Для анализа музыкального произведения какие средства



Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения на уроке музыки.

Просмотр содержимого документа
«Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
  • Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
  • Характер, настроение – (по словарю настроений)
  • Интонация – выразительные и изобразительные — выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
  • Музыкальный жанр – простые — марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
  • Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
  • Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
  • Лад – минор, мажор.
  • Регистр – низкий, средний, высокий
  • Темп – быстро, умеренно, медленно.
  • Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
  • Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
  • Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
  • Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
  • Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО

СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

Взволнованная

Неторопливая

Встревоженная

Торжественная

Убаюкивающая

Праздничная

Бесстрашная

Стремительная

Колыбельная

Возвышенная

Мечтательная

Беспокойная

Одухотворенная

Мечтательная

Решительная

Богатырская

Недовольная

Трогательная

Настороженная

Безмятежная

Отчаявшаяся

Приветливая

Раскаявшаяся

Добродушная

Подкрадывающаяся

Величественная

Ослепительная

Проникновенная

Надломленная

Улыбающаяся

Восторженная

Беззаботная

Завороженная

Невозмутимая

Жизнеутверждающая

Неприхотливая

Оптимистичная

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Схема анализа элементов музыкальной речи № Элемент музыкальной речи 1. интонация 2. Виды элементов музыкальной речи Приемы определения элементов музыкальной речи Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование… ритм 3. 4. Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать… Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый… темп 5. Мелодия Медленный, умеренный, медленный Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте… штрихи Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку 6. Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии Отрывисто, связно, не связно лад Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради) Мажор (светлый) Минор (темный) Соотнести с цветовой окраской

Схема анализа элементов музыкальной речи

Элемент музыкальной речи

Виды элементов музыкальной речи

Приемы определения элементов музыкальной речи

Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…

Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…

Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…

Медленный, умеренный, медленный

Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки

Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…

Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку

Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии

Отрывисто, связно, не связно

Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)

Мажор (светлый)

Минор (темный)

Соотнести с цветовой окраской

, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) » width=»640″

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО

произведения

Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке

  • характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
  • темп(быстро, умеренно и т.д)
  • лад (мажор,минор,колорит)
  • динамика(f,p,,
  • тембр
  • характер сопровождение
  • форма,построение музыкального произведния

Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.

Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??

О каких событиях рассказывает музыка?

Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?

Музыкальное

произведение

Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.

Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.

Какие мысли, идеи воплощены в музыке?

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.

(Для чего создано произведение?)

Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:

— О чем это произведение? — Как бы вы его назвали и почему? — Сколько в нем героев? — Как они действуют? — Какими показаны герои? — Чему они нас учат? — Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Или: — Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке? — Что важнее в песне – мелодия или слова? — А в человеке что важнее – ум или сердце? — Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? — Что переживал композитор, когда писал эту музыку? — Какие чувства он хотел передать? — Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? — Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)? — Каков жанр («кит»)? — Почему так решили? — Каков характер музыки? — Композиторская или народная? — Почему? — Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? — Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Источник

Профессиональный и любительский анализ музыкальных произведений: особенности и примеры

Анализы музыкальных произведений регулярно пишут специалисты и студенты музыкальных учебных заведений, это примеры идеальных разборов.

Но разбор может сделать и непрофессионал, в таком случае будут преобладать субъективные впечатления рецензента.

Читайте также:  Какой анализ крови покажет наличие рака

Рассмотрим содержание как профессионального, так и любительского анализа музыкальных произведений, в том числе на примерах.

Кратко об объектах анализа

Объекты анализа

Объектом анализа может стать музыкальное произведение абсолютно любого жанра

В центре анализа музыкального произведения может быть:

  • отдельная мелодия;
  • часть музыкального произведения;
  • песня (неважно, шлягер это или же новый хит);
  • концерт музыки, например фортепианной, скрипки и других;
  • сольная или же хоровая музыкальная композиция;
  • музыка, созданная с помощью традиционных инструментов или совершенно новых приспособлений.

В общем, анализировать можно все, что звучит, но важно помнить, что объект сильно влияет на содержательный аспект.

Немного о профессиональном разборе

Разобрать произведение профессионально очень сложно, ведь такой анализ требует не только прочной теоретической базы, но и наличия музыкального слуха, умения чувствовать все оттенки музыки.

Существует дисциплина, которая так и называется «Анализ музыкальных произведений».

Профессиональный анализ

Студенты музыкальных учебных заведений изучают анализ музыкальных произведений как отдельную дисциплину

Обязательные компоненты для этого вида анализа:

  • музыкальный жанр;
  • разновидность жанра (если есть);
  • стиль;
  • музыкальная форма и система средств выразительности (мотивы, метрическая структура, лад, тональность, фактура, тембры, есть ли повторения отдельных частей, зачем они нужны и др.);
  • музыкальный тематизм;
  • характеристика созданного музыкального образа;
  • функции составляющих музыкальной композиции;
  • определение единства содержания и формы подачи музыкальной структуры.

Дать характеристику названным компонентам не получится без знания и осмысления типичных закономерностей музыкальных произведений и структур.

Во время анализа важно обращать внимание на плюсы и минусы с теоретической позиции.

Особенности любительской рецензии

Любительская рецензия во сто крат легче профессиональной, но и такой разбор требует от автора хотя бы элементарных познаний в музыке, ее истории и современных тенденциях.

Особенности любительского анализа

Очень важно непредвзято подходить в анализу произведения

Назовем элементы, которые можно использовать для написания анализа:

  • жанр и стиль (этот элемент расписываем только, если хорошо ориентируемся в теории или же после прочтения специальной литературы);
  • немного об исполнителе;
  • объективное сравнение с другими композициями;
  • содержание композиции, особенности его передачи;
  • средства выразительности, которые использует композитор или певец (это может быть игра с фактурой, мелодией, жанрами, соединение контрастов и т.д.);
  • какое впечатление, настроение, эмоции вызывает произведение.

В последнем пункте можно говорить о впечатлениях от первого прослушивания и от повторных.

Очень важно подходить к анализу непредвзято, справедливо оценивая плюсы и минусы.

Не забывайте, то, что для вас кажется достоинством, для другого может показаться страшным недостатком.

Примеры типичных ошибок дилетантов

Если профессионал пропускают все сквозь «очки» теории, прочного знания истории музыки, особенностей стилей, то любители стараются навязать свою точку зрения, и это первая грубая ошибка.

Когда вы пишете публицистическую рецензию на музыкальное произведение, проявите свою точку зрения, но не «вешайте ее на шею» других, просто вызовите у них интерес.

Пусть сами послушают и оценят.

Пример типичной ошибки № 2 — сравнение альбома (песни) конкретного исполнителя с его предыдущими творениями.

Ошибки дилетантов

Задача рецензии — заинтересовать читателя данным произведением

Горе-рецензент пишет, что композиция хуже шедевров из сборников, выпущенных ранее или же копия произведений из них.

Такой вывод сделать очень легко, но он не имеет никакой цены.

Лучше написать про музыку (настроение, какие инструменты задействованы, стиль и подобное), текст, насколько они сочетаются.

Третье место занимает еще одна популярная ошибка — переполнение анализа биографическими сведениями об исполнителе (композиторе) или особенностях стиля (нет, не композиции, а в целом, например, целый теоретический блок о классицизме).

Это просто заполнение места, согласитесь, если кому-то нужна биография, ее будут искать в других источниках, рецензия для этого совсем не предназначена.

Не допускайте таких ошибок в своем анализе, иначе отобьете желание читать его.

Советы для хорошего анализа

Для начала нужно внимательно прослушать композицию, полностью погрузившись в нее.

Далее определяем, что нужно знать из теории для полноценного или более-менее качественного анализа.

Важно составить план анализа, указав в нем необходимые понятия и аспекты для объективной характеристики (это касается как любителей, так и студентов, от которых требуется профессиональный разбор).

Не пытайтесь сделать сравнительный анализ, если не ориентируетесь в тенденциях и особенностях музыки определенного периода, иначе рискуете блистать нелепыми ошибками.

Студентам музыкальных образовательных учреждений на первых курсах достаточно сложно писать полный анализ, желательно уделять больше внимания более легким компонентам анализа.

То, что посложнее, описывают с учебником.

А вместо заключительной фразы дадим универсальный совет.

Если вы претендуете на профессиональный анализ, попробуйте дать полный ответ на вопрос: «Как это сделано?», а если любительский: «Почему стоит прослушать композицию?»

В этом видео вы увидите пример разбора музыкального произведения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Для анализа музыкального произведения какие средства

Анализы музыкальных произведений регулярно пишут специалисты и студенты музыкальных учебных заведений, это примеры идеальных разборов.

Но разбор может сделать и непрофессионал, в таком случае будут преобладать субъективные впечатления рецензента.

Рассмотрим содержание как профессионального, так и любительского анализа музыкальных произведений, в том числе на примерах.

Кратко об объектах анализа

Объекты анализа

Объектом анализа может стать музыкальное произведение абсолютно любого жанра

В центре анализа музыкального произведения может быть:

  • отдельная мелодия;
  • часть музыкального произведения;
  • песня (неважно, шлягер это или же новый хит);
  • концерт музыки, например фортепианной, скрипки и других;
  • сольная или же хоровая музыкальная композиция;
  • музыка, созданная с помощью традиционных инструментов или совершенно новых приспособлений.

В общем, анализировать можно все, что звучит, но важно помнить, что объект сильно влияет на содержательный аспект.

Немного о профессиональном разборе

Разобрать произведение профессионально очень сложно, ведь такой анализ требует не только прочной теоретической базы, но и наличия музыкального слуха, умения чувствовать все оттенки музыки.

Читайте также:  Краткие сведения из истории развития экономического анализа

Существует дисциплина, которая так и называется «Анализ музыкальных произведений».

Профессиональный анализ

Студенты музыкальных учебных заведений изучают анализ музыкальных произведений как отдельную дисциплину

Обязательные компоненты для этого вида анализа:

  • музыкальный жанр;
  • разновидность жанра (если есть);
  • стиль;
  • музыкальная форма и система средств выразительности (мотивы, метрическая структура, лад, тональность, фактура, тембры, есть ли повторения отдельных частей, зачем они нужны и др.);
  • музыкальный тематизм;
  • характеристика созданного музыкального образа;
  • функции составляющих музыкальной композиции;
  • определение единства содержания и формы подачи музыкальной структуры.

Дать характеристику названным компонентам не получится без знания и осмысления типичных закономерностей музыкальных произведений и структур.

Во время анализа важно обращать внимание на плюсы и минусы с теоретической позиции.

Особенности любительской рецензии

Любительская рецензия во сто крат легче профессиональной, но и такой разбор требует от автора хотя бы элементарных познаний в музыке, ее истории и современных тенденциях.

Особенности любительского анализа

Очень важно непредвзято подходить в анализу произведения

Назовем элементы, которые можно использовать для написания анализа:

  • жанр и стиль (этот элемент расписываем только, если хорошо ориентируемся в теории или же после прочтения специальной литературы);
  • немного об исполнителе;
  • объективное сравнение с другими композициями;
  • содержание композиции, особенности его передачи;
  • средства выразительности, которые использует композитор или певец (это может быть игра с фактурой, мелодией, жанрами, соединение контрастов и т.д.);
  • какое впечатление, настроение, эмоции вызывает произведение.

В последнем пункте можно говорить о впечатлениях от первого прослушивания и от повторных.

Очень важно подходить к анализу непредвзято, справедливо оценивая плюсы и минусы.

Не забывайте, то, что для вас кажется достоинством, для другого может показаться страшным недостатком.

Примеры типичных ошибок дилетантов

Если профессионал пропускают все сквозь «очки» теории, прочного знания истории музыки, особенностей стилей, то любители стараются навязать свою точку зрения, и это первая грубая ошибка.

Когда вы пишете публицистическую рецензию на музыкальное произведение, проявите свою точку зрения, но не «вешайте ее на шею» других, просто вызовите у них интерес.

Пусть сами послушают и оценят.

Пример типичной ошибки № 2 — сравнение альбома (песни) конкретного исполнителя с его предыдущими творениями.

Ошибки дилетантов

Задача рецензии — заинтересовать читателя данным произведением

Горе-рецензент пишет, что композиция хуже шедевров из сборников, выпущенных ранее или же копия произведений из них.

Такой вывод сделать очень легко, но он не имеет никакой цены.

Лучше написать про музыку (настроение, какие инструменты задействованы, стиль и подобное), текст, насколько они сочетаются.

Третье место занимает еще одна популярная ошибка — переполнение анализа биографическими сведениями об исполнителе (композиторе) или особенностях стиля (нет, не композиции, а в целом, например, целый теоретический блок о классицизме).

Это просто заполнение места, согласитесь, если кому-то нужна биография, ее будут искать в других источниках, рецензия для этого совсем не предназначена.

Не допускайте таких ошибок в своем анализе, иначе отобьете желание читать его.

Советы для хорошего анализа

Для начала нужно внимательно прослушать композицию, полностью погрузившись в нее.

Далее определяем, что нужно знать из теории для полноценного или более-менее качественного анализа.

Важно составить план анализа, указав в нем необходимые понятия и аспекты для объективной характеристики (это касается как любителей, так и студентов, от которых требуется профессиональный разбор).

Не пытайтесь сделать сравнительный анализ, если не ориентируетесь в тенденциях и особенностях музыки определенного периода, иначе рискуете блистать нелепыми ошибками.

Студентам музыкальных образовательных учреждений на первых курсах достаточно сложно писать полный анализ, желательно уделять больше внимания более легким компонентам анализа.

То, что посложнее, описывают с учебником.

А вместо заключительной фразы дадим универсальный совет.

Если вы претендуете на профессиональный анализ, попробуйте дать полный ответ на вопрос: «Как это сделано?», а если любительский: «Почему стоит прослушать композицию?»

В этом видео вы увидите пример разбора музыкального произведения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Средства музыкальной выразительности — свойства, основные виды и приемы

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

Ритм — это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Мелодия — это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.

Размер, темп и лад

Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.

Читайте также:  Математическая модель динамики финансового рынка

Темп — это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.

Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.

Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.

Лад — это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.

Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.

Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная — печальная и грустная.

Тембр и динамика

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.

Женские и мужские голоса бывают:

  1. Высокими.
  2. Средними.
  3. Низкими.

Хор — это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.

В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:

  • Ударные.
  • Медные духовые.
  • Струнные.
  • Деревянные духовые.

Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.

Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.

Метр и гармония

Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.

Гармония — последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.

По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:

  1. Секундовый.
  2. Терцовой.
  3. Квартовой.
  4. Квинтовой.

Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.

Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.

Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.

Фактура в музыке

Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.

Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.

Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка — это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.

В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.

Полифония — это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.

Имитационная также подразделяется на несколько типов:

  1. Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
  2. Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
  3. Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.

Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.

Штрихи и форма

Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:

  1. Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
  2. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
  3. Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.

Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они — на фразы.

Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.

При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.

Источник

Adblock
detector