Исследовательская работа quot Дистанционное обучение quot

Исследовательская работа "Дистанционное обучение"

Старикова Тамара Сергеевна

Актуальность: в настоящее время дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счѐт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания, а полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогают обучающимся в дальнейшей социализации. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения, к тому же является и экономически выгодным. Очень большое внимание уделяется дистанционному образованию в нашей стране и в Локтевском районе.

Цель работы : изучить проблемы и принципы дистанционного обучения в Локтевском районе.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи :

— исследовать формирование социального заказа на дистанционные образовательные услуги;

— проанализировать проблемы, возникающие при дистанционном обучении;

— изучить принципы и виды организации дистанционного обучения на различных уровнях.

Гипотеза: в ходе реализации дистанционного обучения возникают определенные проблемы и существуют особые принципы обучения.

Объект исследования – дистанционное обучение в целом, как образовательная услуга.

Предмет исследования – реализация дистанционного обучения в Локтевском районе.

Методы исследования : интервьюирование, анкетирование, сравнительный анализ,

И сточники исследования : учащиеся Локтевской школы, Покровской школы, Золотушинской школы, Александровской школы, школы №4 г.Горняка и студенты дистанционного отделения Московского экономико-финансового Института.

Практическая значимость : данная работа будет полезна учащимся старших классов, желающим получить дистанционное образование, а также преподавателям, работающим в сфере дистанционного обучения.

Новизна работы : всего второй год в школах Локтевского района осуществляется дистанционное обучения и данная тема является практически не изученной. Тема очень интересная и актуальная для современной системы образования.

Нормативно-правовой основой реализации дистанционного обучения в системе общего образования является Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», принятый Государственной думой 21.12.2012.

Законом установлен новый формат получения образования — электронное обучение, а также расширено нормативное регулирование получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Согласно статье 16 под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями следует понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Законом также установлено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся.

Понятие дистанционного обучения, как и многие другие, пришло к нам с запада. Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Сущность дистанционного обучения заключается в том, что это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [1].

Стоит отметить, что дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2012 № 11-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, которые теперь могут применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования. А в

национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано, что «широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно — заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям».

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 –40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек одновременно;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
  • Работать с детьми с отклонениями в развитии и здоровье.
  • Обучать специалистам высокой квалификации учащихся географических удаленных от базовых школ, университетов.

В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Модель дистанционного обучения кратко можно представить так:

Средства ДОТ и электронного обучения

Основным средством ДОТ предлагается использовать «Сетевой город. Образование» – автоматизированную информационную систему (далее АИС), с которой работают все школы Алтайского края с 2006 года. АИС обладает достаточно полноценным функционалом по поддержке процесса электронного обучения. При реализации внедрения в учебный процесс образовательных учреждений дистанционных образовательных технологий АИС является оптимальным инструментом.

При реализации ДОТ с помощью АИС используются следующие основные сервисы и модули системы:

  • для дистанционного взаимодействия – внутрисистемная электронная почта, форум, доска объявлений;
  • для разработки и размещения дистанционного учебного курса, обеспечения доступа к нему учеников — Портфолио проектов;
  • для оценивания и публикации домашнего задания – электронный журнал и дневник.

Другой платформой реализации ДОТ является система дистанционного обучения Moodle (Мудл), которая имеет полный функционал для реализации электронного обучения.

Кроме АИС и Мудл при внедрении ДОТ целесообразно использовать вспомогательные технологии и средства:

  • видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf или Skype;
  • сервисы социальных сетей,
  • сайт школы или учителя.

Выбор технологии должен быть обоснован с точки зрения наличия видимого преимущества, при решении поставленной задачи, над альтернативными технологиями, в том числе над классическими очными формами обучения.

Технология проведения обучения с применением ДОТ по комплексной модели

  • Уроки проводятся в реальном времени с помощью системы ВКС и компьютерного, в т.ч. аудиовизуального оборудования.
  • Во время он-лайн урока проводится трансляция в режиме «Точка-точка», т.е. учитель-класс. При этом учитель видит всех учеников класса на экране монитора, а ученики – на экране проектора, работают в печатных тетрадях, с учебниками или на ПК при необходимости.
  • Учитель организует все основные этапы урока в режиме ВКС.
  • Контроль выполнения заданий в печатных тетрадях организуется с помощью визуализации изображений документкамерой.
  • Во время он-лайн урока, а также подготовки к уроку, учеников сопровождает учитель малокомплектной школы.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:

  • электронная почта;
  • телеконференции; вебинары;
  • пересылка данных (FTR- серверы);
  • гипертекстовые среды (WWW – серверы);
  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
  • видеоконференции.

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, и информации, вопросы преподавателя и к преподавателю и к учащемуся. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения. Присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии.

Услуги FTR-серверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.

Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями в «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме on-line и в режиме off-line.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) внедрялись в школах Алтайского края в 2012 и 2013 гг. по трём основным моделям: внутришкольной, межшкольной и малокомплектной. Первоначально внедрение происходило в условиях низкой скорости доступа в Интернет в большинстве школ и недостаточного уровня оснащённости компьютерной техникой особенно малокомплектных школ. В указанных условиях основной подход к внедрению ДОТ в большинстве школ заключался в интеграции ДОТ в очное обучение с применением сетевых и кейс-технологий для поддержки традиционного процесса обучения. Ряд школ осуществляли электронное обучение учащихся из других школ в рамках малокомплектной модели.

В настоящее время в проекте работают 117 школ из 56 муниципальных образований, из которых 56 реализуют межшкольную модель, 27 малокомплектную, 34 – внутришкольную модель.

В крае созданы основные необходимые технические условия дальнейшего внедрения ДОТ. Так, технологии ведения электронного журнала и дневника, размещения учебных материалов и заданий, взаимодействия учеников и педагогов доступны 100% школ в системе «Сетевой город. Образование». Доступна всем и применяется пилотными школами платформа управления обучением «Moodle» (Мудл). В «Сетевом городе» и «Мудл» реализуется размещение учебных материалов, ЭОРов, заданий, тестирование. Готовится к введению в эксплуатацию система краевой видео-конференцсвязи.

Источник

Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире

Лю Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Лю Цзея. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 402-406. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76003/ (дата обращения: 05.07.2021).

В данной статье проанализированы понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Автором изучена история возникновения и развития дистанционного образования в Западной Европе, Канаде, США, России и Китае.

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, дистанционное обучение.

This article analyzes the concepts of «distance education» and «distance learning». The author has studied the history of the origin and development of distance education in Western Europe, Canada, USA, Russia, and China.

Keywords: education, training, distance education, distance learning.

Понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» были сформулированы уже достаточно давно, история возникновения и развития уже насчитывает несколько сот лет. Однако, учитывая, что дистанционное образование на данном этапе выходит на новый общемировой уровень применения новых стратегий, освоения новых информационных технологий в системе дистанционного образования, поэтому возникла актуальность в осуществлении анализа данных понятий, необходимость в правильном понимании и использовании их, в глубоком изучении истории возникновения и развития дистанционного образования и обучения во всем мире.

Читайте также:  Когда после болезни можно сдавать анализы

Понятия дистанционного образования и дистанционного обучения

Сначала рассмотрим понятие «образование». Существует много источников, которые дают определение понятию «образование». В словаре Ушакова образование — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

В интернет-источниках образование рассматривается как система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций [14].

Образование — это целенаправленный организованный процесс передачи систематизированных наукой знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении, необходимая часть социализации [12].

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. [7]

Образование — процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга [5].

Исходя из этих определений можно сказать, что образование включает в себя личностный, социальный, духовный, материальный, культурный и другие аспекты.

На основании этого рассмотрим определение «дистанционного образования». Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств [1]. Дистанционное образование — это единственная форма обучения, которая не предусматривает посещение учебного заведения и позволяет получить квалифицированное образование на расстоянии от педагога [9].

Дистанционное образование — это общий термин для образования, организованного различными колледжами или социальными учреждениями, которые относительно разделены во времени и пространстве, а способы преподавания и обучения связаны, взаимодействуют и интегрируются с помощью различных образовательных технологий и медиаресурсов [16].

Дистанционное образование — это форма образовательной деятельности, которая отвечает потребностям общественного развития и быстро растет с развитием современных медиа-технологий [17].

Дистанционное образование — это технология, реализуемая через вещательные и телетрансляционные СМИ, аудио и видео электронные аудиовизуальные носители, компьютерное программное обеспечение и интерактивные мультимедиа. Мультимедиа стали самой передовой технологией, доступной учащимся для взаимодействия с учебным контентом [18]

Дистанционное образование тесно связано с понятием дистанционного обучения.

Рассмотрим понятие «обучение».

Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов [6].

Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения [6].

Обучение — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [15].

Из вышерассмотренных определений обучения можно сделать вывод, что это организованный, управляемый процесс, вид деятельности, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками; должен соответствовать поставленным целям.

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [8].

Дистанционное обучение — это вид образовательной деятельности, осуществляемый образовательными учреждениями с помощью медиа-технологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных ограничений времени и пространства учебного заведения [19].

Таким образом, проанализировав понятия «дистанционного образования» и «дистанционного обучения» можно сделать вывод, что «дистанционное образование» — вид образования, а «дистанционное обучение» — это процесс, вид деятельности.

История возникновения и развитие дистанционного образования в Западной Европе, Канаде и Америке.

Возникновение дистанционного обучения связывают с развитием почтовой связи в конце XVIII века. Появилось так называемое понятие — «корреспондентское обучение». Данный вид обучения можно назвать одним из видов дистанционного обучения. Процесс работы корреспондентского обучения был аналогичен современному дистанционному обучению. Обучающийся получал по почте задания, самостоятельно их выполнял и отправлял на проверку.

Важным событием в развитии дистанционного образования в Западной Европе было создание Открытого университета Великобритании в 1969 году. Открытый университет Великобритании за время своего существования занял место мирового лидера в дистанционном обучении и стремится играть ведущую роль в распространении высшего и последипломного образования как в Великобритании, так и в других странах. Сейчас в 400 учебных центрах, преподающих по программам Открытого университета Великобритании, обучается более 150 000 человек [10].

В Германии историю возникновения дистанционного обучения связывают с централизованным планированием дистанционной подготовки специалистов с высшим профессиональным обучением. В 1974 был открыт Хагенский заочный университет. Его филиалы находятся более чем в 50 городах Германии. Общее количество студентов составляет 88 тыс. человек.

Опираясь на опыт создания Открытого университета Великобритании в 1972 г. в Испании был открыт Национальный университет дистанционного образования — самый крупный вуз в стране и второй по величине в Европе. В настоящее время он состоит из 58 филиалов по всей стране, также было открыто 9 филиалов в других странах [11].

Одним из лидеров в области дистанционного образования является Канада. В 70-е годы XX века в Канаде было открыто два высших учебных заведения дистанционного обучения, где немного позднее электронное обучение получило широкое развитие и распространение. В 1982 г. дистанционное обучение было признано в Канаде на официальном уровне. В настоящее время 54 % университетов в Канаде имеют программы дистанционного обучения, 68 % колледжей и 36 % компаний. Также существуют виртуальные вузы. Количество студентов, обучающихся по дистанционным программам, насчитывается около 420 тыс. [13].

История возникновения и развитие дистанционного образования в России

В России дистанционное обучение стало развиваться в 1917 г. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на заочных консультативных курсах. В 60-е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также были открыты факультеты заочного образования. Система заочного образования активно развивалась в СССР, но после 1991 г., после распада СССР развитие дистанционного образования в России пошло на спад, что было связано с кризисным экономическим положением. Несмотря на это в 1993 г. в России был открыт филиал ЕШКО. Компания ЕШКО — Европейская школа корреспондентского обучения. Появилась когда компьютеры и интернет не были распространенным явлением. Однако международное учебное заведение вполне успешно начало осуществлять свою деятельность посредством дистанционного обучения. За последние двадцать лет в школе ЕШКО обучались сотни тысяч студентов разных возрастов из разных стран мира. Эта школа позволяла удаленно изучать иностранные языки с помощью кассет. Предлагались различные уровни изучения языка. По итогам прохождения курса выдавался сертификат. Этот метод образования был новым и необычным. Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО и открытие Московского технологического института «Всемирного технологического университета». Этот институт предлагал образование по различным дистанционным программам. В 2004 г. появилось множество реализованных проектов дистанционного обучения. Положительная динамика дистанционного образования закрепилась и продолжает свое развитие. Дистанционное обучение осуществлялось не только в учебных заведениях, но и в сфере подготовки персонала крупных компаний, например, такие компании, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель» и др. Признание соответствия системы Redclass международному стандарту SCROM 1.2. позволило России в 2005 г. выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования. В настоящее время дистанционное образование в большинстве учебных заведений стало неотъемлемой частью, разработанных в соответствии с международными стандартами. В соответствии с данными в стране около 40 % ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения [3].

История возникновения и развитие дистанционного образования в США

В период с 1890–1920-х годов в США престиж образования в американском обществе повысился. Кроме профессиональных школ и курсов к корреспондентскому и кейсовому дистанционному образованию начали переходить классические университеты. Впервые курс дистанционного образования был введен в Университете Чикаго в 1892 г., потом в Висконсине, Индиане, Колумбийском университете и т. д. [4].

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам корпораций. Эти курсы были очень успешными, поэтому дали толчок «распространения высококачественного образования” для студентов из разных городов. В то же время появилась возможность передачи телекурсов через спутники по всей территории США и др. страны. Это поспособствовало открытию в 1984 г. Национального технологического университета (National Technological University, NTU). К 1991 г. он стал консорциум из 40 университетских инженерных школ. В начале 90-х годов более 1100 студентов участвовали в дистанционном обучении по программе NTLJ (инженерия). Благодаря этой программе многие получили степень магистра NTU, при этом отметив, что это был их единственный путь обучения [2]. В 1989 году в США была создана система публичного телевещания, охватившая 1.5 тыс. Колледжей и телекомпании, которые транслировали учебные программы по нескольким образовательным каналам.

В настоящее время в США, как и в других странах мира, дистанционное обучение невозможно без компьютерных информационных технологий, где основной опорой являются новейшие технические средства.

История возникновения и развитие дистанционного образования в Китае

Под влиянием развития международного дистанционного образования и улучшения внутренней ситуации с начала XX века до конца 1940-х годов дистанционное образование в Китае начало развиваться. В 1902 г. Цай Юаньпей основал Китайскую ассоциацию образования и внедрил метод обучения коммуникации, который положил начало заочному обучению в Китае. В 1914 г. компания Commercial Press открыла заочную школу, которая была самой первой заочной школой в Китае. В 1936 г. Министерство образования китайского правительства учредило Комитет по кинематографии, Комитет по радиовещанию в 1937 г. и Комитет по аудиовизуальному образованию в 1940 году, что дало толчок к развитию аудиовизуального образования в Китае.

После основания Нового Китая дистанционное образование в Китае стало официальным. Несмотря на это, дистанционное образование в Китае началось поздно. В 1954 г. Министерство образования указало в «Отчете инспекции заочного обучения Северо-Восточного педагогического университета», что заочное образование является важной частью общего высшего образования. Благодаря этому документу заочное обучение получило официальный статус во всех обычных университетах. До 1955 г. существовало 7 обычных колледжей и университетов с заочным образованием, в которых было зарегистрировано 4390 студентов-заочников [20]. В 1956 г. в Сямэньском университете был создан отдел зарубежной корреспонденции, который был открыт для жителей Гонконга, Макао и китайцев, находящихся за рубежом. Дистанционное образование первого поколения, представленное заочным колледжем Китайского университета Жэньминь, и модель дистанционного обучения второго поколения, представленная Пекинским университетом радио и телевидения, получили распространение по всему Китаю. Позже под влиянием Культурной революции развитие дистанционного образования в Китае было прервано. После культурной революции с середины до конца 1990-х дистанционное образование в Китае было восстановлено и скорректировано. С одной стороны, с конца 1970-х годов отечественные телевизионные университеты последовательно создавали отделения дистанционного обучения и исследований в качестве основного направления исследований дистанционного образования; с другой стороны, отечественные эксперты последовательно писали, переводили и публиковали монографии по дистанционному обучению, такие как «Введение в дистанционное высшее образование» Дин Синфу и др. (1987), «Основы дистанционного обучения» (1996), «Принципы дистанционного обучения» (1999) в переводе профессора Дин Синя. Кроме того, правительство издало ряд постановлений, регулирующих развитие дистанционного образования. В феврале 1987 года Государственная комиссия по образованию издала «Временное положение о заочном обучении в обычных университетах». Это первый юридический документ о высшем заочном образовании в Китае. В нем четко оговаривалось, что высшее заочное образование должно быть предоставлено выпускникам средних школ, что закладывало основу для систематизации, стандартизации и институционализации высшего заочного образования в Китае. В ноябре 1988 года Комитет по ученым степеням Государственного совета издал «Временное положение о присвоении степени бакалавра выпускникам среднего возраста» и установил, что это применимо к высшему заочному образованию. В январе 1999 г. Государственный совет одобрил «План действий по развитию образования в XXI веке», сформулированный Министерством образования, и официально предложил «реализовать современные проекты дистанционного обучения, сформировать открытую образовательную сеть и построить систему обучения, которая даст возможность получать образование на протяжении всей жизни». В течение этого периода местные радио и телевизионные университеты, обычные колледжи и университеты совместно управляли школами, и проводили современное дистанционное образование на основе двустороннего интерактивного спутникового телевидения и компьютерных сетей [20].

Читайте также:  Анализ емкости рынка для товаров

Вступив в XXI век, современное дистанционное образование в Китае добилось высоких успехов, развиваясь с беспрецедентной скоростью. В частности, мобильное образование на основе технологий 5G, как новая форма обучения, способствует модернизации, информатизации, созданию сетей, открытости и непрерывному процессу обучения [21].

Благодаря углубленному развитию информатизации образования информационная грамотность руководителей образовательной администрации вышла на новый высокий уровень, они стали лидерами в области информатизации высшего образования; информатизация образования оказывает значительное влияние на повышение профессионального уровня учителей, таким образом информационная грамотность учителей также значительно повысилась. Информатизация образования обогатила ресурсы цифрового обучения, получая большие возможности цифрового обучения информационная грамотность учащихся в целом повысилась.

Таким образом, дистанционное образование, как вид образования, и дистанционное обучение, как процесс обучения, на протяжении всей своей истории, начиная от простых заданий, которые отправляли по почте, а впоследствии постепенно перешли к передаче информации по телефону, аудиокассетам, видео и, наконец, к компьютерам и интернету. Развитие техники, а в настоящее время развитие высоких технологий, привело к тому, что дистанционное образование стало одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять обучение без отрыва от своего вида деятельности, получать образование за пределами своего города, региона или страны.

Дистанционное образование еще надолго будет важным способом обучения. С развитием науки и технологий, применением новых технологий и обновлением образовательных концепций понятие дистанционного образования будет постоянно обновляться, а содержание постоянно обогощаться.

Источник



Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы

Авдюшева Елена Александровна

Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

В современной образовательной системе значительное место стали занимать дистанционные образовательные технологии, под которыми принято понимать образовательные технологии, реализуемые в основе своей с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии.

Использование дистанционных образовательных технологий – это качественно новый уровень взаимодействия между преподавателем, учителем и обучающимися. Современное общество требует активную личность, способную ориентироваться в бесконечном информационном потоке, нацеленную на непрерывное саморазвитие и самообразование. В подобной ситуации на педагога ложится новая функция – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание уже выступает не как цель, а как способ развития личности.

Современная реальность позволяет реализовывать образовательные программы, используя дистанционные образовательные технологии, которые включают в себя разнообразные электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, дающие возможность обучающимися освоить образовательные программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Целью использования дистанционных образовательных технологий в классическую систему обучения является возможность обеспечить доступность качественного образования для обучающихся, когда место проживания, социальное положение и состояние здоровья могут повлиять на доступность образования.

Дистанционное обучение, как и очное, в своей основе предполагает освоение учебной программы, учебника, использование поурочных методических рекомендаций и подробных инструкций преподавателя.

Планируя подачу материала дистанционно, необходимо учитывать, что учащиеся воспринимают новый материал и закрепляют его индивидуально и неконтролируемо в режиме реального времени и в зависимости от степени своей подготовленности и обученности.

Применяя дистанционные образовательных технологии, педагог решает следующие задачи:

  1. Повышение учебной мотивации.
  2. Развитие у обучающихся познавательной активности посредством развития умения работать с различными дополнительными источниками информации, которые требуют использования технических возможностей компьютера и сети Интернет.
  3. Развитие у обучающихся самостоятельности в учебном процессе.

В процессе преподавания русского языка большинство педагогов используют презентации, видео и аудиофайлы, тесты по различным темам, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты и изложения, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
  • Культура письменной речи http://gramma.ru/
  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/
  • Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
  • Электронная библиотека — тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/

Все эти материалы можно использовать как в учебной аудитории, так и в процессе дистанционного обучения, направляя ребенка.

Уроки литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов как иллюстративный материал к изучаемым произведениям, помогающим сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнить фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнить задания на восстановление сюжетной линии произведения, проанализировать поэтический текст, а также организовать беседы по просмотренному эпизоду.

Использую в своей работе видеолекции, рассказывающие о жизни творчестве поэтов и писателей. Результатом просмотра таких лекций становится конспект просмотренного материала.

Самоконтроль знаний, умений, навыков учащиеся могут осуществлять с помощью дистанционных технологий:

  • Разноуровневые онлайн-тесты
  • Дидактические материалы онлайн
  • Контрольно-измерительные материалы

Методы дистанционного обучения обязательно должны включать в себя традиционные виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ и многое другое.

Таким образом, дистанционное образование не может заменить в полном объеме непосредственное сотрудничество ученик – учитель, но при грамотном использовании становится хорошим помощником в реализации образовательных программ.

При рациональном сочетании дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, главным из которых становится повышение учебной мотивации.

Бесспорным является тот факт, что использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет учащемуся чувствовать поддержку со стороны преподавателя, может способствовать установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

  1. Для обучающихся становится доступной «перекрестная» информация, так как открывается возможность обращения к альтернативным источникам информации при использовании технических возможностей компьютера, ресурсов сети Интернет.
  2. Индивидуализация процесса обучения, которая предполагает организацию разнопланового сопровождения и поддержки учащихся со стороны педагога.
  3. Повышение качества и доступности образовательного процесса ввиду возможности использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.
  4. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет повышения самоорганизации, взаимодействия с современной компьютерной техникой.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, так как предполагает следующие умения и навыки:

Источник

Курсовая работа на тему "Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсовой работе даны основные понятия дистанционного обучения, нормативно-правовая база, необходимое материально-техническое обесечение, а также преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»»

Владимирский институт развития образования

Кафедра начального образования

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса

слушатель Панина Ольга Владиславовна

Индюкова Таисия Ивановна,

методист высшей квалификационной категории,

Теоретическая часть . 4

Понятие дистанционного обучения . 4

Нормативно-правовая база . 5

Материально-техническое обеспечение . 6

Организация взаимодействия между учениками и преподавателями . 6

Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе . 8

Практическая часть . 11

Список литературы. 19

В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. «Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования».[9] Конечно это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это прежде всего связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет и появилась «возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира».[2] В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе используются и при организации учебного процесса в начальных классах. Но технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень.

Таким образом, выбранная тема актуальна на протяжении многих лет и, видимо, будет вызывать интерес ещё долгое время.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные понятия и аспекты организации дистанционного обучения в школе.

Задачи данной курсовой работы:

• понять, что такое «дистанционное обучение», рассмотрев различные определения;

• рассмотреть нормативно-правовой аспект организации дистанционного обучения;

• рассмотреть преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий;

• показать возможность организации дистанционного обучения в начальных классах в рамках факультативного курса «Знаток».

Понятие дистанционного обучения

Читайте также:  Взаимодействие спроса и предложения Рыночное равновесие

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения.
Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».[11]
Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».[11]
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».[11]

Дистанционное обучение – это «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность»[1] и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».[1]

В законе «Об образовании Российской Федерации» «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».[7]

Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».[2]

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».[7] В соответствии со статьёй 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

При этом в образовательных учреждениях, реализующих дистанционное обучения должен быть определенный пакет документов, регламентирующих данную деятельность.

К ним относятся:

документы федерального, муниципального уровня по организации дистанционного образования;

приказ ОУ о назначении ответственного лица за организацию работы в проекте;

приказ ОУ о назначении учителей (педагогов-предметников), работающих в проекте «Дистанционное образование»;

приказ на детей, участвующих в проекте;

база данных на детей и педагогов, работающих с ними;

календарно-тематическое планирование педагогов, работающих в проекте;

локальный акт ОУ по организации и осуществлению дистанционного образования в учреждении;

функциональные обязанности педагогов-кураторов;

должностная инструкция учителя;

договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи;

пакет документов на обучающегося (заявление родителей, учебный план, расписание занятий). (см. приложение 1)

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

Таким образом, «в зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям».[10]

Организация взаимодействия между учащимися и преподавателями

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия ученика и преподавателя. Наиболее широкое распространение в начальной школе получили следующие:

Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для учащихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что ученик может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что учитель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося. (см. приложение 2)

Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с учеником ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени. (см. приложение 3)

Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель «видит», как учащийся выполняет задание, может корректировать его работу. Недостаток данного ресурса в том, что есть ряд стран, которые ограничивают работу данного браузера и использование его ресурсов становиться невозможным. (см. приложение 4)

Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. «Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у ученика. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке ученик, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д. В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, учитель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с учениками. Может создавать и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д. Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал». [5]

Возможно также использование различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т.д.

При выборе средства организации взаимодействия с учеником преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе

Дистанционное обучение, в том числе и в начальном звене, имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Персонификация обучения. Учащийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.

«Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.» [2], что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

Проведение обучения учащихся, имеющие ограниченные возможности.

«Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме». [2]

«Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением».[2]

Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

компьютерные обучающие программы;

электронные учебные пособия;

компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

учебные аудио и видеоматериалы;

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.

«Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними». [6]

«Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению» [6], снятию эмоционального напряжения.

Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.

«Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями».[12]

«Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.» [4]

«Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии». [4]

Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

Отсутствует личное взаимодействие ребёнка с учителем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.

Обязательное наличие высокой степени самоорганизации ученика, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и ответственный ученик может

«Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» [3] и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.

Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а учащихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.

Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего учителей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие учащегося и учителя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед учеником, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.

Источник

Adblock
detector