Концепция развития регионов Стратегии социально экономического развития регионов



Региональные процессы в национальной экономике

Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов РФ»

Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим функционального состояния.

Для оценки уровня развития региональной экономики применяются следующие показатели:

1) совокупный региональный общественный продукт – совокупность благ, произведенных в региональной экономике;

2) совокупная вновь созданная стоимость в региональной экономике;

3) валовой региональный продукт (ВРП).

Развитие региональной экономики непосредственно зависит от функционального состояния рынков, составляющих ее структуру.

Существуют следующие направления развития региональных рынков:

1) рынок товаров потребления (направление установления соответствия доходных и расходных статей бюджетов семей);

2) рынок ресурсов производства (направление увеличения соответствия остаточной прибыли производственных предприятий с общим объемом выпуска средств производства в регионе);

3) рынок капитала (направление установления соответствия процента по депозитам и дивидендов на акции, а также превышения совокупных долгосрочных инвестиций в экономику региона над краткосрочными);

4) рынок человеческих ресурсов (направление установления оптимального количества и качества человеческих ресурсов в соответствии с потребностями экономического роста).

Основой устойчивого развития экономики региона является пропорциональная целостность его производственного потенциала – такой вид интеграции производственного комплекса, который позволяет активно развиваться производительному потенциалу, сбалансированному бескризисно.

Об экономическом росте региона свидетельствует соответствие производимой и потребляемой в регионе продукции.

Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была принята концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», которая является единственным нормативно-правовым документом, официально регулирующим вопросы экономического развития регионов.

В концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» обозначено основное направление федеральной региональной политики – создание условий и содействие социальному и экономическому развитию регионов, а именно повышение качества жизни и благосостояния населения, вывод экономического роста на позиции устойчивости и высокого качества, создание условий конкурентного развития регионов.

Разработчиками этой концепции считается, что только активизация региональной экономики и повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ресурсов позволит России выйти из затяжного экономического кризиса и существенным образом увеличить ВВП.

Целями федеральной региональной политики в соответствии с концепцией являются:

1) создание условий развития конкурентной способности регионов. В связи с этим предполагается создание условий эффективной интеграции внутри РФ в мировую экономику. Распределение производственного потенциала таким образом, чтобы это создавало условия конкурентоспособности. Предполагается существенным образом активизировать темпы создания инфраструктуры для экономического роста регионов. Утверждается насущная потребность содействия развитию наукоемких отраслей экономики;

2) интеграция экономик регионов между собой для создания единого экономического пространства национальной экономики. При этом акцент делается на сохранение функциональной независимости регионов. Предполагается активным образом содействовать устранению препятствий как экономических, так и административных в движении товаров и услуг, капитала, человеческих ресурсов. Основой развития регионов выделено создание условий для малого бизнеса;

3) создание условий для развития человеческих ресурсов, а акцент делается на квалификационную и пространственную мобильность. Для реализации этой цели необходима стабилизация демографической ситуаций – установление такого режима воспроизводства человеческих ресурсов, при котором рождаемость превышает смертность. Улучшение качественной характеристики связано с созданием подготовки кадров необходимой квалификации и профессионализма для обеспечения нужд производства. Выдвигается необходимость формирования миграционных процессов в интересах экономического развития регионов;

4) содействие стабилизации и улучшению экологической ситуации в регионах как основы устойчивого экономического роста. Для этого ставится необходимость разработки и внедрения таких технологий производства, которые минимизируют вред, наносимый экологии;

5) создание условий для внедрения новых технологий государственного управления регионами. В качестве базиса реализации этой цели предполагается проведение реформирования региональных органов государственной власти в направлении повышения эффективности их функционирования.

В целях эффективной координации работы органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также для максимально полной согласованности социального и экономического развития регионов, подготовки нормативно-правовой базы региональной политики при Министерстве регионального развития Российской Федерации создана межведомственная комиссия.

Задачами межведомственной комиссии в рамках концепции развития регионов являются:

1) согласование с общественными и научными организациями, органами местного самоуправления основных аспектов концепции;

2) разработка нормативно-правового обеспечения концепции и действенных механизмов согласования социально-экономических интересов регионов;

3) рассмотрение международных нормативно-правовых документов, принимаемых Российской Федерацией и непосредственно затрагивающих интересы регионов, их экономическое положение и развитие;

4) разработка и утверждение направлений и конкретного перечня, приоритетных для регионального экономического развития проектов, для их последующего включения в федеральные целевые программы;

5) оценка эффективности реализации концепции и в случае необходимости вынесение предложений по ее корректировке;

6) разработка проектов нормативно-правых документов, направленных на экономическое развитие регионов;

7) мониторинг влияния проводимых реформ в части их влияния на регионы в целях их своевременной корректировки для предотвращения негативного воздействия на региональные экономические процессы.

Реализация концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» происходит в рамках следующих этапов:

1) на первом этапе (2005—2006 гг.), который уже завершен, были проведены исследования, выделены основные инфраструктурные ограничения социально-экономического развития регионов Российской Федерации и организован процесс согласования плана развития регионов. В результате были разработаны положения генеральной схемы пространственного развития, сформирован пакет инфраструктурных проектов.

2) на втором этапе (2007—2010 гг.) предполагается реализовать в пилотных, т. е. выбранных для апробирования, регионах меры, направленные на реализацию концепции. В результате должна быть разработаны система конкретных методов государственного регулирования региональной экономики и необходимые для этого нормативно-правовые акты;

3) на третьем этапе (2011—2020 гг.) предполагается реализовать разработанные и принятые в соответствии с концепцией федеральные и ведомственные целевые программы регионального развития и генеральную схему пространственного развития Российской Федерации. Результатом реализации этого этапа является формирование нескольких регионов, которые по уровню своего социально-экономического развития будут соответствовать мировым критериям экономически развитых регионов.

Действия в рамках концепции проводятся взаимодополняюще и поэтапно, и при необходимости производится их корректировка. Это делает концепцию жизнеспособной и повышает ее актуальность.

Для финансирования реализации концепции привлекаются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средства муниципальных образований и внебюджетных источников.

В результате реализации концепции предполагается, что к 2020 г. общий объем средств, направляемых на развитие регионов, достигнет 1 трлн руб. в год. Значительно повысится эффективность расходования финансовых ресурсов, что позволит создать условия для активизации экономического роста регионов. Стратегическими результатами реализации концепции являются сохранение территориальной целостности Российской Федерации, сокращение количества кризисных регионов, формирование единого экономического пространства, конкурентоспособного на мировом уровне.

Источник

Региональные стратегии: анализ итогов 2015 года

В настоящей статье представлены обзор изменений, произошедших в 2015 году, и оценка текущего положения в сфере регионального стратегирования и разработки государственных программ субъектов РФ, а также проведен анализ реализации программно-целевых принципов бюджетирования, применяемых в российских регионах. Материал подготовлен на основе ежегодного доклада «Региональное стратегирование и госпрограммы регионов в 2015 году», разработанного авторским коллективом Института реформирования общественных финансов (ИРОФ) [1] .

На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная региональному стратегировнаию и региональным стратегиям. Ознакомиться с ней можно здесь.

Владимир Викторович КЛИМАНОВ, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук

Ксения Владимировна БУДАЕВА, координатор проектов Института реформирования общественных финансов

Стратегическое планирование является важнейшим условием повышения эффективности государственного управления. После принятия Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в регионах развернулась активная работа по корректировке и актуализации документов стратегического планирования с учетом новых требований. В соответствии со статьями 1 и 2 данного закона стратегическое планирование в нашей стране реализуется в том числе и на уровне субъектов РФ, а его правовое регулирование осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами не только федерального, но также регионального и местного уровней.

К концу 2015 года региональные законы, регулирующие стратегическое планирование, были приняты в 55 субъектах Федерации. Соответственно, в 30 регионах такие законы отсутствовали [2] .

Основные параметры действующих стратегий

К началу 2016 года в большинстве субъектов РФ стратегии были приняты в форме постановления или распоряжения высшего органа исполнительной власти региона (46 и 11 регионов соответственно) или высшего должностного лица (4 региона). Реже встречаются случаи утверждения региональной стратегии законодательным органом власти: региональным законом (21 регион) или постановлением законодательных органов власти.

Анализ стратегий социально-экономического развития регионов России свидетельствует о широкой вариативности горизонтов планирования (рисунки 1 и 2). Минимальный срок стратегического планирования — 2020 год, максимальным же горизонтом является 2035 год в Карачаево-Черкесской Республике. Подавляющее большинство документов имеет срок действия до 2020 года (в 36 случаях), для 27 горизонтом является 2025 год. Стратегия Пермского края разработана до 2026 года, документ Республики Алтай — до 2028 года, а до 2030 года действует 13 стратегий. Исключением из всех регионов является стратегия Калининградской области, в которой срок действия для стратегии не указан, а обозначены сроки только по отдельным отраслям. В стратегии Республики Марий Эл срок действия отсутствует в наименовании документа и указан в целях стратегии (рисунок 1).

Приблизительно в половине субъектов РФ действуют документы, разработанные до 2010 года, причем пик количества разработанных стратегий приходится именно на этот год (12 документов), в то время как в 2015 году было утверждено только четыре стратегии.

Лидерами по длительности срока реализации стратегии среди действующих документов являются Кабардино-Балкарская Республика и Пензенская область, срок действия документов в которых достигает 23 лет. Также в числе наиболее длительных стратегии Архангельской области (22 года), Владимирской и Калужской областей (21 год) и Ненецкого автономного округа (20 лет). Среди регионов с наименьшим сроком планирования [3] — Челябинская область (6 лет), а также Тамбовская область и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (7 лет) (рисунок 2).

Корректировка стратегий и новые документы

В 2015 году были утверждены четыре новые региональные стратегии социально-экономического развития. Все они рассчитаны до 2030 года и так или иначе разрабатывались параллельно с формированием новой системы стратегического планирования с учетом норм Федерального закона № 172‑ФЗ. Это повлекло за собой дополнительные сложности и изменения как в характере работы над документами, так и в их содержании.

Особенностью стратегии Томской области, разработанной с привлечением специалистов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, стало включение в нее федерального видения развития области через создание инновационного территориального центра «ИНО Томск». Цель проекта — создание конкурентоспособного инновационного территориального центра в границах Томской агломерации, в котором концентрируется промышленность высоких переделов, качественные человеческие ресурсы, перспективная технологическая база для обеспечения высокого качества жизни и отработки новой модели экономического роста. Одна из наиболее заметных особенностей стратегии — включение в нее разделов по пространственному развитию области с выделением не только трех поясов Томской области — южного, северного и центрального, — но и каждого муниципального района и городского округа в контексте их перспектив развития.

Процесс работы над проектом стратегии Республики Татарстан характеризуется беспрецедентным масштабом открытости и активности коммуникаций, благодаря которым за два года разработки в обсуждениях поучаствовали около 3,5 тысячи человек. Разработка стратегии была начата еще в 2012 году консультантами из МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и AV Group. В рамках работы над документом был создан целый ряд терминов для определения и представления будущего образа Татарстана: полюс роста «Волга — Кама», Волго-Камский метрополис, экономические зоны и агломерации, экозона «Волжско-Камский поток», татарстанская технологическая инициатива, кластерная активация, модель «Татарстан: 7 + 6 + 3» (или «Галактика»). Отличительной особенностью стратегии является глубокая проработка пространственных аспектов развития с опорой на новые формы пространственного развития (кластерная активация, формирование территориальных полюсов роста, зон активного развития и трансграничного сотрудничества).

Читайте также:  А А Блок Русь анализ стихотворения

Актуализация стратегии Ульяновской области проводилась при поддержке специалистов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В отношении каждого из обозначенных стратегических приоритетов области разработаны цели, достижение которых будет свидетельствовать об эффективной реализации стратегии. Кроме того, в стратегии выделена миссия области и отдельно — миссия областного правительства при обеспечении социально-экономического развития.

Ключевой характеристикой стратегии Свердловской области, разработанной с привлечением специалистов агентства «Эксперт», является четко выстроенная и закрепленная система целеполагания, представляющая собой классическую пирамиду или древо целей с тремя основными приоритетами развития, направленными на достижение главной цели социально-экономического развития области. Довольно нетипичной составляющей стратегии является акцент в ее приоритетах не только на промышленные сферы, характерные для традиционно промышленного региона, но и на развитие технологических инноваций и культурного пространства области.

Большая часть разработанных региональных стратегий неоднократно подвергалась корректировкам, в первую очередь ввиду преобразований в федеральном законодательстве, а также в связи с изменениями внешней экономической конъюнктуры. Помимо вновь принятых стратегий в 2015 году в 18 регионах были приняты изменения в их стратегии социально-экономического развития.

Однако далеко не все стратегии актуализируются в соответствии с внешними изменениями. Из доступных для анализа 80 стратегий, утвержденных нормативно-правовыми документами, 29 — то есть более трети — не подвергались корректировкам с момента их разработки. Причем 13 из них были разработаны до 2011 года — стратегии Самарской области (2006 год), Республики Бурятия, Курской, Новосибирской, Смоленской областей (2007 год), Республики Мордовия, Архангельской, Орловской областей (2008 год), Республики Башкортостан (2009 год), Республики Карелия, Камчатского края, Иркутской области, Ненецкого автономного округа (2010 год).

Наряду со стратегиями, корректировка которых не осуществлялась ни разу, среди рассмотренных есть и те, в которые изменения вносились неоднократно. Большинство стратегий подвергались изменениям несколько раз в зависимости от года разработки, что концептуально соответствует динамике изменений в большинство нормативно-правовых актов. Однако следует отметить документы, изменения в которые вносились почти каждый год, а иногда и несколько раз в год: Республика Коми (10 изменений в Пензенская область (11 изменений в Магаданская область (11 изменений в Вологодская область (14 изменений в (рисунок 3).

Анализ внутреннего содержания стратегий

В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 172‑ФЗ стратегия социально-экономического развития субъекта РФ должна включать множество параметров, начиная с оценки достигнутых целей социально-экономического развития и заканчивая оценкой финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии. В большинстве случаев указанные разделы действительно присутствуют в тексте стратегий, хотя их содержание и подходы к их описанию зачастую кардинально различаются.

Так, в системе управления регионом необходима возможность выбора траектории его развития на основе сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. По сути, это выбор совокупности промежуточных состояний или траектории из некоторого набора возможных траекторий или состояний, через которые будет осуществляться достижение поставленной цели.

В большинстве проанализированных стратегий представлено два или три варианта развития региона, и только несколько придерживаются единственного сценария, как, например, Республика Коми, Архангельская, Курская и Сахалинская области. В некоторых случаях предлагается более трех вариантов, как у Камчатского края, Калужской, Омской и Оренбургской областей.

Основными или классическими можно назвать три вида сценариев: инерционный, комплексный и инновационный. Первый часто называется базовым или традиционным, третий — активным или оптимистичным, а второй предполагает синтез инерционного и инновационного сценариев под выгодным региону углом. Авторы большинства стратегий придерживаются именно такого наименования вариантов развития региона, хотя описание сценариев часто идет вразрез с заявленным названием.

Интересными представляются примеры стратегий, в которых сформулированы отличные от традиционных сценариев варианты развития региона. В рамках социально-экономического развития Калужской области предложено четыре варианта: «Внешние тождества», «Флагманские проекты», «Многофокусное развитие», «Региональный анклав». Омская область также выделяет четыре сценария в зависимости от внешних условий: «Базовый», «Сибирский лидер роста», «Трансформация» и «Борьба за выживание».

В каждой стратегии после анализа предложенных альтернатив один из сценариев принимается за базовый, в соответствии с ним и прописываются механизмы ее реализации. Большинство регионов останавливается на инновационном сценарии, однако некоторые выбирают иной сценарий: «Нишевое лидерство в Сибири» и «Новый туристский регион» (Республика Алтай), «Эколого-технологическое развитие» (Республика Бурятия), «Капитализация активов и рыночная реструктуризация» (Республика Мордовия), «Диверсификация и технологический переход» (Удмуртская Республика), «Новая индустриализация» (Приморский край), «Модернизация растущих отраслей» (Смоленская область), сценарий монопрофильной экономики (Ненецкий автономный округ).

Одним из механизмов оценки внутренних и внешних угроз для региона, а также его преимуществ и возможностей развития является SWOT-анализ, наиболее эффективный и комплексный способ оценки потенциала региона, поэтому он применен в подавляющем большинстве стратегий. Количественный анализ свидетельствует о применении инструментария SWOTанализа в 49 стратегиях из 80 возможных. В остальных стратегиях данный инструментарий не применяется.

В основном SWOT-анализ проводился в стратегиях на предмет оценки общего социально-экономического положения региона без выделения конкретных отраслей. В некоторых из этих стратегий анализ внутренней среды сегментирован на подразделы, чаще всего касающиеся географического положения региона, населения, экономического потенциала, социально-культурной сферы.

Чаще всего в стратегиях приведен SWOT-анализ геостратегического положения территории, природного и ресурсного потенциалов, научно-образовательного комплекса, финансовой и экономической сфер, демографии, миграции и качества трудовых ресурсов. В некоторых документах SWOT-анализ включал институциональную среду региона и систему его управления, экологическую обстановку в регионе, маркетинговую привлекательность территории.

По результатам проведенного анализа можно говорить о большом разнообразии подходов к анализу рисков и угроз для развития регионов. В любом случае в большинстве документов на базе анализа состояния территории в целом или анализа отдельных отраслей экономики выбираются дальнейшие направления развития отраслей, ключевые векторы и сценарии развития региона.

Консультационная поддержка разработки стратегий

Для разработки или корректировки стратегий социально-экономического развития регионов органы исполнительной власти субъектов РФ традиционно привлекают внешние экспертно-аналитические структуры. В этих целях проводятся государственные закупки научно-исследовательских работ и консультационных услуг. Закупаемые услуги могут быть нацелены как только на выполнение комплекса работ, связанных с разработкой собственно текста документа, так и на экспертное сопровождение разработки и реализации стратегии в виде ее общественного обсуждения, информационного сопровождения. Поскольку выполнение данных работ требует единовременного вовлечения в них большого состава высококвалифицированных экспертов, победителями подобных конкурсов чаще других выступают ведущие учреждения на рынке научно-исследовательских и консультационно-экспертных работ в сфере экономики, права, государственного управления. Это прежде всего Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», а также ведущие локальные исследовательские институты регионов.

В течение 2015 года в сфере стратегического планирования в Российской Федерации проводились как локальные стратегические сессии в рамках разработки конкретных стратегий регионов (мероприятия в Ульяновской, Свердловской областях, Республике Татарстан и Санкт-Петербурге), так и общероссийские мероприятия, посвященные отдельным вопросам государственного управления.

В январе 2015 года в рамках проведенного в Москве Гайдаровского форума-2015 состоялась экспертная дискуссия на тему «Стратегирование регионального развития: макроэкономические и законодательные вызовы». В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015» в сентябре 2015 года на мозговом штурме «Как заставить работать стратегии развития регионов?» были освещены аспекты и проблемы реализации региональных стратегий социально-экономического развития регионов, новые подходы и практики для эффективной реализации планов стратегического развития, механизмы превращения стратегических планов в реальные проекты. С 2002 года проводится ежегодный Общероссийский форум стратегического планирования, посвященный обсуждению методов и механизмов стратегического планирования, дискуссиям по самым важным и острым вопросам реализации стратегических планов и комплексных проектов развития городов и регионов России. В октябре 2015 года форум был посвящен теме «Пространство выбора и выбор пространства».

Резюме

В целом, как показал проведенный анализ, процесс стратегического планирования в субъектах РФ в 2015 году активизировался и получил новые направления, что прежде всего связано со вступлением в силу Федерального закона № 172‑ФЗ. В то же время нестабильная макроэкономическая ситуация, серьезные внешние вызовы, кризис, охвативший основные отрасли экономики регионов, нарастание проблем региональных бюджетов существенно затормозили потенциальную активность органов власти в осуществлении стратегического планирования на уровне субъектов РФ. Существенную неопределенность создает и фактическое отсутствие стратегии социально-экономического развития и иных документов долгосрочного характера на федеральном уровне. С учетом этого перспективы регионального стратегирования в 2016 году остаются неочевидными.

[1] Доклад «Региональное стратегирование и госпрограммы регионов в 2015 году» подготовлен авторским коллективом Института реформирования общественных финансов в составе: В. В. Климанов, К. В. Будаева, В. Н. Данилов, Н. И. Кузнецов, А. А. Михайлова, Д. А. Недопивцева, А. И. Сафина, Н. А. Чернышова, В. А. Яговкина. С полной версией доклада можно ознакомиться на сайте ИРОФ: www.irof.ru.

[2] Все материалы анализа построены на данных правовой базы «КонсультантПлюс-Регион».

[3] Условно сюда можно отнести и два региона Крымского федерального округа, если считать срок реализации федеральной целевой программы.

Источник

Региональные стратегии: анализ итогов 2015 года

В настоящей статье представлены обзор изменений, произошедших в 2015 году, и оценка текущего положения в сфере регионального стратегирования и разработки государственных программ субъектов РФ, а также проведен анализ реализации программно-целевых принципов бюджетирования, применяемых в российских регионах. Материал подготовлен на основе ежегодного доклада «Региональное стратегирование и госпрограммы регионов в 2015 году», разработанного авторским коллективом Института реформирования общественных финансов (ИРОФ) [1] .

На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная региональному стратегировнаию и региональным стратегиям. Ознакомиться с ней можно здесь.

Владимир Викторович КЛИМАНОВ, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук

Ксения Владимировна БУДАЕВА, координатор проектов Института реформирования общественных финансов

Стратегическое планирование является важнейшим условием повышения эффективности государственного управления. После принятия Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в регионах развернулась активная работа по корректировке и актуализации документов стратегического планирования с учетом новых требований. В соответствии со статьями 1 и 2 данного закона стратегическое планирование в нашей стране реализуется в том числе и на уровне субъектов РФ, а его правовое регулирование осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами не только федерального, но также регионального и местного уровней.

Читайте также:  Анализ баллады Кубок В А Жуковского

К концу 2015 года региональные законы, регулирующие стратегическое планирование, были приняты в 55 субъектах Федерации. Соответственно, в 30 регионах такие законы отсутствовали [2] .

Основные параметры действующих стратегий

К началу 2016 года в большинстве субъектов РФ стратегии были приняты в форме постановления или распоряжения высшего органа исполнительной власти региона (46 и 11 регионов соответственно) или высшего должностного лица (4 региона). Реже встречаются случаи утверждения региональной стратегии законодательным органом власти: региональным законом (21 регион) или постановлением законодательных органов власти.

Анализ стратегий социально-экономического развития регионов России свидетельствует о широкой вариативности горизонтов планирования (рисунки 1 и 2). Минимальный срок стратегического планирования — 2020 год, максимальным же горизонтом является 2035 год в Карачаево-Черкесской Республике. Подавляющее большинство документов имеет срок действия до 2020 года (в 36 случаях), для 27 горизонтом является 2025 год. Стратегия Пермского края разработана до 2026 года, документ Республики Алтай — до 2028 года, а до 2030 года действует 13 стратегий. Исключением из всех регионов является стратегия Калининградской области, в которой срок действия для стратегии не указан, а обозначены сроки только по отдельным отраслям. В стратегии Республики Марий Эл срок действия отсутствует в наименовании документа и указан в целях стратегии (рисунок 1).

Приблизительно в половине субъектов РФ действуют документы, разработанные до 2010 года, причем пик количества разработанных стратегий приходится именно на этот год (12 документов), в то время как в 2015 году было утверждено только четыре стратегии.

Лидерами по длительности срока реализации стратегии среди действующих документов являются Кабардино-Балкарская Республика и Пензенская область, срок действия документов в которых достигает 23 лет. Также в числе наиболее длительных стратегии Архангельской области (22 года), Владимирской и Калужской областей (21 год) и Ненецкого автономного округа (20 лет). Среди регионов с наименьшим сроком планирования [3] — Челябинская область (6 лет), а также Тамбовская область и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (7 лет) (рисунок 2).

Корректировка стратегий и новые документы

В 2015 году были утверждены четыре новые региональные стратегии социально-экономического развития. Все они рассчитаны до 2030 года и так или иначе разрабатывались параллельно с формированием новой системы стратегического планирования с учетом норм Федерального закона № 172‑ФЗ. Это повлекло за собой дополнительные сложности и изменения как в характере работы над документами, так и в их содержании.

Особенностью стратегии Томской области, разработанной с привлечением специалистов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, стало включение в нее федерального видения развития области через создание инновационного территориального центра «ИНО Томск». Цель проекта — создание конкурентоспособного инновационного территориального центра в границах Томской агломерации, в котором концентрируется промышленность высоких переделов, качественные человеческие ресурсы, перспективная технологическая база для обеспечения высокого качества жизни и отработки новой модели экономического роста. Одна из наиболее заметных особенностей стратегии — включение в нее разделов по пространственному развитию области с выделением не только трех поясов Томской области — южного, северного и центрального, — но и каждого муниципального района и городского округа в контексте их перспектив развития.

Процесс работы над проектом стратегии Республики Татарстан характеризуется беспрецедентным масштабом открытости и активности коммуникаций, благодаря которым за два года разработки в обсуждениях поучаствовали около 3,5 тысячи человек. Разработка стратегии была начата еще в 2012 году консультантами из МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и AV Group. В рамках работы над документом был создан целый ряд терминов для определения и представления будущего образа Татарстана: полюс роста «Волга — Кама», Волго-Камский метрополис, экономические зоны и агломерации, экозона «Волжско-Камский поток», татарстанская технологическая инициатива, кластерная активация, модель «Татарстан: 7 + 6 + 3» (или «Галактика»). Отличительной особенностью стратегии является глубокая проработка пространственных аспектов развития с опорой на новые формы пространственного развития (кластерная активация, формирование территориальных полюсов роста, зон активного развития и трансграничного сотрудничества).

Актуализация стратегии Ульяновской области проводилась при поддержке специалистов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В отношении каждого из обозначенных стратегических приоритетов области разработаны цели, достижение которых будет свидетельствовать об эффективной реализации стратегии. Кроме того, в стратегии выделена миссия области и отдельно — миссия областного правительства при обеспечении социально-экономического развития.

Ключевой характеристикой стратегии Свердловской области, разработанной с привлечением специалистов агентства «Эксперт», является четко выстроенная и закрепленная система целеполагания, представляющая собой классическую пирамиду или древо целей с тремя основными приоритетами развития, направленными на достижение главной цели социально-экономического развития области. Довольно нетипичной составляющей стратегии является акцент в ее приоритетах не только на промышленные сферы, характерные для традиционно промышленного региона, но и на развитие технологических инноваций и культурного пространства области.

Большая часть разработанных региональных стратегий неоднократно подвергалась корректировкам, в первую очередь ввиду преобразований в федеральном законодательстве, а также в связи с изменениями внешней экономической конъюнктуры. Помимо вновь принятых стратегий в 2015 году в 18 регионах были приняты изменения в их стратегии социально-экономического развития.

Однако далеко не все стратегии актуализируются в соответствии с внешними изменениями. Из доступных для анализа 80 стратегий, утвержденных нормативно-правовыми документами, 29 — то есть более трети — не подвергались корректировкам с момента их разработки. Причем 13 из них были разработаны до 2011 года — стратегии Самарской области (2006 год), Республики Бурятия, Курской, Новосибирской, Смоленской областей (2007 год), Республики Мордовия, Архангельской, Орловской областей (2008 год), Республики Башкортостан (2009 год), Республики Карелия, Камчатского края, Иркутской области, Ненецкого автономного округа (2010 год).

Наряду со стратегиями, корректировка которых не осуществлялась ни разу, среди рассмотренных есть и те, в которые изменения вносились неоднократно. Большинство стратегий подвергались изменениям несколько раз в зависимости от года разработки, что концептуально соответствует динамике изменений в большинство нормативно-правовых актов. Однако следует отметить документы, изменения в которые вносились почти каждый год, а иногда и несколько раз в год: Республика Коми (10 изменений в Пензенская область (11 изменений в Магаданская область (11 изменений в Вологодская область (14 изменений в (рисунок 3).

Анализ внутреннего содержания стратегий

В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 172‑ФЗ стратегия социально-экономического развития субъекта РФ должна включать множество параметров, начиная с оценки достигнутых целей социально-экономического развития и заканчивая оценкой финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии. В большинстве случаев указанные разделы действительно присутствуют в тексте стратегий, хотя их содержание и подходы к их описанию зачастую кардинально различаются.

Так, в системе управления регионом необходима возможность выбора траектории его развития на основе сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. По сути, это выбор совокупности промежуточных состояний или траектории из некоторого набора возможных траекторий или состояний, через которые будет осуществляться достижение поставленной цели.

В большинстве проанализированных стратегий представлено два или три варианта развития региона, и только несколько придерживаются единственного сценария, как, например, Республика Коми, Архангельская, Курская и Сахалинская области. В некоторых случаях предлагается более трех вариантов, как у Камчатского края, Калужской, Омской и Оренбургской областей.

Основными или классическими можно назвать три вида сценариев: инерционный, комплексный и инновационный. Первый часто называется базовым или традиционным, третий — активным или оптимистичным, а второй предполагает синтез инерционного и инновационного сценариев под выгодным региону углом. Авторы большинства стратегий придерживаются именно такого наименования вариантов развития региона, хотя описание сценариев часто идет вразрез с заявленным названием.

Интересными представляются примеры стратегий, в которых сформулированы отличные от традиционных сценариев варианты развития региона. В рамках социально-экономического развития Калужской области предложено четыре варианта: «Внешние тождества», «Флагманские проекты», «Многофокусное развитие», «Региональный анклав». Омская область также выделяет четыре сценария в зависимости от внешних условий: «Базовый», «Сибирский лидер роста», «Трансформация» и «Борьба за выживание».

В каждой стратегии после анализа предложенных альтернатив один из сценариев принимается за базовый, в соответствии с ним и прописываются механизмы ее реализации. Большинство регионов останавливается на инновационном сценарии, однако некоторые выбирают иной сценарий: «Нишевое лидерство в Сибири» и «Новый туристский регион» (Республика Алтай), «Эколого-технологическое развитие» (Республика Бурятия), «Капитализация активов и рыночная реструктуризация» (Республика Мордовия), «Диверсификация и технологический переход» (Удмуртская Республика), «Новая индустриализация» (Приморский край), «Модернизация растущих отраслей» (Смоленская область), сценарий монопрофильной экономики (Ненецкий автономный округ).

Одним из механизмов оценки внутренних и внешних угроз для региона, а также его преимуществ и возможностей развития является SWOT-анализ, наиболее эффективный и комплексный способ оценки потенциала региона, поэтому он применен в подавляющем большинстве стратегий. Количественный анализ свидетельствует о применении инструментария SWOTанализа в 49 стратегиях из 80 возможных. В остальных стратегиях данный инструментарий не применяется.

В основном SWOT-анализ проводился в стратегиях на предмет оценки общего социально-экономического положения региона без выделения конкретных отраслей. В некоторых из этих стратегий анализ внутренней среды сегментирован на подразделы, чаще всего касающиеся географического положения региона, населения, экономического потенциала, социально-культурной сферы.

Чаще всего в стратегиях приведен SWOT-анализ геостратегического положения территории, природного и ресурсного потенциалов, научно-образовательного комплекса, финансовой и экономической сфер, демографии, миграции и качества трудовых ресурсов. В некоторых документах SWOT-анализ включал институциональную среду региона и систему его управления, экологическую обстановку в регионе, маркетинговую привлекательность территории.

По результатам проведенного анализа можно говорить о большом разнообразии подходов к анализу рисков и угроз для развития регионов. В любом случае в большинстве документов на базе анализа состояния территории в целом или анализа отдельных отраслей экономики выбираются дальнейшие направления развития отраслей, ключевые векторы и сценарии развития региона.

Консультационная поддержка разработки стратегий

Для разработки или корректировки стратегий социально-экономического развития регионов органы исполнительной власти субъектов РФ традиционно привлекают внешние экспертно-аналитические структуры. В этих целях проводятся государственные закупки научно-исследовательских работ и консультационных услуг. Закупаемые услуги могут быть нацелены как только на выполнение комплекса работ, связанных с разработкой собственно текста документа, так и на экспертное сопровождение разработки и реализации стратегии в виде ее общественного обсуждения, информационного сопровождения. Поскольку выполнение данных работ требует единовременного вовлечения в них большого состава высококвалифицированных экспертов, победителями подобных конкурсов чаще других выступают ведущие учреждения на рынке научно-исследовательских и консультационно-экспертных работ в сфере экономики, права, государственного управления. Это прежде всего Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», а также ведущие локальные исследовательские институты регионов.

В течение 2015 года в сфере стратегического планирования в Российской Федерации проводились как локальные стратегические сессии в рамках разработки конкретных стратегий регионов (мероприятия в Ульяновской, Свердловской областях, Республике Татарстан и Санкт-Петербурге), так и общероссийские мероприятия, посвященные отдельным вопросам государственного управления.

В январе 2015 года в рамках проведенного в Москве Гайдаровского форума-2015 состоялась экспертная дискуссия на тему «Стратегирование регионального развития: макроэкономические и законодательные вызовы». В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015» в сентябре 2015 года на мозговом штурме «Как заставить работать стратегии развития регионов?» были освещены аспекты и проблемы реализации региональных стратегий социально-экономического развития регионов, новые подходы и практики для эффективной реализации планов стратегического развития, механизмы превращения стратегических планов в реальные проекты. С 2002 года проводится ежегодный Общероссийский форум стратегического планирования, посвященный обсуждению методов и механизмов стратегического планирования, дискуссиям по самым важным и острым вопросам реализации стратегических планов и комплексных проектов развития городов и регионов России. В октябре 2015 года форум был посвящен теме «Пространство выбора и выбор пространства».

Читайте также:  Анализ посещения занятий вуз

Резюме

В целом, как показал проведенный анализ, процесс стратегического планирования в субъектах РФ в 2015 году активизировался и получил новые направления, что прежде всего связано со вступлением в силу Федерального закона № 172‑ФЗ. В то же время нестабильная макроэкономическая ситуация, серьезные внешние вызовы, кризис, охвативший основные отрасли экономики регионов, нарастание проблем региональных бюджетов существенно затормозили потенциальную активность органов власти в осуществлении стратегического планирования на уровне субъектов РФ. Существенную неопределенность создает и фактическое отсутствие стратегии социально-экономического развития и иных документов долгосрочного характера на федеральном уровне. С учетом этого перспективы регионального стратегирования в 2016 году остаются неочевидными.

[1] Доклад «Региональное стратегирование и госпрограммы регионов в 2015 году» подготовлен авторским коллективом Института реформирования общественных финансов в составе: В. В. Климанов, К. В. Будаева, В. Н. Данилов, Н. И. Кузнецов, А. А. Михайлова, Д. А. Недопивцева, А. И. Сафина, Н. А. Чернышова, В. А. Яговкина. С полной версией доклада можно ознакомиться на сайте ИРОФ: www.irof.ru.

[2] Все материалы анализа построены на данных правовой базы «КонсультантПлюс-Регион».

[3] Условно сюда можно отнести и два региона Крымского федерального округа, если считать срок реализации федеральной целевой программы.

Источник

Роль анализа устойчивого развития регионов России в стратегическом планировании

Стратегии социально-экономического развития регионов разрабатываются в соответствии с принципом использования современной методологии принятия эффективных решений на основе стратегического планирования. Информационной основой стратегического планирования являются показатели устойчивого социально-экономического развития. В современных условиях роль анализа устойчивого развития повышается, поскольку усиливается влияние внешних и внутренних факторов нестабильности региональной экономики. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена тем, что качество анализа устойчивого развития регионов (учет факторов внешней и внутренней среды и их оценка) определяет адекватность стратегических приоритетов, сформированных в ходе планирования. Обеспечение этой адекватности невозможно без выявления дифференциации российских регионов по таким ключевым показателям, характеризующим устойчивость, как ВРП на душу населения и индекс человеческого развития. Также в статье приведены результаты рейтинга устойчивого развития городов России; показано, что экономическая нестабильность оказывает не только отрицательное влияние на устойчивое развитие экономики, но и выполняет конструктивную роль в процессе регионального развития. Проанализированы показатели, характеризующие устойчивое развитие макрорегионов (федеральных округов): индекс промышленного производства, реальные денежные доходы населения. Особое внимание уделено изменению качества жизни населения регионов через индикаторы: уровень бедности, уровень образования, продолжительность жизни населения. Показано влияние размера государственного долга в российских регионах на экономическую нестабильность.

Ключевые слова

Об авторах

Гагарина Галина Юрьевна — доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Национальной и региональной экономики.

Стремянный пер., д. 36, Москва, 117997.

Чайникова Лилия Николаевна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры Национальной и региональной экономики.

Стремянный пер., д. 36, Москва, 117997.

Архипова Лидия Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Национальной и региональной экономики.

Стремянный пер., д. 36, Москва, 117997.

Список литературы

1. Кузнецова Е.И. Проблемы методологии стратегического анализа в государственном стратегическом планировании // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 1. С. 18–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-metodologii-strategicheskogo-analiza-v-gosudarstvennom-strategicheskom-planirovanii

2. Официальный сайт Госкомстата. URL: http://www.gks.ru

3. Францева-Костенко Е.Е. Развитие экономики региона в период кризиса // Вестник университета. 2016. № 1. С. 31–38. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-ekonomiki-regiona-v-period-krizisa

4. Обзор: число регионов, улучшивших макропоказатели в 2017 году, выросло. URL: http://riarating.ru/catalog_newsletters/20180320/630085677.html

5. Аналитический бюллетень «Социально-экономическое положение регионов РФ. Итоги 2018 года». URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/regions_demo_2018-12.pdf

6. Социально-экономическое развитие регионов – рейтинг по итогам 2017 г. URL: https://riarating.ru/regions/20180523/630091911.html

7. Бураков Н., Бухвальд Е ., Кольчугина А . Ранжирование субъектов Российской Федерации на основе регионального индекса экономического развития // Федерализм 2019. № 3. С. 149–171.

8. Человек и инновации. Док лад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год / под ред. С.Н. Бобы лева и Л.М. Григорьева. М.: А на литический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. 172 с. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/19663.pdf

9. Названы регионы с самыми высокими доходами населения. URL: https://news.mail.ru/society/37898283/?frommail=1

10. Индикаторы образования: 2017. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017

11. Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжила снижаться. URL: http://riarating.ru/regions/20190221/630117921.html

12. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/

13. Рейтинг устойчивого развития городов РФ за 2017 год. URL: http://agencysgm.com/projects/Broshyura2017.pdf

14. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года. URL: https://ria.ru/20180523/1520511999.html

15. Приоритетные направления внедрения технологий у много города в российских городах. Экспертно-аналитический док лад. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/06/Report-.Smart-Cities-WEB.pdf

16. Устойчивое развитие регионов и городов России. URL: http://strategyjournal.ru/articles/ustojchivoe-razvitie-regionov-i-gorodov-rossii/

17. Филин С.В. Условия и факторы, определяющие нестабильность развития экономики. URL: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/67618-usloviya-faktory-opredelyayushhie-nestabilnost-razvitiya-ekonomiki

18. Прохорова О.В. Факторы устойчивости региональной экономической системы в условиях турбулентности // Молодой ученый. 2015. № 21.1. С. 18–22. URL: https://moluch.ru/archive/101/23097/

Для цитирования:

Гагарина Г.Ю., Чайникова Л.Н., Архипова Л.С. Роль анализа устойчивого развития регионов России в стратегическом планировании. Федерализм. 2019;(4):5-21. https://doi.org/10.21686/10.21686/2073-1051-2019-4-5-21

For citation:

Gagarina G.Yu., Chaynikova L.N., Arkhipova L.S. The Role of the Analysis of Sustainable Development of Regions of Russia in the Strategic Planning. Federalism. 2019;(4):5-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/10.21686/2073-1051-2019-4-5-21

alt=»Creative Commons License» width=»»/>
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Источник

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ТИПОВЫЕ ОШИБКИ И ЛУЧШИЕ РЕШЕНИЯ Журба В.В.,Брязгина Е.О.,Перова М.М.

В статье проведен анализ существующей практики разработки стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Выделены типовые ошибки, оказывающие влияние на качество подготовки документов стратегического планирования, и приведены примеры лучших практик подготовки данных документов.

Текст научной статьи

Стратегия социально-экономического развития является базовым документом, определяющим цели, задачи и основные приоритеты развития региона на долгосрочную перспективу. Современные требования к разработке стратегий социально-экономического развития определены в законе о стратегическом планировании [1]. Закон выстраивает общую систему стратегического планирования в стране, на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. До принятия этого закона у нас отсутствовали единые подходы к стратегическому планированию. Это привело к тому, что регионы самостоятельно предпринимали попытки разработать подобного рода документы: стратегии, концепции, программы и прогнозы развития. В отсутствие унификации, эти документы, как правило, преследуют различные цели создания, имеют специфическую структуру, различные периоды действия и подходы к реализации. Проведя анализ существующих региональных стратегий, мы пришли к неутешительным выводам: более 75% стратегий достаточно низкого качества. Это выражается прежде всего в отсутствии связи документа с текущей ситуацией в регионе и стране. Более половины стратегий были разработаны ранее 2010 года, они не учитывают современные прогнозы развития экономики, новые тренды, заданные федеральным правительством, новые инструменты развития территорий (кластерное развитие, территории опережающего социально-экономического развития, индустриальные парки, технопарки и т.д.). Помимо этого, зачастую, в стратегиях не описаны механизмы их реализации, не учитываются возможности регионального бюджета, нет системы целевых показателей, позволяющих ежегодно отслеживать степень достижения поставленных целей. В результате — стратегии не работают и на местах формируется мнение, что стратегия — это «формальная бумажка», не приносящая пользы. Чтобы доказать обратное, достаточно привести несколько примеров отражающих взаимосвязь качественного подхода к стратегическому управлению с уровнем социально-экономического развития региона. Яркими примерами являются Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Белгородская область. В регионах разработаны и реализуются одни из лучших стратегий социально-экономического развития, что сказывается на уровне развития регионов в целом. Высокий уровень социально-экономического развития этих регионов подтверждают различные рейтинги субъектов Российской Федерации. Для примера мы взяли три интегральных рейтинга: «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата», «Инвестиционный климат РА Эксперт», «Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации». Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 Сведения об уровне социально-экономического развития Республики Татарстан, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Белгородской области Наименование субъекта РФ Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, 2015 [2] Инвестиционный климат РА Эксперт, 2014 [3] Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, 2014 [4] Республика Татарстан 1 группа 2А 5 Санкт-Петербург 2 группа 1А 2 ХМАО-Югра 2 группа 2В 3 Белгородская область 1 группа 2А 18 Конечно, нельзя говорить о том, что только стратегия определяет уровень развития региона. На него оказывает влияние совокупность многих факторов, однако, в любом случае, стратегия — это ключевой документ, задающий основные векторы развития территории и позволяющий сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на достижении поставленных целей. Если рассматривать конкретные примеры лучшей практики стратегического управления в регионах, то следует обратить внимание на два основных аспекта: как разрабатывать и как реализовывать стратегию социально-экономического развития? На этапе разработки стратегии важно рассматривать регион не обособленно в отрыве от остального мира, а как часть более крупной социально-экономической системы (макрорегиона, страны в целом). Это позволит определить существующие экономические ниши и сформировать уникальные возможности развития для конкретной территории. Еще одним важным этапом в работе является привлечение к разработке стратегии всех заинтересованных лиц региона — органов власти регионального и муниципального уровня, бизнес сообщества, научного сообщества, общественных организаций, населения и др. Только такой подход позволяет узнать и сбалансировать интересы всех стейкхолдеров региона. Что касается реализации стратегии, то здесь надо смотреть шире и создавать целостную систему стратегического управления (рисунок). Рис. — Система стратегического управления Для эффективной работы этой системы важно: Во-первых, создать систему персональной ответственности за достижение целей, заявленных в стратегии. Реализация стратегии должна находиться на постоянном контроле у первого лица региона. Во-вторых, необходимо создать систему мониторинга реализации стратегии. Это означает, что документ необходимо ежегодно актуализировать с учетом изменений общей экономической ситуации в стране и мире, новых федеральных инициатив и фактически достигнутых результатов социально-экономического развития региона. В-третьих, в реализацию стратегии особенно важно вовлекать органы местного самоуправления. Современная практика показывает, что именно от качества муниципального управления во многом зависит принятие инвестором решения о локализации производств на той или иной территории. В целом, самым важным шагом вперед на пути к эффективному стратегическому управлению является осознание, что стратегия — это, по сути, публичный договор власти и общества и от исполнения сторонами своих обязательств во многом зависит имидж региона в глазах федеральных властей, населения и инвесторов.

Источник

Adblock
detector