E-learning виртуальное обучение реальные результаты

Штат сотрудников

Штат, состоящий из высококвалифицированных сотрудников – это залог плодотворной деятельности и стремительного развития любой компании. Однако не всегда в крупной компании можно сформировать коллектив, состоящий из профессионалов одного уровня. В некоторых случаях целесообразнее нанять перспективных, заинтересованных работников, и в процессе адаптации дать им необходимую базу знаний.

К вопросу обучения сотрудников руководство организации подходит по-разному: направляет на обучение в тренинговые центры, нанимает наставников для предоставления необходимых знаний выделенным группам сотрудников, формирует учебные центры. Однако применение данных методов сказывается на продуктивной мощности компании не лучшим образом: теряя драгоценное время, средства, обучая «не тех» сотрудников, организация замедляет темпы роста и уступает в лидерстве более сильным компаниям-конкурентам.

Сегодня существует эффективный метод, предоставляющий простые, доступные и результативные инструменты для корпоративного обучения – e-learning, или электронное обучение. Качественное внедрение системы e-learning в компанию позволяет добиться высоких результатов продуктивной деятельности, решить вопросы повышения квалификации и образования персонала, а также затратить минимум времени и средств. Рассмотрим достоинства e-learning и определим оптимальные способы внедрения системы в организацию.

Шагаем в ногу со временем: e-learning для развития персонала.

Системы E-learning

Электронный формат корпоративного обучения в компаниях сегодня не является собственным ноу-хау или предметом роскоши. Параллельно созданию интернет-технологий и запуску огромного количества образовательных порталов система e-learning стремительно растет и существует в современном мире среднего и крупного бизнеса.

В отличие от традиционной формы обучения, система e-learning имеет массу преимуществ:

  • Повышение квалификации, предоставление ценных, узкоспециализированных знаний происходит без отрыва сотрудников от основного рабочего места
  • Выбор подходящей системы обучения позволяет компании оптимизировать финансовые затраты на образование персонала
  • Е-learning охватывает огромные сферы и направления бизнеса (торговля, финансы, менеджмент и другие)
  • Электронное образование дает возможность индивидуальных занятий, самостоятельного изучения материала в необходимом объеме
  • В процессе обучения участники могут консультироваться с бизнес-тренерами в режиме онлайн
  • Учебные программы содержат комплексы упражнений и практических заданий с привлечением мультимедийных решений, что делает процесс обучения интересным, повышает его понимание, усвоение и запоминание

Многие российские компании успешно применяют систему e-learning. Например, крупные промышленные корпорации «Сибнефть», «Норильский никель», Сбербанк России, МПС, «Северсталь», сетевая компания «Сибирское здоровье», центр медицинских услуг «ИНВИТРО» и многие другие.
Например, в Сбербанке была внедрена мощная программа корпоративного обучения для конкретных должностных лиц «Вводный курс по банковским продуктам». Курс содержит индивидуальные обучающие материалы, а также мощную платформу для получения знаний – инструменты, доступные сотрудникам в режиме онлайн.
В проекте сконцентрированы все наработки системы e-learning за период использования дистанционных технологий в компании. Программа является одной их самых результативных и масштабных систем корпоративного обучения на территории РФ (по версии Центра Разработки Мультимедийных Материалов (ЦРММ)).

E-learning для обучения персонала: этапы внедрения системы.

E-learning: виртуальное обучение – реальные результаты. «Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным» (Ян Коменский)

E-learning для обучения персонала

Как понять, что вашей компании нужна эффективная система e-learning? В основном современные компании на каком-либо этапе деятельности сталкиваются со следующими проблемами:

  • Разработка нестандартных производственных процессов, требующих своевременного и обязательного изучения персоналом
  • Территориальная хаотичность филиалов компании
  • Ограниченное время для изучения нового материала
  • Подавляющее число сотрудников, получивших образование по традиционной форме обучения
  • Минимальный бюджет, выделенный на программу обучения персонала
  • Зафиксировано большое количество сотрудников, нуждающихся в обучении.

Присутствие одного или нескольких факторов говорит о необходимости применения в компании e-learning.
Что предпринять руководителю? Отбросив сомнения, следовать этапам постепенного внедрения системы электронного обучения в компанию.

1. Анализ инструментов e-learning

Стандартного и единого способа для внедрения дистанционного формата обучения в организацию не существует – инструменты и программы должны быть адаптированы под потребности конкретной организации. На начальном этапе в компании требуется четкое выстраивание подробной схемы e-learning, состоящей из трех основных модулей:
1. Автономная система управления дистанционным обучением (LMS «Learning Management System»)
2. Учебный материал (контент, электронные курсы)
3. Авторские материалы
Перед компанией стоит задача сформировать масштабную базу знаний для доступа сотрудников к инструментам, внедрение которых поможет пользоваться системой e-learning без ограничений. Базовыми инструментами, которые сотрудники могут применять в обучении, являются:

  • Дистанционные курсы
  • Семинары , видеоконференции
  • Skype, социальные сети, форумы, (для обмена информацией и общения)

С применением e-learning корпоративное обучение приобретает новый формат. Из отдельного образовательного мероприятия формируется целая экосистема, в которой сконцентрирован качественный учебный материал и открыт доступ к мощным инструментам для эффективного обучения сотрудника и его роста по карьерной лестнице.
На этапе ухода от очной формы обучения к дистанционной важную роль играет возможность коммуникации. Есть вероятность, что сотрудник не сможет разобраться самостоятельно, оставшись один на один с электронным курсом. Общаясь с группой и обсуждая тематические вопросы, он лучше поймет и усвоит нюансы материала.

2. Выбор LMS, соответствующую задачам и целям компании

Выбор системы для e-learning

Систему управления e-learning необходимо выбирать с учетом ее возможностей и перспектив развития в компании. Огромное количество функций – не главное. Важно освоить методологию, базовые модули, которые будут решать проблемы обучения персонала компании уже сегодня.
Например, если компания планирует подключить к электронному обучению целые группы работников, необходимо обращать внимание на вспомогательные инструменты системы, которые решают вопросы удобства работы с электронными курсами, имеют программы для обучения в оффлайн и онлайн режимах.
Популярными и востребованными системами LMS в России сегодня являются:

  • Компания «Лаборатория Мультимедиа» (labmedia.su)
  • iSpring (ispring.ru)
  • CTI (cti.ru)
  • Mirapolis (mirapolis.ru)
  • Competentum (competentum.ru)

Представители некоторых вышеперечисленных компаний примут участие в крупнейшей ежегодной выставке в сфере управления персоналом HR&Trainings EXPO 2017 (expo.trainings.ru).
При определении лучшей системы для конкретной компании следует рассмотреть LMS с практической точки, оценить возможности провайдера и взвесить технические характеристики программы. Важным фактором, упрощающим работу системы, является наличие у поставщика инструментов для быстрой адаптации системы в компании, а также функций удобной настройки, легкости в использовании, доступности.
Обращайте внимание и на ценовую политику системы: e-learning помогает оптимизировать затраты, но не выступает в качестве основного «поглотителя» финансовых средств компании.

3. Электронное образование персонала: этап планирования

Правильно выбранная система LMS решает задачи обучения, систематизирует обучающие процессы и выполняет множество функций, предназначенных для следующих мероприятий:

  • Привлечение к обучающим программам специалистов различных категорий
  • Создание индивидуальных программ, предусматривающих комплексное обучение в зависимости от специализации, профессионализма, стажа сотрудника и пройденного им ранее обучения
  • Развитие в организации культуры качественного самообучения
  • Планирование различных обучающих мероприятий
  • Быстрая, эффективная помощь в достижении бизнес-целей
  • Получение объемных аналитических данных по итогам обучения

Помните! Инструменты электронного обучения – не игрушка для сотрудников, а предмет для эффективного решения бизнес-задач! Игнорирование назначения системы и использование ее функций персоналом в личных целях должно пресекаться сразу же.

4. Электронное образование в компании: внедрение и продвижение e-learning

На начальном этапе внедрения проекта в коллектив необходимо назначить HR-менеджера, отвечающего за работу системы и сформировать команду, правильно сформировав ее рабочие функции. Информация о дистанционном обучении распространяется между руководителями подразделений, филиалов, менеджерами – нужна их поддержка в привлечении сотрудников к новому курсу, в создании обучающих групп, а также для правильного донесения целей проекта.
К наступлению ключевого момента запуска системы e-learning в компании должны быть сформированы все этапы от начала разработки программы и до ее внедрения:

  • Обозначены цели e-learning
  • Очерчены перспективы развития проекта в компании
  • Выделены ресурсы для приобретения всех учебных инструментов
  • Определены партнеры
  • Сформирована целостная PR-команда
  • Настроена система управления LMS (отвечает поставленным бизнес-задачам и целям)

5. Оценка эффективности системы

Эффективность электронного обучения

Мониторинг результатов работы e-learning отображает правильность выбора и формирования всех этапов внедрения системы в культуру компании. Успех дистанционного обучения в компании есть, если выявлены такие изменения:

  • Бюджет компании, выделенный на внедрение e-learning, оптимизирован и оправдан
  • Появились новые возможности обучения, расширилась аудитория слушателей и желающих участвовать в проекте
  • Внедрение новых технологий привело к увеличению скорости усвоения материала
  • Повысился профессионализм, изменился подход к работе у сотрудников
  • Рабочие процессы стали приносить высокие результаты

В случае, если итоговые результаты дистанционного обучения не радуют, откорректируйте некоторые этапы его работы. Четко определите целевую аудиторию, выявите, соответствует ли обучающая программа требованиям персонала. Электронное обучение не будет эффективным, если оно проводится отдельно от других образовательных программ, задействованных в организации.

Успех внедрения e-learning – правильный подход к организации мощной обучающей системы

Если о новой системе обучения, внедренной в компании, не идут разговоры между сотрудниками, а обучающиеся заходят на курс «по распоряжению и в определенные часы», можно считать, что запуск программы провален.
Что предпринять для успешной работы e-learning?

  • Провести экспериментальный проект, затрагивающий какую либо простую бизнес-задачу
  • Привлечь, правильно мотивировать экспертов компании и персонал
  • Дать руководителям подразделений удобные инструменты системы обучения, позволяющие контролировать процесс обучения
  • Провести анализ полученных результатов
  • Заняться внутренним PR проекта: последние новости, достижения команд, реклама обучающих курсов, видео-обращения – эти мероприятия должны работать и быть интересными коллективу.

Каждая компания выстраивает индивидуальную линию внедрения e-learning, используя уникальные программы и технические решения. Ваша система дала сбой, и сотрудники не заинтересовались обучающим курсом? Не отчаивайтесь, возможно, проблема кроется в другом.
Откройте обучающий курс и пройдите его сами. Зеваете на десятой минуте просмотра? Значит, качество и подача материала низкого качества, следовательно, и результат такого обучения будет нулевым. Чтобы вырастить профессионалов, нужны эффективные программы и качественные инструменты, с помощью которых каждый сотрудник вашей компании покажет максимальные результаты!

Электронное обучение: плюсы и минусы

Электронное обучение (от английского Electronic Learning, или просто e-Learning) — это система обучения при помощи интернета и электронных технологий. Суть в том, что ученик использует гаджеты для учёбы и получения знаний.

Давайте рассмотрим преимущества и недостатки электронного обучения.

Плюсы электронного обучения

Гибкость графика

Не нужно быть привязанным к установленным часам — если школьник учится через интернет, он самостоятельно планирует расписание. Легко совмещать с дополнительными секциями и кружками — например, не придётся жертвовать утренней тренировкой в бассейне в угоду сидению за партой.

Персонализация программы

Учите то, что интересно вам! Большим плюсом электронного обучения является возможность подстраивать учебный план под индивидуальные амбиции и запросы. Школьник хочет поступить на мехмат МГУ? Не проблема — упор программы делается на физику и математику. Школьника интересуют гуманитарные науки? Бросаете силы на языки, историю, право.

Свобода доступа

Другое преимущество электронного обучения — отсутствие привязки к определённой локации. Неважно, где школьник — в Европе, Азии, Штатах или Новой Зеландии. Всё, что нужно для обучения, — компьютер или планшет с выходом в интернет. Благодаря электронному обучению знания получают из любой точки земного шара, и это делает образование доступным.

Экономия

Если при традиционной учёбе необходимо покупать канцелярию, школьную форму, учебные пособия, рабочие тетради, цветы учителям, ранец и вдобавок регулярно скидываться на нужды класса и родительского комитета, то электронное обучение не предусматривает ни одной из перечисленных трат. Все учебники и пособия — цифровые, а заниматься можно хоть в пижаме.

Качественные знания

Обычная школа не гарантирует качество знаний — многое зависит от конкретного педагога или политики администрации школы. Плюс электронного образования — вы сами выбираете учителей, учебники, программу. Соответственно, знания будут качественнее, чем при учёбе по навязанным стандартам.

<<Форма с консультацией>>

Минусы электронного обучения

Адаптация

Перестроиться на новый лад — не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна.

решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники.

Официальность

Электронное обучение набирает популярность. В Сети тонна всевозможных курсов и онлайн-школ. Не у всех есть документы, подтверждающие законность такой деятельности, и не все выдают документы, подтверждающие прохождение программы.

Лицензия на образовательную деятельность — это документ, дающий право организации осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации. Она необходима организациям и учебным заведениям, которые реализуют образовательные программы в любом формате, дистанционно или очно. Поэтому электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом.

Решение — проверять потенциальные курсы или онлайн-школу на наличие документов.

Неподготовленность учеников

Электронное обучение осуществляется через интернет — а значит, надо быть достаточно уверенным компьютерным пользователем. Часть населения лишено возможности учиться в онлайне — электронное образование кажется страшным и непонятным зверем.

Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом.

Нехватка кадров

Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно.

Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования.

Отсутствие живого общения

Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда хватает.

Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями.

Резюме

Вот сводная таблица плюсов и минусов электронного образования. Отметим, что каждый недостаток легко компенсировать. Например, в адаптации помогут наставники, а социализация восполняется на дополнительных занятиях.

Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в педагогическом университете

В статье рассматриваются педагогические процессы по внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в развитие педагогического университета. Проектирование информационной модели деятельности кафедры, как педагогической подсистемы педагогического университета, включает в себя: раскрытие сущности, структуры, компонентов и их составляющих педагогической системы.

Формирование этапов разработки и внедрения электронного обучения в педагогическом университете обусловлено расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, а также использованием системы гибкого непрерывного образования, проведением занятий в синхронном и асинхронном режимах. Включение в педагогический процесс элементов дистанционных образовательных технологий необходимо для развития направлений: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также программ переподготовки кадров и повышения квалификации. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и студентами, как при традиционном обучении. Это позволяет выстраивать учебные планы с учетом гибкости планирования время обучения.

Проектирование образовательных моделей педагогической системы опирается на классические принципы педагогики: целостности, природо-, культуро- и социообразности. Проблема, связанная с определением процесса педагогического проектирования и основные подходы к ее решению нашли отражение в ряде исследований ученых по педагогике, таких как: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Е.И. Машбиц, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, В.З. Юсупов и др., анализ соответствующей литературы дает возможность всестороннего рассмотрения вопроса проектирования педагогических систем.

В.Е. Радионов предлагает следующую трактовку: «Педагогическое проектирование является полифункциональной деятельностью, закономерно возникающей в связи с необходимостью преобразований в образовательных системах. Его объекты имеют двойственную природу, обладают способностью к самоорганизации. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов» [8, с.103–104].

На основании педагогического проектирования выделяется педагогический подход, который ставит в центре внимания педагогический процесс как таковой, условия его эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, регулированию образовательных услуг и оценке их качества. «Обозначенные ракурсы проектирования в сфере образования не являются жестко разграниченными. Все они сливаются в своем конечном предназначении: создать регулятивную основу функционирования образовательной системы, ценностно и информационно обеспечить разворачивающийся в этой системе образовательный процесс, предвидеть качество образовательных услуг и их возможное влияние на становление человека» [8, с.107].

Педагогическое проектирование учебного процесса характеризуется педагогической деятельностью в рамках полифункциональной деятельности. Для более полного отображения характеристики деятельности будем основываться на методологическом обосновании данной категории Э.Г. Юдиным [12, с. 245–251], «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры». Э.Г. Юдин выделяет пять различных функций к понятию деятельности [12, с.250 – 251]:

  1. деятельность как объяснительный принцип;
  2. деятельность как предмет объективного научного изучения;
  3. деятельность как предмет управления;
  4. деятельность как предмет проектирования;
  5. деятельность как ценность.

Функции эти взаимосвязаны, но вместе с тем за каждой из них стоит свое особое понимание деятельности, и возникают они далеко не одновременно. В настоящей работе будем рассматривать деятельность построения учебного курса в педагогическом вузе с использованием дистанционных образовательных технологий на основе второй функции деятельности – как предмет объективного научного изучения.

Основными нововведениями, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов (обработка и редактирование документов); усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовка учебных материалов (используя технологии дистанционного обучения) и их распространения; коммуникационная деятельность. Таким образом, важным педагогическим условием является – представление информации с учетом современных требований к организации учебного процесса.

Современный учебный процесс в университете включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера, что накладывает определенные требования к его внедрению. Опираясь на Закон об образовании [13] «Статья 16. Пункт 1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» выделяется организационная составляющая, реализующая компонент – «взаимодействие».

Основной целью создания учебных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий в университете является размещение качественной информации образовательного характера, для изучения, преподавания и доступа к ней. Содержание, структура, основные положения ее представления должны обеспечить решение текущих профессиональных задач преподавателей, создание дискуссий в режиме диалога и обеспечения несложного для конечного пользователя доступа к этой информации. Опираясь на пункт 1 статьи 16 Закона об образовании [13]: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». За счет использования интерактивных средств получения и обработки информации появляется новый тип социальных отношений, который предполагает более быстрый и качественный обмен новейшими педагогическими разработками, их реализацией в практической деятельности.

Опираясь на опыт ведущих ученых и собственный опыт [4,5] развитие данного направления показывает необходимость и целесообразность реализации электронного обучения в педагогическом университете, которое позволит на хорошем техническом и методическом уровне осуществлять все образовательные процессы: учебный процесс, профориентация, повышение квалификации и переподготовка кадров, повышение уровня мобильности преподавателей и студентов.

Реализация электронного обучения в вузе осуществляется через деятельность кафедральных подразделений. Проектирование информационной модели деятельности кафедры, как педагогической подсистемы, включает в себя: раскрытие сущности, структуры, компонентов и их составляющих педагогической системы. На основании проведенного теоретического анализа [9,10] и выявленных характеристик процесса моделирования в педагогическом проектировании, определено понятие информационной модели педагогической системы, как совокупности представления фоновой и педагогической информации о состоянии, функционировании и развитии объекта педагогической системы и его подсистем, организованная в соответствии с педагогическими принципами и взятая в их взаимосвязи.

Принципы проектирования информационной модели современной кафедры университета определяются ее деятельностью в условиях реализации электронного обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий:

  • принцип системного подхода к организации информационной модели [9, с. 16];
  • принцип социосообразности целеобразования [1, с. 47];
  • принцип природосообразности, основанный на учете психофизиологических и психологических особенностей преподавателей, предполагает создание и функционирование информационной модели деятельности кафедры в режиме наибольшего соответствия естественным механизмам усвоения знаний и опыту преподавателей и развития их интеллектуальных сил [1, с. 97];
  • принцип сотрудничества педагогов и студентов означает отказ от авторитарной позиции педагога, установления взаимоуважительных, относительно равноправных отношений, превращающие студента в субъекта процесса обучения;
  • принцип самостоятельности и самоорганизации преподавателей и студентов в применении информационной модели деятельности кафедры;
  • принцип развития информационной деятельности кафедры предполагает постоянное и своевременное обновление образовательной информации в рамках созданной модели (электронное обучение на основе использования дистанционных образовательных технологий);
  • принцип информационного взаимодействия и сотрудничества через электронные образовательные сети означает широкое использование возможностей телекоммуникаций для решения педагогических задач, для повышения квалификации и обмена опытом между педагогами, для использования мировых информационных ресурсов [7, с. 80];
  • принцип учета санитарно-гигиенических и эргономических норм означает учет при создании и развитии материальной базы деятельности кафедры, а также при организации ее функционирования действующих санитарно-гигиенических норм и правил [7, с. 78].

Информационная модель деятельности кафедры университета реализует следующие цели: изучение объекта (деятельность кафедры вуза); прогнозирование реакции объекта на различные внешние воздействия; оптимизация объекта (научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта образовательной деятельности кафедры, с точки зрения достижения поставленных целей и задач).

Материалы по всем направлениям деятельности кафедры отражены с помощью электронного представления информационной модели педагогической системы через глобальную и локальную сеть. Изучение теоретических работ [3,8] и практического опыта [2,5,6,10] представления образовательной информации для студентов о деятельности кафедрального подразделения педагогического университета осуществляется с помощью образовательного портала www.altspu.ru и электронного обучения в вузе moodle.altspu.ru.

При конструировании содержания информационных массивов и архитектуры банка педагогической информации приоритет должен быть установлен для сформированных информационной потребностью форм и методов представления и содержания информации.

Внедрение и развитие электронного обучения в педагогическом университете является перспективной составляющей деятельности кафедры университета и включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера и, соответственно, накладывает определенные требования к его внедрению. Качество и успешность применения дистанционных образовательных технологий во многом зависит от организации учебного процесса. Поэтому при создании дистанционных курсов важную роль играет, во-первых, знание особенностей дистанционного обучения, определяющих специфику дистанционных курсов, во-вторых, правильный выбор системы дистанционного обучения, в-третьих, знание основ педагогического проектирования, в соответствии с которыми строится тот или иной курс.

 

«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
методическая разработка

В настоящее время для активизации деятельности студентов применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники.

Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает развитие электронного обучения и дистанционного образования.

Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. Поэтому в настоящее время идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в образовательных учреждения всех уровней образования и в системе повышения квалификации.

Понятие «электронное обучение» сегодня употребляется наряду с термином «дистанционное обучение». Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ.

Электронное обучение (ЭО) — это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний.

Если говорить простым языком, то ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.

Еще одно название ЭОР – это ЦОР или цифровые образовательные ресурсы, так как считается, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Считается, что ЭО — это обучение высочайшего уровня при низких затратах, повышение мотивации обучаемых и четкий контроль за всеми участниками процесса на всех его этапах.

Какие ЭОР используются в нашем техникуме?

Тесты в программе Mytest, видеоролики, программы Word, PoverPoit, Eclel, 1С бухгалтерия, Credo, Compas, международные видеоконференции, электронные тренажёры и др.

Мало используем возможности интерактивной доски, а у нас их две.

Электронные учебно-методические комплексы, включающие в себя электронный учебник, практические работы, интерактивные схемы, контрольно-оценочные средства, разработаны, например, Издательским центром Академия, где создана Система электронного обучения «Академия-Медиа» – уникальное программное решение для управления учебным процессом в формате blended learning (смешанного обучения) как аудиторно, так и дистанционно, и организации эффективной самостоятельной работы студентов.

Какие ЭОР мы не используем? Виртуальные лаборатории, интерактивные модели, электронные учебники, электронные библиотеки.

И понятно почему: первая причина, все цифровые аналоги стоят денег; вторая причина, не все аудитории оборудованы ПК; третья причина, работа с использованием цифры требует больше временных затрат у преподавателя и т.д.

Дистанционная технология обучения на современном этапе — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию познавательной самостоятельности студента.

К основным способам использования ДТО в относятся следующие способы:

  1. Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

— сохранение контингента учащихся;

— реализация программ дополнительного образования;

— организация обучения по общеобразовательным программам,

  1. Дистанционная поддержка образования одаренных детей:

— заочные туры олимпиад;

— дистанционные факультативы по различным предметам;

— дистанционные викторины, конкурсы.

  1. Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
  2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.
  3. Организация дополнительных элективных курсов.
  4. Экстернат.
  5. Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих занятия студентов по причинам болезни.

Сегодня существуют пять видов дистанционного обучения:

1) Курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ . Средством связи в данном случае является электронная почта и факсимильная связь. Обучаемые по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий. В качестве учебных материалов могут быть использованы видео- и аудиокассеты, лазерные диски и дискеты с компьютерными программами учебного назначения.

2) «Вещательные» курсы . В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, таким образом дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

3) Учебные телеконференции и видеоконференции. Эти два вида конференций часто объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучаемые работают над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации со стороны преподавателя и пр.

4) Курсы на основе компьютерных обучающих систем . С электронными учебными изданиями, как правило, входящими в учебно-методический комплект и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для осуществления обратной связи широко используется электронная почта и телеконференции.

5) Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Наиболее распространенными в настоящее время являются такие виды обучения, как курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ, Интернет-курсы. Это обусловлено тем, что данные технологии являются относительно недорогими, но в то же время обладают рядом достоинств, в качестве которых можно выделить оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; длительное хранение информации в памяти компьютера с помощью электронной почты; возможность редактирования, распечатки информации и т.п.; возможность доступа к различным источникам информации (удаленным базам данных, многочисленным конференциям и т.п.) через систему Интернет; возможность интерактивности и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; возможность организации телекоммуникационных проектов, конференций.

Перечисленные организационные формы отнюдь не исчерпывают весь организационно-педагогический потенциал дистанционного обучения. Сегодня появляются новые формы организации дистанционного педагогического взаимодействия, новые виды учебных заданий, ориентирующие студентов на выработку умений самостоятельного поиска и обработки информации в сети Интернет.

В нашем учебном заведении мы используем возможности интернет-курсов повышения квалификаций преподавателей не первый год. И можем назвать как плюсы, так и минусы дистанционного обучения.

Также нами широко используются возможности интернет-олимпиад и интернет-конкурсов.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

— организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

— организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ; допускается отсутствие аудиторных занятий;

— местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Одна из самых сильных сторон системы ЭО, ДОТ − это широкие возможности для коммуникации.

Наряду со сказанным выше, еще одним аргументом в пользу использования ЭО, ДОТ в обучении является то, что дистанционные образовательные технологии являются частью приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Информатизация образования».

В процессе реализации этого процесса могут возникнуть трудности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий «…все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации данного обучения. Под учебным рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и выходом в интернет для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимодействия с обучающимися в синхронном и/или асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом. Но современная жизнь диктует свое: мы видим, что сейчас уже каждый третий обучающийся имеет в своем распоряжении компьютер (ноутбук, нетбук и пр.) с постоянным доступом к сети Интернет. Поэтому эта трудность решается достаточно успешно».

Работа со студентами имеет особую специфику. Ведь студенты не могут в полной мере сами планировать свой образовательный процесс, есть проблемы с доступом к цифровым ресурсам в определённых моделях обучения. Стоит принять во внимание еще и то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Поэтому необходимо учесть, что обучающийся должен обладать навыками самостоятельной работы и что контроль будет осуществляться в основном в тестовой форме. Это подразумевает минимальную подготовку тестируемых к данной форме контроля.

Говорить же о качестве электронного обучения, можно предположить, что при «умной» и осмысленной организации использования ЭО, ДОТ можно добиться не только положительных результатов обучения, но и в ряде случаев решить острые проблемы организации учебного процесса (так называемое «индивидуальное обучение»).

 

Adblock
detector