Экономика Еврозоны стран Европы Анализ состояния

Экономика Еврозоны(стран Европы). Анализ состояния

Еврозона является крупнейшим в мире финансовым союзом, объединяющим между собой 19 государств. Ее доля в мировом ВВП составляет 17%. Она занимает ключевое место не только в Европе, но и во всей международной экономической системе. Однако в последние годы союз постоянно проходит испытания на прочность. Внутри объединения имеется множество проблем и противоречий. В данной статье будет рассказано о том, что представляет собой Еврозона, по каким законам и договоренностям она существует и насколько взаимовыгодным является сотрудничество между отдельными членами.

История формирования и юридические вопросы

Стремления к объединению европейских государств наблюдались уже после Второй мировой войны. Этому способствовали США. Оказывая странам участницам боевых действий финансовую помощь, взамен Штаты требовали соблюдения политических и экономических правил. Некоторые из них были направлены на осуществление беспрепятственного движения американского капитала. В период 1945-1999 гг. организовывались различные союзы.

Экономика Европы

С 1979 года даже была создана специальная денежная единица ЭКЮ, использующаяся для безналичных расчетов между Центробанками. Распад СССР открыл дополнительные возможности для объединения европейских стран.

Юридически Еврозона была создана в 1999 году. Она представляет собой валютный союз, который существует в рамках более крупного Европейского союза. На момент 2016 года Еврозона состоит из 19 государств-членов.

Как валютный союз, Еврозона имеет единую кредитно-денежную систему. Контроль над ней осуществляется общим органом управления – Европейским Центробанком (ЕЦБ). И это является главным отличием от Евросоюза.

Еврозона имеет общую валюту евро, которая является единственным обязательным средством платежа. Однако фискальная политика до сих пор не приведена к единообразию.

В 1999 году членами Еврозоны стали: Германия, Франция, Италия, Испания, Австрия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Люксембург. В 2001 г. присоединилась Греция. Затем вступили – Словения, Словакия, Мальта, Кипр, Эстония. А в последние два года – Латвия и Литва.

Все участники Еврозоны должны соответствовать Маастрихтским критериям. Если страна выходит за их рамки, то на нее накладывается штраф. Однако на деле эти критерии практически не соблюдаются. Например, размер государственного долга, ограниченный 60% от ВВП, уже давно превышен почти всеми членами Еврозоны. В итоге критерии периодически пересматриваются и как бы подстраиваются под уже существующие реалии.

Отношения между членами внутри союза

Экономика Еврозоны очень сильно зависит от того, как меняются отношения между отдельными членами. Любой намек на серьезные разногласия приводит к падению курса евро. А разногласия возникают постоянно. И хотя официально декларируются равные права всех участников, в действительности есть страны лидеры, которые диктуют свою волю, а есть те, кто вынужден подчиняться.

Считается, что лидерами союза являются Германия и Франция. Но наибольшее влияние оказывает Германия. Это самая крупная экономика Еврозоны, которая обеспечивает около 40% всего экспорта и формирует почти 30% совокупного ВВП (3,8 трлн. долларов США). Статистика Германии выглядит значительно лучше, чем статистика других стран союза. В периоды кризиса она страдает меньше. Ее торговый баланс всегда положительный. По сути это промышленный центр, занимающийся выпуском и продажей качественных товаров с мировым именем. Германия считается постиндустриальной страной. Однако доля производства реальных товаров в структуре ее ВВП выше, чем у США и даже Японии – 30%. Германия однозначный лидер в Еврозоне. Она же получает больше всего выгод от объединения. Это происходит потому, что именно она определяет основные направления политики.

Внутри Еврозоны действуют специальные правила, в соответствии с которыми страны осуществляют свою экономическую деятельность. Например – устанавливаются квоты на продажу той или иной продукции. Противники Еврозоны в Греции не раз обвиняли лидеров союза в том, что они фактически ограничили им выпуск отдельных товаров. Многие предприятия, которые раньше производили какую-либо продукцию, пришлось закрыть, т. к. квотирование сократило возможности для экспорта. Взамен этого Греции предоставлялись большие займы и денежные компенсации. В итоге страна за несколько лет потеряла промышленные мощности, но набрала много кредитов. Государственный долг вырос до значений в 120-140% к ВВП. Начался полномасштабный кризис, который чуть было не закончился выходом страны из валютного союза.

О том, что Германия фактически проводит политику экономической экспансии, говорят и представители других государств. Подобные заявления можно услышать от оппозиционных к власти активистов в Латвии и Литве. Несмотря на это обе страны вступили в Еврозону в 2014-15 гг.

Таким образом, получается, что Германия поглощает производства стран членов союза, устанавливая ограничения на выпуск продукции и открывая для себя дополнительные возможности экспорта. На немецкую экспансию в частности указывает и другой пример – концерн Volkswagen за период 1990-2000-ых годов скупил множество производителей автомобилей и мотоциклов в Европе. Среди них: французская Bugatti (1998 г.), итальянская Lamborghini (1998 г.), итальянская Ducati (2012 г.), испанская SEAT (период поглощения – 1986-2001 гг.), итальянская инжиниринговая компания ItalDesign (2010 г.). А также не входящие в зону евро: чешская Skoda (1991-2000 гг.), английская Bentley (1998 г.), шведская Scania (2011 г.).

Такое положение Германии постоянно подвергается критике. Несмотря на то, что страна является экономическим лидером и крупнейшим промышленником в Еврозоне – скептики указывают на то, что она использует свое положение для захвата производств других государств и усиления собственных позиций.

Франция является второй экономикой в союзе. Она играет немалую роль. Однако ее позиции нельзя сравнивать с позициями Германии. ВВП Пятой республики – 2,8 триллиона долларов. А объем экспорта в Еврозоне почти в 3 раза меньше, чем у Германии. Разногласий между двумя странами обычно не наблюдается.

Большой группой в ЕЗ является так называемый блок PIGS. Эта аббревиатура используется для обозначения следующих стран: Португалия, Италия, Греция, Испания. В период обострения кризиса в 2011-13 гг. данные государства испытывали особенно большие трудности. Для некоторых из них вставал вопрос о дефолте. Государственный долг Италии составлял 132% к ВВП, Португалии – 130% к ВВП, Греции – 175% к ВВП. Госдолг Испании был 94% к ВВП, но зато безработица составляла 26%. При этом Италия и Испания являются по величине третьей и четвертой экономиками в Еврозоне. Их выход из союза мог означать фактически его распад. А дефолт грозил крахом самой модели. В вину Германии ставили то, что она, являясь лидером, не проследила за соблюдением принципов Маастрихтского договора. А взамен этого сама способствовала увеличению кредитной нагрузки стран. В то же время немецкое общество весьма негативно отзывалось о блоке PIGS, заявляя, что Берлин не обязан кормить другие страны. Противоречия внутри Еврозоны нарастали. В государствах проходили акции протеста. В 2011-13 гг. число евроскептиков росло. А союз стоял на грани развала. Ситуацию удалось временно разрешить путем сокращения расходов в странах PIGS, реструктуризации долгов и частично за счет снижения курса евро.

Такие страны как Нидерланды, Австрия и Финляндия никогда не вызывали большого беспокойства – во многом благодаря относительно невысокому госдолгу (55-75% к ВВП) и умеренным показателям безработицы (не более 10%). Однако кризис коснулся их в полной мере. Наблюдалось сокращение ВВП и дефляция. При этом Нидерланды являются довольно крупным игроком (5-ым по величине экономики в ЕЗ). Но отсутствие рисков дефолта обуславливает и отсутствие внимания к этим государствам.

Другой член союза – Бельгия – всегда имел хорошие показатели.

Настоящей головной болью для Германии стала Греция. Фактически в ней пришлось провести выборочный дефолт, причем в несколько этапов. В стране проходили массовые акции протеста и беспорядки. Власть постоянно менялась. Примерно половина граждан выступала за выход из Еврозоны. И большая часть – за отказ от мер по сокращению расходов и выплаты долгов. Кризис обострялся не один раз. Последний пик был в 2015-ом (с очередным дефолтом). Ситуацию удалось решить лишь путем хитрых политических уловок. Если бы состоялся выход страны из Еврозоны, то под угрозой оказалась бы стабильность всего союза. Сейчас проблемы Греции временно забыты. Однако в случае нового витка кризиса можно ожидать обострения ситуации.

Частичный дефолт был проведен и на Кипре – островном государстве, которое является оффшорной зоной. Но размер экономики Кипра чрезвычайно мал.

Другие члены Еврозоны также имеют довольно незначительный объем экономики, их влияние на политику союза невелико.

Импорт и экспорт. Структура экономики

Экономика Еврозоны состоит из экономик отдельных государств, которые входят в союз. Поэтому подробный анализ слишком сложен и объемен. Но можно выделить ключевых участников, обеспечивающих основной товарооборот. Это в первую очередь Германия, а также Франция, Италия, Испания, Нидерланды и Бельгия.

Основной статьей импорта Еврозоны можно назвать углеводороды. Территория стран ЕЗ не слишком богата полезными ископаемыми. Есть отдельные государства, которые обладают хорошими месторождениями – например, Нидерланды. Но добываемый объем недостаточен для обеспечения совокупного спроса. Одним из главных импортеров нефти и газа является Россия. Ее доля составляет около 30%. Поэтому в некоторой степени Европа зависит от РФ. Но ее роль в торговом балансе валютного союза не стоит переоценивать. Кроме углеводородов и другого сырья (металлы), Россия практически не поставляет какой-либо продукции. Есть страны, которые немного сильнее других зависят от России – например, Италия. Однако в общем балансе торговля с Россией не имеет большого объема.

Читайте также:  Рест анализ строительной компании

Импорт нефти и газа осуществляется также из других европейских государств, не входящих в ЕЗ – например, из Норвегии. В некоторых странах Еврозоны имеются месторождения сланцевой нефти. Однако они практически не разрабатываются по экологическим соображениям.

Другой важной статьей импорта можно назвать высокотехнологичную продукцию из Китая и США. Это бытовая техника, машины, различное оборудование, цифровая техника и компьютеры.

Страны Еврозоны импортируют и продукты питания, которые сложно производить в климатических условиях своего региона. Это в первую очередь тропические фрукты, кофе, какао, сахар, а также частично соя и кукуруза. Но в то же время государства ЕЗ обладают довольно развитым собственным сельскохозяйственным сектором.

Основной объем экспорта из валютного союза составляет продукция автопрома, авиакосмической отрасли, а также различное высокотехнологическое оборудование. Крупнейшей статьей для Германии и Франции являются именно автомобили и самолеты. Также на продажу идет большое количество современной медицинской техники и бытовой техники. Практически все ключевые страны валютного союза представляют собой экономики высоких переделов. То есть закупается сырье, а поставляется продукция с высокой добавленной стоимостью.

Немалую долю экспорта составляют и продукты питания. Аграрная промышленность в Европе очень хорошо развита. Фермерское хозяйство получает государственную поддержку. Поэтому страны ЕЗ не только в значительной степени обеспечивают себя продовольствием, но и поставляют его за рубеж – например, в Россию.

Другой важной статьей экспорта можно назвать текстильную продукцию, одежду и обувь.

Еврозона – это не отдельная страна, а целый регион, объединяющий много стран. Поэтому основными торговыми партнерами являются сами государства-члены друг для друга. Второе место по значимости занимают другие европейские страны, не входящие в ЕЗ – например, Великобритания и Швейцария. Конкуренцию им составляют Китай и США, на которых также приходится значительная доля товарооборота. Россия – несмотря на то, что на треть обеспечивает потребности союза в углеводородах – в целом по совокупному объему торговли занимает не слишком большую долю. По размерам товарооборота ее можно поставить после США и Китая. Но ее значимость именно в энергобалансе довольно высока.

С 2012 года Еврозона имеет положительное и растущее сальдо торгового баланса (экспорт превышает импорт).

Состояние на текущий момент

Еврозона сейчас сталкивается с теми же проблемами, что и другие экономически развитые регионы (США, Япония). Это кризис перепроизводства, перенасыщенность товарами и кредитами. Как следствие – падение производства и дефляция. Однако закредитованность в странах валютного союза не такая сильная, как в Америке. А кредитно-денежная политика более консервативная и сдержанная. В итоге пузыри на финансовых рынках не очень большие. Хотя отдельные страны, являясь оффшорными зонами, представляют опасность для банковской стабильности.

Еврозона обладает и другой отличительной чертой – большая разница между странами лидерами и периферией. Существует серьезный экономический дисбаланс между локомотивом союза Германией и блоком PIGS. В этом отчасти виновата сама Германия. Наличие дисбалансов приводит к постоянным конфликтам и создает нестабильность для всего объединения. Данную проблему можно было бы решить путем перераспределения средств между членами и предоставлением периферийным странам больше возможностей для развития.

Дополнительные сложности вызывает то, что кредитно-денежная политика государств подчиняется единому органу ЕЦБ. И отдельные страны не могут, скажем, девальвировать свою валюту сильнее или слабее, даже если это было бы решением проблемы.

Пик кризиса Еврозоны пришелся на 2011-2013 гг. В 2015-ом наметилось улучшение ситуации. Долговые проблемы были частично разрешены. Греческий кризис временно отступил. Многие страны начали показывать экономический рост. За счет вливания в систему дополнительных денег удалось частично решить проблему дефляции. Однако некоторые страны до сих пор не могут продемонстрировать увеличение ВВП или инфляцию. Относительно неплохие статистические показатели Еврозоны формируются в основном за счет Германии. Такие важные участники как Франция и Италия до сих пор пребывают в стагнации.

Все проблемы могут вновь обостриться в случае наступления глобального кризиса. По причине менее развитого финансового рынка (чем в США) в Еврозоне нет больших пузырей, но зато и нет больших возможностей для стимулирования экономики за счет увеличения денег в системе. Это ограничивает политику ЕЦБ.

Большой проблемой для Еврозоны стал миграционный кризис в 2015-16 годах. Ситуация является действительно серьезной. Усиление приграничного контроля может затормозить движение капитала между странами. А недовольство периферийных государств позицией Германии обостряет противоречия.

В случае нового витка глобального кризиса Еврозона может распасться. Но последствия этого предсказать крайне сложно. Для каждой страны будет характерна своя ситуация.

Источник

Состояние экономики Евросоюза под второй волной коронавируса: статистика

Иллюстрация: interaztv.com

Статистическое управление Европейского союза 30 октября 2020 года опубликовало результаты по состоянию дел в экономике и социальной сфере ЕС в третьем квартале 2020 года. Статистическое ведомство ключевой страны Евросоюза — Германии отдельно дало статистику по своей стране. Из-за новой волны коронавируса осенью восстановление экономики в ЕС замедляется, а экономические настроения и безработица продолжают стагнировать. Эксперты прогнозируют новое замедление в экономике ЕС в последнем квартале 2020 года из-за ограничений, введенных для противодействия второй волне коронавируса.

Валовой внутренний продукт (ВВП). 30 октября 2020 года Евростат опубликовал данные по состоянию ВВП в ЕС (EU-29) и еврозоне в третьем квартале этого года. Валовой внутренний продукт (ВВП) в еврозоне увеличился на 12,7%, а в ЕС в целом на 12,1% по сравнению с предыдущим вторым кварталом 2020 года. Восстановительный рост экономических показателей был самым значительным с 1995 года. Во втором квартале этого года ВВП еврозоны упал на 11,8%, а ВВП Европейского союза — на 11,4% по сравнению с первым кварталом этого года.

По сравнению с третьим кварталом прошлого года в третьем квартале этого года экономика еврозоны сократилась на 4,3%, а Европейского союза — на 3,9%, после сокращения на 14,8% и 13,9% в годовом исчислении во втором квартале.

Евростат показал данные по ВВП для десяти стран ЕС. В третьем квартале в квартальном исчислении ВВП Франции вырос на 18,2%, за ней последовала Испания — на 16,7%. Третий по величине квартальный рост был зафиксирован в Италии — на 16,1%. Дальше идут: Португалия (+13,2%), Австрия (+11,1%), Бельгия (+10,7%), Германия (+8,2%), Латвия (+6,6%), Чехия (+6,2%) и Литва (+3,7%).

Германия. 30 октября Германское федеральное статистическое управление (Destatis) сообщило, что ВВП Германии в третьем квартале вырос на 8,2%. Подобный рост позволил правительству улучшить свой прогноз по ВВП на этот год. Показатели крупнейшей экономики Европейского союза улучшились в период с июля по сентябрь за счет увеличения потребительских расходов, увеличения инвестиций и увеличения экспорта.

Немецкая экономика начала восстанавливаться после кризиса, вызванного коронавирусом, но ВВП в третьем квартале все равно оставался на 4,2% ниже по сравнению с уровнем, достигнутым в третьем квартале 2019 года.

Во втором квартале этого года ВВП Германии сократился на 9,8%. На основании подобного падения федеральное правительство подсчитало, что Германия столкнется с потерей 6,3% ВВП в 2020 году. В начале сентября прогноз сокращения ВВП был пересмотрен до 5,8%. Согласно представленным в пятницу данным, ВВП Германии в этом году может снизиться на 5,5% по сравнению с прошлым годом. Это окажется ниже рекорда падения 2009 года в 5,7% из-за глобального финансового кризиса.

Правительство Германии ожидает, что следующие два года станут периодом восстановления экономики. ВВП вырастет на 4,4% в следующем году и на 2,5% в 2022 году, достигнув уровня начала 2020 года и чуть его превысив. Однако это возможно только в том случае, если распространение коронавируса будет сейчас сдерживаться и контролироваться.

Правительство Германии подготовило пакет мер для стабилизации экономики и стимулирования экономического роста на сумму более триллиона евро.

Испания. Статистическое ведомство Испании подтверждает, что в третьем квартале показатель ВВП по испанской экономике вырос на 16,7%, что составило абсолютный рекорд роста за всю полувековую историю измерения показателя валового внутреннего продукта.

Значительный рост экономической активности в Испании в период с июля по сентябрь связан с отменой жестких ограничений, введенных в период первой волны эпидемии.

В сельском хозяйстве Испании наблюдался рост всего на 0,2%, что связано с тем, что этот сектор не останавливался из-за коронавируса и его рост оставался стабильным. В годовом исчислении это единственный сектор экономики Испании, где наблюдается не снижение, а рост.

Испанское правительство ожидает снижения ВВП в 2020 году на 11,2% по сравнению с прошлым годом. Но ожидается, что экономические показатели увеличатся на 7,2% в следующем году. В случае запуска фонда помощи ЕС рост может достигнуть 9,3%.

Экономические настроения в еврозоне и ЕС стагнировали в октябре. Согласно данным, опубликованным на сайте генерального директората Европейской комиссии по экономическим и финансовым вопросам (DG EcFin), индикатор экономических настроений (ESI) для еврозоны в октябре составил 90,9 пункта. Это так, как и в сентябре. В 27 государствах — членах Европейского союза индекс ESI в октябре был равен 90 пунктам.

Читайте также:  Анализ внешнего окружения организации включает

В октябре в еврозоне настроения чуть улучшились в промышленности, торговле и строительстве, но в то же время ухудшилась ситуация в секторе услуг.

Среди крупнейших национальных экономик еврозоны индекс ESI улучшился в Германии (+1,5 пункта) и Италии (+1,2 пункта), в то время как наиболее ухудшился в Нидерландах на 2,2 пункта и во Франции на 4,5 пункта. В Испании этот показатель практически не изменился, снизившись на 0,2 пункта.

Инфляция. По подсчетам Евростата, базовая инфляция в еврозоне без учета цен на энергоносители, продукты питания, алкоголь и табачные изделия в октябре составила 0,2%, повторив показатель сентября, что является самым низким показателем за всю историю еврозоны.

В октябре цены на продукты питания, алкоголь и табачные изделия выросли на 2% после роста цен на 1,8% в сентябре. Рост цен на услуги снизился до 0,4% после роста на 0,5% в сентябре.

Цены на энергоносители оказались на 8,4% ниже, чем годом ранее, тогда как в сентябре снижение составило 8,2%.

Без учета цен на энергоносители годовой рост потребительских цен в октябре в еврозоне составил 0,6%.

Состояние потребительского рынка. В октябре потребительские цены в еврозоне снизились на 0,3%. При этом розничные продажи в Германии снизились в сентябре на бóльшую величину, чем ожидали аналитики. По мнению экспертов, отчасти это связано с повторной волной коронавируса. По данным Федерального статистического управления Германии (Destatis), в сентябре розничные продажи в Германии упали на 2,2% по сравнению с августом, когда был зафиксирован рост на 1,8% по сравнению с июлем. Аналитики ожидали гораздо меньшего сокращения розничной торговли в Германии в сентябре.

Безработица. После семи месяцев «коронавируса» безработица продолжает стагнировать в ЕС. Это означает, что показатели по безработице не ухудшаются, но и не улучшаются. Согласно данным, опубликованным Евростатом в пятницу, уровень безработицы в еврозоне составил в сентябре до 8,3%, чем превысил уровень «безковидного» сентября прошлого года — 7,5%. Уровень безработицы в целом по Европейскому союзу в прошедшем сентябре составил 7,5%.

По подсчетам Евростата, в абсолютных цифрах в сентябре в Европейском союзе было 15,99 млн безработных, в еврозоне — 13,612 млн. По сравнению с августом число безработных в ЕС в сентябре выросло на 42 тыс. человек, а в еврозоне — на 75 тыс. Подобный незначительный рост и позволяет говорить о стагнации.

В сентябре самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Испании — 16,5%, что меньше на 0,2%, чем в предыдущем месяце. Последние данные по Греции — это июль. Они показывают безработицу в 16,8%, что на 2% ниже, чем в июне.

В Германии уровень безработицы в сентябре оставался на уровне 4,5%. Во Франции безработица подросла с 7,5% до 7,9%, а в Италии упала с 9,7% до 9,6%.

Самый низкий уровень безработицы в ЕС был зафиксирован в сентябре в Чехии — 2,8%, примерно такой же показатель был в августе.

Источник



Экономика Евросоюза: анализ статистики за 2020 год и прогноз на 2021 год

Экономика Евросоюза: динамика ВВП государств за 2020 год и прогноз на 2021 год

В 2020 году экономическая ситуация в Евросоюзе развивалась по принципу качелей: падение сменялось ростом в зависимости от эпидемической ситуации в регионе.

Из-за пандемии коронавируса компании закрывались на карантин, а государства останавливали авиасообщение с другими странами. Международный туризм за год сократился на 74% по сравнению с 2019 годом — такие данные приводит Всемирная туристическая организация ООН.

В марте 2020 году Евростат опубликовал отчет с поквартальной динамикой ВВП Евросоюза и еврозоны — региона из 19 стран, которые используют евро как основную валюту.

Динамика ВВП Евросоюза и еврозоны в 2020 году

ВВП Евросоюза и еврозоны: результаты по кварталам 2020 года

Процент показывает отношение результата за квартал по сравнению с предыдущим кварталом
Источник: Eurostat, март 2021

Если сравнивать экономику региона с докризисными показателями за такие же кварталы 2019 года, динамика ВВП Евросоюза и еврозоны окажется отрицательной.

Отношение ВВП Евросоюза и еврозоны в 2020 году к результатам 2019 года

ВВП Евросоюза и еврозоны: результаты по кварталам 2020 года в годовом соотношении с 2019 годом

Процент показывает отношение результата за квартал по сравнению с таким же кварталом 2019 года
Источник: Eurostat, март 2021

Что происходило с экономикой стран с программами ВНЖ за инвестиции в 2020 году

Экономическая ситуация в разных странах развивалась неравномерно. Темпы спада и роста зависели от того, как государство поддерживало бизнес и людей в кризис. Больше всего пострадали страны, чей ВВП значительно зависит от доходов в сфере туризма.

Пять европейских стран с программами ВНЖ за инвестиции вышли на положительные показатели ВВП к концу 2020 года. Лучшие результаты за последние три месяца у Мальты, Греции и Кипра.

Для сравнения в таблице указана динамика экономических лидеров региона — Германии, Франции и Испании.

Динамика ВВП по сравнению с предыдущим кварталом

Страна 1-й квартал
2020 года
2-й квартал
2020 года
3-й квартал
2020 года
4-й квартал
2020 года
Мальта -2,4% -14,2% +8,0% +3,8%
Греция +0,4% -13,4% +3,1% +2,7%
Кипр -0,5% -13,1% +8,9% +1,4%
Испания -5,3% -17,9% +16,4% +0,4%
Германия -2% —9,7% +8,5% +0,3%
Португалия -4,0% -13,9% +13,3% +0,2%
Франция -5,9% -13,5% +18,5% -1,4%
Австрия -3,0% -10,7% +11,8% -2,7%

Рост экономики во второй половине 2020 года не компенсировал общего спада на фоне пандемии. К концу года странам не удалось выйти на докризисные показатели 2019 года и динамика осталась отрицательной.

Динамика ВВП по сравнению с таким же кварталом 2019 года

Страна 1-й квартал
2020 года
2-й квартал
2020 года
3-й квартал
2020 года
4-й квартал
2020 года
Мальта +2,1% -14,6% -8,6% -6,2%
Греция +0,1% -13,8% -10,5% -7,9%
Кипр +1,4% -12,6% -4,7% -4,5%
Испания -4,2% —21,6% -9% -9,1%
Германия -2,2% -11,3% -4% -3,6%
Португалия -2,2% -16,3% -5,7% -6,1%
Франция -5,6% —18,6% -3,7% -4,9%
Австрия -3,6% -13,6% -3,8% -5,9%

Когда вернутся докризисные показатели

Еврокомиссия прогнозирует рост экономики региона в 2021—2022 годах. Но темп восстановления зависит от трех факторов:

  • скорости вакцинации от коронавируса;
  • выполнения условий торгового соглашения с Великобританией;
  • объемов финансовой помощи странам Евросоюза.

Компенсирует ли прогнозируемый рост убытки из-за кризиса и пандемии — пока неизвестно. Мы рассказывали об этом в материале «Что будет с экономикой Евросоюза в 2021 году».

Прогноз роста ВВП в 2021—2022 годах

Регион, страна 2021 год 2022 год
Евросоюз +3,7% +3,9%
Испания +5,6% +5,3%
Франция +5,5% +4,4%
Мальта +4,5% +5,4%
Португалия +4,1% +4,3%
Греция +3,5% +5%
Кипр +3,2% +3,1%
Германия +3,2% +3,1%
Австрия +2% +5,1%

Мальта, Португалия и Греция — наиболее привлекательные страны для инвестиций в ближайшие два года. В 2021 году экономика этих стран вырастет больше, чем в среднем по региону. А в 2022 году темпы роста ускорятся.

Эксперты-аналитики инвестиционных программ Иммигрант Инвест рекомендуют не откладывать участие в программах ВНЖ и ПМЖ на вторую половину 2021 года.

Вместе с ростом экономики вырастут цены на объекты инвестиций: недвижимость, ценные бумаги, бизнес. Пока экономика только начинает восстанавливаться, инвесторы приобретают лучшие объекты по меньшей стоимости.

  1. Покупает или снимает жилье на острове.
  2. Платит административный сбор и правительственный взнос.
  3. Делает пожертвование в местную некоммерческую организацию.
  4. Подтверждает наличие активов на сумму от 500 000 €.

Вид на жительство в государствах Евросоюза позволяет переехать жить в страну резидентства, вести бизнес и учиться на ее территории. Пока действует карта ВНЖ или ПМЖ, инвестор свободно путешествует по Шенгену.

Иммигрант Инвест — лицензированный агент европейских программ ВНЖ и ПМЖ. Если вы хотите стать резидентом страны — члена Евросоюза, обращайтесь за консультацией к экспертам инвестиционных программ.

Источник

Экономика Евросоюза: новое испытание на прочность

Меры, анонсированные германо-французским тандемом и Европейской комиссией, принесут результаты европейской экономике только в случае их быстрого согласования в институтах ЕС.

Восстановление европейской экономики после кризиса 2008 г. происходило труднее и гораздо более медленными темпами, чем американской. ЕС потребовалось провести масштабную реформу системы управления зоны евро, настаивать на проведении политики жесткой экономии в государствах-членах, обратиться в МВФ за кредитом для Греции — и это лишь неполный перечень мер, направленных на сохранение зоны евро в полном составе и поддержание экономического роста. Тем не менее достичь докризисных темпов роста ВВП удалось только к 2017 г. Но как до, так и после кризиса темпы роста были низкими и едва превышали 1% в год.

Глубочайшая рецессия с 1945 года

Меры борьбы с COVID-19 привели к серьезным негативным последствиям для европейской экономики. В первом квартале 2020 г. ВВП ЕС сократился на 3,8% и на 3,3% в зоне евро, что является самым значительным падением ВВП с начала такого рода подсчетов в 1995 г. Для сравнения ВВП США за аналогичный период сократился на 1,2% в сравнении с предыдущим кварталом. Наибольшее сокращение ВВП наблюдалось во Франции (-5,8%), Испании (-5,2%), Италии (-4,7%), а в Болгарии и Финляндии зафиксирован пусть и мизерный, но рост ВВП на 0,3% и 0,1% соответственно. В Германии падение ВВП составило -2,2%. Количество занятых впервые с 2013 г. сократилось на 0,2% как в ЕС, так и в зоне евро[1]. Расходы домохозяйств и частные инвестиции сократились до исторического минимума. Ожидается, что экономика ЕС просядет на более чем 7% в 2020 г. При наихудшем сценарии и начале второй волны пандемии падение ВВП может составить до 16%. Проблема безработицы затронет, в первую очередь, молодежь, малоквалифицированных работников и работников с временным трудоустройством. Сокращение объемов продаж в таких сферах как туризм, социальная экономика, развлечения может достигать 70%. Текстильная промышленность, транспорт, энергоемкие производства и отрасль возобновляемой энергетики также окажутся под ударом.

Экономический кризис, вызванный последствиями борьбы с коронавирусной инфекцией, является симметричным, то есть схожим образом воздействует на экономику государств — членов ЕС, но при этом его последствия для стран вполне могут оказаться ассиметричными. Вместе с тем симметричный характер экономического кризиса позволит институтам ЕС быстрее разработать и принять общие меры для восстановления экономики. Одними из первых мер на уровне ЕС стали ослабление ограничений на предоставление государственной помощи бизнесу в государствах-членах и снятие ограничений на величину госдолга, предусмотренных Пактом стабильности и роста, а именно — требование о поддержании уровня госдолга на уровне 60% ВВП. Правительства государств-членов начали активное бюджетно-налоговое (фискальное) стимулирование экономики, что неминуемо приведет к росту государственной задолженности. По прогнозам Европейского центрального банка (ЕЦБ) совокупный госдолг стран зоны евро может возрасти с 86% в 2019 г. до 103% ВВП в 2020 г. В такой ситуации возникает риск значительного роста доходности гособлигаций стран с большим госдолгом, если доверие к ним со стороны инвесторов упадет. Следствием этого станет невозможность финансирования дефицитов госбюджетов, то есть возникнет ситуация аналогичная той, с которой столкнулись ряд стран (Греция, Испания, Португалия, Ирландия) в разгар кризиса зоны евро. Так, например, ожидается, что госдолг Италии превысит 155% ВВП. Председатель ЕЦБ Кристин Лагард отчасти повторила слова своего предшественника Марио Драги, когда заявила о своей приверженности сохранить единую валюту евро и о том, что ЕЦБ полон решимости использовать весь набор имеющихся в его распоряжении инструментов в рамках своего мандата.

До корона-кризиса ЕЦБ ежемесячно скупал гособлигации на сумму в 20 млрд евро для стимулирования роста цен в еврозоне, но уже 12 марта объявил о начале дополнительных покупок в размере 120 млрд евро ежемесячно в рамках все той же Программы покупки активов (Asset Purchase Programme). Несколько позднее ЕЦБ принял решение о запуске «Программы экстренной скупки активов в условиях пандемии» (Pandemic Emergency Purchase Programme, PEPP) в размере 750 млрд евро. Главное отличие этой программы от предыдущей в том, что ЕЦБ приступил к скупке коммерческих ценных бумаг нефинансовых корпораций. ЕЦБ также стимулирует коммерческие банки к предоставлению кредитов бизнесу и населению посредством проведения долгосрочных операций рефинансирования, которые позволяют банкам брать займы у Евросистемы под отрицательную ставку в -0,5% на три года. Все эти меры направлены, в первую, очередь на помощь странам с высоким уровнем госдолга и рискующим утратить возможность привлечения средств на фондовом рынке для финансирования дефицитов госбюджетов.

Среди экстренных мер по противодействию последствиям кризиса стоит отметить пакет мер, подержанных Европейским советом 23 апреля. Они включают создание основанной на кредитах систему перестрахования выплат по безработице (Support to mitigate Unemployment Risks in an Emergency, SURE), новую превентивную кредитную линию Европейского стабилизационного механизма для поддержки стран в условиях пандемии COVID-19, а также новый инвестиционный план Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Предполагается, что посредством этих мер получится аккумулировать около 540 млрд евро.

Германия и Франция: пример солидарности

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон решили взять инициативу в свои руки и еще раз выступить в роли лидеров в вопросе поиска способов и средств выхода из экономического кризиса. 18 мая 2020 г. они обнародовали совместную инициативу, которая предполагает учреждение Европейского фонда восстановления (European Recovery Plan) для стран и отраслей промышленности наиболее пострадавших в результате пандемии коронавируса. А. Меркель отметила, что «если Франция и Германия придадут стимул данному процессу, то это наверняка будет способствовать выработке решений на уровне ЕС-27»[2]. Предполагается, что ежегодно из средств Фонда будет расходовать около 165 млрд евро в течение трех лет, то есть в общей сложности около 500 млрд евро. Привлекательность предложения Меркель и Макрона состоит в том, что в настоящий момент от правительств государств-членов не требуется выделения дополнительных средств. Фонд должен стать составной частью Бюджета ЕС, а средства на финансирование проектов будут поступать за счет выпуска облигаций Фонда. Страны будут получать средства в форме грантов. Погашение облигаций предполагается начать не ранее 2028 г. также из средств Бюджета ЕС пропорционально взносам стран в общий бюджет.

Руководство государств-членов по-разному восприняло эту идею. Так, Австрия, Швеция, Дания и Нидерланды не приветствуют выдачу средств в форме грантов, а Италия считает план недостаточно амбициозным. Совместное предложение Германии и Франции выходит за рамки просто предложения по финансированию непредвиденных расходов. Это важный шаг на пути к созданию фискального союза в ЕС, а именно возможности при необходимости объединять задолженность государств-членов и направлять трансфертные платежи в наиболее экономически пострадавшие страны. В ходе совместного выступления Э. Макрон несколько раз употребил именно термин «трансферты», тем самым указывая на необходимость проявления солидарности и совместных действий для выхода из кризиса. На протяжении долгого времени руководство Германии было критически настроено в отношении возможности разделения рисков возникающих при выпуске общеевропейских облигаций.

Европейская комиссия: больше средств на восстановление экономики

27 мая 2020 г. Европейская комиссия выступила с предложением создания финансового инструмента восстановления экономики под громким названием «Следующее поколение ЕС» (Next Generation EU) в рамках Бюджета ЕС. Привлечь дополнительные средства в бюджет ЕС предлагается за счет временного повышения уровня максимального взноса стран-участниц с 1,2% до 2% ВНД. Использование вышеназванного инструмента позволит привлечь средств на сумму в 750 млрд евро путем выпуска ценных бумаг. Страны будут получать финансирование через Бюджет ЕС в форме грантов на сумму 500 млрд евро и кредитов в объеме 250 млрд евро. Впоследствии (не ранее 2028 г. но и не позднее 2058 г.) средства будут возращены в Бюджет ЕС за счет использования новых источников финансирования бюджета ЕС. В частности, речь идет об отчислениях от доходов, полученных в результате торговли квотами на выброс, общем консолидированном корпоративном налоге, цифровом налоге, а также налоге на непереработанный пластик. Комиссия также предлагает увеличить размер Многолетней финансовой рамочной программы ЕС на 2021–2027 гг. до 1100 млрд евро.

Средства из нового фонда будут распределяться по трем направлениями: поддержка инвестиций и реформ в государствах-членах; «запуск» европейской экономики посредством стимулирования частных инвестиций; поддержка национальных систем здравоохранения. Больше всего средств должно быть направлено Италии — 153 млрд евро, Испании — 149,3 млрд евро, Франции — 58 млрд евро и Польше — 64,5 млрд евро[3]. В целом инициатива Европейской комиссии нашла поддержку среди государств — членов ЕС.

Несмотря на существенное снижение деловой активности и сокращение ВВП в 2020 г., в ЕС прогнозируется восстановление экономического роста в 2021 г. Так, по данным МВФ рост ВВП ЕС в 2021 г. может составить 5,3%, но достичь докризисных объемов выпуска по оптимистичным прогнозам получится ближе к концу 2022 г. Однако вряд ли стоит ожидать равномерного восстановления экономик государств-членов. Скорее всего, разрыв в уровнях экономического развития между странами Севера и Юга Европы увеличится. Потребление будет оставаться на низком уровне из-за угрозы безработицы, стремления населения больше сберегать в условиях отсутствия роста заработных плат и мер социального дистанцирования. Действия ЕЦБ, направленные на насыщение банковской сферы ликвидностью и скупку государственных ценных бумаг, в среднесрочной перспективе не должны привести к росту цен. Меры, анонсированные германо-французским тандемом и Европейской комиссией, принесут результаты европейской экономике только в случае их быстрого согласования в институтах ЕС и претворения в жизнь.

[1] Agence Europe No 12488, 16 May 2020.

[2] Agence Europe No. 12489, 19 May 2020.

[3] Europe’s moment: Repair and Prepare for the Next Generation. Communication from the European Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. COM (2020) 456 final.

Источник

Adblock
detector