Лекция 48 Соната Шуберта Си Бемоль Мажор Исполнение

Фортепианное творчество Шуберта

Фортепианное творчество Шуберта явилось первым значительным этапом в истории романтической фортепианной музыки. Оно отличается большим жанровым разнообразием, включает как классические жанры – фортепианные сонаты (22, некоторые неокончены) и вариации (5), так и романтические — фортепианные миниатюры (8 экспромтов, 6 муз. моментов) и крупные одночастные композиции (самая известная из них – фантазия «Скиталец»), а также обилие танцев, маршей и 4-ручных пьес.

Танцы Шуберт создавал всю жизнь, огромное их количество было сымпровизиро­вано на дружеских вечерах («шубертиадах»). Господствующее место среди них, бесспорно, занимает вальс – «танец века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит. В шубертовском вальсе отразилась связь композитора с венским бытом, вместе с тем он неизмеримо возвышается над развлекательной музыкой, наполняясь лирическим содержа­нием (подобная поэтизация жанра предвосхищает вальсы Шумана и Шопена).

Поразительно, что при огромном количестве шубертовских вальсов (250) практически невозможно выделить какие-то определенные типы – каждый неповторим и индивидуален (и это – один из главных признаков романтической миниатюры). Вальс заметно повлиял на облик с.-с. произведений Шуберта; порой он появляется там под видом менуэта или скерцо (как, например, в трио из 9 симфонии).

В отличие от крупных инструментальных произведений, вальсы Шуберта сравнительно лег­ко попадали в печать. Они издавались сериями, 12,15,17 пьес в каждой. Это очень небольшие пьески в простой 2х-частной форме. Очень известен – вальс h-moll.

Наряду с вальсом Шуберт охотно сочинял марши. Подавляющее большин­ство шубертовских маршей предназначено для ф-но в 4 руки. Целеустремленности дви­жения в крайних частях репризной 3х-частной формы здесь противопоставляется песенное трио.

Достижения Шуберта в области малых инструментальных форм подытожили его знамени­тые экспромты и «музыкальные моменты», сочиненные в поздний период творчества. (Названия эти были даны редактором при издании. Сам композитор свои поздние фортепианные пьесы никак не озаглавил).

Экспромты Шуберта

Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы фор­мы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом. Например, в экспромте Es-dur два ярко контрастных образа настолько равнозначительны, что композитор отказался от традиционной трехчастности и дважды повторил контрастное сопоставление по схеме АBАВ.

Большей уравновешенностью отличается экспромт As-dur, написанный в сложной 3х-частной форме. В нем три ярко контрастные темы. 1-я строится на арпеджированных фигурациях, то сумрачных, то радостно-оживленных (при переходе в мажор). 2-я тема – песенно-лирическая, она вплетается в фигурацию в середине первой части пьесы. 3-я тема появляется в трио. Это ариозно-декламационная мелодия с бурным, возбужденным аккордовым сопровождением.

Экспромт D-dur представляет собой тему с вариациями.

Наиболее значительные по содержанию и внешним масштабам экспромты (f-moll, c-moll) написаны в свободно трактованной сонатной форме.

«Музыкальные моменты» проще по форме, меньше по масштабам. Это небольшие пьесы, выдержанные, в большинстве случаев, в одном настроении. На всем протяжении произведения сохраняется определенный пианистический прием[1] и единый ритмический рисунок, который часто связан с конкретным бытовым жанром – вальсом, маршем, экосезом. Самый популярный «Музыкальный момент» f-moll – это образец опоэтизированной польки.

Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. Начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни, когда были созданы 3 большие сонаты.

Читайте также:  Тест на коронавирус методом ПЦР в ИНВИТРО стоимость

В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Но это не обобщенная лирика венских классиков. Подобно другим романтикам, Шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений.

Шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат Бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. Это соната лирико-жанровая, с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом. Сонатный жанр приобретает характерные для творчества Шуберта особенности:

  • если в классической сонате традиционным был контраст активной главной темы с более лирической побочной. У Шуберта эти темы значительно сближаются, не столько контрастируя, сколько взаимодополняя друг друга. Главная тема тоже становится лирической, более мягкой, песенно закругленной и неторопливой (Аllegro moderato, Moderato);
  • в результате иным становится и соотношение частей сонатного цикла. Вместо традиционного классического контраста быстрой, энергичной 1-й части и медленной лирической 2-й, дается сочетание двух лирических частей в умеренном движении;
  • в сонатных разработках господствует не борьба конфликтных начал с мотивным развитием отдельных элементов тем, а прием варьирования. Основные темы экспозиции в разработках сохраняют свою цельность, редко дробятся на отдельные мотивы. Характерна тональная устойчивость довольно крупных разделов;
  • сонатные репризы у Шуберта редко содержат значительные изменения;
  • оригинальная особенность шубертовских менуэтов и скерцо – их одинаковая близость к вальсу.
  • финалы сонат обычно носят лирический или лирико-жанровый характер;
  • порядок следования частей в сонатах Шуберта более традиционен, чем у Бетховена. На втором месте всегда медленная часть, за которой следуют менуэт или скерцо (в 4х-частных циклах) и затем финал. В отличие от Бетховена, Шуберт никогда не писал 2х-частных сонат.

Ярким примером шубертовской сонаты является соната Adur ор.120, возникшая, вероятно, летом 1819 года, когда Шуберт вместе с Фоглем совершил поездку в Верхнюю Австрию. Это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение.

Источник

Лекция 48 Соната Шуберта Си Бемоль Мажор Исполнение

Слушать

Загрузил: Иван СОКОЛОВ Лекции о классической Музыке

Длительность: 53 мин и 2 сек

Битрейт: 192 Kbps

Похожие песни

Лекция 62 Шопен Вальс До Диез Минор Op 64 2

Иван СОКОЛОВ. Лекции о классической Музыке.

Шопен Лучшее Chopin Best

Лекция 49 Ф Шопен Ноктюрны

Иван СОКОЛОВ. Лекции о классической Музыке.

Oistrakh Oborin Beethoven Violin Sonata No 9 Op 47 Kreutzer

Alexander Malofeev S Rachmaninoff Piano Concerto No 2

Классическая Музыка Мировые Хиты Classical Music Шедевры Классической Музыки

20 Шедевров Великих Композиторов

Бах Зилоти Прелюдия Си Минор Иван Соколов Фортепиано

Лучшее Из Шуберта

Лекция 79 Иоганнес Брамс Опус 116 Опус 79

Иван СОКОЛОВ. Лекции о классической Музыке.

Schubert Piano Sonata In B Flat Major D 960 Kovacevich

Ashish Xiangyi Kumar

Лекция 2 Точка Золотого Сечения В Классической Музыке

Иван СОКОЛОВ. Лекции о классической Музыке.

Ф Шуберт Вечерняя Серенада F Schubert Serenade

Классическая Музыка Для Детей Classical Music For Children

Любимые Дети.Раннее развитие.Подготовка к родам.

Beethoven Sonata Claro De Luna 300 Pinturas

Лекция 18 И С Бах Хтк Том 1 18 20

Читайте также:  Формы анализа производства и реализации продукции

Иван СОКОЛОВ. Лекции о классической Музыке.

Mozart Piano Concertos No 20 21 22 23 24 25 26 27 Presentation Century S Record Lili Kraus

Classical Music/ /Reference Recording

Музыка Для Души Моцарт Бетховен Шопен Бах Чайковский

Слушают

Бомбовая Кавказская Песня Арслан Арсланов Незабытая Любовь 2021 Хит

Soda Luv Без Мата

Я Поднимаю Белый Флаг Песня Чумаков

Саксофон В Современной Обработке

Нина Кирсо С Днем Рождения Сынок

Ты Пьешь Кофе Сладкий Владимир

Забери Пьяного Домой Нафиг

Сергей Завьялов Дискотека

Ballistic New Version But Only Whitty

Гр Эксклюзив 2021

Джованна На Испанском

Новий Даргинский Песня 2021

Sickick Rollin X Rollin

Фразы Наёмников Сталкер

Алла Погорянская Песни Скачать

Скачивают

Лекция 48 Соната Шуберта Си Бемоль Мажор Исполнение

Америка Европа Азия Евразия Remix Ремикс

Us Vs The World Haroinfather

Oxxxymiron Limp Bizkit Город Под Подошвои Cover By Rock Privet

Сергей Миньков Снег

Dj Benedict Saxobeat Remix

Любовь Разум Месть 2 Серия

Туфлимуфли Сакит Самедов Машине Туфли Муфли Samedov Sakit

Чёрный Ворон Казачий Круг

Tokyo Drift Teriyaki Boyz Pedrodjdaddy Remix Bass Boosted

Morgenshtern Я Пыль Acapella

Я Купила Сумку От Луивитон За 16 Тысяч

Я Дышать Без Тебя Не Могу Pavlos Bouros Из Сериала Кто Ты

Josef Alhazov Во Имя Мира И Добра

Bibidi Babidi Bu Tiktok New Version 2021 Challenge Viral Tik Tok

Morgenshtern Чёрный Бумер Acapella

Poleo Your Pockets Hurt Slowed Reverb

Morgenshtern Show Acapella

Сергей Минаев Балалаечка Три Аккорда Пятый Сезон Фрагмент Выпуска От 11 10 2020

Источник



Г-н Недостоевский

Речь идет об исполнении пианистом Новиковым сонаты си-бемоль мажор Шуберта, сочинение посмертное. Запись была в декабре выложена Walter Boot Legge по просьбе Дундука. Положительные отклики были также от 9999, Moroka, Амальтеи и других ников. Muzylo спустя 2 месяца после выкладки записи высказал резкое неприятие трактовки Новикова, к нему присоединился lerit. Чем же конкретно так не понравился Новиков указанным никам? Предлагаю разобраться. Все трое (даже я, хотя только 1-ю часть) играли эту сонату и знают ее наизусть. Ведь скорее всего, дело не столько в Новикове, как обычно, а в Шуберте и его специфическом понимании того, что такое соната и симфония вообще. Начну с перепоста своего сообщения в блоге в защиту Новикова и автора блога, которого выпад Muzylo оскорбил:

Я к Шнабелю в этой сонате привык с 12 лет, Рихтера слушать не мог, а Новиков взял и порвал мой шаблон. После Новикова я и Рихтера понял. Переслушал специально. Все встало на свои места.
Субъективно.
Давайте вычтем субъект, как это самое велят адепты эмпирического познания.
Вычитаем.
Ребята, я композитор, меня игрой на рояле купить — все равно что Смерть убивать. Скрипкой да, еще можно. А тут я просто взмыл. или наоборот, из снежного тумана выехал, весь покрытый изморосью, холодный паровоз смерти и кочегар бросил меня в его топку, и я сгорел в нем при 0 шкалы Кельвина. Ощущение фанатстическое. У меня эта запись в Фубаре первым плейлистом стоит.
Работает? такое вычитание меня?
Да, запись странная. Но это не повод для того, чтоб ее ругать, как Музыло сделал. Меня вот наоборот, как любителя исследования на тему "как и из чего сделан Шуберт" всегда занимало, когда же хоть один из пианистов мне даст хотя бы сухой монтажный план. А тут все значительно лучше. Я ждал, когда будут кратные темпы первых двух частей! И эта карта пришла.
Ну, наверное, я дурак и ничего не понимаю в Шуберте.
Но меня можно так, я всего лишь требую правды передачи ФОРМЫ, тогда как общий крик такой "НЕПРАВДЫ! НЕПРАВДЫ!" Дайте хороший рояль, красивый штрих, усредненный темп, певучий звук! ни фига этого не надо. Ни фи-га!
Это не потому, что я люблю Вальтера, хотя наезд на него косвенно ударяет и по мне из-за ентой вот любви к нему проклятой.
Это потому, что наехав на эту запись, которая была одним из редких для меня потрясений в чуждой мне, в общем, сфере ф-п исполнительства, вы, Музыло и Лерит, и на меня и даже на какие-то краеугольные, что ли, мои представления о музыкальных структурах наехали
.

Читайте также:  Анализ что значит phk hcv

Источник

Ф. Шуберт. Соната B-dur, III ч

экспозиции — господства главной тональности, B-dur. Секрет кроется во временных пропорциях: B-dur (включая отклонения в g-moll) длится 14 тт., а Es-dur — всего лишь 2 тт. При столь сильной временной дис­пропорции тональность Es-dur, даже поставленная на метрически силь­ный момент заключительного каданса, не в силах составить конкуренцию главной тональности B-dur и обнаруживает свое к ней функциональное тяготение.

В XX в. вместе с развитием 12-тоновой тональности и появлением хроматических ступеней в периодах звучат модуляции не только на по­лутон (С-Н в Марше охотников из «Пети и волка» Прокофьева; Des-D во II ч. 8 сонаты Прокофьева), но и на тритон (As-D в Марше из «Трех апельсинов» Прокофьева, C-Ges в романсе Мясковского «Они любили друг друга» ор.40 №6, на стихи Лермонтова).

Форма периода в существенной мере организуется гармоническими кадансами предложений. Предложения — это наиболее крупные части пе­риода. По гармоническому составу различаются кадансы полные (совер­шенные или несовершенные) и половинные (полукадансы — автенти­ческие или плагальные), а по местоположению в форме — серединные (в конце 1-го предложения или других предложений кроме последнего), заключительные (в конце периода) и вторгающиеся (каданс периода совпадает с началом следующего построения). В центральном виде пе­риода — из двух предложений повторного строения — первое предложе­ние завершается сравнительно неустойчивым половинным кадансом, а второе — устойчивым полным совершенным или несовершенным ка­дансом. Между этими кадансами образуется функциональное тяготение на расстоянии: гармония серединного полукаданса разрешается в гармо­нию заключительного полного каданса (D-T, см. Примеры 16г, e). Бла­годаря действию метрических функций и симметрии квадратных структур аналогичное функциональное тяготение серединного каданса к заклю­чительному всякий раз возникает и при ином гармоническом наполне­нии серединного и заключительного кадансов: S-T (см. Пример 24), Т-Т (Пример 14), T-D (Пример 22), а также все случаи модулирующих периодов.

Важнейший в периоде заключительный каданс в некоторых случаях бывает половинным (автентическим). В традиции инструментальной музыки таковы танцевальные жанры, в которых особенно важна метро­ритмическая основа, — менуэт, сарабанда (многие сарабанды барокко имеют строение классического периода). Пример — Менуэт из 18 сонаты для ф.-п. Бетховена:

Источник

Adblock
detector