Как монетарная политика влияет на фондовый рынок
Что такое монетарная политика
Один из наиболее мощных экономических инструментов государства — монетарная (денежно-кредитная) политика. Она позволяет воздействовать на такие макроэкономические компоненты, как объём денежной массы, активность на кредитном рынке и курс национальной валюты. Инвестору необходимо понимать роль денежно-кредитной политики в экономике, поскольку она является одним из основных факторов, определяющих стоимость финансовых активов и их перспективы.
Понятие монетарной денежной политики
Под монетарной политикой подразумеваются действия и сообщения Центробанка, направленные на достижение экономических целей, утверждённых властями страны.
За реализацию монетарной политики государства отвечает специальный финансовый институт, обладающий значительной независимостью. В РФ это Центробанк, в США — ФРС (Федеральная резервная система), в ЕС — ECB (Европейский центральный банк). Благодаря своей автономности центробанки в определённой степени защищены от давления со стороны госструктур и отдельных политиков.
В разных странах функции монетарной политики схожи. Они включают в себя:
- профилактику инфляции;
- содействие росту экономики;
- проведение антикризисных мероприятий.
Есть и различия, обусловленные особенностями экономик: так, американская ФРС содействует поддержанию высокого уровня занятости населения, а Центробанк РФ стремится обеспечить устойчивость курса рубля.
Ключевые направления денежно-кредитной политики в РФ устанавливаются Центробанком совместно с Правительством. Ежегодно, не позднее 1 декабря, они передаются на рассмотрение в Госдуму (согласно ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.).
Для определения стратегии деятельности ЦБ используется специальный документ, который содержит основные ориентиры денежно-кредитной политики. В нём указаны:
- цели монетарной политики;
- анализ её текущего состояния;
- прогнозы и сценарии;
- методы монетарной политики.
Подобные документы, рассчитанные на длительную перспективу, формируются и другими центробанками.
Так, 27 августа 2020 г. ФРС США опубликовала Заявление о долгосрочных целях и стратегии денежно-кредитной политики, в котором говорится, что раз в пять лет будет проводиться глобальный пересмотр её инструментов и направлений.
Важным компонентом подобных документов является публикация целевого показателя инфляции, поддержание которого обеспечивают инструменты денежно-кредитной политики государства. В РФ этот ориентир установлен на уровне 4%, а в США и Великобритании он составляет 2%.
Инструменты монетарной политики государства
Денежно-кредитная политика является одним из двух основных инструментов, применяемых государством для регулирования экономики. Второй — бюджетно-налоговая политика, за которую отвечает Минфин. Координация налогового бремени и регулирования параметров бюджета с монетарной политикой помогает поддерживать стабильность экономики.
Актуальные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ перечислены в Главе VII Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. К ним относятся:
- процентная ставка — определяет цену кредитов ЦБ для коммерческих банков.
- Нормы обязательного резервирования — они регулируют, какой процент своих капиталов банки должны хранить в ЦБ.
- Операции на открытых рынках — деятельность ЦБ по купле-продаже ценных бумаг, в основном — гособлигаций. Понятие «открытый рынок» подразумевает, что Центробанк работает не с определёнными агентами, а со всеми дилерами.
- Рефинансирование — предоставление кредитов от ЦБ коммерческим банкам.
- Операции с валютой — купля-продажа Центробанком долларов и евро для стабилизации курса рубля.
- Отслеживание показателей денежной массы — установка ЦБ соответствующих индикаторов и их мониторинг.
- Прямые количественные ограничения — определение границ для операций кредитных организаций.
- Эмиссия облигаций ЦБ.
Инструменты монетарной политики Центробанка обычно применяются комплексно, так как дополняют друг друга.
Возможно использование и других методов, самый важный из которых — публичные выступления руководства ЦБ, касающиеся дальнейших направлений монетарной денежной политики государства.
Виды монетарной политики
Когда инструменты применяются комплексно, речь идёт о проведении монетарной финансовой политики. Выделяют три её разновидности: мягкая, жёсткая и нетрадиционная. Первые две являются уже привычными для экономик, а третья приобрела популярность во время ипотечного кризиса 2007–2008 гг. и эпидемии COVID-19.
Для мягкой политики характерны:
- низкая базовая ставка ЦБ;
- низкие нормы резервирования;
- скупка гособлигаций.
Такие действия приводят к увеличению денежной массы и скорости её оборота, обеспечивая доступность кредитов. Происходит стимулирование экономического роста, но возникают и неблагоприятные последствия — ускоряется рост инфляции, и на финансовых рынках образуются пузыри. Тогда в ход идёт политика сдерживания, применяющая противоположные меры, среди которых:
- высокая базовая ставка ЦБ;
- повышенные нормы резервирования;
- продажа гособлигаций.
Её результатом является уменьшение денежной массы и повышение стоимости кредитов. В конечном итоге не только падает деловая активность, но и происходит снижение инфляции и ужесточение финансовой дисциплины в экономике. Снова приходит время для мягкой политики.
Теоретическое определение нетрадиционной денежно-кредитной политики отсутствует. На практике она включает в себя:
- сверхнизкие базовые ставки;
- количественное смягчение (QE) — скупка ЦБ на свой баланс ценных бумаг частного сектора;
- нулевые нормы резервирования;
- щедрую помощь финансовым структурам в рефинансировании кредитов;
- заявления Правительства о массовых вливаниях средств в экономику.
Именно такая политика проводилась ведущими центробанками в недавних кризисных ситуациях.
Так, с началом эпидемии COVID-19 ФРС США предприняла следующий комплекс мер:
- базовая ставка снижена до 0–0,25%;
- уменьшены до нуля требования к обязательному банковскому резервированию;
- приняты поправки в документ о стратегических целях денежно-кредитной политики страны: его дополнили положением, согласно которому целевая инфляция должна составлять 2% на протяжении среднесрочного периода, а не в определённый момент времени;
- начата программа массовой скупки ценных бумаг, причём не только инвестиционного характера. Как следствие, баланс ФРС вырос за год примерно на 3 трлн долл.
В Европе ECB предпринял схожие меры:
- законсервировал нулевую базовую ставку и отрицательную ставку по депозитам (—0,5%);
- запустил скупку активов;
- оказал массовую помощь в рефинансировании кредитов.
Подобные меры предпринимали центробанки Японии (BOJ) и Китая (PBC): помощь в рефинансировании, сверхнизкие ставки и массовая скупка ценных бумаг.
Результатом всех этих действий стало повышение суммарного баланса крупнейших центробанков: к марту 2021 г. он составил около 26 трлн долл.
Центробанк | Баланс |
ФРС | 7,5 |
ECB | 7,1 |
PBC | 3,9 |
BOJ | 7,1 |
Рис. 2. Балансы крупнейших центробанков на начало марта 2021 г. (трлн долл.). Источник — сайты центробанков
Однако в заявлениях руководства ведущих центробанков подчёркивается, что QE, сверхнизкие ставки и остальные инструменты нетрадиционной политики не будут действовать постоянно.
Как монетарная политика влияет на фондовый рынок
Проводимая властями денежно-кредитная политика непосредственно воздействует на цены:
- акций;
- облигаций;
- биржевых товаров (коммодити).
Инструменты денежно-кредитной политики могут как минимум в краткосрочном плане решающим образом влиять на стоимость активов.
Наиболее показательным примером является кризис реального сектора из-за COVID-19. Хотя в 2020 г. ВВП США упал на 3,5%, акции уверенно продолжали рост, подстёгиваемые QE и другими инструментами сверхмягкой монетарной политики.
Противоположная картина наблюдалась на рынке гособлигаций. Сначала из-за кризиса их доходность резко снизилась: массовая скупка инвесторами, убегающими от рисков, привела к повышению котировок гособлигаций и, как следствие, к относительному уменьшению процентных выплат. По мере реализации антикризисных мероприятий инвесторы стали забирать средства, в частности, для приобретения акций.
Также вверх пошли цены и на многие биржевые товары. К примеру, золото подорожало за 2020 год почти на 24%.
Но на более продолжительном отрезке времени одних только мер монетарной политики уже недостаточно — рост цен финансовых активов должен опираться на реальную ситуацию в экономике и результаты деятельности конкретных компаний и отраслей.
Суть монетарной политики государства заключается в использовании центробанком ряда инструментов для контроля инфляции, стабилизации валютного курса и проведения антикризисных мероприятий. Когда власти комплексно применяют эти методы, речь идёт об определённой денежно-кредитной политике правительства: стимулирующей, сдерживающей или нетрадиционной. Последняя активно используется мировыми центробанками для преодоления последствий COVID-19. Её основные инструменты — сверхнизкие базовые ставки, минимизация требований резервирования для банков и политика массовой скупки ценных бумаг, в том числе частного сектора (QE). Такое вливание денег в экономику способствовало росту акций и повышению цен на биржевые товары (коммодити). Обратная её сторона — возникновение инфляции, способствующей постепенному переходу к более жёсткому регулированию монетарной политики.
Остались вопросы по статье, хотите предложить интересную тему или знаете, как сделать «Открытый журнал» ещё лучше? Скорее пишите нам через форму обратной связи — мы с удовольствием ответим, тщательно изучим и обязательно примем во внимание. И не забудьте подписаться на нашу рассылку, иначе пропустите самое важное и интересное!
Источник
Анализ особенностей денежно кредитной политики
Направления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием национальной экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика современной России не может быть, естественно, «калькой» монетарной политики США, Англии, Германии и других стран, хотя Россия и использует международный опыт ее проведения как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах, осуществляющих переход к ней.
Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России.
В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики. Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентированной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики.)
Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.
Макроэкономические цели денежно-кредитной политики
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
В основе формирования денежно-кредитной политики России 90-х годов лежала задача достижения следующих макроэкономических целей:
— финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;
— снижение темпов инфляции;
— создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;
— снижение реальных процентных ставок в экономике;
— укрепление курса национальной валюты;
— обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
— достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста;
— отказ от использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей.
Политика Банка России в области денежно-кредитного регулирования
Основной задачей денежно-кредитной политики Банка России является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.
Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются:
— жесткий контроль за темпами денежной эмиссии;
— проведение политики контроля за колебаниями валютного курса;
— дальнейшее развитие и совершенствование действия рыночных механизмов рефинансирования банков;
— активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями;
— реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.
Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.
Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяемыми в зарубежной банковской практике.
Рефинансирование банков. Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
До середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков.
В течение сентября — ноября 1998 года Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам 9 регионов России, а также отдельным социально значимым банкам на сумму порядка 8,0 млрд. рублей сроком до 1 года.
Рефинансирование банков в 1999г. являлось основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банковской системе. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России предполагает прекратить предоставление указанных кредитов.
В 2000 г. наиболее остро стала проблема избыточной ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики. Расширению кредитования реального сектора препятствуют в первую очередь высокие риски (в конце года ставки по кредитам конечным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ставок на межбанковском кредитном рынке, определяющем стоимость ресурсов для самих банков).
Депозитные операции. В целях оперативного регулирования ликвидности банковской системы, нейтрализации излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998-2000 гг. Банк России активно проводит депозитные операции через систему « Рейтере — Дилинг».
Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.
Процентная политика по операциям Банка России. Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применяемых Центральным банком, особое место принадлежит учетной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение с целью снижения инфляции учетного процента, проведение так называемой политики «дорогих денег» затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате стимулируется сокращение кредитных вложений в экономику, и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Снижение учетной ставки, т.е. политика «дешевых денег», наоборот, стимулирует расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического развития.
В соответствии с жестким курсом денежно-кредитной политики Правительства России размер учетной ставки по централизованным кредитам коммерческим банкам в начале и середине 90-х гг. систематически повышался. Если в мае 1991 г. она составляла 6-8%, то с 22 декабря 1991 г. — 20%; с 10 апреля 1992 г. — 50%; с 1 июля 1992 г. — 80%; с 30 марта 1993 г. -100%; со 2 июня 1993 г. — 110%; с 22 июня 1993 г. — 120%; с 29 июня 1993 г. — 140%; с 15 июля 1993 г. — 170%; с 23 сентября 1993 г. — 180%; с 15 октября 1993 г. — 210%; с 29 апреля 1994 г. — 205%.
В последние годы ЦБ РФ проводил учетную политику с целью подавить инфляцию путем изменения уровня официальной учетной процентной ставки. Повышая уровень учетной ставки, ЦБ РФ проводит политику кредитной рестрикции, побуждая кредитные учреждения сократить заимствования. Это ведет к сокращению кредитных операций и в итоге — к повышению процентных ставок. Если ЦБ РФ снижает учетную ставку, то он тем самым поощряет кредитную экспансию. Наглядным примером подобной практики служит проведение Банком России политики кредитной рестрикции в 1992-1993 (учетная ставка резко возрастала), а в 1994 г., в связи с изменившийся экономической ситуацией в стране, ЦБ РФ начал постепенно проводить политику кредитной экспансии и снизил учетную ставку с 210% (январь 1994 г.) до 42 % годовых (10.02.97).
Однако анализ фактических данных показал, что в этот период рекстрикционная политика ЦБ РФ была абсолютно оторвана от реалий рынка и коммерческие банки практически не учитывали ее при разработке и проведении собственной кредитной политики. В результате в 1996 г. Банк России был вынужден резко снизить уровень учетной ставки с 160% до 48% , перейдя к проведению политики кредитной экспансии.
В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Банка России испытывала на себе влияние внешних условий. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.
С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. В частности, повышение ставки рефинансирования было произведено в начале февраля 1998 года (с 28% до 42%), в последней декаде мая (с 30% до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60% до 80%). В течение 1998 г. Банк России пять раз пересматривал уровень ставок рефинансирования. В 1999-2000 гг., в связи с относительной экономической стабилизацией, Центральный банк проводит политику на снижение ставки рефинансирования: в январе 2000 г. — с 55% до 45%, а в марте — до 38% и 33%, в ноябре — до 25%.
Минимальные, или обязательные, резервные требования Центрального банка — важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объем свободных ресурсов банков.
Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит и их ликвидность.
В свою очередь, Банк России неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора экономики. К общим методам денежно-кредитного регулирования, активно используемым в зарубежной банковской практике, относятся и операции Центрального банка на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов, используемых ФРС США в осуществлении национальной денежно-кредитной политики. В операциях на открытом рынке ФРС США широко используются перекупочные соглашения как метод гарантированного финансирования. Заключая с коммерческими банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бумаги с условием, чтобы через определенное время они совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги с фиксированной или плавающей скидкой к цене. В России операции на открытом рынке еще не нашли широкого применения. Кроме того, в условиях, когда источником финансирования бюджетного дефицита являются кредиты Банка России и государственный долг не оформлен ценными бумагами, операции на открытом рынке неэффективны.
Несмотря на временный кризис рынка государственных ценных бумаг (ГКООФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков Банк России в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «overnight», а также возможность проведения с ними сделок РЕПО
Источник
Особенности современной денежно-кредитной политики Банка России
С помощью анализа официальных документов Банка России определены особенности современной денежно-кредитной политики. Показано, что в условиях неоднозначного решения по отказу Банка России от проведения валютных интервенций при переходе к режиму таргетирования инфляции, а также его ориентированности на обеспечение ценовой стабильности, денежно-кредитная политика не может быть признана результативной в силу ее неподчиненности цели по развитию национального производства посредством расширения кредитования реального сектора.
Ключевые слова
Об авторе
Бердышев Александр Валентинович – кандидат экономических наук
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 01.01.2019).
2. Федеральный закон (ред. от 27.12.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) http://www.consultant.ru/search/?q=%D1%84%D0%B7+%D0%BE+%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B5+%D1%80%D1%84+ Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 01.01.2019).
3. Бердышев, А. В. Денежно-кредитная политика Банка России: цели, приоритеты, результаты // Тез. докл. III Международной конференции «Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития». К 80-летию выхода в свет книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»: Сборник тезисов докладов / под ред. Р. М. Нуреева, М. Л. Альпидовской. – М.: Финансовый университет, 2016. – 740 с.
4. Глазьев, С. Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. – 2014. – № 9. – С. 13-29.
5. Глазьев, С. Ю. Доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития». – М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. – 60 с.
6. Горюнов, Е. и др. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика / Е. Горюнов, С. Дробышевский, П. Трунин // Вопросы экономики. – 2015. – № 4. – С. 53-85.
7. Ершов, М. В. Инфляция уже на минимуме, а роста экономики все нет // Эксперт. – 2018. – № 20. – 14-20 мая. – С. 52-55.
8. Набиуллина, Э. С. Трудный путь России к цели по инфляции. Лекция в честь Мишеля Камдессю / Конференция МВФ, Вашингтон, сентябрь 2018 // Банк России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/st/2018-0906/ (дата обращения: 18.01.2019).
9. Сухарев, О. С. «Извращенный монетаризм» будет диктовать экономическую стратегию развития России? // Инвестиции в России. – 2017. – № 6. – С. 27-35. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osukharev.com/images/art/26-062017.pdf (дата обращения: 14.01.2019).
10. О денежно-кредитной политике [Электронный ресурс] // Банк России. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/DKP/about_monetary_policy/ (дата обращения: 03.01.2019).
11. Об индексе потребительских цен в октябре 2018 года // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/217.htm (дата обращения: 25.12.2018).
12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов: // Банк России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/48125/on_2019(2020-2021). pdf (дата обращения: 21.12.2019).
13. Ebeke, Ch. Inflation Targeting and Exchange Rate Regimes in Emerging Markets: // Ch. Ebeke, A. Armand / IMF Working paper № 228. – Washington: IMF, 2015. – 35 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2015/wp15228.pdf (дата обращения: 24.12.2019).
Для цитирования:
Бердышев А.В. Особенности современной денежно-кредитной политики Банка России. Вестник университета. 2019;(2):113-117. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-113-117
For citation:
Berdyshev A.V. Features of modern monetary policy of the bank of Russia. Vestnik Universiteta. 2019;(2):113-117. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-113-117
alt=»Creative Commons License» width=»»/>
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Источник
Как работает Кредитно-денежная политика (простыми словами) в Примерах
Что такое Кредитно-денежная политика ЦБ России и государства простыми словами и в примерах. Как работает государственная денежно-кредитная политика в России, влияние на инфляцию и экономику.
Не каждый может понять к чему приведет снижение ключевой ставки и почему уровень инфляции зависит от решений Председателя ЦБ. Политика, реализуемая Банком России, определяет основные экономические показатели жизни граждан и условия ведения бизнеса, корректирует курс рубля и платежеспособность баланса государства.
Рассмотрим, как зависит уровень жизни каждого гражданина при реализации денежной политики и как определять тенденции к приумножению накоплений.
- Что такое кредитно-денежная политика простыми словами
- Цели и суть денежно-кредитной политики
- Виды денежно-кредитной политики
- Методы кредитно-денежной политики
- Инструменты кредитно-денежной политики
- Влияние денежно-кредитной политики на курс валют
- Заключение
Что такое кредитно-денежная политика простыми словами
Согласно определению, опубликованном на сайте ЦБ России, кредитно-денежная (монетарная) политика – часть экономической политики Правительства, которая направлена на укрепление и рост благосостояния граждан.
Государство регулирует количество денег в обращении, доступность кредитных средств, спрос и предложение в финансовой сфере.
Википедия предлагает следующее определение монетарной (кредитно-денежной или денежно-кредитной) политике – это макроэкономическое регулирование денежных потоков, комплекс мероприятий для управления спросом, через условия на рынке (курс валюты, процент по займу или уровень доходности в банке) для сохранения ценовой стабильности и курса валюты, содействие экономическому росту России.
Простыми словами, Банк России от лица государства решает сколько денег и валюты должно находиться в обороте граждан. При дешевых кредитах и большом количестве денег у населения происходит рост экономики, но и рост цен в связи с увеличением спроса и покупательской способности.
При высоких ставках за кредит денег будет мало в обращении, инфляция сократится или будет невысокой, спрос снизится.
При экономическом спаде государство снижает ставки по кредитам, а во время подъема – наоборот, чтобы не позволить бизнесу расти интенсивно.
Ежегодно ЦБ представляет «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
Цели и суть денежно-кредитной политики
Цель кредитно-денежной политики государства – обеспечение стабильности цен и низкой инфляции.
Стабильность цен – фундамент для повышения финансового благосостояния граждан, ведения бизнеса, благоприятных условий для жизни.
Ценовая стабильность способствует:
- Защите доходов и сбережений в национальной валюте от обесценивания;
- Уверенному планированию ежедневных, краткосрочных и долгосрочных расходов;
- Поддержке стабильности лиц, с невысоким доходом, обеспечение их покупательской способности;
- Поддержке достаточного уровня потребления;
- Доступности ссуд для юридических лиц, для снижения уровня инфляционного риска, который банки закладывают в расчет ставки по кредиту;
- Эффективности инвестиционных планов предприятий малого и среднего бизнеса;
- Росту доверия к национальной валюте и созданию условий сокращения ее перевода в валюту.
Политика проводится в режимах третирования инфляции, чтобы оптимизировать ее рост и динамику.
Проведение денежно-кредитной политики Центральным банком должна быть последовательной, предсказуемой и прозрачной.
Качество и эффективность политики, выполнение цели зависит от принципов реализации:
- Установка количественного уровня инфляции, который известен всем потребителям – юридическим и физическим лицам. Цель устанавливается для годового темпа роста цен на товары и услуги для населения, что позволяет планировать расходы и направление развития бизнеса. В текущем году поддерживают инфляцию с отклонением 4-4,25%, что означает небольшие колебания от показателя, заявленного в начале года. При наличии негативной тенденции в росте инфляции больше установленного отклонения Банк России анализирует продолжительность роста и принимает решения направленные на снижение инфляции и повышение стабильности рубля.
- Плавающий валютный курс, которой определяется исходя из спроса и предложения на иностранную валюту. В этом случае ЦБ не проводит вмешательств на внутреннем рынке для поддержания определенной стоимости рубля и динамики колебаний. Операции проводят только при появлении риска угрозы финансовой стабильности бюджета и пополнения резервом Минфином России.
- Ключевая ставка – основной инструмент денежно-кредитной политики, который влияет на изменение процентов в банках, и в дальнейшем на уровень спроса населения и инфляцию. Ключевая ставка анализируется 8 раз в год и может быть оставлена без изменений, увеличена или уменьшена. По итогам любого заседания размер ставки объясняется и озвучиваются шаги политики, которые будут реализованы для ее укрепления и повышения эффективности.
- ЦБ принимает решения после тщательного анализа большого количества макроэкономических показателей. Решения в денежно-кредитной политике РФ влияют на изменения цен не стразу, а через цепочку факторов. Например, повышение ключевой ставки приведет к росту процентов по кредиту для бизнеса, увеличению себестоимости и значит росту цен. К отклонению от уровня инфляции приводит даже повышение цен на отдельные группы товаров, а значит возрастает риск продолжительных отклонений и несвоевременных действий регулятора.
- Доступные коммуникации о реализации кредитно-денежной политике банков, для повышения понимания и доверия граждан, формирования предсказуемой экономической ситуации. Данные оперативно публикуются на сайте ЦБ с подробным описанием мер и результатов, перспектив развития. Проводится постоянная работа над оптимизацией адресности сообщений.
Виды денежно-кредитной политики
Кредитно-денежная политика бывает 2 видов: мягкая и жесткая.
Мягкая политика по-другому называется «гибкой», «реформой «дешевых» денег» или стимулирующей.
ЦБ РФ проводит следующие мероприятия:
- Покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, а деньги которыми оплатил покупку, переводит на резервные счета банков для увеличения возможности кредитования и увеличения денежной массы.
- Снижает ключевую процентную ставку, чтобы коммерческие банки могли использовать заемные средства для кредитования юридических и физических лиц по низким процентам.
- Устанавливает минимальное значение резерва для банков, чтобы увеличить денежный мультипликатор и возможности финансирования экономики.
«Гибкая» политика борется с дефляционными процессами, ключевая ставка понижается, экономика оживает, но происходит снижение курса рубля.
«Жесткая» (сдерживающая) политика или «реформа дорогих денег» характеризуется мероприятиями:
- продажа государственных ценных бумаг, в результате сделок резервы коммерческих банков и объем денежной массы в обращении сокращаются;
- увеличение ключевой ставки, что приведет к повышению себестоимости займов для населения и снижению прибыли банков;
- повышение лимита норм резервирования, выводя средства из обращения и снижая денежный мультипликатор. Рост денежной массы замедляется или прекращается совсем.
«Жесткая» политика носит ограничительный характер и вводится для противодействия инфляции, ключевая ставка повышается.
Нейтральная политика – ставка держится на одном уровне долго, чтобы экономика могла стабилизироваться и поддерживаться себя в эффективном состоянии.
Методы кредитно-денежной политики
Проведение кредитно-денежной политики реализуется через прямые (директивные) и косвенные (рыночные) методы.
Прямые методы – требования и указания Банка России. Например, величина резерва на возможные потери по ссудам, норматив резерва банка на счете в ЦБ, лимиты по кредитным и депозитным портфелям, объем привлекаемых средств, величина ставок по вкладам и ссудам.
Прямые методы создают быстрый эффект, но не могут дать ЦБ полный контроль.
Косвенное влияние ЦП оказывает с целью повлиять на рынок. Например, покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Для снижения курса валюты Банк России активно продает ее и укрепляет рубль.
Основные методы, согласно законодательству:
- Проценты по операциям;
- Установление ограничений на размер обязательных резервов;
- Виды разрешенных операций для потребителей;
- Рефинансирование коммерческих банков;
- Контроль и регулирование на валютном рынке;
- Координирование объемов денежной массы в обороте;
- Количественные ограничения;
- Эмиссия облигаций федерального займа.
Банк контролирует максимальную ставку по ссудам, ежеквартально устанавливая лимит ПСК для банков, МФО и ломбардов, и размер резерва на возможные потери по ссудам при росте доли кредитов под залог ценных бумаг или неликвидных активов. Основной критерий – соотношение кредитного портфеля к собственному капиталу банка.
Банк России анализирует ликвидность банковских операций периодически проверяя показатели деятельности и значения по результатам финансового анализа в отчетах.
Для операций на фондовой бирже устанавливается размер минимальной доли собственных средств при покупке ценных бумаг. Например, при сделке в 1 000 000 рублей акция ОАО ВТБ, маржа 60%, значит 600 000 собственные средства. 400 – заемные. Для ограничения спекулятивных операций маржа повышается, при стимуляции – понижается.
Немаловажную роль в развитии экономики играют рекомендации. Без выпуска Указания Банк России на совещаниях или рабочих встречах рекомендует сократить объем выдаваемых ссуд или увеличить привлечение средств в депозитарии.
Инструменты кредитно-денежной политики
Основной инструмент – ключевая ставка, по которой финансируются коммерческие банки. Чем ниже ставка, тем дешевле краткосрочные кредиты и увеличивается количество денег у потребителей. Если ставка высокая – банки мало выдают кредитов, так как им это невыгодно, да и людям брать их дорого. Через инструменты Банк России управляет процентными ставками, по которым осуществляются межбанковские операции. Контроль условий коммерческих банков приближает их к ключевой ставке, которая определяет направление денежно-кредитной политики.
Каждый банк должен иметь не снижаемый остаток (объем ликвидности) на корреспондентском счете в ЦБ, размер которого установлен в обязательных резервных требованиях. ЦБ может предоставить дополнительные средства либо обяжет сократить сумму резерва, чтобы добиться максимального соответствия ключевой ставке. Например, если требуется улучшить условия кредитования физических лиц, ЦБ введет льготную политику финансирования, но понизит ПСК, чтобы компенсация объема прибыли происходила за счет увеличения количества операций.
Основной инструмент для корректировки остатка на счетах в соответствии с потребностью в ликвидности и управление размером ставок рынка – аукцион. Еженедельно проводят:
- аукцион репо – предоставление средств;
- депозитный аукцион – изъятие ликвидности.
Сейчас на рынке избыток ликвидности (структурный профицит) поэтому размер остатков ограничивают, изымая средства из оборота.
Банка еженедельно подают заявки на пополнение или изъятие остатков на корсчетах и от их количества зависит процентная ставка, по которой деньги будут предоставлены как источник финансирования (равна или превышает ключевую).
Ежедневно для определения объема изъятия выступают депозитные операции, для предоставления средств – прирост портфеля обеспеченных кредитов, количество сделок с ценными бумагами.
ЦБ полностью удовлетворяет все заявки на пополнение или изъятие средств с резервного счета, средства оборачиваются по ставкам в рамках установленного коридора, границы которого отклоняются от ключевой ставки не более чем на 2%. Например, предоставление средств под 6,5%, изъятие под 2,5%. Границы коридора всегда симметричны.
Финансовая и денежно-кредитная политика взаимосвязаны. При отклонении спроса от предложения Банк России проводит аукцион «тонкой» настройки, когда деньги изымаются и выдаются по ключевой ставке, что приводит к изменению показателей финансовой сферы.
При профиците ликвидности ЦБ размещает облигации на длительный срок с целью изъятия средств. По операциям начисляется купонный доход каждые 3 месяца по ключевой ставке, действующей в этот день. При необходимости дополнительного финансирования облигации продают на вторичном рынке.
Влияние денежно-кредитной политики на курс валют
Увеличение процентной ставки обеспечивает рост курса рубля. В итоге чем больше процентная ставка, тем выше доход инвестора. И, наоборот – чем ниже ставка, тем интенсивнее снижается курс. В это время процент от вложений минимальный поэтому трейдерам и другим игрокам на валютном рынке неинтересен.
На валютном рынке используется термин «дивергенция», в переводе с латинского – расхождение, и применяется при оценке влияния изменений в единой денежно-кредитной политике. Например, если в Европе ослабят меры контроля, а значит объем денежной массы увеличится курс начнет падать.
На курс отечественной валюты оказывает влияние мероприятия, проводимые ЦБ. В стране существует термин «словесная интервенция», когда курс регулируется не только массовой закупкой или продажей валюты, но и заявлениями регулятора о намерениях на валютном рынке. Рубль «в свободном плаванье», так как для его удержания придется формировать валютные резервы, а значит национальная валюта будет дешеветь, вырастет инфляция и снизится уровень жизни населения.
Прочитав анонс о встрече официальных лиц государства или национальных банков инвесторы прогнозируют изменения ставок, в зависимости от влияния на политической арене и других факторов – произойдет повышение или понижение. Информация о размере процентов на валютном рынке предоставляется заранее, чтобы инвесторы оценили риски долгосрочных вложений, смогли избежать риски и получить прибыль исходя из перспектив развития денежно-кредитной политики стран.
Заключение
Денежная политика РФ гибкая и оперативная, не имеет большой зависимости от политического давления. Анализ процентных ставок и сообщений на сайте регулятора позволит определить тенденции к укреплению или понижению курса, интенсивному или пассивному развитию экономики, определить валютные колебания на бирже. Информация будет полезна компания работающим с иностранными поставщиками. Инвесторам и трейдерам.
Грамотная реализация государственной денежно-кредитной политики не обходит и интересы российских граждан, так как наблюдается рост благосостояния и поддержка ценовой стабильности.
Автор статей, трейдер и инвестор. «Трейдинг для меня — это источник вдохновения и приятное времяпровождение. Здесь более 20000 активов, но даже любой один из них может открыть большие горизонты деятельности, знаний и возможностей.»
Источник