Исследовательская работа quot Досуг молодежи вчера и сегодня quot

Исследовательская работа "Досуг молодежи вчера и сегодня"

Серикова Наталия Николаевна

Актуальность выбранной темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает, сегодня особую остроту.

В работе сравнивается и анализируется проведение досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века. Анализ проводится на примере села Кочетовка.

Исходя из выше сказанного, тема настоящего исследования, которая звучит, как «Досуг молодежи вчера и сегодня », является актуальной, ведь не зная прошлого, не ценя его, невозможно понять настоящее и построить будущее. Думаю, она, во-первых, интересна моему поколению и, во-вторых, является одной из граней всегда существующей проблемы отцов и детей.

Цель — выявление сходства и различий в проведении свободного времени современной молодёжью и молодёжью прошлого века.

  1. Изучить понятие, функции и принципы молодёжного досуга.
  2. Провести исследование проведения свободного времени сверстниками и взрослыми.
  3. Выявить основные особенности проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.

Объект исследования – жители села Кочетовка, которым в настоящее время 14-20 лет и 44-50 лет.

Предмет исследования — сравнение проведения досуга современной молодёжью и молодёжью 80-х годов.

В работе рассматривалась гипотеза существования достаточно сильных различий в проведении досуга молодёжью двух поколений, которыми являемся мы и наши родители. Предполагалось, что эти различия могут являться естественным порождением нового времени, связанным с социальным изменением общества, техническим прогрессом, изменением менталитета, как данной возрастной категории, так и общества в целом, а также с историческими изменениями, происходившими в мире.

Методы исследования: описание, анкетирование, анализ информации из различных источников в сопоставлении с данными, полученными в результате анкетирования.

Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть использованы при проведении бесед просветительского характера со школьниками. Работа может быть применена в дальнейших исследованиях по обозначенной проблематике.

1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ДОСУГ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 Функции, принципы молодёжного досуга

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на, что требуется определенный труд и время.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Согласно действующим в РФ нормативным документам, молодёжь — это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно. В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности.

Проводя свой досуг, молодёжь любой эпохи не только развлекается (что, конечно, имеет место), но и в значительной мере познаёт окружающий мир, окружающих людей, ищет своё место в этом мире, моделирует свою будущую роль в жизни.

Молодёжному досугу свойственны следующие функции: самореализационная , творческая, коммуникативная, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.

Таким образом, я увидела, что досуг развивается по своим законам, принципам, имеет чёткие функции теоретически обоснованные и апробированные на практике. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия преимущественно реализуется в сфере досуга.

  1. Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века

Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными. Это может быть связано с изменением экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, с изменением менталитета людей. Изменение форм досуга предполагалось также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества (если раньше стоимость билета в хороший театр или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить сходить на модный спектакль или на хороший концерт).

В целях данной работы был проведён опрос на тему «Досуг молодежи». В проведённом исследовании сочла возможным провести опрос 50 человек представителей возраста от 14 до 25 лет и представителей возраста от 40 до 50 лет. Все представители являлись жителями села Кочетовки.

В число опрошенных входили представители различных категорий населения. В частности, респондентами возрастной категории от 14 до 20 лет являлись учащиеся МБОУ Кочетовской СОШ, студенты МИЧГАУ, МГПИ, МКПП и др. В число опрошенных респондентов возраста от 40 до 50 лет также вошли представители различных слоёв населения, в частности, рабочих, служащих, предпринимателей, домохозяек , безработных.

В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.

Все респонденты второй возрастной категории (то есть в возрасте от 40 до 50 лет) были в устной форме ознакомлены с темой данного социологического исследования и понимали, что вопросы анкеты относятся к тому времени, когда им было 14-25 лет.

В дальнейшем для удобства респондентов в возрасте от 14 до 25 лет будем именовать группой А , а респондентов в возрасте от 40 до 50 лет – группой Б. Проанализировав анкеты респондентов, были сделаны следующие выводы.

Количество свободного времени у современной молодёжи не сильно отличается от того, каким было его количество у молодёжи рубежа 80-х годов. Хотя явно прослеживается тенденция к его уменьшению.

Посещение кинотеатров стало не столь популярным как 30 лет назад, хотя в последнее время популярность кинотеатров опять возрастает (по сравнению с практически полным отсутствием интереса к данной форме проведения досуга ещё 8-10 лет назад). Не пользуется популярностью среди современной молодёжи театр.

Результаты опроса показали , что увеличился % заинтересованности к азартным играм (куда входят не существовавшие ранее игровые автоматы, интернет игры «Казино»). А ведь у постоянных пользователей компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды занятий.

Имеющееся свободное время респонденты из группы А проводят в основном дома, тогда как представители группы Б предпочитали проводить его на улице. Но судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, что в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества.

Отрадно, что современная молодёжь, по-прежнему, занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и увлечения изменились. На смену дворовым театрам, волейболу и футболу, массовому катанию на коньках постепенно приходят ролики, скейтборд, паркур, сноуборд, а эти увлечения, я считаю стали более опасными и экстремальными.

Как видно, результаты по группам А и Б весьма разнородны , поэтому провести сравнение нелегко. Возникает всё же впечатление, что пристрастия представителей группы Б были сформированы более «качественной» музыкой (эстрадная отечественная музыка находилась под жёстким контролем худсоветов, и поэтому обладала достаточно высокими музыкальными и литературными качествами). На наличие в группе А значительной доли пристрастий к облегчённой, невзыскательной музыке указывают 40 %, полученные поп-музыкой.

В 80-х годах прошлого века музыкальное искусство, как в принципе и другие виды искусства испытывали идеологическое давление и чрезмерный контроль со стороны властей. В настоящее время отсутствие каких-либо преград позволило удовлетворить молодёжный спрос на этот вид досуга.

Результаты показывают , что популярность спорта у нынешнего поколения практически не снизилась. Очевидно, спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Хотя в настоящее время бесплатных спортивных секций для молодёжи практически не существует, исключения составляют только школьные спортивные секции.

Несмотря на некоторое снижение интереса к чтению, всё же подавляюще большинство респондентов группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая литература, исторические романы), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон. А это сразу же отразилось на разговорной речи молодёжи, она стала очень косноязычной, примитивной.

Ещё отметим, что место лидирующей категории отечественных фильмов (в группе Б) в группе А заняли зарубежные кинофильмы. С одной стороны, положительной стороной этого явления является более широкое знакомство с жизнью в других странах. С другой стороны, налицо явно доминирующая роль передач, весьма часто пропагандирующих насилие, пошлости как способ решения всех проблем.

По ответам, полученным в группе А, в среднем респонденты смотрят телевизионные передачи 2 часа в день. В группе Б – 1 час. Увеличение времени просмотра телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу.

Доля отдыхающих в лагерях снизилась с 48% до 16%. С другой стороны изменившееся материальное положение многих людей и изменения в жизни страны сделали возможным и достаточно широко распространённым отдых в других странах. Отдых на морских курортах нашей страны тоже стал более широко распространён.

Респонденты группы А считают, что в нашем городе не достаточно мест отдыха, мнение группы Б разделились пополам. Вот некоторые из высказываний… «В нашем городе вообще культурно не развлекаются». «Нет мест отдыха». «Мест досуга очень мало, негде проводить время, особенно в зимнее время». «Мест отдыха у нас в городе для молодёжи практически нет». «Мне всё равно, я здесь не буду жить всю жизнь». «Очень жаль, что мало мест отдыха, поэтому вся молодёжь и разъезжается».

На вопрос: «Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?» ответы респондентов группы А, распределились следующим образом . Оказывается, ночные клубы и кафе, дискотеки у молодёжи на 1 месте. За последние годы, печально констатируют социологи, роль чтения у молодёжи снизилась, если же молодые люди читают, то, как видно из опроса, это приключения и детективы.

Выбор ценностных ориентаций у современной молодёжи ранжируется следующим образом. На 1 месте такие понятия как быть воспитанным, здоровым, иметь дружную, крепкую семью, на 2 — иметь большие деньги и делать добро людям. Менее значимы для молодых людей ценности следующего порядка: быть интеллектуально развитым, занимать высокое положение в обществе, быть независимым, быть честным, поступать по совести, иметь престижную работу .

Читайте также:  Раскройте смысл названия повести Ю Трифонова 8220 Обмен 8221

Респондентам группы А был задан ещё вопрос: «Что районные власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?» Ответы следующие «Спортивные площадки», «Казино», «Площадки для роликов», «Кафе для молодежи», «Спортзал», «Стадион», «Водные аттракционы»

Источник

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

Как вы считаете как есть ли необходимость интеграции в школьные учебные заведения робототехники?

Советую опубликоваться в МЦИИ Омега Сайнс https://os-russia.com Быстро, качественно, недорого

Я являюсь студентом ВУЗа, подскажите где я могу опубликовать свою статью в коротки сроки?

Усложняется термообработка, также и механическая обработка данных сплавов

Инагамов С.Я. — д.т.н., проф. Очень интересная работа. Влияние климатических условий на содержание белка в листьях лекарственного растения полыни беловатого. Желаю удачи.

Спасибо ,очень интересна ваша работа .

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛЫХ

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Актуальность: социологи определяют свободное время взрослого работающего человека, как элемент внерабочего времени, который остается за вычетом времени, которое отводиться на домашнюю работу и другие нужды в быту, а также временем, направленным на удовлетворение физиологических потребностей. Следовательно, свободное время понимается как время, посвященное чтению газет или общественной деятельности, посещению кино или театров. Время, посвященное учебе, спорту, туризму, самообразованию, удовлетворению творческих потребностей и т.д.

Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени.

Цель работы: исследовать интересы взрослых людей и молодежи, в плане проведения досуга.

Исследование проводилось путем опроса с помощью анкет.

Респонденты: работающее население г. Иваново, в возрасте 18-64 лет.

Результаты, которые получили следующие:

В исследовании приняли участие 48% мужчин и 52% женщин, всего 25 человек.

На вопрос о том, сколько времени, по их мнению, им удается обычно уделять досугу в «рабочие дни» – 68% (17 человек) ответили, что менее 1 часа; 20% (5 человек) ответили, что около 1-2 часов и всего 12% (3 человека) ответили 3-4 часа.

Результатами вопроса о том, сколько времени удается обычно уделять досугу в «выходные дни» стало: 12% ответили, что менее 1 часа; 60% ответили 1-2 часа; 8% 3-4 часа и 20% — около 4-5 часов.

Делаю вывод по этим двум вопросом, получаем, что на буднях у людей нет времени, чтобы заняться чем-то, кроме дел и работы. А вот в выходные всё-таки удается найти время и заняться саморазвитием и тем, что нравится. Поэтому далее будут представлены результаты вопросов, ответами на которые являются предпочитаемые формы проведения досуга.

72% (18 человек) предпочитают проводить досуг в индивидуальной форме, а 18% не против коллективной формы. А также 20% отдает предпочтение творческому типу досугу (творческой деятельности) и по 40% на культурно-потребительский тип и рекреативный (рыбалка, туризм, танцы).

После было проведено 2 вопроса на конкретизацию видов досуга в рабочие будни и выходные дни. В результате чего получилось следующее:

В рабочие дни большинство не увлекаются ничем (96% не увлекаются спортом, 88% не делают подделка, 80% не заботятся о животных (мало уделяют этому времени и внимания) и не занимаются хобби, 96% не играю (настольные или компьютерные игры)), но многие находят время на развлечения (фильмы, чтение) – 56% менее 1 часа, 20% уделяют этому 1-2 часа в день и 4% 3-4 часа, а также многие уделяют время на общение с другими людьми – 48% менее 1 часа, 24% 1-2 часа и 16% 3-4 часа.

В выходные дни многие отдают предпочтение развлечениям – 60% 1-2 часа и 20% 3-4 часа; также люди уделяют время для общения с другими (друзья, родные) – 48% — 1-2 часа и 40% — 3-4 часа в день.

Делая вывод, получаем, что взрослые люди больше всего тратят свой досуг на общение с родными и друзьями, также пару часов читают или смотрят телепередачи, кино. Мало кто имеет хобби или занимается художественной деятельностью, поделками.

По результатам данного исследования, можно сделать вывод, что у взрослого работающего населения преобладает пассивный досуг, например, просмотр ТВ, фильмов, чтение, и мало кто занимается спортом. Но стоит отметить, что с учетом многообразия форм досуга, взрослые могут проводить свободное время с пользой в различных направлениях. Но что же им мешает?

На вопрос о том, что является наиболее вескими причинами «бесцельного/вредного» досуга (можно было выбирать несколько вариантов) 100%, т.е. все, кто проходил опрос, ответили, в первую очередь, что это усталость после работы. Но также многие отметили недостаток свободного времени (72%) и семейно-бытовые проблемы (52%).

На сновании полученных результатов был составлен последний вопрос «Какие, по вашему мнению, способы решения назревшей проблемы «бесцельного/вредного» отдыха?» из чего получили следующие результаты:

Стоит больше гулять, т.е. повышать активность в своем досуге и находить время для того, чтобы отвлечься от дел дома – 80%;

Необходимо планировать свое время, чтобы даже на буднях находить пару часов на отдых, саморазвитие и любимое хобби – 68%;

Пытаться расширить свой кругозор, а именно – найти для себя что-то новое, чтобы увлечься и уделять время не только работе и делам по дому – 60%;

Стоит больше общаться, т.е. почаще встречаться с друзьями, а не переписываться в соц. сетях, почаще гулять семьями – 100%;

Необходимо придать своему досугу определенную цель и следовать ей – 92%;

Попробовать превратить работу в отдых, т.е. проявить творческий подход даже к работе – 60% — и это объясняется тем, что не у всех есть такая возможность на работе.

Если взрослые будут придерживаться выше указанных способов и увидят для себя разные виды досуга, то и их будни и выходные будут зациклены не только на работе и доме, но и на хобби, прогулках, спорте и разного рода развлечений.

Источник



Анализ исследования «Досуг современной молодежи»

Характеристика сферы досуга современной молодежи как свободы от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей. Рассмотрение мнения респондентов по работе учреждений социально-культурной сферы по организации времяпрепровождения молодых людей в городе.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.12.2012
Размер файла 630,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра социально-культурной деятельности

Анализ исследования «Досуг современной молодежи»

Рябова Анастасия Игоревна

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Необходимость изучения проблемы обусловлена необходимостью получения дополнительной информации о свободном времяпровождении современной молодежи, поэтому был проведен опрос среди молодых людей с целью — изучить современные виды, формы досуга молодежи и на их основе выявить специфику организации культурно — досуговой деятельности молодежи. досуг молодежь культурный времяпрепровождение

1) рассмотреть предпочтения современной молодежи при выборе досуга;

2) изучить интересы молодежи при выборе форм организации досуга;

3) проанализировать мнения респондентов по работе учреждений социально-культурной сферы по организации досуга молодежи в городе.

Всего было опрошено 50 человек в возрасте от 13 до 23 лет и старше. Из них: 12 — учащиеся, 25 — студенты, 9 — рабочая молодежь и 4 — безработная. В исследовании приняло участие 38 женщин и 12 мужчин.

В соответствии с целями и задачами исследования была создана анкета, включающая 10 вопросов и состоящая из 3 блоков. Первый блок был направлен на рассмотрение предпочтений современной молодежи при выборе досуга.

На вопрос: «Как Вы предпочитаете проводить свободное время?» ответы распределились следующим образом: хожу на концерты, в театр, в кинотеатр — 20 %, слушаю музыку, смотрю ТВ, сижу в социальных сетях Интернет — 35 %; занимаюсь спортом, активно отдыхаю, путешествую — 11 %; гуляю с друзьями- 12 %; хожу в пиццерию, бар, кафе, ночные клубы- 22 %. Данные ответы можно объяснить тем, что большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Школьники не так часто играют в компьютерные игры, они предпочитают просто гулять с друзьями, причем у студентов это наиболее популярный вид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности, но и сильных антипатий по этому поводу не возникает. Зато учащиеся охотнее занимаются спортом, нежели студенты. Студенты чаще, чем ученики просиживают за компьютерными играми и в социальных сетях Интернет.

На следующий вопрос первого блока: «Назовите, пожалуйста, причину Вашего выбора места отдыха» были даны такие ответы: интересная программа развлечений — 18 %; собирается интересная публика — 17 %; соответствует моим интересам — 26 %; удобное время — 18 %; приемлемая стоимость — 14 %; возможность расширить круг общения- 7 %. Как мы выяснили, основной причиной выбора места отдыха является соответствие интересам молодого человека. Это говорит о том, что для молодого человека не столько важно время и место отдыха, сколько удовлетворение его интересов и потребностей. На данный момент в городе функционирует большое количество культурно-досуговых учреждений, куда может прийти любой молодой человек. Одним из наиболее масштабных в городе является «Дом молодежи». Сюда может прийти каждый молодой человек и совершенно бесплатно, в любое удобное время найти занятие, удовлетворяющее его интересам.

Читайте также:  Анализы после инсульта какие сдать анализы

По результатам первого блока можно сделать следующий вывод: Все меньше молодых людей используют досуг для саморазвития, для интеллектуального роста. Даже у студентов среди форм проведения досуга преобладают пассивные. Такие виды отдыха, как посещение выставок, театров, музеев и т.п., перестают быть популярными, а новые, такие, как компьютер, общение через интернет, пока еще доступны немногим. Если же компьютер доступен, он занимает основную часть досуга молодежи, влияя на духовный мир и ценностные ориентации. Для того, чтобы увеличить количество посещаемых выставок, театров, концертов и т.д. , предлагаем проводить данные мероприятия на открытых площадках в летний период, а в зимнее время делать упор на спортивные мероприятия на дворовых площадках (хоккейные коробки).

В следующем разделе анкеты рассматривались основные интересы молодежи при выборе форм организации досуга. Так на вопрос: «Если Вам приходилось посещать развлекательные мероприятия, то напишите, пожалуйста, какое впечатление они на Вас произвели?» 32 % ответили — понравилось, 20 % — не очень понравилось, 13 % — не понравилось, 16 % — понравилось, но я хотел бы многое изменить, 19 % — многое не понравилось, но в целом неплохо. Мы видим, что молодежь посещает развлекательные мероприятия и в основном остается довольна организацией и проведением, но многие из молодых людей хотели что- то изменить и усовершенствовать. Для более глубокого изучения впечатлений молодежи после культурно-досугового мероприятия можно предложить заполнить анкету (3-5 вопросов) или книгу пожеланий. Организаторы мероприятия после обработки всех анкет или записей в книге могут выводы о проделанной работе, и исправить допущенные ошибки.

В вопросе » Что Вам понравилось на развлекательных мероприятиях?» мнения молодых людей распределились следующим образом: время начала программы — 32 %; организация и продолжительность мероприятия — 20 %; сценарий, идея программы, музыкальное сопровождение — 24 %; игры, конкурсы — 24 %. Можно сделать вывод, что современной молодежи практически все нравится на развлекательных программах, но все таки больший акцент респондент делает на время начала мероприятия. Для экономии времени можно проводить мероприятия, акции, флеш-мобы вблизи учебных заведений, что приведет большему количеству участников.

На вопрос: «Какие формы организации досуга Вам кажутся наиболее интересными?» были даны следующие варианты ответов:

Мы видим, что танцевальные и культурно-познавательные программы кажутся наиболее интересными для современной молодежи и это не удивительно, так как молодежи не сидит на месте, им нужно общаться, развиваться, поэтому они посещают мероприятия, где находятся такие же как и они. Для того, чтобы молодежь посещала вечера отдыха, театрально-музыкальные представления, диско-программы, культурно-познавательные программы делать эти вечера более современными, интересными для молодежи, возможен вариант тематических вечеринок, вечеров.

На следующий вопрос анкеты: «Как часто Вы посещаете концерты, праздничные представления с участием молодежи?» ответы были следующие: часто- 35 %; иногда — 27 %; редко — 21 %; не посещаю — 17 %. Можно сделать вывод, что все большинство респондентов все- таки посещают мероприятия с участием молодежи, пусть даже кто то меньше, кто то больше. Для решения проблемы посещения мероприятий с участием молодежи нужно как можно больше делать акцент на PR-компанию данного мероприятия, так как зачастую молодежь не знает о предстоящих концертах, вечеринок, фестивалей, театральных представлениях с участием молодежи.

По результатам 2 раздела исследования мы можем сделать вывод, что интересы современной молодежи преломляются в досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Нужно делать большой акцент не только на культурно-досуговые мероприятия, но и на спортивные. Так же нужно создавать системные мероприятия, для того, чтобы повысить уровень посещаемости и интерес молодежи.

3 блок вопросов направлен на выявление мнений респондентов о работе учреждений социально-культурной сферы по организации досуга молодежи в городе. Так, отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, досуг молодёжи хорошо организован?» мнения респондентов разделились следующим образом: хорошо — 33%; удовлетворительно — 22 %; плохо — 15 %; хорошо, но я многое бы изменил — 17 %; меня это не волнует — 13 %. Можно заметить, что молодежь устраивает организация досуга в городе, лишь маленький процент опрошенных хотел бы что то изменить. Чтобы повысить организацию досуга молодёжи в городе предлагаем организовывать фестивали, форумы, конкурсы с привлечением представителей из других регионов страны, для обмена опытом и привлечения большего количества молодежи города.

На вопрос: «Достаточно ли, по Вашему мнению, в городе…» были даны такие варианты ответов:

Многие молодые люди зачастую не знают о существовании культурно-досуговых и молодежных центров в городе, поэтому следует увеличить распространение информации в СМИ ми сетях интернет.

На последний вопрос анкеты: «Как Вы оцениваете оснащенность учреждений по работе с молодёжью (клубов по интересам, открытых молодёжных центров, консультационных центров) городе?» ответы распределились так: хорошее — 41 %; скорее хорошее — 26 %; скорее плохое — 16 %; плохое — 17 %. Мы видим, что опрашиваемая молодежь считает, что оснащенность учреждений по работе с молодёжью в городе достаточно хороша.

Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что учащиеся, студенческая и рабочая молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Взгляды меняются в зависимости от времени года, социального статуса, и в связи с развитием, взрослением, как российской молодежи, так и самой страны.

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.

Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

В городе Тамбове функционирует МБУ «Дом молодежи», который в своих стенах принимает 500 человек ежедневно, работает система подростковых клубов по месту жительства, ежедневно для молодежи в разных частях города проводятся культурно-досуговые мероприятия, конкурсы, мастер-классы. Для того, чтобы молодежь города стала более активно посещать все учреждения досуга, во-первых нужно организовывать большую PR-компанию, делать мероприятия более современными и интересными для молодых людей, проводить мероприятия на дворовых территориях, а так же в шаговой доступности от учебных заведений. По привлечению большего количества молодежи рекомендуем проводить межрегиональные форумы, выставки, концерты для обмена опытом и усиления «командного духа».

Важно учесть, что данный опрос проводился впервые, целью исследования определялось изучить современные виды, формы досуга молодежи и на их основе выявить специфику организации культурно — досуговой деятельности молодежи.

В будущем, при организации и проведении периодических опросов по данной теме в анкетах необходимо предусмотреть не только вопросы изучения количественных показателей, но и качественных.

1.Для того, чтобы решить проблему свободного времени молодежи, я предлагаю следующее: проводить концерты в шаговой доступности, организовывать мероприятия на спортивных площадках с участием квалифицированных аниматоров, проводить социологические опросы на в микрорайонах города.

2. На мой взгляд, для того чтобы повысить интерес молодёжи к социально-культурным учреждениям нашего города, требуется создать группу людей, которые будут стараться вовлечь молодёжь в деятельность учреждений культуры, посредством коллективного творчества, общих сборов, мастер классов.

3. Для более глубокого изучения впечатлений молодежи после культурно-досугового мероприятия можно предложить заполнить анкету (3-5 вопросов) или книгу пожеланий. Организаторы мероприятия после обработки всех анкет или записей в книге могут выводы о проделанной работе, и исправить допущенные ошибки.

4. Для экономии времени можно проводить мероприятия, акции, флеш-мобы вблизи учебных заведений, что приведет большему количеству участников.

5. Для того, чтобы молодежь посещала вечера отдыха, театрально-музыкальные представления, диско-программы, культурно-познавательные программы делать эти вечера более современными, интересными для молодежи, возможен вариант тематических вечеринок, вечеров.

6. Для решения проблемы посещения мероприятий с участием молодежи нужно как можно больше делать акцент на PR-компанию данного мероприятия, так как зачастую молодежь не знает о предстоящих концертах, вечеринок, фестивалей, театральных представлениях с участием молодежи.

7. Нужно делать большой акцент не только на культурно-досуговые мероприятия, но и на спортивные. Так же нужно создавать системные мероприятия, для того, чтобы повысить уровень посещаемости и интерес молодежи.

8. Чтобы повысить организацию досуга молодёжи в городе предлагаем организовывать фестивали, форумы, конкурсы с привлечением представителей из других регионов страны, для обмена опытом и привлечения большего количества молодежи города.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Экстремальный досуг: понятие и сущность. Причины увлечения молодежи экстремальными видами досуга. Организация и проведение эмпирического исследования особенностей использования экстремального досуга как сферы самореализации молодежи, анализ результатов.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 13.10.2017

Изучение места и роли молодежи в современном обществе. Досуговая самореализация, занятость и основные черты молодых людей города. Проблемы молодежи и негативные явления. Проведение социологического исследования на тему: «Досуг молодежи в г. Чебоксары».

курсовая работа [42,3 K], добавлен 23.10.2014

Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему «Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ «Рассвет».

курсовая работа [68,8 K], добавлен 05.05.2013

Понятие досуга и свободного времени. Особенности организации досуга молодёжи. Результаты социологического опроса на тему предпочтений молодежи по проведению досуга. Деятельность досуговых социальных учреждений Беларуси. Сценарий молодёжной дискотеки.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 10.12.2012

Социально–демократический портрет молодежи. Уровень репродуктивности молодых семей. Образ и стиль жизни молодых людей. Развитие субкультуры молодежи. Вредные привычки: употребление спиртного; курение. Культурные ценностные ориентации современной молодежи.

Читайте также:  Анализ для предоставления финансирования

курсовая работа [31,5 K], добавлен 24.06.2009

Понятие свободного времени и основные характеристики досуга студентов, виды и принципы досуговой деятельности. Типы моделей социализации студенчества в сфере досуга. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодежи, типология молодых людей.

курсовая работа [140,7 K], добавлен 09.01.2011

Современная молодежь (респонденты 17-19 лет) РФ и старшее поколение (советская молодежь 90-х годов), их нормы, жизненные тенденции, ценности, манеры, приоритеты и взгляды на жизнь. Исследование досуга современной молодежи и его влияние на её развитие.

Источник

Социологическое исследование. Досуг молодёжи

Целью нашего исследования является изучение особенностей способов проведения молодёжного досуга.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
Определить сущность и функции досуга молодежи
Сравнить время провождение студентов ЧИЭПа проживающих в Челябинске и студентов, проживающих в Челябинской области
Выявить особенности проведения досуга студентами мужского и женского пола.

Файлы: 1 файл

соц исследование.docx

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»

Направление 030500.62 Юриспруденция

Кафедра Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Выполнили студенты гр. Ю-32З

«_____» ____________ 2014 г.

Введение

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Изменения всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.[1]

Актуальность данной темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Целью нашего исследования является изучение особенностей способов проведения молодёжного досуга.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

  1. Определить сущность и функции досуга молодежи
  2. Сравнить время провождение студентов ЧИЭПа проживающих в Челябинске и студентов, проживающих в Челябинской области
  3. Выявить особенности проведения досуга студентами мужского и женского пола.

Из задач вытекают следующие гипотезы:

  1. По нашему предположению, студенты, проживающие в г. Челябинске, проводят свое свободное время в ТРК, кинотеатрах, а, студенты, проживающие за городом больше времени, проводят на свежем воздухе, а также в различных секциях.
  2. На наш взгляд девушки свободное время проводят за прочтением книг, на прогулках на свежем воздухе, в ТРК и кинотеатрах, а парни проводят дома за компьютером, посещают спортивные секции, также кинотеатры.

Объект исследования – молодёжь Челябинского Института Экономики и права им. Максима Викторовича Ладошина.

Предметом социологического исследования являются особенности проведения молодёжью свободного времени.

Методами нашей работы являются:

  1. Опрос – анкетирование (для выявления основных предпочтений досуга молодёжи).
  2. Анализ документов.

1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга

1.1. Понятие досуга, свободного времени

В настоящее время большое внимание привлекают проблемы проведения досуга. Это объясняется масштабом тех изменений, которыми характеризуется область жизнедеятельности.

Понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи.

Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий.[3]

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг понимается как время, когда можно чего-то достичь.

Натуралист классического периода – Аристотель считал, что: «Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное. Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства.

Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей — в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Мы согласны с высказыванием Аристотеля.[2]

Отсутствие досуга натуралист связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества – землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

    • на производственно-трудовые функции, включал дорогу к месту работы и обратно;
    • физиологический отдых (ночной сон);
    • оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
    • покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
    • приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
    • воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным).

    Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

    В будний день доля свободного времени у работающего человека –относительно небольшая величина, 1–3 часа, а в некоторых случаях – несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.[7]

    Таким образом, человек в состоянии увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы, по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс, из-за переутомления. Люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

    Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а также для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью.

    Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом.

    Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с досуговой целью, сбавляя повседневные нагрузки и домашние дела.

    Понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в ущерб собственному здоровью, или нарушая общественный порядок и досуг окружающих).[10]

    Представление, которое формируется у людей о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать время, прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

    1.2. Функции и принципы досуга молодёжи

    Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:

    • досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
    • досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
    • досуг формирует и развивает личность;
    • досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
    • досуг стимулирует творческую инициативу;
    • досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
    • досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
    • досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
    • досуг способствует самовоспитанию личности.

    Таким образом, можно cказать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Студенты выросшие в малых городах не реализуются в перечисленных выше факторах.[8]

    Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение.

    Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.[9]

    Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

    Источник

Adblock
detector