Краткий анализ романа война миров



Война и мир. Краткий анализ романа

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
⦁ 1856 г. — возникновение замысла произведения о декабристах, вернувшихся из Сибири домой после 30-летней ссылки.
⦁ 1860 г. — написание повести «Декабристы» о судьбах Петра и его жены Натальи (Пьер и Наталья из «Войны И мира»).
⦁ 1863 г. — начало написания романа «Война и мир».
⦁ 1864-1867 гг. — создание первой редакции романа.
⦁ 1867 г. — публикация первых глав.
⦁ 1869 г. — публикация романа в журнале «Русский вестник».

Символика названия:
⦁ война — сражения, военные действия; отсутствие мира, согласия;
⦁ мир — отсутствие войны; внутренняя гармония; Вселенная, человечество, жизнь вообще.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Том 1 (1805 г.)
Часть 1. Описание жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах.
Часть 2. Военные действия в Австрии и Шенграбенское сражение.
Часть 3. «Мирная» (Пьер Безухов женится на Элен Курагиной) и «военные» главы, завершающиеся поражением русско-австрийской армии под Аустерлицем.

Том 2 (1806-1811 гг.)
Описание личных отношений героев, их переживаний параллельно с важными историческими событиями — Тильзитским миром между
Россией и Францией, периодом реформ Сперанского. Предчувствие героями неотвратимых перемен — появление кометы над Москвой.

Том 3 (1812 г.)
Ключевой том, так как в нём описан кульминационный эпизод не только всего романа, но и русской истории XIX в. — Бородинское сражение. Влияние исторических перемен на судьбы и мировоззрения персонажей романа и всего русского народа.

Том 4 (1812-1813 гг.)
Бегство французов из Москвы, Тарутинская битва, многочисленные сцены партизанской войны. Трагические эпизоды (смерть Андрея Болконского и гибель Пети Ростова) переплетены с судьбоносными событиями в жизни персонажей: знакомство Пьера с Платоном Каратаевым, чувства Николая Ростова и Марьи Болконской, встреча Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Эпилог (1820 г.)
Состоит из двух частей. В первой дано описание жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах. Во второй — рассуждение о значении отдельных исторических личностей в истории народов .

Проблематика:
⦁ судьба народа;
⦁ общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны;
⦁ истинный и ложный патриотизм;
⦁ назначение женщины — сохранение семейного очага. В романе четыре сюжетные линии — четыре семьи: Курагины, Ростовы, Болконские, Безуховы, 550 действующих лиц.

Лагерь «мира»: Ростовы, Болконские, капитан Тушин, капитан Тимохин, русские солдаты, Платон Каратаев, Багратион, Кутузов.
Лагерь «войны»: Вера Ростова, А. п. Шерер, Берг, Александр 1, Курагины, Растопчин, Наполеон.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т. д. Это позволяет характеризовать его как роман-эпопею.

Черты романа
⦁ наличие нескольких разветвлённых сюжетных линий;
⦁ разнообразие человеческих характеров в их развитии;
⦁ описание разных слоёв общества (дворянство, крестьяне, армия);
⦁ соединение исторических событий в переломную эпоху и судеб отдельных людей;
⦁ описание событий совмещается с философскими рассуждениями автора

Черты эпопеи
⦁ изображение событий, меняющих ход истории (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар в Москве и др.);
⦁ большая протяжённость во времени (15 лет, 1805-1820-е гг.);
⦁ широкий охват пространства (Москва, Петербург, Австрия, Пруссия);
⦁ включение событий общественной и политической жизни (организация тайных обществ, масонство, деятельность Сперанского)

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Темы: война и мир, судьбы народные, нравственные искания героев, смысл жизни, что есть истина и др.
⦁ Идея: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Л. Н. Толстой возвышает русских людей, которые вели оборонительную войну и были сильны верой в правду и добро. Показывает, как живёт народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде. Французы побеждены, так как были ослеплены ложной идеей величия. Но автор осуждает не только французов, но и большинство лиц русского дворянства, таивших под масками приличий коварство, легкомыслие и ничтожество. Простота, добро и правда победили в 1812 г. силу, которая была исполнена зла и обмана.

«Мысль народная»
Идея единения народа — дух и воля не одного человека, а нации в целом являются движущей силой истории. Единение судьбы всех духовно развивающихся героев романа с судьбой народа.

«Мысль семейная»
Семья — смысл жизни. Главные составляющие любой семьи — любовь и уважение друг к другу. В любых трудных ситуациях можно выстоять, если ты силён, а силён ты семьёй.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА
⦁ Антитеза: военные действия мирные события; жизнь петербургской аристократии — народная жизнь, поведение солдат на войне.
⦁ Приём сопоставления: образ жизни Ростовых и Болконских; герои Андрей и Пьер; правители Александр 1 и Наполеон.
⦁ Портретная характеристика героев: выделяется отдельная черта в портрете героя, на неё постоянно обращается внимание (большой рот Наташи, сухость черт князя Андрея, старость и дряхлость Кутузова,
жирные ляжки Наполеона).
⦁ «Диалектика души» — детальное изображение духовного развития, изменения внутреннего состояния героев, процесс зарождения и формирования мыслей, чувств, ощущений человека.
⦁ Символика: картины природы символичны (высокое небо над полем Аустерлица; дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное; Бородинское поле, омытое после кровавой битвы очистительным дождём).

Источник

Краткий и полный анализ романа Л.Н. Толстого Война и мир

Толстой Лев

Автор хотел описать в романе жизнь русского народа в сложную историческую эпоху. Однако ему удалось создать произведение, в котором читатели разных времён и народов смогли найти для себя нравственную опору и духовную глубину.

Для более четкого понимания замысла автора предлагаем вам изучить краткий и полный анализ романа.

Годы написания: с 1863 по 1869 годы, спустя 51 год после войны с Наполеоном, которую сам автор не застал.
История создания: первоначально задумывался роман об амнистированном декабристе, действие началось бы с 1856 года. В процессе Толстому пришлось вернуться к событиям восстания 1825 года, а потом и вовсе углубиться к началу века (1805 г).
Жанр: роман-эпопея.
Направление: критический реализм.
Основная идея: Война настолько антигуманна и бесчеловечна, что у нее не может быть никаких достойных причин. Только защита Отечества от врага имеет положительную моральную оценку.
Тема: описание жизни русского народа в эпоху глобальных исторических событий с 1805 по 1820 годы.
Проблема: историческая оценка войны с Наполеоном затруднена из-за несовершенного подхода и сложности самих военных событий. Несомненным остается только подвиг русского народа.
Композиция: роман состоит из 4 томов и длинного эпилога, в котором автор даёт моральную оценку войне 1812 года. В каждом томе описан отдельный хронологический период.

п.1. Тематика и проблематика

Поскольку роман объёмный и по охвату исторических событий и по количеству сюжетных линий, то в нем Толстой успевает затронуть множество важных тем. Проблематика произведения очень обширна, выделим лишь самые главные темы.

Тема 1: Отношение человека к войне.
Проблемы:
1. Истинный патриотизм и лжепатриотизм (настоящий — у тех, кто находится на войне, фальшивый — в салоне А.П. Шерер).
2. Изменение отношения к людям из-за участия в военных событиях (меняются взгляды А. Болконского, П. Безухова, Пети и Николая Ростова).
3. Истинный героизм и лжегероизм (уместно сравнить поведение Болконского, Пьера, Долхова, Денисова, капитана Тушина, Пети Ростова).
4. Милосердие на войне (эпизоды, когда Петя Ростов кормит французского мальчишку-барабанщика; когда бежавшие французские солдаты просят пристанища у русских, и те оказывают помощь).

Тема 2: Поиск достойной общественной деятельности.
Проблема: Дворянское общество не может предоставить молодежи плодотворной деятельности, поэтому героям приходится пройти тяжёлый путь исканий и даже побывать на войне (раскрывается через образы Пьера Безухова и Андрея Болконского).

Тема 3: Человек и власть.
Проблема: Власть влияет на характер любого человека, и не всегда благотворно (можно сопоставить образы капитана Тушина, Кутузова, императора Александра).

Тема 4: Взаимоотношение поколений отцов и детей.
Проблемы: 1. Влияние воспитания на становление личности (жесткость старого князя Болконского по отношению к дочери Марье, атмосфера свободы и любви в семействе Ростовых, педагогический промах Ростовых в воспитании старшей Веры).
2. Роль детства в нравственном становлении героев (Николенька Болконский, готовый во всем подражать Пьеру; Петя Ростов, стремящийся на войну; дети в семье Ростовых-старших, а позже — в семье Наташи и Пьера).

Тема 5: Истинные и ложные ценности в жизни людей.
Проблемы: 1. Поиск смысла жизни и духовная работа формируют характер (Андрей, Пьер, княжна Марья, Наташа и Николай Ростовы).
2. Ценности аристократического общества не дают пищи умам и сердцам людей, развращая их (сравнить семейства Ростовых и Курагиных, атмосфера в салонах Элен и Анны Павловны).
3. Честь и бесчестие (Анатоль Курагин и Андрей Болконский по отношению к Наташе; нежелание Ростова жениться на Марье из-за богатства; Борис Друбецкой, который выслуживается и ищет выгоды во всем).

Также в романе затронуты темы семьи, божественно-религиозного начала, масонского движения, народного единства, женской роли в обществе, научного изучения истории.

п.2. Идея и пафос романа

Главная идея, заложенная Толстым во всем тексте романа, — величие есть только там, где есть правда, добро и простота.

Это касается и военного противостояния армий России и Франции, и жизни простого человека.

Для русских людей война 1812 года стала правым делом, потому что нельзя было не защитить свою родину. Величие русского народа вытекает из правоты его действий. А вот Наполеон со своим вычурно-красивым планом объединить все народы, дать им Конституцию и другие блага, превратился в преступника. Его военные кампании привели к огромным человеческим жертвам и экономическому кризису в Европе. В действиях Бонапарта нет величия, так как нет правды и добра.

Эта же идея вписывается как главная нравственная ценность жизни человека. Если в деятельности человека есть добро, правда и простота, его жизнь наполняется истинной радостью и величием.

Этих вещей не могут дать ни высокое сословное положение, ни богатство, ни беспорядочные развлечения.

Несколько героев романа, несмотря на их дворянское происхождение, проходят путь к духовным ценностям простого народа. Болконский учится у своих солдат, Пьер постигает мудрость жизни, находясь в плену. Простой солдат Платон Каратаев оказывает на Пьера мощное духовное влияние, помогая его нравственному перерождению.

Николай Ростов в эпилоге романа учится у русских мужиков хозяйствованию на родной земле.

п.3. Основные герои и их место в образной системе

Наташа Ростова – главная героиня, центр притяжения для многих других героев, которые полны духовных исканий.
Отрицательные персонажи от нее словно отталкиваются: Наташу совершенно не выносит Берг и ее сестра Вера, Анатоль и Элен быстро уходят из ее жизни. Влюбленный с юности Борис Друбецкой старается ее забыть, но, увидев, влюбляется снова.
Пьер и Андрей начинают жить заново после тяжёлых нравственных потрясений благодаря Наташе.
За Ростовой читатель наблюдает с 13 до 28 лет, вместе с ней проходя все этапы взросления и становления личности.
Наташа — воплощение естественной красоты, живости, творчества, счастья. Одно из главных качеств девушки — умение любить: людей, мир, природу, народ, искусство.
В ее характере переплелись высокие нравственные принципы, но при этом удивительная простота в общении, жажда жизни, народный дух.

Андрей Болконский – главный герой, представитель уважаемого дворянского рода, посвятивший себя военной службе, как и отец.
Он слишком умён и порядочен, чтобы находить удовольствие в светской жизни, она его тяготит. Зато на войне Андрей обретает глубокое понимание людей, народа, интересов страны.
Видя много страданий и смертей, Болконский постигает вопросы смысла жизни, он начинает любить людей заново.
После смерти жены долго приходит в себя, и лишь любовь к Наташе Ростовой возвращает его к жизни.
Андрей трагически умирает спустя 3 недели после ранения в Бородинском сражении.

Пьер Безухов – любимейший герой Толстого и читателей. Полный, огромный, вечно неуклюжий увалень Пьер, которого в свете именуют «медведем», в душе благороден, наивен и честен. Порядочность его поступков и мыслей поражает.
Изначально — незаконнорожденный сын, получивший богатое наследство и почитание за высокий титул, позднее стал уважаемым за личные качества членом общества.
Пьер вел активную общественную деятельность: участвовал в Бородинском сражении, был в плену у французов, собирал полк для ополчения.
В молодости был женат на Элен Курагиной, после ее смерти стал мужем Наташи Ростовой.

Читайте также:  Анализ ферментов печени для чего

Марья Болконская – сестра князя Андрея, выросшая под влиянием жёсткого деспотичного отца. Она является воплощением нравственной, духовной красоты. Девушка набожна, порядочна, скромна. Всю свою жизнь она положила на служение семье.
Толстой обращает внимание: Марья очень некрасива, но в моменты, когда любовь и радость озаряют ее лицо, она преображается. Николай Ростов, раз встретив эту девушку, уже не может забыть ее лучистого проницательного взгляда. Позже она становится его женой, продолжая вдохновлять на глубокие духовные искания.

Николай Ростов – старший брат Наташи, любящий всем сердцем свою семью и военную службу. Ему не понятна светская жизнь, зато близки сражения и походы. После смерти отца оставляет военное поприще, становится помещиком и занимается восстановлением финансового положения семьи.
Долгие годы был связан с Соней обещанием жениться, однако позже женился на княжне Болконской, причем не из-за ее богатства, а по любви.
Порядочный, честный, прямолинейный, простой человек.

Соня – кузина Наташи, Пети и Николая; сирота, которую воспитывала семья Ростовых. Девушка всю жизнь жертвовала собой для блага спасшей ее семьи.
Долгие годы любила Николая, но не смогла выйти за него замуж, и позже осталась жить в семье после его женитьбы на Марье Болконской. Преданная, порядочная, добрая девушка, не нашедшая своего личного счастья.

Курагины (Элен и Анатоль) – семейство, которое является воплощением развращенности дворянского общества.
Оба красивы, богаты и влиятельны, но порочны. Анатоль волочится за девушками из чистого интереса, Элен выставляет свою красоту как товар, гонится за богатством и титулами.

Платон Каратаев – солдат лет 50, оказавшийся во французском плену с Пьером Безуховым, ставший для него опорой и наставником. Крепкий, мастеровитый мужик, в котором солдатская служба не пробудила жесткости и цинизма. Платон наполнен смирением и любовью ко всему живому, верит в бога и чтит государя. В отличие от многих, доволен своей судьбой.

Федор Долохов – бравый офицер, не раз поражавший всех свои героизмом. Иногда он был истинным, иногда фальшивым. Человек, разочарованный в жизни, в женщинах, во всем светлом. Единственная отрада в его жизни — старушка-мать и сестра. Неоднозначный герой с сомнительными поступками вроде похищения Наташи Ростовой для Курагина.

Василий Денисо – друг семьи Ростовых, наставник Николая в полку. Всю жизнь посвятил военной службе. Когда был разжалован за самоуправство, собрал партизанский отряд. В молодости был влюблен в Наташу Ростову.

Кутузов – главнокомандующий, приведший французскую армию к поражению в войне.
Человек, хорошо понимавший потребности простого народа и солдат. Опытный наставник, предпочитавший всегда сохранить войско, а не жертвовать им.
Простой, чувствительный, сентиментальный человек, не преследовавший личных интересов в войне 1812 года. Антагонист Наполеона.

Всего в романе более 550 персонажей, и каждый дополнил картину народной жизни.

п.4. Литературные приёмы

Психологизм или «диалектика души» – показ того, как зарождаются и развиваются мысли и чувства героев.

Читатель зачастую становится свидетелем глубинных переживаний Пьера, Наташи, Андрея и других героев.

«Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадет волос с головы человека» (о Пьере, том 4, часть 4, глава XXII).

Психологический портрет – описание, включающее внешность, движения, мимику, голос, которые характеризуют чувства, и даже натуру героя.

«Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно, бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу» (о Наташе, том 2, часть 5, глава VIII).

Антитеза (или контраст) – противопоставление с целью раскрытия важных мыслей и ценностей.

Антитеза заявлена уже в названии романа, и многократно применяется Толстым.

Противопоставляются герои: Наташа Ростова — Элен, княжна Марья — Жюли, Кутузов — Наполеон, Андрей Болконский — Анатоль Курагин и т.д.

Контраст применяется в различных сценах:

  • Ростовы жертвуют своим имуществом и отдают обозы раненым, а в это время Берг прикупает шифоньерку, которая подешевела из-за бегства жителей из Москвы.
  • Когда умирает старый князь Безухов, наследники почти дерутся за портфель с его завещанием, желая получить куш.

В то же время графиня Ростова спокойно отдает подруге, княгине Друбецкой, большую сумму денег, чтоб та могла купить обмундирование Борису.

Картины природы для отражения переживаний героя

  • Сцена со старым дубом, с которым себя сравнивает Болконский.
  • Высокое небо Аустерлица, в которое смотрит раненый Андрей.
  • Первая встреча с Наташей на природе, подчеркивающая естественность натуры девушки и т.д.

Также Толстой применяет в романе следующие приемы: внутренний монолог героя, авторский комментарий, остранение (разрушение стандартного восприятия), повторяющиеся детали.

п.5. Конфликт произведения

Поскольку роман содержит много сюжетных линий и охватывает масштабную историческую эпоху, то в нем выделяют не один конфликт.

Главный конфликт содержится уже в названии: русский народ включается в войну, чтобы привести родину к миру.

Конфликт между французской и русской армией, между Кутузовым и Наполеоном, межу цивилизованной Европой и дикой азиатской Россией — основной.

Конфликт прослеживается в столкновении нравственных ценностей старого аристократического общества и молодежи, которой они чужды.

Богатство, статус в обществе, титулы, придворные интриги, сплетни, браки по расчету, угнетение народных масс должны уйти в прошлое.

В обществе появляются личности новой формации, который мыслят, действуют, приносят пользу обществу, любят, ищут себя (Андрей, Марья, Пьер и Наташа, Николай, Петя и др.)

Толстой заканчивает роман описанием семейств любимых героев, воплощая в них идеал русского человека и русской семьи. Конфликт внутри общества не исчерпан, но есть надежда, что он разрешится благодаря этим людям.

Именно они, по мнению автора, должны стать основой обновленного общества.

Источник

Краткий анализ романа война миров

«Война и мир» (Л. Толстой)

Цитата: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

История создания

Над романом «Война и мир» Лев Толстой напряжённо трудился в течение семи лет. Его замысел предполагал художественное отражение полувековой истории страны. Сам писатель называл свой замысел «Три поры». Первая пора — начало века, Отечественная война 1812 г. Вторая пора — восстание декабристов. Третья пора — смерть Николая I, возвращение декабристов из ссылки и всеобщее ожидание перемен.

Проблематика:

  • человек и его место в мире;
  • свобода воли и историческая необходимость;
  • проблема настоящей жизни (Андрей Болконский);
  • проблема счастья (Пьер Безухов);
  • проблема величия (Наполеон; Кутузов; Платон Каратаев);
  • проблема патриотизма — истинного и ложного (истинный патриотизм — народ;
  • ложный патриотизм — граф Растопчин);
  • народность войны (в деталях описания).

Смысл названия

Когда говорят о названии романа «Война и мир», принято вспоминать, что в дореформенном русском языке слово «мир» означало отсутствие войны, а «мiр» — человеческое общество. Лев Толстой в названии своего романа употребил слово «мiр», а значит, его следует понимать как «Война в жизни людей».

Сам граф Толстой видел эту ошибку в первом издании, но не счёл нужным её исправить. Автор действительно уделяет пристальное внимание жизни общества в военное время, но при этом тема осуждения войны также очень значима в романе.

Не будем забывать и о том, что «миром» называется и вся Вселенная с её законами, а философский пласт в «Войне и мире» очень значим.

В общем, можно сказать, что название этого романа — такое же многоплановое, как и его содержание.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман-эпопея.

Жанровые особенности: в жанровом отношении роман «Война и мир» чрезвычайно сложен. Его можно было бы назвать историческим романом, ведь в нём описывается война 1805-1807 гг. и война 1812 г. Слово «война» даже вынесено в название романа; в нём описываются конкретные исторические лица (Наполеон, Кутузов, Александр I). Однако исторические события — только часть той общей картины, которую создал Толстой.

Можно было бы отнести «Войну и мир» к семейно-бытовым романам, ведь в нём описывается судьба нескольких поколений дворянских семейств (Ростовы, Безуховы, Курагины, Болконские). Но значительный ряд персонажей не вписывается в концепцию семейного романа.

В романе поднимаются вопросы справедливого социального устройства, и поэтому его можно было бы назвать социальным. Но «Война и мир» шире этого определения. Это ещё и философский, и психологический роман. Широкий масштаб и глобальность проблематики позволяют нам сказать о «Войне и мире» только то, что это роман-эпопея, включающий все варианты романного жанра.

Время и место действия: действие романа «Война и мир» происходит в России в период с 1805 по 1813 годы (в эпилоге описывается 1820 год).

Действующие лица

Андрей Болконский — князь, презирающий лицемерный свет, но вынужденный бывать там. Мечтал о славе, но во время Аустерлицкого сражения понял, как незначительна слава в масштабах всей жизни. Был влюблён в Наташу Ростову. Погиб в Бородинской битве.

Наташа Ростова — юная графиня, очаровательная и яркая, одарённая в музыкальном отношении. В начале романа Наташе 12 лет, поэтому читатель видит взросление героини. Была помолвлена с князем Болконским, но в его отсутствие хотела бежать с Анатолем Курагиным. Тяжело пережила смерть князя Андрея, искала себя в религии. Стала женой Пьера Безухова и посвятила себя материнству.

Пьер Безухов — граф, незаконный сын Кирилла Безухова, массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках. Женится на Элен Курагиной, впоследствии расстаётся с ней. Увлекается масонством (тайное общество со своей философией) и даже входит в масонскую ложу, но потом разочаровывается. Влюбляется в Наташу Ростову. Участвует в военных действиях (в частности — в Бородинском сражении). Некоторое время пребывает в плену у французов. Все эти события сильно меняют его: Пьер обретает собственные взгляды на жизнь. Женится на Наташе Ростовой.

Илья Андреевич Ростов — граф, хороший семьянин. Любит жену и четверых детей — Веру, Николая, Наташу и Петю. Очень плохой хозяин, поэтому финансы семьи Ростовых всё время в плачевном состоянии.

Наталья Ростова — графиня, жена Ильи Ростова, мать четверых детей. Очень любит свою семью. Тяжело переживает гибель сына Пети. Памятуя о сложном финансовом положении семьи Ростовых, препятствует женитьбе Николая на бесприданнице Соне.

Николай Ростов — граф, невысокий кудрявый мужчина, старший сын Ростовых, честный, доброжелательный и искренний. Сначала стремится к славе, поэтому хочет на войну, но после Шенграбенского сражения и Аустерлицкой битвы его мировоззрение меняется: Николай противится войне как таковой. Женится на Марье Болконской.

Соня Ростова — милая девушка, племянница Ильи Ростова. Верная, преданная, готовая пожертвовать собой. Влюблена в Николая Ростова, поэтому отказывает в чувствах Фёдору Долохову. Когда выясняется, что Николай Ростов любит Марью Болконскую, Соня беспрекословно его отпускает.

Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный мужчина, любящий отец (своей любви к детям стесняется и старается чувств не выказывать). В ходе действия романа умирает от удара.

Марья Болконская — княжна, некрасивая, но с удивительно прекрасными лучистыми глазами девушка. Образованна, религиозна, склонна к самопожертвованию. Ухаживает за отцом и племянником, впоследствии выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям.

Читайте также:  Рпр анализ крови что это такое расшифровка

Элен Курагина — княжна, дочь князя Василия, блистательная красавица, любимица света, мечта множества мужчин. Не умная, но ловкая. Вышла замуж за Пьера Безухова. Умерла от болезни.

Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и аморальный. Устраивал попойки и дебоши. Увлёкся Наташей Ростовой и хотел украсть девушку и обвенчаться с ней, хотя уже был женат.

Фёдор Долохов — офицер, светлоглазый мужчина среднего роста. Циничен, жесток и склонен к авантюрам. Храбр, искренен, нежно любит мать. Состоял в любовной связи с Элен Безуховой, женой Пьера, из-за чего дрался с Пьером на дуэли. Хотел жениться на Соне Ростовой, но получил от неё отказ.

Краткое содержание

Часть 1

Петербург, раут в доме фрейлины Шерер.

Гости беседуют о Наполеоне. Часть присутствующих в ужасе от Наполеона и его политики, а часть (в их числе Андрей Болконский и Пьер Безухов) восхищаются им. Андрей Болконский хочет наполеоновской славы, поэтому намерен пойти на войну. Пьер Безухов ещё не определился с планами на жизнь и просто кутит с другими молодыми людьми. За их опасные проделки Долохов разжалован в солдаты, а Пьера вынуждают покинуть Петербург.

Москва, именины Натальи Ростовой-старшей и маленькой Наташи в доме Ростовых на Поварской.

Наташа, Соня и Петя веселятся, Николай размышляет, как бы ему повоевать с Наполеоном, Вера не участвует в празднике.

Москва, дом графа Безухова. Случилось горе — умер граф Кирилл Безухов. Есть завещание, по которому его состояние отходит Пьеру. Родственники (в том числе князь Василий Курагин) хотят это завещание уничтожить. Начинается настоящая охота, но деньги всё- таки переходят к Пьеру. Князь Василий своего добивается другим путём: Пьера женят на его дочке Элен.

Деревня Лысые Горы, имение Болконских.

Николай Болконский живёт по строгому расписанию, Марья Николаевна, его дочь, тоже старается следовать порядкам отца. К неудовольствию старшего Болконского, расписание придётся поменять — маленькая княгиня Лиза, беременная жена Андрея, поселяется в имении Болконских. Андрей Болконский отправляется на войну.

Местность под Аустерлицем.

Русская армия отступает, чтобы получить подкрепление от Австрии и Пруссии. Кутузов, главнокомандующий русской армией, старается избежать сражений, так как армия ещё не вошла в силу. Оттягивая время решающих действий, Кутузов выставляет против французов отряд Багратиона. Кроме того, заключено тактическое перемирие с французским маршалом.

Николай Ростов участвует в боевых действиях. Всё выходит плохо: лошадь под ним убита, сам Николай ранен и даже вынужден бежать. Но побега никто не видел: Николаю дают Георгиевский крест за храбрость, и он может козырять наградой перед друзьями.

Несмотря на усилия Кутузова, сражение под Аустерлицем всё же происходит. Для Андрея Болконского это сражение — момент возможной славы, а для Кутузова — вынужденная жертва. Кутузов знает, что русские проиграют в этом бою. День битвы приходится на годовщину коронации Наполеона, поэтому французские войска воодушевлены. Русские почти сразу же начинают отступать. Болконский со знаменем в руках ведёт за собой войска, но его ранят. Лёжа и глядя в небо, князь Андрей понимает, что слава — это незначительная мелочь по сравнению с красотой и силой жизни. Его былой кумир Наполеон видит раненого князя и велит отправить его на перевязочный пункт.

Часть 2

Москва, дом Ростовых.

Николай приезжает домой в отпуск, с ним прибывает Василий Денисов, его друг. Все чествуют Николая. У него появляется новый друг — Фёдор Долохов, который просит Николая быть секундантом на его дуэли с Пьером Безуховым (Пьер вызвал Фёдора на дуэль, узнав о его романе со своей женой Элен). Соня влюблена в Николая, поэтому, когда Долохов предлагает ей руку и сердце, девушка отказывает ему. Местью Долохова станет его карточная игра с Николаем, во время которой Николай проиграет Фёдору крупную сумму. Николай вынужден сознаться отцу, что проиграл деньги. Вместе они как-то изыскивают необходимые средства, и Николай отдаёт долг. Ему уже надо возвращаться в армию. Денисов за время отпуска успел полюбить Наташу Ростову. Он делает девушке предложение, но получает отказ.

Деревня Лысые Горы, имение Болконских.

К Болконским приезжает Василий Курагин с сыном Анатолем. Анатолю нужно поскорее жениться на богатой. Николаю Александровичу не хочется отпускать дочь, да и жених ему не по душе. Марья Николаевна поначалу воодушевлена предложением, но потом случайно видит, как Анатоль ласкает её компаньонку, и отвечает младшему Курагину отказом.

Николай Болконский получает письмо от Кутузова. В письме говорится, что князь Андрей пал смертью храбрых; тело его не найдено. Старый князь всё же надеется, что сын жив. И в ночь, когда княгиня Лиза рожает, Андрей Болконский возвращается домой. Но княгиня Лиза умирает в родах. Болконский чувствует свою вину перед женой.

Москва, дом Пьера Безухова.

Пьер несчастлив в браке. Он получает анонимку, в которой говорится о связи его жены и Фёдора Долохова. Безухов вызывает Долохова на дуэль, ранит, выясняет с женой отношения. Он хочет освободиться от всей этой грязи, поэтому отдаёт Элен в пользование почти всё своё богатство и уезжает в Петербург.

Петербург — имение Безухова под Киевом — деревня Лысые горы.

По пути Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Приехав в Петербург, Безухов вступает в масонскую ложу. Он переполнен желанием изменить жизнь — и собирается начать со своего имения под Киевом. Пьер привозит туда идеи реформ крестьянской жизни, но ничего хорошего не выходит: управляющий обманывает Безухова. Возвращаясь в Петербург, Пьер заезжает к Болконскому. Князь Андрей разочаровался в воинской службе и вообще во всём, кроме маленького сына. Пьер делится с Андреем своими новыми идеями о жизни, и это несколько поднимает дух Болконского. Князю Андрею тоже интересны реформы, которые пытался внедрить в крестьянской жизни Пьер, и, в отличие от друга, он успешно справляется с внедрением этих реформ.

Имение Ростовых в Отрадном.

Андрей Болконский приезжает по делам в Отрадное (имение Ростовых). Семья Ростовых готовится к балу, и это первый бал для повзрослевшей Наташи. Она танцует с Болконским, и после этого князь Андрей делает девушке предложение. Предложение принято, но старый князь Болконский ставит условие женитьбы сына: нужно подождать один год. Младший Болконский уезжает на этот год за границу.

Николай приезжает в отпуск в Отрадное. Он хочет жениться на Соне, но его родители против: Соня бесприданница.

Деревня Лысые Горы, имение Болконских.

Наташа приезжает знакомиться со своей будущей семьей, но ей не очень рады: Николай Андреевич огорчён молодостью будущей невестки, а княжна Марья во всём слушает отца. Посетив оперу, Наташа познакомилась с Анатолем Курагиным. Тот начинает слать ей любовные письма, говорить о любви и даже предлагать тайно пожениться. Наташа решается бежать с Анатолем, но Соня и княгиня Мария Дмитриевна Ахросимова предотвращают этот побег, а приехавший Пьер рассказывает Наташе, что Анатоль женат.

Андрей Болконский возвращается из-за границы и не может простить Наташе историю с Курагиным. Пьер Безухов говорит тоскующей Наташе, что если бы имел возможность, то тут же просил бы её руки.

Часть 3

Начинается война с французской армией под руководством Наполеона. Князь Андрей просит направить его в армию. Николай Ростов продолжает службу. Взяв в плен француза, он получает Георгиевский крест.

Москва, дом Ростовых.

Наташа тяжело болеет. Единственная её радость — посещение церкви. На неё большое впечатление производит молитва «Миром господу помолимся». Петя Ростов хочет воевать, его родители против, ведь он ещё так молод. Но Петя настаивает, и отец ищет вариант устроить его в армию таким образом, чтобы риски были минимальными.

Деревня Лысые Горы, имение Болконских.

Военные действия заставили почти всех Болконских перебраться в Москву. В имении остаётся только старый Николай Андреевич и княжна Марья. У князя случился удар, и его отвозят в село Богучарово. Он некоторое время лежит больной, потом умирает. Перед смертью Николай Андреевич просит у дочери прощения. Княжна Марья не может уехать из села — её не выпускают крестьяне. На помощь приходит Николай Ростов, который оказался там проездом.

Бородино.

Пьер Безухов приезжает в Бородино, чтобы увидеть сражение своими глазами. В Бородинском сражении князь Андрей Болконский смертельно ранен. Он видит того, кому хотел отомстить, Анатоля Курагина. Анатолю ампутируют ногу.

Во время Бородинской битвы Пьер пытается помочь солдатам. Но происходящее приводит его в такой ужас, что он уходит и просто идёт в сторону Можайска.

Русская армия отступает. Кутузов принимает решение оставить Москву французам, чтобы сохранить армию.

Москва.

Наполеон приезжает на Поклонную гору, чтобы получить ключи от Москвы, но выясняется, что Москва пуста и горит.

Ростовы уезжают из Москвы. Они отдают раненым часть своих подвод. Среди этих раненых — князь Андрей. Наташа ухаживает за ним.

Безухов остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона, но его арестовывают французы.

Часть 4

Петербург.

Москва занята французами, а в Петербурге жизнь идёт своим чередом: балы, танцы, веселье. Император Александр хочет возглавить войска. Кутузов противится заключению мира с Наполеоном. Император настаивает на необходимости Тарутинского сражения.

Приходит весть, что французы ушли из Москвы. Кутузов считает своей главной задачей воспрепятствовать нападению русских армий на отступающих французов. Как только французская армия покидает Россию, Кутузов снимает с себя полномочия главнокомандующего. Он получает орден Георгия I степени.

Воронеж.

Николай Ростов встречает Марью Болконскую. Он хочет жениться на ней, но его смущает обещание, данное Соне. В этот момент Николай получает письмо от Сони. На этом письме настояла Наталья Ростова-старшая. Соня пишет, что освобождает Николая от всех обещаний.

Ярославль.

В Ярославле находится семья Ростовых. Узнав, что именно там умирающий князь Андрей, в Ярославль приезжает княжна Марья. Болконский умирает, и княжна Марья горюет вместе с Наташей.

Смоленская дорога.

Пьера французы приговорили к смертной казни, но уже на месте исполнения приговора решили оставить в живых. В плену Пьер знакомится с Платоном Каратаевым, простым человеком, демонстрирующим, как естественна для народа теория непротивленчества. Пьер идёт по Смоленской дороге вместе с другими пленными. На французов нападают партизаны. Они отвоёвывают пленников. В этой битве погибает Петя Ростов.

Орёл.

Пьер узнаёт, что его жена умерла и что князь Андрей после ранения прожил ещё месяц, но тоже умер.

Москва.

Пьер приезжает к княжне Марье, чтобы выразить свои соболезнования. Там он встречается с Наташей. Её потрясает новость о смерти брата. Наташа много времени проводит с Пьером. Они полюбили друг друга.

Эпилог.

Наташа вышла за Пьера и стала многодетной матерью (четверо детей). Княжна Марья стала женой Николая Ростова. Илья Андреевич Ростов умер. Пьер вступает в некое тайное общество. Когда Пьер беседует с Николаем о судьбах России, этот разговор слушает Николенька Болконский, сын князя Андрея. Как и некогда отец, Николенька мечтает о славе.

Экранизации

«Война и мир» (США, 1956, в роли Безухова — Генри Фонда, в роли Наташи Ростовой — Одри Хепбёрн); «Война и мир» (СССР, 1965-1967, в роли Болконского — Вячеслав Тихонов); «Война и мир» (Великобритания, 1972, сериал, в роли Безухова — Энтони Хопкинс); «Война и мир» (Россия, Франция, Германия, Италия, Польша, 2007); «Война и мир» (Великобритания, 2016, сериал, в роли Безухова — Пол Дано).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

За кого вышла замуж княжна Марья Болконская?

Ответ. Марья Болконская вышла замуж за Николая Ростова.

Кто из героев романа исповедует теорию непротивленчества?

Ответ. Платон Каратаев. Этот герой является народным носителем идеи непротивления, что, по мнению автора, свидетельствовало, что философия непротивления злу насилием — в природе русского человека. На Пьера Безухова знакомство с Платоном Каратаевым производит огромное впечатление.

Читайте также:  Лаборатория Пигмалион 8211 Песчаная 89

Как повлияло на князя Андрея сражение под Аустерлицем?

Ответ. Князь понял, что слава и власть не имеют никакого значения по сравнению с человеческой жизнью.

Источник

«Война и мир»: описание романа, анализ

Роман великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир», краткое содержание которого вы найдете в статье, является обязательным к прочтению в школе. Не каждому старшекласснику хочется провести лето, изучая несколько томов пусть и познавательной, но сложной литературы. Поэтому простое и краткое описание основных моментов поможет понять суть романа.

«Война и мир»: краткое содержание

Благодаря общим ценностям, которые не подвластны времени, Льву Николаевичу Толстому удалось передать народный дух в романе «Война и мир». Краткое содержание по главам переполнено деталями, которые непросто запомнить. Чтобы облегчить задачу, мы разбили описание по томам:

Том 1

Эта книга разделена на три части, в каждой из которых писатель раскрывает события и жизнь людей в мирное и военное время. Ищете краткое содержание? «Война и мир» не самое маленькое по объему произведение. Однако перед читателем открываются интересно созданные талантливым Толстым характеры основных персонажей: князя Андрея Болконского, семьи Ростовых, княжны Марии и других.

Первая часть (1805 год) больше посвящена мирному времени. Собравшись у фрейлины Шерер, гости активно обсуждают Наполеона, и общество делится на два лагеря. Князь Андрей Болконский собирается воевать, а сын вельможи Пьер Безухов гуляет и кутит. Оба они поддерживают Наполеона перед хозяйкой.

В доме помещика Ростова праздник в честь именин дочери и супруги. Параллельно граф Безухов находится при смерти. Он оставил завещание, в котором передал наследство внебрачному сыну Пьеру.

Во второй и третьей частях описываются военные действия во время сражения русских с французами под Аустерлицем. Русской армией управляет Кутузов и пытается сделать так, чтобы солдаты не участвовали в сражениях. Армия отступает вплоть до Аустерлица.

Параллельно автор рассказывает о службе гусара Николая Ростова. Во время Шенграбенского сражения его ранят, а позже награждают орденом. Князь Андрей готовится к встрече армии Наполеона под Аустерлицем. Его задача — прославиться и принять главную роль в сражении.

В итоге Наполеон наступает, а русские войска бегут. Князь Андрей вместе с батальоном бросаются навстречу врагам, его ранят, а позже отправляют к местным жителям.

Том 2

Интересует «Война и мир»? Сколько томов создал писатель? Всего их четыре. Второй рассказывает о мирной жизни и изменении мировоззрения населения.

После размолвки с женой Пьер уехал в Петербург и стал размышлять о смысле жизни. Случайный попутчик познакомил его с масонством, и Пьер принял веру. Члены братства призывают героя помириться с женой, но тот не готов вернуться.

Позже Пьер отправился в гости к Андрею Болконскому. После возвращения с войны тот проживает в Лысых Горах и воспитывает сына. Его жена умерла при родах. Пьер заметил изменения, произошедшие с другом. Пока он гостил в Лысых Горах, смог оценить всю важность дружбы и семьи.

Далее автор романа-эпопеи «Война и мир» повествует о Николае Ростове, который вернулся в полк. Он старается улучшить жизнь солдат и проведывает друзей в больнице. Вскоре Николай узнает о подписании мирного договора и задумывается о том, зачем были все эти смерти.

В канун Нового года вельможи проводят бал, куда отправляются Ростовы. Наташа танцует с Андреем Болконским, а тот просит ее руки. Она соглашается, но свадьба откладывается на год. В отсутствие Андрея за Наташей начинает ухаживать Анатоль и даже собирается ее похитить. Это разрушает узы между Андреем и Наташей.

Кадр из фильма «Война и мир»

Том 3

Описываются военные действия 1812 года. Войска Наполеона наступают, и в Лысых Горах становится небезопасно. Об этом Князь Андрей сообщает отцу, но тот не желает выезжать из поместья. Начинается бомбардировка Смоленска. Старый князь до последнего защищает дом, в итоге умирает от удара. Андрей Болконский возвращается в полк.

Далее описываются события Бородинского сражения, где Болконский встречается с Пьером. Во время сражения Андрея смертельно ранят, и на перевязочном пункте он видит Анатоля, которому ампутируют ногу.

В это время Пьер смело сражается с французами и приходит в ужас от вида мертвых тел. Во время Бородинской битвы Наполеон приказывает показать портрет сына своей гвардии. В результате французы терпят нравственное поражение. Кутузов поддерживает боевой дух солдат, но понимает, что они не в силах защитить Москву. Он дает приказ об отступлении.

Роман «Война и мир», содержание которого весьма интересно, рассказывает, что французы вступают в Москву, но она пуста.

Во время сборов Наташа Ростова нашла раненого Андрея Болконского, который оказался среди других солдат. Она ухаживает за ним и прощается. Пьер остается в Москве и пытается убить Наполеона. Его планы проваливаются, и Пьера арестовывают.

Том 4

После отступления из Москвы Кутузов получает предложение мира от Наполеона, но не дает согласия. Царь Александр приказывает организовать Тарутинское сражение. В результате французские войска отступили и стали таять на глазах. Параллельно Николай Ростов задумывается о женитьбе на Марии, а его помолвка с Соней расторгнута.

Арестованного Пьера ведут на допрос, а затем на расстрел. Пятерых убивают, Пьера оставляют пленником до тех пор, пока русские партизаны не освобождают всех. После возвращения домой Пьер сильно болеет, сказываются лишения. Вскоре он встречает Наташу Ростову, между ними возникает любовь.

В эпилоге Пьер и Наташа женятся, Николай берет в жены княжну Болконскую, и вскоре они переезжают в Лысые Горы. Позже Наташа с семьей гостит у брата, где мужчины обсуждают недовольство нынешним правительством.

«Война и мир»: анализ произведения

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого переносит читателей во времена наполеоновских войн и рассказывает о жизни народа в тот непростой период. Великое творение писателя уже много лет изучается в школах и переводилось на несколько языков.

Работа над романом продолжалась с 1863 до 1869 года. Сам автор относился к нему скептически, как и ко многим своим книгам. Он не считал, что сотворил нечто грандиозное, а в одном из дневников написал, что общество любит его за такие пустяки, как «Война и мир».

Вот что необходимо знать о таком выдающемся произведении, как «Война и мир»:

  • История создания.

Изначально Толстой задумывал образ главного героя как декабриста, вернувшегося после войны в 1856 году. Постепенно он понял: чтобы лучше разобраться в характере героя, нужно начинать с его молодых лет. Поэтому ему пришлось еще дальше перенестись во времени — в 1812 год. Конечно, подробное раскрытие персонажа потребовало введения дополнительных героев. В романе четко отслеживаются три поры:

  1. Молодость декабристов.
  2. Восстание 1825 года.
  3. Возвращение героев домой после ссылки.

Лев Толстой, «Война и мир» которого гениальное произведение, решил сделать упор на первую часть. Даже описание этих фактов и подробностей потребовало огромных усилий.

В романе прослеживается жанровое многообразие: здесь сочетаются исторические сводки, просматривается психология и многогранная характеристика личностей. Благодаря красочным эпизодам читатель может погрузиться в историю России, а также разобраться в отношениях персонажей. Толстой собирал информацию, обращаясь к мемуарам участников.

Кадр из фильма «Война и мир»

  • Проблематика романа, жанр.

В анализе «Войны и мира» важное место занимает проблематика. В романе пересекается множество сюжетных линий, связанных с судьбами людей. Полностью охватить проблематику сложно, но мы выделили основные моменты:

  1. Семейные взаимоотношения и родственные связи. На примере нескольких совершенно разных семей Лев Николаевич высказал свое мнение о том, какой на самом деле должна быть семья. Явную симпатию писателя вызывают Ростовы и Болконские. Первые живут в обстановке любви и гармонии, во всем поддерживают друг друга. Вторые чтят традиции, честь и отвагу. Явная противоположность — Курагины, для которых нет ничего святого, они запросто могут предать близкого человека.
  2. Народ и личность. Народ в понимании Толстого — это главная движущая сила истории. Писатель ценил честность, порядочность, отвагу. Поэтому в романе описываются патриоты и лжепатриоты. Одни помогали друг другу, рискуя жизнью. Другие отсиживались в штабах, стараясь улучшить свое положение.
  3. Человеческие поступки. Не зря в романе показан тяжелый путь героев, которые постепенно понимают смысл жизни. Один из ярких примеров — Пьер Безухов. Проблемы с женой, дуэль, образ жизни приводят Пьера к серьезным последствиям. Переломный момент наталкивает героя на размышления о смысле жизни, он находит себя в масонстве и помощи народу.
  4. Влияние личности на историю. Наиболее яркими и значимыми личностями в романе являются Наполеон и Кутузов. Оба управляли массами. Но если Кутузов заботился о солдатах и жил интересами народа, то Наполеон видел и слышал только себя, что и привело к поражению французского войска.

По жанру «Война и мир» — роман-эпопея. От других жанров его отличает:

  • большой объем произведения;
  • масштаб отображаемых событий и проблематики.

«Война и мир» представляет собой сложное произведение с характерными чертами исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров и хроник.

Кадр из фильма «Война и мир»

  • Тема и композиция.

Нравится писатель Лев Толстой? «Война и мир» в основном рассказывает о народе. Писатель критикует войны и считает их причиной проблем в социуме. Люди, вырванные из привычной жизни, должны убивать друг друга, терпеть лишения. Здесь подключается и описание личности многих героев, которые в сложные времена разделились на два лагеря: одни поддерживали народ, другие заботились только о себе.

При изучении романа обязательно нужно учитывать композицию. Можно заметить, что каждая часть — это отдельная история. Все сюжеты и жизни персонажей переплетаются, а каждый том соответствует определенным событиям. Итак:

  1. Первый том описывает события и жизнь героев до и во время войны.
  2. Второй том отражает все сложности, с которыми сталкиваются персонажи на пути к свободе.
  3. Третий том описывает военные действия.
  4. Четвертый том — мир и возвращение героев домой.

В эпилоге заключены основные факты и дальнейшая судьба главных героев. Батальные сцены в описаниях поражают реалистичностью. Четко показаны характеры таких героев, как Кутузов и Наполеон. Толстой изобразил их не просто великими полководцами, но и показал, какими они были людьми.

  • Главные герои.

Кадр из фильма «Война и мир»

Нельзя обойти стороной и центральных персонажей, ведь их личности описаны так ярко и правдоподобно. Вот они:

  1. Андрей Болконский. Волевой и благородный князь, мечтающий о военной славе. Показан как человек с высокими моральными принципами, который чтит свой долг. После смерти жены он влюбляется в Наташу Ростову, но погибает на поле брани.
  2. Пьер Безухов. Внебрачный сын графа, он становится законным наследником. Доверчивый молодой человек женится на Элен Курагиной, но вскоре разочаровывается. Она помогает ему понять смысл жизни. Вернувшись домой, он женится на Наташе Ростовой.
  3. Наташа Ростова. Талантливая и богатая графиня, обладающая легким и беззаботным характером. Но ее надежды рушит война. После неудачной любви к Болконскому Наташа выходит за Пьера.
  4. Николай Ростов. Отважный и энергичный молодой человек, который ценит свою семью. Долг зовет его на военную службу, где он проявляет себя достойно. После окончания войны женится на Марии Болконской.
  5. Соня. Племянница графа Ростова, она обладает тихим и мягким характером. Героиня влюблена в Николая, но, узнав о его чувствах к Марии, отпускает его.
  6. Анатоль Курагин. Бесчестный, но столь же красивый Анатоль любит пить и кутить. Он пытается похитить Наташу и обвенчаться с ней. Во время военных действий лишается ноги.

Вот такое содержание романа «Война и мир». Если вы еще не читали произведение в полном объеме, возможно, уже пора к этому приступить. Анализ сюжета позволяет понять, чем руководствовался Лев Толстой при создании эпопеи.

Источник

Adblock
detector