Как можно начать анализ текста



Как делать анализ текста: план и шаги

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но впоследствии ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

Источник

Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе?

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями – мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Содержание притчи

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью – это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи – это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие – параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу – рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения – художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

Автор использует следующие средства выразительности:

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший – один – путник – недовольный – горе-путник – утомлённый дорогой).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все – один, весело – брюзжа, труд – лень, жизнь – смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах) до отрицательно-оценочных (брюзжал), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере – линейно. Есть завязка – отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка – это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники – уставший – Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он – над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Читайте также:  Чем руководствоваться при открытии расчетного счета

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

Источник

Как можно начать анализ текста

Анализ текста — это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. При анализе текста могут потребоваться сведения из самых разных областей знаний — от психологии, этнографии, истории, мифологии, библиологии до теории информации и теории чисел.

Разновидности анализа текста

Читая, человек пересказывает себе текст — а значит, анализирует его. Такой первичный читательский анализ называется наивным.

Чтобы сделать наивный анализ более прозрачным, последовательным и доказательным, учёные разработали методы научного анализа текста, которые позволяют определить индивидуальное восприятие читателей от общезначимых характеристик текста.

В зависимости от целей и задач исследования текста выбирают вид научного анализа.

Историко-литературный анализ текста

  1. Сведения об авторе текста, об особенностях его личности.
  2. Отражение личностных особенностей автора в тексте.
  3. Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и её отражение в тексте. Злободневное и вечное.
  4. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода.
  5. Место произведения в творчестве автора и в русской литературе вообще.

Лингвистический анализ текста

  1. Лингвистический комментарий, т. е. объяснение непонятных слов, выражений, ситуаций и т. п.
  2. Лингвистическое толкование:
  • стилевая отнесённость текста (текст как явление художественного стиля);
  • строфика текста:
    а) строфы, основанные на цепной связи между предложениями;
    б) строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений;
    в) способы связи между строфами.
  1. Стилистика текста:
  • лексика (стилистические функции многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, историзмов и архаизмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, жаргонизмов и арготизмов; стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов);
  • стилистическое использование возможностей словообразования и морфологии;
  • стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные и вставные конструкции, разные типы сложного предложения, различные обороты, прямая и косвенная речь, цитаты);
  • изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).

Идейный и лингвопоэтический анализ текста

  1. Тема (тематика) произведения.
  2. Проблема (проблематика).
  3. Идея (идейное содержание).
  4. Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальность, романтика, трагическое, комическое (юмор, сатира); ирония.
  5. Род литературы и жанр произведения.
  6. Время и пространство произведения.
  7. Сюжет. Содержание литературного произведения. Конфликт.
  8. Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды пейзажа. Интерьер как элемент композиции. Виды интерьера.
  9. Образная система произведения. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т. п. Образ повествователя.

Анализ текста, объединяющий все три вида исследования, называется комплексным, или целостным.

Пример комплексного анализа текста

Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования.

С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.

В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста.

С точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.

Образец текста

Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Образец анализа

Анализируемый текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта повесть принесла автору всемирную известность.

Во многих произведениях Ричарда Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр произведения как повесть-притчу. Подтверждает правильность такого определения жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас».

Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь?

Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности. Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая. В своём стремлении он был одинок, ему было нелегко. Об этом нам говорит первое предложение текста: «Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая».

Он решил быть, как все, и почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной. И когда раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ решение.

Читайте также:  Дизайн мышление от разработки новых продуктов до проектирования бизнес моделей

Джонатан чувствует себя свободным – «распались цепи», которыми он был прикован к своей мечте. В тексте она названа возвышенно: «колесница познания». Но когда приковывали к колеснице… Это же была пытка, казнь! А разве не пытка – муки поисков истины, муки творчества, когда раз за разом ничего не получается, а вокруг – не сторонники, а противники, кого радует каждая твоя неудача? Мы сейчас говорим о Чайке или о людях, о себе?

Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя.

Джонатан смирился, но это было только внешнее смирение. Как только в его уме появляется новая идея, забыто прежнее решение «быть как все» и он уже летит, проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы. Композиционно отрывок можно разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает максимума, когда Джонатан вышел из пике и «пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны». И дальше – радость, ликование и новые планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ познанию.

Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность:

  • «колесница познания»;
  • «Ветер оглушительно ревел у него над головой»;
  • «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней».
  • «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»;
  • «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак.

В тексте имеются и контекстуальные антонимы:

  • «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»;
  • «не голова, а вычислительная машина».

Трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией:

  • «не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»;
  • «семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее!»

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром».

Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения.

Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций. Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем над ней. Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред?

Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся «намерениям», а действует и побеждает.

В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Следует напомнить, что кроме анализа на уроках русского языка возможен анализ прозаического текста и на уроке литературы.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Источник

Анализ целостности текста через интернет

Одним из популярных заданий для олимпиад, экзаменов и конкурсов по литературе является целостный анализ текста. Эта работа помогает экзаменаторами (проверяющим) качественно оценить аналитические способности ученика, а также его умения использовать литературную терминологию или другие языковые приемы.

В некоторых заданиях приведен перечень из вопросов к тексту, последовательные ответы на которые помогут сформировать полноценный анализ. Однако за автором остается право следовать своему собственному плану.

Главное правило того, как делать целостный анализ текста, – в результате должно получить самостоятельное, связанное эссе, которое будет проявлять знание ученика о произведение, умения владеть литературными и языковыми инструментами, а также способность глубоко анализировать персонажей и проблематику происходящих событий.

Из чего состоит целостный анализ текста

Существуют различные шаблоны, следуя которым можно создать эффективный целостный анализ текста. Наиболее популярной его формой является следующий алгоритм:

  1. Определить тему и главную идею произведения.
  2. Обозначить литературные связи между сюжетной линией и композицией.
  3. Проанализировать организацию текста или характер главного героя, системы персонажей и описания происходящих событий.
  4. Предоставить собственное мнение о том, как автор произведения видит и относится к сюжету и героям, которые в нем задействованы.
  5. Привести примеры и проанализировать выразительные литературные приемы и инструменты, функционирующие в рамках одного или нескольких отрывков.
  6. Обозначить особенности литературного стиля и жанра анализируемого текста.

Важно! Этот же алгоритм можно применять для составления отзыва о произведении, также в форме целостного анализа. Однако для этого в общую структуру нужно будет добавить:

  • эмоциональное отношение читателя к тексту, несущее оценочный характер;
  • самостоятельную оценку характеру, поведению героев и происходящим событиям, которая будет подтверждена конкретными примерами из текста;
  • выводы и их литературное обоснование.

В отличие от экзаменационного целостного анализа текста, отзыв имеет больший эмоциональный окрас и делает упор, скорее, на эмоциональный отклик читателя, нежели на разнообразие литературных инструментов.

Особенности анализа прозаического произведения

Для написания прозаического произведения в большинстве своем авторы берут за основу определенные исторические события. Именно этот конкретный исторический контекст отыгрывает важную роль на всем литературном анализе текста, поэтому особое внимание следует обращать на:

  • какие были литературные направления в период написания этого произведения;
  • какую историческую и художественную ценность представляет текст для современников и на текущий момент;
  • история создания произведения;
  • как критики отнеслись к этому тексту;
  • как можно оценить литературное значение, стиль, манеру написания и другие аспекты современному читателю.

После этого информационно-аналитического блока можно приступать к разбору идейно-художественного единства, содержания и формы.

Концептуальная часть анализа

Концептуальная часть анализа рассматривает основные идейные аспекты произведения:

  • тему;
  • проблематику;
  • идею;
  • пафос.

Тема – главная проблема или событие, которое автор рассматривает на протяжении всего повествования. Чаще всего это именно те вопросы или события из реальной жизни самого писателя, его окружения или исторической личности. Каждая ситуация или явление сама по себе является отдельной темой, а вот их совокупность формирует общую тематику.

Проблема – политический, социальный или психологический аспект, который наиболее интересует автора произведения. Нередко для написания прозаических сюжетов за основу берут одну острую и глобальную проблему, которая провоцирует множество других. Ярким примером могут стать тексты, затрагивающие крепостное право, социальную несправедливость или дискриминации. Совокупность проблем, связанных между собой одним сюжетом, называется проблематикой.

Идея – основная мысль, которую автор пытался донести своим читателям. Нередко она принимает форму итогового решения проблемы или указания верного пути, которому нужно следовать. За идеей может стоять мораль или завуалированный предмет проблемы.

Читайте также:  Дороги будто бы бомбили регулярно

Пафос – оценочное суждение самого писателя, которое ориентируется на эмоционально-психологический аспект. Оно является прямым свидетельством отношения писателя к происходящим событиям.

Как организовывается в одно целое художественный текст

То, что объединяет различные части произведения в одну целую форму, называется композицией.

  • сюжета – последовательности основных событий или проблем;
  • конфликт – основной триггер повествования, основанный на столкновении интересов или противоречий персонажей текста;
  • пролог – приветственное вступление к тексту, которое затрагивает прошлые события, создавая интригу или давая намеки на развитие событий в тексте;
  • экспозиция – литературное изображение ситуаций и состояний для введения читателя в курс дела;
  • завязка – начало развития сюжета, которое реализуется в форме события или конфликта;
  • развитие действия – упорядоченная совокупность или последовательность действий, из которых состоит сюжет повести;
  • кульминация – момент, когда происходящее доходит до определенной «точки кипения», события, провоцирующие максимальное волнение или сопереживание;
  • развязка – окончательное решение рассматриваемого в произведении конфликта, что по совместительству является заключительным событием развития действия;
  • эпилог – заключительная часть произведения, в котором автор рассказывает о судьбе или дальнейшем происходящем с главными персонажами произведения.

Целостный анализ – общепринятая форма связанного аналитического изображения понимания и отношения читателя к произведению. Она имеет свободный стиль изложения, но для соблюдения классической структуры можно воспользоваться популярным алгоритмом, приведенным в этой статье.

Источник

Как делать анализ текста?

frog-1610551_1280 анализ текста

Начну с самого главного. Для понимания любого текста, книги, учебника, бизнес контракта, закона — важно правильно задавать вопросы.

Когда мы говорим о художественной литературе, то на сцену выходит не только логика, но также и чувства, эмоции, фантазия. Чтобы увидеть всю глубину своих рассуждений стоит обратить внимание на следующее:

  • Какие вопросы помогают нам думать, а какие — только запомнить ответ?
  • Какие вопросы нам самим интересны?

Умный вопрос — уже половина знаний (Ф. Бэкон)

Умный вопрос – это вопрос, в котором есть то, что заставит вас думать и размышлять. Ответ на этот вопрос нельзя дать одним словом или фразой.

Неумный вопрос – это вопрос, ответ на который будет односложный, то есть «да» или «нет», короткий, в двух словах или скупой.

Таким образом, анализ текста — это ответы на вопросы, сплетенные вместе литературным языком, имеющим индивидуальные особенности того, кто делает анализ. Другими словами, полноценный анализ текста это не просто сухие ответы на вопросы, это сочинение.

План анализа текста для 1-4 классов состоит из:

  1. До прочтения – Анализ названия.
  2. Характеристика текста после первого прочтения.
  3. Запоминание текста после первого прочтения.
  4. Анализ текста после первого прочтения.
  5. Осознание текста.
  6. Заключительная оценка и вывод.

План анализа текста для 5-11 классов состоит из:

  1. До прочтения – Анализ названия.
  2. Характеристика текста после первого прочтения.
  3. Запоминание текста после первого прочтения.
  4. Анализ текста после первого прочтения.
  5. Осознание текста.
  6. Анализ текста в процессе второго прочтения.
  7. Синтез. Объединение полученных выводов.
  8. Заключительная оценка и вывод.

Теперь рассмотрим подробно «как» делается каждый шаг.

Шаг 1. До прочтения – Анализ названия.

Вопрос 1. О чем может идти речь в рассказе с таким названием? Примерные ответы:

  • Возможно, этот рассказ о том, как …
  • Я думаю, что мы узнаем, как …
  • Может быть, мы узнаем о том, как …

Вопрос 2. Можем мы узнать из названия, где происходит действие?

Вопрос 3. Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

Шаг 2. Характеристика текста после первого прочтения.

Вопрос 1. В каком жанре написан рассказ? Ответ здесь

Вопрос 2. Какой вид текста? Ответы:

  • Повествование — передают действие в развитии, во временной последовательности.
  • Описание — характеризуют статичные картины, передают их детали.
  • Рассуждение — передают развитие мыслей относительно предмета речи.

Шаг 3. Запоминание текста после первого прочтения.

На данном этапе задаются вопросы для запоминания текста. Восстановление сюжета (короткий пересказ – в двух словах) и деление его на части:

  1. С чего начинается история? (завязка)
  2. Как продолжается история? (развитие действия)
  3. Какой самый острый момент? (кульминация)
  4. Как разрешается конфликт? (развязка)
  5. Как заканчивается история? (заключение)

Ищите ответы на вопросы:

  • Вопрос 1. Кто действует? Что делает?
  • Вопрос 2. Кто или Что описывается?
  • Вопрос 3. Где и Когда происходит действие?
  • Вопрос 4. Каким образом происходит действие или явление?
  • Вопрос 5. Что ещё, помимо фактов, содержится в приведённых текстах? Ответ: Детали!

Детали – это скрытая дополнительная информация. Именно детали помогают понять важное, но увидеть их — большое умение. Примеры деталей:

  • Ливень обрушился
  • Чудо техники
  • Сказочное происшествие
  • Специальная защита
  • Боль гложет
  • Самодовольно и надменно посмотрел

Шаг 4. Анализ текста после первого прочтения.

На данном этапе задаются вопросы для понимания текста.

Вопрос 1. Какая главная мысль произведения?

Вопрос 2. Какие чувства вы испытывали, читая рассказ? Примерные ответы: радость, волнение, тревога.

Вопрос 3. Кто является главными героями?

Вопрос 4. Какие художественные образы главных героев? Портрет, поступки, речь, отношение.

Вопрос 5. Кто является второстепенными персонажами, их связь между собой и главными героями?

Вопрос 6. Какие художественные образы второстепенных героев? Портрет, поступки, речь, отношение.

Вопрос 7. Какие действия (слова в тексте) передают эмоции и чувства героев?

Вопрос 8. Какие чувства волнуют героев?

Вопрос 9. О чем думает каждый персонаж, произнося свою реплику?

Вопрос 10. За кого из героев вы переживаете? Почему?

Вы можете составить вот такую табличку для наглядности:

Для анализа текста

Шаг 5. Осознание текста.

На данном этапе задаются вопросы для осознания текста, то есть необходимо представить себя на месте героев, подумать и ответить на вопросы:

Вопрос 1. Мог бы я оказаться в такой ситуации?

Вопрос 2. Как бы я поступил на месте героев?

Вопрос 3. Можно ли считать (то-то) верным?

Вопрос 4. Какие выводы можно сделать из…?

Вопрос 5. Каковы мотивы поступков героя или героев?

Вопрос 6. Какие выводы можно сделать из всего рассказа? Раскрыть идею произведения.

Здесь можно поставить точку для ребят из начальных классов. Но лучше не останавливаться, а перейти к самому интересному.

Шаг 6. Анализ текста в процессе второго прочтения.

С данного этапа начинается полёт творчества, ведь мы имеем дело с художественной литературой.

Пункт 1. Текст делится на малые части – в зависимости от текста можно подойти к нему по-разному и поделить по сюжетам, месту действия, диалогам и т.д. Каждую часть рассматриваем, как отдельно взятую историю, то есть представляем, будто мы не знаем, что было перед ней и что будет после.

Пункт 2. Задаём вопросы к каждой части:

Вопрос 1. Какое настроение создает автор в данной части рассказа?

Вопрос 2. Почему это происходит? Ищем причины, которые могут быть, а не только которые указаны в тексте до этой части рассказа.

Вопрос 3. Зачем это происходит? Ищем мотивацию, цели героев или событий.

Часто и по-разному спрашивать — значит приобретать точные знания (Платон)

Пункт 3. Теперь сравниваем между собой все части рассказа, ищем странности:

  • Удивительное
  • Противоречия
  • Непонятное
  • Неубедительные аргументы
  • Неоднозначные объяснения
  • Недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п.

Именно эти места помогут задать умные вопросы, в них же и будут содержаться ответы.

Пункт 4. Какие выводы можно сделать?

Шаг 7. Синтез. Соединяем малые части из предыдущего шага (шаг 6) и создаем практически новый рассказ. Отвечаем на вопросы:

Вопрос 1. Какой другой финал может быть у рассказа?

Вопрос 2. Какое другое решение проблемы может быть?

Вопрос 3. Какое последующее развитие событий может быть после завершения рассказа?

Источник

Adblock
detector