Как сформулировать цель исследования

Как сформулировать цель исследования?

Начинать написание курсовой или выпускной работы (да, в общем, и диссертации тоже) нужно с четкой формулировки цели исследования. Казалось бы, азбучная истина, но некорректно поставленная цель — скорее правило, чем исключение.

Вот, например, очень распространенная формула: автор ставит целью «показать» или «продемонстрировать» те или иные события или процессы. Для научно-популярной книги это подходит, ведь ее главная функция — рассказать массовому читателю о чем-то уже изученном профессионалами. Для исследовательской работы, пусть даже учебной — ни в коем случае. Ставя перед собой цель «показать» или «рассмотреть» некий процесс, автор работы, по сути, вынужден писать «понемногу обо всем». Получившийся текст очень часто напоминает воронье гнездо, в котором валяется груда разнообразных, никак не систематизированных фактов, главное не отделено от второстепенного, аналитическая составляющая очень слабая.

Кстати, насчет аналитической составляющей. Встречается также огромное количество работ, в которых в качестве цели заявлен «анализ» или «комплексный анализ». К моему стыду, одно из таких исследований — моя кандидатская диссертация. Однако анализ — это не самоцель, а метод, средство достижения некой цели. Если эта цель не сформулирована, то и результат анализа получается довольно аморфным.

Подобные расплывчатые формулировки таят в себе и еще одну угрозу — объять необъятное невозможно, и «рассматривающего» / «демонстрирующего» / «анализирующего» автора можно всегда уличить в том, что он не уделил внимание какому-либо аспекту проблемы. Например, мне принесли прекрасную во многих отношениях (без шуток) курсовую, в которой цель сформулирована как «анализ развития миграционного кризиса на территории Федеративной Республики Германия». При том, что работа получилась и так очень большого объема (70 страниц), можно легко найти кучу важных аспектов, никак в ней не затронутых (например, роль уже существовавших на начало кризиса национальных диаспор в его развитии). Неправильно сформулированная цель, во-первых, осложняет работу самому исследователю (отсутствие четкого фокуса), во-вторых, делает его крайне уязвимым для вполне справедливой критики.

Еще хуже, когда исследователь изначально ставит целью «доказать» некий тезис. Это приводит к так называемой «ошибке одной гипотезы» и нередко заканчивается подгонкой материала под заранее сформулированный вывод. В научном исследовании, разумеется, такого быть не должно.

Как правильно формулировать цель? В виде исследовательского вопроса, на который необходимо найти ответ — или повествовательного предложения, которое легко переформулировать в вопросительное. Например, «определить причины Семилетней войны», «выявить ключевые особенности европейской дипломатии конца XIX века», «оценить влияние федерального канцлера на принятие внешнеполитических решений в Германии начала XXI века». Цель, сформулированная таким образом, позволяет сразу же сформировать четкий проект исследования, отобрать необходимый материал (а не тонуть в море разнородной информации), провести его направленный (а не хаотичный) анализ и, что не менее важно, прийти к релевантным выводам. К слову, одна из наиболее частных моих претензий к студенческим работам — несоответствие выводов цели исследования. Как правило, если во вступлении цель сформулирована некорректно, то и в заключении вместо выводов находишь лишь краткий повтор основного текста.

Под конец — три замечания:

1. У большого исследования, итогом которого становится подготовка монографии или диссертации, может быть несколько связанных между собой целей/исследовательских вопросов. Несколько целей в курсовой работе или короткой статье обычно неуместны.

2. Можно найти достаточно много примеров хороших исторических исследований, где цель сформулирована как «анализ», «рассмотрение» или «описание». Как правило, речь идет о ситуации, когда автор (сознательно или подсознательно) держал в голове несколько исследовательских вопросов, но в тексте решил (сознательно или подсознательно) объединить их расплывчатой общей фразой вроде «комплексного анализа событий». В таких случаях хорошая работа получается не благодаря, а вопреки неудачной формулировке.

3. В исторической науке достаточно распространенным явлением остаются чисто описательные работы. Парадигма XIX века, требовавшая от историка просто рисовать прошлое «таким, какое оно было в действительности» (Ранке), оказалась на редкость живучей. Такие работы могут быть полезны, поскольку описание — это важный этап научного исследования. Но именно этап, и сознательно ограничивать себя этим этапом студенту противопоказано. Ведь даже отбор фактов (без которого никак не обойтись) является задачей, неразрешимой в рамках чисто описательной парадигмы, которая не позволяет сформулировать обоснованный принцип этого отбора.

Источник

Задача и цель исследования: определение методов

Задача и цель исследования составляют костяк научной работы. При написании курсовых и дипломных работ, диссертаций автор всегда начинает с постановки проблемного вопроса и определения основных направлений своего труда, что во многом определяет формулировку верных выводов и заключений.

Общая характеристика

Задача и цель исследования имеют принципиальное значение для любой научной работы. По меткому определению К. Маркса, правильная постановка проблемы составляет половину успеха анализа научного материала. Здесь следует отметить, что цель – это генеральная установка, которую сам себе задает ученый при решении той или иной проблемы. Как правило, она носит обобщенный характер, в ней мало конкретики, так как она лишь вводит в курс дела автора и задает направление поиска. Ее формулировка должна быть предельно точной и понятной как для самого ученого, так и для рецензентов. Несмотря на ее обобщенный характер, она, тем не менее, в самом общем виде дает понять, что собой по сути представляет работа. Задача и цель исследования должны быть определены в самом начале работы. При этом задача конкретизирует цель, уточняет некоторые наиболее важные ее положения. Поэтому в научной работе авторы, как правило, выделяют несколько задач для более подробного пояснения смысла своего труда.

Соотношение с объектом и предметом

Важнейшими методологическими характеристиками научной монографии, диссертации или диплома являются предмет и объект. Последнее понятие означает в самом общем то, что подвергается анализу при изучении той или иной проблемы. Задача и цель исследования должны полностью ему соответствовать. Но, как правило, именно цель отражает проблемный вопрос, который ставит перед собой учащийся при написании работы. Под предметом принято понимать отдельные свойства, качества, стороны объекта, которые подвергаются рассмотрению, ему соответствуют задачи, которые также поясняют, что конкретно в объекте интересует автора.

Особенности

Проблема цели, задачи исследования заключается в том, что ее постановка и формулировка должны максимально точно отражать ту мысль, которую автор хочет донести своим трудом. Но на начальном этапе это крайне трудно сделать, потому ученые сперва формулируют гипотезу, которую выдвигают вначале как некоторый ориентир в своих поисках. На данном этапе чрезвычайно важно для исследователя представлять хотя бы примерно, что он хочет получить на выходе, в заключение своей работы. Цель – это как раз мысленный образ результат анализа той или иной проблемы, это конечный результат, совокупный итог, которого специалист хочет достичь в конце своей работы. Цель, задачи, объект и предмет исследования составляют костяк любой работы, и поэтому очень важно соотносить их друг с другом. В этом ряду важно определиться со средствами и путями для проведения анализа проблемы. Задача – это есть выбор автором методов и способов для наиболее оптимального решения главного вопроса.

Формулировка цели

Правильная постановка методологических характеристик определяет ход всей научной работы. Поэтому недаром авторы уделяют столь пристальное внимание грамотной формулировке проблемы и научного аппарата вообще. Цель, задачи, методы исследования определяют содержание и заголовки глав, параграфов, разделов и подразделов. Формулировка целей работы, как правило, традиционна: ее обозначают такими словами, как «выявить», «установить», «определить» и другими. С помощью этих слов ученый показывает, чего именно он добивается своим трудом. Как правило, он стремится обнаружить и охарактеризовать какие-либо новые стороны предмета, описать его ранее неизвестные свойства, вскрыть связь явлений, их отношения между собой. Это тем более важно, что от этого зависит определение новизны и актуальности работы, что особенно ценится в научных кругах. Формулируя цель, ученый обозначает для себя и для читателей и те закономерности, которые он намеревается обозначить, или классификацию явлений и признаков. Предложения должны быть обозначены в виде глаголов в инфинитивной форме и несовершенного вида.

Формулировка задачи

На втором подготовительном этапе ученый определяется с подробностями и деталями, с которыми ему предстоит работать, для чего прописывает задачи исследования. Цель исследования является общей идеальной умозрительной моделью окончательного результата, но автор анализирует конкретные факты, для рассмотрения которых ему нужно несколько сузить поле.

Читайте также:  Какие анализы сдают работники столовой

Поэтому он разбивает цель на несколько подцелей в зависимости от уровня сложности и трудности поставленной проблемы. Лучше всего двигаться от простой задачи к более сложной – это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении автора возможности. Обычно данную методологическую характеристику обозначают утвердительным предложением, что позволяет лучше разобраться в большом объеме материала. Выделяют несколько видов задач; условно их принято выделять в три группы:

1. Те, которые направлены на выявление наиболее важных, сущностных признаков, критериев, характеристик изучаемого предмета.

2. Те, которые обосновывают наиболее эффективные способы решения проблемного вопроса.

3. Те, которые объясняют выбранные методы для анализа проблемы.

Значимость

Цель, задачи, объект исследования тесно между собой взаимосвязаны еще и потому, что они определяют в своей совокупности научную новизну и практическую значимость работы. Для учебных программ в первую очередь имеет значение последняя составляющая, так как на данном учебном этапе важнее всего обучить студента элементарным навыкам работы с научным и учебным материалом, а также привить ему интерес и понимание того, что из себя представляет полноценная исследовательская работа. Однако в аспирантуре учащиеся уже выходят на более высокий уровень развития и должны понимать научную значимость и новизну своих работ не только на практике, но и в теории.

Выбор темы

Предмет исследования, цель, задачи зависят от темы выбранной работы, а также от поставленной проблемы. В идеале структура работы должна полностью повторять методологические характеристики, которые зафиксированы во введении. Проблема выбирается исходя из наличия противоречий в какой-либо научной области. Кроме того, авторы ориентируются при своем выборе на степень изученности той или темы с историографии. Особенный интерес в научных кругах представляют те темы, которые или не изучены, или мало изучены в науке. При этом авторы исходят из того, насколько важна практическая значимость работы. Ведь научный труд только тогда ценен, когда его результаты могут быть использованы на практике.

Цели и задачи исследования также формулируются с оглядкой на данную установку. Ставя перед собой какую-либо задачу, ученый в первую очередь ориентируется на то, насколько полезным может быть его изобретение в обществе с научной и практической точек зрения. Помимо вышеперечисленных факторов, большое значение имеет также общественно-политическая ситуация, которая определяет интерес к тому или иному вопросу. Речь в данном случае идет о так называемом общественном заказе, на который часто ориентируются ученые.

Связь с проблемой

Главными методологическими характеристиками являются цели, задачи исследования. Основная часть работы, то есть главы и параграфы, посвящена их раскрытию, во введении они прописываются как основные ориентиры, а в заключении на их основании подводятся основные результаты. По сути, постановка и формулировка цели – это выбор автором наиболее эффективного способа для решения проблемы. Ее решение – это определенная последовательность действий, своего рода алгоритм, который задается с помощью целей и задач. Поэтому в научных кругах придается особенно важное значение их формулировке: важно, чтобы данные методологические характеристики были прописаны простыми, грамотными, понятными предложениями.

Место в научной работе

Цели и задачи формулируются в начале курсовых, дипломных, диссертационных исследований. Единого критерия по их формулировке не существует; в распоряжении авторов и ученых имеются лишь некоторые общие правила, которые являются общепризнанными и которые используются наиболее часто в трудах. Так, при выборе задачи, например, исследовали ориентируются на то, какие методы они будут использовать, как теоретически будут обосновывать то или иное заключение. Рассматриваемые в данной статье методологические характеристики служат ступенями к решению поставленной проблемы. Поэтому особенно важно, чтобы главы и параграфы в точности следовали формулировкам целей и задач, а выводы в заключении предельно кратко, ясно, точно и грамотно излагались именно на основании конкретно поставленных целей и задач. Они тесно связаны с гипотезой, которая является предположением и догадкой, которая нуждается в доказательстве. В этом смысле цель похожа на гипотезу, так как тоже представляет из себя мысленный результат научной работы. При выборе рассмотренных методологических характеристик необходимо ориентироваться также на проблему, методы и приемы исследования.

Этапы исследования

Если цели носят весьма общий характер, то задачи призваны уточнить действия автора по решению проблемного вопроса. Как правило, набор методологических этапов традиционен. В зависимости от широты и глубины выбранной темы ученый ставит свои задачи. Если речь, например, идет о рассмотрении какой-либо широкой проблемы, то он ставит себе задачу сформулировать общие положения, выявить сходства и различия, оценить состояние объекта на данном этапе развития и так далее. Если же речь идет о конкретном, экспериментальном исследовании, то он ставит себе задачу проанализировать какой-либо элемент, выявить какие-либо его свойства, проверить его действие в тех или иных условиях. Здесь следует отметить, что первая группа задач относится преимущественно к гуманитарным наукам, вторая – к научно-техническим.

Специфика дисциплин

Здесь необходимо отметить, что, несмотря на универсальность подходов в выборе методологических характеристик, большое влияние на их формулировку оказывает та дисциплина, к которой принадлежит выбранная тема. Гуманитарные работы имеют более общие задачи исследования; цель исследования – изучить какое-либо общественное явление в самом общем смысле. Разумеется, и здесь никак невозможно обойтись без конкретики, деталей, фактов, но они служат как бы вспомогательным материалом для доказательства гипотезы или того или иного заключения. Иное дело – науки точные. Здесь исследователь чаще всего имеет дело с конкретным физическим материалом, его основной способ решения поставленной задачи чаще всего – это эксперимент, который во многом определяет специфику методологических характеристик, так как теперь автор должен давать свои рассуждения не на основании научного материала, а на основе практического опыта.

Источник



Как составить цель и задачи исследования в научной статье

Обязательной частью любой научной публикации, будь то статья, монография, диссертация или даже тезисы, является указание целей и задач исследования. В этой статье мы не только объясним, в чем отличия между целью и задачами, но и покажем, почему правильно сформулированные цели и задачи — это залог успеха научной работы.

Цели и задачи научного исследования

Что такое цель исследования

Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.

Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.

Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:

  1. Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
  2. Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
  3. Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.

Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».

Приведем несколько примеров:

Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».

Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».

Закажите работу от 200 рублей

Читайте также:  Причины и механизм возникновения

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач

Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.

Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления .
  2. Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
  3. Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
  4. Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.

Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.

Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами. Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы». Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.

Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования

Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.

В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.

Как определить цель исследования – 3 простых способа

Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.

Существует три надежных способа определить цель научной статьи:

Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.

Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.

Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.

Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.

О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.

Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать

  1. Цель научной статьи не связана напрямую с темой, проблематикой, субъектом и объектом, а задачи не соответствуют ожидаемой цели.
  2. Цель сформулирована так, что нельзя понять ожидаемый результат.
  3. Непонятна практическая ценность результата исследования.
  4. Задачи дублируют цели исследования, будучи просто сформулированными с помощью синонимов.

Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части. Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.

Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Закажите помощь с работой

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Смотрите также

    Кредит на образование — это особый вид целевого потребительского кредита. Пока студент… Даже если курсовая работа написана на 5 баллов, оценка не будет поставлена… Разобраться с тем, что такое специалитет, бакалавриат и магистратура нелегко с первого… Структура дипломной работы — это составные части (элементы) диплома. Тоже самое, что…

Комментарии

Удивительно!
После абсолютно верной постановки вопроса следует совершенно неверный ответ!
Цитата: “Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент”. Да, именно так! Зачем?
А вот, оказывается, зачем!
Цитата: “Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:
1. Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
2. Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением. 3. Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением”.
Спрашивается:
1. Зачем изучать влияние глобального потепления на поведение полярных птиц? В чем проблема? Что будет достигнуто от знания того, как влияет глобальное потепление на поведение птиц?
2. Зачем выявлять изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением? Что беспокоит? Ради чего будут потрачены силы и средства? Только ради нового знания? А зачем это знание нужно? Ответ на это вопрос и должен быть целью исследования.
3. Зачем демонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением? Кто нуждается в этой демонстрации? Ну угрохаете вы массу денег на выявление взаимосвязей потепления с поведением птиц. И что дальше?
Цель должна быть измерима. Но как измерить “демонстрацию связи”? Либо продемонстрирована (1), либо – нет (0). Вот и все измерение.
А все от того, что исследования проводятся ради исследований. Проще говоря, чтобы людей чем-то занять и … Не буду продолжать дальше.
Цель должна вытекать из проблемы и направляться на ее решение с учетом обоснования актуальности (нужности и возможности решения проблемы).
Если, например, проблема в недостаточной осведомленности органов власти о влиянии потепления на птиц, из-за чего эти органы не могут адекватно реагировать на возникающие вызовы, то цель исследования должна этой проблеме подчиняться. Может быть, тогда целью должно быть повышение информированности органов власти о влиянии потепления на птиц для выработки управленческих решений по предотвращению негативных последствий… ? В таком случае “демонстрация связи между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением” всего лишь одна из задач научной работы также, как и “изучение влияния…” и “выявление изменений…”.
Но, чаще всего, целью исследования объявляется одна из задач исследования, а бывает, что вместо цели пишут “Цель исследования совпадает с темой”. Т.е. работа просто бесцельна. Люди совсем не задумывались о цели и не понимали важность её формулировки для осмысления сути своей работы.

Читайте также:  Маркетинговый анализ применяется для изучения

Владимир, прекрасное мнение, спасибо! Думаю, ваш комментарий можно взять за основу статьи.

Коллеги, обязательно ознакомьтесь с комментарием Владимира, чтобы понять глубинные различия цели и задач исследования.

Источник

Формулирование цели и задач исследования

Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполняется. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются шагами, приближающими к ее реализации. Цель и задачи должны быть конкретными и ясными. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить», «рассмотреть», «установить», «провести анализ», «создать модель», «выявить связь», «оценить уровень» и др.

Описание их решения и составляет содержание соответствующих глав и параграфов в работе. Заголовки глав следуют из формулировок задач исследования. Таким образом, задачи исследования определяют логику и этапы работы. В сумме задачи должны «укладываться» в цель, не выходить за ее пределы, не превышать ее. Оптимальное число задач для работы от 3 до 5.

Описание задач должно представлять собой определенную последовательность. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от характера исследования):

1. Решение определённых теоретических вопросов, входящих в общую проблему (выявление сущности исследуемого понятия, педагогического явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.). Чаще всего такие задачи начинаются глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и др.

2. Эмпирическое или экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных черт передового опыта и пр. В этом классе задач часто используются такие действия как: описать, охарактеризовать, определить, изучить, ознакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, проследить и др.

3. Обоснование необходимой системы мер для решения поставленной педагогической задачи. Исследовательские действия данного класса задач: определить, разработать, смоделировать, усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить, подготовить, создать, произвести, выработать, сформулировать и др. Эти задачи самым прямым образом связаны с преобразованием предмета исследования.

4. Экспериментальную (или эмпирическую) проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия её критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов решения этой задача. Исследовательские действия: экспериментально проверить и установить, выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить, апробировать, провести эмпирическую проверку (пробу) и др.

5. Разработку на основе всего исследования определенных методических рекомендательных материалов. Виды исследовательских действий: разработать, составить, раскрыть, описать, создать, выработать, наметить, сформулировать и др. Эти действия всегда предполагают определенные дополнения, указывающие на составление программ, учебных планов, методических рекомендаций, указаний, инструкций, карт, схем и другой проектной документации.

Цель исследования — анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы «Роза ветров», осуществляющей деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта.

Задачи:

1. Осуществить краткий обзор туристского рынка на примере г.Сыктывкара.

2. Дать общую характеристику потребителей туристского продукта.

3. Провести маркетинговое исследование потребителей турпродукта для фирмы «Роза ветров».

4. Составить план мероприятий по совершенствованию туристических услуг потребителям туристского продукта.

Формулирование гипотезы

Гипотезаесть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Как прием познавательной деятельности гипотеза представляет собой совокупность догадок о способе достижения цели. Она может относиться к цели задачи, к условию ее получения или (и) принципу получения (достижения).

В исследовании выдвигаемая гипотеза, как бы определяет тот путь, по которому автор работы намерен идти к достижению поставленной цели. В процессе исследования гипотеза может неоднократно меняться, уточняться, дополняться. Именно содержание гипотезы несёт ту новизну исследования, которая и является несомненной ценностью работы.

Поскольку гипотеза – это утверждение, подлежащее доказательству или опровержению, то наиболее типичный способ ее формулировки – логическая импликация: «Если… то…», «…..будет, если…..».

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности – это предсказание. Гипотеза должна быть проверяемой, подтверждаемой. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах. Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (не должна содержать лишних слов).

«Для развития рыболовного туризма в РК необходимо создание туристического маршрута».

Основная часть

Основная, собственно исследовательская часть работы, является наиболее важным и трудоемким разделом, она составляет примерно 70-80% объема курсовой работы и 40-50% ВКР. Исследовательская часть состоит из нескольких глав и параграфов.

Выпускная квалификационная работа (проект) может включать в себя две и более главы: теоретические и опытно-экспериментальные. В основной части работы выделяются не менее двух глав. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Название глав должно быть отличным от названия темы, название раздела не должно повторять название главы.

Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументированно. Каждая глава и отдельные ее параграфы должны заканчиваться подведением итогов проделанной работы в форме выводов.

Первая глава (и при необходимости некоторые последующие) исследовательской работы являются теоретическими, они характеризуется обилием цитат и ссылок. Как правило, в них содержится описание теоретических предпосылок исследования и степень изученности проблемы, в ней приводятся классификации. Выявление понятийного аппарата, существующих теорий предполагает анализ мнений и позиций различных ученых, а также научных школ, представленных в различных публикациях. Автор исследовательской работы должен сопоставить и проанализировать мнения ученых и дать собственную интерпретацию или принять одну из существующих позиций. Из текста работы должно быть ясно, где автор высказывает собственные суждения, а где заимствует уже опубликованные положения. Делается вывод о степени изученности вопроса в литературе и разработанности его на практике. Эти главы служат теоретическим обоснование будущих практических разработок.

Вторая глава (и при необходимости последующие) являются практической частью, собственным исследованием автора выпускной работы. В этих главах приводится подробное описание опытно-экспериментальной работы, планирование, организация и методика проведения работы:

— описание и анализ результатов констатирующего эксперимента (или входной диагностики);

— описание формирующего эксперимента (или содержание и логика опытной работы);

— анализ результатов итогового (контрольного) эксперимента (или опытной педагогической работы), их интерпретация.

При их планировании необходимо глубоко осмыслить имеющуюся информацию, сформулировать цель проведения экспериментального исследования, выделить критерии оценки результатов эксперимента. В главах подробно описывается собственный анализ материала, проведенный автором работы эксперимент, детально излагаются выводы, сделанные в ходе проведения эксперимента. Материал анализа должен быть обработан статистически и представлен наглядно с помощью графиков и таблиц.

Объем глав теоретического характера, как правило, составляет всего 25-35 страниц, параграфов – 5-7 страниц. Объем практической главы – 20-25 страниц.

Каждая глава должна завершаться выводами, которые описывают собственную деятельность. Формулировка является произвольной, однако, следует придерживаться единого синтаксического образца. Вывод содержит итог проведенного анализа и должен быть предельно кратким и точным. Обязательным для исследовательской работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Заключение

В заключении рассматривается значимость проведенного исследования для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы.Последовательно и стройно излагаются основные результаты, подчеркивается новое, достигнутое в ходе исследования, указываются положения, даются предложения по реализации достигнутых результатов.

Заключение оформляется в виде связного текста, разделенного на абзацы в соответствии с содержанием работы. Выводы должны быть четкими, содержательными, а по форме – краткими и лаконичными и носить аналитический характер. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам, а также содервжится оценка проведенного исследования, говорится о том, насколько достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, находит ли подтверждение гипотезы,если она имелась. При описании полученных результатов делается заключение о том, насколько они расширяют или дополняют уже существующие теоретические положения, опровергают или подтверждают их. В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования. Рекомендации следует формулировать предметно и адресно.

Эта часть невелика по объему (1-2 страницы), но очень важна, так как содержит итоговые результаты работы.

Источник

Adblock
detector