Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы Звук и буква И

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы. Звук и буква И

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» для детей пяти лет по программе «Знайка» первого года обучения. Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, работающим по программам предшкольной подготовки.

Тема: Буква И. Звуки /и/.

Цель: Изучить новый гласный звук /и/ и букву И.

Задачи:
Образовательные:
— научить выделять звук /и/, находить его местоположение в слове;
— различать гласные и согласные звуки;
— соотносить звук и букву;
— уметь выделять букву в словах;
— составлять схемы слов;
— писать букву И.
Развивающие:
— развивать мыслительные процессы: внимание, память, анализ, синтез,
— развивать речь, образное мышление.
Воспитательные:
— воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук, магнитофон, элементы буквы для конструирования (демонстрационный комплект и комплекты для индивидуальной работы), рисунок «индюк», таблица «буква И», загадки, учебник-тетрадь «От слова к букве», магнитные элементы картины «Настроение».

I. Организационный этап
(Звучит песенка «Улыбка»)
— Встаньте ровно, ребята, поприветствуем друг друга.
— Начинаем наше занятие с хорошего настроения, с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

— Ребята, сегодня мы будем изучать новую букву, а какую вы узнаете сами, если отгадаете, слова, которые спрятались в стихотворении-загадке.

Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри,
И запомни букву….

Вы наверно догадались, с какой буквой мы познакомимся. С буквой И.

А вот какой звук буква И обозначает, мы сейчас узнаем.

II. Основной этап
Вычленение гласного звука /и/ из слов. Звуковой анализ слов «иглы», «Ира». Составление схемы слов.
1. Откройте учебники на стр. 12.
Что изображёно в верхнем, левом углу? (иглы)
— Какой первый звук в слове «иглы»? (звук /и/ );
— Звук \и\ гласный или согласный? (гласный)
— Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки можно петь, тянуть, они состоят из голоса)
— Докажите, что звук \и\ гласный. (Звук можно тянуть, петь) – Дети тянут и поют звук вместе с педагогом.
— Каким цветом обозначается гласный звук? (красным)
— Раскрасьте первый кружок в схеме красным цветом.
— Послушайте и скажите. Какой второй звук слышим в слове «иглы»? (\г/)
— Этот звук можно тянуть, петь? (нет)
— Значит, какой это звук? (согласный)
— Оставим в схеме кружок пустым.
— Какой звук слышим после звука \г\? (Звук \л\)
— Этот звук можем тянуть, петь? (нет)
— Значит, какой это звук? (согласный)
— Оставим в схеме кружок пустым.
— Какой последний звук в слове? (звук \ы\)
— Какой это звук? (гласный)
— Каким цветом обозначим гласный звук \ы\? (красным)
— Сколько звуков в слове? (четыре звука)
— Сколько гласных звуков? (два гласных звука)
— Сколько согласных звуков? (два согласных звука)

2. Знакомство с буквой И.
— Гласный звук \и\ в слове «иглы» обозначается буквой И.
(Демонстрация таблицы с изображением изучаемой буквы).

3.Упражнение в выделении изучаемого звука в словах.
— Теперь рассмотрите картинки под схемами.
— Назовите предметы, в названиях которых есть звук /и/.
— Скажите, где находится звук? В начале, в середине, в конце слова?
(винт, пингвин, индеец, иглы, птицы, кит, ирис, лист, брызги и др.)

4. Конструирование буквы И.
— Из каких элементов состоит буква И.
— Две прямые параллельные палочки палочка, а третья палочка соединяет их по диагонали, снизу вверх.

— Возьмите листик картона и элементы буквы И. Они есть у каждого на столе. Составьте букву И из элементов. Наклейте на картон.

5. Физминутка (Мышки)
— Отдохнем немного.
(Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.)

— А теперь поиграем. Я буду еще раз говорить слова этой физминутки, а вы, если услышите звук /и/, хлопайте в ладоши.

6. Упражнение в написании буквы И. (работа в учебниках)
— Сейчас мы будем учиться писать букву И, большую и малую.
— Скажите, они чем-то отличаются или нет? (Только размером)
— Давайте допишем недостающие элементы новой буквы.

7. Упражнение в распознавании новой буквы. (Работа с интерактивной доской)
А) Найдите в рисунках спрятавшуюся букву И.

Б) Найти букву И в скороговорке и обвести.
На интерактивной доске скороговорка:
«У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки»
Найдите букву И и обведите фломастером для интерактивной доски.

В) Работа со скороговоркой (разучивание).

III. Заключительный этап
— Ребята, какую букву изучили сегодня? (И)
— Какой звук она обозначает? (/и/)
— Молодцы, ребята, работали на занятии хорошо, были активны.

В заключение занятия сделаем с вами картину нашего настроения. Если на занятии вам понравилось, было интересно, вы считаете, что вам все удавалось, работали с хорошим настроением, то будете брать картинки яркие, красочные, а если нет, то хмурые, темные.
— Какая получилась картина настроения? (радостная, солнечная, яркая).

Источник

Конспект занятия для проведения в 1 классе: звук «И» и буква «И»

1. Чёткое произнесение звука «И».
2. Развитие фонематического слуха.
3. Звуковой анализ слов: ива, липа, мишка, лиса.
4. Знакомство с буквой «И».
5. Развитие ручной и речевой моторики.
6. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления.

1. Организационный момент.

Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
— Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь – разлетится;
Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)

Читайте также:  Биохимия крови показания к проведению

— Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать. (Часы)

— Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)

— Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)

— Белая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Барабанщики».

3. Знакомство со звуком.

1. Ишак поднимался в горы и кричал: «Иа…Иа…Иа…!»
— Какой первый звук вы слышите? (И).

2. Отгадайте загадку:
Мороз трескучий на дворе –
Укутаны деревья в серебре.
Что за серебро такое –
Оно тает на ладонях? (иней)
— Какой первый звук в слове «иней»? ( И)

4. Сообщение темы и цели урока.

1. Рассмотрим в зеркало артикуляцию гласного звука «И».
Губы растянуты в улыбке.
Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.
Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
Горло дрожит, голос есть.
— Произнесите звук «И».
— Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»?
— Значит, какой звук «И» – гласный или согласный?
— Дрожит ли горло при произношении звука «И»?
Запомните: звук «И» — гласный.

2. Назовите предметы, где находится звук «И» в названии картинки:
индюк, муравьи, иволга, лиса, сапоги и т.д.

3. Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится?
(и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней
(и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра

4. Я назову один предмет, а вы – множество таких предметов.
носок – носки чулок – чулки клинок – клинки
гудок – гудки замок – замки комок — комки
песок – пески белок – белки мелок — мелки
— Какие из этих слов вам непонятны?

5. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а.

6. Знакомство с буквой.

1. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.

2. Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

7. Запись печатной буквы «И» в тетради.

— По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.

Мимо маленькой Марины, ( Каждый палец «здоровается»
Пробежал медведь с малиной. с большим последовательно)

9. Ребус. (ДИ кобра З)

10. Чтение слов с буквой «И».

— Прочитайте слова с буквой «И».
И – ВА И – РА
ИГ – ЛА ЛИ – ПА ПИ – ЛА ВИ – КА ЛИ – ЗА
ИК – РА СИ – ЛА ЛИ – СА НИ – НА МИ — ША
— Прочитайте предложения.
Ми – ша и Ни – на ма – лы – ши. У них ма-ши-на и ку – клы.

11. Запись письменной буквы «И» заглавной и строчной.

— Рассмотрим букву «И» письменную. Из каких элементов состоит буква?
Заглавная (петелька, 2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, в средней третьей части выписываем петельку, опускаемся по прямой наклонной, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, выписываем «секрет», по «секрету» вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Строчная (2 прямых наклонных, 2 крючка).

Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

— Обведите по точкам написанные буквы (написание букв сопровождать комментированием).

— С каким звуком вы познакомились на занятии? ( «И» )
— Звук «И» гласный или согласный?
— Какой буквой обозначается звук «И»?
— Что нового узнали на занятии?

Источник



Конспект занятия по знакомству со звуком и буквой и

Познакомить детей со звуком и буквой- И-.

Продолжать формировать понятие «гласный звук».

Упражнять в четком произнесении звука- И- изолированно и в словах, предложениях.

Учить выделять первый гласный звук в слове, находить слово на звук -И-

Развитие слуховое и зрительное внимание, памяти, артикуляционной и мелкой моторики

Научить детей аккуратно заштриховывать контурные рисунки, не выходя за края.

Материалы: игрушка лошадка, большая буква -И- из картона, ножницы детские, квадраты красного картона, цветные карандаши,бумага белая, клей карандаш, раскраски,магнитофон.

Ход занятия:

Раздается звук «ржания» лошади и цокот копыт.

Воспитатель. Ой. ребята. вы слышите? Кажется это лошадка!И кто это на ней верхом едет к нам в гости!

На столе появляется лошадь,на ней верхом сидит звук и буква- И-.

Воспитатель. Ребята так это же звук и буква -И -наша гостья из волшебной страны Азбуки!Здравствуйте уважаемая буква -И-. проходите!

Воспитатель за букву И.

Носик тоненький и колкий,

И торчит из ушка

Ты иголкой вышивай,

Зря колоться не давай.

А уколет, преврати

В неколючку букву… (И)

Воспитатель. Ребята, посмотрите буква -И- кажется грустной. Давайте попробуем ее развеселить!

Посмотрите на меня и улыбнитесь (артикуляционная гимнастика — упражнение «Улыбочка») и произнесите, даже спойте интересный звук: [И].

Дети : И – И – И – И.

Воспитатель: Очень нам помогла улыбка, спасибо ей. Помешали нам губки, зубки и язык произнести этот звук?

Воспитатель: Нет. Звук не встретил преграды. Какой же этот звук?

Воспитатель, обращаясь к букве И. Ну как уважаемая буква И, улучшилось Ваше настроение?

Читайте также:  Читательский дневник по повести Евгений и Юлия Карамзина

Воспитатель за букву И. Конечно! Спасибо дорогие ребята. только вот мне совсем не с кем играть. я совсем одна.

Воспитатель. Ребята, а давайте поможем букве И и вырежем из бумаги много таких же букв.

Совместно с воспитателем дети вырезают три полоски цветной бумаги и на столе складывают из них букву-И-.

Воспитатель за букву И. Ой! Спасибо большое ребята! Как вы постарались!

Воспитатель. Ребята кажется задул ветерок! Давайте вместе с вами подуем как ветерок (Дыхательная гимнастика).

Дети видят что сложенные ими буквы разлетелись.

Воспитатель. Буква -И — Вы не расстраивайтесь. мы с ребятками сейчас наклеим буквы на лист и никакой ветер нам не страшен.

Дети собирают заново букву на листе формата А5 и приклеивают с помощью клей-карандаша.

Воспитатель за букву -И-. Как же здорово у вас получилось! Теперь у меня много друзей!Спасибо!

Воспитатель. Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.

Индюк из города идет, Пальчиками обеих рук «идут» по столу.

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая —

Воспитатель за букву-И-. Ребята какие вы умнички! А давайте сыграем еще в одну игру » Поймай звук -И- в ладоши«!

Выделение гласного звука из ряда звуков, из ряда слогов.

Воспитатель произносит звуки, дети хлопают в ладоши когда слышат звук [И]

А И У О И А Ы У И И Э О У А И А А О И итд

Тоже со слогами: АМ ОМ ИМ УА ОИ АП ИО итд

Воспитатель за букву -И —. МОЛОДЦЫ! Вы знаете ребята мне так у вас понравилось. можно я останусь с вами!

Воспитатель. Ребята (помещая на доску букву И) теперь мы с вами знаем три гласных буквы (на доске) А У И!

Давайте повторим все вместе!

Воспитатель. Вы очень хорошо сегодня занимались и в конце нашего занятия звук и буква -И- приготовила для вас сюрприз (раздаются раскраски с изображением слов на букву -И- и рядом сама буква напечатанная) Только помните, что -И- гласная буква. поэтом раскрашивать ее нужно каким цветом?

Воспитатель. Пожалуйста раскрашивайте!

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР» (продолжение) 3). Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. При уточнении правильной.

Источник

Знакомство с буквой и звуковой анализ

Цель: формировать понятие « гласный звук ».

– продолжать знакомить детей с понятием « гласный звук »

– совершенствовать навык определения позиций звука –И–и всех гласных

– формировать навык образования множественного числа существительного

– составление предложений из пары слов

– познакомить с буквой [И].

– развивать фонематический слух, слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику.

– вызывать эмоциональный настрой на занятии

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

– содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Оборудование: картинки на звук – и–, индивидуальные пеналы со схемой и фишками для определения места звука в слове, звукового анализа, деревянные палочки, карандаши,ИКТ.

Дует, дует ветер,

Энергичные взмахи руками

С дерева срывает.

Имитация срывания листьев

Прямо нам под ножки

Наклон вперед, руки касаются ног.

Падают под ножки

Соединяют ладони вместе

-Вспомнить слова на звуки А,У.

  1. Артикуляционная гимнастика и самомассаж.

Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?(Осень)

– осеннее солнышко нас ласкает – погладить лоб, щеки, подбородок, шею.

– начал капать дождь осенний – постукивание кончиками пальцев.

– долго дождик будет плакать – массируем уши

– разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа

– поглаживание всего лица.

  • Артикуляционная гимнастика « Осень » с использованием биоэнергопластики

– мы радуемся красками осени – улыбка – руки в стороны

– дует осенний легкий ветерок – трубочка – руки вперед

– веточки на деревьях качаются от ветра – часики – двумя руками вправо, влево

– листочки кружатся – круговые движения языком по губам – руки по кругу

– кошка вышла в осенний сад погулять, выгибает спинку — горка– кисти рук вниз

– едет лошадка по осенней дорожке гладкой -лошадка – кисти рук вверх, вниз.

  • Логопед: Нам сегодня, придется много и правильно говорить.

-К нам в гости пришел ослик ИА и принес нам загадки!(слайд 1)

  1. Развитие фонематических процессов.

Кукла, мячик и скакалка,

И машинка и зверюшки

Называются. (игрушки)(слайд 2)

Маленького роста я

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу

За собою нить тащу. (иголка)(слайд 3)

  • Логопед: С какого звука начинаются слова?
  1. Акустико-артикуляционный образ звука [И];

Губы в улыбочке, язычок спокойно лежит на донышке. Звук [И] – гласный, мы его поем и вытягивает в длинную ниточку. Обозначаем красным квадратиком.

Звук [И]- гласный, можно петь. (слайд 4)

Губы растянуть в улыбке, воздух свободно выходит изо рта.

Этот звук всегда поется

Этот звук, как песня, льется

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути.

  1. Игра « Поймай звук » – развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши на звук – и –

3. Игра « Сосчитай, сколько звуков я назвала »

Носок– носки, замок – замки, мелок – мелки, лепесток – лепестки, медведь– медведи.

— В конце слов какой звук мы слышим? Правильно,и. Но этот звук может прятаться не только в конце слов. А вот как вы умеете определять,где спрятался звук,мы сейчас покажем ослику ИА.

Читайте также:  Интегральная оценка эффективности реализации госпрограмм

Логопед поочередно выставляет на доску картинки, в которых прячется звук [И]. Дети должны определить место звука в слове и составить звуковую схему этого слова (игла, лиса, изба, вафли, лист, тигр, индюк,улитка,коньки).(слайды 5-18)

Физминутка «Что нам осень принесет?» с использованием ИКТ

  1. Соотношение звука с буквой. Звуковой анализ слогов,слов.

Звук – И – обозначается буквой –и–

Звук мы говорим и слышим

А букву мы видим и пишем.

На что похожа буква –и–?

Молоток я раздобыла

Из дощечек букву сбила

Сколько здесь дощечек/ три

Вот какая буква И!

На калитку посмотри

Чем она не буква –И–

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Логопед выставляет на доску букву И.

— Дети выкладывают ее из палочек.

-Отыскивание буквы И в разрезной азбуке. Составление слогов

-Звуковой анализ слогов: ИА, ИП, КИ. Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.

-Звуковой анализ слова КИТ: сколько звуков в этом слове? Назови первый звук,назови второй,назови последний звук.

Развитие мелкой моторики. (игры с карандашом)

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Источник

урок обучения грамоте «Знакомство с буквой И,и»

Цель: — Познакомить со звуком [и], буквой И, и.

-развивать познавательные процессы и речь учащихся,

-воспитывать любовь к предмету и умение договариваться.

1. Орг. момент

2. Мотивация к деятельности.

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

На доске иллюстрации Смайликов


— Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

— Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

— Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке?

— Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.

Игра «Кто внимательный?»

— Давайте начнём сегодняшнее занятие с игры. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.

— Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?

— Если согласный твёрдый?

— Если согласный мягкий?

СЛОВА: улитка, мак, аист, нитки, ослик, дом, осы, ручка, удочка, лампа, тюльпан

Игра «Кто

— У вас перед глазами листочки с различными буквами, есть буквы, которые мы еже изучили, а есть и те, которые ещё не изучали. Вам нужно из этого набора букв выбрать, те которые мы уже изучили и обвести их в кружок разными цветами. Те, которые пишутся после мягких согласных – зелёным цветом, те, которые пишутся после твёрдых согласных – синим цветом.

Д Т У Т П А К Я Д Е В О Д Ё С Ы М Ю Р Д Э Ч

— Какие буквы обвели синим цветом?

— Что общего между всеми этими буквами? (это гласные буквы)

— Что ещё можно сказать о буквах, которые обвели зелёным цветом? (если они стоят в начале слова или после гласной – то дают 2 звука).

Открытие нового знания, формулировка темы урока.

— Рассмотрите внимательно картинки. Назовите, что на них изображено.

— Какой звук встречается в этих словах?

— Кто догадался, какая сегодня тема урока?

— Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Ии.

Первичное усвоение новых знаний

Звуковой анализ слов

— Ребята, давайте составим звуковые схемы для наших слов:

1 ряд – составляет схему к слову «иголка», 2 ряд – к слову «аист», 3-и ряд – к слову «санки»

(У доски работают 3 человека)

— Давайте проверим, вашу работу.

— Произнесите отчётливо наш звук. Что вы можете о нём сказать, какой он? (гласный)

— Где в словах находится наш звук? (в начале слова, в середине и на конце)

— Обратите внимание, после каких согласных пишется буква «и»?

— А теперь давайте проверим, является ли наш звук «хитрым»?

— Произнесите слово, в котором наш звук стоит в начале слова, после гласного.

— Отличается ли этот звук, от звука в слове «санки»?

— Какой вывод можно сделать?

ФИЗМИНУТКА

На что похожа буква и?

(На доске картинки)

— Ребята, как вы считаете, на что похожа буква И? (ответы детей)

На калитку посмотри: Молоток я раздобыл,

Чем она не буква И? Из дощечек букву сбил.

Между двух прямых досок Сколько здесь дощечек?

Одна легла наискосок. – Три.

А какая буква? — И!

— Напечатайте у себя в тетради букву И,и

Работа по учебнику (с. 57)

Игра «Где живёт буква»

— Рассмотрите картинки. Определите, где в этих словах стоит буква «и»: в начале слова, в середине или на конце?

— Назовите слова, в которых звук «и» находится в начале слова.

— Дополните эту цепочку своими словами.

— Назовите слова, в которых звук «и» находится в середине слова.

— Дополните эту цепочку своими словами.

— Назовите слова, в которых звук «и» находится на конце слова.

— Дополните эту цепочку своими словами.

Работа в паре «Разгадай кроссворд»

Подведение итога. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Скажите мне, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали?

Источник

Adblock
detector