Философский анализ сущности познания



Развитие познания в философии

Под термином «познание» понимают процесс получения знаний. Познание в философии – это совокупность методов получения знаний о закономерностях реального мира. Его изучением, как отдельной науки, занимается гносеология. История развития познания начинается в эпоху античности и продолжается до настоящего момента.

История развития познания

Познание – одна из ключевых проблем в философии. Познанием называют процесс приобретения и развития знания. Он обусловлен общественно-историческим контекстом и является результатом изучения объекта субъектом. Мир определялся большинством философов, как конструктивная реальность – нечто, доступное изучению. Но механизм процесса изучения они представляли по-разному.

  • характерна целостность взглядов на мир, природа не расчленяется путем абстрактного или метафизического анализа;
  • природа рассматривается с точки зрения взаимосвязи всех процессов и явлений;
  • человек включен в природные процессы и не может рассматриваться в отдельности от природы;
  • главный метод познания – диалектика;
  • знание и мнение – не тождественны, и имеют разное соотношение.
  • базируется на принятии Библии, как единственного необходимого источника знаний;
  • главная задача познания – анализ текстов священного писания;
  • доступны три вида анализа: семантический, концептуальный, спекулятивный;
  • экспериментальный подход не нужен – органы чувств легко обмануть и они неверно трактуют информацию;
  • единственная истина – учение Церкви.
  • гносеологическая проблематика занимает центральное место;
  • ключ ко всем наукам – наука, изучающая мышление (Ф. Бэкон);
  • индуктивный метод (познание на основе индуктивных умозаключений) противопоставляется рационалистическому (объединяющему дедукцию и индукцию);
  • опыт – основа науки, а способ приобретения навыка – наблюдение;
  • наука тесно переплетена с искусством и не может рассматриваться в отдельности;
  • схоластический (догматический) тип мышления сменяется на светски-рационалистический.

Классическая немецкая философия:

    формулирует новый вопрос гносеологии: источники и границы познания;
  • источник знания по Фейербаху – опыт, поскольку чувственное познание и мышление неразрывно связаны;
  • для Бэккона, Локка, Спинозы и других мыслителей 17-19 веков было недоступно полное понимание процесса познания, его диалектический характер и активная роль субъекта.
  • характерно стремление к синтезу идей различных школ;
  • исследования ориентированы на науку;
  • предметом исследования становится не отдельные объекты, а целостные системы;
  • присутствует плюрализм методов исследования;
  • преодолевается разрыв между объектом и субъектом познания.

Параллельно с основными типами получения знаний развивалось особое течение – агностицизм. Под агностицизмом понимают невозможность полного изучения мира. Агностики не отрицают сам факт познания, но считают возможности человека ограниченными. Поскольку бытие постоянно изменяется, а чувственное восприятие субъективно, полноценное познание мира для человечества невозможно.

Основные формы познания

Выделяют две основных формы познания: научную и ненаучную. Научное познание ставит своей целью описать, предсказать и объяснить процессы и явления окружающей действительности.Научное познание управляется рассудком, дающим возможность осмысливать.

Ненаучное познание осуществляется посредством чувственности. Выделяют отдельные виды ненаучного познания:

  1. Миф. Научный принцип подменяется фантастическим рассказом.
  2. Жизненный опыт. Ограничено жизненным опытом одного человека. Знания усваиваются ненавязчиво, через средства массовой информации.
  3. Паранаука. Стимулирует веру человека в несуществующие явления, развивается на базе ограниченного доступа к реальным знаниям.
  4. Искусство. Мир познается через художественные образы.
  5. Народная мудрость. Обобщенные и неоднородные знания, передаются из поколения в поколение.

Структура познания – субъектно-объектные отношения. Задача субъекта (философа) – адекватно воспроизвести характеристики объекта (проблемы в философии)

Теория познания Платона

Платоновское учение о познании тесно переплетено с его представлениями о бессмертии души. До того, как вселится в физическое тело, душа находилась рядом с Богом и могла созерцать недоступные человеку вещи. Чтобы познать их, человеку нужно обратиться к душе и позволить ей вспомнить то, что она видела. Никакие внешние источники не смогут дать те знания, которые уже хранятся внутри, поэтому истинная цель философского изучения мира – самосозерцание.

Познание невозможно без мышления. Это – независимый процесс, отделенный от чувственных восприятий. Чувственный способ изучения мира дает только внешнее представление о вещах, познать их истинную суть можно с помощью диалектики – искусства вести правильный диалог. Диалектик должен уметь задавать вопросы и находить на них ответы. В поисках верного ответа мысль будет пробуждать память души и приближать философа к истине.

Не каждому человеку дано узнать истину. Невежественный человек никогда не найдет ответы на фундаментальные вопросы бытия, потому что не будет в них нуждаться. Чтобы приблизиться к истинному знанию, нужно обладать мудростью и стремиться приблизится к абсолюту.

Теория Платона основана на идее интеллектуального аристократизма. Философами могут быть лишь некоторые избранные мудрецы, которым удалось преодолеть чувственное восприятие. Остальные обречены довольствоваться миром вещей, приблизится к истинному знанию они не смогут.

Теория познания школы Эпикура

Эпикур назвал свою теорию познания «каноникой». Он развил ее из собственной идеи о критериях – канонах истины. Эпикур не был согласен с мнением Платона и Аристотеля о разуме, как единственном способе познания. Он утверждал, что чувственность – главный способ познания. Узнать истину можно с помощью разума, а он управляется чувствами. Чувственное познание само по себе не допускает ошибок, оно непогрешимо. Человек заблуждается, только если он сам неверно трактует ощущения.

В «канонике» Эпикур описал 3 критерия истины:

  1. Предвосхищение. К нему относятся общие представления о предметах и явлениях, которые человек получает в процессе жизни. Предвосхищение – результат единичного представления, мимолетного воздействия предмета или явления.
  2. Претерпевание. Это оценка каждой вещи с точки зрения субъективной морали. Для каждого человека претерпевание будет уникальным процессом.
  3. Образный бросок мысли. Под образным броском мысли Эпикур понимал интуицию. Только используя интуитивное восприятие, человек познает истину. Чем сильнее он доверяет интуиции, тем ближе он становится к полному знанию.

Мнение Эпикура было новаторским для своего времени. Несмотря на его радикальные, а для многих и оскорбительные, взгляды на философию, у него было много последователей. Ученики школы Эпикура назвались эпикурейцами. Благодаря их стараниям, учение философа сохранялось и оставалось популярным после его смерти.

Филон Александрийский: познание истины

Филон Александрийский родился в Александрии – городе, основанном великим Александром Македонским. Наряду с Римом и Афинами, Александрия была культурным центром: сюда съезжались ученые и философы из других стран, и каждый приносил свои, новые для местной диаспоры, взгляды и идеи.

До 3 века до н. э. основной религией Александрии был иудаизм, но постепенно религиозные и философские взгляды перемешались. Большинство жителей Александрии стало говорить на греческом языке, и возникла потребность в переводе Ветхого завета с древнееврейского на греческий. Имея возможность читать различные религиозные тексты, представители нового поколения еврейской общины сформировали особенное синтетическое воззрение на Бога. Самым ярким представителем нового взгляда на религию стал Филон Александрийский.

Филон был толкователем Пятикнижия Моисея. Согласно Библии, откровение недоступно простым людям, и открывается только избранным. Так же рассуждал и Филон, пытаясь растолковать скрытое повествование Моисея. Философ был уверен, что для понимания сокровенной истины необходимо достичь особого состояния души, чтобы удостоится божественной благодати. А для получения возможности понять божественные откровения требуется долгие годы готовить свой разум: изучать астрономию, геометрию, грамматику, риторику и другие свободные науки.

Источник

Познание. Как объект философского анализа. Сущность процесса познания

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.

В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.

Для материалистов сознание — способность идеального воспроизведения действительности.

Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов:

1) признание сознания функцией мозга;

2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики;

Понимание сознания как продукта общественного развития.

Сознание— это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.

Отражение— всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи.

Выделяется три основных уровня:

отражение в неживой природе,

на биологическом уровне

В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).

В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений.

У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы — ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия — безусловные и условные (инстинкты — половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую — слова-понятия (это уже возникновение сознания).

Высшая форма отражения — социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

Читайте также:  Составление регионального бюджета доходы

1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;

2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; дают возможность выйти за пределы чувственного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;

3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;

4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.

Происхождение сознания.

множество различных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин

— теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека — эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч. Дарвин) — важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;

2) человек — результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

3) человек возник в результате мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного — home sapiens.

Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом — к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.

Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;

2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

3. Сознание и бессознательное.

Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» — совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей.

«Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т. п.

Бессознательное— это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни.

Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

Согласно З. Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:

1) Оно — «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» — психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт.

2) Сознательное Я — посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.

3) Сверх-Я — это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.

Нежелательное влечение может быть:

1) вытеснено в бессознательное неразряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или

2) сублимировано (сублимация — возвышение) т.е. переключено на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.).

Т. о. вся жизнь человека по З. Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества — сублимацию либидо (!).

Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда К.-Г. Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо.

Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:

1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека;

2) вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3) действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям.

Особенности ощущений.

1. Органы чувств ограничены в отражении действительности. Имеется в виду, что человек воспринимает не все, что есть вокруг него. Для органов чувств существуют определенные границы. Например, с помощью зрения люди воспринимают окружающий мир в узком диапазоне электромагнитных колебаний от 360 до 760 миллимикрон. Человек не воспринимает ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

2. Ощущения не всегда совпадают с физико-химическими свойствами вещей, явлений, которые человек воспринимает. Например, субъективно человек слышит музыку, а объективно существует звуковая волна определенного тона и ритма.

3. «Прозрачность ощущений» – нам кажется, что мы воспринимаем предметы, а на самом деле происходит следующее: когда на нас воздействует какой-либо предмет, то органы чувств реагируют на определенные раздражения, которые принимают форму импульса, распространяющегося со скоростью от 1 до 120 м/сек в зависимости от типа нервных волокон. Импульс достигает высших центров мозга, где превращается (декодируется) в сигнал, который и приобретают форму ощущений. А нам кажется, что это не ощущение, а сам предмет.

4. Субъективность ощущений – мы знаем только свои ощущения. Например, практически невозможно рассказать человеку, что такое боль, так, чтобы у него возникло ощущение боли, если он никогда сам подобной боли не испытывал.

Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, образ предмета в целом. Восприятие может возникнуть только тогда, когда: 1) раздражаются одновременно несколько рецепторов. Например, зрительные, вместе со слуховыми и осязательными; 2) изменения в воздействие на рецепторы происходят синхронно. Таким образом, для возникновения ощущений достаточно воздействия на один рецептор, например, зрение. Для появления восприятия нужны, как минимум два рецептора, например, зрительный и осязательный.

Свойства восприятия.

1. «Избирательность восприятий». Мы воспринимаем не все, что ощущаем. Наш рецепторный аппарат отбирает по особым принципам сенсорные данные и формирует наше восприятие мира. Например, два человека могут по-разному видеть одну и ту же ситуацию, прежде всего, благодаря разным воспринятым данным.

2. «Глобальность восприятия» — восприятие зависит от того, в каком окружении воспринимается предмет. Например, один и тот же рисунок, изображающий круг красного цвета, будет восприниматься то, как геометрическая фигура, то, как яблоко, то, как мяч в зависимости от того, в какой ряд (окружение) он включен: геометрические фигуры, фрукты или игрушки.

Представление – образ предмета, явления, который человек воспринимал ранее, а в данный момент не взаимодействует. Это часть информации, извлекаемой из хранилищ памяти. В представлении возникают образы предметов, которые существуют в реальности. На основе восприятий и представлений могут возникать различные новые образы. Эта особенность называется воображением. Оно позволяет создавать образы предметов, явлений, не существующих в реальности: гоблины, лернейская гидра, феи.

Читайте также:  Формулы для расчета авс анализа

Итак, чувства через ощущения, восприятия и представления играют важную роль в познании окружающего мира.

Однако их возможности в познании ограничены. Например, чувства фиксируют только внешние свойства предметов и не могут проникать в глубь, сущность явлений.

Эту функцию выполняет вторая ступень познания – логическая, рациональная, или собственно мышление.

Мышление – форма отражения действительности; способ познания человеком существенных свойств, связей предметов и явлений, средство создания новых идей.

Мышление осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – отражение в обобщенной, логической форме существенных свойств явлений и предметов. Примеры понятий: число, государство, животное, человек, Космос, категорический императив, атом. Понятие отличается от восприятия. Например, восприятие отражает внешний облик какого-то конкретного человека. Понятие же характеризует существенные признаки человека, такие как: биосоциальность, разумность, способность к творчеству, свобода.

В мышлении понятия существуют в определенной связи. Формой этой связи является суждение. Это форма мышления, которая с помощью понятий утверждает или отрицает что-либо о явлениях, предметах. Примеры суждений: «Человек смертен», «Некоторые металлы жидкие», «Счастье – это когда тебя понимают». В учебниках по логике можно познакомиться с различными видами суждений. Виды суждений: истинные и ложные, утвердительные и отрицательные, общие, частные, единичные, суждения действительности, возможности, необходимости, условные, разделительные, категорические.

Третьей формой логического познания является умозаключение. Умозаключение – форма мышления, позволяющая в ходе рассуждения получать новое знание не основе уже имеющегося. В процессе умозаключений происходит переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других. Суждения, на основе которых делаются выводы, называются посылками. Выведенное из них новое суждение называется следствием или заключением.

Существуют следующие основные типы умозаключений:

Индуктивное – форма мышления, при которой из частных посылок делается общий вывод. Например, установлено, что и медь, и железо, и свинец, и золото, и платина проводят электричество. На этом основании можно сделать вывод: все металлы проводят электричество.

Дедуктивное – форма мышления, при которой из общих положений делается частный вывод об отдельных предметах. Например, первая посылка: Все металлы проводят электричество. Вторая посылка: Медь – металл. Вывод: следовательно, медь – проводит электричество.

Итак, человеческое познание осуществляется в единстве двух ступеней: чувственной (ощущения, восприятия, представления) и логической (понятия, суждения, умозаключения).

Источник

Познание в философии — основные виды, формы и уровни

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Данная теория носит другое название — гносеология, происходит из греческого языка и означает «учение о знании».

Это предмет философии, который изучает саму природу возникновения определения «познание», выяснение его истинности, соответствует ли оно реальности.

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Основные виды познания:

Житейское — основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное — строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное — структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом — мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Понятие «познание» появилось совсем недавно, в 19 веке. Но изучение этого раздела философии проводилось философами Древнего мира, которые проводили свои исследования разными методами, но цель имели одну.

Платон

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Пример познания предмета по Платону: яблоко сначала человек познает с помощью чувств: трогает руками и затем уже с помощью ума делает вывод, что это предмет называется «яблоко».

Эпикурейцы

Эпикур активно критиковал агностиков и идеалистов, выступал против суеверий, астрологии и магии. Свое учение о постижении называл «каноникой», так как в его основе лежало изучение канонов истины.

Главным в познании мира он считал ощущения: «люди должны во всем держаться своих ощущений». По его мнению, даже разум зависит от ощущений.

Ошибки при чувственном постижении, согласно Эпикуру, происходят из-за неправильного суждения об испытанных ощущениях: «Чувства не могут ошибаться, а разум может».

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

В своих работах автор писал: «Если бы нашим орудием был только интеллект, горизонт наш остался бы навсегда суженным».

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания — их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа — действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.

Источник

Гносеология в философии: понятие и основные идеи

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Читайте также:  Владивосток занял восьмое место с конца в рейтинге российских городов по качеству жизни

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение».

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума. Значительный вклад в развитие гносеологии внесли также Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

  1. Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
  2. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.

В русском языке термин «скепсис» является синонимом слова «сомнение». Но греческое слово σκεπτικός, от которого он происходит, переводится как «исследующий» или «размышляющий».

В начале 20 века на основе агностицизма была создана новая концепция, получившая название «конвенционализм». В рамках данной концепции полагается, что научные понятия и утверждения являются продуктом соглашения ученых. То есть, научные теории должны быть общепризнанными и взаимно непротиворечивыми, но при этом нельзя требовать, чтобы они объективно отражали истинное устройство мира.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

  • интуиция (иррациональный механизм);
  • рассудок (рациональный);
  • инстинкт (эмпирический);
  • сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

  • идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
  • материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

  • ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
  • восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
  • представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

  • принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
  • принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
  • принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
  • принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
  • принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
  • принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

Источник

Adblock
detector