Концессионные соглашения Новый взгляд

Концессионные соглашения: Новый взгляд

Второго июля 2008 года был опубликован (и одновременно вступил в силу) Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ». Помимо многочисленных уточнений формулировок, новый закон внес некоторые существенные изменения в процедуры заключения концессионного соглашения, передачи прав на государственное и муниципальное имущество, а также в порядок учета и налогообложения операций у концессионера. Краткий обзор нового документа – в нашей статье.

Правовые аспекты концессии. Право собственности на имущество, созданное концессионером

Заметим, что в ст. 3 Закона о концессиях введен новый пункт – 17, которым закреплено, что на права концессионера в отношении объекта концессионного соглашения, а также иного передаваемого концедентом имущества не может быть обращено взыскание по долгам концессионера. Однако это не означает, что за счет всего другого имущества (а именно созданного концессионером) могут быть взысканы долги концессионера. Очевидно, исключение составляет недвижимое имущество, возведенное без согласия концедента, ведь оно не принадлежит концессионеру.

Обязательства концедента

«Послабления» концессионеру

– концессионер реализует товары, работы, услуги по регулируемым ценам (тарифам);

– концедент принял на себя часть расходов на создание, реконструкцию объекта.

Кроме того, пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона о концессиях теперь разрешает концессионеру распоряжаться объектом концессионного соглашения и иным имуществом, полученным от концедента, но только одним единственным способом – с согласия концедента передавать его в пользование третьим лица на срок, не превышающий сроков концессионного соглашения, и при условии сохранения вида концессионной деятельности. При этом концессионер несет ответственность за действия таких лиц, как за свои собственные.

Еще одна важная гарантия защиты прав концессионера, обеспечивающая окупаемость его инвестиций, сформулирована в п. 3 ст. 18 Закона о концессиях: если концессионер реализует товары, работы, услуги по регулируемым ценам или с учетом регулируемых надбавок к ним, такие тарифы и надбавки должны устанавливаться исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления.

Новые условия концессионного соглашения

– предоставления безотзывной банковской гарантии;

– передачи концеденту в залог своих прав по договору банковского вклада (депозита);

– осуществления страхования риска собственной ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению.

Размеры, срок обеспечения должны быть оговорены в концессионном соглашении. Правительство РФ уполномочено установить требования к концессионеру в отношении банков и страховых организаций, с помощью которых предоставляется обеспечение. В свою очередь, требования к документам, подтверждающим обеспечение исполнения обязательств, должны быть отражены в конкурсной документации (п. 23 ст. 23 Закона о концессиях). Непредставление в оговоренные сроки обеспечения является основанием для отказа победителю конкурса в заключении концессионного соглашения (п. 1 ст. 36 Закона о концессиях).

В числе дополнительных условий, которые также могут быть включены в концессионное соглашение, в новой редакции п. 2 ст. 10 Закона о концессиях названы:

– размер инвестиций концессионера;

– порядок внесения изменений в концессионное соглашение;

– обязательства концессионера по подготовке проектной документации объекта соглашения;

– обязательства сторон соглашения по подготовке территории для создания или реконструкции объекта концессии;

– порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения концессионного соглашения;

– размеры неустойки за нарушение сторонами обязательств по концессионному соглашению.

Как видим, законодатель не стал более подробно прописывать все спорные моменты, на которых мы останавливались ранее[1], – они оставлены на усмотрение сторон. Обращаем особое внимание на то, что порядок расторжения концессионного соглашения по решению суда, урегулированный в ст. 15 Закона о концессиях, претерпел некоторые изменения. Теперь обязательным является претензионный порядок урегулирования разногласий. Без направления контрагенту, не исполнившему или исполнившему ненадлежащим образом обязательства по концессионному соглашению, письменного предупреждения о необходимости соблюдения обязанностей предъявить в суд иск о досрочном расторжении соглашения не допускается (новый п. 1.1).

Источник

Концессия — это простыми словами

Концессия означает уступку государственной собственности кругу частных лиц. Для чего государство разрешает владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и на каких условиях, рассмотрим в настоящей статье.

Образец концессионного соглашенияв отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального района

Начиная с середины 2000-х годов, в Российской Федерации реализация государственных (муниципальных) проектов и полномочий зачастую осуществляется на деньги частных лиц. Примеров множество: частные инвестиции в крупное строительство стратегических объектов: космодром «Восточный», заводы, нефте- и газопроводы, государственные медицинские, образовательные учреждения на частичной самоокупаемости. Та же история с государственными и муниципальными учреждениями культуры.

Для исполнения своих полномочий субъекты Российской Федерации и муниципалитеты подчас берут кредиты в коммерческих кредитных организациях. То есть, способов привлечения частных денег у государства достаточно много. Однако, в этой статье мы максимально просто и доступно поговорим об одном из них. Речь пойдет о концессии.

Концессия что это такое простыми словами

Итак, концессия. Что это такое простыми словами? Обратимся к семантике слова. «Концессия» (от латинского concessio) означает разрешение, уступку. То есть, государство разрешает, уступает определенному кругу частных лиц право на свою собственность. Суть и пределы подобной уступки?

Государство, будучи собственником, имеет следующие правомочия в отношении своего имущества:

  1. владеть (иметь объекты в фактическом обладании);
  2. пользоваться (извлекать из имущества полезные свойства);
  3. распоряжаться (определять судьбу: продавать, дарить, менять, уничтожать и прочее).

Передавая имущество в концессию, государство уступает частному лицу только два правомочия из трех, а именно право:

  1. владеть (иметь объекты в фактическом обладании);
  2. пользоваться (извлекать из имущества полезные свойства).

То есть, лицо которому государственное имущество передано в концессию, не приобретает на него права собственности. Такое лицо становится правообладателем государственного имущества.

Для наглядности, составим таблицу:

Правовое положение государства

Объем передаваемых правомочий

Правовое положение частного лица

С 1 января 2020 года предстоит работать с пятью новыми федеральными стандартами. Среди них стандарт — «Концесионные соглашения». Ознакомьтесь с новыми правилами уже сейчас, ведь придется составлять учетную политику на 2020 год, а также применять положения двух стандартов в годовой инвентаризации. Краткий обзор пяти новых стандартов учета.

Узнать, какой обязателен для вас

Соответственно, неправы те, кто сравнивают концессию со «скрытой» приватизацией. В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», под приватизацией понимается возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц. В этом случае государство передает другому лицу все три правомочия на имущество. Вследствие чего, частное лицо становится собственником государственного имущества.

Выглядит это так:

Приватизация

Правовое положение государства

Объем передаваемых правомочий

Правовое положение частного лица

Таким образом, простыми словами, концессия, представляет собой вид ограниченного вещного права частных лиц на государственную, муниципальную собственность.

Документы по теме

Концессионное соглашение: стороны сделки, специфика отношений

Концессионные правоотношения на территории Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее по тексту – Закон). Однако, написан Закон так, что прочесть и понять его зачастую сложно даже профессионалам. Поэтому продолжаем говорить о такой сложной категории, как концессия, простыми словами.

В части 1 статьи 5 Закона, сторонами соглашения о концессии называются: концедент и концессионер.

Простыми словами, концедент – это всегда публично-правовое образование:

  • Российская Федерация,
  • субъект Российской Федерации;
  • муниципальное образование.

Концедент может быть представлен уполномоченными государственными компаниями или органами исполнительной власти соответствующего уровня:

  • федерального;
  • регионального;
  • местного.

Любопытно, что концедент так же может быть представлен балансодержателями: государственными, муниципальными учреждениями либо унитарными предприятиями, за которыми объект концессии закреплен на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения.

Пример. Районная больница, на балансе корой «висит» полуразрушенное здание архива или какого-нибудь хозкорпуса. У собственника имущества — муниципального района нет ни средств, ни желания ремонтировать это здание. Нет таких средств и у балансодержателя — больницы. Но есть, частное лицо, готовое забрать это здание в концессию, произвести его реконструкцию, открыть там пекарню, кормить пациентов и персонал больницы, зарабатывая на этом деньги. В этом случае концедентом будет являться не муниципальный район, а больница. Поскольку объект концессии находится, в оперативном управлении больницы.

Едем дальше! Концессионер – это, простыми словами, инвестор. То есть лицо, готовое взять на себя финансовые обязательства, которые должно нести государство. Взамен такое лицо получает интересующие его выгоды.

Законодатель очень четко определил круг лиц, которые могут быть инвестором для государства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • российские или иностранные юридические лица;
  • два и более юридических лица, действующие как одно по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

Физические лица концессионерами быть не могут. И связано это, прежде всего, с масштабностью объектов, которые передаются в концессию.

Перечень объектов концессии приведен в части 1 статьи 4 Закона. Перечень закрытый. На сегодняшний день таких объектов 21, а именно:

отдельные объекты автомобильной инфраструктуры

объекты здравоохранения, в т.ч. объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения

объекты железнодорожного транспорта

объекты культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения

объекты трубопроводного транспорта

здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений

отдельные виды объектов морской и речной инфраструктуры

отдельные объекты сельскохозяйственной инфраструктуры

отдельные виды морских и речных судов

объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов

отдельные виды объектов инфраструктуры воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи

объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 9, 10 и 16 настоящего перечня, в т.ч. объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий

объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов

объекты социального обслуживания граждан

объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии

Читайте также:  Математические прогнозы на спорт как зарабатывать на цифрах

объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий

объекты коммунальной инфраструктуры

Объекты имущества, технологически связанные с объектами информационных технологий, и предназначенные для автоматизации, использования программ для ЭВМ и баз данных (центры обработки данных)

метрополитен и другой транспорт общего пользования

Обращаем внимание, что концессионными объектами является недвижимое имущество: строения, здания, сооружения и технологически связанные с ними объекты движимого имущества: оборудование, механизмы, технические устройства, а также земельные участки.

Простыми словами, объект концессии – это всегда имущественный комплекс. То есть, не просто здание котельной, но все находящееся в ней движимое имущество, предназначенное для выработки тепловой энергии, а так же сети теплоснабжения и земельные участки. Именно это, отличает концессионные правоотношения от инвестиционных.

Концессионное соглашение

Итак, каким же образом оформляются концессионные отношения? В статье 3 Закона приводится очень громоздкое определение концессионного соглашения. Тогда как, простыми словами, концессионное соглашение – это гражданско-правовой договор, отличительными особенностями которого являются:

  • состав участников;
  • объект концессионного соглашения;
  • объем обязательств концессионера.

Разъяснения по поводу состава участников и объектов концессионных соглашений приведены выше. На объеме обязательств концессионера остановимся чуть подробней. В обязанности концессионера, согласно статье 3 Закона, входит:

«. За свой счет создать и (или) реконструировать определенное концессионным соглашением имущество, . осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения».

Всё! В чем отличие концессионного соглашения от договора аренды? Возложить на арендатора обязанность за свой счет создать и (или) реконструировать арендуемое имущество невозможно. Поскольку, исходя из части 1 статьи 616 Гражданского кодекса РФ, это прямая обязанность арендодателя. Арендатор только использует объект и поддерживает его в исправном состоянии. В связи с этим на практике очень часто имели место злоупотребления арендаторов.

Пример. Муниципальный район, на территории которого порядка 12 котельных. Все котельные в долгосрочной аренде (5 лет) у одной организации. Организация из года в год за аренду не платит. Схема простая. Как только заключается договор аренды, арендатор тут же заявляет о необходимости капитального ремонта. Приносит арендодателю собственноручно составленную смету, просит денег, грозит срывом отопительного сезона. В муниципальной казне денег нет. Отопительный сезон начинать нужно. Поэтому, арендатор «своими силами производит капитальный ремонт» имущества и выставляет району счет. А в конце года выясняется, что арендатор сделал капитального ремонта ровно на сумму арендной платы и ничего арендодателю не должен. Попытки доказать через суд недобросовестность арендатора и взыскать с него арендную плату, как правило, безрезультатны.

Концессионное соглашение позволяет подобных злоупотреблений избежать. В этой связи, приводим образец действующего концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального района.

Кроме того, к особенностям концессионного соглашения можно отнести:

  • конкурсную основу заключения соглашения (глава 3 Закона);
  • обязанность государственной регистрации концессионного соглашения, поскольку это сделка, прежде всего, с недвижимым имуществом (статья 131 Гражданского кодекса РФ).

Схожесть концессии и аутсорсинга

Таким образом, наши рассуждения привели к пониманию того, что концессия – это способ привлечения государством частных инвестиций за счет передачи в пользование бизнесу ограниченных прав на инфраструктурные объекты.

И в связи с этим, концессия очень схожа с популярным ныне аутсорсингом.

Говоря простыми словами, концессия представляет собой частный аутсорсинг отдельных функций (полномочий) государства на взаимовыгодной основе.

Источник



21 июня Рекомендации Комитета Государственной Думы по энергетике по вопросу «Законодательное обеспечение и проблемы реализации концессии в части объектов коммунального комплекса»

Заслушав и обсудив выступления члена Комитета Государственной Думы по энергетике Б.М. Гладких, представителей федеральных органов исполнительной власти, организаций и другие участники заседания отмечают следующее.

Федеральный закон от 21 июля 2015 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – № 115-ФЗ), направленный на расширение правовых форм государственно-частного партнерства, неоднократно претерпевал изменения. Так, последние изменения были внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О концессионных соглашениях» (далее – № 275-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 года и в большей степени коснулись коммунальной сферы. В Федеральный закон №115-ФЗ была добавлена глава 4 «Особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем».

Однако на практике нововведения, которые были призваны отрегулировать и упорядочить процесс заключения концессионных соглашений, не привели к запланированным результатам.

Следует отметить, что не во всех субъектах Российской Федерации заключаются концессионные соглашения в отношении объектов коммунального комплекса.

Так, в соответствии с ранее направленными Комитетом Государственной Думы по энергетике в адрес руководящих органов исполнительной власти 76 субъектов Российской Федерации запросами в части предоставления информации по количеству концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, только проинформировали о наличии подобной практики заключения концессионных соглашений; при этом в 9 субъектах Российской Федерации подобная практика отсутствует; 19 – субъектов Российской Федерации информацию о количестве заключенных концессионных соглашений не предоставили.

Несмотря на то, что более чем в половине субъектов Российской Федерации концессионные соглашения заключаются, позитивный опыт работы в этом направлении отмечают только 10 % субъектов Российской Федерации от общего количества.

При этом, большинство субъектов Российской Федерации, как те, в которых концессионные соглашения не заключены, так и имеющие опыт заключения концессионных соглашений, отмечают наличие недостатков действующего законодательства в этой области.

Так по информации, представленной Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, большинство сообщений на официальном сайте www.torgi.gov.ru о планируемых к проведению конкурсах на право заключения концессионных соглашений предлагается заключить в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения малых населенных пунктов. При этом качество подготовки конкурсной документации, предоставления исходной информации крайне низкое. На практике существуют единицы объявленных конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ крупных городов (например, в 2016 году это только система теплоснабжения Волгограда и централизованная система водоснабжения и водоотведения Саратова). При этом на указанных конкурсах проявляется жесткая конкуренция профессиональных участников рынка, не проявляющих интереса к конкурсам в отношении объектов в малых населенных пунктах.

Также в настоящее время отмечается тенденция передачи объектов ЖКХ средних населенных пунктов по концессионным соглашениям, заключаемым в порядке частной инициативы (по инициативе лица, выступающего с предложением о заключении концессионного соглашения, без проведения конкурса) и содержащими условия, не позволяющие достичь качественных изменений в предоставлении товаров, работ и услуг потребителям с использованием объекта концессионного соглашения.

Анализ полученной информации показывает, что существует несколько причин, по которым в Российской Федерации не заключаются концессионные соглашения в части объектов коммунального комплекса. Одной из таких причин является то, что большое количество объектов коммунального комплекса не оформлено в собственность.

Как правило, оформление объектов коммунального комплекса в собственность является длительным процессом, требующим значительных финансовых вложений.

Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрена возможность передачи по концессионному соглашению объектов, не прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, но при выполнении ряда условий.

В этом случае, расходы по регистрации несет концессионер, что, в свою очередь, влечёт повышение тарифов, так как согласно пункту 18 статьи 39 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» расходы концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ, подлежат учету в тарифах концессионера.

Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, поддерживая эту оценку, констатирует, что положения Федерального закона «О концессионных соглашениях» в целом не могут решить проблему регистрации прав на находящиеся в государственной и муниципальной собственности объекты ЖКХ, в особенности линейные. Проблема незарегистрированного имущества несет в себе существенные риски публичным интересам из-за возможности присвоения объектов, находящихся в публичной собственности. Основным препятствием для оформления прав муниципальных образований на объекты ЖКХ является отсутствие в бюджете средств на оплату кадастровых работ.

Вместе с тем, в действующем законодательстве уже предусмотрены эффективные решения проблемы незарегистрированного имущества, находящегося в федеральной собственности. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определен упрощенный порядок регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, передаваемые в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, в том числе и объекты инженерной инфраструктуры. Правовым основанием для регистрации права собственности и его перехода является решение Минобороны России, иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 3 указанного закона), в указанном решении в отношении незарегистрированного недвижимого имущества приводится его описание (п. 3 ч. 2 и ч. 10 ст. 3 указанного закона). Также закон предусматривает упрощенный порядок оформления технических планов в отношении незарегистрированных объектов недвижимого имущества. При этом планы составляются представителями балансодержателей таких объектов, органов военного управления и войсковых частей. Для решения проблемы регистрации прав на тепловые сети, водопроводные и канализационные сети необходимо предусмотреть аналогичный механизм для регистрации права государственной или муниципальной собственности на указанные объекты с определением в качестве правоустанавливающего документа решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или представительного органа местного самоуправления об утверждении перечня соответствующих объектов с их описанием и заполнением технических планов таких объектов руководителями их балансодержателей.

Однако наиболее серьезной причиной не заключения концессионных соглашений является отсутствие потенциальных концессионеров, в связи с чем проводимые конкурсы признаются несостоявшимися.

Читайте также:  Метод изучения педагогической документации

Высокая степень износа объектов коммунального комплекса, незначительное количество потребителей коммунальных услуг в сельских поселениях и малых городах, наличие задолженности населения по коммунальным платежам приводит к отсутствию заинтересованности к конкурсу со стороны инвесторов, так как не позволяют обеспечить им необходимую норму доходности на вложенный капитал.

Еще одним препятствием для заключения концессионных соглашений небольшими организациями является возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС). То есть, организации, применяющие специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения, и осуществляющие деятельность на основе концессионного соглашения, являются, тем не менее, в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком НДС. Возникновение обязанности по уплате НДС у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, приводит к увеличению роста тарифа в размере, превышающем установленные предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги. Соответственно, у организаций формируются дополнительные убытки.

Еще одна проблема в процессе заключения концессионных соглашений на объекты тепло- и водоснабжения − необходимость наличия безотзывной, непередаваемой банковской гарантии. Как показала практика, кредитные организации отказывают в предоставлении концессионерам банковской гарантии.

Наряду с отказами в предоставлении банковской гарантии, отмечается и недоступность кредитных ресурсов под приемлемый процент для организаций, которые в настоящее время осуществляют эксплуатацию объектов систем инженерной инфраструктуры, на реализацию проектов по модернизации таких объектов в рамках концессионных соглашений.

Вместе с тем Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает, что банковская гарантия обеспечивает исполнение обязательств концессионера по концессионному соглашению и является эффективным обеспечением. Отдельные факты невыдачи банковских гарантий связаны с ненадлежащим финансовым состоянием концессионеров, что еще раз подтверждает необходимость возврата в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» нормы, предусматривающей установление квалификационных требований к опыту и финансовой состоятельности участников концессионных конкурсов в отношении объектов ЖКХ. Представляется необходимым наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению квалификационных требований к опыту работы и финансовой состоятельности участников концессионных конкурсов в отношении объектов ЖКХ.

Согласно Федеральному закону № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» с 1 января 2017 года по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 4 статьи 40 Федерального закона № 275-ФЗ предусматривается обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Во-первых, в соответствии с действующим бюджетным законодательством любые финансовые обязательства, взятые на себя субъектом Российской Федерации в рамках гражданско-правового договора, должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

Во-вторых, на этапе заключения концессионного соглашения сложно спрогнозировать финансовые риски субъекта Российской Федерации на весь период действия такого соглашения, как правило, заключаемого на длительный срок.

Таким образом, в случае возмещения недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, на региональные бюджеты создается дополнительная финансовая нагрузка.

Многие субъекты сталкиваются с затруднениями при составлении трехстороннего концессионного соглашения. В связи с чем представляется целесообразным разработать и утвердить типовую форму трехстороннего концессионного соглашения.

Статьей 43 Федерального закона № 275-ФЗ закреплены особенности изменения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Так, для изменения условий концессионного соглашения необходимо согласие ФАС России, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Подпунктом «а» пункта 14 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 368, антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения в ряде случаев, в том числе, если со дня заключения концессионного соглашения и до дня регистрации в антимонопольном органе заявления прошло менее одного года. Таким образом, даже если изменения касаются увеличения объёмов вложений денежных средств на модернизацию объектов ЖКХ, в случае обращения в антимонопольный орган, будет получен отказ по формальным причинам.

Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в подпункт «а» пункта 14 указанных Правил.

Еще один вопрос, требующий законодательного урегулирования – это возможность заключать одно концессионное соглашение в отношении разных объектов коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество или недвижимое и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В частности, согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона № 275-ФЗ объектами концессионного соглашения могут быть объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Указанные нормы права в действующей редакции (с учетом части 21 статьи 39 Федерального закона) не позволяют сделать однозначный вывод о возможности включения в одно концессионное соглашение нескольких технологически не связанных между собой систем горячего и (или) холодного водоснабжения, водоотведения, но при этом расположенных на территории одного муниципального района.

По данному вопросу имеется Письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 18 августа 2016 года № ВК/56868/16 «О даче разъяснений», в котором указано, что «…ФАС России считает, что в рамках одного концессионного соглашения допускается передача объектов коммунальной инфраструктуры, указанных в пункте 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях в редакции Закона № 275-ФЗ. Передача указанных объектов с иными видами объектов коммунальной инфраструктуры, а также объектами концессионного соглашения, предусмотренными статьей 4 данного Федерального закона, не допускается.

Поскольку прямой нормы, позволяющей сделать однозначный вывод, в законе нет, в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации такие концессионные соглашения не заключаются.

Споры вызывает и вопрос регулирования тарифов: «заморозка» тарифов влечёт проблему неокупаемости вложенных средств, когда возвратность средств может быть обеспечена только за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Если все затраты (по оформлению собственности, по уплате НДС и др.) учитывать при формировании тарифов, то они значительно увеличатся. Значительное увеличение тарифов является ничем иным, как перекладывание бремени затрат на население.

На основании проведенного обсуждения Комитет р е к о м е н д у е т:

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать и утвердить образец трехстороннего концессионного соглашения. Разместить примерные формы концессионных соглашений в Интернет-ресурсе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

2. Рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на:

— предоставление налоговых преференций для организаций, заключивших концессионные соглашения, в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость;

— упрощение процедуры регистрации права собственности на объекты, передаваемые по концессионным соглашениям;

— предоставление возможности передачи разных объектов (теплоснабжения, водоснабжения) по одному концессионному соглашению в муниципальных образованиях.

Источник

Анализ закона о концессионном соглашении

Российский бухгалтер, N 10, 2018 год
Рубрика: Практикум бухгалтера
Виталий Семенихин,
эксперт журнала

Концессионные соглашения: особенности заключения, учет и налогообложение

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволяет, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой — сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее — Закон N 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 г., но поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в закон не единожды вносились изменения.

Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ.

Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Иными словами, концессионное соглашение — это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности.

По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона N 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона N 115-ФЗ, согласно части 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться, в частности:

объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии (пункт 10 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);

объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);

объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (пункт 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);

Читайте также:  Тема 9 Анализ процесса продажи товаров и торгового обслуживания покупателей

объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий (пункт 18 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);

Далее мы будем именовать перечисленные выше объекты объектами ЖКХ.

Обратите внимание!

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (части 4, 5 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ могут выступать:

Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.

В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии Законом N 115-ФЗ. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (часть 1.1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).

В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Законом N 115-ФЗ, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые таким учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения (часть 1.2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и на определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.

Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).

Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены частью 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.

Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия, устанавливаемый соглашением с учетом следующих факторов, определенных частью 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ:

срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением;

срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон на основании решения:

Правительства Российской Федерации — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация);

Высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации);

Местной администрации муниципального образования — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).

Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (часть 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).

Основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения".

Плата по концессионному соглашению предусмотрена статьей 7 Закона N 115-ФЗ. Как установлено частью 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ может быть установлена в форме:

определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Как заключается концессионное соглашение? Из статьи 13 Закона N 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.

Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Примерным соглашением N 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом N 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Примерным соглашением N 748, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно статье 21 Закона N 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значения для безопасности государства.

Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.

Решением о проведении открытого конкурса должны быть установлены:

условия концессионного соглашения в соответствии со статьями 10 и 42 Закона N 115-ФЗ (далее — условия конкурса);

критерии конкурса и параметры критериев конкурса;

срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит статья 26 Закона N 115-ФЗ;

орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (статья 25 Закона N 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.

Конкурсная документация согласно статье 23 Закона N 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:

состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников;

критерии конкурса и параметры критериев;

исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;

порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;

порядок, место и срок предоставления конкурсной документации, а также порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);

указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 42 Закона N 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;

Источник

Adblock
detector