Историко логический анализ источника



Документальный методический комплекс по истории > Методика проведения лабораторного занятия на основе анализа источников глава Планирование системы работы по формированию умений анализа исторических документов

На основе анализа существующих УМК и методических пособий О.Ю. Стреловой выделены несколько основных подходов к организации учебного анализа исторических документов в практике школьного образования: 24

анализ документов, ориентированный на видовое разнообразие письменных исторических источников;

анализ содержания документов в связи с особенностями структуры их содержания;

анализ документа с точки зрения заявленных в нем субъектов исторического процесса — современников и потомков исторических событий (многосубъектный анализ);

определение значимости исторического документа для познания прошлого и перспектив дальнейшего изучения затронутой в источнике проблемы ( гносеологический или многоперспективный анализ);

сопоставление двух и более документов, освещающих одну и ту же проблему, историческое событие и т.д.

Анализ источников с учетом их видового разнообразия основан на тезисе о том, что каждый вид документа обладает присущими только ему свойствами и поэтому требует адекватного отношения к себе со стороны исследователя. 25 В связи с этим в методике преподавания истории предложены комплексы логически взаимосвязанных типовых вопросов и заданий, на основе которых может быть организован анализ документов отдельных групп (см. Приложение). 26 Опора на эти схемы позволяет учителю эффективно выстроить работу с большинством видов письменных источников – документами государственного, международного, политического, личностного характера, повествовательно-описательными историческими сочинениями (летописями, хрониками), произведениями художественного слова как историческими источниками. Использование их в качестве памяток-алгоритмов для учащихся помогает создать ориентировочную основу для формирования и отработки частных предметных умений анализа разнообразных видов источников.

Анализ документов в связи с особенностями структуры их содержания базируется на возможности выделения в ней различных компонентов исторических сведений. Это могут: быть факт-событие, факт-явление, факт-процесс; хронологические и историко-географические сведения, имена собственные, ссылки на источники или чье-то мнение, цитаты из источников, понятия разной степени обобщения, относительно устоявшиеся объяснения причинно-следственных связей, авторские интерпретации фактов и оценочные выводы. Структурный анализ содержания документа делает его текст более доступным для понимания прочитанного, дифференциации фактов и интерпретаций. Таким образом, он выступает как средство подготовки перехода к более глубокому анализу и пониманию документа.

Гносеологический подход к анализу исторических документов в своей развернутой форме предполагает ответ обучающихся на четыре группы вопросы:

1. Вопросы, направленные на уяснение информационной ценности документа: О чем рассказывает этот источник? Что я узнал(а) из источника?

2. Вопросы, позволяющие определить перспективы уточнения и расширения информации источника: Какие вопросы возникли у меня по содержанию документа? к автору документа? по обстоятельствам создания документа?

3. Вопросы, акцентирующие внимание на аксиологической и праксиологической ценности источника: Что нового я узнал (а) из источника? Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем этот источник уникален в изучении истории? и т.п.

4. Вопросы, помогающие определить перспективы дальнейшего исследования темы: Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? О чем он умалчивает? Что и почему скрывает автор? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы? и т.п.

При работе с конкретным документом эти вопросы могут использоваться выборочно и в различном порядке.

Перспективной технологией учебной работы с историческими документами может стать разработанная О.Ю. Стреловой методика многоуровневого анализа исторических документов . Она интегрирует в себе черты всех вышеперечисленных подходов и обеспечивает комплексный анализ исторических источников, значительно увеличивающий степень использования их познавательного потенциала.

В рамках многоуровневого анализа источников к историческому документу (или группе взаимосвязанных документов) составляется система заданий и вопросов пяти различных уровней: 27

Многоуровневый анализ исторического документа

(по О.Ю. Стреловой)

Уровни анализа документа

Обобщенная характеристика вопросов и заданий

1. Атрибуция источника

Вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки определить вид данного источника.

2. Историко-логический анализ содержания источника

Вопросы, направленные на «выборочное чтение» источника и работу с информацией, «лежащей на поверхности текста». Они задают исследователю определенный угол зрения для выделения существенного в изучаемом источнике — фактов, о которых рассказывает автор; причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов.

3. Аксиологический анализ письменного источника

Вопросы, связанные с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, социальных групп, исторических деятелей, общественно-политических организаций, которые представлены в документе, а также самого автора источника

4. Критический анализ письменного источника

Вопросы, обеспечивающие внутреннюю критику источника. На этом этапе работы с документом исследователь пытается оценить степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов, понять мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами,

5. Праксиологический анализ источника

Вопросы, ценность документа в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы.

Проиллюстрировать возможности использования многоуровневого анализа источников позволяет пример, помещенный ниже. Это система заданий к летописному рассказу о походах князя Святослава (Х век), который помещается во многих учебниках по истории для 6 класса:

Уровень анализа источника

Как называется документ и к какому виду источников он относится?

В каком веке летописец записал этот рассказ?

Подсчитайте, сколько примерно веков и лет разделяют поход Святослава и летописный рассказ об этом историческом событии.

На карте (с.43) определите примерное расположение города Перяславец. На территории какой страны он находился?

Как называется документ и к какому виду источников он относится?

Поиск ответа на вопросы, лежащего «на поверхности» текста

В каком веке летописец записал этот рассказ?

Поиск ответа на вопросы, лежащего «на поверхности» текста

Подсчитайте, сколько примерно веков и лет разделяют поход Святослава и летописный рассказ об этом историческом событии.

Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.

Критический анализ источника

Как автор рассказа о Святославе относится к своему герою и русской дружине? Найдите в тексте источника характерные слова и выражения.

Автор учебника заявляет, что «Святослава отличали прямота, честность и скромность» (с.42). Не противоречат ли этой оценке слова князя о том, что в его дружине 20 тысяч воинов?

В тексте документа найдите слова, передающие отношение его автора к «грекам». Попробуйте объяснить, почему у летописца сложилось подобное мнение о греках? Насколько оно, на ваш взгляд, объективно и справедливо?

Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах князя Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?

Что нового помог вам этот документ узнать о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами, об источниках по древней отечественной истории?

Праксеологическая оценка ценности документа в школьном курсе истории

Из приведенной таблицы видно, что и количество вопросов, и степень «исчерпания» ими познавательного потенциала источника значительно выше, чем при традиционном его изучении. Вместе с тем, применение многоуровневого анализа документов требует определенных затрат учебного времени. Ряд методистов отмечает, что использовать этот метод целесообразнее всего в рамках лабораторных и практических занятий по работе с историческими документами.

Анализ документов может выполняться как в устной, так и в письменной форме (выполнение тестовых заданий по содержанию документа, письменный ответ на вопросы или анализ документа по предложенной схеме (памятке), составление плана документа, написание эссе на основе документа).

2.4. Документальный методический комплекс по истории

Структура документально-методического комплекса (ДМК) состоит из содержательной и дидактической части. Содержательная часть ДМК предполагает наличие исторических источников разного плана, вида, характера. Это могут быть, например, документы актового характера (грамоты, законы, приказы, деловая переписка, речи, статистика и т.д.); повествовательно-описательного характера (летописи, хроники и т. д.); личностного характера (мемуары, дневники, письма); источники статистической информации (в т.ч. – в виде таблиц, диаграмм, графиков); памятники художественного слова (эпос, песни, поэзия, сатира и др.); изобразительные источники (репродукции картин, гравюр, карикатур, плакатов и т. д.); исторические карты и т.д. При этом во многих случаях оптимальным вариантом является включение в состав ДМК именно разнотипных источников информации.

Читайте также:  Выборка Выборочная совокупность

Исторические документы, входящие в ДМК, должны иметь название с указанием авторства, датировку (за исключением тех случаев, когда от учащихся требуется самостоятельно определить, когда мог появиться этот документ или кто является его авторов на основе содержащихся в нем данных).

При необходимости входящие в состав могут быть представлены в виде фрагментов или адаптированы к возрасту и индивидуальным познавательным особенностям обучающихся. Разумеется, адаптация исторических документов в дидактических целях допустима лишь в той мере, в которой она действительно необходима для восприятия документа обучающимися. Она ни в коем случае не должна искажать какие-то аспекты содержания документа, его общий смысл. В принципе, следует приучать детей работать с «живыми» документами, поскольку сохранение характерных речевых оборотов, обращений, архаизмов помогает лучше прочувствовать дух исторической эпохи, «вжиться» в нее.

Важное место в структуре ДМК занимает дидактическая часть. Она может включать задания различного рода, причем многие из них предполагают не просто извлечение готовой информации из документа, а анализ документа в связи с имеющимися у детей историческими знаниями и умениями. В составе дидактической части ДМК могут быть представлены, в частности:

а) хронологические задания (напр., расположить документы в хронологическом порядке);

б) картографические задания(восстановить на контурной карте маршрут экспедиции или отметить район восстаний, оживить карту и т. д.);

в) задания на воссоздание (реконструкцию) исторических событий;

г) аналитические задания (определить причины восстания, последствия реформ и др.).

д) задания на выработку и аргументацию оценочных суждений (оценить деятельность какой-либо личности, значение события и т.д.)

е) задания на сопоставление разных версий, оценок, точек зрения.

Сформированные, надлежащим образом оформленные в печатном и/или электронном виде, систематизированные в соответствии со структурой учебной программы документально-методические комплексы по различным темам и разделам курса истории, конкретным историческим проблемам составляют базу ДМК.

Основными принципами работы с ДМК являются системность, универсальность, комфортность. Под системностью следует понимать постоянное использование работы с историческими источниками как ведущего приема обучения на уроке. Под универсальностью понимаются широкие возможности использования источников на любом этапе процесса познания (в виде иллюстрации или подтверждения факта, материала для исследования, как средства стимулирования познавательной активности и т. д.). Принцип комфортности подразумевает четкую и понятную постановку учебной задачи, требований по оформлению и представлению результата ее решения на каждом этапе урока.

Следует отметить, что на первых порах работа по созданию ДМК является достаточно трудоемкой для учителя, особенно для учителя начинающего. Трудоемкость обусловлена, прежде всего, необходимостью поиска и отбора содержательных, доступных для детей и способных вызвать их интерес документов, позволяющих последовательно развивать умения работы с источниками. С другой стороны, не такой простой задачей, как может показаться на первый взгляд, является разработка системы заданий к ДМК.

В процессе обучения истории учитель может самостоятельно создавать документально-методические комплексы (ДМК) , а в профильных классах предлагать соответствующие задания школьникам. В этом случае ДМК – это дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях, дискуссиях и семинарах, способ развития умений школьников искать, обрабатывать, представлять в новом виде, анализировать информацию из разных источников, сопоставлять противоречивые версии и оценки, формировать собственное отношение к дискуссионным вопросам прошлого и современности, овладевать ремеслом историка, взращивать в себе гражданские качества.

ДМК можно разрабатывать к дидактическим единицам содержания учебного курса разного уровня: к отдельным тематическим блокам, к темам учебных занятий или к конкретным вопросам. Учебная ситуация (уровень изучения истории в старшей школе, познавательные возможности учащихся, цели и тема занятия, другие условия) определяют выбор структуры ДМК: однолинейной или многоуровневой / векторной (схемы 2 и 3), количество задействованных в нем источников и характер предложенных к ним вопросов.

ДМК могут оформляться на отдельных листах (документ / документы и вопросы к нему / комплексу источников) или в электронном виде. В первом случае ДМК имеет много общего с рабочими листами, но последние не обязательно содержат источники.

Разработка ДМК основана на следующих подходах к общему гуманитарному и историческому образованию, в частности:

Вариативное образование – установка на конструирование образования, обеспечивающего компетентный выбор индивидуальных образовательных траекторий каждого человека (А.Г.Асмолов)

Информационная избыточность текста (учебника / УМК) – принцип отношения к различным текстам (словесно-печатным и визуальным) как к открытым, многоуровневым источникам, предрасположенным к их вариативному использованию в процессе обучения истории

Все компоненты учебника / УМК – это источники исторической информации и средства организации познавательной деятельности старшеклассников

Нелинейный принцип работы с учебником истории / УМК — установка на использование разнообразных компонентов учебной книги как источников учебной информации в логике изучения проблемы / вопроса, а не в последовательности изложения авторского текста

Многоуровневый и многоаспектный анализ источников в ДМК , который возможен на основе разных способов системного анализа документов

Примерный алгоритм разработки ДМК

Выбор темы и проблемы для ДМК, формулирование целевой установки ДМК в соответствии с общими целями изучения истории, целевыми ориентирами учебного курса и ключевыми вопросами учебной темы (тематического блока).

Поиск и отбор источников по разным каналам информации (учебник, электронное пособие, другие компоненты УМК, СМИ, Интернет и т.д.).

Атрибуция отобранных источников: название, вид документа, авторы, время и место создания / хранения / публикации, другие сведения, обогащающие исследование источника.

Разработка структуры (схема 2 и 3) и макета (общей концепции) ДМК.

Разработка вопросов и заданий к ДМК.

О характере методического аппарата ДМК следует сказать особо. По сути, это главная часть комплекса, определяющая уровень, содержание, направления, способы и результаты мыслительной работы школьников. На основе системного подхода к анализу исторических источников учителя и школьники могут составить огромное количество вопросов и заданий к документам, иллюстрациям и их комбинациям, охватывающее все грани работы историков с «немыми свидетелями прошлого». Для учителя многоуровневый комплекс вопросов и заданий – это способ дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, для старшеклассников – возможность приобщиться к «самой захватывающей части работы историка» (Люсьен Февр).

Если разработка ДМК по конкретной учебной теме / проблеме становится познавательным заданием для школьников (профильный уровень), то в критерии оценки их проектов обязательно включается показатель «стоимости» придуманных ими вопросов и заданий. Например, вопросы репродуктивного характера – 1 балл, проблемные вопросы – 3 балла, вопросы для критического анализа источников – 4 балла и т.п.

Источник

Источниковедческий анализ исторических источников

Лишь после изучения опубликованных источников следует начинать работу с архивными материалами.

Работа в архивах. Сбор материала и его систематизация. Независимо от реорганизации архивного дела в новейшей России, необходимо представлять, в каком из них могут находиться материалы по вашей теме. Для каждого архива должна быть своя тетрадь. Например, тема «Развитие движения ССО в Омской области (1964–1985)», документы по этой теме должны быть в ЦДНИИОО. Деятельностью ССО занимался комсомол, поэтому в путеводителе находим фонд № 4 – «Обком ВЛКСМ». В этом фонде очень компактно находятся дела областного штаба ССО, где сохранилась масса делопроизводственных материалов, прежде всего, отчеты о деятельности отрядов. В фондах комсомольских организаций вузов также есть необходимые документы. Нужно выписать в тетрадь номер и название фонда, номера и названия дел, даты, количество листов, шифры хранения (коробка, полка, связка и т. д.).

Как начинать работу над этими документами? Можно взять итоговый отчет за год. После его изучения будут выявлены вопросы: масштабы деятельности (количественный состав бойцов, вузов, освоенных средств и т. д.), проблемы, с которыми столкнулась молодежь, причины побед и неудач. Этот анализ позволит определить, что нужно посмотреть за этот год в других документах. Если дел немного, нам позволяет время, лучше просмотреть все дела.

Можно сделать карточки. Например. Тема: «Законодательная политика в области высшего профессионального образования в современной России».1 этап: 1992–1996 гг. – формирование законодательной базы деятельности вузов. На карточке отмечаем в верхнем правом углу номер этапа «1». Отмечаем изменения, внесенные в 1996 г. в закон «Об образовании» (1992), последовательно выделяем основные мероприятия, указываем, где о них говорится.

Читайте также:  Анализ карты мотиваторов Что важно для ваших сотрудников

Таблица 1 – Образец карточки обработки архивного материала

ИЗМЕНЕНИЕ В ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Основные положения Источники Примечания
1. В 1996 г. расширили автономию вузов ГА РФ. Ф. Х. Оп. 5. Д. 6. Смолин «Знание – свобода» С. 107; см. как эти изменения приняты вузами в Омске

По этим карточкам нужно будет составить план курсовой работы.

Необходимо провести источниковедческий анализ и синтез. Целью источниковедческого анализа является оценка исторического источника как исторического явления и определение его информационных возможностей. Существует общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов. Источниковедческий анализ является системой исследовательских процедур, можно выделить исторический и логический этапы источниковедческого анализа (изучение происхождения и изучение содержания исторического источника), методы решения исследовательских задач на каждом этапе[5].

Сначала дается общая характеристика источника. Она соответствует первой части источниковедческого анализа изучению внешних особенностей происхождения, авторства, истории текста и его истолкованию.

Исследование происхождения исторического источника. Исторические условия возникновения источника. Изучение исторического источника как явления, возникающего в определенную эпоху и системно отражающего историческую действительность времени своего возникновения.

Авторство исторического источника. Установление авторства исторического источника (атрибуция). Особенности установления авторства источников различных исторических эпох и социально-политических систем. Формализованные методики установления авторства. Изучение автора исторического источни­ка: его социальные, интеллектуальные, психологические характеристики, степень компетентности и осведомленности в вопросах, которые введены им в источник сознательно и целенаправленно. Проблемы коллективного авторства. Вопросы авторства при изучении законодательных источников, периодической печати и других источников с коллективным авторством.

Обстоятельства создания исторического источника. Задачи их изучения. Установление влияния обстоятельств создания на содержание источника, полноту и достоверность его информации. Выявление подделок.

История текста источника. Задачи ее изучения. Системы понятий, применяемые при изучении истории текстов различных эпох и социально-политических систем. Список, редакция, извод. Интерполяции. Маргиналии. Реконструкция генеалогии списков, построение стемм. Черновые и беловые тексты; проекты, первоначальные и окончательные варианты; редакции текста источника; оригиналы и копии. Выявление источников текста. Язык оригинала и изучение его переводов как интерпретаций текста оригинала.

Публикации исторического источника. Сравнительный анализ различных публикаций исторического источника, целей и обстоятельств публикации, археографической культуры и научного уровня публикации. Издание изучаемого источника на языке оригинала и его переводы.

Интерпретация исторического источника. Вопросы понимания и истолкования исторического источника, его текста, формы и внешних признаков. Интерпретация языка и смысла исторического источника (историзмы, архаизмы, диалектизмы; толкование понятий; бытовые и литературные стереотипы стилистических форм, формул, словоупотреблений; прямой и переносный смысл, аллегория).

В заключение проводится исследование содержания исторического источника. Достоверность и полнота информации исторического источника, их взаимные связи, методологические основы изучения проблемы достоверности и полноты информации исторического источника. Определение социальных интересов автора, целей создания источника, его идеологической и политической направленности. Авторская позиция и содержание исторического источника. Установление степени близости исторического источника к освещаемым фактам и компетентности автора. Индивидуальность автора и ее влияние на содержание исторического источника. Методы установления достоверности и полноты исторических источников.

При источниковедческом анализе используются методы видовой методики исследования.

Источник

Историко логический анализ источника

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести историю становления Вселенной, происхождения жизни, возникновения человека.

Но тогда возникает вопрос, возможна ли вообще теория таких уникальных объектов?

Ответ на этот вопрос и приводит нас к выявлению специфических приемов построения теоретических знаний об исторически развивающихся объектах, диалектики соотношения исторических и логических методов исследования.

В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития.

Логический же метод выявляет эту закономерность иным способом: он не требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Объективной основой такого способа исследования является следующая особенность сложных развивающихся объектов: на высших стадиях развития они сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции. Эта особенность ярко прослеживается, например, в биологической эволюции, где высокоразвитые организмы на стадии эмбрионального развития повторяют основные черты всего хода эволюции, приведшего к появлению этих организмов (онтогенез «повторяет» филогенез). Исторический метод дал впечатляющие результаты в эволюционном учении Ч. Дарвина.

В социальных процессах мы также сталкиваемся с этой особенностью. К. Маркс подчеркивал, что закономерности превращения денег в капитал, составляющие внутреннюю логику первоначального капиталистического накопления, проявляются в наиболее отчетливом виде именно в развитых формах капиталистического производства, когда превращение денег в капитал принимает массовидный характер.

В таких случаях логический метод является эффективным средством раскрытия закономерностей и тенденций исторического процесса. К. Маркс, исследуя закономерности капиталистического производства, использовал в «Капитале» преимущественно логический метод. Но на ряде этапов своего исследования он применял и исторический метод. Основой такого сочетания обоих методов является их глубокая внутренняя связь, поскольку логический метод, как подчеркивал Ф. Энгельс, «в сущности является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей. С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме…».

И логический, и исторический методы выступают как приемы построения теоретических знаний. Ошибочно отождествлять исторический метод с эмпирическим описанием, а статус теоретического приписывать только логическому методу. При любом способе анализа исторически развивающегося объекта предполагается эмпирическая база: факты реальной истории и факты, фиксирующие особенности структуры и функционирования изучаемого процесса на высших стадиях развития. На этой основе выдвигаются гипотезы, которые проверяются фактами и превращаются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса.

В случае применения логического метода эти закономерности выявляются в очищенном от конкретных зигзагов и случайностей реальной истории виде. Исторический же метод предполагает фиксацию таких зигзагов и случайностей, но он не сводится к простому эмпирическому описанию событий в их исторической последовательности, а предполагает их особую реконструкцию, обеспечивающую понимание и объяснение исторических событий, раскрытие их внутренней логики. Историческая реконструкция представляет собой особый тип теоретического знания. Классические образцы ее осуществления можно найти в работах К. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции», где изложение исторического хода событий дано как теоретическое исследование, раскрывающее действие объективных закономерностей классовой борьбы в конкретном социальном процессе.

Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии. Их конкретная системная организация определяется особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности. Задача методологии науки состоит не только в выявлении и фиксации уже сложившихся приемов и методов исследовательской деятельности, но и в выяснении тенденций их развития.

Источник

Анализ исторического источника

Исторические источники — это комплекс разнообразных письменных документов и предметов материальной культуры, в которых нашли отражение исторический процесс, факты и события, на основании которых создается представление об исторических эпохах.

Также существует определение:

Исторический источник — это продукт целенаправленной деятельности человека, который используется для получения данных об обществе и человеке в прошлом.

Исторические источники изучаются источниковедением.

Работа с источниками

Извлекая из источника информацию, исследователь обязан помнить два момента:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Источник дает только ту информацию, которую ищет историк, он отвечает на вопросы, которые перед ним ставит историк. Полученные ответы зависят от вопросов;
  2. Письменный исторический источник передает события через мировосприятие его создавшего автора. Значение этого обстоятельства в том, что понимание картины мира создателем источника воздействует на фиксируемые им данные.
Читайте также:  Сколько стоят анализы щитовидки

Исторические источники создаются людьми в процессе осознанной целенаправленной деятельности и несут информацию о своих создателях и том времени, когда они были созданы. Чтобы эту информацию извлечь, надо понимать условия и особенности возникновения источников. Информацию важно не только извлечь, но и затем критически оценить, а также интерпретировать.

Интерпретация источников

Интерпретация проводится с целью установить (в той мере, в какой это возможно с учётом культурной, временной и других дистанций, разделяющих автора и исследователя) смысл, который вкладывался в источник его автором. После интерпретации исследователь переходит к анализу содержания. На этом этапе необходимым становится взглянуть на источник глазами современного исследователя. Исследователь раскрывает полноту социальной информации вокруг исторического источника, решает проблемы её достоверности. Им выдвигаются аргументы в пользу собственной версии правдивости свидетельств и обоснования его позиции.

По мнению М. Блока, источники сами по себе ничего не говорят. Изучающий источники историк должен в них искать ответ на определённый вопрос. В зависимости от вопроса источник может сообщить разную информацию. Блок в качестве примера приводит жития святых раннего Средневековья. Эти источники не содержат достоверные сведения о святых, но проливают свет на жизнь и образ мышления авторов.

Примеры интерпретации источников

Историк культуры В. Библер полагал, что с созданным человеческими руками историческим источником в наше время из прошлого попадают «фрагменты прошедшей действительности». После позитивной идентификации исторического источника исследователь занимается реконструктивной работой: сопоставлением с известными источниками, заполнением лакун, мысленной достройкой, исправлением искажений и очисткой от поздних напластований или субъективных интерпретаций. Главным является определить, действительно ли описанное или донесенное событие — факт, и что он действительно происходил. Историк расширяет фрагмент прошедшей действительности и увеличивает его «историческую площадь», реконструирует источник, углубляет истолкование и понимание, и в результате увеличивает историческое знание:

Расшифровывая исторические факты, историки включают в современную действительность фрагменты действительности прошедшей и этим раскрывают историзм современности. Мы развиваемся как культурные субъекты, которые прожили долгую историческую жизнь. Мы действуем как исторически памятливые субъекты.

В. Библер приводит пример. В 1952 году в Новгороде на Неревском раскопе археологи среди прочих берестяных грамот обнаружили грамоту № 46.

Правая часть грамоты не сохранилась, однако попытка расшифровать грамоту оказалась успешна. Оказалось, что ее нужно читать по вертикали, приставляя к буквам верхней строчки — буквы нижней. Часть недостающих букв ученые восстановили. В результате работы исследователь расшифровал надпись, а также получил представление о характере людей того времени. Он генерировал знание о древнерусской культуре и о психологии людей эпохи, словами Библера расширив площадь фрагментом прошлого:

…в нашем времени присутствует именно такая, осмысленная берестяная грамота. Присутствует и существует кусок быта XII века с характерным грубоватым юмором, «обрывком» взаимоотношений.

Условия успешной работы с источниками

Историки предупреждают об опасности фетишизации исторического источника. Надо помнить, что источники —лишь рабочий материал, а анализ и критика закладывают для исследования базу. Основная работа историка начинается со стадии интерпретации источников в контексте времени и осмысления отдельного источника в комплексе с прочими данными для производства нового знания.

Говоря об источниках, И. Дройзен подчеркивал их фрагментарность и неполноту, не позволяющую полностью воссоздать картину прошлого. Он призывал к перекрестному анализу различных видов источников, дабы избежать неправильной трактовки. Для повышения достоверности исследования Дройзен предлагал признавать четкость в обозначении возможных ошибок и пробелов.

Для успеха в работе с историческими источниками историк обязан быть кропотливым и непредвзятым, а также иметь широкий кругозор и глубокое знание предмета исследования и. Примером плодотворной работы с историческими источниками можно назвать С. М. Соловьева, написавшего 29-томную «Историю России с древнейших времён». В. О. Ключевский писал о нём:

«Широта исторических взглядов была отражением широты исторического образования. В русской истории сложно быть специалистом больше Соловьева. Не много после него будет ученых, которым удается так последовательно и полно изучать источники. Но Соловьев не закапывался в специальность. В этом отношении он — образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми зачастую проявляется наклонность уединяться в цеховой келье».

Источник

Многоуровневый подход к анализу документов

Практическое задание № 19. . Ролевая игра на уроке истории. «Встреча «большой тройки» в годы II мировой войны» в 11 кл. Объясните, какие социальные качества и познавательные УУД развивают у школьников ролевые игры?

Выполняя данное задание определите, о какой встрече «Большой тройки» в годы II мировой войны» пойдет речь. Составьте сценарий, определив действующих лиц, содержание их монологов и диалогов. Используйте исторические документы, стенограммы.

Для выявления того, какие познавательные УУД развивают у школьников ролевые игры, используйте:

· Примерную основную образовательную программу основного общего образования, в которой определены планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (п. 1.2, в том числе по Всеобщей истории и истории России п.1.2.5.5, по Обществознанию п.1.2.5.6),

· Примерные программы по учебным предметам (История, Обществознание), утвержденные Министерством образования и науки РФ. В программах определены требования к результатам обучения и освоения содержания курсов по истории и обществознанию (личностные, метапредметные и предметные);

Для выполнения практического задания вопросов №№ 20 и 21 выпускники могут продемонстрировать на экзамене опыт проведения школьной лекции и урока-семинара во время педагогической практики.

При подготовке строго следуйте плану, по которому должны быть подготовлены школьная лекция и семинар. Обратите внимание на эпиграф, который должен быть использован учителем для постановки проблемного вопроса, организации познавательной деятельности школьников, может быть использован в качестве рефлексии.

Составьте список литературы, использованной вами для подготовки ответа, это поможет вам ответить на возникшие у комиссии вопросы.

Выполняя практическое задание № 22 обратите внимание на то, что тема дебатов формулируется как утверждение, которое может быть преобразовано в отрицание. Для раскрытия собственной аргументации выдвинутых тезисов подготовьте кейс, содержащий аспекты, аргументы и поддержки в виде фактов, статистических данных, др. Сделайте вывод о значении использования данной технологии в обучении.

23. Практическое задание. Предложите примеры разноуровневых заданий для учащихся по теме «СССР во 2 пол. 60-х – н. 80-х гг. XX в. «Застой»». Объясните систему оценивания выполненных заданий.

Для составления заданий используйте метод «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно», разноуровневые вопросы (таксономии Блума). Необходимо также учитывать в соответствии с Примерной основной образовательной программы (ФГОС) планируемые результаты обучения приводятся в двух блоках «Выпускник научиться» и «Выпускник получит возможность научиться».

Для подготовки вариантов проблемных ситуация (практическое задание № 24) используйте классификацию Е.Е.Вяземского, О.Ю.Стреловой, которая приведена в их работе «Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. & 23 Проблемное обучение истории).

Указывайте, какую научную литература по истории, исторические источники, учебники и учебные пособия вы использовали для составления заданий.

Если заимствовали опыт по составлению проблемных ситуаций, укажите, кто автор, с какой целью было составлено проблемное задание, для кого, каков способ создания проблемной ситуации, выскажите свою оценку в отношении приведенного задания.

При подготовке практического задания № 25исходим из того, что проектная деятельность является обязательным структурным компонентом календарно-тематического планирования (составная часть рабочей программы по истории). Приводя пример использования проектной технологии в обучении истории определите, в рамках изучения какого вопроса организуете проектную деятельность учащихся, какова тема проекта, его цель, вид проекта, определите этапы разработки проекта, в каком виде будут представлены результаты проектной деятельности (презентация), по каким критериям будет произведена оценка выполнения проекта. Сделайте вывод о роли проектной технологии в обучении истории.

Для выполнения практического задания № 26 используйте следующие материалы:

Источник

Adblock
detector