Художественное объединение Мир Искусства

Художественное объединение «Мир Искусства»

«Мир Искусства» — одно из самых известных художественных объединений, существовавших в России. Членами объединения были такие знаменитые художники, рисовальщики, живописцы, как: Николай Рерих, Евгений Лансере, Константин Сомов, Иван Билибин, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Михаил Нестеров и многие другие. Согласитесь, даже такой «скромный» список говорит о значимости этого объединения и его важности для всего искусства в целом!

Мир Искусства сформировался в 1890 году. Его основателями были художник Александр Бенуа, а также театральный и художественный деятель Сергей Дягилев. С 1898 года стал выходить одноимённый журнал, который создавался усилиями участников группы.

Члены этой группы противопоставляли себя другому известному объединению, известному, как «Передвижники». Если художники передвижных выставок создавали искусство понятное народу, обычным людям, обывателям, то «Мир искусства» выдвигал другую точку зрения. По их мнению, искусство должно выражать личность художника, его личные стремления, вкусы, приоритеты, желания и мысли. Сплочённые единством, они задавали такие тенденции развития, что в итоге оказали огромное влияние на всё искусство в целом, в частности — русский модерн и символизм. После революции члены группы по идейным и политическим соображениям эмигрировали в другие страны, и в 1924 году художественное объединение, оставившее значимый след в истории и культуре нашей страны, прекратило своё существование.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Сомов К. А. «Зима. Каток» (1915)

Художественное объединение «Мир искусства»: эстетическая программа и творческая деятельность участников

1 год ago Enottt Комментарии к записи Художественное объединение «Мир искусства»: эстетическая программа и творческая деятельность участников отключены

Объединение «Мир искусства» возникло в 1898 г. из группы петербургских друзей круга А. Бенуа, решивших, так же как ранее до них Московское товарищество художников не зависеть от воли академических школ и авторитетных выставочных пространств, а начать свободно выражать себя в искусстве, говорить о том, что интересно самим. По мнению Б.В. Асафьева, это были «романтические помыслы талантливой молодежи, объявившей пересмотр всем общепринятым в старой России художественным верованиям, в этом смысле это было искусство для искусства, то есть свободное от посторонних нравоучений и предписаний». Мирискусники критиковали в передвижничестве их превалирующий интерес к сюжетной стороне; пренебрежение к вопросам формы; отсутствие школы, которая была у академистов; а академизм – за ориентацию на большие жанры, неприятие отступлений от установленных правил живописи. В. Петров определяет «Мир искусства» как культурно-эстетическое движение, с одной стороны, и с другой, как творческое направление в живописи. Эта группа творческих неравнодушных к культуре людей, искусство которых не принимали на существовавшие тогда выставки, и им ничего не оставалось делать, как организовать собственные выставочные пространства. Основными участниками были художники (А.Н. Бенуа (1870-1960), К.А. Сомов (1869-1939), Л.С. Бакст (1866-1924), Е.Е. Лансере (1875-1946), М.В. Добужинский (1875-1957), И.Я. Билибин (1876-1942)), организатор и критик С.П. Дягилев (1872-1929), литераторы (Д.В. Философов), музыкальные критики (В.Ф. Нувель). Всех этих людей из разных областей культуры объединяло общее понимание значения, роли искусства в жизни человека, увлечение модерном, схожее отношение к прошлым этапам культуры России, одинаковое понимание значения красоты. Все остальное: темы, образы, художественные «инструменты», методы – выбиралось самостоятельно и свободно. История объединения состоит из двух этапов: 1898-1904 и возобновление деятельности второго поколения с 1910 по 1924 г. (последняя выставка периода эмиграции в 1927 г.).

Для А. Н. Бенуа как организатора объединения важно было, чтобы искусство несло эстетическое удовольствие; выполняло функцию объединения культур, через признание и включение русской культуры в общее европейское наследие, функцию пропаганды и охраны высоких достижений русской культуры XVIII и начала XIX в., выполняло задачу возрождения художественного вкуса (поэтому А. Бенуа хотел назвать будущий журнал «Возрождение», а назван был «Мир искусства» 1899-1904). Таким образом, определилась эстетическая программа мирискусников и как направления и как движения.

  • Идеи панэстетизма. Красота спасет мир, искусство как отражение красоты является неотъемлемой частью цивилизованного общества. Сохранение и развитие культуры – эта важная функция общества
  • Убеждение в мировом значении русского искусства, стремление рассказать о нем, поднять его статус в мировом наследии
  • Искусство и художник свободны в своем творчестве, они аполитичны, но при этом остаются активными мыслителями, взаимодействующими с обществом (через журналы, выставки, театральные постановки)
  • Одна из задач искусства – нести эстетическое удовольствие, быть красивым
  • Стилизация (имитация художественного стиля, характерного для искусства определенной эпохи, социальной среды)
  • Ретроспективизм («смотреть назад»), пассеизм. Интерес к прошлому, признание ценности прошлого над настоящим. Красоту мирискусники находили в прошлом XVII-XVIII в. По убеждению К.А. Сомова, современность уродлива и антиэстетична, красота присуща только прошлому. Мирискусники пытались заснять ценнейшие памятники старины, бытовой обстановки, собрать исчезающую романтику усадебных парков. «Мы должны искать в красоте великого оправдания нашего человечества и в личности его высочайшее проявление» — говорили мирискусники. Старина – это источник вдохновения, красоты и образец идеальной красивой формы.
  • В эпоху модерна, увлечения красотой линии, художников не случайно тянуло в мир XVIII в., времена барокко, рококо. Если для «Союза русских художников» (московская группа) после увлечения импрессионизмом главным средством выражения стал цвет и свет, то для мирискусников (петербургская группа) – линия, определив графике центральное место в своем творчестве.
  • Идеи синтеза искусств как единственной возможности воскресить красоту былых времен, а значит и будущее для красоты. Культура может сохраниться, только воспроизводя саму себя. Развитие театрально искусства и декоративно-прикладного. Истолкование действительности как театрализованного зрелища.
  • Искусство должно присутствовать в жизни человека, воспитывать его художественный вкус, нести духовный мир. Развивается искусство книги, открыток, кустарной промышленности (народной игрушки, народной резьбы и т.д.)
  • Художники использовали, как правило, бумагу и темперу или акварель, избегая академическую технику «холст/масло», позволявшей достигать натуралистичности изображения. Вещи мирискусников иллюзорны, они из прошлого.

А. Бенуа посвятил свое творчество Версалю и Петербургу с его окрестностями. Крошечные фигурки короля и его свиты, затерявшиеся среди версальских пространств, служат лишь целям воссоздания атмосферы старины и театрализованного придворного этикета. Он исполняет виды пригородных усадеб, рисует интерьеры старых дворцов, отмеченные печатью ностальгии по безвозвратно ушедшему прошлому. Затем следуют иллюстрации к «Пиковой даме», «Медному всаднику» А.С. Пушкина (1905-1907), участие в проекте «Русская история в картинках» (1907-1910). Эта серия наглядных иллюстраций, предназначенная для уроков истории, должна была стать документальной реконструкцией исторических событий. Одним из ярких произведений, реконструирующим прошлое и оценивающее эпоху стал «Парад при Павле I» (1907 г.). Михайловский замок занимает центральное место, его главный фасад внимательно, детально выписан, перед замком множество солдат, несут свою службу перед внимательно наблюдающим за ними императором. А. Бенуа создает иллюстрацию истории России, и императорский дворец с его известными легендами строительства, становится символом павловской эпохи. Михайловский замок превращается и в декорацию к исторической пьесе, и в главного персонажа, двойника императора, молчаливого свидетеля. Дворец в живописи А. Бенуа становится на одних картинах объектом высокого искусства, отражением стиля эпохи, её вкусов и ценностей («Передняя Большого дворца в Павловске» 1902, «Ораниенбаум. Японский сад» 1902, «Петергоф. Львиный каскад и колоннада» 1900, «Петергоф. Купеческая лестница в Большом дворце» 1900, «Петергоф. Главный фонтан» 1942), на других – частью ансамбля, «поэтического образа» («Ораниенбаум» 1901, «Петергоф» 1900: «авторское внимание приковано к природе и памятникам – к старой, но живой красоте»), либо вместе с природой олицетворяет вечную красоту, противоположную пошлому миру людей.

К.А. Сомов как ближайший друг и соратник А.Н. Бенуа в своих произведениях («Эхо прошедшего времени», «Дама в голубом», «Влюбленный Арлекин» и др.) создает образ потаенных мыслей, желаний героев, одетых по моде XVIII века, находящихся в атмосфере и окружении эпохи XVIII столетия. Художник создает два мира, параллельно существующих. К.А. Сомов пишет мир красивой природы, архитектуры и скульптуры в окружении садов и парков, используя масло или акварель, тонкими, слитными, аккуратными мазками, внимательно, педантично, детально выписывает листву, цветы, звезды, линии скульптуры, пилястр, колонн, пола. В эту красоту, которую зритель желает разглядывать, художник вводит то искусственные, манерные, то откровенные, эротические позы женщин и мужчин. Несмотря на то, что герои на полотнах в окружении иной эпохи, мир человеческих слабостей, гримас, притворств, антикрасоты присущ прошлому, настоящему и будущему в равной степени. Изображаемые герои – это окружающие художника современники. Лица, фигуры, руки не костюмировались, как и выражение глаз и позы марионеток. Люди как и вещи интересны художнику как выразители духа ушедшей эпохи, носители её красоты, он любовался эстетическими формами жизни XVIII века.

Читайте также:  Презентация на тему АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Л.С. Бакст увлечен был не XVIII веком, а античностью, её классическими формами, миром мифов, фантазий («Древний ужас» — страна кажется безлюдной, как символ вечности возвышается архаическая Афродита, человек ничтожен и смертен, а искусство величественно и бессмертно). Художник был активным участником «Русский сезонов» и «русского балета» С. Дягилева, создав эскизы театральных костюмов, открыв новую страницу европейской моды.

М.В. Добужинский создал образ «изнанки» большого города, живописного и одновременно зловещего. Ощущение ничтожества маленького человека в мире кирпичных промышленных зданий. Современная урбанистическая цивилизация выражается у художника не в действиях людей, а через облик современных городских строений, демонстрирующих однообразие обезличивающего стандарта. Здесь и человек обречен на утрату индивидуальности, потери души. («Человек в очках. Портрет К. Сюннерберга»).

Б.М. Кустодиев увлечен был купеческим миром, Н.К. Рерих – миром Востока, А.П. Остроумова-Лебедева, Е.Е. Лансере – историческими пейзажами старого Петербурга, И.Я. Билибин – допетровской Русью.

Ни психология, ни социальные проблемы не играли существенной роли в творчестве мирискусников. Обращаясь к темам истории, они желали передать неуловимый аромат и очарование ушедших эпох, в художественных образах прошлого они стремились воплотить душевный мир людей своего круга с их разочарованием в окружающей действительности, с их мечтой о невозвратимом былом. Их искусство стало мечтательно-фантазийной формой протеста против реальности, уход в пушкинскую эпоху, екатерининский и александровский Петербург.

Источник



Художественное объединение «Мир искусства» и его роль в развитии русского изобразительного искусства

Художественное объединение и журнал «Мир искусства» – значительные явления в русской культуре Серебряного века, ярко выражавшие одну из существенных эстетических тенденций своего времени. Содружество мирискусников начало складываться в Петербурге в 90-е гг. XIX в. вокруг группы молодых художников, литераторов, деятелей искусства, стремившихся к обновлению культурной и художественной жизни России. Главными инициаторами были А.Н.Бенуа, С.П.Дягилев, Д.В.Философов, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, позже М.В.Добужинский и др. Как писал Добужинский, это было «объединение друзей, связанных одинаковой культурой и общим вкусом». В 1898 г. вышел первый номер журнала «Мир искусства», который в основном подготовил Философов, в 1899 г. прошла первая из пяти выставок журнала, само объединение было оформлено в 1900 г. Журнал просуществовал до конца 1904 г., а после революции 1905 г. прекратилась официальная деятельность объединения. К участию в выставках помимо самих членов объединения привлекались выдающиеся художники рубежа столетий, которые разделяли духовно-эстетическую линию «Мира искусства». Среди них можно назвать имена К.Коровина, М.Врубеля, В.Серова, Н.Рериха, М.Нестерова, И.Грабаря, Ф.Малявина. Приглашались и зарубежные мастера. На страницах журнала публиковались и многие русские религиозные мыслители и писатели, ратовавшие за «возрождение» духовности в России. Это В.Розанов, Д.Мережковский, Л.Шестов, Н.Минский и др. Журнал и объединение в своем первоначальном виде просуществовали очень недолго, однако дух «Мира искусства», его издательская, организационная, выставочная и просветительская деятельности оставили след в русской культуре и эстетике, а участники объединения сохранили этот дух и эстетические пристрастия практически на протяжении всей своей жизни. В 1910–1924 гг. «Мир искусства» возобновил свою деятельность, но уже в очень расширенном составе и без достаточно ясно ориентированной первой эстетической (по сути своей – эстетской) линии. Многие из представителей объединения в 1920-е гг. перебрались в Париж, но и там оставались приверженцами художественных вкусов своей юности.

Две главные идеи объединяли участников «Мира искусства» в целостное сообщество: 1. Стремление возвратить русскому искусству главное качество искусства художественность , освободить искусство от любой тенденциозности (социальной, религиозной, политической и т.п.) и направить его в чисто эстетическое русло. Отсюда популярный в их среде, хотя и старый в культуре, лозунг l’art pour l’art, неприятие идеологии и художественной практики академизма и передвижничества, особый интерес к романтическим и символистским тенденциям в искусстве, к английским прерафаэлитам, французским набидам, к живописи Пюви де Шавана, мифологизму Бёклина, эстетизму «Югендштиля», ар нуво, но также – к сказочной фантастике Э.Т.А.Гофмана, к музыке Р.Вагнера, к балету как форме чистой художественности и т.п.; тенденция к включению русской культуры и искусства в широкий европейский художественный контекст. 2. На этой основе – романтизация, поэтизация, эстетизация русского национального наследия, особенно позднего, XVIII – начала XIX вв., ориентированного на западную культуру, вообще интерес к послепетровской культуре и позднему народному искусству, за что главные участники объединения получили в художественных кругах прозвище «ретроспективных мечтателей».

Основной тенденцией «Мира искусства» стал принцип новаторства в искусстве на основе высоко развитого эстетического вкуса. Отсюда и художественно-эстетические пристрастия, и творческие установки мирискусников. Фактически они создали добротный русский вариант того эстетически заостренного движения рубежа столетий, которое тяготело к поэтике неоромантизма или символизма, к декоративности и эстетской певучести линии и в разных странах носило разные именования (ар нуво, сецессион, югендштиль), а в России получило название стиля «модерн».

Сами участники движения (Бенуа, Сомов, Добужинский, Бакст, Лансере, Остроумова-Лебедева, Билибин) не были великими художниками, не создали художественных шедевров или выдающихся произведений, но вписали несколько очень красивых, почти эстетских страниц в историю русского искусства, фактически показав миру, что и русскому искусству не чужд дух национально ориентированного эстетизма в лучшем смысле этого, несправедливо приниженного термина. Характерным для стиля большинства мирискусников были изысканная линеарность (графичность – они вывели русскую графику на уровень самостоятельного вида искусства), тонкая декоративность, ностальгия по красоте и роскоши прошлых эпох, иногда неоклассицисткие тенденции и камерность в станковых произведениях. При этом многие из них тяготели и к театральному синтезу искусств – отсюда активное участие в театральных постановках, дягилевских проектах и «русских сезонах», повышенный интерес к музыке, танцу, современному театру в целом. Понятно, что большинство из мирискусников настороженно, а как правило, и резко негативно относились к авангардным течениям своего времени. «Мир искусства» стремился найти свой, крепко связанный с лучшими традициями искусства прошлого новаторский путь в искусстве, альтернативный пути авангардистов. Сегодня мы видим, что в ХХ в. усилия мирискусников практически не получили никакого развития, но в первой трети столетия они способствовали поддержанию высокого эстетического уровня в отечественной, да и в европейской культурах и оставили по себе добрую память в истории искусства и духовной культуры.

Источник

Художественное объединение «Мир искусства»

Важную роль в русской культуре рубежа XIX-XX века сыграло художественное объединение «Мир искусства», оказавшие огромное влияние на развитие русского символизма и модерна.

Возникновение и этапы существования объединения

История возникновения «Мир искусства» началась в 1887 году с образования группы учащихся школы Карла Мая «Невские пиквикианцы», в состав которой входили А. Бенуа, К. Сомов, В. Нувель, Д. Философов.

Цель кружка — изучение истории изобразительного искусства и музыки. Позже к этому кружку присоединились С. Дягилев и Л. Бакст. Кружок под руководством Дягилева к 1898 году разросся и превратился в творческое объединение «Мир искусства».

Читайте также:  Почему фазы луны вообще меняются

А.Бенуа

Этому способствовали два события:

1.Первый выпуск журнала «Мир искусства», издателями которого были княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов;

2.Выставка русских и финских художников, в которой помимо членов кружка участвовали М.А. Врубель, С.В. Малютин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов, В.А. Серов и др.

В 1900 году объединение было оформлено официально, был выработан устав и избран распорядительный комитет.

В 1902 году публикуется статья «Формы искусства» в двадцатом номере журнала «Мир искусства», с этого момента многие поэты-символисты печатали свои произведения на его страницах.

В 1904 году возникли разногласия между художниками и поэтами, перестал издаваться журнал «Мир искусства», объединение распалось. В 1906 году Дягилев устроил прощальную выставку перед эмиграцией в Париж под тем же названием. В Париже с 1909-1914 он же организовывает «Русские сезоны». С 1910 года объединение возрождается под руководством Бенуа, но выступает в роли выставочной организации, с 1917 года некоторые члены объединения обратились к реставрационной и музейно-организационной деятельности. В 20-х годах «Мир искусства» окончательно прекратил своё существование.

Мирискусники — члены художественного объединения

Главными идеологами этого художественного объединения выступили А. Бенуа и С. Дягилев.

С 1904 по 1910 годы многие участники объединения входили в Союз русских художников. В основное ядро «Мира искусства» входили Е. Лансере, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский. Впоследствии к ним присоединились члены абрамавцевского кружка В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, братья Васнецовы, М. Врубель и др. В 1906 году к объединению примкнули молодые художники: М. Сарьян, М. Ларионов и Н. Феофилактов.

Дягилев уделял большое внимание журналу «Мир искусства», публиковал там критические статьи, писал о проблемах международного культурного обмена. Также Дягилев активно занимался организационной деятельность, устраивал выставки современных русских художников, западноевропейских живописцев и т.д.

Эстетические взгляды «Мира искусства»

Объединение «Мир искусства» стремилось к возвышенным духовным и художественным ценностям и выступало против современных им художественных взглядов передвижничества и академизма. В изобразительном искусстве у мирискусников культивировался даже «культурный дилетантизм», поскольку он также олицетворял собой форму свободы творчества, не связанной никакими канонами.

Идеал «чистого» искусства сочетался у мирискусников с мыслью о том, что художественное творчество призвано эстетически изменить окружающую действительность. Большинство участников объединения черпало вдохновение в художественных достижениях прошлого. Исторический жанр – получил своеобразное воплощение в их работах. Разные эпохи привлекали художников не своими историческими особенностями или поворотами развития, а лишь эстетикой, стилем, атмосферой. Художники «Мира» в таких полотнах стремились к игре, фантазии, театрализации. Еще одной важной чертой мирискусников была ирония и самоирония.

С.Дягилев

Ранний «Мир искусства», ориентируясь на западноевропейские группировки, объединял художников и литераторов, основывающихся на идеях модерна, символизма, неоромантизма и т.д. Основная цель творчества в понимании участников «Мира искусства» — красота в субъективном понимании художника. Чуть позже живописцы стали больше ориентироваться на мотивы национального прошлого допетровской Руси. Вследствие этого объединение разделилось на две группы художников: Петербургскую (ориентирующиеся на запад) и Московскую (ориентирующиеся на национальное прошлое). Но, несмотря на все разногласия, это художественное объединение связало их всех для противостояния официальному академическому искусству и натурализму поздних передвижников.

Во второй половине XIX века в искусстве подчас творили любители, не имевшие профессионального художественного образования, они стремились установить новое направление в проблемах изобразительного искусства и в вопросах культуры.

Деятельность и значение объединения «Мир искусства»

Выставки, организуемые «Миром искусства» проходили с огромным успехом. В 1899 Дягилев организовал международную выставку, на которой экспонировались произведения Бёклина, Уистлера, Моне, Дега, Моро, Пюви де Шавана и др. В период с 1899 по 1903 год прошло пять таких крупных выставок.

Мирискусники издавали одноимённый журнал, в котором печатались многие философы, религиозные мыслители и поэты. Журнал был прекрасно иллюстрирован художниками этого направления.

Одной из важных сторон деятельности участников «Мира искусства» было вызвать интерес к художественным творениям национального прошлого, в связи с этим они выпустили в свет сборники «Художественные сокровища России» и др. Члены сообщества открыли широкому кругу русской интеллигенции целые периоды в истории искусства — течений, художников скульпторов XVIII-XIX веков. Публикации в журнале касались также и современных художников, публиковались статьи о великих деятелях мировой культуры.

Творчество участников «Мира» было многогранно, они занимались живописью, декоративно-прикладным искусством, оформлением театральных постановок, но большую часть их наследия составляют произведения графики.

Наивысшим расцветом театрально-декорационной деятельности явились оформления спектаклей «Русских сезонов» в Париже. В живописи господствовали городской пейзаж, портрет и историко-бытовой жанр. В графике особым достижением было появление книжной иллюстрации. Некоторые из участников в период революции 1905-1907 гг. выступали как мастера политической сатиры.

Характерной чертой произведений многих мирискусников являлся декоративизм, линеарность и сочетание матовых тонов.

С объединением «Мир искусства» тесно был связан музыкальный кружок «Вечера современной музыки», целью которого было исполнение и пропаганда западноевропейской музыки XIX-XX веков.

Члены объединения «Мир искусства» часто принимали участия в различных вечерах- салонах. Самыми известными из них в русской культуре серебряного века были «Ивановские среды», собрания «На башне» Вячеслава Иванова, «Воскресенья» В. Розанова, салоны Сологуба и Мережковских.

Объединение оставило глубокий след в истории русского искусства прежде всего тем, что люди этого круга по-новому обратили внимание на проблемы художественной формы и изобразительного языка.

Вклад «Мира искусства» в историю русской культуры Серебряного века неоценим. Это не только живопись, графика, поэзия и проза, но научные работы по истории искусства и культуре Серебряного века

Источник

Вопрос 26: Творческое направление «Мир искусства»: представители, черты, особенности

В конце XIX века художественная жизнь в России была весьма оживленной. Общество проявляло повышенный интерес к многочисленным художественным выставкам и аукционам, к статьям и сообщениям периодической печати, посвященным изобразительному искусству. Не только московские и петербургские, но и многие провинциальные газеты и журналы имели соответствующие постоянные рубрики. Возникали разного рода художественные объединения, ставившие перед собой различные задачи, но преимущественно просветительского характера, в чем сказывалось влияние традиций передвижничества.

В этих условиях была встречена благожелательно мысль Дягилева о сплочении молодых художественных сил Петербурга и Москвы, необходимость которого давно ощущалась в отечественном искусстве.

В 1898 году Дягилев впервые добился их совместного выступления на Выставке русских и финляндских художников. В ней приняли участие Бакст, Бенуа, А. Васнецов, К. Коровин, Нестеров, Лансере, Левитан, Малютин, Е. Поленова, Рябушкин, Серов, Сомов и другие.

В том же 1898 году Дягилеву удалось убедить известных деятелей и любителей искусства С. И. Мамонтова и М. К. Тенишеву финансировать ежемесячный художественный журнал. Вскоре в Петербурге вышел сдвоенный номер журнала “Мир искусства”, редактором которого стал Сергей Павлович Дягилев.

Это был первый журнал по вопросам искусства, характер и направление которого определяли сами художники. Редакция информировала читателей, что журнал будет рассматривать произведения русских и иностранных мастеров “всех эпох истории искусств, насколько означенные произведения имеют интерес и значение для современного художественного сознания”.

В следующем, 1899 году состоялась Первая международная выставка журнала “Мир искусства”. На ней было представлено свыше 350 произведений и участвовали сорок два европейских художника, в том числе П. де Шаванн. Д. Уистлер, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар. Выставка

позволила русским художникам, зрителям ознакомиться с разнообразными направлениями искусства Запада.

Благодаря появлению журнала “Мир искусства” и выставкам 1898— 1899 годов выявился круг молодых художников, симпатизировавших направлению журнала.

В 1900 году Дягилеву удалось объединить многих из них в творческом содружестве “Мир искусства”. Этот “гениальный коллектив” (выражение А. П. Остроумовой-Лебедевой) составили замечательные художники, пришедшие в искусство в 1890-х годах, а именно: Бакст, Александр Бенуа, Билибин, Браз, Врубель, Головин, Грабарь, Добужинский. К. Коровин, Лансере, Малютин, Малявин, Остроумова, Пурвит, Рерих, Рущиц, Серов, Сомов, Трубецкой, Ционглинский, Якунчикова и Яремич.

Читайте также:  Какие анализы сдать при операции удаление матки

Кроме того, в некоторых тогдашних выставках “Мира искусства” принимали участие Репин, В. и Е. Поленовы, А. Васнецов, Левитан, Нестеров, Рябушкин.

С 1900 по 1903 год состоялись три выставки “Мира искусства”. Организуя эти выставки, Дягилев уделил основное внимание молодым отечественным художникам. Это были петербуржцы — Бакст, Бенуа. Сомов, Лансере и москвичи — Врубель, Серов, К. Коровин, Левитан, Малютин, Рябушкин и другие. Именно на москвичей Дягилев возлагал наибольшие надежды. Он писал: “. все наше теперешнее художество и все, от чего мы можем ждать будущности, находится в Москве”. Поэтому он всячески старался привлечь московских художников на выставки “Мира искусства”, что не всегда ему удавалось.

Выставки “Мира искусства” основательно познакомили русское общество с произведениями известных отечественных мастеров и начинающих художников, еще не добившихся признания, таких, как Билибин, Остроумова, Добужинский, Лансере, Кустодиев, Юон, Сапунов, Ларионов, П. Кузнецов, Сарьян.

Нет необходимости подробно освещать здесь деятельность “Мира искусства”, поскольку в последнее время появились издания, ему посвященные. Следует сказать о некоторых его общих особенностях, их подчеркивали сами мирискусники и многие современники.

Объединение “Мир искусства” представляло собой не случайное явление в отечественном искусстве, а исторически обусловленное. Таким, например, было мнение И. Э. Грабаря: “Если бы не было Дягилева <. >, искусство этого порядка должно было неизбежно появиться”.

Касаясь вопроса о преемственности художественной культуры, Дягилев говорил в 1906 году: “Все настоящее и будущее русского пластического искусства . будет так или иначе питаться теми же заветами, которые “Мир искусства” восприял от внимательного изучения великих русских мастеров со времен Петра”.

А.Н. Бенуа писал, что все, сделанное мирискусниками, “вовсе не значило”, что они “порывали со всем прошлым”. Напротив, утверждал Бенуа, самое ядро “Мира искусства” “стояло за возобновление многих, как технических, так и идейных традиций русского и международного искусства”. И далее: “. мы считали себя в значительной степени представителями тех же исканий и тех же творческих методов, которые ценили и в портретистах XVIII века, и в Кипренском, и в Венецианове, и в Федотове, а также и в выдающихся мастерах непосредственно предшествующего нам поколения — в Крамском, Репине, Сурикове”.

В. Е. Маковский, известный передвижник, в беседе с журналистом заявил: “Мы свое дело сделали <. > Нам ставят постоянно в пример “Союз русских художников” и “Мир искусства”, где якобы сосредоточились теперь все лучшее силы русской живописи. Но кто они, эти лучшие силы, как не наши же дети? <. > Почему они ушли от нас? Да потому, что им стало тесно и они решили основать свое новое общество”.

В творчестве мирискусников эта преемственность лучших традиций передвижничества проявилась во время революции 1905 года. Большинство художников “Мира искусства” включились в борьбу против царизма, приняв активное участие в выпуске изданий политической сатиры.

“Мир искусства” сыграл заметную, а порой даже решающую роль в творческой судьбе многих художников. И. Э. Грабарь, например, лишь после встречи с членами комитета выставок “Мира искусства”, Дягилевым, Бенуа и Серовым, “поверил в себя и принялся работать”. Даже о самом Серове не без основания говорили, что “деятельное сочувствие кружка “Мира искусства” чудесным образом окрылило и укрепило его творчество”

К. С. Петров-Водкин писал в 1923 году в воспоминаниях о “Мире искусства”: “В чем обаяние Дягилева, Бенуа, Сомова, Бакста, Добужинского? На рубежах исторических переломов возникают такие созвездия человеческих групп. Они знают многое и несут с собой эти ценности прошлого. Они умеют извлекать из пыли истории вещи и, оживляя их, придают им современное звучание. “Мир искусства” сыграл свою историческую роль блестяще” . И в другом месте тех же воспоминаний: “Когда вспомнишь, как двадцать лет тому назад, среди миазмов декадентства, среди исторической безвкусицы, черноты и слякоти живописи, оснастил свой корабль Сергей Дягилев с товарищами, как окрылились тогда вместе с ними и мы, юноши, задыхающиеся в окружающем нас мракобесии, — вспомнишь все это, скажешь: да, молодцы, ребята, вы на ваших плечах донесли нас до современности”.

Н. К. Рерих заявлял, что именно “Мир искусства” “поднял знамя для новых завоеваний искусства”.

Вспоминая на склоне жизни далекие 1900-е годы, А. П. Остроумова-Лебедева писала: “Мирискусники выбирали и приглашали в свое общество молодых художников, когда замечали в них, кроме таланта, искреннее и серьезное отношение к искусству и к своей работе <. > Мирискусники настойчиво выдвигали принцип “ремесла в искусстве”, то есть они хотели, чтобы художники делали картины с полным, детальным знанием материалов, которыми работали, и доводили технику до совершенства <. > Кроме того, они все толковали о необходимости повышения культуры и вкуса среди художников и никогда не отрицали в картинах тематики и, следовательно, не лишали изобразительное искусство ему присущих свойств агитации и пропаганды”. Вывод Остроумовой-Лебедевой был весьма определенным: “Просто нельзя уничтожить значение общества “Мир искусства” и отрицать это, например, как делают у нас искусствоведы из-за принципа “искусство для искусства”.

К.Ф. Юон отмечал: “Мир искусства” указал нетронутую целину многообразных средств художественного выражения. Он поощрял все почвенное и национальное. ”. В 1922 году А. М. Горький определил это сосредоточение замечательных талантов как “целое течение, возродившее русское искусство”.

“Мир искусства” перестал существовать в 1903 году, но продолжал сохранять для современников огромную притягательную силу. В 1910 году в Петербурге вновь возникло общество “Мир искусства”, но Дягилев уже не принимал участия в его работе. Художественная деятельность Дягилева приняла иное направление.

В 1905 году в Таврическом дворце в Петербурге он устроил грандиозную Историко-художественную выставку русских портретов. Не ограничиваясь произведениями из столичных дворцов и музеев, Дягилев объехал провинцию, выявив в общей сложности около 4000 портретов. На выставке было множество интересных и неожиданных находок. Русское портретное искусство предстало необычайно значительным и богатым. В. Э. Борисов-Мусатов писал в те дни В. А. Серову: “За это произведение [т. е. устройство выставки] Дягилев гениален, и историческое имя его стало бы бессмертным. Его значение как-то мало понимают и мне его сердечно жаль, что он остался как-то один”. Фотоснимки, сделанные по инициативе Дягилева с большинства экспонатов выставки (негативы хранятся в ТГ), позволяют ныне познакомиться со многими шедеврами отечественного искусства, погибшими или пропавшими во время бурных событий революции 1905 года, гражданской и мировых войн (так, неизвестна судьба восемнадцати произведений Д.Г. Левицкого, которые в числе других его работ экспонировались на Таврической выставке).

Весной 1905 года деятели культуры Москвы решили чествовать Дягилева в благодарность за то, что он редактировал журнал “Мир искусства” и устроил Историко-художественную выставку. Отвечая на приветствия, Дягилев заявил: “. именно после этих жадных странствий [Дягилев имеет в виду поездки по России, которые он предпринял, собирая произведения для Историко-художественной выставки] я особенно убедился в том, что наступила пора итогов. Это я наблюдал не только в блестящих образах предков, так явно далеких от нас, но главным образом в доживающих свой век потомках. Конец быта здесь налицо <. > Мы свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникнет, но и нас же отметет. А потому, без страха и неверья, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов, так же как и за новые заветы новой эстетики”

Источник

Adblock
detector