева, идеи А.Ф. Лазурского об экзопсихике побудили Л.С. Выюгского к конкретным психологическим исследованиям, реализующим тезис об общественно-исторической природе личности и сознания. В результате он выдвинул теорию культурно-исторического развития, неотъемлемой частью которой является понимание «межфункциональных связей». Факты, полученные Л. С. Выготским и его учениками (1932 г.) при изучении речевого мышления, логической памяти, произвольного внимания, привели его к выводу, что «развитие высших психологических функций заключается не столько в процессе их внутрифункционального изменения, сколько в изменении тех межфункциональных связей и отношений, которые определяют место и значение каждой функции в системе личности в целом» (Выготский Л.С. Нарушения понятий при шизофрении. // «Избранные психологические исследования», стр. 493). Так психолог вплотную подошёл к пониманию индивида как целостной личности. В ею концепции категория отношений заняла место внутриличностного регулятора различных психических и психологических функций и свойств.

В наиболее общем ею значении личностный подход как принцип отечественной психологии заключается в понимании личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, которыми является структура ее свойств и качеств, через которые преломляются все внешние воздействия.

Но личностный подход — это не только понимание человека в целом, но и его деятельности, любого отдельного психического явления. В соответствии с личностным подходом ни одно психическое явление, будь то процесс, состояние или свойство личности, проявляющееся в деятельности, а, следовательно,- и сама эта деятельность, и ее элементы — действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета личностной их обусловленности. Отношения как бы «цементируют» личность, придавая ей целостность, уникальность и неповторимость.

А.Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность» использует категорию «отношение», преимущественно в контексте «общественных отношений»: «При всём своём своеобразии деятельности человеческого индивида она представляет собой систему, включённую в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческой деятельности вообще не существует».

Однако необходимость описать некое образование, которое бы представляло во внутреннем мире субъекта его внешний, объективный опыт, приводит выдающеюся психолога к термину «личностный смысл». «Безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе в форме переживаний, интереса, желания или страсти; их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением» — пишет А.Н. Леонтьев. Таким образом, несмотря на то, что учёный не ставит своей задачей рассмотрение места отношений в психике и деятельности конкретного индивида, объективная необходимость в подобных конструктах ощущается им довольно отчётливо.

В настоящее время психологическая мысль идёт по пути конкретизации свойств отношений. Учёными исследуются пути и средства их формирования в различных областях жизнедеятельности человека. Эти проблемы являются узловыми в дискуссиях, разворачивающихся на научных форумах и в публикациях.

В статье «Доверие как метаотношение» И.В. Антоненко добавляет в структуру отношения такой компонент, как ожидания субъект а. Подробно рассматривается структура отношения, в которую включаются субъект отношения, объект отношения и собственно отношение, возникающее между ними. Важной характеристикой субъекта является его психическое состояние, реализующееся в возникающем отношении в форме более-менее явных манифестаций или осмысленных действий. Эта манифестация может быть латентной, скрытой, если объект отношения находится вне поля сознания и проявленной, актуальной, если объект отношений наличествует объективно или субъективно. В психологическом исследовании акцент, по мнению автора, делается на психическом состоянии субъекта, в социологическом — на безличном отношении, а в социально-психологическом — на личном отношении (где отношения рассматриваются через призму личностного подхода).

Читайте также:  Анализ крови пониженные тромбоциты норма

Таким образом, автор выделяет два полюса в отношении: внутренний, характеризующийся субъективным психическим состоянием и внешний, характеризующийся проявленным отношением.

В отношении выделяется ряд стадий ею формирования. На первом этапе потребности, желания, ценности, представления и идеи индивида соотносятся с объектами социальной действительности, то есть, с отдельными людьми и социальными группами, или же с социальными институтами и обществом в целом. На втором этапе происходит взаимодействие с ними или с их конкретными представителями (в случае больших социальных групп, социальных институтов и так далее). На третьем этапе результаты взаимодействия индивид воспринимает и сравнивает с результатами соотнесения, то есть, первого этапа. В результате формируется отношение к этим объектам как соответствующим или нет имеющимся потребностям, желаниям, ценностям, представлениям, целям.

Некоторая статичность предложенной схемы формирования отношений компенсируется новизной подхода автора к структуре самого отношения, в которой выделяются в качестве внутренних, субъективных компонентов ожидания и психические состояния субъекта отношений. Если рассматривать отношения как субъект-субъектный процесс (как было показано ранее), то можно говорить о соотношении взаимных ожиданий и о взаимодействии психических состояний субъектов отношений.

Проблема отношения получила дальнейшее развитие в работах В.Л. Зобкова в контексте проблемы отношения человека к деятельности. Развивая теоретические взгляды отечественных психологов, он определяет отношение как «целостную характеристику личности и деятельности». Категория «отношение», характеризуя устойчивую связь субъекта деятельности с её объектом (предметом) цементирует эти категории воедино, образуя при этом феномен «жизнедеятельности». Далее учёный отмечает, что отношение «как относительно устойчивая субъект-объектная взаимосвязь, выражающаяся в единстве индивидуальной формы деятельности и доминирующих особенностей личности (мотивации, самооценки, системы личностных качеств), зарождающееся в деятельности, реализующее её и проявляющееся в ней на всех ее уровнях (собственно деятельностный уровень, уровень действий, операций) в форме эффективности и надежности». Данное определение, по мнению автора, содержит все необходимые катеториальные признаки, присущие отношению: целостность, устойчивость, взаимосвязь субъективного и объективного, единство деятельности и личности.

Отношение к деятельности представляет исходную единицу психологического анализа личности, которая формируется в процессе деятельности, составляющей условие и способ её развития. Отношение и деятельность — это две неразрывно связанные психологические категории, позволяющие рассматривать личность во всем её многообразии. Основные психологические понятия, касающиеся деятельности и выделенные Л.Н. Леонтьевым, следует также рассматривать с позиции психологии отношений.

Деятельностный подход, принятый в отечественной психологии позволил В.А. Зобкову раскрыть структуру отношения, содержательную сторону отношения личности к деятельности, выявить типологию личности, считать возможным осуществление индивидуализации при обучении и воспитании детей, подростков и юношества. В.А. Зобков согласовал теорию отношений с системно-структурной организацией деятельности, что дало ему возможность раскрыть «отношения» на всех трёх уровнях деятельности.

На собственно деятельностном уровне отношение выступает как мотив деятельности, раскрывающий субъект-объектную взаимосвязь. На уровне действия отношение трансформируется в самооценочный механизм регуляции действия и выражается как взаимосвязь субъекта с предметом действия, оказывающей существенное влияние на его результат. Па операциональном уровне отношение проявляется в форме результатов действия и выступает как взаимосвязь субъекта с условиями и способами реализации цели действия.

При деятельностном понимании категории «отношение» психология связывает субъекта с объективной действительностью, что делает личность доступной объективному изучению. Без всестороннего анализа субъект-объектной взаимосвязи не может быть правильного изучения личности. Это обстоятельство даёт учёному возможность рассматривать исследование отношений как метод изучения личности в целом.

Раскрывая вопрос о том, как должно строиться подобное изучение личности, отмечается, что деятельностный подход позволяет рассмотрен, психологию отношений личности в единстве индивидуальной и общественной истории её развития и не позволяет отойти от исторического подхода, вместе с тем позволяя отойти от историзма и от абсолютизации объективно-исторических закономерностей. Исследование отношений — это исследование конкретной личности во всём многообразии её проявлений. Важнейшей характеристикой отношений при этом является их адекватность содержанию общественно-полезной деятельности. Обращается внимание на то, что отношения как целостная характеристика личности формируется, в основном, в старшем подростковом возрасте. Таким образом, изучая объективные характеристики отношений к деятельности, можно выявить динамику развития личности и дать прогноз её дальнейшего развития.

Включаясь в разнообразные виды деятельности, личность изменяет саму себя через свои отношения к деятельности. Эти мысли привели психолога к идее личностной саморегуляции, осуществляемой через систему объективно-деятельностных и субъективных проявлений отношений. В.А. Зобков делает выводу о ведущем значении саморегуляции в личностном развитии и о том, что формирование мотивационных и операциональных предпосылок к саморегуляции отношений к деятельности является важнейшей задачей образования. Критериями сформированности отношения учащихся к учебной деятельности являются: самостоятельность, активность, избирательность, инициативность и др.

Концепция отношений, представленная в работах В.А. Зобкова, на мой взгляд, отличается целостностью, универсальностью, она представляет возможности исследования многих аспектов психической реальности. Эта концепция отношений представляет собой значительный шаг вперёд в развитии идей В.Н. Мясищева и А.Н. Леонтьева, который состоит в следующем:

1. В едином комплексе рассматриваются проблемы личности, деятельности, отношения. Таким образом, решается вопрос о соотношении феноменов личности, деятельности и отношений, ограничивавших ранее поле исследований многих авторов.

2. Каждое психологическое явление, рассматривается В.Л. Зобковым как отношение. Исходя из определения отношения, это явление также рассматривается как связь субъекта и объекта, в единстве двух полюсов: субъективного и объективного. Учёным утверждается необходимость учёта соотношения и субъективного и объективного полюсов в психологическом эксперименте. Так психологическое исследование преодолевает существовавший на протяжении веков разрыв между изучением «внешнею» и «внутреннего» в человеке.

3. В.А. Зобков рассматривает личность как носителя отношений. Поскольку отношение личностно, то проявление личности в любом виде деятельности становятся предсказуемыми. Это обстоятельство позволяет не только продиагностировать личность по итогам её деятельности, но и проводить коррекцию личностных свойств индивида через организацию его деятельности.

Богатейший теоретический потенциал концепции отношения к деятельности В.А. Зобкова, возможно, потребует своего развития в двух направлениях. С одной стороны, этот потенциал может быть развит и дифференцирован применительно к разным видам деятельности (в широком и узком понимании этой категории). Речь идёт как о традиционно исследующихся игровой, учебной и трудовой деятельности, так и видах деятельности, связанных с какой-либо профессией или же с творчеством. С другой стороны, возможно, потребуется подробное описание взаимодействия каждого из различных психических феноменов с отношением личности к деятельности. Таким образом, теория отношения к деятельности В.А. Зобкова сама по себе является перспективным заделом для будущих психологических следований.

В настоящее время учёный предпринимает шаги, развивая второе из названных направлений. В.А. Зобковым предложена модель исследования структуры отношений личности с помощью объективных качеств (характеристик) деятельности субъекта. Объективными качества личности являются потому, что их можно внешне наблюдать и диагностировать как самим субъектом, так и экспертами, оценивающими степень выраженности этих характеристик в конкретном виде деятельности.

Сразу же встаёт вопрос о структурной организации качеств личности, характеризующих отношение к деятельности. Выше уже была отмечена неразрывность категорий личности и деятельности. Следовательно, можно предположить, что выполняемые виды деятельности влияют на организацию соответствующих качеств личности.

Эта идея позволила В.А. Зобкову и его ученикам относить выявляемые объективные качества личности испытуемых к следующим компонентам:

Возникает ряд вопросов об основаниях отнесения того или иного психологического качества к конкретной группе качеств личности. За ним следуют вопросы о независимости структуры качеств личности, характеризующих её отношение к деятельности от личностных и профессиональных особенностей испытуемого и так далее.

Вместе с тем, но моему мнению, такой подход более объективен в исследовании особенностей отношения человека к конкретному виду деятельности, чем традиционные психодиагностические формы (например, опросники, анкеты и т.д.).

В целом, можно сделать следующие обобщающие выводы:

1. «Характеристикой личности является система её субъективно-избирательных, оценочных отношений к окружающему миру, которая проявляется в системе мотивов, самооценках, системе личностных качеств» (В.Л. Зобков).

2. Через психолого-акмеологические проявления отношения личности, возможна психическая регуляция той деятельности, в которую включён субъект.

Источник



Деятельностный подход к исследованию личности — подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева

Под развитием личности следует понимать процесс формирования личности как социальной характеристики индивида в результате его социализации и воспитания. Имея естественные анатомо-физиологические условия для формирования личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром и присваивает достижения человечества. Сформированные в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сложившиеся человеческие характеристики. Приспособление ребенка к реальности происходит в его взрослой деятельности, поэтому процесс воспитания занимает центральное место в развитии личности ребенка. Основываясь на том, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность, чтобы справиться с новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Развитие личности происходит в деятельности, определяемой системой мотивов, свойственных конкретной личности. По мнению А.В. Петровского, определяющим (ведущим) фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип отношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или человеком). Потребности выступают в качестве предпосылки и результата развития личности. Движущей силой развития личности является внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах создает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной группы в принятии только тех проявлений его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития данного сообщества. Это противоречие разрешается в совместной деятельности.

Развитие личности можно представить как процесс вхождения индивида в новую социальную среду и интеграции в нее в результате этого процесса. В этом процессе человек проходит через три стадии: Адаптация, индивидуализация (характеризуется усилением противоречия между личностью и группой) и интеграция. Когда этот процесс нарушается, развитие личности искажается, возникают конфликты с обществом, снижается удовлетворенность личности отношениями и взаимодействием. В ходе этого процесса у личности развиваются гуманистические качества, возникают и закрепляются различные психические и личностные новообразования, формируется устойчивая структура личности. Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому), в которой происходит социальное развитие личности, является динамичной. Помимо динамики развития личности в рамках относительно стабильного возрастного этапа, разворачивается динамика последовательного вовлечения личности в различные развивающиеся сообщества, каждое из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Характер развития личности определяется типом группы, в которую интегрирован индивид.

Читайте также:  Основные черты и особенности периодической печати как исторического источника

Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева

В отличие от более ранних и более поздних отечественных концепций личности, эта концепция характеризуется высокой степенью абстракции. При всех своих отличиях от других, он имеет с ними общую предпосылку. Суть ее в том, что, по мнению А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится» — создается через социальные отношения». Таким образом, очевидно, что марксистский постулат о личности как совокупности социальных отношений составляет ядро концепции личности психологов дома. Однако интерпретация этих отношений различна. Как их понимает А.Н. Леонтьев? Приведенное выше определение содержит существенное дополнение: «Личность формируется общественными отношениями, в которые вступает индивид в своей предметной деятельности.

Таким образом, на первый план выходит категория активности субъекта, поскольку именно активность субъекта является основной единицей психологического анализа личности, а не действия, операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность. Последствия этой базовой позиции включают:

  • А.Н. Леонтьеву удается провести разделительную линию между понятиями индивид и личность. Если индивид — неделимое, целостное генотипическое образование, наделенное своими индивидуальными характеристиками, то личность — тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества субъектных деятельностей. Положение о деятельности как единице психологического анализа личности — первый теоретический постулат А.Н. Леонтьева, имеющий принципиальное значение;
  • Другим не менее важным постулатом является положение С.Л. Рубинштейна о внешней активности через внутренние условия, которое было подхвачено А.Н. Леонтьевым;
  • Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействия множества видов деятельности, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность возникает как совокупность иерархических отношений деятельности. Их особенность заключается в том, что они, по выражению А.Н. Леонтьева, «оторваны» от состояний организма. Эти иерархии деятельности возникают в результате собственного развития; они составляют ядро личности. Но возникает вопрос о психологическом выражении этой иерархии деятельности.

Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выработать три основных параметра личности:

  • Широта связей человека с миром (через его деятельность);
  • Степень иерархизации этих связей превратилась в иерархию значимых мотивов (мотивы-цели);
  • Общую структуру этих связей, а точнее, мотивов-целей.

По мнению А.Н. Леонтьева, процесс становления личности — это процесс «формирования целостной системы личностных смыслов».

Теория личности В.А. Петровского

В современной российской психологии развивается деятельностный подход, в рамках которого, в частности, была разработана теория личности В.А. Петровского. При таком подходе личность человека рассматривается как продукт и субъект исторического процесса. Она рассматривает биологические характеристики человека как «безличные» предпосылки развития личности, которые не могут быть сохранены в качестве равной и равноценной структуры по отношению к социальной подструктуре. Естественные предпосылки развития индивида, его эндокринная и нервная системы, физическая организация, достоинства и недостатки его физической одаренности оказывают очень сильное влияние на формирование его индивидуально-психологических характеристик. Но биологическое, которое входит в личность человека, трансформируется, становится культурным, социальным.

В.А. Петровский выделяет три составные структуры личности. Итак, прежде всего, структура личности включает внутриличностную или интраиндивидуальную подсистему, которая образована особенностями структуры темперамента, характера и способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.

В замкнутом пространстве физического тела человека его личность не может быть познана. Его можно найти только в пространстве межличностных отношений. Только процессы межличностного взаимодействия в группе можно рассматривать как проявления личности каждого участника этого взаимодействия.

Таким образом, одна из подструктур личности находится как бы в межиндивидуальном пространстве, вне органического тела личности, и образует интраиндивидуальную подсистему личности.

Внутриличностная и межличностная подсистемы не исчерпывают всех проявлений личности. Помимо них, следует выделить еще один компонент структуры личности — метаиндивидуальность (надиндивидуальность). Личность не только выходит за пределы органического тела человека, но и за пределы его нынешних, «здесь и сейчас» связей с другими людьми. В этом случае внимание психолога направлено на «вклад» в других людей, который субъекты вольно или невольно вносят в свою деятельность. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом, причем не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других, его идеального представления и реализации в них своего вклада называется персонализацией.

Феномен персонализации дает нам возможность внести некоторую ясность в проблему личного бессмертия, которая всегда беспокоила человечество. Как личность человека не сводится к ее отображению в телесном субъекте, а продолжается в других людях, так и со смертью индивида личность не умирает «полностью». Слова «он продолжает жить в нас после смерти» не имеют ни мистического, ни метафорического значения. Они просто констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее членов.

Представляется вероятным, что если бы мы могли зарегистрировать существенные изменения, произведенные в других людях данным индивидом посредством его реальной предметной деятельности и общения, мы получили бы наиболее полную характеристику его личности. Человек может достичь уровня исторической личности в данной социально-исторической ситуации только тогда, когда эти изменения затрагивают достаточно большой круг лиц, чтобы о них судили не только современники, но и история, которая имеет возможность более точно взвесить эти личные вклады, которые в конечном итоге оказываются вкладом в социальную практику.

Таким образом, структура личности включает в себя три подсистемы:

  • Индивидуальность личности;
  • Его представленность в системе межличностных отношений;
  • Отпечаток личности в других людях, ее «вклад» в них. Каждый из этих компонентов органично вплетается в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.

Чтобы понять личность, необходимо рассматривать ее в системе реальных отношений с другими людьми, а не как изолированную молекулу.

Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна

Первое, на что прямо указывает С.Л. Рубинштейн при характеристике личности, — это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это проявляется, во-первых, в индивидуально-личностных различиях между людьми. Разные люди, в зависимости от своих индивидуальных, то есть личностных особенностей, имеют разные типы восприятия, памяти, внимания, стили психической деятельности. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит и осуществляет свое развитие каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и к изменению чувств, волевой жизни. В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно развивающимися процессами, а становятся сознательно регулируемыми операциями, то есть психические процессы становятся психическими функциями личности. Таким образом, в процессе развития личности восприятие становится более или менее сознательно контролируемым процессом наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в его специфически человеческой форме оказывается волевым, а мышление — это набор операций, сознательно контролируемых человеком для решения задач. Исходя из этого контекста, вся психология человека — это психология личности.

Следующим важным положением для психологической концепции личности является то, что любое внешнее воздействие на индивида обусловлено внутренними состояниями, которые он сформировал ранее, даже под влиянием внешних воздействий. Личностью не рождаются, ею становятся. Фактически каждый вид психического процесса, выполняющий свою роль в жизни личности, переходит в свойства личности в процессе деятельности. Таким образом, психические свойства личности не даны априори, а формируются и развиваются в процессе деятельности.

Для понимания психологии личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна важными становятся следующие утверждения:

  • Психические качества личности в ее поведении, в совершаемых ею действиях и поступках проявляются и формируются одновременно;
  • Психическая форма личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни, формируется в конкретной деятельности.

Процесс изучения психического образа личности предполагает решение трех вопросов:

  • Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос ориентации, установок и склонностей, потребностей, интересов и идеалов;
  • Что может сделать личность? Речь идет о способностях человека, о его дарах, о его склонностях;
  • Что представляет собой личность, какие из ее тенденций и установок являются для нее второсортными и укоренились в качестве центральных характеристик личности. Это вопрос характера.

Теории личности В.Н. Мяшева и Б.Г. Ананьева

Анализируя взгляды В.Н. Мясева на личность, следует подчеркнуть, что он первым открыто поставил вопрос о структуре личности. Особенностью его взглядов на структуру личности является то, что в ней нет отдельных компонентов, а есть психологическая данность — установка, которая включает в себя все остальные психологические характеристики человека. По мнению В.Н. Мясищева, установка — это интегратор этих черт, который обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. В.Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие «установка». Отношение человека — это активное, сознательное, целостное, избирательное, основанное на опыте отношение между человеком и различными аспектами реальности. По мнению В.Н. Мясищева, отношение — это системообразующий элемент личности, который проявляется как система отношений. Важным моментом здесь является представление о личности как о системе отношений, структурированных по степени обобщения — от связей субъекта с отдельными аспектами или явлениями внешней среды до связей со всей реальностью. Отношения самой личности формируются под влиянием социальных отношений, через которые личность связана с окружающим миром в целом и обществом в частности. Эти отношения выражают личность в целом и формируют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, то есть раскрывают перед самим человеком скрытые, невидимые возможности и способствуют появлению новых возможностей. В.Н. Мясищев выделяет «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, хватательную) и «конативную» (поведенческую) стороны отношения. Каждая сторона отношения определяется характером живого взаимодействия личности со средой и людьми, которое включает различные моменты от обмена веществ до идейного общения. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения индивида к объектам окружающей среды, людям и самому себе. Когнитивный (оценочный) способствует восприятию и оценке (восприятие, понимание, объяснение) объектов окружающей среды, людей и самого себя. Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения по отношению к значимым (ценным) для них объектам окружающей среды, людям и самим себе.

Читайте также:  Как правильно произвести сбор мочи на анализ

Выдающейся заслугой Б.Г. Ананьева была его идея о единстве природного и социального в структуре человеческого развития. Единство биологического и социального в человеке задается единством таких его макросвойств, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Проводником биологического в человеке является, главным образом, личность. Социальное представлено в человеке индивидом и субъектом деятельности. Речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что человек социализируется и приобретает новые характеристики в процессе индивидуальной жизни. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого формируется индивидуальная социализация и социальная зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Однако человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны своей внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура личности как субъекта деятельности формируется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основой предметной деятельности человека является труд, и поэтому он выступает как субъект труда. Основой теоретической или познавательной деятельности являются познавательные процессы, и поэтому человек предстает как субъект познания. Основой коммуникативной деятельности является общение, что позволяет рассматривать человека как субъекта общения. Результатом выполнения различных видов деятельности человека как субъекта является достижение психической зрелости. Таким образом, каждый человек предстает как некая целостность — как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Источник

Деятельностная теория личности

Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.

В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).

Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.

Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он – активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.

По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода – это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.

В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте (Леонтьев А. Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980).

· Направленностьсистема устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.

Характерсовокупность морально-нравственных и волевых свойств человека.

Самоконтрольсовокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя.

Количество блоков личности и их содержание в существенной степени зависит от теоретических воззрений авторов. Некоторые авторы, например Л. И. Божович (1997), выделяют в личности только один центральной блок – мотивационную сферу личности. Другие включают в структуру личности и те свойства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального. К. К. Платонов (1986) включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок «темперамент», который рассматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционального подхода.
В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.
Способности – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.

Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия – отсутствие воли), аморально-абулический.

Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.
Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).

Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.

Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» последователи этой теории могли бы ответить следующим образом: потому что у этих людей в процессе их деятельности (учебной, трудовой и т. д.) в определенной социальной среде сформировались целенаправленно-осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.

Источник

Adblock
detector