Интегрированный урок Особенности анализа статья по теме
АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА.
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2.Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные Дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; цикла периодически повторяемых уроков; в создании единичных интегрированных уроков?
4.Уровень интеграции:
· Единая целостная новая структура
· Параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала
· Стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5.Тема интегрированного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Доступна ли систематизация знаний учащихся, формирования целостного взгляда на предмет?
6.Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки.
7.Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя и учеников. Разумно ли сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. На сколько оно органично? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме? Широта их кругозора, культура суждений, аргументация, культура речи, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы, эмоциональная вовлеченность в проблему.
6. Анализ эффективности урока в адаптивной школе (Н.П.Капустин).
Адаптивная школа — образовательное учреждение, ориентированное на интересы, личностные запросы, потребности и возможности детей, приспосабливающееся к ним путем создания культурно-воспитательной Среды, в которой каждый ребенок может найти свою нишу, самореализоваться как личность, удовлетворить потребности в саморазвитии и самоопределении. В адаптивной школе используются различные формы дифференциации и индивидуализации обучения, создаются классы педагогической помощи и коррекции, осуществляется мониторинг физического и психического здоровья детей, выявляется индекс удовлетворенности учащихся школой (Е.В. Бондаревская).
В данном случае критерии — это обобщенные понятия, но которым производится общая оценка учебного (воспитательного) процесса и его результатов; норма, уровень, приближение к которым обеспечивает реализацию дидактических, воспитательных целей и, развитие интеллекта ребенка.
1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока (проверка домашнего задания, слушание объяснения нового материала, участие в закреплении, выполнение самостоятельной работы).
2.Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Если на уроке Ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивациоиных центров (Л.С. Выготский) и центров саморегуляции поведения.
3.Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке .Она связана с поддержанием интереса к изучению Материала. Основными факторами, побуждающими ученика к мыслительной деятельности, являются его самореализация и персонализация. Эти «мотивы» исследованы А.В. Петровским и положены в основу конструирования методики урока во многих экспериментальных школах. В структуру развивающего метода входит компонент «социальное взаимодействие», т.е. предоставление возможности каждому ученику проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это одобрение. Организация социального взаимодействия помогает ученику быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности на уровне либо внутренней, либо внешней речи. Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими является парная и групповая работа на уроке, а наиболее сложными — лекция, рассказ учителя. Речь учителя, объясняющего новый материал, требует сосредоточенности, внимательности для того, чтобы активные мыслительные процессы протекали на уровне внутренней речи. Для ученика это достаточно сложная задача. Поэтому на уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом.
4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивав! их. Например, во время проверки домашнего задания используется самопроверка, взаимопроверка по критериям, которые дает учитель.
Аналогичная ситуация складывается и на других этапах урока, например, при изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспроизведения материала, понимание; во время закрепления и самостоятельной работы учащиеся также оценивают себя сами по тем критериям, которыми пользуется учитель.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой оценкой. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или работая само стоятельно. Процессы рефлексии и самооценивания включаются с помощью рабочих карт (рабочая карта — это план работы ученика на уроке, в котором фиксируется задание, время его выполнения и способы оценивания) урока и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия.
5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке. При самостоятельной работе, в отличие от творческой, закрепление знаний проходит на репродуктивном или вариативном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях. Творческие задания требуют применения знаний в измененных ситуациях.
В адаптивной школе добавляется обязательная само проверка и взаимопроверка на этом же уроке сразу после выполнения задания.
6. Оценка уровня полного усвоения знаний. Оптимальный вариант, когда все учащиеся получают на уроке отметки. Именно так организуется урок в адаптивной школе. Учащиеся получают отметки за каждый этап урока и за весь урок в целом. Отметка «два» на уроках не ставится, может не выставляться в журнал и любая другая отметка, если учащийся считает, что она случайна и не удовлетворяет его.
7. Достижение целей урока. Главная цель урока – развитие интеллекта, мышления ребенка, что достигается с помощью развивающего метода.
Источник
Интегрированный урок. Особенности анализа.
статья по теме
Памятка учителю по организации и анализу интегрированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_integrirovannogo_uroka.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ интегрированного урока.
- Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)
- Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
- Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегративных уроков?
- Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
- Тема интегрированного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
- деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнять до урока; ее цель, объем , характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?
- Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
- Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
- Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течении урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
— способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
— в большей степени, чем обычный урок, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимать перенапряжение, перегрузку;
— не только углубляют представление о предмете, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонне развитой личности;
— интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории и литературы,на котором дети, анализируя художественные произведения и моменты истории, пытаются определить главные черты русского национального характера.
И.Г. Песталоцци утверждал, что «процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие.
Фото с интегрированного урока «Особенности национальной кухни стран изучаемых языков»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ИСТОРИИ КАВКАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА» (ЛИТЕРАТУРА, ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ)
Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры.
Интегрированный урок по русскому языку на тему «Особенности официально-делового стиля речи в русском и английском языках» разработан учителями русского языка Голодяевой Ольгой Владимировной и английск.
Интегрированный урок «Особенности строения клетки»
Интегрированный урок в 10 классе на тему «Особенности строения клетки» позволит изучить особенности химического состава клетки (макро и микроэлементов); рассмотреть химический состав пищевых про.
Методическая разработка интегрированного урока:» Особенности национальной кухни Германии, Англии, Франции»(8 класс)
Данная методическая разработка представляет собой ааторский урок. Не содержит приложений.
Источник
Анализ интегрированного урока по математике и литературному чтению на тему "Знакомство с задачей"
Конспект интегрированного урока литературного чтения и математики.
1.Тема урока: Знакомство с задачей (1 класс, Моро В.Г., Климанова Л.Ф. программа «Школа России»).
Образовательные: обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие; Продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи; Закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания: ±1, 2, 3, 4; Закрепить знание состава чисел от 2 до 10.
Развивающие: развивать речь учащихся; Совершенствовать мыслительные операции; Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции; Развивать навык самооценки.
Воспитательные: воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения, уважение к товарищам, умение работать в паре.
3. Оборудование: учебник математики 1 класс, Моро В.Г., учебник литературного чтения 1 класс Климанова Л.Ф., сигнальные карточки-настроение.
Просмотр содержимого документа
«Анализ интегрированного урока по математике и литературному чтению на тему «Знакомство с задачей»»
Индивидуальное проектное задание по курсу
«Интеграция образовательного процесса в начальной школе»
Конспект интегрированного урока литературного чтения и математики.
1.Тема урока: Знакомство с задачей (1 класс, Моро В.Г., Климанова Л.Ф. программа «Школа России»).
Образовательные: обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие; Продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи; Закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания: ±1, 2, 3, 4; Закрепить знание состава чисел от 2 до 10.
Развивающие: развивать речь учащихся; Совершенствовать мыслительные операции; Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции; Развивать навык самооценки.
Воспитательные: воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения, уважение к товарищам, умение работать в паре.
3. Оборудование: учебник математики 1 класс, Моро В.Г., учебник литературного чтения 1 класс Климанова Л.Ф., сигнальные карточки-настроение.
4. Структура и содержание урока:
–Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите сигнальные карточки
Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы – внимательные,
Мы – старательные.
Мы в 1 классе учимся –
Все у нас получится!
Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, желают друг другу успехов и показывают сигнальные карточки.
Регулятивные действия: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2.Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке мы отправимся в гости к сказке. Угадайте её.
Жили-были старик со старухой. Вот говорит старик старухе:
– Пойди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, может, и наскребешь на колобок.
О какой сказке идет речь?
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Да, сегодня колобку без нашей помощи не обойтись. Сколько опасностей у него на пути.
Кого первого встретил колобок?
– Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня, зайка.
– Выполни мои задания, тогда посмотрим.
1) Найди лишнее слово.
(условие, вопрос, квадрат)
– Прочитайте слова, найдите лишнее слово.
– Что объединяет эти слова?
– Кто может сказать тему урока?
– Какая цель урока?
2) Формулирование темы урока.
Колобок первого встретил зайца.
Вспомнить и обобщить знания о задаче.
Ребята в парах выдвигают свои мнения
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
4.Введение в тему урока
Выполнил колобок задания и покатился дальше. А на встречу медведь.
У него свои задания.
На какой из карточек задача и почему?
1 карточка: Сегодня утром я встал по будильнику, затем умылся, позавтракал и отправился в школу.
2 карточка: Сегодня утром я встал по будильнику. Вышел в школу в 7.15, а пришел в школу в 7.40. Сколько времени я был в пути?
Сегодня на уроке мы будем решать задачи.
– Посмотрите на рисунок и составьте задачу. (По поляне шли 2 серых и 5 белых гусей. Сколько всего гусей шли по поляне?)
– Скажите только условие задачи.
– Скажите только вопрос задачи. Давайте поможем колобку решить эту задачу.
Задача на второй карточке. Потому что, есть условие и вопрос.
Составляют задачу: По поляне шли 2 серых и 5 белых гусей. Сколько всего гусей шли по поляне?
Условие: По поляне шли 2 серых и 5 белых гусей.
Вопрос задачи: Сколько всего гусей шли по поляне?
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Приплыли тучи дождевые
Лей дождик — лей!
(руки вытянуты, ладоши вниз)
Дождинки пляшут,
(потрясти руками, потопать ногами)
Как живые,
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(наклониться, присесть)
6. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа
Работа по учебнику с 88 № 2, 3, запись решений в тетрадь.
– С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?
Давайте попробуем найти задачу.
– Итак, из чего состоит задача?
Справился колобок с заданиями и покатился дальше.
— Вспомните, кого дальше встретил колобок? Правильно, встретилась ему лиса со своими заданиями.
— Учитель читает учащимся текст: «У Васи было 4 марки, а у Вики две марки».
– Задайте вопрос к данному условию.
– Можно ли к этому условию задать другой вопрос?
– Какое действие следует выбрать для решения первой задачи?
– Какое действие следует выбрать для решения второй задачи?
– Почему вы так думаете?
– Поднимите руки, кто выполнил все задания правильно? Молодцы, вы хорошо поработали.
– А ребята, у которых не все ответы совпали, не расстраивайтесь, мы с вами учимся, следующий раз все обязательно получится, только нужно постараться.
Решают задачи в тетради.
условия. вопроса, решения, ответа
Так как отсутствует вопрос
Сколько марок у Васи и у Вики вместе?
На сколько больше марок у Васи, чем у Вики?
Потому что, нужно узнать сумму всех марок
Потому что, нужно узнать разницу марок у ребят
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
– Наш урок – сказка подошел к концу.
– Что вам сегодня понравилось на уроке? Кому было легко выполнять задания? А кому трудно?
Давайте, еще раз повторим из чего состоит задача?
– Посмотрите на наши солнышки.
– Какое сейчас у вас настроение?
– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо, за работу!
Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ.
Личностные УУД
Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня урок математики?
– нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
5. Использованная литература:
1.Развивающие задания по математике [электронный ресурс] http://www.mamapapa-arh.ru/publ/1_klass/razvivajushhie_zadanija_po_matematike_dlja_1_klassa/97-1-0-3806 . — Дата обращения 25.12.2015
2.Стихи для проведения зарядки в 1 классе [электронный ресурс] http://pedsovet.su/load/244-1-0-6011. — Дата обращения 25.12.2015
3.Учебник литературного чтения 1 класс, 1 часть [электронный ресурс] http://11book.ru/1-klass/114-chtenie/2353-literaturnoe-chtenie-1-klass-klimanova-2012. — Дата обращения 25.12.2015
4.Учебник математики 1 класс, 1 часть [электронный ресурс] – Режим доступа. — http://11book.ru/1-klass/109-matematika/1373-matematika-1-klass-moro . — Дата обращения 25.12.2015
-Деятельностный фактор. Задания, направленные на развитие способов работы с задачей (На какой из карточек задача и почему? 1 карточка: Сегодня утром я встал по будильнику, затем умылся, позавтракал и отправился в школу.
2 карточка: Сегодня утром я встал по будильнику. Вышел в школу в 7.15, а пришел в школу в 7.40. Сколько времени я был в пути ?). Формирование способов решения учебных проблем: «Кто может сказать тему урока? – Какая цель урока?» (тема Задача, цель – вспомнить и обобщить знания о задаче). Способы коммуникации, например, «сегодня колобку без нашей помощи не обойтись. Сколько опасностей у него на пути. Кого первого встретил колобок?», «Давайте поможем колобку решить эту задачу», «Справился колобок с заданиями и покатился дальше. — Вспомните, кого дальше встретил колобок?».
-Личностно-смысловой фактор. Сначала дети вспоминают сказку по рассказу учителя (сказка «Колобок»), затем пытаются помочь главному герою – Колобку, решая и выполняя задания, направленные на закрепление знаний о задаче.
-Литература (работают с текстом и содержанием сказки «Колобок»).
-Математика (определяют из двух вариантов, что является задачей; решают задачи; вспоминают компоненты задачи).
2. А). По характеру интеграции 1 уровень межпредметных связей. Б). Минимальный уровень.
3. 5 способ. Предметные области: математика и филология.
4. Урок, как средство интеграции. Межсистемные познавательные задачи (Когда ребята вспоминают, кого встретил на пути колобок, эти же герои ставят перед детьми задачу или задание, с которым им придется справиться и впоследствии решить).
Источник
Анализ интегрированных уроков.
3. Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегративных уроков?
4. Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5. Тема интегративного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
6. Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегративному уроку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь? ___
7. Формы проведения интегративного урока, виды деятельности учителей и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Сотрудничество учителей на интегративном уровне. Насколько оно ограничено? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материадах?
9. Результаты деятельности учащихся на интегративном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Анализ проблемно-развивающих уроков.
Проблемное обучение один из наиболее рациональных и эффективных путей повышения познавательного интереса учащихся. Оно направлено на развитие не только знаний, умений и навыков, но и на целенаправленное формирование творческих способностей.
Проблемно-развивающий урок
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.
Я. Заболоцкий.
В соответствии с логикой развивающего обучения, содержание, процесс урока и личность учителя составляют единое целое. В связи с этим появляются новые аспекты оценивания и анализа. Внимание проверяющего акцентируется как на привычных, так и нестандартных компонентах деятельности учителя и учащихся. Вместе с тем, следует иметь в виду, что в отличие от личностно ориентированного урока, предлагаемая схема предполагает оценку качества проблемное™, которая задается только учителем.
Примерная схема комплексного анализа.
(Используется и для самоанализа).
Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя); внутренняя психологическая готовность учащихся к уроку; организационные действия учителя (при необходимости); планирование учителем и сообщении учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; актуализация знаний и способов деятельности учащихся; какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение и т.д.); применение проблемных методов в учении школьников; соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся (объем деятельности учителя и учащихся на уроке данного типа должен быть равным); объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ (объем продуктивных работ должен преобладать); учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития (в отличие от традиционного обучение, здесь равнение идет на «сильного» ученика, а не на среднего); подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; постановка учителям проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; владение учителем способами создания проблемных ситуаций; соблюдение правил постановки учебной проблемы; использование учебника, соотношение репродуктивной и частичнопоисковой работы с ним; соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения; формирование специальных и общих учебных умений учащихся; наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения; умения учащихся осуществлять, логические операции; развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока; затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устроены; соблюдение требований проблемно развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задачи были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление); учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока.
* Курсивом выделены отличия проблемно-развивающего урока от традиционного.
Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока).
Источник