Короткий анализ сказки салтыкова щедрина



Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказка ложь, да в ней намек…», намек на ост­рые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно вос­пользуется.

Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торже­ство гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои уси­лия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действи­тельности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свире­пые, невежественные правители народа и простые му­жики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талант­ливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов про­кормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих про­изведениях писатель выступает не только как защит­ник народных интересов. Он пытается внушить про­стому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.

Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидев­ший народ и неожиданно для самого себя без него оди­чавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпча­тое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «…Вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только матери­альных, но и духовных.

В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка. Аллегоричные образы помогают сатири­ку иносказательно говорить о многих пороках обще­ства. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кро­вопролития», и режим их не менее жесток, чем суще­ствовавший в то время в России деспотический строй.

Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хле­ба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он уте­шил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слы­шал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щед­рин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, си­дят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по мень­шей мере бесполезные пискари», — пишет он.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не пе­рестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, спра­ведливости, уважения к народу, доброты, нравствен­ности, гражданственности.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК ЩЕДРИНА

Сказки Щедрина — политические сказки-сатиры. В них писатель с помощью аллегорий и намёков бичевал полицеиско-самодержавное государство, господствующие классы царской России, буржуазную либеральную интеллигенцию, действовавшую «применительно к подлости», трусливых обывателей; с гневом и тоской говорил о забитости и покорности народа; с радостью отмечал ростки народного недовольства и протеста против невыносимых условий существования.

Сказки Щедрина, как и всё его творчество, служили делу освобождения родины и народа.

Щедрин был революционером-демократом, оружием сатиры боровшимся против самодержавия, крепостничества и его пережитков, против правящих классов царской России и всех тех, кто поддерживал эти классы. «Меня занимает,- писал он,- не домашнее устройство Сидорычей (так сатирик называл угнетателей народа)… но поведение и дела их как расы, существующей политически».

Писатель-реалист, он создал в своих произведениях, в том числе и в сказках, множество художественных обобщений, типических образов, правдиво раскрывавших социальную сущность важнейших жизненных явлений.

Такими типическими образами, воплотившими в себе самые существенные черты самодержавия, являются в его сказках образы Топтыгиных, орла-мецената, «богатыря», «ретивого начальника» и др.

Типичные черты паразитических классов воплощены им в образах генералов, «дикого помещика», Ивана Богатого, «пустоплясов»; типичные свойства враждебных народу интеллигентов и трусливых обывателей — в образах либерала, премудрого пескаря и т. д.

В образах «громаднейшего мужичины» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», Коняги из одноимённой сказки, Ивана Бедного («Соседи»), Иванушки из сказки «Богатырь» олицетворены не только «злосчастье» народа, но и его мощь и нравственное превосходство над угнетателями.

Правдиво изображая жизнь, Щедрин прибегал u»rrn™ a к заострению образов. «Он,- отмечал Тургенев,- преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает её».

Будучи художником-реалистом, Щедрин путём гиперболизации, с помощью фантастических образов с замечательной наглядностью раскрывал уродливый характер современной ему действительности. Такое изображение жизни, при котором реальное, будничное переплетается с фантастическим и отрицательное, уродливое рисуется в обнажённом, преувеличенном виде, называется гротеском. Примером гротеска могут явиться многие образы, созданные могучим талантом великого сатирика, в том числе и образы его сказок.

Гротескные образы Щедрина были верны жизненной правде, они с необыкновенной глубиной и силой выражали характерные черты того «известного порядка вещей», который писатель бичевал на протяжении всей своей жизни.

СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ →

Еще по данной теме::

    ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК

ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК Щедрин в Салтыков выходит в отставку и …

СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. Первые сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов про…

СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ Типичными фигурами для эпохи…

СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. НАРОД И САМОДЕРЖАВИЕ В СКАЗКАХ Тупые и жестокие царские администр…

НАРОД И ГОСПОДСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ Большая группа сказок посвяшена теме: народ и господствующие кла…

Детальнее о сатире русского писателя

Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. Дело в том, что в Российской империи господствовала цензура, а сказки эффективно позволяли скрывать истинный посыл произведения. Обличительность при этом никуда не девалась, но маскировалась. Салтыков-Щедрин любил наделять свои тексты острым социальным и политическим подтекстом, понятным для читателей.

Как говорил известный автор сказок – датчанин Андерсен, все вещи следует называть своими именами. Но если это невозможно сделать в реальной жизни, значит в сказке это делать просто обязательно. Каждый писатель старается донести читателю свой внутренний мир, свои мысли – даже самые потаенные. Истинный мастер тонко чувствует и глубоко сопереживает миру – глубже обычного человека. Такой автор – это своеобразный эмоциональный «индикатор», лакмус реальности. Гений Салтыкова-Щедрина – описывать серьезные вещи в простой форме детской сказки. Незатейливость, непосредственность, но и скрытая серьезность – вот характерные черты сказок нашего писателя. При этом Салтыков-Щедрин прямо снабжает свои тексты ремаркой: «для детей изрядного возраста».

О чем рассказывают сказки?

Итак, обратимся непосредственно к самим сказкам писателя. Бедные угнетаются богатыми, дворяне и чиновники яро критикуются. Автор обвиняет и обличает сильных, обладающих властью людей, эксплуатирующих слабых. Народный труд оказывался разменной монетой, и народ в этом обмене, как правило, ничего не получал.

Салтыков-Щедрин активно использует образы господ и правящего класса. В сказках этого автора в негативном свете предстают помещики и чиновники, купцы и другие представители этих сословий. Власть – это все, чем они владеют. Но на самом деле эта власть оборачивается исключительно эксплуатацией людей, которые делают всю работу. Писатель изображает господ ленивыми, беспомощными, глупыми, хвастливыми, заносчивыми.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В этом произведении автор представляет на суд читателей реалии Российской империи – той эпохи, в которую жил сам писатель. Крестьяне страдают от гнета помещиков, нещадно наживающихся на простом народе. При этом крестьяне не сопротивляются и, кажется, даже не думают об этом.

Герои повести и события

Далее Салтыков-Щедрин рассказывает о двух генералах, прослуживших в кабинетах. Однажды, по причине «ненадобности» генералов упраздняют. Сказки делают возможными всякие парадоксы, так что автор помещает своих персонажей на остров. Там герои чуть было не поубивали друг друга, однако остались живы лишь благодаря простому мужику. Тот тоже жил на острове. Мужик покормил генералов, готовых накинуться друг на друга и съесть. Так что простой человек спас господ от голода, несмотря на то, что остров был и так богат на разные плоды, рыбу и всяческую живность.

В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием.

Генералы умоляли простеца спасти их от голода. Мужик – добрая душа, так что покормил героев. Но генералы, когда вдоволь насытились, принялись смеяться над мужиком и осыпать своего спасителя издевками. Господа доказывают мужику, как хорошо быть на их месте.

Выводы из сказки

Общество полнится паразитизмом, ленью, праздностью. Господа, давно отвыкшие от работы, не ценят труд тех, за счет кого они живут. Впрочем, пороки самодержавного строя высмеиваются, изобличаются не только в этом тексте. Похожие мотивы писатель приводит в произведении под названием «Премудрый пескарь». Здесь под бич сатиры попали мещане. Частый лейтмотив автора: не слова, а действия, решительные поступки – залог счастья, светлого будущего. Кто должен выступить источником этих действий? Народ, только народ.

Читайте также:  Лирический герой в поэзии Лермонтова

Образ народа в сказках русского автора

Так как народ занимает почетное место в произведениях Салтыкова-Щедрина, следует поближе присмотреться к образу простых людей в сказках. Талант, самобытность, сила, житейская смекалка – все это отличает простого человека из народа от господ.

Вспомним еще раз проанализированную выше повесть. Мужик обладает хорошим умом. Собственные волосы послужили герою материалом, чтобы соорудить невод, а также сделать лодку. Салтыкова-Щедрина переполняет горькая обида, иногда – стыд за народ, который страдает и претерпевает. Образно говоря, народ сам делает цепь, которую ему позже набросят на шею господа-угнетатели. Также писатель представляет читателям символ русского человека из народа. Это конь, терпеливо тянущий свою ношу.

Актуальны ли сказки сегодня?

Безусловно. Писатель создал произведения на века, которые никогда не устареют. Актуальность сказок очевидна и в наше время. Если читатели достаточно внимательны, то они, однозначно, увидят, что реальность Салтыкова-Щедрина похожа на современность. Соответственно, сказки – хороший инструмент для познания современного мира. В текстах русского автора раскрывается специфика социальных отношений, закономерностей жизни. Сказки способствуют нравственному очищению людей. Творчество автора – вне времени, эти сказки – не только наследие прошлого, но также принадлежность настоящего и будущего.

Почему сказки – уникальны?

При создании своих сатирических произведений автор пользовался опытом фольклора, учитывая устное народное творчество. Кроме того, писатель обращается к зарубежному опыту, который Салтыков-Щедрин соединяет с русскими традициями. Результат – формирование совершенно нового, оригинального жанра, который сочетает черты фантастики, а также злободневной политической действительности.

Главная тема произведения Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Сказки автора – специфически образные. Эти произведения полнятся проблемами и образами из наследия Салтыкова-Щедрина в целом.

Сказки – это воплощение всего идейно-тематического богатства сатирического дара автора. Это органическая часть творчества русского автора. Поэтому сказки являются особым литературным жанром, опирающимся на были, легенды, песни и суеверия. Не брезгует автор и традиционными сюжетами, персонажами (вроде Василисы Прекрасной или Ивана-царевича), художественными приемами (устойчивыми оборотами, присказками, эпитетами, антитезами). Под рассказами о животных скрывается на самом деле политический памфлет.

История рождения сказок

Первые произведения этого жанра вышли из-под пера Салтыкова-Щедрина в 1869-м. Однако лишь спустя несколько лет (в 1883–1886 годах) развернулись интенсивные работы по написанию сказок. Всего писатель создал около 32-х текстов, а конкретно в тот период – 28. Но почему же все-таки русский автор так увлекся этим жанром? Сказка – понятный и простой способ донести свои мысли до простых людей. Ведь главный адресат писателя – народ. Начиная с ранних лет, с детства, люди знакомятся с образами из сказок, поэтому язык сказки – лишь инструмент влияния на сознание человека. По крайней мере, для Салтыкова-Щедрина.

Тематическое своеобразие сказок

Удивительно полно и точно автор отображает русские реалии XIX века, тонкости общественных и социальных сил Российской империи. Это был период реформ. Множество сказок писатель посвятил этим темам. Можно вспомнить «Богатыря», «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», где автор критикует русский абсолютизм, пороки власти.

В «Премудром пескаре», «Вяленой вобле», «Либерале» автор высмеивает трусость мещан, критикует приверженцев либерализма. В «Праздном разговоре», «Деревенском пожаре», а также в «Коняге» автор обращается к образу кулака – нового социального феномена, а еще – крестьянства. Страдающий, обездоленный народ – вечная тема Салтыкова-Щедрина.

Темы сказок разнообразны, однако посыл автор во всех текстах одинаков: принципиальное различие, непримиримость интересов работающих людей и господ, эксплуатирующих народ. Ирония – острое оружие автора. Салтыков-Щедрин выводит в своих произведениях образы других писателей, философов, которые мечтают о бескровном решении проблем общественного неравенства. Резюмируем темы, которые затрагивает сатирик:

  • описание нерадивых правительственных групп, господ, эксплуатирующих народ;
  • образ жизни русских крестьян;
  • сатира, обличающая пороки и поведение, психологию мещан, а также либералов-интеллигентов;
  • ирония, насмешка над индивидуалистической моралью, а также внимание к пропаганде новых нравственных ориентиров.

«Карась-идеалист»

Проанализируем еще одну сказку. Зло – это «заблуждение умов», результат «горькой случайности» истории. Салтыков-Щедрин – приверженец просвещения, прогресса. Здесь писатель немного наивен, так как верит в возможность доброго решения проблем, без крови, без хаоса. Впрочем, далее автор остро насмехается над иллюзиями – утопическим заблуждением. Эта ирония идет рука об руку с поддержкой социализма. На сцене появляется Карась – не такой уж простой образ. Карась наивен, но готов пойти на самопожертвование.

Источник

«Дикий помещик»: краткое содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин, сказка «Дикий помещик». Краткое содержание. Жанр произведения. Анализ: тема и идея произведения. Художественные приемы: аллегория, гротеск, ирония.

«Дикий помещик» — сатирическая сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Входит в цикл «сказки для детей изрядного возраста», в котором автор иносказательно обличает и высмеивает порядки крепостнической России XIX века.

Кто такой помещик

Помещик в царской России — это дворянин, которому принадлежит поместье, земля с живущими на ней крестьянами. До 1861 года крепостные крестьяне считались собственностью помещика, обязаны были содержать своего хозяина и подчиняться ему.

Сказка была опубликована в 1869 году, в переходные годы после отмены крепостного права в России. В эти 20 лет крестьяне считались «временнообязанными», то есть уже не были собственностью помещика, но продолжали нести повинности в его пользу.

Кратчайшее содержание

Глупый помещик жаловался Богу, что в его владениях развелось слишком много мужиков. В один день крестьяне вдруг исчезли. Помещик поначалу обрадовался чистому воздуху и мечтал, как будет вести хозяйство сам. Но без слуг быстро одичал: зарос шерстью, отрастил когти и забыл человеческую речь. Пропитание дикий помещик добывал охотой: мог съесть зайца прямо со шкурой.

Власти забили тревогу, когда от крестьян перестали поступать налоги. К счастью, тут с неба вновь упали мужики, и уезд заселили ими. А помещика изловили, отмыли и поручили слуге. С тех пор он живет смирно, но с тоской вспоминает вольную жизнь в лесах и мычит.

Подробное изложение

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик — князь Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было много крестьян и земли. Помещик был глупый и жаловался Богу: «Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Господь, однако, недалекого князя не слушал.

Хозяин стал изводить своих мужиков штрафами и придирками. Тогда взмолились уже крестьяне: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» И случилось чудо: поднялся ветер, и все крестьяне во владениях помещика исчезли.

Помещик обрадовался, каким чистым стал воздух без простолюдинов: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!» Стал жить-поживать, захотел завести театр и позвал актера Садовского. Тот приехал вместе с актерками, но увидал, что некому ни занавес поднять, ни принести умыться — и тут же уехал, назвав помещика глупым.

Тогда позвал помещик в гости четырех соседей-генералов. Те сначала радовались, что во владениях князя нет «холопьего запаху». Но оказалось, что у хозяина нет даже еды, кроме леденцов и пряников. «Однако, брат, глупый же ты помещик!» — заявили гости и тоже уехали.

Но помещик не сдавался:

— Посмотрим, — говорит, — господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что́ может сделать истинная твердость души!

Он стал мечтать, как закажет из Англии паровые машины и будет со всем управляться без крестьян: разведет сад, коров, станет продавать огромную клубнику. А ночью помещику снилось, как за эту твердость его сделали министром, а он шлет подчиненным циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»

Затем к помещику приехал капитан-исправник, глава уездной полиции. Он возмутился, что крестьяне исчезли и перестали платить подати, а на базаре «ни куска мяса, ни фунта хлеба». И назвал его дураком.

Тем временем дорожки в помещичьем саду заросли, в парке стали выть дикие звери. По привычке помещик звал слугу: «Сенька!» Но никого не было. Однажды он даже заплакал.

Но чтение газеты «Весть» укрепляло его дух. Князь решил не сдаваться и вскоре совсем одичал. Оброс шерстью, а «ногти у него сделались, как железные». Ходил все больше на четвереньках. Говорить перестал, зато научился издавать звериный победный клик. Охотился он, выслеживая добычу с вершины дерева: одним прыжком настигнет зайца, разорвет когтями да и съест вместе со шкурой.

Он даже подружился с медведем, но и тот считал барина глупым: мужиков-то было есть удобнее, чем помещиков.

Капитан-исправник же все больше беспокоился. Губернское начальство жаловалось, что подати не поступают. А самого капитана-исправника чуть не задрал таинственный человек-медведь. Тогда чиновники постановили: крестьян изловить и вернуть на место, а глупому помещику внушить, чтобы прекратил выкрутасы.

Читайте также:  Курсовая работа Статистическое изучение макроэкономических показателей на примере ВВП

Так и сделали. Собрали пролетавший мимо рой мужиков, и на базаре снова появились мука, мясо и живность. В казну пошли подати. Помещика тоже изловили, хотя и с большим трудом. Его высморкали, вымыли и обстригли ногти. Капитан-исправник сделал ему внушение, отобрал газету «Весть» и уехал, поручив помещика надзору слуги Сеньки.

Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.

Анализ сказки «Дикий помещик»

«Дикий помещик» написан в жанре сатирической сказки. Сюжет развивается за счет фантастических событий: «мякинный ветер» уносит всех крестьян, помещик превращается в дикого зверя, откуда ни возьмись появляется «отроившийся рой мужиков». При этом цель произведения — обличить пороки общества. Делать это в условиях цензуры приходится эзоповым языком, с помощью злой иронии.

Как и все сказки Салтыкова-Щедрина, «Дикий помещик» построен на аллегории. Глупый князь олицетворяет российское дворянство, которое презирает простой люд, от которого полностью зависит. Плодящегося мужика помещик воспринимает как угрозу себе: «А ну как он у меня все добро приест?» В действительности же оказывается, что без слуг и крестьян хозяин обречен питаться чем придется, не может ни умыться, ни прогнать мышь.

Помещик быстро деградирует (дается гротескное описание его «диких» привычек и облика), но при этом уверен, что демонстрирует всему миру твердость духа и борется с либералами.

Высмеивается и реакция властей на исчезновение крестьян. Чиновников беспокоит не судьба пропавших людей, а отсутствие податей и товаров на базаре. Когда эту проблему удается решить за счет упавших с неба мужиков, дела снова идут на лад. «И откуда вы, шельмы, берете!» — удивляется казначей обилию поступивших податей.

Салтыков-Щедрин в свойственной ему манере нигде не говорит прямо, что хорошо и что плохо. Глупый помещик не выглядит злодеем, а вызывает у читателя смех и даже сочувствие. При этом вывод очевиден: высокомерное дворянство зря считает себя элитой общества.

Источник

Короткий анализ сказки салтыкова щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин, сказка «Дикий помещик». Краткое содержание. Жанр произведения. Анализ: тема и идея произведения. Художественные приемы: аллегория, гротеск, ирония.

«Дикий помещик» — сатирическая сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Входит в цикл «сказки для детей изрядного возраста», в котором автор иносказательно обличает и высмеивает порядки крепостнической России XIX века.

Кто такой помещик

Помещик в царской России — это дворянин, которому принадлежит поместье, земля с живущими на ней крестьянами. До 1861 года крепостные крестьяне считались собственностью помещика, обязаны были содержать своего хозяина и подчиняться ему.

Сказка была опубликована в 1869 году, в переходные годы после отмены крепостного права в России. В эти 20 лет крестьяне считались «временнообязанными», то есть уже не были собственностью помещика, но продолжали нести повинности в его пользу.

Кратчайшее содержание

Глупый помещик жаловался Богу, что в его владениях развелось слишком много мужиков. В один день крестьяне вдруг исчезли. Помещик поначалу обрадовался чистому воздуху и мечтал, как будет вести хозяйство сам. Но без слуг быстро одичал: зарос шерстью, отрастил когти и забыл человеческую речь. Пропитание дикий помещик добывал охотой: мог съесть зайца прямо со шкурой.

Власти забили тревогу, когда от крестьян перестали поступать налоги. К счастью, тут с неба вновь упали мужики, и уезд заселили ими. А помещика изловили, отмыли и поручили слуге. С тех пор он живет смирно, но с тоской вспоминает вольную жизнь в лесах и мычит.

Подробное изложение

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик — князь Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было много крестьян и земли. Помещик был глупый и жаловался Богу: «Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Господь, однако, недалекого князя не слушал.

Хозяин стал изводить своих мужиков штрафами и придирками. Тогда взмолились уже крестьяне: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» И случилось чудо: поднялся ветер, и все крестьяне во владениях помещика исчезли.

Помещик обрадовался, каким чистым стал воздух без простолюдинов: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!» Стал жить-поживать, захотел завести театр и позвал актера Садовского. Тот приехал вместе с актерками, но увидал, что некому ни занавес поднять, ни принести умыться — и тут же уехал, назвав помещика глупым.

Тогда позвал помещик в гости четырех соседей-генералов. Те сначала радовались, что во владениях князя нет «холопьего запаху». Но оказалось, что у хозяина нет даже еды, кроме леденцов и пряников. «Однако, брат, глупый же ты помещик!» — заявили гости и тоже уехали.

Но помещик не сдавался:

— Посмотрим, — говорит, — господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что́ может сделать истинная твердость души!

Он стал мечтать, как закажет из Англии паровые машины и будет со всем управляться без крестьян: разведет сад, коров, станет продавать огромную клубнику. А ночью помещику снилось, как за эту твердость его сделали министром, а он шлет подчиненным циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»

Затем к помещику приехал капитан-исправник, глава уездной полиции. Он возмутился, что крестьяне исчезли и перестали платить подати, а на базаре «ни куска мяса, ни фунта хлеба». И назвал его дураком.

Тем временем дорожки в помещичьем саду заросли, в парке стали выть дикие звери. По привычке помещик звал слугу: «Сенька!» Но никого не было. Однажды он даже заплакал.

Но чтение газеты «Весть» укрепляло его дух. Князь решил не сдаваться и вскоре совсем одичал. Оброс шерстью, а «ногти у него сделались, как железные». Ходил все больше на четвереньках. Говорить перестал, зато научился издавать звериный победный клик. Охотился он, выслеживая добычу с вершины дерева: одним прыжком настигнет зайца, разорвет когтями да и съест вместе со шкурой.

Он даже подружился с медведем, но и тот считал барина глупым: мужиков-то было есть удобнее, чем помещиков.

Капитан-исправник же все больше беспокоился. Губернское начальство жаловалось, что подати не поступают. А самого капитана-исправника чуть не задрал таинственный человек-медведь. Тогда чиновники постановили: крестьян изловить и вернуть на место, а глупому помещику внушить, чтобы прекратил выкрутасы.

Так и сделали. Собрали пролетавший мимо рой мужиков, и на базаре снова появились мука, мясо и живность. В казну пошли подати. Помещика тоже изловили, хотя и с большим трудом. Его высморкали, вымыли и обстригли ногти. Капитан-исправник сделал ему внушение, отобрал газету «Весть» и уехал, поручив помещика надзору слуги Сеньки.

Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.

Анализ сказки «Дикий помещик»

«Дикий помещик» написан в жанре сатирической сказки. Сюжет развивается за счет фантастических событий: «мякинный ветер» уносит всех крестьян, помещик превращается в дикого зверя, откуда ни возьмись появляется «отроившийся рой мужиков». При этом цель произведения — обличить пороки общества. Делать это в условиях цензуры приходится эзоповым языком, с помощью злой иронии.

Как и все сказки Салтыкова-Щедрина, «Дикий помещик» построен на аллегории. Глупый князь олицетворяет российское дворянство, которое презирает простой люд, от которого полностью зависит. Плодящегося мужика помещик воспринимает как угрозу себе: «А ну как он у меня все добро приест?» В действительности же оказывается, что без слуг и крестьян хозяин обречен питаться чем придется, не может ни умыться, ни прогнать мышь.

Помещик быстро деградирует (дается гротескное описание его «диких» привычек и облика), но при этом уверен, что демонстрирует всему миру твердость духа и борется с либералами.

Высмеивается и реакция властей на исчезновение крестьян. Чиновников беспокоит не судьба пропавших людей, а отсутствие податей и товаров на базаре. Когда эту проблему удается решить за счет упавших с неба мужиков, дела снова идут на лад. «И откуда вы, шельмы, берете!» — удивляется казначей обилию поступивших податей.

Салтыков-Щедрин в свойственной ему манере нигде не говорит прямо, что хорошо и что плохо. Глупый помещик не выглядит злодеем, а вызывает у читателя смех и даже сочувствие. При этом вывод очевиден: высокомерное дворянство зря считает себя элитой общества.

Источник

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

«Дикий помещик» писателя Салтыкова-Щедрина относится к сатирическому произведению. Эта сказка была написана им в 1869 году и рассказывала о жизни помещика и простого народа. Чтобы текст разрешили напечатать, и его обошла стороной цензура, автор выбрал жанр «сказки». Имен в этом произведении нет, так как писатель в одном главном герое выразил всех помещиков периода 19 века. Так же особое внимание он уделил и простым русским мужикам.

Главная идея сатирической поэмы показать, насколько сильно помещик, да и любой богатый человек боится обычной работы, только одна мысль о том, что нужно трудиться приводит их всех в неописуемый ужас. Практически все помещики того времени не хотели понимать и принимать то, что без обычного крестьянина и его помощи они не смогут прожить. После того, как их господство закончилось, и крестьяне покинули своих хозяев, в богатых людей начался хаос. Помещик перестал следить за собой, ходил в грязной одежде, забыл как нужно умываться, оброс волосами. Одним словом, его господская жизнь, полная привилегий и наслаждений закончилась. Помещик настолько одичал, что разучился нормально разговаривать. И только тогда, когда назад вернулись крестьяне, в жизни богатых людей вновь наступили светлые дни.

Читайте также:  Этапы становления и перспективы развития экономического анализа

Тематика произведения – это жизнь помещика бок о бок с крестьянами. В своей сказке Салтыков-Щедрин описывает деспотичного и жадного помещика, который по своей глупости пытался отнять все, что есть вокруг у крестьян, выжить их. Его ненависть к простому народу была поистине безграничной. Писатель пытается раскрыть перед читателем всю горечь в отношении помещиков и крестьян, насколько сильно были ущемлены права простых людей в то время. Помещики возомнили себя вершителями человеческих судеб, на самом деле же они никто без обычных крестьян.

Суть произведения «Дикий помещик» заключается в том, что богатство и безнаказанность полностью лишает человека своего образа. Помещик, видя свою власть над обычными людьми, постоянно притесняет их, находит все новые и новые способы издевательств и наказаний. На самом же деле, господствуя над более слабыми, он не в состоянии даже ухаживать за собой, постепенно становясь похожим на первобытного человека. Желая поскорее вытеснить из своего мира потных и вонючих, по его мнению, крестьян, он начинает деградировать.

Смысл этой сатирической сказки – раскрыть перед аудиторией то, как на самом деле выглядит человек, возомнивший себя «элитой» общества. На самом деле вся его сущность – это ограниченность и глупость. У него, как бы ему ни хотелось обратного, нет никаких интересов в жизни, его мысли примитивны и пусты. Писатель искренне уважает и сочувствует обычным крестьянам, он живет в надежде на то, что когда-нибудь наступит время, простой человек выйдет из-под гнета помещиков и станет свободным и независимым.

2 вариант

Произведение «Дикий помещик», которое было написано Салтыковым-Щедриным, носит жанр сказки. Щедрин боялся цензуры, так как в то время это была очень распространённая проблема, поэтому решил использовать форму сказки, чтобы передать свою мысль и позыв, не попадая под руку цензуры. В итоге его план сработал и его рассказ, который поднимает проблему рабства, прошёл цензуру под видом безобидной сказки для детей. Сказка носит сатирический характер, главной её целью было высмеивание государства и самодержавия в целом. Автор пытался высмеять всю абсурдность ситуации, когда крестьяне, которые являлись двигателем прогресса и держали на плаву всех дворян, жили в нищете, а те самые дворяне купались в роскоши. Основой темой этого произведения является пропасть, которая разделяет дворян и крестьян. Автор хотел показать нам проблему рабства в России, которая была очень распространена в то время.

В своей сказке, Щедрин показал нам, что без крестьянина помещик становится никем. Именно благодаря мужикам дворяне имеют свои статусы, титулы и привилегии, но никак не наоборот. В этом и заключалась идея автора. Но, к сожалению, помещики так не считали, и поэтому относились к крестьянам с особой жестокостью, недоверием и призрением к ним. Для них крестьяне были всего лишь орудием труда, их не считали даже за людей.

Своей сказкой Салтыков-Щедрин пытался донести до народа, что именно он является главным во всей этой иерархии. Народ решает судьбу как помещиков, так и всего государства, так как прекрати народ работать — всё рухнет. Именно крестьяне являются лицом России, а не толстые и ленивые дворяне.

Михаил Евграфович не мог спокойно жить с мыслью о том, что народ является главный в государстве, но почему-то народ работает для государства, а не наоборот. Всё дело в терпеливости русского человек. Крестьяне боятся выступить против более высшего слоя населения, так как никто не оценивает свои силы в полной мере. Наш народ слишком терпелив, чтобы что-то менять. Это и критикует Щедрин в своём произведении, он призывает народ к действию, даёт им пишу для размышления и пытается улучшить положение крестьян в России. Но, увы, наш народ неспособен к таким серьёзным изменениям, и поэтому они попросту не готовы и не хотят перемен. Крестьяне хоть и являются сильны духом, но безответственны, поэтому они боятся пойти против системы и измени ь свою жизнь в лучшую сторону. Они готовы и дальше жить в грязи и нищете, лишь бы ничего не менялось.

Анализ, главная идея, тематика и смысл

В основном все произведения, которые написал Салтыков-Щедрин, предназначаются только для взрослых людей. Многие считают данное произведение сказкой, но только здесь переплетаются события реальных дней. Именно поэтому оно и было допущено к выпуску и считается выдуманным произведением. Ни у одного из героев нет имен.

Здесь рассказывается о том, что каждый человек, который занимает высокий пост больше всего на свете боится работы и для того чтобы ее избежать он готов пойти на любые способы и условия. Главным героем здесь стал обычный мужчина, который является помещиком. Больше всего на свете ему нравится лежать на своем потрепанном диване и ничего не делать, но все равно мечтать о своем будущем и о лучшей жизни для себя. На него работает большое количество людей, от которых он получает деньги. Вот только признавать этого ему никак не хочется.

У него никогда не было друзей, и он даже не умеет общаться с обычными и нормальными людьми. А вот приказывать у него очень даже хорошо получается и поэтому он этим пользуется. Кроме этого всех своих работников он не просто ненавидит, но и боится. И когда они исчезают или что-то с ними происходит он очень этому рад. Он старается обобрать всех своих работников и как можно больше денег забрать себе, а вот что после этого будет с каждым из этих работников, ему совсем неинтересно, да и неважно. А ведь у них вообще нет никаких прав для того чтобы защитить себя и в любой момент их могли не только обмануть или обсчитать, но и оставить вообще без еды и денег. И пожаловаться они никому не могли, ведь им никто в этом случае не поможет. Вот только терять лишние руки ему не хочется, ведь потом денег становится меньше, да и еду некому поставлять и в магазин ходить. Постепенно он перестал общаться с людьми и даже начал забывать родной язык. Кроме этого постепенно у него вместо кожи начала расти шерсть. Ноги перестали сгибаться и он превратился в настоящее животное. Со временем в буфете закончилось печенье, и теперь ему просто нечего кушать. Но мужчина нашел выход из положения. Он стал залазить на самое высокое дерево, а потом кидаться сверху на любое животное, которое проходило мимо этого дерева.

И это значит, что мужчина уже давно привык жить за счет других, а в его случае, это были крестьяне, и как жить самостоятельно он уже не знал и другой жизни не представлял. Также мужчина все равно считает себя намного выше и главнее тех мужчин, которые трудятся на него. Вот это и не нравится Салтыкову-Щедрину и в этом он видит несоответствие. Ему хочется показать и доказать всем людям, что все люди равны друг перед другом и вести они должны себя все на равных.

Автор, как и другие писатели, своим произведением пытается просмеять крепостничество. Своим произведением он пытается раскрыть на многие вещи глаза всем людям и чтобы они не поступали, так как герои этих произведений. Кроме этого ему хочется, чтобы все чиновники не забывали о своем народе и заботились о нем, а не наглели, как наш главный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

Популярные сегодня темы

Манилов и Чичиков в легендарном произведении российского автора схожи прежде всего внешне. Более того, своим поведением Чичиков схож с многими помещиками и не заметить этого, читая произведение, просто невозможно

Жюли Карагина играет второстепенную роль в романе-эпопеи Л.Н. Толстого Война и мир. Так как в данном романе присутствуют две семьи — Карагиных и Курагиных

ехов пытается заострить внимание читателя на образ доктора Рагина. Этого героя сравнивают с другими персонажами.

Сейчас невозможно представить свою жизнь без мобильного телефона, он есть буквально у всех. Это и неудивительно, ведь благодаря ему всегда можно оставаться на связи с близкими в любой точке земного шара

Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется

Источник

Adblock
detector