Финансовая система Республики Беларусь ее сферы и звенья

Финансовая система Республики Беларусь, ее сферы и звенья.

В любом государстве имеется разнообразие сфер и звеньев финансовых отношений, отличающихся прежде всего формами и методами формирования финансовых ресурсов и их использования. Эти отличия обусловливают относительную обособленность и самостоятельность каждой сферы и звена в рамках единой экономической категории финансов.

В связи с этим, финансовая система представляет совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Финансовая система республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные ( централизованные финансы) и финансы предприятий (децентрализованные финансы).

В условиях рыночных отношений появляются такие сферы. Как финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, и финансы домашних хозяйств. Их становление в белорусской экономике находится на первоначальном этапе.

Следует отметить также и то, что ряд авторов в состав финансовой системы включает еще сферу финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государственные налоговые службы и т.д.). в этом случае не учитывается различие понятий «финансовая система» и «финансовый аппарат».

Первое из них сопряжено с финансовыми отношениями, а второе – с системой государственного управления, а потому не обосновано считать сферу финансовых органов частью финансовой системы.

Состав финансовой системы Республики Беларусь характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности.

Основные звенья – это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования (рис.1.2.)

Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами (см. схему).

Главным (но не базовым) звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели социальные услуги населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Порядок образования и использования внебюджетных фондов в Республике Беларусь регламентируется соответствующим законодательством. До 1998г. Их перечень был немалым и включал фонд социальной защиты населения, фонд содействия занятости, централизованные инновационные фонды, фонд финансирования детских дошкольных учреждений, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, дорожный фонд, фонд финансирования ведомственного жилья, фонд охраны природы, фонд энергосбережения и т.д. в отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов меньше контролируется. В целях усиления контроля за движением денежных средств в Республике Беларусь в Министерстве финансов сформировано казначейство, а с 1998г. В соответствии с Законом о бюджете почти все внебюджетные фонды стали целевыми бюджетными. В 2004г. В состав внебюджетных фондов вошли фонд развития строительной науки, формируемый Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, фонд стабилизации Министерства связи Республики Беларусь и централизованные инновационные фонды.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Объективная его необходимость кроется в нехватке средств государственного бюджета, наличии бюджетного дефицита и нецелесообразности осуществления для этих целей эмиссии. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производства, где создается чистый доход – главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы.

В зависимости от отраслевой направленности финансы этого подразделения делятся на

финансы предприятий промышленности,

строительства, грузового транспорта,

торговли и заготовок, лесного и водного хозяйства.

Финансы учреждений и организаций непроизводственных звеньев характерны тем, что здесь в основном не преследуется получение прибыли за исключением пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, страховых организаций и кредитных учреждений и ряда учреждений здравоохранения и просвещения, функционирующих на коммерческой основе.

В последнее время некоторая часть государственных учреждений и организаций непроизводственного звена стала функционировать на частичном коммерческом расчете, используя полученные доходы на свое развитие и материальное стимулирование работников

( вузы, медицинские и физкультурно-оздоровительные учреждения, научные организации и т.д.)

Финансовая система строится на принципах независимости, гласности, самофинансирования, обеспечения социальной справедливости.

Источник

Формирование и развитеие финансовой системы РБ

Сущность понятий финансов и финансовой системы. Характеристика сферы и звенья финансовой системы. Проблемы финансовой системы РБ и пути их решения. Анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..4
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………………. 5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………. 7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….13
2.1.Структура финансовой системы ……………………………………………. 13
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14
2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь
и других стран……………………………………………………………………….17
3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20
3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения. 23
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

передФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РБ.doc

  1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
  2. Понятие финансовой системы…………………………………………………. 5
  3. Сферы и звенья финансовой системы………………………………………. 7

2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ

2.1.Структура финансовой системы …………………………… ………………. 13

  1. Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14

2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь

3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ

СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20

3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20

3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения. 23

Список использованной литературы……………………………………………. ..29

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
  • охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
  • выявить проблемы финансовой системы РБ и пути их решения;
  • провести анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран;

Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Объектом исследования является экономика Республики Беларусь.

Предметом исследования – финансовая система Республики Беларусь.

Материалом для написания данной курсовой работы послужили нормативно-правовые акты Республики Беларусь, экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, данные периодической печати, материалы, опубликованные в Internet.
1.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

    1. Понятие финансовой системы

    Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

    Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.

    Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

    Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

    · специальные государственные внебюджетные фонды;

    · финансы предприятий различных форм собственности;

    Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

    Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

    Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответствующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть централизованными, все прочие — децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

    Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

    Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

    Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

    Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

    Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе операций с ценными бумагами – заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

    Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

    Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

    Таким образом, финансовая система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами [11, с. 24]. Можно выделить следующие функции финансовой системы:

    — денежная — эмиссия, обращение, расчеты;

    налоговая (фискальная) — изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

    — бюджетная — превращение налогов в доходы, последних — в расходы;

    — контрольно-надзорная — надзор за финансовыми институтами;

    — государственного кредита — управление государственным долгом..

    1.2 Сферы и звенья финансовой системы

    Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно- распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

    Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

    Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике [18, с. 20].

    Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целого. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей [18, с.22].

    Финансовая система — совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

    Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы — по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений [31, с.27].

    Источник

    

    Финансово-кредитная система Республики Беларусь

    Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает:

    На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

    Бюджетная система Республики Беларусь включает:

    Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

    Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

    Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

    Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

    Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

    Банковская система Республики Беларусь состоит из:

    Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

    Национальный банк Республики Беларусь

    Национальный банк Республики БеларусьНациональный банкцентральный банк Республики Беларусь, который действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

    Национальный банк Республики Беларусь:

    Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

    Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

    Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью: «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка – город Минск.

    Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.

    Основные цели деятельности Национального банка

    Основными целями деятельности Национального банка являются:

    Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

    Функции Национального банка

    Национальный банк выполняет следующие функции:

    • разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь;
    • осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
    • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
    • осуществляет эмиссию денег;
    • осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
    • формирует золотой запас и фонд драгоценных камней Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление ими в пределах своей компетенции;
    • создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
    • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе выдает разрешения, необходимые для целей валютного регулирования, в порядке, им установленном;
    • регулирует кредитные отношения;
    • регулирует и организует денежное обращение;
    • выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
    • устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
    • дает в установленном им порядке согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
    • согласовывает в установленном им порядке выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
    • организует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
    • осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь;
    • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами;
    • регулирует отношения, возникающие при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонд банковского управления на основании договоров доверительного управления фондом банковского управления, а также при функционировании данного фонда, в том числе определяет существенные условия, порядок заключения указанных договоров, права, обязанности и ответственность сторон;
    • определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
    • организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
    • осуществляет расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
    • устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;
    • определяет порядок осуществления денежных переводов через системы этих переводов, запрашивает у банков – участников систем денежных переводов правила функционирования данных систем, договоры на участие в них, иную информацию о деятельности систем денежных переводов, проводит сбор, систематизацию, анализ информации об отправленных и выплаченных денежных переводах, условиях и способах их осуществления, другой необходимой информации в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
    • регулирует цены на драгоценные металлы и драгоценные камни при осуществлении банковских операций;
    • регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
    • осуществляет банковский надзор;
    • устанавливает в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь порядок государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и осуществляет их государственную регистрацию;
    • осуществляет лицензирование банковской деятельности;
    • осуществляет мониторинг финансовой стабильности;
    • организует функционирование платежной системы Республики Беларусь и осуществляет надзор за ней, обеспечивает функционирование автоматизированной системы межбанковских расчетов;
    • осуществляет формирование и развитие единого расчетного и информационного пространства, обеспечивает функционирование автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее – АИС «Расчет»), определяет порядок функционирования единого расчетного и информационного пространства и АИС «Расчет», в том числе устанавливает цели, задачи и принципы единого расчетного и информационного пространства, права и обязанности его участников, порядок их подключения к АИС «Расчет»;
    • обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности для банковских групп, банковских холдингов;
    • осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, бухгалтерской (финансовой) отчетностью в Национальном банке, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетностью в банковских группах, банковских холдингах, иные полномочия в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
    • разрабатывает и утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе определяющие правила бухгалтерского учета совершаемых операций и формирования индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательные для исполнения Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, банковскими группами, банковскими холдингами (за исключением индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями);
    • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления и формы отчетности об их деятельности;
    • ведет банковскую, денежно-кредитную статистику, статистику финансового рынка, платежного баланса, международной инвестиционной позиции, валового внешнего долга Республики Беларусь, финансовой устойчивости и размещает официальную статистическую информацию на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;
    • проводит анализ платежного баланса, принимает участие в разработке органами государственного управления прогноза платежного баланса;
    • проводит анализ и прогнозирование тенденций в денежно-кредитной сфере и размещает соответствующие аналитические материалы на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;
    • осуществляет мониторинг организаций, основанный на проведении регулярных опросов, для выявления тенденций экономических процессов, их анализа и прогноза во взаимодействии с инструментами денежно-кредитной политики;
    • реализует государственную политику в сфере охранной деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
    • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций обязательные требования к безопасному функционированию объектов и безопасности оказания банковских услуг, защите информационных ресурсов и информации, распространение и (или) предоставление которых ограничено, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
    • устанавливает требования к техническим возможностям банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, их филиалов, структурных подразделений и удаленных рабочих мест для проведения банковских операций, осуществляет техническое нормирование и стандартизацию в области банковской деятельности;
    • осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, согласовывает кандидатуры руководителей служб безопасности и экономической безопасности, иных подразделений с аналогичными функциями (при их наличии) банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и определяет порядок такого согласования;
    • устанавливает требования к воспроизведению изображений банкнот и монет;
    • формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй;
    • заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
    • осуществляет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь регулирование лизинговой деятельности и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о лизинговой деятельности;
    • организует работу по повышению финансовой грамотности населения;
    • осуществляет регулирование отношений, возникающих при предоставлении и привлечении микрофинансовыми организациями микрозаймов;
    • осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, в том числе путем проведения по месту нахождения Национального банка проверок на основании изучения документов, отчетности и иной информации, полученных им в соответствии с законодательством Республики Беларусь, без истребования от микрофинансовой организации иных документов (камеральные проверки);
    • рассматривает по существу в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения микрофинансовыми организациями;
    • рассматривает по существу в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых лизинговыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения лизинговыми организациями;
    • рассматривает по существу в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями при осуществлении банковских операций, в связи с нарушением прав таких потребителей и принимает меры по защите данных прав в порядке, им установленном;
    • определяет порядок продажи банками памятных банкнот, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, являющихся законным платежным средством Республики Беларусь, а также футляров к ним;
    • определяет порядок проведения банками проверки подлинности банкнот по заявлению физического лица;
    • обеспечивает функционирование системы централизованного обмена межбанковской корреспонденцией;
    • определяет порядок формирования банками фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке;
    • определяет порядок осуществления банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», лизинговыми и микрофинансовыми организациями мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
    • определяет для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок использования бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты;
    • выполняет другие функции, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

    Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь

    Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

    Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

    Источник

    Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.

    1. Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.

    2. Стадии бюджетного процесса (общая характеристика).

    Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.

    Финансовая система — совокупность звеньев, взаимодействующих между собой и объединенных одной целью и определенной финансовой политикой государства. Через финансовую систему государство воздействует на формирование денежных фондов, используя налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Финансовая система Республики Беларусь — это совокупность взаимосвязанных между собой звеньев финансовых отношений, посредством которых государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств и выполняет, таким образом, общие задачи, определяемые финансовой политикой.

    Финансовая система РБ включает в себя следующие сферы:

    1. Общегосударственные (централизованные) финансы.

    Централизованные финансы — экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.

    2. Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).

    Децентрализованные финансы — экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов хозяйствующих субъектов. Состав финансовой системы РБ характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья — это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования. Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и их использованию для выполнения функций государства (социальных, экономических, политических) путем распределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.

    Звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную часть национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

    В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий, направленных на формирование финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.

    Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственно-властных предписаний, для которых характерны империативный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников. Однако, эти полномочия ограничены законом: последний наделяет вторую сторону правом защиты своих интересов в установленном порядке. Метод властных предписаний в основном распространяется на обязанности юридических и физических лиц уплачивать причитающиеся налоги.

    Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества. Под финансовой системой Республики Беларусь надо по­нимать совокупность финансовых институтов, с помо­щью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специ­альных государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансо­вую деятельность.[1]

    На вершине иерархии законодательных норм, регламентирующих финансовую деятельность, находятся конституционные положения. Предписания финансового характера, содержащиеся в конституциях, в силу стоящего за ними многовекового опыта и традиций облада­ют тем преимуществом, что покоятся на строгом распределении компетенции между различными органами государства и, как ут­верждают некоторые исследователи, имеют не столько норматив­ную, сколько социальную природу.

    Конституция Республики Беларусь регламентирует основные Положения финансового права Республики Беларусь. Она оп­ределяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.

    Конституционные основы финансового права носят общеобяза­тельный характер, поскольку многие из них либо прямо за­креплены в нормах Конституции, регламентирующих финансовую деятельность, либо логически вытекают из их смысла. Практическое значение принципов финансовой деятельности заключается в том, чтобы в процессе этой деятельности пра­вильно применялись правовые нормы и их истолкование не противоречило тому смыслу, который изначально вкладывал­ся в них законодателем; действия соответствующих государ­ственных органов и хозяйствующих субъектов не только бы соответствовали тем предписаниям правовых норм, которые регулируют финансовую деятельность государства, но и обес­печивали бы ее экономическую рациональность и эффектив­ность. Весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов государства должен идти в строгом соот­ветствии с финансовым законодательством, которое не может противоречить основному закону государства – Конституции, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к пра­вонарушителям мер государственного принуждения.

    От эффективности проведения финансовой политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
    Конституционные основы финансового права Республики Беларусь

    Конституция как основной закон государства регламентирует все сферы общественных отношений, в том числе и общественные отношения, складывающиеся по поводу создания, распределения и использования фонда денежных средств. Финансовая система строится изначально на основных принципах, которые заложены Конституцией и в дальнейшем свое развитие получают в соответствующих законах. Раздел VII Конституции Рес­публики Беларусь посвящен финансово – кредитной системе. Однако этим разделом не ограничиваются конституционные основы финансовой деятельности Республики Беларусь.

    Многие статьи других разделов Конституции являются осно­вополагающими началами той или иной сферы финансовой деятельности. Уже в ст.1 Конституции Республики Беларусь мы можем наблюдать закрепление за Республикой Беларусь самостоятельного осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и финансовой политики государства. Предусмотренный Конституцией принцип разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь) предусматривает рас­пределение полномочий в сфере финансовой деятельно­сти государства между органами законодательной и исполнительной власти. Например, в бюджетной сфере Па­лата представителей Национального собрания Республи­ки Беларусь рассматривает проекты законов об утвер­ждении республиканского бюджета и отчета о его испол­нении; установлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь), а Прави­тельство Республики Беларусь разрабатывает и представ­ляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции Республики Беларусь).[2]

    Так ст. 7 Конституции Республики Беларусь обязывает своевременно доводить до сведения нормативные акты государственных орга­нов, в том числе и финансового законодательства следовательно правотворчест­во в финансовой сфере должно осуществляться открыто и гласно, с последующим информированием всех заинтересо­ванных субъектов хозяйствования и граждан о результатах финансовой деятельности государства. Данное положение находит свое отражение в п.5 ст.8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь [3] гласность бюджетов обеспечивает­ся доведением до граждан через средства массовой инфор­мации хода обсуждения и принятия Закона о Республиканском Бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финан­совый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, уста­новленном законодательством Республики Беларусь. Это положение также закреплено в ст.34 Конституции Республики Беларусь, где государством гарантируется право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, об экономическом состоянии страны, а также в ст.135, где государство обязывает публиковать отчеты об исполнении бюджетов.[4] Из вышесказанного следует, что ст.7, ст.34, ст.135 Конституции Республики Беларусь — основа прозрачности финансовой деятельности.

    Финансовая деятельность должна обладать социальной направленностью, которая выра­жается в политике государства по созданию условий, обеспе­чивающих здоровье нации, охрану труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб, установление адресной социальной (де­нежной или иной) помощи и др. Все это не может быть реали­зовано без соответствующего финансового обеспечения. Та­ким образом, субъекты финансовой деятельности должны изыскать и определенным образом распорядиться аккумули­рованными для этих целей финансовыми ресурсами. Реализа­ция данного принципа обеспечена конституционно-правовы­ми нормами.[5] Так, в соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь государство ответственно перед граждани­ном за создание условий для свободного и достойного разви­тия личности. Согласно ст.45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях. Государство проявляет особую защиту о ветеранах войны и труда (ст.47 Конституции Республики Беларусь). В контексте построения в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики данный принцип с практической точки зрения представляется весьма актуальным.

    Самостоятельность финансовой деятель­ности органов местного управления и самоуправления основывается на ст. 121 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и соци­ального развития, местные бюджеты и отчеты об их испол­нении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы. Данный принцип предполагает направленность финансово- правовых норм на обеспечение сочетания общегосударственных (республиканских) интересов с социально — экономическими интересами развития местных территорий.

    Источник

    Читайте также:  Инструментарий анализа качества ассортимента и оценки рейтингов товаров предприятий розничной торговли
Adblock
detector