Как развивать словесно логическое мышление у детей и взрослых

Основные процессы мышления: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

43. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное). Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех – семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается — сначала в простейших формах – отвлеченное мышление, т. е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

Основные формы мышления и их характеристика

Понятие — есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется Рассуждением.

Рассуждение – имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Источник

Как развивать словесно-логическое мышление у детей и взрослых

Мышление – это процесс отражения внешнего мира и высшая ступень человеческого познания. В его основе лежит два психофизических механизма: образование (а в дальнейшем – пополнение запаса) понятий и вывод на основании этого новых суждений и умозаключений.

Именно мышление помогает получить знания об окружающем мире: его объектах, свойствах и отношениях. Становление человеческого мышления, которое является речевым, происходит вследствие общения, и формируется при взаимодействии взрослого и ребенка.

Выделяют два вида мышления: наглядное (когда человеку важно увидеть или представить предмет) и словесно-логическое (когда информация воспринимается с помощью слов).

Что это?

Уметь мыслитьВербальное мышление (словесно-логическое) «подарило» человеку такие понятия как любовь, счастье, совесть, честь – все то, что невозможно увидеть. При этом каждый вкладывает в данные понятия собственный смысл, основанный на полученном ранее чувственном и наглядном опыте, исследования и закономерностях.

Данный вид мышления формируется постоянно, совершенствуясь в течение всей жизни, как и впрочем другие формы мышления.

Операции

Формирование словесно-логического (вербального) типа мышления происходит постепенно.

Основными операциями вербального мышления является:

  • Анализ – раскладывание одного сложного объекта на несколько простых составляющих частей с целью выделить те или иные его стороны, элементы, связи, свойства, отношения.
  • Синтез – переход от частей к целому. Предполагает объединение составляющий в единое целое. (Анализ и синтез, как правило, не могут существовать порознь, они неразрывны).
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов (их свойств, отношений) с целью выявления различий или общности между ними.
  • Обобщение – процесс объединения нескольких предметов (явлений) по общему признаку с целью нахождения чего-то общего между ними.
  • Классификация – процесс группирования объектов по определенным признакам.
Читайте также:  Сравнительный финансовый анализ показателей ПАО ДЕТСКИЙ МИР за 2019 год

Важность развития

У детей

Развитие младших школьниковРазвитие вербально-логического мышления дошкольников – важная составляющая подготовки детей к школе. Неподготовленному ребенку будет крайне трудно усваивать предметы в старших классах, в основе которых лежит логика.

Негативными последствиями слабого (неразвитого) вербального мышления зачастую становятся:

  • неспособность формулировать и выражать свои мысли;
  • сложности в понимании материала и выполнении заданий, примеров;
  • препятствия в установлении контакта с учителем и другими детьми.

Развивать у ребенка вербальное мышление с раннего возраста можно с помощью:

  • пересказывания мультфильмов и сказок;
  • сочинения историй;
  • решения задачек на логику;
  • разгадывание загадок;
  • объяснение значений пословиц и поговорок.

При этом крайне важно, чтобы родитель всегда был рядом и всячески помогал ребенку наводящими вопросами, подсказками и словами поддержки, развивая и позитивное мышление. Как мыслить позитивно, читайте здесь.

Практические занятия по развитию словесно-логического мышления у детей смотрите на видео:

У взрослых

Для взрослого человека развитое вербальное мышление – это способность не только мыслить логически, но и умело владеть словом. Например, каждый день в своей жизни вы сталкиваетесь с необходимостью правильно излагать свои мысли.

Как способствовать формированию?

Существует несколько методик формирования и изучения мышления и к каждой из них необходимо подходить со всей серьезностью, терпеливо занимаясь на протяжении длительного периода:

  • Берем книгу. Желательно, чтобы это было произведение с хорошо знакомым сюжетом. И начинаем читать его текст с конца до начала (в обратном порядке), стараясь не терять суть и последовательность событий.
  • Выбираем одного из своих знакомых и начинаем в красках представлять, как бы он отреагировал на определенное событие. Разыгрываем в голове самые разные сценарии: негативные, радостные, нейтральные. Можно вспомнить людей, с которыми приходилось общаться в течение дня и еще раз «прокрутить» в голове разговор с каждым из них, не упуская ни единой детали (взгляды, мимика, жесты, интонации, движения и т. д.).
  • Придумываем как можно больше противоречий (сухая вода, сладкая соль и т. п.).
  • Выбираем любой предмет и начинаем называть его функции. (Стул нужен для того, чтобы сидеть, чтобы достать предмет с высоты шкафа и т. п.). Также можно придумать несколько неприсущих данному предмету функций, но при этом обязательно их визуализировать.
  • Придумываем сокращения словосочетаний (аббревиатуры). Самые разные, и чем больше – тем лучше.
  • Делим лист на две части: на одной пишем существительные, на другой – прилагательные. Затем – подбираем каждому пару, подходящую по смыслу.
  • Выбираем любую букву и пишем на бумаге максимальное количество слов, которые с нее начинаются.
  • Вспоминаем какое-нибудь важное событие из жизни. Восстанавливаем в памяти эмоции, яркие детали, необычные моменты и выделяем из всего этого самый удивительный сюжет. Придумываем ему необычное название и визуализируем в уме картинку.
  • Рисуем. Можно выбрать карандаши, фломастеры, краски, мелки – что угодно! Главное – изобразить на листе бумаги или холсте какой-нибудь предмет или человека так, чтобы с первого взгляда был виден его характер.

Интересная игра для развития вербального мышления на видео:

Упражнения и игры

Совершенствовать словесно-логическое мышление помогут специальные упражнения и игры. Также подобные занятия способствуют развитию воображения и интеллекта. Главное – помнить, что для получения результата от любых занятий важна система.

Именно поэтому нужно выполнять упражнения регулярно и качественно:

  • Избавляемся от монологов в мыслях. Каждый человек в течение дня ведет воображаемый монолог, в основании которого лежат различные мысли и рассуждения. Но чтобы дать сознанию хоть немного отдохнут очень важно регулировать «потоки» монологов, особенно, если они основаны на негативных ощущениях и страхах.
  • Тренируем внутренний голос. Для этого необходимо выбрать одну фразу и произносить ее про себя в течение дня. Причем делать это нужно изменяя темп, эмоциональную окраску, громкость и т. д. Также можно «проговаривать» ее так, как бы произносили ее разные люди (знакомые и незнакомые). В завершении упражнения необходима представить фразу в виде объемных букв, которые медленно проплывают перед глазами «рассмотреть» каждую из них.
  • Читаем быстро. Высокая скорость чтения позволяет охватить глазами большой объем страницы, поскольку глаза «прыгают» от одной фразы к другой. Такой подход стимулирует аналитические процессы. И следовательно – способствует развитию мышления.
  • Проводим кластерный анализ. Для этого обозначаем одну существующую проблему, записываем ее на отдельном листе бумаги и обводим кружком. Затем прислушиваемся к своим ощущениям и записываем все ассоциации, вызываемые данной проблемой, и также обводим кружочком каждую из них. После этого соединяем круги стрелочками, соединяя тем самым собственные мысли в одно целое.
  • Проводим развлекательное занятие. Участвовать в нем должны несколько человек (можно пригласить детей). Берем небольшие листочки бумаги или картона, пишем на них любые слова и перемешиваем. Затем даем каждому участнику вытянуть по одной такой карточке. Задача: по очереди читать слово и быстро придумывать предложение с ним.
  • Читаем скороговорки. Участники игры садятся в круг и поочередно читают слово-сплетения. При этом каждое новое задание должно быть еще более запутанным (труднопроизносимым), чем предыдущее.
  • Играем в «инакомыслие». Занятие отлично развивает абстрактное мышление и особенно нравится детям. Суть его в том, чтобы называть вещи необычным образом (ковер – подстилка, стул – сиделка и т. п.). За основу берутся предметы, которые находятся в комнате.
  • Играем в инопланетян. Суть игры – представить, что человек общается с инопланетным существом, которое понятия не имеет о жизни землян. И главное задание – объяснить ему самые обыкновенные вещи, чувства и явления так, чтобы оно поняло, о чем идет речь.

Для диагностики (оценки) уровня словесно-логического мышления можно использовать методики Федосеевой О.А. «Обобщение понятий», К. Гольдштейна «Классификация предметов».

Заключение

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в учебе. В частности, ребенку сложно анализировать и сравнивать предметы, явления, ситуации. Также значительно снижается способность к усвоению новых знаний, возникают трудности в формулировании и выражение своих мыслей, их полного и последовательного раскрытия. Все это мешает не только полноценному развитию, но и общению с окружающими людьми. Также это касается и детей с психологической особенностью (с ЗПР, ОНР).

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Источник



Словесно-логическое мышление

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении. Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление – одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Читайте также:  Проблематика рассказа В П Астафьева Кража

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение — это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение — это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация – это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

Источник

Словесно логическое или вербальное мышление — что это

Развитие словесного мышления

Мышление и речь – это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышление присуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.

Мышление – высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас действительности. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсем верно.

Если ум – это способность думать и находить решение различных задач, то мышление – это предпосылка ума, инструмент человека думающего, работа со смыслами.

Мышление, речь и логика

Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.

Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.

Виды логического мышления

В дошкольный период формируются все познавательные процессы, среди которых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.

Какие есть виды словесно логического мышления

  • Наглядно действенное формируется в раннем детском возрасте примерно с полутора лет. Первые обобщения ребенка связаны с одними и теми же действиями, выполняемыми с похожими предметами. Предположим, ребенок увидел бутылочку с молоком – сейчас его будут кормить. Во взрослой жизни оно используется, например, при экспериментах, результат которых невозможно предугадать заранее.
  • Наглядно образное обычно наиболее ярко проявляется у детей 4-6 лет. Оно оперирует образами и предполагает визуализацию ситуации. Чаще всего не требуется непосредственного контакта с предметом, но необходимо его отчетливо представлять. Если у ребенка спросить, что такое собачка, он покажет на картинку или сидящего рядом щенка, а не станет перечислять количество лап и ушей животного. Взрослые оперируют им для описания понятий, которые видеть они не могут – строение молекулы, земного ядра.
  • Словесно логическое обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Это способность думать при помощи рассуждений, осуществляемое с помощью языка и логических действий с понятиями, самый поздний этап эволюции мышления.

В качестве примера можно привести пример с монеткой. При наглядно действенном человек увидит упавшую монетку и сообразит, что ее можно взять в руку или засунуть в рот, так как она туда поместится. При наглядно образном – будет подбрасывать ее и наблюдать, что выпадет, орел или решка. При словесно-логическом он начнет рассуждать о том, может ли она зависнуть в воздухе или стать на ребро, и если нет, то почему.

Словесно логическое мышление

Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции, возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.

Вследствие словесно логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от чувственного опыта. С его помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт — и чувственный, и наглядный.

Словесно логическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей.

Операции словесно логического мышления

В процессе обучения мы оперируем определенными понятиями.

Способность развития словесного мышления

  • Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты, разграничение в нем различных свойств, элементов, связей.
  • Синтез – переход от частного к общему. Объединение составляющих частей в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
  • Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам, одному или нескольким.
  • Классификация – группировка по признакам. В противовес к обобщению, основанием для которого служат значимые признаки, классификация признает в качестве основания желательные, но малозначительные признаки, например, по предпочтению напитка.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Читайте также:  КАРТА АНАЛИЗА НОД В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО методическая разработка на тему

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Словесно логическое мышление в жизни человек

Вербальное мышление что это

Вербально логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и виртуозное владение словом. Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек что-то знает, но не может донести этого окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Если человек красиво говорит, но не в ладах с логикой, он все равно, что глухой.

Именно ему мы обязаны всем открытиям, которые сделало человечество за время своего существования. Если человек не может логически мыслить, он ничего не откроет. Если он не может донести свою мысль до других, его открытие умрет вместе с ним.

Источник

Мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, классификация, абстракция, обобщение и конкретизация.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстракции, обобщения и конкретизации.

Анализ – мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, отношений, с последующим их сравнением.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств в единое целое. Анализ и синтез всегда протекают в единстве. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план.

Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредованным и опосредованным.

Абстракция – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа.

Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрыть содержание. Когда необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их существенным признакам.

Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключении, индукция, дедукция

Понятие – система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.

В психологии принято различать два вида понятий – житейские и научные.

В житейских понятиях (стул, стол, собака, дерево и пр.) преобладают конкретные, ситуационные связи, они формируются с участием практической деятельности и наглядно-образного опыта.

Научные понятия (государство, остров, глагол, млекопитающее и пр.) приобретаются в результате обучения, в них преобладают отвлеченные, логические связи, формируются с ведущим участием вербально-логических операций.

Суждение высказывание, содержащее определенную мысль.

Умозаключение – серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений. Индукция – вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

Виды мышления.

Мышление человека включает в себя не только разные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о разных видах мышления.

По степени развернутости мышление может быть:

дискурсивным (поэтапный процесс) и интуитивным (быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, минимальная осознанность);

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное).

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

При помощи предметно-действенного мышления задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь познавая объект, ребенку не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимоть, честность, гордость и т.д.) Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга.

4. Иллюстративный материал в презентации лекции

Литература

Основная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. — Издание семнадцатое. — Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. — 3еизд. испр. и доп. — М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3.Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

  1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. — М.: "Проспект". 2006. – 448с.
  2. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. — СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер. 2007. – 713с.

6. Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Как вы думаете, творческое воображение присуще каждому человеку?

2. Как вы думаете, почему эмпатию называют типом социальной интеллигентности?

3. Как вы думаете, воображение связано с органическими процессами и может ли влиять на них?

4. Какая информация, по вашему мнению, запоминается быстрее?

5. Как вы думаете какой наиболее распространенный тип памяти?

6. Как вы думаете, какой тип памяти наиболее прочный?

7. Мышление и речь одно и тоже?

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Adblock
detector