Финансирование социальной защиты

Финансирование социальной защиты

Финансирование структуры социальной защиты Российской Федерации осуществляется за счет бюджетной системы, федеральных и территориальных внебюджетных фондов. Значительную часть денежных средств, которая идет на финансирование социальных обязательств, при помощи межбюджетных трансфертов государство равномерно распределяет между элементами бюджетной структуры (субвенции, дотации, субсидии и другие трансферты), поэтому финансирование социальной защиты носит многоканальный и многоуровневый характер.

Механизм финансирования социальной защиты населения

Взносы на обязательное социальное страхование через государственные внебюджетные социальные фонды оказывают прямое влияние на систему финансирования социальной защиты населения. Чем больше налоговая база, тем больше будет произведено платежей. Проводя анализ налогового влияния на финансирование социальной политики, особое внимание следует уделить налогам физических лиц, особенностью которого в Российской Федерации является плоская шкала налогообложения, что способствует развитию социального неравенства общества.

Готовые работы на аналогичную тему

В существующих условиях начисления налогов отсутствует минимум заработной платы и развивающийся порядок налогообложения, который позволяет изымать доходы сверх нормы и значительно пополнять тем самым бюджет государства. Можно подытожить, что регрессивный характер страховых платежей и плоская шкала налогообложения освобождает от уплаты налогов граждан со сверх доходами. Вследствие этого создается чрезмерная нагрузка на государство по социальным обязательствам.

Также источником финансирования структуры социальной защиты, помимо налоговых платежей, могут быть благотворительные фонды, организации или предприятия, эффективность деятельности которых можно стимулировать налоговыми преференциями.

Рассуждая о благотворительности, необходимо остановиться на социальной ответственности бизнеса, рассматривая его как источник развития социальных и экономических основ общества (иными словами, единых ценностей в отношениях организации с внешней средой и работниками). Государство заинтересовано в том, чтобы предпринимательство было нацелено на долгосрочные социальные программы, которые рассматриваются в качестве метода для смягчения социальных отличий и реализации социальной защиты населения.

Помимо страховых платежей, существенную роль в финансировании социальной защиты населения играет налог на прибыль предприятий, поскольку является основным источником пополнения федерального и регионального бюджета, который обеспечивает большинство социальных расходов.

Источники финансирования социальной защиты РФ

Источниками финансирования социальной защиты Российской Федерации являются внебюджетные социальные фонды государства: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Фонд занятости граждан, Фонд государственного медицинского страхования.

Фонд социального страхования РФ – это специализированная финансово-кредитная организация при государственном правительстве Российской Федерации.

Основная задача данного фонда – это обеспечение пособий, которые гарантированы государством, по временной утрате трудоспособности, беременности и родам, при рождении детей, выплаты по уходу за ребенком от рождения и до достижения 1,5 лет, выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровительные мероприятия для сотрудников организации и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации основан с целью управления финансами пенсионного обеспечения на государственном уровне. Пенсионный фонд – это самостоятельное государственное учреждение, который не находится в ведении правительства РФ.

Целевые средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:

  • страховые взносы работодателей;
  • страховые взносы граждан, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • страховые взносы других категорий населения, которые официально трудоустроены;
  • ассигнования из федерального бюджета и иные платежи.

Фонд занятости населения – это государственный внебюджетный Фонд РФ, который предназначен для финансирования мероприятий и проектов, что связаны с реализацией и разработкой государственной политики занятости граждан.

Данный Фонд не является юридическим лицом и находится в распоряжении учреждений службы занятости. Бюджет Фонда занятости может формироваться за счет следующих целевых поступлений:

  • обязательные страховые взносы работодателей;
  • обязательные страховые взносы работников, которые оформлены официально;
  • ассигнования из федерального бюджета государства.

Фонд занятости финансирует социальные мероприятия по профориентации, по переподготовке безработных граждан, организация общественных работ, выплата социальных пособий и компенсаций по безработице, оказание материальной и другой финансовой помощи.

Фонд социального медицинского страхования образован из системы фондов обязательного медстрахования, которые состоят из территориального и федерального Фондов медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Данные фонды созданы для реализации социальной политики в сфере медицинского страхования.

Фонд социальной поддержки населения – это основной источник финансовых средств для реализации деятельности, которая направлена на социальною защиту и обеспечение населения РФ.

Данные организации являются самостоятельными независимыми и созданы для формирования материальных источников социальной помощи и обеспечения нуждающихся слоев населения, а также оказание адресной защиты малообеспеченным гражданам.

Основные направления расходования денежных средств с Фонда социальной поддержки населения определяются министерством труда и социального развития. На территории Российской Федерации учреждения социальной защиты действуют под руководством и контролем органов социальной защиты граждан и органов исполнительной власти.

Право получить материальную помощь из Фондов социальной поддержки имеют пенсионеры, люди с различными группами инвалидности, нетрудоспособные граждане, иждивенцы, а также те нуждающиеся лица, совокупный доход которых не превышает прожиточный минимум на региональном уровне.

Рисунок 1. Структура социального обеспечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дополнительные виды социального финансирования

Финансирование Фондов социальной поддержки граждан может расходоваться на дополнительные мероприятия по таким направлениям:

Источник

Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

Раздел 2. ЭКОНОМИКА ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

ТЕМА 8. ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

8.3. Финансирование социальной работы

8.3.1. Способы и источники финансирования социальной работы

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

— прямое финансирование, когда денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы;
— косвенное финансирование в виде уменьшения изъятия денежных средств посредством льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на социально значимые виды товаров и услуг.

На финансирование социальной работы используются бюджетные и внебюджетные средства.

1. Государственный бюджет.

В рамках государственного бюджета финансирование социальной работы ведется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов. В конце 90-х гг. произошло перераспределение средств почти по все статьям социальных расходов от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. С помощью государственного механизма распределения более сильные регионы помогают слабым. Из 89 субъектов РФ более 70 получают финансовую поддержку. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. В 1994 г. в составе федерального бюджета создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления этого фонда могут идти по двум каналам: в виде трансфертов (денежной помощи из федерального бюджета) на оказание текущей финансовой помощи и в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты не имеют целевого назначения и расходуются по усмотрению администрации субъекта федерации. Субвенции имеют целевое назначение. При формировании трансфертов используется принцип выравнивания, предполагающий, в частности, подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ. При распределении финансовых потоков сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

Из федерального бюджета средства выделяются по направлениям в рамках федеральных и региональных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и т.д., на выплаты пенсий военнослужащим, на другие мероприятия по социальной защите населения. Основной объем бюджетных средств на социальную защиту проходит через региональные и местные бюджеты. Они используются на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, на их обучение и трудоустройство, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям и др.

2. Государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды — это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Пенсионный фонд РФ формируется за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета РФ. Предприятия и организации всех форм собственности, а также работающие граждане вносят в Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в процентах от размера начисленной заработной платы.

Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия для детей, компенсации пенсионерам и др.

Фонд социального страхования формируется из страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнований из республиканского бюджета РФ, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Из Фонда социального страхования финансируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение и др.

Фонд обязательного медицинского страхования существует помимо фонда социального страхования.

Государственный фонд занятости населения РФ формируется за счет страховых взносов предприятий и организаций, страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

Помимо перечисленных источников указанные внебюджетные фонды формируются за счет бюджетных средств, главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Кроме того, в эти фонды направляются бюджетные дотации.

Читайте также:  Примеры практического применения модели Шухарта Деминга

Пенсионный фонд большую часть своих средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования — территориальный: на федеральном уровне сосредоточивается только 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20% средств.

Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Средства федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения используются на следующие формы социальной работы:

— предоставление помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно или по льготным ценам;
— предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
— оплату коммунальных услуг;
— обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
— развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
— создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью;
— финансирование программ регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

3. Негосударственные источники финансирования.

Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:

— взносов учредителей благотворительных организаций;
— членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве);
— благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах;
— поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований и др.);
— доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
— поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
— доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
— труда добровольцев и др.

Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям.

4. Предпринимательская деятельность социальных служб.

Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Но они имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей. Центры платных услуг могут оказывать следующие услуги: ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глажение белья, уборка помещения, ремонт квартир, врезка замков, ремонт одежды, чистка печных труб и дымоходов, доставка топлива и т.д.

Возможны два типа предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты:

— операции по производству и реализации товаров и оказанию услуг;
— внереализационные мероприятия (сдача в аренду недвижимости и имущества, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и др.).

Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбавки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

— одиноким пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, имеющим трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;
— пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, проживающим в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.

Плата за социально-бытовые услуги взимается в полном объеме в следующих случаях:

— с пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;
— со всех граждан при оказании им социально-бытовых услуг.

Плата за надомное обслуживание начисляется по прейскуранту стоимости социальных услуг, утвержденному местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром договор, в котором определены характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размеры оплаты за них. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых государственных ассигнований.

Примером индивидуального договорного обслуживания граждан на платной основе являются коммерческие предприятия, оказывающие социальную поддержку одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. Основной задачей этих предприятий является оказание дополнительной социальной поддержки и оказание социально-бытовой, медицинской и материальной помощи. Передача жилой площади в собственность города осуществляется по договорам купли-продажи с условием пожизненного содержания или на условиях обмена и переселения в специальный жилой дом для одиноких престарелых. Социальные услуги оказываются после заключения договора. Стоимость оказываемых услуг удерживается из суммы денежной месячной компенсации за предоставленную жилую площадь. По договору купли-продажи с пожизненным содержанием продавцу выплачивается материальное содержание, размер которого определяется с учетом возраста продавца и характеристики занимаемой жилой площади.

Имеется также аналогичный опыт без выплаты клиентам наличных денег под договор купли-продажи. В этом случае договор купли-продажи приватизированной квартиры с условием пожизненного содержания клиента предусматривает бесплатное пользование клиентом отчужденной квартирой и выполнение службой следующих услуг: регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья, оказание ритуальных услуг, закрепление постоянного социального работника для обеспечения продуктами питания и товарами, уборка помещения, стирка белья и т.д., организация ремонта бытовой техники и поддержание квартиры в надлежащем состоянии, обеспечение льготным питанием.

Существует разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения. Федеральные органы власти выполняют следующие функции:

— устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
— формируют внебюджетные государственные фонды;
— финансируют объекты социальной инфрастуктуры, находящиеся в федеральном ведении;
— определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

— выработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
— определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;
— обеспечение функционирования учреждений социальной инфрастуктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

8.3.2. Задачи по совершенствованию финансирования социальной работы

Финансирование социальной работы нуждается в совершенствовании. В настоящее время намечено решить следующие задачи.

1. Усилить координацию в управлении расходованием средств, направляемых на социальную защиту. Сейчас действия различных министерств и комитетов не всегда скоординированы.
2. Изменить структуру затрат на реализацию социальных программ, более равномерно распределять бремя расходов между государством, работодателем и трудящимися.
3. Ограничить командную роль государства, повысить роль внебюджетных фондов, расширить предпринимательскую деятельность социальных служб.
4. Развивать программно-целевое финансирование. Оказывать адресную помощь нуждающимся группам населения в рамках целевых программ. При этом государство должно устанавливать приоритеты первоочередности социальных программ.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные источники финансирования социальной работы?
2. В чем состоят функции фонда социальной поддержки населению?

Литература к теме

1. Бюджетная система России. — М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. — М., 1999.

Источник



Анализ финансирования социальной защиты населения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 декабря 2019 г. “Итоги года: поддержка семей с детьми и социальное обслуживание населения”

Национальный проект "Демография"

Для достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет) Минтруд России совместно с Минздравом России, Минспортом России, Министерством просвещения России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализует национальный проект "Демография".

Национальный проект "Демография" носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и затрагивает сферы поддержки семей при рождении детей; создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей; создания условий для доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; здорового образа жизни; активного долголетия и повышения качества жизни пожилых; занятия физической культурой и спортом.

Общий объем финансирования мероприятий национального проекта составляет порядка 3 трлн рублей на шесть лет (2019 — 2024 годы).

Всего в национальный проект "Демография" включены пять федеральных проектов:

— "Финансовая поддержка семей при рождении детей";

Читайте также:  Что такое СОЭ и нормальные показатели

— "Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет";

— "Укрепление общественного здоровья";

Федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей"

В рамках федерального проекта реализуется комплекс мер, направленный на усиление материальной поддержки семей с детьми.

Проводятся следующие основные мероприятия:

— осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

— предоставление материнского (семейного) капитала (в том числе ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка);

— осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей;

— дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского капитала

Ежемесячные пособия на первого и второго детей позволяют поддержать семьи с невысокими доходами.

Выплаты введены с 1 января 2018 года ("демографический пакет" Президента России).

Выплаты полагаются семьям, в которых первый или второй ребенок родился или усыновлен после 1 января 2018 года.

Размер выплаты зависит от региона — он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. В 2020 году средний размер выплаты составит около 12 тыс. рублей (в 2019 году средний размер выплаты — 11,2 тыс. рублей).

По оценке Минтруда России, при установлении с 1 января 2020 года в качестве критерия нуждаемости двукратной величины прожиточного минимума (сейчас — 1,5 ПМ) потенциальная численность получателей ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка увеличится с 45% до 70% от семей, где рождаются первые дети.

Кроме того, с 2020 года увеличивается срок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка до трех лет (сейчас — 1,5 года).

В проекте федерального бюджета на 2020 год на данные цели предусматривается порядка 150 млрд рублей.

На конец 2019 года ежемесячная выплата на первого ребенка назначена 541,6 тыс. детей (нарастающим итогом, с января 2018 года).

На конец 2019 года принято 116,7 тыс. решений о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (нарастающим итогом, с января 2018 года).

Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет

Выплата введена Указом Президента России от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и действует с 2013 года. С 2019 года данная мера входит в федеральный проект "Финансовая поддержка семей с детьми" национального проекта "Демография".

Выплата назначается в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Размер ежемесячной выплаты установлен в субъекте Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума для детей. В среднем по Российской Федерации ее размер в 2019 году составляет 10,4 тыс. рублей в месяц.

В 2013 году ежемесячная денежная выплата была установлена в 65 регионах, в 2014 году — в 66, в 2015 — 2016 годах — в 69, в 2017 году — в 67, в 2018 году — в 70, в 2019 году — в 74.

В регионах, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, выплата софинансируется из федерального бюджета.

В 2019 году ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, софинансируется из федерального бюджета в 65 регионах. В 2020 году 75 субъектов РФ будут софинансироваться из федерального бюджета. В 2019 году принято решение, что с 2020 года данная мера поддержки будет софинансироваться во всех без исключения регионах Сибирского и Уральского федеральных округов.

В федеральном бюджете на 2020 год на данные цели предусмотрено более 45 млрд рублей.

Численность третьих или последующих детей, на которых была назначена ежемесячная денежная выплата на конец 2019 года — 842,8 тыс. детей, что составляет порядка 79,6% от числа рожденных в 2013 — 2019 годах третьих и последующих детей.

Материнский капитал

Материнский (семейный) капитал — мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).

С 2019 года данная мера входит в федеральный проект "Финансовая поддержка семей с детьми" национального проекта "Демография".

Размер материнского капитала в 2019 году — 453 тыс. рублей.

С 2020 года возобновляется индексация материнского капитала (последняя индексация проводилась в 2015 году). С 1 января 2020 года размер материнского капитала составит 466,6 тыс. рублей.

Средства материнского капитала можно использовать:

— на приобретение (строительство) жилья, в том числе на оплату первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, а также на оплату основного долга и процентов по кредиту (займу) на приобретение или строительство жилья,

— на получение образования ребенком (детьми), в том числе на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования,

— на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида (детей-инвалидов);

— на накопительную пенсию матери;

— на ежемесячную выплату на второго ребенка.

Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий.

В федеральном бюджете на 2020 год на данные цели предусмотрено 316,4 млрд рублей.

Дополнительные меры для регионов Дальнего Востока

С целью усиления материальной поддержки семей с детьми в Дальневосточном федеральном округе дополнительно приняты следующие решения:

— С 1 января 2019 года осуществление выплаты на третьего ребенка (софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих регионах. В 2019 году предусмотрен дополнительный объем средств федерального бюджета для софинансирования данной выплаты в республиках Бурятия и Саха (Якутия), Чукотском автономном округе и Сахалинской области.

— Введение дополнительной единовременной выплаты при рождении первого ребенка в размере двух прожиточных минимумов ребенка в регионе (порядка 30 тыс. рублей).

— Введение дополнительной выплаты в размере 30% к материнскому (семейному) капиталу при рождении второго ребенка (порядка 135 тыс. рублей).

Индексация пособий семьям, имеющим детей

Виды пособий Размер выплаты в 2019 году, рублей Размер выплаты в 2020 году, рублей
Для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 655,49 С 2016 года индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, проходит с 1 февраля с учетом фактического уровня инфляции за предыдущий год.
Единовременное пособие при рождении ребенка 17 479,73
3 277,45 (на первого ребенка)
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 6 554,89 (на второго ребенка и последующих детей) Точная величина инфляции будет определена Росстатом в январе 2019 года по итогам предыдущего года.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных граждан 26 152,3 27 984,66
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (для семей с невысокими доходами) Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского (семейного) капитала (для семей с невысокими доходами) Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей (софинансируются из федерального бюджета: в 2019 году — 65 регионов, в 2020 году — 75 регионов). Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе

Федеральный проект "Старшее поколение"

Создание системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами

В рамках национального проекта "Демография" ведется работа по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами. Это абсолютно новое направление государственной социальной политики на стыке здравоохранения и социального обслуживания.

Система долговременного ухода — это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания. Главная цель системы — обеспечить предоставление людям, нуждающимся в уходе, сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи в привычной, комфортной обстановке, а также обеспечить поддержку их семьям.

Читайте также:  Анализ крови может показать раннюю беременность

В рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами реализуются мероприятия по:

— совершенствованию предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания, а также в форме социального обслуживания на дому;

— совершенствованию гериатрической помощи, паллиативной помощи, мероприятий по реабилитации;

— развитию стационарозамещающих технологий;

— развитию сопровождаемого проживания;

— развитию социального сопровождения;

— развитию мобильных бригад;

— развитию и поддержке семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Пилотный проект начался в 2018 году с реализации в шести регионах (Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская, Тульская области).

В 2019 году реализация пилотного проекта осуществляется в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в 12 регионах (республики Мордовия, Татарстан, Камчатский, Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области, г. Москва).

В 2020 — 2021 годах предусматривается поэтапное включение в пилотный проект нарастающим итогом 18 и 24 субъектов РФ соответственно (по 6 субъектов ежегодно). К 2022 году систему долговременного ухода предполагается внедрить во всех 85 регионах страны.

На реализацию задачи по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2019 — 2024 годах в федеральном бюджете предусматривается 11,9 млрд рублей.

Результатом успешной реализации пилотного проекта является ежегодное увеличение процента охвата граждан старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода (2019 год — 8%, 2020 год — 12%, 2021 год — 16%).

Результат "8% процентов лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода в 12 пилотных регионах" в 2019 году достигнут.

Закупка автотранспорта для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации

В рамках федерального проекта "Старшее поколение", входящего в состав национального проекта "Демография", предусмотрено мероприятие по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.

Такая мера позволит повысить для лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, доступность медицинской помощи, а также развить сеть мобильных бригад и тем самым повысить доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста на селе.

В реализации данного мероприятия участвуют все 82 региона, где есть сельские территории (в программе не участвуют города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Закупается автотранспорт только российского производства.

По состоянию на начало декабря 2019 года регионами закуплено 1 434 единицы автотранспорта, создано 1 439 мобильных бригад.

Обзор документа

Минтруд указал на достижения 2019 г. в сфере соцподдержки населения.

Стартовал нацпроект "Демография", целью которого является повышение естественного роста численности населения и продолжительности жизни до 78 лет. Объем его финансирования составляет около 3 трлн руб. на 6 лет.

В рамках федпроекта "Финподдержка семей при рождении детей" реализованы ежемесячные выплаты при рождении детей (в размере регионального прожиточного минимума) и выплата маткапитала при рождении второго ребенка (453 тыс. руб. в 2019 г.). Для семей из ДФО размер выплат был увеличен.

В рамках федпроекта "Старшее поколение" в 12 регионах была создана система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами (к 2022 г. — во всей стране). Также во всех регионах была реализована доставка указанных лиц, проживающих в селах, в медорганизации, для чего в 2019 г. было закуплено 1 434 ед. транспорта, создано 1 439 мобильных бригад.

Источник

Анализ финансирования социальной защиты населения

1.3.3. Финансирование социальной работы

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).
За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.
Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда — обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.
Средства фонда расходуются на:
1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;
2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;
3. оплату коммунальных услуг;
4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
6. создание дополнительных рабочих мест.
7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.
Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти. Федеральные органы власти:
1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;
2. формируют внебюджетные государственные фонды;
3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;
4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
Региональные и местные органы власти:
1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;
2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;
3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;
4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.
Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) — денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) — на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.
При формировании трансфертов ссылаются на формулу “выравнивания”. Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.
Существует два основных способа финансирования социальной работы.
Первый способ — прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).
Второй способ — косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).
Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.
Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:
1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;
2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
3. негосударственные, профессиональные системы — размер выплат зависит от страхового вклада граждан.
Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.
Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.
Недостатки финансирования социальной сферы:
1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;
2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;
3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;
4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите и раскройте звенья государственных финансов.
2. Что представляет собой государственный бюджет?
3. Перечислите направления расходования бюджетных средств.
4. Приведите понятие, элементы и основные принципы формирования налогов
5. Раскройте функции налогов.
6. Что представляет собой “кривая Лаффера”?
7. Что является основой финансирования социальной работы?
8. Перечислите источники финансирования социальной работы.
9. Какие способы финансирования социальной работы вам известны?
10. Опишите основные функции внебюджетных социальных фондов.
11. Перечислите полномочия органов власти различных уровней в вопросах финансирования социальной работы.
12. Приведите понятие трансфертов и ориентир при их формировании.
13. Что собой представляет финансирование и ресурсное обеспечение социальной защиты?
14. Назовите недостатки финансирования системы социальной защиты.

Источник

Adblock
detector