Философский анализ правового общества

Основы философского анализа общественной жизни

Философский анализ общества – ключевая проблема социальной философии, определённого раздела, который изучает закономерности жизни общества и способы работы социальных институтов и организаций, которые люди создают.

История общества формировалась в пространственно-временных условиях его бытия из исторических этапов – эпох культур, цивилизаций, которые характеризовали суть и специфические особенности человеческой деятельности. В силу этого, логично говорить о том, что именно формирование и функционирование общества, его социальное бытие и формы, законы и факторы развития, типы и виды социальных общностей, сферы жизни и представляют собой предмет данного раздела философии. Одним словом, системообразующие институты общественной жизни.

Общество как составляющая объективной реальности

Объективная реальность – это всё, что является искусственным и естественным в окружении человека.

Общество – это часть объективной реальности.

Важно заметить, что это не простая часть, а именно социальная, которая наделена разумом и обладает способностью изменять мир. Частью данной реальности являются и люди – индивиды, личности, персоны, более того, различные объединения людей также составляют реальность, здесь говориться о социальных группах, общностях и институтах. Такая часть объективной реальности называется социум.

В социум не включены технические и экологические системы, поскольку они вкупе с социумом являются базовыми элементами общества.

Социум – основной элемент общества, который структурируется посредством социальных компонентов на потребности и способности, деятельность, отношения и институты.

Данное определение отражает специфические особенности философской концепции Л. Зеленова.

Сущностное понимание общества

Общество, в первую очередь – это исторический продукт деятельности людей. Опираясь на данное положение вполне логично говорить о сущности человечества, человеческого рода, социума, сфер общественной жизни и самого общества, потому что истоком подобных категорий представляется человеческая деятельность.

Деятельность – это целенаправленное взаимодействие человека и окружающей среды (имеется в виду та деятельность, которая в корне отличается от обычной жизнедеятельности живого и взаимодействия неживого).

Деятельность представляет собой функциональный стержень социума. Деятельность подразумевает под собой конкретные социальные и общественные потребности и способности, которые схожи с родовыми силами индивида и общества. Очевидно, что потребность всегда была побудителем или стимулом человека и общества, а способность – деятельной силой. По своему существу человеческая деятельность способна генерировать самые различные социальные и общественные отношения, при этом одновременно с этим создаёт для них соответствующие институты. В этом и состоит деятельностная парадигма формирования социума и общества. В силу этого, можно утверждать, что деятельность и творчество являются факторами социального и общественного развития.

Человечество – совокупность людей.

Человеческий род – мера людей, система их родовых качеств.

Вся суть в том, что по своему определению человечество и человеческий род совокупностью собственных качеств создаёт в своём окружении специфическое поле бытия, оно состоит из:

  • Технических систем («вторая природа» – технико-техническая, индустриально-информационная среда, воссозданная человеком).
  • Экологических систем (сады и парки, бульвары и набережные, иными словами весь преобразованный человеком животный и растительный мир).

Это объясняет тот фак, что, говоря об обществе, подразумеваются, в том числе и технические, экологические образования, а не только демографические. По сути они общественные, поскольку созданы они человеком в процессе деятельности.

Сферы общественной жизни – самостоятельные системообразующие институты общественной жизни, которые сформировались в ходе исторического процесса, за основу взяв потребности и потенциал общества со своей структурой, функциями, целями, принципами, нормами, традициями, культурой.

Системообразующая роль институтов общественной жизни заключается в их наиболее важном предназначении для общества и его целостного функционирования.

Общество представлено людьми в совокупности общественных отношений и институтов, которые являются результатом их деятельности. Существование общества не представляется возможным вне деятельности человека, поскольку именно деятельность генерирует всю систему общественных отношений и деятельность институтов, которые для них характерны.

Можно дать несколько определений обществу:

  1. Общество – это люди, которые взаимосвязаны деятельность.
  2. Общество – это функциональная взаимосвязь людей.

Из всего этого можно утверждать, что общество является особой частью объективной реальности.

Ступени развития общества

Степень развития общества во многом зависит от развитости общественных отношений и институтов, а также исторической ступени развития. Здесь имеется в виду первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, индустриальная, информационная и все последующие.

Можно использовать и другую методологию общественного построения – региональную, с политико-экономическими и социальными особенностями бытия: латиноамериканская, азиатская, европейская, африканская модели общества. При этом будет достаточно целесообразно выделить базовые формы общественной деятельности, иными словами значимой во всех сферах общественного функционирования. Такие формы имеют конкретное содержание, которое основывается на исторической предопределённости. Они возникают в момент, когда потребности общества соответствуют его потенциальным возможностям и приобретают очертания организационной основы общественной жизни, в определённом качестве, которое крайне необходимо обществу.

До этого момента различные виды деятельности, которые получают развитие внутри общества, носят чисто предметный характер. Изменение предметного вида деятельности на базовую форму общественной деятельности, иначе говоря, системообразующую для жизни общества – довольно сложный и длительный процесс не только в общественном пространстве, но и во времени. Сферы жизни общества определённо, проходят этап становления в реальности, объективно представляют собой всеобщую потребность их собственного бытия и с функциональной точки зрения формируют взаимосвязанный состав базовых форм общественной деятельности – экономической, оборонной, педагогической, научной, художественной, медицинской, физкультурной и т.д.

Все перечисленные сферы только формально самостоятельные, при этом на функциональном уровне они необходимы для жизни и деятельности всего общества. Сообразно этому, не каждая профессиональная деятельность имеет возможность стать системообразующей для общественной жизни, это может быть только та сфера, без которой общественное бытие не может быть всесторонним и единым.

В качестве примера сфера экономической деятельности жизни общества, которая состоит, в том числе из производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг по всему экономическому профилю своих профессиональных видов деятельности – в добывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в торговле и в финансах и т.п., нужна для снабжения жизни всего общества и предметно интегрирована в систему институтов его жизни, но по отдельности профессиональные виды экономической деятельности не могли претендовать на зарождение самостоятельной сферы общественной жизни.

Формирование сфер общественной жизни

Становление экономической сферы общественной жизни происходило по принципу появления базовой формы общественной деятельности. Этот процесс был достаточно сложным с эволюционной точки зрения, начиная с первобытнообщинного строя, когда происходило зарождение экономических отношений через первичную хозяйственную деятельность.

Схожим был процесс формирования и других сфер общественной жизни. Если конкретизировать, то параллельно с хозяйственными отношениями строились и отношения защитного вида. Имеются в виду оборонные, объективированные общественной потребностью по отражению реального и возможного нападения со стороны соседних племён, а с рабовладельческого общества – потребностями зарождающегося государства.

С функциональной стороны хозяйственная, ремесленная и оборонная деятельность требовали серьёзной организации, подготовленных людей, определённых знаний в теоретической области, а также расчётов по её осуществлению. Такими сферами становились сферы управления, педагогики и науки. Более того, важно упомянуть сферы общественного функционирования, которые давали возможность нормального общественного существования. Здесь говорится о сфере медицины, физической культуры, искусства, экологии, общественной безопасности и т.п.

Процесс формирования сфер общественной жизни происходил по мере созревания общественных потребностей и способностей, которые обуславливали развитие базовых форм общественной жизни. Из всего этого становится очевидно, что сферы общественной жизни образовывались исторически, основываясь на базовых формах общественной деятельности как самостоятельные системообразующие институты жизни общества, с характерными функциями, внутренней структурой, традициями, принципами, нормами и культурой.

Сферы общественного развития

Согласно марксистской традиции, существовало четыре сферы общественного развития:

  • Экономическая сфера.
  • Политическая сфера.
  • Социальная сфера.
  • Духовная сфера.

Логично, что такое сферное построение не могло в полной мере передать все сущностные потребности общества. Оно было типологически некорректным, имело идеологизированную окраску, что опровергало научный подход и, что самое важное, явно обедняло теорию целостного, всестороннего, гармоничного общественного развития. При этом нивелировало базовые формы общественной деятельности, без которых вряд ли можно было представить нормальное функционирование общества.

Новая методология сферного построения общественной жизни базировалась на десяти сферах:

  • Экономическая сфера.
  • Экологическая сфера.
  • Управленческая сфера.
  • Педагогическая сфера.
  • Научная сфера.
  • Художественная сфера.
  • Медицинская сфера.
  • Физкультурная сфера.
  • Оборонная сфера.
  • Сфера общественной безопасности.

Формирование каждой сферы было обусловлено общественными потребностями и способностями, которые реализовывались в процессе общественной деятельности, как базовыми, которые сыграли мотивационную роль в становлении системообразующих институтов общественной жизни с нормами, которые для неё характерны, а также принципами, правилами и культурой.

Читайте также:  С заботой о здоровье как и для чего проводится анализ водопроводной воды

Закономерность появилась в том, что совершенствование системы общественных отношений, которые основывались на базовых формах общественной деятельности, отражало прогресс в жизни общества.

Важно понимать, что процесс общественного сферирования не может считаться завершённым. Новые потребности общества посредством конкретной деятельности влияют на общественные отношения, тем самым способствуют формированию новых институтов, часть которых могут быть в будущем системообразующими для общественной жизни.

Это относится к области космонавтики, которая сегодня является видом профессиональной деятельности. Однако вполне возможно, что в ближайшее время, она может преобразоваться в базовую форму общественной деятельности, организационно представляя общественный институт жизни общества – сферу общественной жизни.

Вместе с тем, стоит отметить, что параллельно развитию общества, вызревает новая наука – сферология. В качестве предмета исследования она возьмёт формирование, функционирование и развитие сфер общественной жизни. Результаты исследования помогут более предметно выделить необходимые теоретико-функциональные продукты, которые обеспечивают целостность, всесторонность, гармоничность общественного развития – стратегий, концепций, программ, доктрин на федеральном и региональном уровнях.

Важно понимать, что характер общественных отношений, соответствующий обществу в целом, сферам общественной жизни, в частности, связан взаимными отношениями с политическим процессом. Разные политические процессы по-разному подходят к сферному построению общественной жизни. К примеру, демократический и тоталитарный режимы, основываясь на присущих им властных механизмах, представляют предмет оценки конкретного исторического этапа. Он будет либо прогрессивной, либо регрессивной направленности.

Источник

Философский анализ общества

Как свидетельствует история философской мысли, человека интересуют главным образом две темы: окружающий его внешний мир и свой внутренний мир; по словам И. Канта – звездный мир над головой и нравственный внутренний закон внутри нас. Каково же место общества в структуре этих универсальных интересов? С одной стороны, общество – это часть мира, обособившаяся от природы и имеющая свою специфику, с другой – сам человек не может не быть общественным существом. Таким образом, общество, социальность – это то, что находится одновременно как вне нас, так и внутри нас. Отношение человека к миру и самому себе, его познание, деятельность и самосознание опосредованы социальностью, т.е. невозможны без общественного бытия. Общество есть нечто большее, чем совокупность индивидов, поскольку общее не равно сумме единичных. Точнее говоря, общество – это целостность, состоящая из многообразных и сложно взаимосвязанных элементов.

Философы и историки всегда интересовались тем, как общество устроено и развивается. Древнекитайская философия обращала внимание на то, что жизнеспособность и стабильность общества связана с умением организовать и поддерживать в нем порядок, который опирается на иерархическую структуру и гармонические социальные взаимосвязи. Образцом для этого порядка служило космическое мироустройство, недаром китайская империя называла себя «Поднебесной». В античной Греции выдвигалась идея цикличности развития общества, которая выводилась из самой исторической практики. Ее теоретическое обоснование пытался дать впоследствии итальянский мыслитель начала XVIII в. Дж. Вико. Разрабатывалась также идея восходящего развития общества. Она брала свое начало в христианской теологии и наибольшее распространение получила в конце XVIII в., особенно у М. Кондорсе, который объяснял поступательное развитие истории безграничными возможностями человеческого разума.

В Новое время стали появляться теоретические модели общественного устройства. Они полагали его основы в сугубо природных или духовных началах. Если человек рассматривался только как природное явление, он включался в жесткие причинно-следственные взаимосвязи и фатально подчинялся независимым от него внешним факторам. Роль цементирующего начала отводилась климатическим условиям (Ш. Монтескье), необходимости обеспечения пользы (Просвещение XVII-XVIII вв.), определенному виду коллективного труда (Ш. Фурье), половой любви (Л. Фейербах) и т.п. Это принижало значение человеческой свободы и давало весьма одностороннее объяснение общественному устройству. Характерно использование самого понятия «социальный организм» (О. Конт). Оно включало в себя понимание целостности общества и его структурных взаимосвязей. Однако общество не сводится к организму.

Признание определяющей роли духовного начала в устройстве и развитии общества было характерно для средневековой философии, при этом общество как целостную систему впервые исследовал Гегель, сделав это с позиций классического идеализма. В последнем случае общество рассматривалась как вторая, после природы, форма инобытия абсолютного духа. Весьма распространенным во все времена было представление о преобладающей социальной роли выдающихся личностей, прежде всего монархов, религиозных и политических лидеров. Такое понимание общества детерминирует его произвольной духовно-волевой активностью и отражает субъективистское решение основного вопроса философии.

В марксизме общественная жизнь была понята как высшая форма движения материи, возникшая на определенной ступени ее саморазвития и обладающая собственной логикой бытия. Из всей совокупности общественных процессов Маркс выделил материальные, обозначив их категорией «общественное бытие», и духовные, обозначая их как «общественное сознание». В соответствии с новым, так называемым материалистическим пониманием истории общественное бытие объявлялось первичным по отношению к общественному сознанию. Как выразил это в простых словах Ф. Энгельс, «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.». Для этого нужно трудиться, производя материальные блага. Отсюда следует, что материальное производство образует основу жизни и, в конечном счете, определяет всю общественную деятельность.

Заслуга Маркса состоит в том, что он создал первую в истории научную социологическую теорию и показал, что общество функционирует и развивается по своим собственным законам как целостная система взаимосвязанных элементов, в которой важную роль играет экономический фактор. Было установлено, что все социальные законы являются по своему характеру статистическими, т.е. законами-тенденциями, и реализуются в человеческой деятельности, где конечный результат всегда является продуктом столкновения множества отдельных волеизъявлений. Каждый человек преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог этих различных устремлений и создает ту равнодействующую, которая определяет историческое событие. Марксистская теория общества была не только материалистической, но и диалектической. Она отмечала, с одной стороны, преобладающую зависимость духовной жизни общества от материальной, а с другой – «относительную самостоятельность общественного сознания».

Следует отметить, что материалистическое понимание общества несколько огрубляет и схематизирует исторический процесс. При всей значимости материального производства оно далеко не всегда объясняет различные состояния и изменения социальной жизни. Современная марксистская философия настаивает на том, что первичность производства материальных благ следует понимать не вульгарно, а лишь как системообразующее основание. Однако Маркс и Энгельс писали, что у политики, искусства, религии и морали нет самостоятельного развития, а наличие у людей тех или иных взглядов объясняли экономическими причинами. Теоретический постулат марксизма об относительной самостоятельности общественного сознания не соответствует общему экономическому детерминизму этой идеологии.

Очевидно, что философское понимание общества должно быть более тонким и учитывающим всю совокупность факторов, влияющих на его функционирование и развитие. С точки зрения целостного подхода к обществу история является не столько естественным, сколько культурным процессом. Он действительно имеет свои специфические законы, не сводимые к природным. В настоящее время особенно хорошо видно, что в обществе действуют не столько формационные механизмы (от первобытного состояния к капиталистическому и далее), сколько общецивилизационные (связующие развитие отдельных регионов с целостным развитием мирового сообщества).

Источник



Философский анализ правового общества

Общество — самое сложное по уровню организации образование реальной действительности. В обществе заложена способность изменять непосредственным образом, как собственное существование, так и состояния окружающей его действительности на базе накопления, хранения, переработки и передачи социальной информации посредством деятельности соответствующих социальных институтов и использования многообразных знаковых систем («языков» культуры). Философское осмысление сущности общества имеет два аспекта: исторический и логический.
Общество же в собственном смысле слова появляется лишь в процессе становления первобытной общины на основе развития технологий изготовления все более сложных средств труда (из камня, кости, дерева) в направлении дифференциации их на более или менее стандартизированные орудия различного назначения с целью повышения производительности последних. Новая сложная и разветвленная орудийная деятельность первобытной общины обусловила приобретение ею огромных массивов наличного опыта и многообразных представлений о свойствах и причинно — следственных зависимостях вещей реальной действительности, о внутренней связи целостного характера процесса изготовления орудий с его составными частями.
В этих условиях прежнее стадное объединение животных предков человека стало постепенно и неуклонно превращаться в определенную производственную общность со сложной системой общественных отношений, с новыми формами организации совместной деятельности и общими социальными интересами. На этих основаниях стадные отношения постепенно начали преобразовываться в социальные отношения первобытных людей, а прежние паралингвистические средства коммуникации в ходе расширившегося производственного и жизненного общения переплавлялись в систему знаков человеческого языка.
Итоговым результатом такого рода изменений стало превращение психики животных предков человека в сознание, в основе которого лежит вербально­понятийное мышление и единственным способом существования которого является знание. Человек в этой связи превратился в творца, обладающего относительной самостоятельностью интеллектуально-духовного мира и непосредственно связанного с ним мира культуры. Тем самым было положено начало существованию социальной реальности, которая среди других типов объективной реальности — физической, химической, геологической, информационной, биологической — заняла с тех пор свое особое место. Последнее определяется тем, что способом существования социальной реальности выступает человеческая деятельность с ее специфическими закономерностями. Именно в ходе такого анализа появляется реальная возможность сформулировать содержание понятия общества. А это удастся сделать лишь посредством раскрытия внутренних связей этого понятия с соответствующими категориями как философии в целом, так и социальной философии.
В этой связи возникает необходимость раскрытия в первую очередь соотношения понятия общества с понятиями социальной реальности и человека. В концептуальном аппарате социальной философии понятие социальной реальности является исходным, ключевым и основополагающим в связи с тем, что в результате эффективного применения его в философских исследованиях общества обеспечивается функционирование и эвристическая реализация такого фундаментального принципа философского постижения мира и научного стиля мышления, как принцип объективности. Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективные данные обстоятельства их существования.
Как часть внешнего мира социальная реальность обладает характером объективной реальности, поэтому ее изучение должно ориентироваться на постижение не того, как она нам дается в наших чувственных представлениях и иллюзиях, а на познание характеристик, присущих ей самой по себе и существующих вне и независимо от человеческого сознания.
Обычно социальная реальность отождествляется с обществом. Это общество, взятое в неразрывном единстве с человеком. В связи с тем, что, фундаментальным способом существования социальной реальности является человеческая деятельность, то подлинный философский анализ общества как социальной реальности должен базироваться на требованиях принципа органического единства общества и человека.
Поэтому основополагающим в данном анализа общества становится движение философского разума по линии перехода от исследования общества как явления к раскрытию его сущности, а затем к выявлению внутреннего единства этих двух его объективных определений в форме действительности. На наш взгляд, в социально-философском анализе общества как целостной системы основополагающими являются понятия «общественные отношения — человеческая деятельность — культура».

Читайте также:  АВА терапия прикладной анализ поведения

Источник

Философский анализ общества

В предыдущем разделе речь шла о природе, о взаимодействии природы и общества. Как уже отмечалось, природа является необходимым условием жизни общества, в том числе физического и духовного существования человека. Однако хорошо известно, что человек не может существовать не только вне природы, но и вне общества. Ведь, как заметил еще Аристотель, вне общества может жить только гений или сумасшедший. Поэтому естественно, что одно из важнейших мест среди философских проблем занимает проблема человеческого общества, или просто общества. Идея о том, что общество представляет собой систему, источ­ник развития которой находится в ней самой, в настоящее время является общепризнанной и не требует особой аргументации. Поэтому мы рассмотрим следующие проблемы: в чем состоит специфика социальной системы по отношению к другим систе­мам объективной реальности; какова структура социальной сис­темы; каковы законы развития общества.

Итак, в чем же состоит отличие социальной системы от сис­тем, действующих в природе? Эти отличия состоят в следующем:

1. общество, в отличие от природы, представляет собой сис­тему не только материальных, но и духовных отношений, скла­дывающихся между людьми в процессе их совместной деятельно­сти;

2. центральным элементом любой социальной системы явля­ется человек, обладающий сознанием, поступающий в соответст­вии со своими желаниями и стремящийся к определенным це­лям, что придает развитию общества значительную степень неоп­ределенности, а следовательно, и непредсказуемости;

3. сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т. д.);

4. развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;

5. социальная система представляет собой согласованность элементов и в то же время их несогласованность, наличие гар­моничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество — это живая, противоречивая, саморазвиваю­щаяся система.

Итак, общество, являясь подсистемой объективной реально­сти, существенно отличается от других, природных систем, как биологических, так и физических. Социальная система пред­ставляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объек­тов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Всякая социальная система как целостный организм характеризуется такими признаками, как самодеятель­ность, самоорганизация, саморазвитие.

В социальной философии в зависимости от уровня сложно­сти и организации выделяют, как правило, пять уровней социаль­ных систем. Первый: фундаментальный уровень организации об­щества — человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация; второй: государство или группа взаимосвя­занных государств; третий: социальные институты, обеспечиваю­щие функционирование общественных отношений; четвертый: классы, социальные группы (общности), слои, страты, а также другие виды объединений людей; пятый уровень: отдельная лич­ность, которую также можно рассматривать как социальную сис­тему.

Вторая проблема, выделенная нами, предполагает раскрытие структуры социальной системы. Что же представляет собой соци­альная структура общества? Социальная структура общества — это исторически сложившаяся форма организации общества, представляющая собой определенную форму устойчивых связей, отношений, возникших на их основе социальных групп и институ­тов, которые обеспечивают целостность общества, сохранность его свойств при воздействии на него различных внутренних и внеш­них факторов.

Структура общества включает в себя множество разнообраз­ных элементов. Основными среди них являются:

а. субъекты общества (человек, люди и их объединения);

б. взаимоотношения и связи между людьми;

в. социальные институты;

Характеризуя субъект общества — первый элемент его струк­туры, необходимо отметить, что каждый человек включен в опре­деленное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в об­ществе формируется устойчивая структура социальных общно­стей, включающая в себя такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т. д. Впрочем, в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут диф­ференцироваться и по другим признакам. Например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пен­сионеры); территориальным (жители города, жители села); по роду занятий (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интел­лигенция); отношению к собственности (предприниматели, на­емные рабочие), а также по уровню доходов, уровню образованно­сти и т. д.

Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй эле­мент его структуры — общественные отношения.

Общественные отношения — это определенная связь, зависи­мость между субъектами, составляющими общество. Отношения являются своего рода цементирующим материалом, который объединяет людей в общество, превращает в монолит его отдельные элементы. Чем разнообразнее социальные отношения, тем более высокоразвитым является общество.

В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выде­ляются экономические, политические, идеологические, социаль­ные, религиозные и другие отношения. В зависимости от субъек­тов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межго­сударственные и иные отношения. Могут также рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер. Необходимо также учитывать взаимосвязи и взаимопроникновение общественных отношений и то, что их роль постоянно меняется.

Третий элемент структуры общества — социальные институты.

Социальный институт представляет собой исторически сло­жившиеся формы организации и регулирования общественной жизни.

С помощью социальных институтов упорядочиваются отно­шения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества. Социальные институты в современной социальной философии рассматриваются как раз­личные организации, учреждения, соответствующие социальной структуре общества; как совокупность социальных норм и правил, определяющих устойчивые формы социального поведения и дей­ствия; как системы поведения в соответствии с этими нормами.

Читайте также:  Значение и задачи учета готовой продукции в современных условиях

В зависимости от сферы общественных отношений выделя­ют, как правило, следующие группы социальных институтов: 1) экономические (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.); 2) политические (государство, пар­тии, полиция, армия); 3) правовые (законодательные и судебные органы, институты правоприменения, правового воспитания и др.); 4) культурные (научные, художественные объединения, соз­дающие культурные ценности); 5) религиозные; 6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресур­сов); 7) институт родства, брака и семьи и др.

Деятельность составляет следующий элемент социальной структуры общества.

Проблема деятельности была предметом пристального вни­мания многих мыслителей и философов. Значительный вклад в исследование социальной деятельности внесли такие философы, как И. Кант, Г. В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, К. Маркс, М. Вебер, пришедшие к выводу, что социальная деятельность во всех ее разновидностях представляет собой общий знаменатель, к кото­рому можно свести все многообразие форм общественной жизни. К этой мысли, в частности, пришел Макс Вебер, увидевший осно­ву жизни общества в социальном действии, которое он определил как человеческое поведение, направленное на другого человека. Развивая его идеи, Толкотт Парсонс утверждал, что вся социаль­ная практика по сути является совокупностью «взаимоотноше­ний между исполняющими свои обязанности людьми». Пример­но так же рассуждал и Карл Маркс. Он сделал вывод о том, что общество есть «продукт взаимодействия людей».

Основываясь на этой традиции, современные социальные философы видят в социальном действии субстанцию всего соци­ального, исходный пункт всей системы общественных отноше­ний, а также средство интеграции социальной системы и всех ее компонентов. Сегодня не требует доказательства идея, что имен­но посредством деятельности человек приобрел отличительные от природных социальные формы бытия.

В философской литературе деятельность как социально-фи­лософская категория употребляется для обозначения какого-либо проявления социальной активности, посредством которой создаются условия общественной жизни. В отличие от приспосо­бительной деятельности животных, деятельность человека пред­ставляет собой единство материального и идеального. Социаль­ная деятельность превращает внешнюю природу во «вторую при­роду», т. е. культуру. Таким образом, деятельность можно определить как человеческую форму активного отношения к окру­жающему миру, содержанием которой является целесообразное его преобразование в интересах людей.

Более подробно проблема социальной деятельности будет рас­смотрена в теме «Человек как предмет философского анализа».

Как сложная саморегулирующаяся система общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам обществен­ной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в узком смысле этого слова), или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения. Рассмотрим особен­ности и функции каждой из этих сфер общественной жизни.

1. Экономическая (материальная) сфера — охватывает процес­сы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-технический прогресс и технологическую революцию.

В системе социальной деятельности материальному произ­водству принадлежит ведущая роль. Материальное производство направлено прежде всего на удовлетворение материальных по­требностей людей: потребностей в пище, одежде, жилище и т. д. Удовлетворение материальных потребностей является основным условием удовлетворения всех других потребностей.

Признавая важную роль сферы материального производства в жизни общества, современная социальная философия все же считает, что ее нельзя абсолютизировать и сводить к ней все раз­нообразие человеческой деятельности. Тем более что в последние десятилетия XX в. в наиболее развитых странах мира наблюда­лась тенденция относительного уменьшения доли материального производства за счет увеличения доли производства услуг.

2. Духовная сфера — это сфера деятельности, в которой осуще­ствляется духовное производство, т. е. создаются не вещи и пред­меты, а идеи, образы, научные и художественные ценности с це­лью удовлетворения духовных потребностей человека. Эти цен­ности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей: в книгах, картинах, скульптурах и т. д. Но главное в этих предметах — не материальная, а духовная цен­ность, выраженные в них идеи, образы и чувства.

Духовное производство является обязательной составляющей производства вообще, с помощью него создаются условия для роста человеческой духовности, без которой невозможно сущест­вование человечества.

3. Политическая (управленческая) сфера — это сфера деятель­ности различного рода администраторов, управляющих, полити­ков. Ее специфическая задача — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отно­шений. Такая деятельность направлена на обеспечение согласо­ванности, упорядоченности различных сфер общественной жиз- ии. Без этого, как и без материального или духовного производ­ства, она невозможна.

Структура управленческой деятельности включает в себя: управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение; управление вещами (функция за­конодательства о собственности, земле).

Управление осуществляется на различных уровнях: от госу­дарства до предприятия и семьи. Эта деятельность играет огром­ную роль в развитии общества, его судьбе, но ее часто поражают многочисленные «болезни»: злоупотребление методами принуж­дения или насилия, чрезмерное разрастание чиновничьего аппа­рата. Высшей формой управленческой деятельности является по­литическая деятельность. Именно на этом уровне решаются судь­бы миллионов людей. И именно поэтому цена допущенных ошибок в управленческой сфере может быть особенно велика.

4. Социальная (гуманитарная) сфера обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. Она включает в себя деятельность врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания. Конечно, люди могут заниматься самоле­чением, самообразованием, могут сами себя развлекать. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активно­сти, непосредственное обслуживание человека — настолько важ­ное общественное дело, что общество включается в этот процесс с помощью школ, вузов, путем создания системы охраны здоро­вья и правозащиты.

Таковы основные подсистемы, или сферы общественной жизни, на основе которых возникает общественная структура.

Все сферы социальной жизни взаимосвязаны, поэтому их не­обходимо рассматривать только в единстве. Абсолютизация од­ной из сфер общественной жизни приводит к деформированию общества. В центре каждой из сфер, как и в обществе в целом, находится человек, объединяющий все сферы в единую общест­венную систему.

Развитие общества и функционирование его основных сфер происходят по определенным законам. Социальный закон — это всеобщие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями в различных сферах жизни общества, определяющие его развитие. Социальные законы реализуются через сознательную деятельность людей, од­нако это не означает, что люди в процессе своей деятельности могут создавать или отменять их. Люди могут только изменять ус­ловия действия законов. Существование социального закона оп­ределяется теми объективными условиями, в которых живут лю­ди. Поскольку эти условия в процессе человеческой жизнедея­тельности изменяются, то изменяются и законы общественного развития: одни из них исчезают, другие проявляются в измененной форме.

Следовательно, социальным законам присущ истори­ческий характер, они действуют как тенденция, которая проявля­ется лишь при определенных обстоятельствах и в определенный период времени.

Изучение социальных законов предполагает и их классифи­кацию. Классификация законов общества осуществляется, как правило, по нескольким критериям.

По сфере действия: а) социологические законы — это законы, фиксирующие существенные связи и отношения общества как единого целого. Выделяют такие социологические законы: зако­ны структуры, законы функционирования, законы развития; б) законы отдельных сфер жизни общества — экономические, по­литические, социальные и т. д.

По временному признаку, а) общеисторические (общие зако­ны) — это те законы, которые распространяются на весь истори­ческий период и объединяют в единое целое все сферы жизни об­щества; б) специфические законы — законы общества, распро­страняющиеся на определенные этапы его развития.

По месту в общественной жизни: а) основные — законы, кото­рые играют решающую роль в общественной жизни; б) неоснов­ные — законы, имеющие второстепенное значение в обществен­ном развитии.

Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других природных систем – как биологических, так и социальных.

Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов, среди которых основными являются: субъекты общества (человек, люди и их объединения), взаимоотношения между людьми, социальные институты и деятельность.

К основным сферам, или областям общественной жизни относятся: экономическая, духовная, политическая и социальная. Все эти сферы общественной жизни взаимосвязаны, и их необходимо рассматривать в единстве.

1. Какие теоретические модели общества существуют в социальной философии и чем они отличаются?

2. Какие вы знаете методологические принципы познания общества?

3. Какова структура общества как социальной системы?

4. поясните содержание основных понятий, раскрывающих характер структуры общества: элемент, отношение, субъект, объект и др.

5. Охарактеризуйте основные закономерности развития современного общества.

Источник

Adblock
detector