Картинка к сочинению Анализ произведения Отрочество



Анализ произведения Отрочество Толстого

История создания. Произведение Льва Николаевича Толстого является частью известной трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогию называют автобиографической. Писатель трудился пять лет с 1851 года. Следует отметить, что часть «Отрочество» — это второе и центральное в произведение трилогии. Сначала автор хотел написать тетралогию, которая называлась бы «Четыре эпохи развития». У писателя была цель описать периоды становления личности и ее характера. Но последней части «Молодость» так и не суждено было увидеть свет.

Жанр. Автобиографическая повесть.

Тема. Это продолжение анализа души центрального персонажа, начатого еще в детстве. Это подробности психологического перехода мальчика Николеньки в стадию отрочества после смерти мамы. Если быть точным, то детство, отрочество и юность формируют и развивают человека по-разному.

Сюжет. Произведение описывает события, описанные в повести «Детство». Читателям уже знаком персонаж Николенька, который взрослеет и переходит на другую ступень становления личности. Об этом и пойдет речь в данной части произведения.

В четырнадцать лет начинается период отрочества мальчика. Его мама умерла, а он поселяется в Москве у своей бабушке. Тогда-то его и начинает мучить вопрос человеческих взаимоотношений. Теперь Николай понимает других людей. Отец, бабушка и брат вызывают в нем теперь совсем другие эмоции и чувства. А переход в отрочество все продолжается. Но Николай отчасти еще продолжает быть ребенком. Мальчик продолжает быть веселым и непредсказуемым подростком, который хочет быстрее стать свободным. Эта черта характера освещает много эпизодов повествования. Николай грубил учителям, ссорился с братом, ругался с отцом.

Плавные переходы в жизни персонажа сменяются резкими скачками, сменами характера и событий. Николаю приходится задуматься и пересмотреть свое отношение к жизни и смерти. Он пропускает через себя множество эмоций в связи со смертью бабушки. Парень хочет научиться многое понимать, с этим связаны его рефлексии и размышления. Николаю удается прийти к заключению, что главная цель в жизни человека – это саморазвитие и работа над собой.

Главные герои. Николай Иртеньев (Николенька) – мальчик четырнадцати лет, который отличался добротой и отзывчивостью и болезненно переносил процесс своего взросления.

Владимир – был старшим братом Николая, которому герой старался во всем подражать.

Катя и Люба – были сестрами Николая.

Бабушка – после смерти мамы заменила Николаю ее. С добротой и любовью она выносила все тяготы воспитания подростка. Так и не смогла полностью пережить смерть своей дочери.

Старший Иртеньев – папа Николая. Воспитывал сына в строгости, но с добротой и справедливостью.

Карл Иваныч – пожилой воспитатель Николая и Володи, который был искренне привязан к братьям.

Дмитрий Нехлюдов – молодой парень княжеского рода, который близко подружился с Николенькой.

Композиция. В состав повести входит 27 глав. Завязка происходит во время приезда центрального персонажа в Москву. В развитии действий характер и мировоззрение Николая меняются. Кульминация включает смерть бабушки. В развязке описывается процесс подготовки к вступлению в университет.

2 вариант

Автобиографическое произведение Толстого посвящено описанию периода становления личности в подростковом возрасте. Однако, наряду с психологическими переживаниями, повесть показывает особенности жизни дворян девятнадцатого века, через которые преломляются чувства и мысли главного героя.

Николенька после смерти матери, вместе со своими близкими переезжает в Москву. Поездка сопровождается грозой и непогодой, которая должна символизировать беспокойство и тревогу героя при изменении жизни.

Тогда же в дороге Николенька слышит жалобы и сетования дочери гувернантки на тяжелую жизнь. Это заставляет его задуматься о том, что есть другие люди и другая жизнь, которая может быть гораздо хуже, чем та, к которой он привык. Этот эпизод дает автору возможность напомнить читателям о простых людях, о необходимости не замыкаться в своем мирке, видеть реальную жизнь.

Разумеется, автор не мог обойти интерес своего героя к противоположному полу, учитывая возраст о котором ведется повествование. Николеньке нравятся и сверстницы его круга и горничная Маша. Показательно, что при описании отношения к ней, совершенно отсутствует сословная спесь. Николенька преисполнен сочувствия к горничной. Эпизод, когда подросток, узнав о желании Маши выйти замуж пьяницу Василия, проникается желанием помочь им сочетаться браком, в целом мало реалистичен. Однако, видимо, Толстой желал дать читателям пример для подражания, ради чего пожертвовал достоверностью.

Отношения Николеньки с братом показывают процесс, в ходе которого он учится установлению и поддержанию взаимоотношений, принятых среди взрослых людей. Слезы главного героя, появившиеся после того, как его брат первым попросил прощения после ссоры, должны показать, что Николенька усвоил необходимость отказа от эгоизма и путь восстановления отношений через компромисс.

Писатель уделил много места отношению главного героя к его гувернерам. Ненависть Николеньки к французу Сен-Жерому символизирует процесс формирования личности, утверждение своей самостоятельности. Недаром, повзрослев, Николенька начинает мягче относиться к своему наставнику.

Важное место в произведении занимает и дружба главного героя с Нехлюдовым. Через нее писатель также показывает существенную черту процесса становления личности – появление собственных глубоких интересов. Эта дружба остается не видной для окружающих, символизируя внутренние интеллектуальные и духовные процессы.

Описание процесс взросления, через который проходят все, показанное через призму другой социальной среды, позволяет обратить внимание на важные вещи, которые кажутся слишком привычными.

Анализ 3

Лев Николаевич Толстой — это популярный русский писатель, который знаменит и за пределами России. Каждое его произведение наполнено определенным смыслом, который будет понятен каждому из читателей.

Отрочество — это самая загадочная пора в жизни человека, человек постоянно находится в смятениях, он постоянно думает, развивается. Многое, о жизни главного героя мы узнаем прочитав первую главу произведения «Детство», там показывается, как общество влияет на маленького человека, как он переживает смерть своего близкого, как он переживает отрывание от своей семьи. Он не видит истинного смысла своего существования.

В произведении Отрочество автор показывает внутренние переживания и изменения в душе юного человека. Николай на все смотрит сквозь решетку, он все пропускает сквозь себя, пытается найти глубинный смысл во всем происходящем вокруг. Николенька очень замкнутый мальчик, он считает, что им никто не интересуется, что он никому не нужен в этой жизни. Но он очень добрый, дружелюбный ребенок.

Главный герой этой повести- это мальчик-подросток, учащийся лицея, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент второй главы Николеньке исполнилось уже целых четырнадцать лет. Именно в таком возрасте дети учатся в лицее. Он уже учится, принимает правильные и неправильные решения, сам делает ошибки, сам их исправляет.

В этом произведении рассказывается о людях, о том, как они меняются с течением времени, о том, как меняются мысли, идеи разных людей с течением возраста, от того, что они прошли, от того, что успели увидеть за свою, казалось бы, невероятно долгую жизнь.

Это произведение позволяет каждому читателю задуматься о том, что ему нужно от жизни. Особенно это произведение будет полезно почитать читателям-подросткам, которые в самом начале жизненного пути и не знают, в какую сторону нужно двигаться дальше.

Читайте также:  Анализ достижения точки безубыточности

Поэтому, я, как читатель-подросток, могу с радостью и огромной уверенностью сказать, что данное произведение — очень приятное для чтения, позволяет задуматься, порассуждать. Я могу смело посоветовать к прочтению эту повесть. Если бы у меня возможность, я бы очень хотел лично пообщаться с автором этого произведения и понять конкретно его мысли на момент написания этой повести. Мне очень интересно, совпадают ли мои мысли с мыслями автора. Я хотел бы еще больше погрузиться в жизнь этого ребенка, этого подростка.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Отрочество

Популярные сегодня темы

Автор романа Отцы и дети очень разнообразил свое творение женскими образами. От трудолюбивой Фенечки до благородной Анны Сергеевны Одинцовой.

Печорин является военным в возрасте двадцати пяти лет. Внешность приятная, он нравился многим женщинам, всегда опрятно выглядел. Он был умным, но злым, всегда готов что-нибудь съязвить в ответ

При встрече надзирателя Очумелова и рыжего городового Елдырина, они решили пройти вдоль базарной площади и разведать дела. Неожиданно раздаются возмущенные вопли и собачий скулеж. Им предстает такая картина

Несмотря на то, что с момента публикации романа «Мастер и Маргарита» прошло уже немало лет, некоторые до сих пор задумываются об истории его создания.

Медведев – полицейский, но факт наличия ночлежки с сомнительными персонажами его не пугает. Работа позволяет быть терпимей к людям.

Источник

Краткий и полный анализ повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

Толстой Лев

Перед вами краткий и полный анализ повести Льва Толстого «Отрочество» — второй части известной трилогии классика. Автор описывает жизнь российского 14-летнего мальчика того времени со всеми его радостями и горестями. Со слов Толстого, повесть не является автобиографической, но, скорее всего, эмоциональный мир подростка описан на основе детских воспоминаний самого автора.

Год написания – 1854 г.;
История создания – В 50-е годы Лев Толстой переживает собственный кризис. Он уезжает на Кавказ, светские развлечения он оставив в прошлом. Толстой пишет: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал», а на следующий день получает письмо от Некрасова с наилучшими отзывами о его рукописи «Детство». После этого Толстой и задумывает повесть, где будут описаны различные этапы жизни человека.
Жанр – псевдо-автобиографическая повесть;
Направление – реализм;
Основная идея – раскрытие внутренних процессов, протекающих в человеке, на примере событий, происходящих с мальчиком-подростком. Толстой показывает, как формируются взгляды и закладывается основа дальнейшего развития личности;
Тема – Отражение процесса развития и взросления главного героя.
Индивидуальность человека раскрывается уже в детском возрасте. В подростковый период она проявляется наиболее резко и ярко;
Проблема – Внутренний конфликт ребенка, его отношение к себе, к своим мыслям, чувствам и к происходящим событиям;
Композиция – Простая, повесть описывает череду последовательных событий из жизни главного героя и его окружения;

п.1. Тематика и проблематика

Тема: 1. Развитие личности, ее становление

Толстой описывает этапы взросления человека. Автор передает не сухие факты, а мысли и чувства 14-летнего подростка. И процесс взросления очень хорошо понимаешь и чувствуешь.

Проблема — противоречивость человека

Толстой описывает реального мальчика, не идеализирует его. Он показывает, что мысли и чувства главного героя бывают разными. В одних ситуациях Николенька добрый и отзывчивый, в других – завистливый и злой. Мальчик дважды наступает на платье своей гувернантки, чтобы развеселить детей на празднике и обратить на себя внимание. Или он переворачивает стол старшего брата, разозлившись на него. Но тот же Николенька очень помогает горничной Маше, которой удается выйти замуж за Василия. Николенька может быть и добрым, и злым, и Толстой не осуждает его.

Тема: 2. Отношение к себе

Николенька чувствует себя ненужным, неспособным, одиноким. Он думает, что никто не любит его.

Проблема — внутренний конфликт, негативное отношение к себе

Николенька видит себя неспособным к обучению, уродливым. Он чувствует зависть к брату. Раньше братья были дружны, но потом отдалились друг от друга. Возможно, здесь сыграла роль успешность Володи и «никчемность» Николеньки. Его стеснительность не позволяет оказывать знаки внимания противоположному полу. Николенька не смог на себя обратить внимание Сони. А чувства к горничной Маше так и останутся невыраженными. Но Николенька сделал для нее очень много, уговорив отца дать разрешение на брак.

Тема: 3. Взаимоотношения со взрослыми и их воспитание. Роль учителя

События детских лет закладывают основу человека и влияет на его судьбу. В эти годы наиболее важна помощь со стороны взрослых, их поддержка, понимание, любовь.

Проблема — непонимание и отгороженность взрослых

Николенька любит своих близких: отца и бабушку, но скрыто или явно конфликтует с ними. Мальчик растет без матери, и ему важно иметь рядом взрослого, который любит его всей душой. Карл Иванович гувернер, который искренне привязан к ребенку, но именно его бабушка увольняет, что усилит внутренний конфликт ребенка. Нового гувернера мальчик ненавидит всем сердцем, но, по мере взросления ребенка, эта ненависть уходит. Гувернер будет хвалить своего ученика, а Николенька станет относиться к нему с теплотой и даже любовью.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Читая повесть, мы чувствуем, как для Николеньки значимы его подростковые переживания. Вмести с ним мы проживаем его впечатления по поводу произошедших событий.

Толстой описывает всю гамму переживаний Николеньки к происходящему. Автор, как бы говорит в своем произведении, насколько сильны и важны чувства и эмоции этого 14-летнего мальчика. И как важно со стороны взрослых бережно и с пониманием относиться к его мыслям и желаниям. Автор показывает, как несладко бывает ребенку, который только формируется, приобретает первый опыт жизни. Он еще не знает, как поступать, удивляется своим противоречивым чувствам. Читая о внутреннем конфликте ребенка, проникаешься состраданием к мальчику, когда взрослые не понимают и не чувствуют его.

Основной идейно-эмоциональный акцент Толстой делает не на нравственности подростка, а на «движении сердца», которые при удачном формировании личности переходят в «огненный восторг» души.

Эмоционально и с интересом Толстой описывает тот самоанализ, который присущ мальчику и видит в нем большие перспективы для развития. Это созвучно с концепцией автора, что проблема зла решается не через изменение внешней среды, а через самоанализ и внутренний духовный поиск. Я считаю, что именно в этом пафос и идея произведения.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Николеньки противоречив, его ощущаешь живым и реальным. Он находится в конфликте с образом старшего брата Володи. Николенька завидует его успехам, но, эти образы находятся и в единстве, поскольку они – родные братья, и в детстве были дружны. Хоть мальчик любит близких, но и конфликтует с ними. Противодействие чувствуется в отношении с бабушкой, а также с отцом, которого больше интересуют карты, чем собственные дети.

Николенька находится в единении с образом первого гувернера, Карла Ивановича, но их разлучают. Добрый и значимый человек навсегда уходит из жизни мальчика.

Читайте также:  Методы анализа балансового отчета

Николенька противопоставлен всем женским образам, к которым он испытывает влечение. Таковы Маша и «изменница» Сонечка. Впоследствии, главный герой, как бы, соединяется с образом Маши, помогая ей осуществить ее большую мечту – выйти за Василия замуж. Толстой отмечает, что после этого подросток освободился от чувства влюбленности. Он понял то, что Маша любит Василия. Мальчик помог им пожениться, совершив благородный поступок и поставив для себя точку во всей этой истории.

По мере взросления подростка большинство конфликтующих образов начинает ощущаться в единстве. Ситуации меняются, стираются противоречия.

п.4. Литературные приёмы

В повести символичен переезд семьи главного героя в Москву. Символ переезда, как бы, проводит черту, разграничивая основные этапы жизни Николеньки – переход от детства к отрочеству. В его жизни появляется много новых людей, с которыми ему важно научиться создавать отношения.

Смерть бабушки, о которой практически никто не плакал, можно представить, как смерть догм и незыблемых устоев семьи. Многое, что ребенок впитывает в детстве, умирает по мере взросления человека.

п.5. Конфликт произведения

Я думаю, что основной конфликт повести – это внутренний конфликт главного героя. Мальчик теперь живет в Москве, он дружит, учится, интересуется противоположным полом. Внутренний мир Николеньки конфликтен. Он – стеснителен, считает себя некрасивым, думает, что его нельзя любить. Этот комплекс неполноценности усиливается на фоне красивого и успешного старшего брата.

Мальчик взрослеет, и его представления о мире меняются. К примеру, он видит слабости отца, и какая может быть любовь на примере отношений Василия и Маши. Этот непростой процесс вызывает в нем множество противоречивых чувств. Мальчик расстается с иллюзиями, видит мир более реалистично.

Научившись рассуждать еще с детских лет, он еще больше анализирует себя, свое поведение, события жизни. Чувствуется, что Толстой сопереживает своему герою, и видит в его самоанализе большие возможности.

Источник

Толстой отрочество анализ главы отрочество

Толстой Лев

Перед вами краткий и полный анализ повести Льва Толстого «Отрочество» — второй части известной трилогии классика. Автор описывает жизнь российского 14-летнего мальчика того времени со всеми его радостями и горестями. Со слов Толстого, повесть не является автобиографической, но, скорее всего, эмоциональный мир подростка описан на основе детских воспоминаний самого автора.

Год написания – 1854 г.;
История создания – В 50-е годы Лев Толстой переживает собственный кризис. Он уезжает на Кавказ, светские развлечения он оставив в прошлом. Толстой пишет: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал», а на следующий день получает письмо от Некрасова с наилучшими отзывами о его рукописи «Детство». После этого Толстой и задумывает повесть, где будут описаны различные этапы жизни человека.
Жанр – псевдо-автобиографическая повесть;
Направление – реализм;
Основная идея – раскрытие внутренних процессов, протекающих в человеке, на примере событий, происходящих с мальчиком-подростком. Толстой показывает, как формируются взгляды и закладывается основа дальнейшего развития личности;
Тема – Отражение процесса развития и взросления главного героя.
Индивидуальность человека раскрывается уже в детском возрасте. В подростковый период она проявляется наиболее резко и ярко;
Проблема – Внутренний конфликт ребенка, его отношение к себе, к своим мыслям, чувствам и к происходящим событиям;
Композиция – Простая, повесть описывает череду последовательных событий из жизни главного героя и его окружения;

п.1. Тематика и проблематика

Тема: 1. Развитие личности, ее становление

Толстой описывает этапы взросления человека. Автор передает не сухие факты, а мысли и чувства 14-летнего подростка. И процесс взросления очень хорошо понимаешь и чувствуешь.

Проблема — противоречивость человека

Толстой описывает реального мальчика, не идеализирует его. Он показывает, что мысли и чувства главного героя бывают разными. В одних ситуациях Николенька добрый и отзывчивый, в других – завистливый и злой. Мальчик дважды наступает на платье своей гувернантки, чтобы развеселить детей на празднике и обратить на себя внимание. Или он переворачивает стол старшего брата, разозлившись на него. Но тот же Николенька очень помогает горничной Маше, которой удается выйти замуж за Василия. Николенька может быть и добрым, и злым, и Толстой не осуждает его.

Тема: 2. Отношение к себе

Николенька чувствует себя ненужным, неспособным, одиноким. Он думает, что никто не любит его.

Проблема — внутренний конфликт, негативное отношение к себе

Николенька видит себя неспособным к обучению, уродливым. Он чувствует зависть к брату. Раньше братья были дружны, но потом отдалились друг от друга. Возможно, здесь сыграла роль успешность Володи и «никчемность» Николеньки. Его стеснительность не позволяет оказывать знаки внимания противоположному полу. Николенька не смог на себя обратить внимание Сони. А чувства к горничной Маше так и останутся невыраженными. Но Николенька сделал для нее очень много, уговорив отца дать разрешение на брак.

Тема: 3. Взаимоотношения со взрослыми и их воспитание. Роль учителя

События детских лет закладывают основу человека и влияет на его судьбу. В эти годы наиболее важна помощь со стороны взрослых, их поддержка, понимание, любовь.

Проблема — непонимание и отгороженность взрослых

Николенька любит своих близких: отца и бабушку, но скрыто или явно конфликтует с ними. Мальчик растет без матери, и ему важно иметь рядом взрослого, который любит его всей душой. Карл Иванович гувернер, который искренне привязан к ребенку, но именно его бабушка увольняет, что усилит внутренний конфликт ребенка. Нового гувернера мальчик ненавидит всем сердцем, но, по мере взросления ребенка, эта ненависть уходит. Гувернер будет хвалить своего ученика, а Николенька станет относиться к нему с теплотой и даже любовью.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Читая повесть, мы чувствуем, как для Николеньки значимы его подростковые переживания. Вмести с ним мы проживаем его впечатления по поводу произошедших событий.

Толстой описывает всю гамму переживаний Николеньки к происходящему. Автор, как бы говорит в своем произведении, насколько сильны и важны чувства и эмоции этого 14-летнего мальчика. И как важно со стороны взрослых бережно и с пониманием относиться к его мыслям и желаниям. Автор показывает, как несладко бывает ребенку, который только формируется, приобретает первый опыт жизни. Он еще не знает, как поступать, удивляется своим противоречивым чувствам. Читая о внутреннем конфликте ребенка, проникаешься состраданием к мальчику, когда взрослые не понимают и не чувствуют его.

Основной идейно-эмоциональный акцент Толстой делает не на нравственности подростка, а на «движении сердца», которые при удачном формировании личности переходят в «огненный восторг» души.

Эмоционально и с интересом Толстой описывает тот самоанализ, который присущ мальчику и видит в нем большие перспективы для развития. Это созвучно с концепцией автора, что проблема зла решается не через изменение внешней среды, а через самоанализ и внутренний духовный поиск. Я считаю, что именно в этом пафос и идея произведения.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Николеньки противоречив, его ощущаешь живым и реальным. Он находится в конфликте с образом старшего брата Володи. Николенька завидует его успехам, но, эти образы находятся и в единстве, поскольку они – родные братья, и в детстве были дружны. Хоть мальчик любит близких, но и конфликтует с ними. Противодействие чувствуется в отношении с бабушкой, а также с отцом, которого больше интересуют карты, чем собственные дети.

Читайте также:  Система менеджмента безопасности пищевой продукции ХАССП HACCP ГОСТ Р ИСО 22000 2007 ISO 22000 2005

Николенька находится в единении с образом первого гувернера, Карла Ивановича, но их разлучают. Добрый и значимый человек навсегда уходит из жизни мальчика.

Николенька противопоставлен всем женским образам, к которым он испытывает влечение. Таковы Маша и «изменница» Сонечка. Впоследствии, главный герой, как бы, соединяется с образом Маши, помогая ей осуществить ее большую мечту – выйти за Василия замуж. Толстой отмечает, что после этого подросток освободился от чувства влюбленности. Он понял то, что Маша любит Василия. Мальчик помог им пожениться, совершив благородный поступок и поставив для себя точку во всей этой истории.

По мере взросления подростка большинство конфликтующих образов начинает ощущаться в единстве. Ситуации меняются, стираются противоречия.

п.4. Литературные приёмы

В повести символичен переезд семьи главного героя в Москву. Символ переезда, как бы, проводит черту, разграничивая основные этапы жизни Николеньки – переход от детства к отрочеству. В его жизни появляется много новых людей, с которыми ему важно научиться создавать отношения.

Смерть бабушки, о которой практически никто не плакал, можно представить, как смерть догм и незыблемых устоев семьи. Многое, что ребенок впитывает в детстве, умирает по мере взросления человека.

п.5. Конфликт произведения

Я думаю, что основной конфликт повести – это внутренний конфликт главного героя. Мальчик теперь живет в Москве, он дружит, учится, интересуется противоположным полом. Внутренний мир Николеньки конфликтен. Он – стеснителен, считает себя некрасивым, думает, что его нельзя любить. Этот комплекс неполноценности усиливается на фоне красивого и успешного старшего брата.

Мальчик взрослеет, и его представления о мире меняются. К примеру, он видит слабости отца, и какая может быть любовь на примере отношений Василия и Маши. Этот непростой процесс вызывает в нем множество противоречивых чувств. Мальчик расстается с иллюзиями, видит мир более реалистично.

Научившись рассуждать еще с детских лет, он еще больше анализирует себя, свое поведение, события жизни. Чувствуется, что Толстой сопереживает своему герою, и видит в его самоанализе большие возможности.

Источник

Методическая разработка. Конспект урока литературы в 9-м классе с элементами метапредметного подхода по теме «Анализ главы «Отрочество» из повести Л.Н.Толстого "Детство. Отрочество. Юность"»

Анализ, самоанализ, частично-поисковый, самоконтроль, проблемный, сопоставление, работа с книгой: чтение, конспектирование; дискуссия.

1. Мобилизующий этап

Цели урока:
— усвоение умений самостоятельно
в комплексе применять знания, умения и навыки,
использовать их в новых условиях;
на практике познакомиться с термином «самоанализ» и применить его к имеющимся у школьников знаниям.
Воспитательные цели: воспитание любви к русскому слову на тексте великого писателя.

Формирование предметных компетенций

Познавательные;
1) близкое знакомство с материалом главы «Отрочество»;
2) осмысление основных понятий, с помощью которых главный герой подвергает свои мысли самоанализу;
3) формирование способностей обучающихся в рамках метапредметов: «Знание», «Проблема», «Знак», «Ситуация».
Практические:
обучение анализу фрагментов текста;
обучение сопоставлению понятий в рамках метапредметов «Знание», «Знак», используя метапредмет «Ситуация», проанализировать свои знания обучающимися по отдельным предметам.

Формирование надпредметных компетенций:
Учебно-организационные:
1) определять учебную задачу;
2) оценивать свою учебную деятельность.
Учебно-информационные:
1) работать с таблицей;
2) задавать вопросы и отвечать на них.
Учебно-коммуникативные:
1) развивать внимание при знакомстве с текстом;
2) развивать логическое мышление;
3) умение сопоставлять и делать вывод;
4) кратко формулировать свои мысли;
5) умение выслушивать мнение других.
Социальные компетенции: работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

2. Актуализация знаний. Вызов. (совместное с учителем заполнение таблицы)

— Материал трилогии, с которым познакомились в 7 классе: главы «Маман», «Карл Иваныч», «Наталья Савишна», «Что за человек был мой отец?»;
— главного героя; особенность его- размышлять, подвергать самоанализу, самокритике;
— становление героя через душевный и умственный самоанализ

— предмет размышлений героя в главе «Отрочество»;
— особенности данного периода жизни человека на основании главы;

— сопоставлять предмет размышлений героя со своими предметами размышлений;
— соотносить понятия, данные в литературном произведении с такими же понятиями из других областей науки;
— задавать вопросы по теме и искать на них ответы

3. Осмысление.
Ключевые слова: (написаны на доске или представляются на слайдах)

Отрочество – возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте;
Самоанализ — анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.

Сформулировать и записать вопросы, в процессе ответов на которые можно получить знания и умения по теме.
Например:
— Что такое самоанализ?
— Нужно ли мне заниматься самоанализом?
— Почему возраст отрочества благоприятен для самоанализа?
— Что дает или должна давать человеку попытка самоанализа?

Работа с текстом

Чтение главы «Отрочество» (19 гл.)
Осмысление (понимание) текста. Фронтальная беседа
Упражнения по применению знаний и умений в измененных условиях; творческое применение знаний и умений; упражнения на отработку навыков.
(В ходе беседы составляется таблица: в левую колонку выписываются цитаты их главы; правая колонка отражает работу над метапредметами «Знание», «Проблема», «Знак», «Ситуация».

Вопросы для беседы:
— Как вы понимаете трактовку истины с позиции литературного героя?
— Объясните понимание счастья героем. Обязательно ли нужно перенести страдания, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие страдания пришлось перенести Н.Иртеньеву? (по всей повести)
— Почему симметрия приятна для глаз? Согласны ли вы с мнением героя?

Чтение вслух. (Накануне дано задание познакомиться с главой).

Работа над значением незнакомых и непонятных слов.
— О чем рассуждает герой?
— Какие вопросы задает себе? Как на них отвечает?

Предметы для осмысления (самоанализа)

Сопоставление явления, ситуации с другими областями науки — решение задач

Истина: признак истины есть
«несообразность между положением человека и его моральной деятельностью»

Что есть истина в:
— русском языке: (н-р, понятие, что «речь есть средство общения между людьми»
— в математике: (н-р, две параллельные прямые никогда не пересекутся и т.д.)
— в географии (существование 4-х частей света и т.д.) (метапредметность «Знание»)

Ум «человеческий проходит по тому же пути, по которому развивается в целых поколениях»

Представить развитие ума, движение мысли схематично.
(метапредметность «Знак», «Знание»)

Счастье «не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив…»

Привести пример счастливого человека, ставшего известным всему миру (из разных областей науки и литературы);
Решить, счастлив ли я?
(метапредметность «Проблема», «Знание», «Ситуация»).

Симметрия «…почему симметрия приятна для глаз…?»

Нарисовать примеры симметрии из разных областей науки (н-р, рисунок бабочки, раскрытой книги и т.д.).
(метапредметность «Знание», «Ситуация»).

4. Взаимопроверка и взаимоконтроль

Осуществляется через озвучивание примеров, рисование схем на доске.

5. Рефлексия.
(составление таблицы по готовым клише)

Источник

Adblock
detector