Государство право и демократия Понятие основные признаки и формы демократии Гарантии демократии и их основные виды

Государство, право и демократия. Понятие, основные признаки и формы демократии. Гарантии демократии и их основные виды.

Исторически первой формой демократии было рабовладельческая Греция. Демократию необходимо отличать от охлократии (власть толпы). Она противостоит государственным институтам, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола, вольности.

Демократия может использоваться с различными смысловыми оттенками: форма организации государственной власти, форма устройства организации, мировоззрение, социальное движение ( как форму воплощения в жизнь идеалов демократии). Но всегда демократия связана с таким понятием как власть, потому что демократия – это способ организации власти. При этом демократия может быть политической и неполитической.

Принципы демократии:

1. Признание народа высшим источником власти

2. Выборность основных органов государства

3. Подчинение меньшинства большинству

Демократия– власть (kratos) народа (demos) , является общесоциальной категорией и чтобы дать определение этому понятию необходимо учитывать ее многогранность:

1. демократия охватывает область отношений область отношений личности, общества, государства.

2. Демократия охватывает взаимодействие государства и общественных отношений.

3. Важна характеристика демократии во взаимосвязи с государством.

Демократия характеризуется как форма государства и соответствует государственно-правовому режиму.
Демократический режим – это разновидность либерального (liberalis) режима, основанного на признании принципа равенства и свобод всех людей, участии народа в управлении государством.

Основные характеристики демократического режима:

1. конституционное закрепление народа как источника власти,

2 политические права и свободы граждан очерчены законом

3 действует принцип подчинения меньшинства большинству, что приводит к слабой защищенности меньшинства

4 граждане и их объединения участвуют в управлении делами государства

5 принцип разделения властей

6 на выбор демократического режима влияют исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда

7.демократия склонная к перерождению в анархию и тоталитаризм.

Государственно-правовыми формами демократии являются:

Непосредственная демократия – управление государственными делам осуществляется непосредственно народом через референдумы (всенародное голосование по наиболее важным вопросам), плебисциты, демонстрации, митинги, собрания, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Представительная демократия – управление делами государства народом через избранных представителей. Представительные органы избираются народом, состоят из его полномочных представителей. Осуществляется путем проведения всеобщего, свободного и прямого голосования.

Любое государство строится на принципе сочетания представительной и непосредственной демократии.
Демократия является общесоциальным институтом, может характеризовать все сферы жизни общества. В переводе на русский язык: народ и власть. Д. Возникла с 1-х шагов организации жизни общества, порождена творчеством народа. Как научное понятие Д. В полном объеме характеризуется в единстве с государством.

Д – это гос-правовой режим, характеризуется наличием закрепленных в конституции политических прав и свобод как со стороны государства, так и со стороны членов общества (наличием реальных условий осуществления этих прав и свобод).
Следует особо подчеркнуть, что Демократия есть мера политических прав и свобод, очерченная и охраняемая законом, т.е. Д. Не мыслима без ее правового оформления.

Д. Имеет отрицательную черту – внутренне склонна к появлению анархических тенденций, что ведет к жесткому повороту – тоталитаризму.

Абсентеизм – явление игнорирования институтов непосредственной Д.

Связь д с государством получает закрепление государственно-правовой формы д.

Формы:
Непосредственная и представительная. В единстве эти формы раскрывают этот сложный политический институт в действии.
Непосредственная – где наиболее ярко проявляется, что народ – это источник власти: 1) наличие избирательного права, закон об избирательном праве;

2) закон о референдуме.

Юридически реализуется требование конституции об источнике власти. Эта форма демократии функционирует периодически, вступает в действие через определенные промежутки времени или по мере необходимости на основании закона. Наиболее редко используемое средство – референдум. К референдуму надо прибегать только при наличии реальной необходимости, т.к.:

1. на референдум надо выставлять вопрос, который больше никогда не возникнет;

2. сама технология референдума очень сложна, начиная с постановления вопроса. Он должен быть поставлен так, чтобы у населения не возникло 2-хсмысленности в понимании.

Представительная носит не первичный, а производный характер от непосредственной демократии. Эта форма демократии функционирует на постоянной основе, т.к. основная работа по управлению делами общества осуществляется представительной демократии. В процессе функционирования представительной демократии формируется профессионализм, опыт управления делами общества. Необходима специальная подготовка управленцев. Непосредственная и представительная демократия, раскрывая систему функционирования этого режима, подчеркивает значение и роль каждой формы, ее внутренние резервы. Они развиваются и существуют параллельно и не должны вытеснять друг друга.

Основные институты демократической формы.

Демократические государства всегда характеризуются назначением представительного коллегиального органа государственной власти. Функционирование этих органов основано на реализации принципа разделения властей. Демократическое государство имеет главу государства (монарх или президент). Характеризуется наличием местного самоуправления. Но местное самоуправление отделено от государства. На местах всегда есть представители центральной власти (представители президента). Наличие силовых министерств и органов (армия, охрана общественного порядка). Если это федеративная форма государственного устройства оно характеризуется наличием власти: в рамках субъектов федерации есть губернаторы и представительные органы власти.

Недостатки представительной демократии:

1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами

2. сложная иерархическая система управления, следовательно, бюрократизация

3. приоритетное влияние на политику более сильных групп

4. нарастание авторитарных тенденций вследствие оттеснения законодателей исполнительной властью

5. слабая легитимация из-за отстранения народа

6. ущемление политического равенства, возможностей равного учасьтия граждан в политическом процессе

7. широкие возможности манипулирования из-за сложной системы власти

Связь демократии с законом: демократия это мера свободы. Демократия как демократически-правовой режим немыслима без закона. Но демократию в обществе нельзя ввести законом, потому что демократия – это отражение политической культуры в обществе.

Наиболее демократичной формой считается республика., итак как наиболее демократично организованы все механизмы государственной власти. Идеалом развития демократии является народовластие. Самоуправление – идеальное воплощение демократии. Это утопично.

Источник

Демократия характеристика политического режима, плюсы и минусы

Демократия – это власть большинства, сосредоточенная в руках общества.

За этим, на первый взгляд, кратким и понятным определением, скрывается сложная политологическая концепция, уходящая корнями в глубокую древность.

Демократия – что это такое и каковы ее признаки

Дословное значение слова «демократия» власть народа. Этот политический строй основан на коллективном принятии решений, где участвующие в процессе имеют равное воздействие на его исход.

От других политических режимов демократию отличают следующие признаки:

  • только народ может рассматриваться как источник власти,
  • граждане избирают представителей на свободных выборах,
  • средства массовой информации независимы,
  • наличие оппозиции, которая может свободно критиковать и указывать на недостатки действующей власти,
  • мораль – одно из главнейших средств социального регулирования,
  • гарантированные права и свободы для личности.

Современные политологи отошли от привычного понятия данного термина. По их мнению, власть действует лишь в интересах народа, который может участвовать только в выборе некоторых должностных лиц правительства.

Кто такие демократы

Если говорить кратко и понятно, то демократы — это люди, являющиеся сторонниками демократии, уверенные в том, что принципы, на которых она строится, приносят благо для большинства.

Оппозиционные силы, находящиеся в меньшинстве, не лишаются прав и свобод, присущим всем остальным. Их не угнетают и не преследуют за мнение, отличное от большинства.

Демократы стремятся построить общество, где закон будет равен для всех, независимо от статуса, личных убеждений и материального положения.

Понятие демократизации и демократического государства

С ростом обеспеченности граждан страны развивается и укрепляется средний класс, повышается уровень образованности в стране. Это ведет к тому, что люди начинают интересоваться политической жизнью, получают знания и средства для борьбы за свои права.

Так начинается процесс демократизации государства – принципы, присущие данному политическому режиму, постепенно внедряются в политику и сознание людей.

Демократическое государство в своей деятельности выполняет волю народа, а также защищает гражданские права и свободы. Определение «демократическое государство» нередко отождествляют с конституционным и правовым государством.

Эти понятия тесно связаны, поскольку без соблюдения законов конституции, защищающих права граждан, демократическое государство не существует.

Демократический политический режим

Политическим режимом определяются взаимоотношения власти и общества, политические свободы, методы управления и устройство государственного аппарата. Во многом установлению того или иного политического режима способствуют традиции, культура, исторические события страны.

Демократичность государства характеризует уровень личностной свободы и защиты прав, а также доступность участия в принятии государственных решений.

История демократии

Родиной данного политического строя является Древняя Греция, чьи мыслители сформулировали его определение и основные принципы.

С давних пор законотворческая деятельность велась людьми на общем собрании. Однако народовластие древних греков носило весьма условный характер права и законы соблюдались лишь в отношении граждан, но не рабов.

Средневековье в Европе отличалось процветающим монархизмом и феодализмом. Тем не менее некоторые дальновидные политики старались заручиться поддержкой разных сословий населения при принятии политических решений. Законодательные собрания образовались как логическое продолжение съездов сословных представителей.

В наступившей позже Эпохе просвещения стал расти интеллектуальный уровень общества, позже произошли революции против старого монархического порядка. В этот период развивались важнейшие ценности народовластия, а также правительственные органы, чья задача – выражать мнение граждан.

Тем не менее даже в развитых странах демократия была не для всех, поскольку присутствовали ограничения прав, связанные с полом, материальным положением, расовыми признаками.

Сейчас ее принципы получили широкое распространение. С целью защиты прав человека и для борьбы с острыми социальными проблемами, созданы Международные организации. Несмотря на это, идеальное общество все еще предмет оживленных дискуссий.

Базовые принципы демократии

Принципы тесно переплетены с идеями либерализма, где индивидуальные ценности каждой личности ставятся превыше всего. Государство, общественные учреждения, группы и партии – инструмент для защиты прав и интересов индивида.

Народовластие характеризуется следующими признаками:

  1. Народ обладает учредительной и конституционной властью. Он осуществляет выбор доверенного представителя, но в то же время имеет право отозвать его.
  2. Равные права и свободы гарантируются для граждан и защищаются государством.
  3. Управленческие решения принимаются на основе мнения большинства, но при этом меньшинство может создать оппозицию. Присутствуют независимые партии, объединения и группы – политический плюрализм.
  4. Имеются независимые ветви власти, призванные уравновешивать друг друга. Наличие развитых органов местного самоуправления, чья задача – решать проблемы локального характера.
  5. Основные органы власти избираются через всеобщие выборы.
  6. Государственные органы и должностные лица действуют открыто, основываясь на принципе гласности.
Читайте также:  Вертикальный и горизонтальный анализ баланса кратко

При развитом демократизме гражданин имеет право на свободное самоопределение и личную жизнь.

Прямая демократия

Наиболее древняя форма правления демократии предполагает, что граждане прямо участвуют в политической жизни.

Они самостоятельно инициируют, принимают и исполняют решения на благо общества.

С укрупнением государств прямая демократия стала составным элементом организации системы управления.

Референдум – наиболее распространенный способ проявления народной воли. Однако зачастую круг вопросов, решающихся голосованием, ограничен. Отдельная группа граждан может внести на рассмотрение проект нормативного акта путем общественной инициативы.

Существует также понятие императивного мандата, наделяющего народ правом на отзыв судей или депутатов, чья деятельность не идет на благо общества.

Представительная демократия

Метод прямой демократии трудно применить на большой территории или использовать при решении сложных вопросов, поскольку голосующие не всегда имеют необходимый опыт или квалификацию. Этим объясняется широкая распространенность представительной демократии.

Подобный тип политического режима признает народ источником власти, но курс развития страны определяется представительными органами. Политическая жизнь граждан ограничивается выбором избранных представителей.

Чем отличается республика от демократии

Демократия, где властью наделено большинство, нередко отождествляется с республикой, где правительство формируется представительными органами.

Существует четыре вида республик, и основное их различие – субъект, наделенный преобладающим числом полномочий:

  • парламентская – парламент является высшим представительным и законодательным органом,
  • президентская – президент осуществляет исполнительную власть,
  • смешанная – правительство контролируется одновременно парламентом и президентом,
  • теократическая – представители религии.

Основная разница между демократией и республикой кроется в вовлеченности народа в управление государством, а также в отличиях самих понятий. Народовластие по своей сущности это метод, отвечающий за осуществление политических отношений в обществе.

Республика – система устройства и организации органов власти в государстве. Это означает, что признаки демократии могут прослеживаться вне зависимости от формы правления.

Источник власти в демократической стране

Власть простыми словами это способность заставлять, принуждать и воздействовать, независимо от желаний других. В теории демократии народное большинство обладает этими признаками, и именно оно – источник власти.

В зависимости от применяемой модели, участвовать в политике может любой отдельно взятый гражданин (прямая демократия), общественные группы (плюралистическая), избранные представители (представительная).

Примеры стран с демократическим режимом

Согласно исследованиям, в десятку самых демократичных стран входят европейские страны (Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия, Швейцария, Норвегия), а также Новая Зеландия, Канада и Австралия.

Вершину списка занимает Норвегия, где действует конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, контролирующему деятельность правительства.

Члены парламенты избираются народом. Политический плюрализм обеспечивают 9 партий, действующих в этом органе. Партия, которая победила на выборах, назначает своего лидера на должность главы правительства.

Для многих США – синоним демократии, однако Штаты в рейтинге ниже большинства развитых европейских стран. Конституция обеспечивает принцип разделения властей.

Интересы народа защищает Конгресс, состоящий из двух палат – сената и палаты представителей. Президент, являясь главой исполнительной власти, избирается коллегией выборщиков.

Каждый штат через голосование выдвигает от своего имени определенное число выборщиков. Плюрализм выражен слабее – влияние поделено между двумя крупными партиями – республиканцами и демократами.

Плюсы и минусы демократии

Демократия основывается на идеях гуманизма, чем и обусловлены ее положительные качества для человека:

  • гарантированные права и свободы,
  • свобода на самоопределение,
  • стремление к политическому равенству.

Государство, построенное на этих принципах, стремится к мирному урегулированию конфликтов, защите собственных граждан. Решения, принятые коллективно с учетом замечаний сильной оппозиции, эффективнее, чем принятые единолично. В связи с этим, развитие демократии ведет к экономическому росту и благосостоянию общества.

Недостатки этого политического режима – продолжение его плюсов. Народным мнением можно манипулировать, вводя голосующее большинство в заблуждение. Под воздействием эмоций или обмана, общество может принять неверное решение – проголосовать за кандидата, предоставившего ложную информацию о себе, принять под воздействием пропаганды антигуманные законы.

Помимо этого, сказывается недостаток квалификации в проведении социально-экономической политики, что затрудняет участие народа в обсуждении. Система представителей, решая эту проблему, порождает другую – разрыв между политической элитой и гражданами ведет к сложностям и ограничениям в возможности повлиять на волю государства.

Теория делиберативной демократии, основанная на публичном обсуждении и принятии решений на основе консенсуса, устраняет эту проблему, но не решает остальные.

Плюрализм в определенных ситуациях способен порождать излишние конфликты. Партии и объединения, в стремлении любой ценой отстоять свое мнение, могут дестабилизировать общество.

Заключение

Стремление построить идеальное общество на данный момент не увенчалось успехом – социальные или экономические проблемы присутствуют в любом государстве.

Бесспорным остается факт, что демократическое общество, провозглашающее права и свободы личности высшей ценностью, является важным его элементом. Доступность и открытость информации позволит обществу оценить действия своих представителей, которые обязаны защищать его интересы.

Именно в возможности воздействовать на проводимую государством политику, назначая и отзывая членов политической элиты, кроется сущность демократии. К сожалению, концепция не лишена серьезных минусов, не позволяющих использовать демократию в чистом виде.

Источник



Государство, право и демократия.

Государство — это политико-территориальная организация классового общества, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавления и управления, и служащая обеспечению социального компромисса в этом обществе. Право – система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих общественные отношения с целью обеспечения социального компромисса в обществе. Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» — народ и «kratos» — власть и буквально означает «власть народа», «народовластие».

Термин «демократия» может обозначать: а) особую форму организации гос власти, при которой власть принадлежит всем гражданам,с равными правами на упр-е гос-вом; б) форму устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодич. выборности органов упр-я и принятии в них решений по большинству; в) мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.; г) социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демократии.

Д как соц явление неразрывно связана с властью, это способ организации власти. Д может быт политической и неполитической.

Демократии как способ организации гос власти: 1. Признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета. 2. Выборность основных органов государства. 3. Равноправие граждан, равенство их избирательных прав. 4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений. Современные концепции Д, основанны на ценностях либерализма:

а) уважение прав человека, их приоритет над правами государства; б) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством; в) уважение права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение; г) верховенство закона; д) разделение властей; и др.

В современном Д. гос-е управ-е производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется голосованием и согласованием.

Д гос-ва складывается из соединения форм непосредственной и представительной Д. Непосредственной демократия — прямое волеизъявление народа или его части/ непосредственное решение ими вопросов гос и общ жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, демонстрации). Референдум — это всенародное голосование по законопроектам, затрагивающим интересы народа.

Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия — осуществление власти народом через представительные органы, которые избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — депутатов и призваны выражать волю народа. Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

В Д организованном обществе гос формы демократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления (они не входят в систему органов государства) или в виде различных негосударственных (общественных) организаций, основанных на демократических принципах.

Демократизм государства зависит от того форма правления. Только РЕСПУБЛИКА может быть признана демократическим государством.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Идеалом развития демократии является народное самоуправление. Самоуправление — это наиболее полное воплощение Д. для любой соц общности. Однако идея замены гос-ва общественным самоуправлением считаются утопичной.

В настоящее время реально существует и достаточно эффективна репрезентативная (представительная) Д, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Противникипредставительной демократии:

• Фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути Д. как народовластия; • Неизбежную из-за сложной иерархической с-мы упр-я бюрократизацию и олигархизацию власти;

• Отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

• Приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов, прежде всего капитала;

• Широкие возможности подкупа должностных лиц;

• Нарастание в гос-ве авторитарных тенденций ;

• Слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

• Ущемление политич равенства за счет чрезмерно большой свободы представит .органов;

• Широкие возможности политического манипулирования;

• Принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти.

22. Понятие, сущность и признаки государства.

Государство-это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и обладающая соответствующими ресурсами для реализации своих умыслов.

Сущность государства — смысл, главное, что определяет его содержание, назначение и функционирование гос-ва. Гавным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Признаки гос-ва

1) Государственный суверенитет-независимость государста от волеизъявления других государств, а также физических и юридических лиц, находящихся на территории гос-ва. Выражает верховенство гос власти.

Читайте также:  Виды анализов на вирус гепатита С

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

По предмету приложения суверенитет делиться на внешний и внутренний.

Внешний С— это независимость от других государств и объединении.

Внутренний С-независимость от частных граждан или объединении.

С. внутри гос-ва выражается

а) в единстве и распространении гос власти на всю территорию гос-ва

б)в общеобязательности гос органов с учетом принципов территориальности и экстерриториальности

в) возможности отмены и признании ничтожным любого проявления оющественной власти

г) в исключительных полномочиях гос-ва на принятие решении, мздание общеобязательных норм и правоприменения

Источник

ДЕМОКРАТИЯ, ПРАВО, ПРОЦЕДУРА

Демократия, право, процедура — универсальные социальные цен ности, тесно взаимосвязанные между собой. Демократия как форма правления политической и социальной организации общества, госу дарства и власти не может пользоваться доверием общества, если не будет действовать в рамках права, закона.

Конституция является политико-правовой формой выражения де мократии. В ней конкретизируется вся совокупность гражданских, со циальных и политических прав и свобод, закрепляется достигнутый в обществе масштаб свободы человеческой личности, систем гарантий демократии: материальных, политических, культурных, правовых. Конституция составляет важную часть юридического механизма само организации демократического общества. Она определяет пределы компетенции органов власти, управления, правосудия, а также харак тер демократичности и способы реализации государственной власти.

Демократия, право, процедура — явления динамичные, имеющие как общие, так и специфические черты, закономерности возникнове ния, развития, функционирования. Общее, характерное для демокра тии, права и процедуры состоит в объединяющей их природе, которая представляет собой общесоциальную потребность в самоорганизации, самоуправлении и саморегулировании, в необходимости упорядочить взаимоотношения личности и общества.

Особенное реализуется прежде всего в сущности, содержании и социальном назначении.

Сущность демократии — в народовластии; права — в мере свободы, социального компромисса, в достижении на нормативной основе демо кратической организованности общества; процедуры — в характере ос новного общественного отношения, которому она служит.

Институты демократии возникают и функционируют не потому и не для того, что нуждаются в юридическом оформлении, а в связи с тем, что отражают потребности и интересы людей в самоорганизации, само управлении. Демократия, основанная на духовном творчестве населе ния, способствует правотворческой инициативе населения (через пред ставительные органы власти, референдум и т.д.), установлению верхо венства права, закона в обществе. При таком понимании демократии право перестает быть придатком государственной власти, служит на дежной гарантией охраны и защиты прав человека и гражданина.

Демократия более гибкая категория, чем право и процедура. Ее формы и содержание могут претерпевать существенные изменения, в то время как законодательство и процедура остаются относительно постоянными.

Так, реформирование политической системы России после августа 1991 г. привело к образованию новых общественных объединений и политических партий. Однако нормативная база конституционного строительства отставала и пока отстает от веления времени. Соответ ственно между общественными объединениями и политическими пар тиями, с одной стороны, и официальными властями, с другой стороны, возникали несогласованности, в том числе процедурного характера, например, при регистрации уставов, определении порядка участия в выборах, создании фракций в органах представительной власти и т.д.

Иными словами, процедуры «обслуживают» демократию, ориенти руют ее на достижение конкретного социального результата. Процедуры рождаются там, где возникает потребность нормативного установ ления не только осуществляемого в действиях социальных субъектов возможного или должного поведения, по и порядка (в том числе при нудительного) соответствующих действий.

Речь прежде всего идет о порядке формирования органов всех вет вей власти: законодательной, исполнительной, судебной, а также орга нов местного самоуправления; о порядке голосования: свободное, все общее тайное (открытое, равное); о способах подсчета итогов голосова ния и о механизме использования их результатов.

Например, решение большинства ограничивает права меньшинст ва; формы контроля общественностью выборов и характер ее отноше ния с избранными органами власти: они должны быть взаимными и симметричными, гарантированы законом и реакцией избирателей, от ветственностью делегированных им полномочий и т.д.

Самоуправление — наиболее полное воплощение демократии. Вся кая процедура реализации отношений самоуправленческой власти есть демократическая процедура. Суть местного самоуправления заключа ется в самостоятельном решении населением вопросов регионального значения. В частности, местное самоуправление в Российской Федера ции обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоря жение муниципальной собственностью, управление ею (ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132), а также определяет структуру его органов (ч. 1 ст. 131), формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, решает и иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132).

Процедуры, прежде всего политические, юридические, организаци онные, особенно наглядно проявляют себя во властеотношениях. Де мократизм является их важнейшим требованием. «Закон. без ритуала, без процедуры его действия приводит: власть — к произволу, гражда нина — к беззащитности» 1 .

Процедура есть установление (институт), регулирующее конфлик ты в демократическом обществе. Особенно важна ее роль в разрешении юридических, конституционных коллизий. Речь, в частности, идет о согласительной процедуре. Так, Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения раз ногласий между органами государственной власти Российской Феде рации и органами государственной власти субъектов Российской Фе дерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного реше ния он может передать разрешение спора на рассмотрение соответст вующего суда (ст. 85).

Процедура, допустим, правотворчества является и критерием оцен ки конституционности и демократичности правовых актов. Она уста навливает правила законодательной инициативы, порядок разработки, обсуждения, принятия и опубликования законов, внесения в них изме нений и дополнений, а также определяет исчерпывающий перечень субъектов и пределы их полномочий при конституционных поправках и пересмотре Конституции. Например, положения глав 1, 2, 9 Консти туции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации при нимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения орга нами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Фе дерации (ст. 136).

Процедура правотворчества имеет общие черты и формы с проце дурой правоприменения. В обоих процессах предполагается единый порядок подготовки и принятия решений, в основе которых заложены требования науки управления, принципы справедливости, целесооб разности и эффективности.

Процедура правоприменения есть разновидность материальных процедур. По признаку связи с правоприменением материальные про цедуры делятся на две группы: процедуры позитивного применения права (например, порядок реализации гражданами права на образо вание), процедуры, не связанные с правоприменением и действия ко торых проявляются в сфере частного права (порядок заключения сде лок, расторжения брака, исполнения обязательств и т.д.). «Однако общий процедурный механизм действия и общие закономерности рас положения в системе законодательства объединяют их в один вид материально-правовых процедур, определяют их материально-право вую природу» 1 .

Демократия, право, процедура особенно тесно взаимодействуют в сфере прав человека. Конституция провозглашает Россию демократи ческим федеративным правовым государством, в котором человек, его права и свободы» являются высшей ценностью. Они должны определять смысл содержания и применения законов, деятельность законодатель ной и исполнительной властей и обеспечиваться правосудием. Извест но, например, что судебный порядок обращения и рассмотрения жалоб — надежный способ охраны прав граждан от неправомерных действий должностных лиц, а демократическая процедура судебного разбирательства — наилучшее средство выявления истины.

Решительный шаг в расширении судебной защиты прав граждан сделал Закон РСФСР «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1994 г. Он значительно упростил правила обращения граждан в органы судебной влас ти, а следовательно, сделал процедуру обращения в суд более доступ ной для населения. Кроме того, Закон позволяет гражданам обжало вать не только единоличные, но и коллегиальные действия (решения) любых государственных органов, государственных организаций, обще ственных объединений, а также должностных лиц. В суде могут быть обжалованы коллегиальные и единоначальные действия (решения), которыми: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы пре пятствия к осуществлению им нрав и свобод; 3) на гражданина неза конно возложена обязанность; 4) он привлечен к какой-либо ответст венности.

Особенное значение процедура приобретает на стадии контроля за соблюдением законодательства в сфере прав человека. Наряду с тради ционными институтами политической системы создаются новые госу дарственные и общественные учреждения по контролю, охране и защи те прав человека: избран Конституционный Суд РФ; образована Ко миссия по правам человека при Президенте РФ с широким кругом полномочий; на основании Конституции РФ учреждена должность Уполномоченного по правам человека.

В стране возникли и официально действуют многочисленные не правительственные правозащитные организации. Такие, как общество «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Центр содействия ре форме уголовного правосудия, Проектная группа по правам человека, фонд «Право матери» и другие, которые помогают конкретным лицам заниматься просветительской деятельностью, оказывают большое вли яние на формирование общественного мнения в стране и за рубежом, а также па государственную политику в сфере прав человека 1 .

Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функцио нируют эффективные формы демократии, действует совершенная сис тема законов и процедурных отношений, последовательных актов про цедурной деятельности.

6. БЕЛЫ В ПРАВЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ. АНАЛОГИЯ ПРАВА И АНАЛОГИЯ ЗАКОНА.

При выборе и юридическом анализе правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, иногда обнаруживается пробел.

Источник

Государство и демократия

Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» — народ и «kratos» — власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V-IV вв. до н. э.), где демос — крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства — полиса через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц. В дальнейшем политический опыт Афинского государства (оно, кстати, было небольшим: от столицы до крайней его точки — всего несколько десятков километров) был положен в основу создания современных демократических государств.

Читайте также:  Круг чтения Л Н Толстого Карлик Надежда Анатольевна

Демократию следует отличать от охлократии (греч. — «власть толпы»). Охлократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности, произвола. При охлократии толпа выступает хозяином положения, устраивает мятежи, погромы, беспорядки.

Термин «демократия» используется с различными смысловыми оттенками и может обозначать:

а) особую форму организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);
б) форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству;
в) мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;
г) социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демократии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с таким явлением, как власть. Демократия есть способ (один из способов) организации власти. Демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллектива в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, государстве, общественной организации и т. п.) власти. При этом демократия может быть как политической, так и неполитической. Первобытное общество уже было организовано демократически, поскольку представляло собой первобытное, естественное самоуправление.

Американский президент Авраам Линкольн определял демократическое государство как «правление народа, избранное народом и для народа».

Для демократии как способа организации государственной власти характерны следующие общие принципы:

  1. Признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета.
  2. Выборность основных органов государства.
  3. Равноправие граждан и прежде всего — равенство их избирательных прав.
  4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

Вместе с тем современные концепции демократии, основанные на ценностях либерализма (от лат. «liberalis» — свободный), дополняют названные принципы новыми, такими как:

а) уважение прав человека, их приоритет над правами государства;
б) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
в) уважение права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
г) верховенство закона;
д) разделение властей; и др.

Здесь как бы осуществляется переход от демократии большинства к демократии консенсуса. В современном демократическом государстве управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования.

В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти. Демократия государства складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части: непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и др.). Референдум — это всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим важным вопросам общегосударственного значения, затрагивающим интересы народа. (Более полное определение референдума дают Ю.А. Дмитриев и В.В. Комарова, по мнению которых, «референдум — это форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, имеющее высшую юридическую силу и обязательное для исполнения органами, организациями и гражданами, в отношении которых решение референдума имеет императивный характер».) Институт референдума широко используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. (Родиной референдума принято считать Швейцарию, а первой датой его проведения — 1439 г.)

Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — депутатов и призваны выражать волю народа, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, например, всенародно избираемый президент. Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

В демократически организованном обществе государственные формы демократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления (они не входят в систему органов государства) или в виде различных негосударственных (общественных) организаций, основанных на демократических принципах.

Демократизм государства зависит от того, как организованы все его механизмы и прежде всего — высшие органы государственной власти (форма правления). И с этой точки зрения принципам демократии в наибольшей степени отвечает такая форма правления, как республика. И, строго говоря, только она может быть признана демократическим государством. Однако в этом плане между элементами формы государства могут наблюдаться несоответствия, тем более, что, в конечном счете, степень демократии в стране отражается в политическом режиме. Так, Великобритания по форме правления относится к конституционным монархиям, а по признакам политического режима — к демократическим государствам. А бывший СССР, наоборот, по форме правления был парламентарной республикой, а с точки зрения политического режима — авторитарным государством.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а ст. 3 гласит: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». С точки же зрения политических реалий России нужно пройти еще большой путь демократизации государства.

Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное самоуправление. Вообще самоуправление — это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Однако применительно к обществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной (по крайней мере в обозримой перспективе), «учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений различных людей, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения» (проф. В.П. Пугачев). Однако следует, видимо, учитывать, что существуют две разновидности самоуправления:

а) когда субъект и объект власти совпадают полностью;
б) когда они совпадают частично.

Властный центр в последнем случае локализован, но включен в объект управления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем уже в первобытном обществе: с одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой -старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объекта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом направлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволит сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.

В настоящее время реально существует и достаточно эффективна репрезентативная (представительная) демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Вместе с тем противники представительной демократии отмечают целый ряд ее недостатков:

  • фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;
  • неизбежную вследствие сложной иерархической системы управления бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;
  • приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;
  • нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;
  • слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;
  • ущемление политического равенства, возможностей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;
  • широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти.

Немецкий социолог и политический деятель Ральф Густав Дарендорф, характеризуя представительную, репрезентативную демократию, замечает, что вопреки буквальному значению «демократия — не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия — это правительство, избираемое народом, а если необходимо — то народом и смещаемое; кроме того, демократия — это правительство со своим собственным курсом». В последнее время демократии зачастую дается позитивная оценка не как способу реализации власти народом, а как методу смены власти мирным, бескровным путем.

Разумеется, что демократия как форма организации государственной власти не лишена недостатков и не всегда дает нужный социальный эффект, она требует соответствия политической культуры и ментальности населения. Переход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени (во Франции процесс демократизации общества длился около 200 лет, в Англии — на протяжении 500-600 лет). Отечественный политолог Андраник Мигранян пишет: «На начальном этапе своего становления демократические структуры еще настолько хрупки, что если в политический процесс разом врываются огромные массы людей, не обученные культуре демократии, не имеющие представления о ее ценностях, то они неизбежно рушат эти хрупкие, сложно уравновешенные построения». В этой связи он полагает, что переход от тоталитаризма к демократии должен быть опосредован периодом авторитарного правления, при котором вся полнота власти наверху должна быть сосредоточена в руках, как его называет Мигранян, «просвещенного автократора».

Неприемлема демократия в экстремальных ситуациях — в периоды войн, острых кризисов и т. п. Вместе с тем, как говорил Уинстон Черчилль, «у демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».

Источник

Adblock
detector