Конспект непосредственной образовательной деятельности по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте



Конспект непосредственной образовательной деятельности по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний детей, полученных на занятиях по развитию речи в течении учебного года.

развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза;

развивать пространственные восприятие и ориентировку, в том числе, с использованием предлогов, совершенствовать графические умения;

развивать психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, память).

Обучающие:

закреплять и различать понятия: звук, буква, слово, предложение;

совершенствовать навык слогового чтения;

расширять словарный запас за счёт способности словообразования родственных слов от заданного слова, подбора антонимов к словосочетаниям;

учить исправлять деформированные предложения, упражняясь в правильном согласовании по смыслу слов.

воспитывать желание активно действовать в сложных ситуациях;

воспитывать интерес к русскому языку, языковое чутьё;

воспитывать соблюдение правил поведения на занятии: слушать внимательно, говорить четко, внятно, выразительно, не перебивать друг друга, писать аккуратно, уважать мнение каждого.

ОБОРУДОВАНИЕ: 2 больших конверта с эмблемами «Житель Страны правильной речи», телефон, цветные буквы Страна Правильной речи,волшебные стрелки с надписями: Улица Звуков, Переулок Слогов, Проспект Звучащих слов, Полянка Родственных слов, Площадь Правильной речи, демонстрационный алфавит без картинок, магнитные буквы и доска, куклы Тим и Том, стол с подносами по количеству детей с фишками трёх цветов: синяя, зелёная, красная, с цифрами от 1 до 4, задания на листочках с картинками (мак, дом, дым, кит, жук) и прямоугольниками под ними с красным квадратом посередине, картинками (утки, аист) с заполненными схемами под ними неверно расположенными, демонстрационные предметные картинки (молоток, рыба, гриб, бусы, письмо, велосипед, яблоко, дом, собака, демонстрационный лист со слогами в разделённых прямоугольниках по типу пазлов (из них образуются слова: река, небо, розы, часы, море, демонстрационный лист с изображением нескольких предметов в рамках (свечка, печка, лук, жук, пальчик, мальчик, крот, рот, часы, весы, демонстрационный лист с картинками (труба, лист, корзина, ключ, вилка, два цветных маркера, колючий мяч, дидактическое пособие «Полянка родственных слов»,картинки: рыба, конь, хлеб, листочки в клеточку с образцом рисунка по количеству детей,листок с предложениями: Дом подъехал к машине. Бензин кончился, потому что машина остановилась. Стекло упало, потому что разбилось. Бабушка младше папы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание стихотворения детьми, запись текста Злой ошибки на диктофон телефона, знакомство и игры с дидактическим пособием «Полянка родственных слов»

Логопед: Мы с вами целый год учились правильно и красиво говорить, и я сегодня решила вручить вам значки жителей Страны правильной речи. (Показывает конверт) Но мой конверт подменили, в этом конверте ничего нет. Я очень расстроилась. У логопеда звонит телефон. Далее разговор по громкой связи. Алло. Слушаю вас. Кто это?

— Ха-ха-ха! Это я, Злая Ошибка, подменила ваш конверт! Не хочу пускать вас в страну Правильной речи. Не видать вам значков Правильной речи! Не знаете вы ничего и не умеете правильно говорить! А если хотите попасть в Страну Правильной речи и вернуть значки, ха-ха-ха, вам нужно преодолеть препятствия, выполнить задания и показать, чему вы научились за этот год. Но у вас ничего не получится! Ха-ха-ха! Уж я постараюсь вам помешать. Ха-ха-ха!

Логопед: Как же так, ребята? Вы же старались весь год, учились правильно говорить?

Значит, нам нечего бояться препятствий от Злой Ошибки! Согласны, ребята? Тогда смело идём в путь, в Страну правильной речи.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Стихи читают 2 ребёнка:

Ход ЗАНЯТИЯ:

Логопед: Но для начала нам необходимо открыть ворота в нашу страну. Чтобы их открыть, нужно собрать из букв алфавита слово-ключ, которое зашифровано.

1-я буква нужного слова стоит ПОСЛЕ буквы Гэ, 2-я буква-ПЕРЕД буквой Пэ,

следующая -ВТОРАЯ в алфавите, а какая буква МЕЖДУ буквами Пэ и эС, а ПОСЛЕ буквы эН, назовите букву МЕЖДУ буквами О и эР, букву — ВПЕРЕДИ буквы Пэ, букву ПОСЛЕ Ё, ПЕРВУЮ в алфавите, следующая — МЕЖДУ буквами Кэ и эМ, назовите букву- ПОСЛЕ буквы эН, ТРЕТЬю в алфавите, букву ПЕРЕД буквой Бэ, букву МЕЖДУ эС и У,

последняя нужная нам буква ПЕРЕД буквой Э. (Дети отвечают устно с мест, а логопед выставляет магнитные буквы на доске, предлагает детям прочитать, что получилось)

Логопед: «Добро пожаловать!» — Ворота открыты. Первая остановка на улице Звуков.

1 задание На улице Звуков вас приветствуют два друга Тим и Том. Они интересуются, знаете ли вы, какие бывают звуки? (Гласные,согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

2 задание Молодцы! Тим и Том предлагают вам игру «Покажи звук». Дети садятся за столы, где стоят подносы с фишками трёх цветов: синяя, зелёная, красная, листочки с заданиями, разрезные цифры) Я буду произносить звуки, а вы показывайте правильную фишку (Называет звуки). А теперь я буду произносить слова, а вы определите начальный звук в каждом слове и обозначьте его соответствующей фишкой (Слова: лимон, март, апрель, звук, игла, жара).

3 задание А эти картинки ждут отгадаете ли вы, какие гласные звуки спрятались в середине слова, напишите нужную букву в средний красный квадрат прямоугольной схемы под картинкой (Слова-картинки: мак, дом, дым, кит, жук).

4 задание А названия этих картин потеряли свои звуковые схемы. Помогите разобраться, какая схема подходит к какому слову, проведите карандашом дорожку от картинки к нужной схеме. (Слова-картинки: утки, аист. Дети распределяют схемы, объясняют, почему такой выбор, называя звуки в схемах по порядку).

За то, что вы знаете звуки и любите с ними играть, получайте волшебную стрелку, которая укажет вам путь дальше, в переулок Слогов.

5 задание На перекрёстке Слогов непростое задание: я покажу вам картинку, а вы поднимите и покажите всем цифру, сколько слогов в этом слове. (Слова-картинки: молоток, рыба, гриб, бусы, письмо, велосипед, яблоко, чайник, дом, заяц, собака). Молодцы!

6 задание Но это не все препятствия на перекрёстке Слогов. Посмотрите на рисунок и мысленно соедините слоги в фигурах, образующих прямоугольник. Прочитайте что получилось. (Слова: река, небо, розы, часы, море). Молодцы, ребята! Трудное задание, но вы опять справились.

Физминутка Какие заманчивые слова: небо, море, река. Ребята, вам не захотелось отдохнуть? Сейчас мы с вами проведём тренировку. Дети встают полукругом.

А сейчас все дружно, ловко проведём ориентировку.

Чтобы было всё в порядке, постучим мы левой пяткой.

Ну, а правою ладошкой левую погладим ножку.

А теперь все непременно постучим по правому колену.

Правою рукою левый глаз закроем, а с левого бока мы надуем щёку.

Поднимаем левое плечо, а правой рукой шлём привет горячо.

Как хорошо вы отдохнули, нас ждёт волшебная стрелочка на проспект Звучащих Слов.

7 задание Там нас ждёт целая картинная галерея. Первая. Посмотрите на картинку, послушайте, как звучат названия предметов. Нужно обвести одинаковым цветом рамки картинок, если названия ЗВУЧАТ похоже. (Картинки: свечка, печка, лук, жук, пальчик, мальчик, крот, рот, часы, весы)

8 задание Вторая. Найдите разные предметы, но которые называются ОДИНАКОВЫМ словом. Только такие предметы мы можем соединить между собой одной линией.

Проспект Звучащих Слов очень большой и пройти его испытания непросто. Вы ещё не передумали победить Злую Ошибку?

Чтоб ошибок избежать,

Ум свой надо развивать.

А в игре проверить можно

Просто это или сложно.

9 задание Выходите, становитесь в круг, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» на пару моих слов (Пары слов: короткий день -, слабый мороз-, открытый вход-, поздняя весна-, тихий смех, весёлый дедушка-, младший брат-, старый мужчина-, ленивая девочка-, узкий выезд-, раннее утро-, лёгкий спуск-, хорошее начало-, прямая дорога-, светлый верх-, злой враг-, горячий завтрак-, взять много-, мало говорить-,

Молодцы! Получаете стрелочку на полянку Родственных слов, где ждёт знакомая игра.

10 задание Дид. игра «Образование родственных слов» к словам конь, рыба, хлеб.

11 задание Ребята, с вами почти у цели – осталась последняя стрелочка на главную площадь Правильной речи. Но Злая Ошибка не зря нам угрожала. Чтобы попасть на площадь Правильной речи, нужны пропуски. Злая Ошибка не знала, что вы уже умеете считать клеточки и рисовать по ним. Попробуем перерисовать её картинки по клеточкам? Раздаёт детям листочки в клеточку с образцом рисунка. Дети садятся за столы, где простые лежат карандаши, выполняют работу, вручают свои «Пропуски» логопеду.

Логопед: Ура, ребята! Мы с вами на площади Правильной речи. Здесь все говорят правильно и красиво. А я стала читать предложения, испугалась и поняла,что это опять козни Злой Ошибки: она все предложения изменила. Она уверенна, что вы её ошибки не заметите. Послушайте и поправьте меня.

(Предложения. Дом подъехал к машине. Бензин кончился, потому что машина остановилась. Стекло упало, потому что разбилось. Бабушка младше папы.)

ИТОГ:Телефонный звонок и голос по громкой связи:

— Эх вы, прошли все мои испытания! Победили меня, Злую Ошибку! Забирайте свои значки – вы теперь настоящие жители Страны правильной речи!

Логопед: Правда, ребята, мой конверт опять не пустой! Получите свои честно заслуженные значки! (Раздаёт значки детям)

Логопед: Дети, если вы довольны сегодняшним путешествие, поднимите значки вверх. Что кому особенно понравилось? (Ответы детей)

Дидактический материал для навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух — способность.

Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов»Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов» «Белоснежка и семь гномов» Возраст детей: 4+ Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза Задачи: — дать представления о гласных.

Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?» Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Юные знатоки» по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Юные знатоки» Цель: закрепить.

Читайте также:  Материально производственные запасы МПЗ

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза» Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Анализ — это процесс расчленения целого на части, а также установление.

Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза» Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. [/b].

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь.

Консультация для родителей «Формирование у дошкольников фонематических представлений навыков звукового анализа и синтеза» КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза,.

В помощь родителям. Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ Игры способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа Современная школа требует от детей.

Источник

Формирование навыков звукового анализа и синтеза (Т.А. Ткаченко)

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Отсюда следует, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребёнка назвать звуки в слове СОК, а ребёнок отвечает: «апельсиновый, яблочный. а, ещё Фанта!»

При нарушении синтеза ребёнок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: — Какое слово получится, если соединить звуки К,О,Р,М? Ребёнок отвечает РОМА.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

В свою очередь звуко-слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка.

Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Немаловажно, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении (С. Бернштейн, Н.Х. Швачкин).

В случаях коррекции фонем, а также уточнения произношения звуков, воспроизводимых правильно, но недостаточно отчётливо, необходимо опережающее формирование фонематического восприятия.

То есть прежде, чем уточнить или вызвать звук (например С) логопеду необходимо отдиффиренцировать его на слух от звуков:

– далёких по артикуляции и звучанию (А, М, В,Х и др.);

– близких по артикуляции и звучанию (СЬ, Т, Ф, Ш, Ц, 3 и др.),

– искажённых вариантов данного звука (межзубного С, призубного С, бокового С, губно-зубного С и т.д.).

После вызывания звука или уточнения его произношения важно выработать у ребёнка произносительный акцент на соответствующем звуке речи.

Например логопед уточняет произношение ребёнком звука С изолированно и в слогах. Однако при автоматизации данного звука в словах, предложениях, а иногда в стихах и рассказах необходимо его утрированное произнесение.

Только после закрепления указанного навыка можно переходить к анализу и синтезу слов со звуком С в их составе. В противном случае именно из-за фонематических и произносительных неточностей логопеду не удастся сформировать навыки звукового анализа и синтеза.

Итак, для полноценного звукового анализа, а также синтеза слов педагогом должны использоваться только те звуки речи, которые чётко воспринимаются и правильно произносятся.

К ним, на начальном пусковом этапе обучения, можно отнести гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т, и др.), так называемые звуки раннего онтогенеза. Их дети обычно произносят правильно, но недостаточно отчётливо.

Затем, по мере исправления произношения, добавляется изучение звонких согласных звуков (Б, Д) задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц).

В данном пособии при формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения автор предлагает ограничиться указанными звуками, а использование слов с шипящими и сонорными звуками (Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р), а также мягкими вариантами согласных перенести на второй год обучения.

Немаловажно, что для создания какого-либо навыка звукового анализа (к примеру, определения конечного согласного) недостаточно предъявить ребёнку 3-5 слов, как это нередко предлагается в пособиях других авторов.

Автор данного пособия для формирования каждого навыка, рекомендует использовать не менее 10-20 слов. В противном случае навык сложно как автоматизировать, так и проконтролировать.

Представленная книга рассчитана на детей, имеющих общее недоразвитие речи. Велик объём задач, которые необходимо выполнить логопеду при коррекции данного нарушения. Однако каждому специалисту, работающему с детьми данной категории важно помнить, что неполная коррекция общего недоразвития речи, то есть сохранение к началу школьного обучения даже незначительных дефектов произношения, аграмматизмов, нарушений в слоговой структуре слов, трудностей в звуковом анализе и синтезе и пр. может привести к стойким, специфическим дефектам письма и чтения.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) общее недоразвитие речи характерны:

– трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать), искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула), грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двум друзьями), побуквенное чтение (К, А, Ш, А), нарушение понимания прочитанного, слишком медленный темп чтения, «угадывающее» чтение.

Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:

– специфические фонетические замены — ошибки, указывающие на незаконченность процесса тонких акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких-твёрдых и пр.),

– искажение слоговой структуры слов — перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;

– грамматические ошибки — недочёты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Причём данные 3 группы ошибок дополнительно называют специфическими или диагностическими, так как именно они позволяют установить у ребенка стойкое нарушение письма — дисграфию.

Следующие 2 группы ошибок в той или иной степени характерны для всех детей, овладевающих письмом, поэтому они называются сопутствующими, к ним относятся:

– орфографические ошибки — нарушения правил правописания (безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр.), которые гораздо более многочисленны и стойки, чем у детей с нормальным речевым развитием,

– графические ошибки — замены прописных букв по зрительному сходству (И-Ш, П-Т, Л-М, Б-Д и пр.),

Хочется обратить внимание специалистов, что наличие только сопутствующих ошибок (в каком бы количестве они не проявлялись) не даёт основания диагностировать у ребёнка нарушение письма и чтения. Только присутствие специфических ошибок позволяет установить у школьника дисграфию и дислексию.

Отметим, что процесс обучения в начальной школе построен в основном на письменной речи: дети читают задачи и рассказы, пишут изложения, упражнения и пр. Стойкие нарушения письма и чтения у ребёнка неизбежно скажутся отрицательно на его общем развитии. Но, кроме того, могут возникнуть и личностные изменения. Постоянные неудачи при овладении чтением и письмом (по данным Р. И. Лалаевой) способны вызвать у детей: неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

Таким образом, со всей определённостью можно констатировать, что основной задачей логопеда в работе с детьми, имеющими с общее недоразвитие речи, становится предупреждение нарушений письма и чтения.

В настоящее время ещё существуют теории, объясняющие нарушения письменной речи их психопатологической основой (С.С. Мнухин), неполноценностью зрительного восприятия (Ф. Варбург, П. Раншбург), трудностями ассоциации (Е. Иллинг), моторными и сенсорными затруднениями (О. Ортон), мнестическими нарушениями (Р.А. Ткачёв).

Однако многочисленными исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой. Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др. было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е. Левиной и P.M. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Немаловажно, что правильность выводов Р.Е. Левиной и Р. М. Боскис подтвердили своими исследованиями ряд учёных (Р. Беккер, З.К. Габашвили, А.С. Винокур, А.И. Микульските и др.). Они провели системный анализ дисграфии и дислексии у учащихся национальных школ и доказали, что, несмотря на разницу в грузинском, украинском, эстонском, литовском, немецком и русском языках, нарушения письма и чтения у школьников разных стран возникали по одним и тем же причинам: в результате несовершенства фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

В специальной литературе и практической деятельности мы нередко сталкиваемся со смешением двух этих понятий: фонематическое восприятие и звуковой анализ.

К примеру, к какому из двух процессов относится группировка картинок в зависимости от звуков в их названии? А воспроизведение ребёнком слоговых рядов или выделение слов на заданный звук из речевого потока? определение звонкости или глухости ряда согласных, их позиции и количества в слове и пр.?

Читайте также:  Исследование кала общий анализ алгоритм

Даже опытные специалисты, предлагая дошкольникам эти и подобные им диагностические тесты, затрудняются соотнести их результаты с одним из двух названных процессов.

Возьму на себя смелость обобщённо сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом.

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-х, звуковой анализ — в более позднем возрасте (после 4-х). И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Обозначим указанные отличительные факторы следующим образом (в порядке их описания):

Логопеду очень важно представлять разницу между 2-мя указанными процессами и не смешивать их. Кроме того — и это важнейшее положение реабилитационной программы — переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребёнка с нарушениями речи следует только после достижения им определённого (стартового) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.

В целом, авторский подход к формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников предусматривает:

— высокую эффективность обучения,

— использование специальной зрительной символики,

— повышение сложности заданий по сравнению с традиционно применяемыми,

— наличие определённого стартового порога развития фонематического восприятия,

— обучение на материале правильно произносимых звуков,

— включение в каждое упражнение значительного количества слов,

— новый способ обозначения позиции звука в слове,

— развитие внимания и памяти в ходе выполнения основных задач.

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики:

– ускоряет процесс фонемообразования,

– обеспечивает готовность к усвоению грамоты,

– способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

Данное пособие содержит описание теоретических положений и практических рекомендаций, лежащих в основе подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты. Автором предлагается специальная зрительная символика, позволяющая материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность обучения.

Подробное описание 50-ти упражнений даёт возможность и начинающему логопеду и взрослому, не имеющему специальной подготовки, поэтапно формировать необходимые для овладения чтением и письмом навыки звукового анализа и синтеза у дошкольников.

Все упражнения в пособии даны в порядке нарастания их сложности и соответствуют годовому перспективному плану занятий по формированию фонетической стороны речи.

Заниматься по данному пособию можно как с одним ребенком, так и с группой детей. В случае групповых занятий альбом должен находиться перед каждым ребенком на столе.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, а также гувернёрам и родителям детей с самыми различными дефектами речи.

ТКАЧЕНКО Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. АЛЬБОМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ. ПРИЛОЖЕНИЕ К КОМПЛЕКТУ ПОСОБИЙ «УЧИМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО». — М.: ГНОМ И Д, 2005. — 48 С.

Источник

Формирование навыка звукового анализа конспект

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Отсюда следует, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребёнка назвать звуки в слове СОК, а ребёнок отвечает: «апельсиновый, яблочный. а, ещё Фанта!»

При нарушении синтеза ребёнок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: — Какое слово получится, если соединить звуки К,О,Р,М? Ребёнок отвечает РОМА.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

В свою очередь звуко-слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка.

Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Немаловажно, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении (С. Бернштейн, Н.Х. Швачкин).

В случаях коррекции фонем, а также уточнения произношения звуков, воспроизводимых правильно, но недостаточно отчётливо, необходимо опережающее формирование фонематического восприятия.

То есть прежде, чем уточнить или вызвать звук (например С) логопеду необходимо отдиффиренцировать его на слух от звуков:

– далёких по артикуляции и звучанию (А, М, В,Х и др.);

– близких по артикуляции и звучанию (СЬ, Т, Ф, Ш, Ц, 3 и др.),

– искажённых вариантов данного звука (межзубного С, призубного С, бокового С, губно-зубного С и т.д.).

После вызывания звука или уточнения его произношения важно выработать у ребёнка произносительный акцент на соответствующем звуке речи.

Например логопед уточняет произношение ребёнком звука С изолированно и в слогах. Однако при автоматизации данного звука в словах, предложениях, а иногда в стихах и рассказах необходимо его утрированное произнесение.

Только после закрепления указанного навыка можно переходить к анализу и синтезу слов со звуком С в их составе. В противном случае именно из-за фонематических и произносительных неточностей логопеду не удастся сформировать навыки звукового анализа и синтеза.

Итак, для полноценного звукового анализа, а также синтеза слов педагогом должны использоваться только те звуки речи, которые чётко воспринимаются и правильно произносятся.

К ним, на начальном пусковом этапе обучения, можно отнести гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т, и др.), так называемые звуки раннего онтогенеза. Их дети обычно произносят правильно, но недостаточно отчётливо.

Затем, по мере исправления произношения, добавляется изучение звонких согласных звуков (Б, Д) задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц).

В данном пособии при формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения автор предлагает ограничиться указанными звуками, а использование слов с шипящими и сонорными звуками (Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р), а также мягкими вариантами согласных перенести на второй год обучения.

Немаловажно, что для создания какого-либо навыка звукового анализа (к примеру, определения конечного согласного) недостаточно предъявить ребёнку 3-5 слов, как это нередко предлагается в пособиях других авторов.

Автор данного пособия для формирования каждого навыка, рекомендует использовать не менее 10-20 слов. В противном случае навык сложно как автоматизировать, так и проконтролировать.

Представленная книга рассчитана на детей, имеющих общее недоразвитие речи. Велик объём задач, которые необходимо выполнить логопеду при коррекции данного нарушения. Однако каждому специалисту, работающему с детьми данной категории важно помнить, что неполная коррекция общего недоразвития речи, то есть сохранение к началу школьного обучения даже незначительных дефектов произношения, аграмматизмов, нарушений в слоговой структуре слов, трудностей в звуковом анализе и синтезе и пр. может привести к стойким, специфическим дефектам письма и чтения.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) общее недоразвитие речи характерны:

– трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать), искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула), грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двум друзьями), побуквенное чтение (К, А, Ш, А), нарушение понимания прочитанного, слишком медленный темп чтения, «угадывающее» чтение.

Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:

– специфические фонетические замены — ошибки, указывающие на незаконченность процесса тонких акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких-твёрдых и пр.),

– искажение слоговой структуры слов — перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;

– грамматические ошибки — недочёты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Причём данные 3 группы ошибок дополнительно называют специфическими или диагностическими, так как именно они позволяют установить у ребенка стойкое нарушение письма — дисграфию.

Следующие 2 группы ошибок в той или иной степени характерны для всех детей, овладевающих письмом, поэтому они называются сопутствующими, к ним относятся:

– орфографические ошибки — нарушения правил правописания (безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр.), которые гораздо более многочисленны и стойки, чем у детей с нормальным речевым развитием,

– графические ошибки — замены прописных букв по зрительному сходству (И-Ш, П-Т, Л-М, Б-Д и пр.),

Хочется обратить внимание специалистов, что наличие только сопутствующих ошибок (в каком бы количестве они не проявлялись) не даёт основания диагностировать у ребёнка нарушение письма и чтения. Только присутствие специфических ошибок позволяет установить у школьника дисграфию и дислексию.

Отметим, что процесс обучения в начальной школе построен в основном на письменной речи: дети читают задачи и рассказы, пишут изложения, упражнения и пр. Стойкие нарушения письма и чтения у ребёнка неизбежно скажутся отрицательно на его общем развитии. Но, кроме того, могут возникнуть и личностные изменения. Постоянные неудачи при овладении чтением и письмом (по данным Р. И. Лалаевой) способны вызвать у детей: неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

Читайте также:  Где можно сдать тест на коронавирус в Павловском Посаде

Таким образом, со всей определённостью можно констатировать, что основной задачей логопеда в работе с детьми, имеющими с общее недоразвитие речи, становится предупреждение нарушений письма и чтения.

В настоящее время ещё существуют теории, объясняющие нарушения письменной речи их психопатологической основой (С.С. Мнухин), неполноценностью зрительного восприятия (Ф. Варбург, П. Раншбург), трудностями ассоциации (Е. Иллинг), моторными и сенсорными затруднениями (О. Ортон), мнестическими нарушениями (Р.А. Ткачёв).

Однако многочисленными исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой. Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др. было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е. Левиной и P.M. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Немаловажно, что правильность выводов Р.Е. Левиной и Р. М. Боскис подтвердили своими исследованиями ряд учёных (Р. Беккер, З.К. Габашвили, А.С. Винокур, А.И. Микульските и др.). Они провели системный анализ дисграфии и дислексии у учащихся национальных школ и доказали, что, несмотря на разницу в грузинском, украинском, эстонском, литовском, немецком и русском языках, нарушения письма и чтения у школьников разных стран возникали по одним и тем же причинам: в результате несовершенства фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

В специальной литературе и практической деятельности мы нередко сталкиваемся со смешением двух этих понятий: фонематическое восприятие и звуковой анализ.

К примеру, к какому из двух процессов относится группировка картинок в зависимости от звуков в их названии? А воспроизведение ребёнком слоговых рядов или выделение слов на заданный звук из речевого потока? определение звонкости или глухости ряда согласных, их позиции и количества в слове и пр.?

Даже опытные специалисты, предлагая дошкольникам эти и подобные им диагностические тесты, затрудняются соотнести их результаты с одним из двух названных процессов.

Возьму на себя смелость обобщённо сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом.

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-х, звуковой анализ — в более позднем возрасте (после 4-х). И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Обозначим указанные отличительные факторы следующим образом (в порядке их описания):

Логопеду очень важно представлять разницу между 2-мя указанными процессами и не смешивать их. Кроме того — и это важнейшее положение реабилитационной программы — переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребёнка с нарушениями речи следует только после достижения им определённого (стартового) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.

В целом, авторский подход к формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников предусматривает:

— высокую эффективность обучения,

— использование специальной зрительной символики,

— повышение сложности заданий по сравнению с традиционно применяемыми,

— наличие определённого стартового порога развития фонематического восприятия,

— обучение на материале правильно произносимых звуков,

— включение в каждое упражнение значительного количества слов,

— новый способ обозначения позиции звука в слове,

— развитие внимания и памяти в ходе выполнения основных задач.

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики:

– ускоряет процесс фонемообразования,

– обеспечивает готовность к усвоению грамоты,

– способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

Данное пособие содержит описание теоретических положений и практических рекомендаций, лежащих в основе подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты. Автором предлагается специальная зрительная символика, позволяющая материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность обучения.

Подробное описание 50-ти упражнений даёт возможность и начинающему логопеду и взрослому, не имеющему специальной подготовки, поэтапно формировать необходимые для овладения чтением и письмом навыки звукового анализа и синтеза у дошкольников.

Все упражнения в пособии даны в порядке нарастания их сложности и соответствуют годовому перспективному плану занятий по формированию фонетической стороны речи.

Заниматься по данному пособию можно как с одним ребенком, так и с группой детей. В случае групповых занятий альбом должен находиться перед каждым ребенком на столе.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, а также гувернёрам и родителям детей с самыми различными дефектами речи.

ТКАЧЕНКО Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. АЛЬБОМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ. ПРИЛОЖЕНИЕ К КОМПЛЕКТУ ПОСОБИЙ «УЧИМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО». — М.: ГНОМ И Д, 2005. — 48 С.

Источник

Конспект "Развитие звукобуквенного анализа и синтеза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

ТЕМА: Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

определение места звуков и букв в слогах, словах;

закрепление знаний о гласных и согласных звуках;

формирование фонематического анализа, синтеза, представлений;

развитие логического мышления;

развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия.

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением СОВЫ; индивидуальные карточки с заданиями: на дифференциацию звуков и букв в словах, на развитие буквенного синтеза, для физминутки.

1. Развитие логического мышления:

—- Послушайте загадки, отгадайте их.

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. (аквариум).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!». (чайник).

На грядке вырос куст.

Под кустом. (картошка).

—- Запишите отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с той буквы, на которую заканчивается предыдущее.(подсказка: начните со слова «чайник»).

(чайник – картошка – аквариум – мухомор).

2. Звуковой анализ записанных по цепочке слов).

— На доске звуковая схема одного из слов. Посмотрите внимательно и скажите, к какому слову эта схема подходит? ( ) – аквариум.

3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

Знакомство с героем занятия.

— Отгадайте, кто пришёл к нам на занятие по первым буквам слов: собака, облако, ветер, арбуз (СОВА).

На доске картинка совы (из какой сказки, мультфильфа эта учёная СОВА?). – правильно Винни-Пух

Закрепление знаний о гласных звуках и буквах.

— Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла выпали гласные буквы А. О. У. И., помогите вернуть их на место (работа на доске).

3. Дифференциация звуков и букв в словах.

— Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. Теперь учёная СОВА хочет проверить, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах (уточнить разницу между звуком и буквой). Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии.

(Работа в индивидуальных карточках. Картинки: дождь (5 б., 4 зв.), улитка, ёж, орехи, фасоль, юла, пень, морковь).

Развитие графомоторных навыков

— Вспомните друзей СОВЫ из сказки про Винни — Пуха. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какая дорожка приведёт Винни — Пуха к домику Братца Кролика

Развитие фонематических представлений.

— На доске несколько звуковых схем и слов. Соедините слово с его схемой. Запишите в тетрадь.

К онь —

Ё лка –

Развитие буквенного синтеза.

— Наша учёная СОВА большая выдумщица. Она придумала для вас игру «Волшебные слова». Составьте из букв слова и узнаете, что спрятано в нарисованном предмете (в шкафу – шуба, в доме – диван, в миске – салат, в кастрюле – каша, в коляске – кукла, в рюкзаке – карта).

Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы»

На моей руке пять пальцев (показать пальчики),

Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),

Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)

Работа по преобразованию слов.

— СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать вам фокусы со словами.

Прочитайте слова левого и правого столбиков. Запишите их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

Образец: слова-сова, коты – кроты.

Букву, которой эти слова отличаются, подчеркните.

Работа со звуковой схемой слова.

Выберите любое слово из игры «Волшебные слова» (задание № 6) и нарисуйте в тетрадках звуковую схему к этому слову.

(Проверка на доске: дети по очереди выходят к доске и выкладывают из кружочков, выбранную схему слова, а другие должны определить это слово).

— Ребята скажите, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была?

(Дети: «Звуки и буквы»).

— А чем отличаются звуки от букв?

(Дети: «Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы произносим и слышим»).

— Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?

(Дети: «Потому что «Ь» звука не имеет». «Потому, что у гласных е, ю, я, ё в начале слов всегда два звука),

Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (конспекты занятий для логопедов). М. – 2007 г.

Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки для дошкольников». Ярославль – 2006 г.

Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Совершенствование звукового анализа и обучение грамоте». 1999 г.

Источник

Adblock
detector