Брюсов лик медузы анализ
47. Брюсов. Творческий путь
Весной 1899 года Брюсов сдаёт выпускные экзамены в ун-те. Теперь ничто не мешает заниматься ему любимым делом, делом жизни. Осенью 1900 года в издательстве «Скорпион» выходит книга В. Брюсова — «Третья стража». «Третья стража» начинается с исповеди поэта: он услышал некий голос и вернулся из пустыни к людям. В миру он нашел себе жену и, кажется, обрел счастье. Готовность пожертвовать всем обретённым во имя новой мечты. «Третья стража» — книга двух планов. В цикле «Любимцы веков» поэт освещает прошлое человечества через лики разных героев. Брюсов с юности мечтал о XX веке. Ему казалось, что в самой смене столетий раскроется какая-то пружина действенной жизни. Произойдет своего рода озарение, и все увидят выход из создавшегося в современном обществе тупика. А тупик и бесперспективность сложившихся взаимоотношений между различными слоями общества сознавали многие. Классовые противоречия становились всё ожесточённее. Все же XX век наступил относительно спокойно. Внешне жизнь текла по-старому. «Третья стража» ввела поэта в официально признанную литературу. Однако Брюсов как поэт, изжив себя прежнего в «Третьей страже», готов опять искать иные пути тв-ва. Непременный участник издательства «Скорпион», секретарь журнала «Русский архив», корреспондент лондонского журнала «Athenaeum», для которого он пишет ежегодные обзоры о русской литературе, Брюсов деятелен и уверен в себе. В сознании поэта заметный сдвиг: он готов «взяться за молот». Вместе с тем было бы ошибочно видеть в Брюсове сознательного революционера. Он отчуждён от конкретных действий часто созерцательной позицией. Наверно и его понимание революции, как только разрушительной анархии. Но, отвергая современный ему строй, он готов сделать шаг в сторону тех, кто возведёт баррикады. В кружке первых русских символистов ему прочили великое будущее. Брюсов познакомился с Коневским в Петербурге, на вечере у Ф. Сологуба. И стихи, и личность Коневского произвели на Валерия Яковлевича огромное впечатление. Коневский — болезненно застенчивый и вместе с тем уверенный в каждом своём слове, он хорошо знал французскую поэзию конца века и жил лишь своими напряжёнными духовными исканиями. Петербуржцы и москвичи пытаются выступать единым фронтом, предоставляя друг другу страницы своих изданий. С увлечением Брюсов составляет альманахи «Северные цветы», каждый номер которые можно рассматривать как антологию новой поэзии. Поднимается вторая волна символизма, давшая имена Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова. «Воспитателем вкуса» и «учителем стиховедения» был Брюсов для начинающего писателя А. Белого, с которым у него сложатся отношения в начале приязни и любви, далее — ревностной ненависти чуть не приведшей к дуэли, а в последствии — взаимопонимания. По возвращении на родину, из путешествия по Италии, Брюсов, обогащённый новыми впечатлениями и новыми раздумьями, пишет теоретический трактат «Ключи тайн» о сущности искусства. Работа эта не выходила за эстетические рамки. Автор рассматривал проблему в отрыве от вопросов общественной жизни и выражал умеренное символистское понимание: искусство не исчерпывается «полезностью»; искусство не может быть только «чистым»; наука не объясняет искусство. В 1903г. Брюсов выпускает в свет книгу стихов «Urbi et orbi» («Граду и миру»). Книга эта относится, вне сомнений, к вершинам брюсовского творчества. В неё вошли стихи, написанные за последние три года. По широте мыслей, по каналу страстей, по разнообразию стиховых размеров, составивших, тем не менее, строго «архитектурное единство», книга выдвинула В. Брюсова в ряд крупнейших поэтов своего времени. Считая язык поэзии «наиболее совершенной формой речи», Брюсов демонстрирует мастерство в самых различных пластах человеческого бытия. Огромная эрудиция и мощная фантазия расширяет возможности творчески жить в образах мифологии, в утопических прозрениях, в обнажённости того «я», что соприкасается с реалиями действительности. Благодаря Брюсову в издательстве «Скорпион» одна за другой выходят книги, которые могут быть названы вершинами русского символизма. Взыскательный вкус Брюсова, умение привлечь талантливого автора, заинтересовать, отобрать лучшее, чем он богат, нельзя не учитывать. Валерий Яковлевич знал, как надо говорить с тем или иным поэтом, что ему обещать. С начала века символизм не только врастёт в русскую литературу, но в области поэзии с маркой «Скорпиона» на книгах стихов становится наиболее значительным явлением. Пятая книга стихов В. Брюсова «Stethanos» («Венок») вышла в свет, когда в Москве вспыхнуло декабрьское восстание. Книга «Венок» имеет посвящение: «Вячеславу Иванову, поэту, мыслителю, другу». В стихотворном обращении Брюсов воздаёт хвалу Иванову за то, что он привлёк внимание к поэзии древних греков. Поэтическая хроника Брюсова о событиях 1904-1905 годов позволяет судить о смене гражданских настроений поэта: от казённо-патриотического воззвания «К согражданам» до отрезвляющего открытия возможностей других перспектив в развитии событий («Юлий Цезарь», «Уличный митинг», «Лик Медузы»). Политический поворот совершён Брюсовым в стихотворении «Грядущие гунны». Давно уже Брюсов вынашивал замысел романа из жизни Германии времен реформации. Переломная эпоха борения свободной гуманистической мысли с феодально-католической и бюргерской властью по многим причинам привлекала поэта. За основу любовного треугольника (Рупехт – Рената — граф Генрих) в романе «Огненный ангел» были положены личные отношения Брюсова, Нины Петровской и Белого. Нападки Брюсова на художественный театр имели далеко идущую цель: на смену театру реалистическому, утверждал он, должен прийти театр символический. Брюсов брал тогда теорию символистской драмы бельгийского поэта Мориса Матерлинка, который был также весьма плодовитым драматургом. Матерлинк творчеством своим доказывал, что разум и душа несовместимы. 26 марта 1907 года в Историческом музее Брюсов читает лекцию «Театр будущего». В произведениях символических, подчёркивал докладчик, можно наблюдать два главных элемента: отвлечённую идею и художественное создание. Изменилось соответственно и отношение Брюсова к роли актёра в спектакле. Актёр должен подчиняться авторскому тексту, актёр – материал спектакля. В сущности, Брюсов отвергал в этой лекции приёмы марионеточной постановки в спектакле, воскрешая античные традиции театра, сформированные Аристотелем. Задолго до мировой войны (1915г.), параллельно работая над книгой «Зеркало теней», Брюсов задумал сборник стихотворений, смысловым стержнем которого был бы «неукратисый, непобедимый призыв к жизни». Сборник был близок к завершению, когда поэт прервал литературные дела и отправился на фронт корреспондентом. Теперь, включив в рукопись военные стихи и некоторые из числа новых, Брюсов составил книгу, дав ей название «Семь цветов радуги», куда вошли стихи 1912-1915 годов. Из – за условий военного времени, Брюсов не может опубликовать новую книгу «Девятая камена», стихи 1915 – 1917 годов. Было ликвидировано издательство «Сирин» и тем самым прервано издание полного собрания сочинений В.Я. Брюсова. Из собрания сочинений вышло только восемь разрозненных томов. В рабочем кабинете поэта растёт количество папок с готовыми материалами, которые пока печатать негде. Только Максим Горький через несколько месяцев будет давать из номера в номер в своей «летописи» исследования «Учители учителей». В лекциях о литературе Брюсов почётное место отводил Пушкину. Предшественники – Ломоносов, Батюшков, Жуковский рассматривались в непосредственном воздействии на Пушкина и в его отношении к их творчеству. Брюсов говорил о Пушкине так как, будто он знл поэта лично и присутствовал при написании его произведений. В 1921 году по инициативе Брюсова был создан Высший литературно – художественный институт (ВЛХИ). Это был творческий вуз, живая деятельная школа, помогающая раскрыться, найти себя одарённому от природы человеку. В октябре он опять слёг. Врачи поставили диагноз: крупозное и ползучее воспаление лёгких, осложненное плевритом. Когда температуру удавалось сбить, Валерий Яковлевич просил Иоанну Матвеевну, не отходившую от него, читать ему вслух Платона, последние журналы. Лёжа он пытается писать рецензию на книгу Безыменского. Но болезнь прогрессирует, и силы оставляют поэта. Несмотря на боль, сознание долго не покидает его. Он понимает, что происходит, и несколько раз с уст его срывается: «Конец!». Восьмого октября он взял жену за руку и с трудом сказал ей несколько утешительных слов. После мучительной паузы медленно произнёс: «Мои стихи…» — потерял сознание. Иоанна Матвеевна поняла: «сбереги». Ночь прошла тревожно: больной метался и сильно страдал. В десять часов утра Валерий Яковлевич Брюсов умер.
Источник
Брюсов лик медузы анализ
Что такое родина? и как её понимают люди разных поколений?
Самые жестокие люди в истории мира
Самые глубокие места в мире
подборка смешных картинок с надписями
Самая старая канализация в мире — Римский водопровод. (Загуан. Римский Храм воды
Если вы любите давать советы.
Надземное метро в Петербурге Нереализованный проект.
как сделать картинку рядом текстом, в одном блоке. html, css
история сломанной судьбы или как жизнь ломает человека.
Почему Варшавский вокзал закрыли. Вокзал, который стал торговым цетром.
Нубозавр — легенда о Герое волчёнке. Часть1.
“Немцы не любят работать, но – умеют.”
Равиль Алеев
В Греции есть «Дерево Гиппократа», под которым, как считается, Гиппократ учил людей премудростям медицины.
Была статья и её больше нет? Видимо, автор или администратор решили удалить статью. Возможно потому, что автор ,на тот момент, был щькольником и такой статье место в категории ‘Анекдоты’. 🙂
Почитать интересные истории:
Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂
Рассказы из категории:
Спасибо за посещение портала!
Веселого вам настроения!
Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉
Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss
За порядком на портале следит бог портала — Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
На портале есть множество разделов про историю, игры, тайны и секреты, мифы и легенды, стихи, разделы для детей, разнообразные книги, статьи по психологии, музыка, игры и многое другое. По этой причине каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.
Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале — безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через него.
Источник
Медуза, подборка
О, ей хочется стать Медузой Горгоной,\ Чтобы каждая любовь становилась камнем,\ Чтобы каждый зрачок новорожденного масона\ В брачной ложе груди был — тайным… Станислав Курашев из цикла «Для странных губ и струнных ветра» 2000
С НИМИ ПОВСТРЕЧАЛАСЬ\ СТРАШНАЯ МЕДУЗА \ СТРАШНАЯ МЕДУЗА, \ ТОЛСТАЯ, КАК ПУЗО. \ С НИМИ ПОВСТРЕЧАЛАСЬ \ НА ВОЛНЕ КАЧАЛАСЬ \ С НИМИ РЯДОМ ПЛЫЛА, \ ЧТО-ТО ГОВОРИЛА. Владлен Гаврильчик «У Голубой лагуны». 4А КАК ПО МОРЮ СИНЕМУ
И посмотрит вверх\ на выцветшую голову медузы\ и на дыру, похожую на свищ.\ И (кончив дело)\ прочь ускачет рыцарь\ победоносный. Александр Ожиганов 1974 Из книги ТРЕЩОТКА\ ЗВЕЗДА
И стеклянная медуза\ Проплывала на волне\ От Советского Союза\ И к турецкой стороне.\ Может, так оно и было. Зоя Эзрохи Галька
Как он, однако, в щите, что на левой руке, отраженным\ Медью впервые узрел ужасающий образ Медузы;\ Тяжким как пользуясь сном, и ее и гадюк охватившим,\ 785 Голову с шеи сорвал; и еще — как Пегас быстрокрылый\ С братом его родились из пролитой матерью крови. Публий Овидий Назон. Перевод С.В.Шервинского МЕТАМОРФОЗЫ\КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
О богиня Медуза, молю, \ Окамени меня взглядом, \ Чтобы я \ В оцепенении сна пребывала \ До его возвращения. Акико Есано
Медуза где? Чтоб он окаменел! -\Они вопили, глядя вниз. – Напрасно\Тезеевых мы не отмстили дел».\55 «Закрой глаза и отвернись; ужасно\Увидеть лик Горгоны; к свету дня\Тебя ничто вернуть не будет властно». Данте Алигьери. Перевод М.Лозинского Божественная комедия
И, все еще возглавлена\ Моей Медузою, доныне\ Ея взыскует благостыни\ На смертном гноище страна. \ Бенедикт Ливщиц 1918 Все тем же величавым ладом
медуза Как мертвая медуза, всплыл со дна\ Ночного неба месяц,—и инкубы,\ Которыми всегда окружена\ Твоя постель, тебе щекочут губы\ И тихо шепчут на ухо: луна! Бенедикт Ливщиц 1909 ЛУНАТИЧЕСКОЕ РОНДО
Медуза Леонардо да Винчи во Флорентийской галерее\\ В зенит полночный взоры погружая,\ На крутизне покоится она,\ Благоговенье местности внушая,\ Как божество, прекрасна и страшна;\ Грозою огнедышащей сражая,\ Таит очей бездонных глубина\ Трагическую тайну мирозданья\ В агонии предсмертного страданья. Медуза Леонардо да Винчи воФлорентийской галерее. Перси Биши Шелли.1819 Перевод Р. Березкиной
Лик Медузы, лик грозящий,\Встал над далью темных дней,\Взор — кровавый, взор — горящий,\Волоса — сплетенья змей. Валерий Брюсов 1905 ЛИК МЕДУЗЫ
Мне холодно. Прозрачная весна \В зеленый пух Петрополь одевает, \Но, как медуза, невская волна \Мне отвращенье легкое внушает. \ Осип Мандельштам
Нет, это вовсе не был плот \»Медузы» — всё наоборот, \В порту порой и не такой \Услышишь бред.\Посудина других не хуже\ Ходила по утиной луже\И называлась «А друзьям привет!»,\»А друзьям привет!», Жорж Брассенс. Перевод Василия Бетаки » . А ДРУЗЬЯM ПРИВЕТ!»
Прочь, лик Медузы, Сфинкса тайны!\Прочь, говорю я Сатане. \Сегодня запах роз случайно\Из сада долетел ко мне. ВИКТОР ГЮГО. Перевод В. Бугаевского ИЗ КНИГИ «ПЕСНИ УЛИЦ И ЛЕСОВ» 1865 PAULO MINORA CANAMUS <Будем петь помаленьку о малых делах (лат.).>\Другу
Расставив ноги, глядит, как с черного дна в маслянистой воде\медуза несет свое студенисто-упругое тело\туда, где отблеск последней зари расплавился, где \ дорожка луны наискосок сквозь залив пролетела, Раиса Мороз Вечерний Гондольер 2009. 163 номер У ПРИЧАЛА
Смертной Медуза была. Но бессмертны, бесстаростны были\ Обе другие. Сопрягся с Медузою той Черновласый\ На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных.\[280] После того как Медузу могучий Персей обезглавил,\ Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий. Гесиод. Перевод Викентия Вересаева 1933 ТЕОГОНИЯ
Уезжаешь, как обычно.\Не жалеешь старой Музы. \И меняется обличье\у сирены на Медузу. Валентина Гиндлер 2005 БАРДЫ РУ Песенка из кинофильма о нашей жизни\\Я звала тебя в пучину,
Ужасная Медуза, из Горгон -\Опаснейшая, охраняет брод;\Сама струя от смертных уст бежит,\Как некогда из жадных губ Тантала. Джон Мильтон. Перевод Аркадия Штейнберга Потерянный рай
Что жемчуг ей, что голос музы, \Что страсть и волны и закат, \Когда в глаза ее глядят \Ужасные зрачки медузы! Георгий Иванов
я, подобный нежной медузе, \чья кровь — синильная кислота, \что ни сделавший в этом странном союзе, \всё не то, не туда, не так; Рафаэль Левчин СУМЕРКИ ПРЕДАТЕЛЯ непоэма Speaking In Tongues
Медуза, ты, лишенная души,- Верней, душа твоя прониклась ядом В бесслезной, нескончаемой\Пускай никто со мной не станет рядом, Но я склоню колени — поспеши Проникнуть в душу мне последним взглядом. БИЛЛЕМ КЛОС. Перевод Е.Витковского МЕДУЗА
А если судорог медузы,\Зажатой в царственной руке,Слабее каменные узы,\Почиющие на реке? Бенедикт Ливщиц СЕГОДНЯ
И не хочется знать,\ну, нисколечко даже,\бу\у просто лежать,\как медуза на пляже. Феликс Чечик 2003 Из сборника «Ночное зрение» Аквар Акварель №1
Когда пленясь прозрачностью медузы,\Ее коснемся мы капризом рук,\Она, как пленник, заключенный в узы,\Вдруг побледнеет и погибнет вдруг. Марина Цветаева ОШИБКА
Мой друг – медуза мёртвая,\В песок волной прибитая.\И я – волной прибитая,\Медуза полоумная.\И мы, друг друга обходя,\Вернее, обплывая вскачь,\Слишком похожи на растяп,\Чтобы друг друга обжигать\Волною наших неудач. Татьяна Нешумова 1983
На берегу, соленый и послушный,\стоял Медуз и дергал шар воздушный\за ниточку. А ласточки-сноровки\его клевали, вытянув головки. Иван Карамазов
медузы Мы лежит на скале, как медузы на языке,\ Чьи прозрачные ткани не вкус — остроту таят.\ Вот прибой обожженный язык закопал в песке,\ Чтобы как-нибудь да охладить их горячий яд. Ренат Гильфанов ЛИМБ 2000 Ольге Родионовой У меня на ладони камней угловатых горсть.
Под колоколом полых Муз \ колышется пустой союз полипов ли? медуз? мокриц ли? брат бледнолицый! \ Не спрашивай и не таи. \ Как скальпы, шелестят твои \ былины (или небылицы?), \ брат бледнолицый. Александр Ожиганов
Во мне ж, как это ни печально,\ уже кончается завод.\ Лишь нежность тающей медузы\ лежит в ладонях, цельный кус\ голубоватый, лиловатый. Татьяна Риздвенко В ладонях жиденькую нежность,
Где секретарь над медузами?\ Волны не паспортизованы,\ штормы не мобилизованы,\ сталкиваются течения\ разного направления. Герман Дробиз 2001
От руки здесь мезузы\ Пишет вещие азы\ Писарь вечный.\ И работою такой\ Он душе своей покой\ Обеспечил. Любовь Брускина ЦФАТ
В них корчатся медузы медленно\ И медиально делятся на квадраты.\ Упрямые и квадратные — медузы дельные,\ Медузы — круглые,\ Медузы — угловатые. Игорь Тогунов. Из сборника «Виртуальность нежности» 1996 Ш И З О Н Д И А Д А Шизонд ; 12. Бред.
Видел и я свою кровь через тихие веки, — \ долго смотрел и любовь мне казалась медузой\ там, на закате, в клубящейся комнате зыбкой. \ Вещи двоились и зеркало смутно вращалось. Андрей Поляков
Вчера еще все ветви тяжелы\ от снега были. Где их грубый груз?\ Летящие по стали от иглы\ царапины и оптика медуз!\ Лишь театральной люстрою мороз\ зажгли, как ожил вмиг партер села:\ то лыжник пробежит, то водонос,\ как если б смерть, не оттепель, прошла. Алексей Пурин Из книги»Архаика» 1998 (ЛЫЖНЯ)\Охотники на снегу
Медузы ему обволакивают лицо,\ вулканы на илистом дне изрыгают чернила,\ и дно беспросветных омутов словно могила\ кишит трупоедами. Их темная сила\ раскручивает наших судеб колесо. \ Одухотворенье глубин еще не застыло.\ И Хельвиг насмешливо шепчет «как мило!». Вадим Месяц «Стороны света» 2008,8 Лейфу Эйрикссону, первочеловеку
Медузы жалкие рыбьи слёзы\ на обожженной воде. Ольга Зондберг Из сборника «Книга признаний» 1997 \ С ГОРКИ НАВСЕГДА1992-1996
Колодца сруб медузами зарос.\ Ведро отяжелело в десять раз.\ Уже пора впадать в анабиоз,\ реликтовый наладив керогаз.\ Бесполой Музы жалобный укол -\ во всех сосудах холодно, смотри!\ Стеклянный мир прозрачен и тяжел\ от PbO и Pb2O3.\ В лесу ревет белугой бензопил.\ Несет почтарь газет морозный сноп.\ И Ломоносов знобко залепил\ тебе снежком железным прямо в лоб. Алексей Пурин Из книги»Архаика» 1998 (ЛЫЖНЯ)\Охотники на снегу
Молчание синеющих медуз\\\ Я повторяла слепо наизусть \вой ревуна свечение медуз \угрюмо-ржавый запах солидола \и повелительные голоса глагола \но не было движения во мне \наоборот \ты целовал мой рот \чтобы молчало взорванное тело \так неподвижно словно я висела \на выношенном кожаном ремне Ольга Ильницкая Из цикла «ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ» Speaking In Tongues
Сердито лепятся капризные Медузы,\ Как плуги брошены, ржавеют якоря —\ И вот разорваны трех измерений узы\ И открываются всемирные моря. Осип Мандельштам 1913
…полдень день и пустота запахов и лени \дождик серого кота тянет на колени \в окнах мертвая листва гости все смеются \тянут чайные слова на зеленых блюдцах \сизый ветер год прошел день медуз и раков \раньше было хорошо нынче будет всяко Андрей Чернов ПАДАНЦЫ(1998)
А иначе зачем бы медузы с аттических стен\ в вечно запертом лестничном, как бы избыточном зале,\ где покатый каскад ослабелых коснулся колен,\ в трисмегистовых касках — змеились, стекали, свисали?\ Даже кажется: и перестроили спешно вокзал\ в потакающем, партикулярном, услужливом стиле\ лишь затем, чтобы он на такие ступени упал,\ чтобы своды такие тоску Аониды вместили. \ Алексей Пурин Из книги»Архаика» 1998 НЕДОУМЕНЬЕ
В её — не скажем — жидких волосах\уже почти что высохла медуза. \Стоит вода в створоженных глазах.\Торчит живот, изображая пузо\с воронкой недокрученной пупка,
Их пища — рваные медузы,\их страсть — обрушиться сюда:\царапает о камни пузо\и выпускает пар вода Алексей Остудин 2004
Когда-то мы комочками медуз\Уже лежали так, как мы лежим.\Наш мозг одним желанием томим\Рудиментарным: сбросить лишний груз.\Скорей бы, что ли, начался прилив -\Засохнет стих, и так он еле жив. Роберт Фрост. Перевод А.Кушнера БЕСПЛОТНИЧАНИЕ
Теперь, в помутневшее зеркало глядя, \ уже не наденешь бусы,\те, что придуманы ею, \ и не важен фантик от «Белочки».\У лужи с названием сладким \ мокнет в песке медузой\похожая очень, \ но все же другая девочка. Катерина Файн
Утро маской медузы уже появлялось над миром, Где со светом боролись мечты соловьев в камыше. Твой таинственный взгляд, провожая созвездие Лиры, Соколиный, спокойный, не видел меня на земле. Борис Поплавский
Утро маской медузы уже появлялось над миром, Где со светом боролись мечты соловьев в камыше. Твой таинственный взгляд, провожая созвездие Лиры, Соколиный, спокойный, не видел меня на земле. Борис Поплавский
Чернецу открылись глуби,\Где свистит китовый ус,\И тунцы проходы рубят\Сквозь прозрачный вал медуз.\Беглецу приснились выси,\В осыпях крутой подъем,\Где сосняк и кипарисы\Колют синий окоем. Леонид Китайник
В дрожи струй склонюсь я зыбко \На седую камня грудь, \Чтоб следить, как плавнем рыбка \Серебристый чертит путь, \И, покорствуя движеньям \Охлажденных бурей вод, \Мутно-лунным отраженьем \Лик медузы проплывет. Поликсена Соловьева Из сборника «Плакун-трава» 1909 ВОДОРОСЛЬ
Источник
Лик медузы
Лик Медузы, лик грозящий,
Встал над далью темных дней,
Взор — кровавый, взор — горящий,
Волоса — сплетенья змей.
Это — хаос. В хаос черный
Нас влечет, как в срыв, стезя.
Спорим мы иль мы покорны,
Нам сойти с пути нельзя!
В эти дни огня и крови,
Что сольются в дикий бред,
Крик проклятий, крик злословий
Заклеймит тебя, поэт!
Но при заревах, у плахи,
На руинах всех святынь,
Славь тяжелых ломов взмахи,
Лиры гордой не покинь.
Ты, кто пел беспечность смеха
И святой покой могил,
Ты от века — в мире эхо
Всех живых, всех мощных сил.
Мир заветный, мир прекрасный
Сгибнет в бездне роковой.
Быть напевом бури властной —
Вот желанный жребий твой.
С громом близок голос музы,
Древний хаос дружен с ней.
Здравствуй, здравствуй, лик Медузы,
Там, над далью темных дней.
Мне стыдно ваших поздравлений,
Мне страшно ваших гордых слов!
Довольно было унижений
Пред ликом будущих веков!
Довольство ваше — радость стада,
Нашедшего клочок травы.
Быть сытым — больше вам «е надо,
Есть жвачка — и блаженны вы!
Прекрасен, в мощи грозной власти,
Восточный царь Ассаргадон,
И океан народной страсти,
В щепы дробящий утлый трон!
Но ненавистны полумеры,
Не море, а глухой канал,
Не молния, а полдень серый,
Не агора, а общий зал.
На этих всех, довольных малым,
Вы, дети пламенного дня,
Восстаньте смерчем, смертным шквалом,
Крушите жизнь — и с ней меня!
Источник