Дневник фокса Микки в контексте прозы Саши Черного для детей

Дневник фокса Микки» в контексте прозы Саши Черного для детей

Я давно подозревал, что собака гораздо умнее человека; я даже был уверен, что она может говорить, но что в ней есть только какое-то упрямство. Она чрезвычайный политик: все замечает, все шаги человека.

В 1918 году Саша Черный эмигрировал из России. Поначалу жил в Литве, потом в Берлине и, наконец, в Париже. В 1929 он приобрел себе участок на юге Франции, там они с женой и обосновались. Поэт-сатирик в эмиграции начинает писать по большей части для детей. Из-под его пера в это время выходит целый ряд произведений: сборник «Несерьезных рассказов», повесть «Чудесное лето», «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория» и др.

Несмотря на то, что литературе русского зарубежья среди критиков уделялось всегда особое внимание, о Саше Черном написано не так много.

Одной из тех, кто довольно глубоко занялся изучением творчества писателя, была Л.А. Спиридонова. Она на протяжении нескольких лет занималась анализом жизни и творческой деятельности Саши Черного. В статье Спиридоновой о периоде эмиграции поэта затронуты проблемы изучения детских произведений писателя.

За последнее время внимание к детским произведениям Саши Черного увеличилось. В учебниках по детской литературе даже появились отдельные главы о писателе.

У поэта было довольно трудное детство, что подробно описывается в книге В. Миленко «Саша Черный: печальный рыцарь смеха». Когда поэту было 15 лет, он сбежал из дома. Саша Черный, а тогда еще Александр Гликберг, не мог больше жить в атмосфере постоянного напряжения. Истеричные выходки матери и деспотизм отца не давали ему покоя.

Мендель Давидович, отец Саши, смирился с тем, что его сын живет в другом городе, и устроил его перевод в одну из гимназий Петербурга. В течение года он оплачивал учебу сына и высылал деньги на карманные расходы. Но, когда Саша «срезался» по алгебре, отец в буквальном смысле от него отказался и оставил его без средств к существованию. К счастью, один журналист написал об этом случае статью. Ее прочел К.К. Роше, статский советник, который сжалился над гимназистом и взял его к себе.

«Все мы родом из детства», — писал Экзюпери, но если у Саши Черного не было детства, то откуда он родом? Нельзя сказать, что писателю плохо жилось у статского советника, но все же есть вещи, которые заменить нельзя. Трагедия поэта повлияла на формирование его личностных качеств и стала причиной его особого отношения к миру детей.

Саша Черный был сложным и закрытым человеком, многим приходилось держать с ним дистанцию, не смотря на несомненный интерес к личности писателя. Чуть ли не единственным человеком, которому удалось стать близким другом Саши Черного, была его жена Мария Ивановна. Она принимала писателя целиком и даже не тяготилась его выходками. Но, как и другие, она удивлялась поразительным изменениям, которые происходили с поэтом при появлении детей: «Глубокая нежность и ласка совершенно преображают обыкновенно брезгливое и недовольное лицо Саши Черного – оно просто светится добротой, всегда насмешливые глаза ярко блестят, он всей душой погружается в детский мир игры. Более того, он сам превращается в ребенка» (Андреева В. Эхо прошедшего)

У писателя с женой не было детей, поэтому свой «чемодан неистраченной доброты» он открывал перед другими детьми, которых хотел оградить от всего того, что довелось в прошлом испытать ему самому.

В 1920 году, когда Саша Черный оказывается в эмиграции, в его творчестве происходят значительные перемены. Можно сказать, что он из поэта-сатирика превращается в детского писателя.

В эмиграции для писателя Россия стала предметом ностальгии, хотя до отъезда Саша Черный говорил о ней по преимуществу с негативной оценкой. Возможно, там, за пределами Родины, он чувствовал себя изгнанником, а в России – своим, хоть недовольным ею, но своим.

По возращении из Италии в 1924 году Саша Черный пишет маленькую повесть «Кошачья санатория», где героями являются бродячие кошки. Писатель в повести демонстрирует тонкое знание кошачьих повадок. Как и многие другие детские прозаические произведения «Кошачья санатория» отличается наличием двух смысловых слоев, из которых внутренний понятен только взрослым. Дело в том, что бродячие кошки, для которых богатая и сердобольная американка организовала приют, являются аллегорией русской эмиграции. Жизнь, которую встретили русские в эмиграции, многих не устраивала, среди них был и Саша Черный. Он так же, как и Бэппо, хотел куда-нибудь убежать, но только ему в отличие от последнего бежать было некуда.

Действие повести происходит на Форуме Траяна, площади, представляющей собой историческое сооружение древнего Рима. Она располагалась на несколько сантиметров ниже окружающих ее домов. Посреди форума стояла колонна Траяна, которая была украшена барельефами из каррарского мрамора.

Главным героем повести является котенок Бэппо – сокращение от имени Джузеппе. Хозяина смелого котенка Саша Черный нарек именем, созвучным с названием макарон – Спагетти. Писатель не любил в итальянской кухне именно это блюдо, возможно, поэтому он так называет не очень-то приятного персонажа повести.

Скамаруччио – имя одной из масок итальянской комедии. Эта маска являлась воплощением светского хвастуна.

Имена других героев также имеют значение. Бимбо с итальянского – мальчуган, Брутто – грубиян, а Неро – черный.

Саша Черный делает карикатуры на русских эмигрантов через образы некоторых обитателей «санатории», которые пытаются сохранить иерархию в отношениях: « — А вы замечали, — нарушая тягостную паузу, сказал белый, пушистый, словно пушок для пудры, кот… — Вы заметили, у нас завелись здесь полевые мыши.

— Полевые? – переспросила желто-бурая молодая кошка, приоткрыв левый глаз. – Как же, знаю…

— Коричневые шубки, брюшко посветлее. Уморительные. Когда я жила на вилле Торлония, – с гордостью протянула она, – там у нас их было невыносимо много. Садовник наш все, бывало, бранился: они ему какие-то гадости натворили в оранжерее. И все на меня ворчал. Не буду же я каких-то полевых мышей ловить. Фи. Я, которую кормили каждый день сливками и голубиными крылышками. ».

Следует отметить переклички повестей «Кошачья санатория» и «Дневник фокса Микки». Бэппо и Микки – кот и собака, которые в отличие от обычных представителей их родов имеют гораздо больше общего. И причиной этому сам автор. Герои часто являются непосредственными выразителями мыслей автора. Будь то Бэппо, стремящийся к свободе или Микки, ухаживающий за маленькими котятами, как за собственными детьми.

В 1927 году в свет выходит одно из лучших произведений эмигрантского периода Саши Черного – повесть «Дневник фокса Микки». Произведение было сделано в качестве пародии на мемуарную литературу того периода.

В русской литературе «собачьей» теме посвящен целый ряд произведений: «Муму» И.С. Тургенева, «Каштанка» А.П. Чехова, «Кусака» Л.Н. Андреева, «Песнь о собаке» С.А. Есенина и др. Принципиальным отличием всех этих произведений от «Дневника фокса Микки» является то, что собака Саши Черного обладает «голосом», при этом, она может не только говорить, но и писать дневник. До Саши Черного только Э.Т.А. Гофман обращался к теме «разумного» животного.

Впервые о фоксе Микки Саша Черный упоминает в стихотворении «Как я живу и не работаю»:

Иногда у консьержки беру на прокат

Симпатичного куцего фокса.

Я назвал его «Микки», и он мой собрат —

Пишет повести и парадоксы.

Он тактичен и вежлив от носа до пят,

Никогда не ворчит и не лает.

Лишь когда на мандоле я славлю закат,—

«Перестань!» — он меня умоляет.

«Дневник фокса Микки» состоит из двенадцати записей. Практически под каждой есть подпись. Названия записей отражают их тему, а подписи – настроение фокса.

В жанровом отношении повесть неоднородна, в ней, помимо личных записей, еще присутствуют элементы поэтических произведений:

На каштанах надулись почки, —

Значит, скоро весна.

У Зининой мамы болят почки,

Поэтому она грустна.

Главными героями повести являются маленькая девочка Зина и ее собачка фокс Микки – любимые типы персонажей Саши Черного. Автор уже с первых строк подчеркивает их сходство:

Читайте также:  Что может показать анализ крови при температуре

«Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собачонка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает, – уж я бы подсмотрел».

Интересно отметить, что Микки в отличие от всех остальных одновременно является участником происходящего и наблюдающим со стороны «экспертом». Этот удивительный пес-интеллигент делает в своем дневнике массу проницательных наблюдений за жизнью людей, сравнивая их с жизнью собак: «Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на полу, – его тычут в нее носом; когда же то же самое сделает Зинин младший братишка, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку. Тыкать, так всех!».

Героям-животным Саши Черного присуще чувство собственной значимости. Это можно наблюдать как в дневнике собаки («Но, пожалуйста, не подумайте, что я какой-нибудь голодный бродячий»), так и в рассуждениях мыши: («Не нуждаюсь! Я из солидной семьи и вертеть в кинематографе хвостом мне не пристало»).

Фокс Микки имел два прототипа. Один – фокс Микки, реальный питомец писателя, который, по легенде, умер вместе с хозяином у него на груди. Другой – сам Саша Черный, который среди людей был такой же непонятой собакой.

Для всей детской прозы Саши черного характерно использование общих средств создания комического эффекта. Шаржирование образов можно проследить на примерах отрывков из произведений. В «Дневнике фокса Микки» черты персонажей из сцены в цирке комически утрированы:

«Но когда один, скелет, плюет в флейту, а другой, толстяк, стоймя поставил огромную скрипку и ерзает по ней какой-то линейкой, а третий лупит палками по барабану, локтями о медные линейки и ногами в большой пузатый бубен, а четвертая, лиловая курица, разъезжает взад и и вперед по пианино и подпрыгивает. »

Или вот пример портрета белки из рассказа «Белка-мореплавательница», где также используется прием шаржа: «Любопытный зверек вытянул на камне усатое рыльце вперед, обнюхал бечевку. Нет, по бечевке не перейдешь — и тонка, и провиснет… Но белка не черепаха. Лапки на пружинках, хвост рулем».

Помимо шаржирования образов, Саша Черный в своих произведениях играет со словами, замещая в привычных фразеологизмах какие-то элементы. Вот, к примеру, в том же рассказе «Белка-мореплавательница»: «Рыжая спинка вздрогнула, но белка и виду не показала, что у нее душа в лапки ушла».

Характерной чертой для многих детских прозаических произведений Саши Черного является мотив дороги. Белка-мореплавотельница путешествует по свету на корабле-игрушке, пес-интеллигент эмигрирует в Париж, мышь путешествует в чемодане хозяина, а котенок Бэппо находится в поисках подходящего пристанища.

К своему реальному фоксу Микки Саша Черный относился с такой же любовью, как к детям, поэтому образ собаки присутствует во многих его произведениях. Создавая героев-животных для детей, Саша Черный являлся одновременно ребенком, героем книги и писателем. Недаром в стихотворении, которое открывает сборник рассказов «Детский остров», автор характеризует себя так:

Источник

Отзыв о книге Саши Черного «Дневник Фокса Микки»

Отзыв о книге Саши Черного «Дневник Фокса Микки»Главный герой книги Саши Черного «Дневник Фокса Микки» — необычный пес по кличке Микки, который умеет думать, читать и даже писать. Свои мысли и впечатления Микки записывает в дневнике, держа карандаш в зубах.

Записи в дневнике Фокса Микки начинаются с того момента, когда он со своей хозяйкой, девочкой Зиной, жил в загородном доме неподалеку от Парижа. Жизнь за городом была веселой и беспечной, вот только Микки удивляло отношение людей к еде. Ему казалось, что люди едят очень часто и тратят на это слишком много времени. А еще Микки казалось непонятным, зачем люди варят еду. Однажды он попробовал сырое мясо, кусочек которого упал на пол, и оно ему показалось гораздо вкуснее супов и котлеток.

Фоксу Микки очень нравилось, когда Зина читала вслух. Однажды он обратил внимание, что некоторые тексты она читает ритмично, точно котлетки рубит. А строчки в этих текстах заканчиваются одинаково. Оказалось, что это стихи. Стихи понравились Фоксу Микки, и он даже сочинил свое стихотворение, которое записал в дневнике. А вот музыка, звучащая из граммофона, Микки была не по нраву. Ему казалось, что лучше слушать мычащую корову, чем грампластинки.

В голове у Фокса Микки живет множество вопросов. Он пытается понять, почему у Зининого папы глаза на лоб полезли? Еще ему хочется знать, живут ли собаки на Луне, зачем рыбы попадают в сети, и для чего женщины красят волосы. Также Микки не понимает, зачем выращивать хлеб, если его можно купить в булочной. Все свои вопросы и мысли Микки аккуратно записывает в дневник.

С приближением осени все семейство стало собираться обратно в Париж. А Микки оставили жить в загородном доме вместе с дворовым псом. Кормить Микки и приглядывать за ним должен был садовник. Но садовник кормил Микки овсяной кашей, а оставленные для пса продукты съедал сам. Еще Фоксу Микки было очень скучно одному в загородном доме. Настолько скучно, что он радовался даже мышонку, выбежавшему на середину комнаты. Микки старался не двигаться, пока мышонок бегал рядом, чтобы тот не испугался и не убежал.

К счастью для Микки, Зина вернулась в загородный дом и забрала любимого песика в Париж. В городской квартире хоть и было тесновато, но развлечений было гораздо больше. Особенно Фоксу Микки нравилось с балкона дразнить соседскую собачку, доводить ее до истерики, а потом прятаться обратно в свою комнату.

Незабываемые впечатления Фокс Микки получил от поездки вместе с Зиной на море. Там было много соленой воды, песчаные пляжи, огромное множество детей, с которыми было очень весело играть. Микки весело носился по пляжу и однажды даже потерялся на пару дней. Его приютила какая-то девочка, и он мог так и остаться у нее жить, если бы та девочка не встретила на пляже Зину. Зина очень обрадовалась тому, что Микки нашелся, и долго благодарила девочку, приютившую его.

Вместе с Зиной Микки посетил цирковое представление, которое ему очень понравилось. А вот путешествие на пароходе ему пришлось совсем не по душе. Пароход качался и Микки качался вместе с ним, что совсем не доставляло псу никакого удовольствия.

Но пришло время возвращаться в Париж. Наступила осень, Зина пошла в школу, а Фокс Микки целыми днями оставался дома, болтал с воробьем, грелся у батареи парового отопления и перечитывал свой дневник. Он мечтал о том, что его дневник когда-нибудь напечатают в виде книги, и люди будут читать эту книгу и улыбаться.

Таково краткое содержание книги.

Главная мысль книги Саши Черного «Дневник Фокса Микки» заключается в том, что в жизни нет ничего хуже одиночества. Это хорошо понял Фокс Микки, когда его оставили в загородном доме. Ему было там настолько одиноко, что он был рад даже мышонку, которого встретил в одной из комнат дома. И когда за Микки приехала его хозяйка, девочка Зина, пес был на седьмом небе от счастья.

Книга Саши Черного «Дневник Фокса Микки» учит быть любознательным, интересоваться тем, что происходит вокруг и уметь задавать самому себе вопросы, чтобы потом искать ответы на них.

В книге мне понравился главный герой, пес Фокс Микки, который научился думать, читать и писать. Ему интересна жизнь, он жаден до всего нового, увлекательного, забавного.

Какие пословицы подходят к книге Саши Черного «Дневник Фокса Микки»?

И в раю жить тошно одному.
Грамоте учиться всегда пригодится.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник



“Дневник фокса Микки” Саша Черный. Классика

Когда в студенческие годы я знакомилась с творчеством Саши Чёрного, то часто думала: не случайно он выбрал себе такой псевдоним. Его мрачноватые, с горчинкой, полные иронии и чёрного юмора (а порой – полнейшей «безнадёги») стихотворения оставляли двоякое послевкусие: талантливо, ярко, но до чего ж печально!

Читайте также:  Методический семинар по теме quot Современный урок Позиция педагога и ученика в современном образовании quot

Но я совершенно позабыла, что, кроме «взрослых» сатирических стихов, он писал еще и для детей. И с каким же наслаждением, подбирая книги для сына, я прочитала недавно «Дневник фокса Микки»! Книжка так хороша, что по прочтении хочется повизгивать, прыгать на задних лапках и по-собачьи радостно махать хвостом. Но попробую все же эти эмоции преобразовать в слова.

Найдите мне, пожалуйста, кораблик!

Прежде всего, хочется отметить отличное издание. Книжку приятно держать в руках, гладить матовую обложку с блестящими глянцевыми вставками. Для кинестетика вроде меня тактильные ощущения очень важны.

Очень затейливо оформлены форзацы, заполненные мелкими рисунками, – зонтики, мячики, жирафы, рыбы, кошки, стулья, и даже Эйфелева башня, – всё, что попадало в поле зрения фокса Микки и находило отражение в его дневнике. С этими форзацами даже в «I spy» играть можно, загадывать: «найдите мне, пожалуйста, кораблик», «найдите мне черепаху». Мой маленький сын очень любит эту игру.

Иллюстрации в тексте не просто хороши, они шикарны! Дневник и сам по себе – забавное чтение, а вкупе с иллюстрациями получается ну просто очень смешно. Иллюстраций много, они на каждой странице, и по ним видно, что художница Анастасия Позднякова прочла книгу с вниманием и улыбкой. А еще мне очень нравится, что страницы в книжке не белые, а желтовато-бежевые, этот теплый фон очень приятен для глаз

Есть ли у Зины хвостик?

Как вы думаете, мыслят животные или нет? Мы с мужем часто задаемся вопросом: о чем думает наша кошка, глядя на нас? Кем она нас считает? Заботливыми мамой и папой? Хозяевами? Усердной прислугой? Видно, Саше Чёрному тоже было интересно, о чем думает собака. И он создал собачий дневник. Получились полные юмора, иронии, некоторого «собачьего» брюзжания записки существа с довольно оригинальными взглядами на жизнь. Ведь фокс Микки, как он сам подписывается, – «первая собака, умеющая писать».

И о чем же он пишет? Да обо всём, что видит. Например, о своей хозяйке, девочке Зине, которая «больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом не умеет) и грызет сахар, сосем как собачонка». Микки очень занимает вопрос, есть ли у Зины хвостик. Но Зина «ходит всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату не пускает». Позже, на пляже, Микки удовлетворяет свое любопытство: «Вчера подсмотрел. У детей никаких хвостиков нет. Напрасно я сомневался».

Дрессированный папа

Пишет Микки и о взрослых, которые окружают его. Часто в его словах слышится иронический голос сатирика Чёрного, который с удовольствием вложил свои наблюдения в уста собаки. Что бы ни писал сатирик, текст получается хоть немного да сатирическим.

Досталось понемногу всем.

И мужчинам: «Но мама строго посмотрела на папу. Он был дрессированный: фукнул, пожал плечами и пошёл на веранду читать свою газету. Съел?». «Теперь про взрослых. Мужчины ходят в белых костюмчиках. Полдня курят. Полдня читают газету. Полдня купаются. Полдня снимаются».

И дамам: «Дамы всё переодеваются и переодеваются. Потом раздеваются, потом опять переодеваются. Купаться не очень любят. Попробует большим пальцем правой ноги воду, присядет, побрызгает на себя водой и лежит на берегу, как индюшка в гастрономической витрине».

Кто на такой сковородке женится?

Не обходит четвероногий автор дневника своим вниманием и кухарок с садовниками и консьержами, не столь привычных для нашей теперешней реальности, но совершенно обычных персонажей для 1927 года – года написания «Дневника:

«Почему, когда я себя веду дурно, на меня надевают намордник, а садовник два раза в неделю напивается, буянит, как бешеный бык, – и хоть бы что?».

«Проклятый садовник и консьерж сговорились: съедают всю провизию сами, а мне готовят только эту ужасную овсянку. Даже молока жалеют, жадины!»

«У кухарки есть затрёпанная книга – «Сонник». Она часто перелистывает её пухлыми пальцами и всё вычитывает по складам про какого-то жениха. Подумаешь, кто на такой сковородке женится. ».

Морковки, горошки, сельдерейки

Фокс Микки вообще не слишком высокого мнения о людях и людских обычаях: «Что важней всего в жизни? Еда. Нечего притворяться. У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются, а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает».

На его взгляд, люди делают очень много неправильного и лишнего.

В недоумение повергает фокса человеческая еда: «Зачем эти супы? Разве не вкуснее чистая вода? Зачем эти морковки, горошки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое? Зачем вообще варить и жарить? Я недавно попробовал кусочек сырого мяса… Уверяю вас: оно было гораздо вкусней всех этих шипящих на сковороде котлет».

На пляже он изумляется купальным костюмам: «Люди ходят голые, в полосатых и чёрных попонках. В дырки снизу вставляют ноги. Пуговицы на плече. Вообще – глупо».

Во сне Микки видит себя директором собачьей гимназии. А когда Зина ходит в школу и готовит уроки, пёс вполне здраво замечает:

«Зина в школе. И зачем девочке так много учиться? Все равно вырастет, острижет волосы и будет на кушетке по целым дням валяться. Уж я эту породу знаю».

Почему куры несут столько яиц?

О животных Микки тоже размышляет реалистически и порой грубовато.

«Наша корова – дура. Почему она дает столько молока? У неё один сын – телёнок, а она кормит весь дом».

«Почему куры несут столько яиц? Это ужасно. Никогда они не веселятся, ходят, как сонные мухи, летать совсем разучились, не поют, как другие птицы».

«На соседнем балконе сидит преотвратительная собачонка. В ушах пакля, в глазах пакля, на губах пакля. Вообще, какая-то слезливая муфта, мусорная тряпка, собачья слепая кишка, пискливая дрянь! И знаете, как ее зовут? Джио-ко-нда… Морда ты, морда тухлая!»

Я не случайно цитирую именно эти отрывки. Фокс Микки – не глуповатый восторженный щенок, он умудрён жизнью не по годам и рассуждает иногда как взрослый, циничный, утомленный жизнью и много повидавший ворчун. Лексикон у него весьма разнообразный, и встречаются порой не то чтобы ругательства, а, скорее, изысканные «собачьи» оскорбления. Та же «слезливая муфта», к примеру, состоит из двух отдельных совершенно нейтральных слов, которые соединились в отборное «звериное» ругательство. Меня эти словечки приводят в восторг. Такой дивный языковой портрет создал Чёрный своему четвероногому персонажу.

Конечно, нынешних детей вряд ли могут удивить слова «дура» и «дрянь», но, наверное, некоторые родители могут удивиться тому, что эти слова напечатаны в книге. Не всем нравится юмор подобного рода.

Метафорическое рисование

Во время чтения «Дневника фокса Микки» главный герой напоминал мне то брюзжащего старичка, то маленького ребенка с его тысячами «почему?». Микки философ и мыслитель. Какими только вопросами не наполнена его голова: «Живут ли на Луне фоксы?», «Зачем рыбы лезут в пустую сетку?», «Почему ёлки всю зиму зелёные?», «Почему Зинина бонна всё была брюнеткой, а сегодня у неё волосы, как соломенный сноп?».

И было очень забавно, когда мой трехлетний сын стал листать эту книжку с картинками и точно в такой же манере задавать мне вопросы.

Почему котики похожи на колбасу? («Кошек здесь нет. Ни одной кошки. Ни полкошки. Ни четверть кошки… Неужели они все пошли на котлетки? Брр! Нет, нет, я бегал на кухню, смотрел: куры, телячье мясо, баранина…).

Почему у людей граммофоны вместо голов? («И всё говорят, говорят, говорят, точно у каждого граммофон в животе завели»).

Почему у котиков крылья? («За пароходом – белый кипяток, чайки вперегонку за нами летят и кричат, как голодные котята…)

Почему у всех лица зеленые? («Посмотрели бы вы, как ведут себя на пароходе люди в новых костюмчиках, с новыми платочками в карманах, когда начинается качка!»)

Снимаю шляпу перед иллюстратором! Мне есть с чем сравнивать, я видела много других изданий «Дневника» с разными картинками, но нигде не встречала такого «метафорического» рисования. Когда изображено не то, что есть, а то, что думает и представляет Микки, в иллюстрациях мы видим мир его глазами, и этот мир так необычен и хорош.

Читайте также:  Анализ результатов анкетирования родителей

Сердце девочки – одуванчик

Несмотря на довольно мрачные жизненные взгляды, фокс Микки – это романтик, тонко чувствующий, мыслящий… чуть не написала – человек. Конечно, пёс. Он умеет любить, он ревнует Зину, радуется ей, грустит без нее: «Да, сердце девочки – одуванчик. Забыла куклу, забыла Микки».

Он пишет стихи, дружит с мышонком и с воробушком, а в моменты наибольших огорчений или потрясений нюхает валерьяновую пробочку. Милый, милый! (с)

Завершая свой дневник, фокс Микки мечтает о публикации и славе.

«Попала бы моя книжка в лапки какой-нибудь девочке в зеленом платьице… Села бы она у камина с моим сочинением, читала бы, перелистывала бы и улыбалась. И в каждом доме, где только есть маленькие ножки с бантиками и без бантиков, знали бы мое имя: Микки!»

Очень радуюсь, что эта книжка попала в наши лапки: и иллюстрации прекрасные, и текст хорош как для «школьников младшего возраста», так и для взрослых, любящих хорошее остроумное слово. Классика. Написано в 1927 году, почти сто лет прошло, а читается на одном дыхании по сей день.

Источник

«Дневник фокса Микки» — краткое содержание повести С. Черного

Главный герой повести — фокс Микки. Описание собаки можно составить после прочтения книги. В записях песик подробно делится деталями своей жизни. Например, в первой записи дневника он приводит список того, что умеет делать:

  • читать детские книжки с большими буквами;
  • думать не хуже хозяйки;
  • писать особым способом — зажимая в зубах карандаш и придерживая тетрадь лапой.

Песик немного ворчливый, но в тоже время сообразительный и наблюдательный фокс. Его хозяйкой является девочка Зина. По признанию собаки, она ненамного отличается от пса. Об этом свидетельствуют следующие моменты в поведении Зины:

  • визжит;
  • прыгает;
  • ловит мяч.

Зина любит своего питомца и заботится о нем.

Жизнь собаки Микки

Дневник начинается с описания того, что умеет фокс. Он рассказал, как научился читать и писать. Поначалу у него выходили только кривые буквы, но постепенно ему удалось сделать их красивыми. Дальше размышления песика посвящены смыслу жизни.

Микки думает над тем, что важнее всего еда. Ведь люди то завтракают, то обедают, то у них полдник. Зина даже ночью ела бисквиты и печенье. Но Микки недоумевает от того, что едят люди. То они пьют липкий клейстер, который называют кисель. Морковь, сельдерей, горошек жарят и только портят их. В то время как фокс ест только косточку от котлетки и выпивает блюдечко молока.

Не нравится Микки и то, что все продукты жарятся. Вот он как-то взял кусочек сырого мяса — он упал на пол кухни. Ничего вкуснее песик не ел. После этого фокс перешел к размышлениям о жизни других животных. Корова кормит только теленка, но ее молока хватает на всех. Разве это правильно? По мнению Микки, нет. И курицы несут много яиц. Вот собакой быть хорошо. Суп есть не надо, молоко не нужно давать, учиться музыке, как Зина, тоже.

Но если хозяйка училась, тогда он оставался лежать в комнате и ждать ее. Как-то раз фокс заметил: Зина читает нараспев какие-то строчки. Оказалось, что это стихи. Тогда Микки решил написать парочку таких. Но попытки творчества прервали котята. Они начали лезть к фоксу.

Позже Микки узнал, что такое вопросы и он принялся размышлять. Например, над тем, почему папа Зины сказал, что у него глаза на лоб полезли. Хотя пес сам видел: ничего подобного не было. О разных вещах размышлял фокс. Например, его щенком ругали за лужицы в доме. А братика Зины хвалят и целуют.

Веселый переезд

Зина собирает вещи, ее братец плачет в кроватке. Фокс знал, что предстоит поездка в Париж, но он не стремился туда. Ему не понравилось жить в городе, людей много, машин еще больше, вокруг шум. Грузовик забрал вещи, но песика пришлось оставить на время в доме. За ним присматривает садовник.

Фокс остался один. Он подружился с мышками и сильно похудел. Консьерж и садовник ели всю еду, а Микки оставляли только овсянку. По вечерам песик убегал к владельцу мясной лавки. Тот вечерам включал граммофон и танцевал с семьей и гостями. Песик тоже принимался кружить и его награждали мисочкой с мясом.

Микки сильно переживал из-за того, что хозяйка его бросила. Но неожиданно Зина вернулась и забрала его в Париж. После этого фокс стал жить по адресу 16, рю д’Ассомисион, телефон Отей 12−37. За ним снова ухаживают, и он выглядит прекрасно. Фоксика даже сводили в кино, но в силу своей собачьей натуры он не оценил происходящего.

Потом Зина сказала Микки, что они едут к морю. Песик сбегал до болонки консьержа и расспросил, что это такое. Она рассказала ему и попросила принести подарок. Фокс поклялся вручить ей шоколадного зайца.

Микки понравился пляж. Он плавал, бегал по песку и играл с детьми. Взрослые вызывали у него недоумение. Они переодевались, не любили купаться и лежали как индюшки в гастрономе.

Папа Зины много работал. За это он получал деньги, которые нужны для оплаты множества вещей. Поэтому ему было некогда видеть с дочерью. Тогда Зина взяла Микки и отправилась в зоосад. Но там фоксу не понравилось. Ему было жалко животных, которые заперты в клетках.

Приключения фокса

После Парижа Зина с Микки вернулись на пляж. Там песик принялся радостно бегать, играть и все изучать. Он так был занят, что не заметил, как потерялся. Его спасло только то, что он привлек внимание маленькой девочки. Она привела фокса к себе домой.

Микки пришлось осваиваться в новой семье. Отец девочки неласково воспринял пса, но выкинуть его не решился. На следующий день пришел мальчик, племянник мамы и принялся играть с фоксом. Псу не понравились эти забавы. Мальчик брал его лапы в руки и нажимал им клавиши пианино, запрягал в автомобиль. Но Микки покорно терпел. Вернуться к Зине ему помог случай. Он гулял с новой хозяйкой по пляжу и заметил знакомое платье. Фокс радостно побежал к своей любимице.

После этого папа взял Зину и Микки в цирк. Но псу не понравилось там. Его пугал громкий оркестр, клоуны вызывали страх, а животные жалость. Только морж, который жонглировал предметами, понравился Микки. Потом вся семья путешествовала на пароходе. Но у фокса разыгралась морская болезнь, и он с трудом переживал качку. Поэтому поездка оставила только плохие воспоминания. С радостью пес вернулся в квартиру. Немного расстроен Микки от того, что скоро наступит осень и зима. Тоскует, много спит и Зина беспокоится. Дневник он вести перестал и отложил его до следующего лета.

Книга Саши Черного «Дневник фокса Микки» состоит из разных историй. Они небольшие по размеру и увлекательные. Автору удалось показать важную вещь: любовь братьев меньших. Без нее жизнь людей будет скучной и пресной.

Отзывы читателей

Мне очень понравилась книга С. Черного. Он с необычайной добротой написал ее. В ней показана преданность маленького фокса, который очень привязан к своей хозяйке. Книга лишена нудных нотаций, но в ней очень много веселых моментов. Думаю, что ее нужно прочитать каждому ребенку.

Книга Саши Черного написана в жанре повести. Она небольшая по размеру, но очень интересная. В ней показана дружба девочки и собаки. Может быть, псы действительно воспринимают нас как странных и нелогичных созданий? Хорошее произведение, которое я рекомендую прочитать всем.

Одна из самых любимых книг о собаках. Ее нужно читать всем детям. В ней показана жизнь глазами пса. Милый и забавный фоксик то и дело попадает в разные истории. Он делает логичные выводы и многое замечает. Это добрая и интересная книга.

Источник

Adblock
detector