Баба Яга истоки ее возникновения и положительная роль в сказках



Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок

Ткаченко, А. О. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок / А. О. Ткаченко, Н. П. Елисеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1250/ (дата обращения: 07.07.2021).

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey.

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга — одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она — из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель — олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках — совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

«костяная нога, старая, беззубая»,

«кричит громким голосом, свистит молодецким посвистом»

помогла герою, созвала буйные ветры

«морда жилиная, нога глиняная»

«костяная нога — холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

хотела съесть племянницу

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

«костяная нога — на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

помогла герою, дала клубочек

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % — отрицательный, 51 % — положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга — положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня — злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга — очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Источник

Баба-Яга: истоки ее возникновения и положительная роль в сказках.

Одним из самых интересных и неоднозначных образов сказочных героев является образ Бабы-Яги. Современные сказки показывают ее как злодейку и отрицательный персонаж, однако этот образ не так прост. Предлагаю вам рассмотреть Бабу-Ягу с незнакомой для вас стороны и узнать ее новые роли в знакомых вам сказках.

Начнем со смысла, заложенного в слове «Баба-Яга». Слово «баба» сегодня является просторечным и вульгарным обращением к женщине, но еще в первой половине 20 века «бабой» нейтрально называли любую замужнюю женщину. А если мы посмотрим еще дальше в исторические корни происхождения слова «баба», то можно обнаружить, что:

· в тюркском языке слово «баба» обозначало ритуальный объект – идол, каменное или деревянное изображение божества или духа. Такие идолы в древние времена устанавливали в степи;

· гунны – кочевники степи, так же ставили каменных баб в степях и на границах леса и степи Великой-Европейской (Русской) равнины задолго до возникновения славян. Вспомните, что в сказках Баба-Яга живет в избушке на границе леса;

· у шумеров была богиня, которую звали Баба (или Бау) – дочь верховного бога неба Ану, одного из старейших и наиболее почитаемых шумерских богов. К сожалению, изображения этой богини до нас не дошли. Баба была обычной локальной (для шумерского города-государства Лагаш) богиней-матерью с культом плодородия, которая была парной мужскому богу-отцу Нингирсу. Их супружеский союз праздновали каждый год;

· в Древнем Египте существовало очень важное божество, имеющее один корень с «бабой», а именно Бабуин — дух, стоящий на границе живых и мертвых миров.

Изучая происхождение слова «Яга» можно узнать, что:

· у малых народов Сибири «Яга-Яг» значит «первая, одинокая» или «река, несущая в потусторонний мир».

· Яга – от слова Яша. Яша – ящур-прародитель, хранительница рода и традиций – заботливая, но очень строгая и требовательная Берегиня.

· «Яга» так же созвучно со словом «йога». На санскрите слово йога имеет такие значения, как: «упряжка», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз». И здесь прослеживается связь с кочевниками и гунами: упряжка для лошадей, как и сами лошади, имеет жизненно важную роль для кочевников. А значение «союз», «единение» можно трактовать как связь между миром мертвых и живых.

История происхождения самого персонажа Бабы-Яги доподлинно неизвестна. Но существует предание о прекрасной юной Богине с каре-зелёными глазами и мягкими длинными русыми косами – в сказании ее зовут Йогиня, Йогиня-Матушка, так же ее называли Йогой Златой Ногой. Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. И была у неё особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне. Собирая беспризорных детей-сирот Йогиня доставляла их в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия гор. В предгорном Скиту Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц.

Читайте также:  Анализ одного юмористического рассказа зощенко

Таким образом, можно сказать, что образ Бабы-Яги – это трансформация древнейшего образа Матери-Богини. Эта Богиня повелевает как судьбами потустороннего мира, так и судьбами людей. Но образ Богини меняется с развитием человечества: из Йогини-Матушки Богиня превратилась в демоническое существо, злодейку сказок и охотницу за детьми. Как пример трансформации, вспомните, что в сказке «Гуси-Лебеди» Баба-Яга приказывает гусям воровать детей, выступая таким образом негативным персонажем.

Но давайте рассмотрим роль Бабы-Яги с точки зрения психологии современных сказок, а именно: помощь Бабы-Яги при прохождении испытаний главных героев на пути их инициации, то есть жизненного перехода героя на новую ступень развития.

Здесь следует добавить, что психологический анализ сказок показывает наличие определенных (нескольких) однотипных сюжетных линий для всех существующих сказок, хотя содержание самих сказок и даже география их появления многообразны. Например, в сказке «Финист – ясный сокол» мы видим «стандартное» развитие сюжета: главная героиня, девушка Марьюшка, полюбила доброго молодца Финиста и, чтобы обрести любимого, вынуждена пройти испытания. Очень многие сюжеты знакомых нам сказок и мифов строятся именно по такой структуре: герой (юная девушка или молодец) влюбляется, но для обретения своего счастья он или она проходит ряд испытаний. В конце испытаний героя ждет награда – встреча с любимым (любимой) и «пир на весь мир». С точки зрения психологического анализа прохождение испытаний есть этап инициации, то есть перехода из юности во взрослую жизнь. Проходя испытания в сказках, молодая девушка превращается в женщину, ведь встреча с любимым и последующая свадьба (которая в сказках не всегда показана, но подразумевается, например, таким словами как: «и жили они долго и счастливо») есть этап вступления во взрослую (половую) жизнь.

Говоря об общей структуре сказок, выделяют так же стандартные роли персонажей сказок. И кроме героев и злодеев в сказках присутствуют Дарители и Помощники, положительные персонажи, которые помогают героям на их пути инициации. Именно роль Дарителя и Помощника выполняет Баба-Яга в сказке «Финист – ясный сокол»:

« Вышла Марьюшка на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.

Говорит Марьюшка:

— Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.

Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-Яга Марьюшку, зашумела:

— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело лытаешь?

— Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.

— Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

— Спасибо тебе, бабушка!

— Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать… ».

Положительные примеры помощи Бабы-Яги можно найти и в других сказках. Например, в сказке «Царевна-лягушка», где Баба-яга помогает Ивану-Царевичу спасти свою возлюбленную Василису Премудрую и победить Кощея Бессмертного. Или в сказке «Василиса Прекрасная», где Баба-Яга дает Василисе огонь как награду за выполнение всех поручений и прохождение испытаний.

Если рассматривать Бабу-Ягу как помощника при прохождении юношеско-взрослых инициаций, то можно проследить связь с Матушкой-Йогиней: помощь детям-сиротам и обряд их посвящения в Жрецы являются такими же этапами инициации, как взросление главных героев в сказках.

В статье рассмотрено историческое появление Бабы-Яги и только одна ее роль в сказках. Но, безусловно, у этого персонажа есть еще и другие роли в сказках (например, роль повелительницы сил природы и животного мира), а также атрибутика Бабы-Яги с тайными смыслами: ее жилье – избушка на курьих ножках, ее облик – непривычно большой нос и так далее. Цель статьи – показать один из скрытых смыслов роли Бабы-Яги в психологии сказок и рассказать о проявлении такого поистине чудесного персонажа.

Источник

Проект «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»

Познакомиться с русским фольклором для выбора тех произведений, в которых встречается Баба Яга.

Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги, и выявить её добрые и злые поступки.

Организовать работу по подбору песен и стихов о Бабе Яге.

Создать коллекцию поделок и рисунков о Бабе Яге.

Поделить отобранные сказки на группы по роли Бабы Яги.

Создать классификационную таблицу для выбора преобладающей роли Бабы Яги.

Проблема проекта:

Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?

Чтобы ответить на все вопросы

• прочитать много русских народных сказок

• научиться анализировать сказки

• находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги

• учиться делать выводы

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии.Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Облик Бабы-Яги

Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога. У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело.

• На уроках изобразительногоискусства и технологии ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках; изделия из пластилина “Избушка на курьих ножках”; изделия из материала с использованием природных материалов “Баба Яга в ступе, с метлой”.

• На уроках музыки исполнялись песни Бабы Яги и о Бабе Яге

Вставить рисунки на 6 слайд

Где живет Баба-Яга

Баба-Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. У избушки нет ни окон, ни дверей. Вход — со стороны леса, то есть из мира смерти. Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа.

Средства передвижения Бабы-Яги

Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.

Окружение Бабы Яги

Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи — все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Руководит обрядом, знает прошлое и будущее

Отношение с людьми

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

советчица; повелительница сил природы и животного мира; охранительница-покровительница, следящая с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя

В некоторых сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырка. Царство ее находится за тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекой. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства.

С Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей

Похищает детей и стремится изжарить их в печи.

В избушке старая Баба-Яга прядёт кудель. А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет («Гуси-лебеди»)

Открывает героям секреты, дает советы, указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.

— Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. («Финист-ясный сокол»)

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

-Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали. («Василиса Прекрасная»)

Читайте также:  Элементы актуальности для темы Комплексный экономический анализ как инструмент повышения эффективности деятельности организации

Топит баню и выпаривает героя.

(«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»)

(«Марья Моревна»,

Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

В русских сказках Баба-Яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то советует Ивану- царевичу, как отыскать Елену Прекрасную.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи. «Будем знакомы!» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: Будем знакомы! Программное содержание: Продолжать знакомить.

«Путешествие в мир сказок». Проект по образовательной области «Коммуникация» Тема проекта: «Путешествие в мир сказок» Продукт: Создание книги сказок «Добрая Баба Яга». Цель: развитие творческой личности детей, развитие.

Источник

Проект по литературе "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного проекта полезна учащимся 5 классов на уроках литературы как итоговая работа и анализ прочитанных сказок, для проектных недель в школах.

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»»

Название проекта: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Полезность проекта: собранный и проиллюстрированный материал можно использовать на уроках литературы, что поможет расширить круг знаний учащихся, сделать процесс обучения интереснее, доступнее, эффективнее, создать среду, побуждающую детей к чтению.

Проблема исследования: А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему она живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал? Это вымышленный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Я решила побольше узнать об этом герое и найти ответы на все эти вопросы

Гипотеза исследования: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Объект исследования. многоликий, неоднозначный, издревле идущий образ Бабы Яги.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

Цель исследования: исследовать образ Бабы Яги, выявить пути становления его как сказочного героя.

прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

исследовать происхождение Бабы Яги;

показать уклад ее жизни;

сравнить добро и зло ее поступков;

провести опрос по теме работы среди учащихся;

обобщить полученные знания и сделать выводы.

Содержание проекта

Опрос одноклассников об образе Бабы Яга в русских сказках

Образ Бабы-Яги, костяной ноги

Где жила Баба-Яга?

4.Основные типы Бабы-Яги в русских народных сказках

5.Это сказочный или реальный персонаж?

6.Баба Яга – герой положительный или отрицательный?

7. Анализ результатов исследования. Общие выводы

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она — злобная ведьма — налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, — и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен

Все знают, кто она такая, и помнят практически всё о её проделках. Как правило, они весьма неприятны. И самой героине отводят место нечистой силы. Тем не менее, в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте её из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит всё остальное. Таким образом, без неё никуда.

Почему героиней моей работы стала именно Баба Яга? Всё очень просто. Когда я была совсем маленькой, Баба Яга была моей самой любимой героиней сказок.

Все мы с детства знаем, что живет Баба-Яга в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки. «Руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку метет». Слугами Бабы- Яги считают гадов (змей, лягушек, черных кошек, ворон). Черти и вся нечистая сила у нее в подчинении. Но всегда ли это так? И такая уж кровожадная эта Баба-Яга? На эти и другие вопросы постараемся ответить в работе.

Опрос одноклассников об образе Бабы Яга в русских сказках

Свою работу я начала с опроса одноклассников. Мне было интересно: что они думают о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

Кто такая Баба Яга?

Какой вы себе её представляете?

Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовало19 учеников нашего класса. Варианты ответов я занесла в таблицу.

«Результаты опроса учащихся»

Кто такая Баба Яга?

Злая сварливая старуха

Старушка с метлой

2. Какой вы себе её представляете?

3.Где она живёт?

В лесу в избушке на курьих ножках

На болоте в избушке

4.Чем занимается?

Ходит к Лешему в гости

Варит зелья, колдует

5.Как выглядит костяная нога?

Сделана из кости

Выглядит как у скелета

Из таблицы следует, что мнения ребят об образе Бабы Яги разнообразны. Каждый представляет себе Бабу Ягу по своему. Я решила проанализировать этот образ. Для этого я прочитала 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.

Образ Бабы-Яги, костяной ноги.

1.Родословная Бабы-Яги

С тех давних времен, когда славяне были язычниками и верили в языческих богов, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного считали злыми духами. Древние люди верили, что в лесу живут лешие, на деревьях сидят соловьи-разбойники, в воде прячутся водяные и русалки. По некоторым источникам Баба-Яга в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка — врата в подземное царство, которое славяне называли Навь. Там обитали души умерших, подземные демоны и боги. Баба-Яга — богиня на границе мира людей Яви и царства мёртвых Нави. Когда герой, переходящий из Яви в Навь в поисках мудрости и счастья попадал к Яге, она решала, достоин ли он получить тайные знания или должен умереть. В других мифах и сказках Баба-Яга — это тощая носатая старуха-волшебница с растрёпанными волосами, горящими злобой глазами. Баба-Яга — страшилище, сидящее в железной ступе с железным пестом. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Подобно ведьмам, посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору в ступе. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые олицетворяют явления и символы природы и житейских потребностей. Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, людоедку, которая живёт в таёжных лесах, где на белом мху растёт ягода ягель, а сам сосновый бор называется Яг. По названию бора и ягоды старушку отшельницу и знахарку назвали Бабой-Ягой. Живёт она в избушке на курьих ножках. Избушка её стоит в лесу, как раньше строили и строят охотники, на столбах или высоко срубленных пнях, без окон, без дверей, чтобы лесные звери не растащили добычу и припасы. Скорее всего, Яга жила в такой охотничьей избушке, потому что своего дома построить не могла, не было помощников. Чтобы напугать детей, говорили, что дом старушки стоит на курьих ножках, и что она не любит детей, питается ими и часто их крадет. Характер у нее скрытный и нелюдимый, голос грубый. Когда дома, проводит большую часть времени, сидя на печи. Знания имеет колдовские и непонятные. Сушит травы, варит разные зелья, знает старинные заклинания от сглаза, порчи, зубной боли. Люди боятся её, но когда очень нужно, приходят за помощью. Имеет физический недостаток – «костяную» ногу и ей удобнее не ходить, а летать. Летает в ступе, а то и на помеле, пестом подгоняет ступу, а метлой рулит и заметает след. Злая старуха — человек хозяйственный, кроме ступы с пестом, что заменяло в старину мельницу, имеет также кота, кот говорящий, по имени Баюн, возможно, умеет рассказывать сказки. Охотничьи дома были низенькими, поэтому и спит Баба Яга «нос в потолок». Если в добром настроении, то добру молодцу, который зашел к ней, загадки загадает, тайны приоткроет, накормит-напоит, а если в плохом, то дело может очень плохо кончиться, когда имеешь дело с хозяйкой леса.

2.Где жила Баба-Яга?

Вот одна из версий. На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Постоянное место обитания Яги – дремучий лес.

Читайте также:  Брендирование для повышения конкурентоспособности вузов

Живет она в маленькой избушке на курьих ножках. Вокруг избы – забор из человеческих костей. На заборе висят черепа. Вместо замка – пасть с острыми зубами. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Там лежит на лавке сама Баба Яга.

Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. «Финист – ясный сокол»

Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит — поворачивается. «Гуси – Лебеди»

Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка–избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба-Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет. Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай". Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом северных народов. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таёжников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа. Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках это широко известный на Севере "лабаз", или "чамья", – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся "к лесу задом, к путнику передом", чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Есть предположение, что "проблемы" Бабы-Яги с ногами (Баба-Яга – костяная нога), связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Ряд исследователей так рассказывают о появлении костяной ноги. Сначала Баба-Яга ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: «. бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».

И только после этого она поднялась со ступой в воздух. А чтобы летала её колесница побыстрее, Яга подгоняет её, постукивая пестом или железной палицей. Да ещё и подметает след за собой приделанным к ступе помелом. Где она несётся – бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Чем-то сродни это её «космическое» транспортное средство ковру-самолёту, которым она порой одаривала своих любимцев, и с крылатыми лошадьми из её несметных табунов.

Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»)

Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»)

Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе — образ одноногой Яги. Уже её одноногость является основанием, что она входит в круг божеств. Начало родословной от змеи. Она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею.

Источник

Исследовательская работа «Изучение образа Бабы Яги в русских народных сказках»

Образ художественный – то, что создано воображением писателя, поэта и передаётся воображению читателя.

Русские народные сказки –

Волшебные сказки –

Художественный образ —

Народные сказки — хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба — яга. Всем она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки.

Очень часто сказочные герои предстают перед нами в неприглядном виде. И часто мнение о них складывается не совсем верное. Вот и Бабу — ягу большинство людей считают отрицательным персонажем. А так ли это?

Таинственная и ужасная, хитрая и коварная, полная сказочного ужаса Баба — яга!

Все с детства знают, кто такая Баба — яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны.

Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны…

Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная?

Область нашего исследования — литература.

Тема: «Изучение образа Бабы — яги в русских народных сказках»

Актуальность : Традиционно Бабу ягу считают отрицательным героем. В жизни можно встретить даже такую ситуацию, когда человека из – за его неприглядного внешнего вида или черт его характера сравнивают с этим героем. Но я прочитала несколько сказок, в которых заметила, что Баба яга бывает и доброй, помогающей в трудную минуту другим героям сказок и решила доказать свою точку зрения. Этим и обоснована актуальность нашей работы.

Ценность работы заключается в том, что нами в ходе исследования было прочитано много русских народных сказок, в которых главным героем была Баба Яга. Все прочитанные сказки нами были проанализированы с целью изучения образа Бабы — яги. Мы считаем, что наша работа побудит учащихся к вдумчивому чтению литературных произведений.

Объект исследования: образ Бабы — яги в русских народных сказках.

Гипотеза: Мы предположили, что Баба — яга – отрицательный персонаж, так как она злая ведьма, у неё страшный внешний вид, её боятся дети, она всем вредит.

Цель работы: исследовать образ Бабы — яги, созданный в русских народных сказках.

Для реа лизации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

отобрать русские народные сказки, в которых Баба Яга является героем;

проанализировать русские народные сказки;

обобщить полученные данные;

Нами использовались следующие методы исследования :

анализ литературных и исторических источников информации;

анализ художественных произведений;

наблюдение над языковыми явлениями;

классификация и сравнение;

Теоретическое обоснование

В словаре С. И. Ожегова Ба́ба-яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки ) славянских народов , старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме .

В толковом словаре В.Даля — это сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны. Он говорит про неё: «Баба – яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Из энциклопедического словаря «Славянская мифология» Иванова В. В., Топорова В. Н. мы узнали, что Яга — от слова ягать, был раньше такой глагол. Обозначал он управлять своими мышцами. В культуре это подразумевает умение управлять своей энергией, силой, мышцами.

Баба-Яга живёт в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с насаженными на них черепами, которые способны взглядом превращать в пепел.

Очень интересна избушка на курьих ножках. Почему вдруг куриные?

В старославянской традиции умерших предков хоронили в «домовинах» — домах на ножках. Причём, ноги эти окуривали дымом. Отсюда мнение, что «куриные» просто ошибка произношения, дошедшая до нас через века. С другой стороны, домовины стояли на высоких пнях, которые чисто физически напоминали куриные ноги. Но и на этом гипотезы об «избушке на курьих ножках» не заканчиваются. Есть мнение, что все постройки в болотистой местности стояли на пнях и, в этом смысле, жилище Бабы-яги вовсе не оригинально, а исторически обычно. А ещё — курятина у славян являлась поминальной пищей.

Основной способ передвижения Бабы-яги – полёт в ступе. Широко известны кулинарные таланты старушки.

Крылатые фразы Бабы-яги : «Чую, чую – человечьим духом пахнет!», «Покатаюся, поваляюся, человечьего мясца поевши», «Много будешь знать – скоро состаришься»

Верные слуги бабы-яги: кот Баюн, Ворон, Гуси-лебеди.

Друзья: Леший, Кикимора, Соловей — разбойник, Черти, Кощей бессмертный, Лихо одноглазое.

Образ Бабы — яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В ту далёкую эпоху, когда ещё не было богов, а женщины являлись главой рода, Баба-яга была – могущественной богиней, хранительницей обычаев и традиций, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь. Со временем из берегини рода Баба-яга превратилась в зловредную старуху. Постепенно этот образ всё усложнялся, негативные черты заслонили положительные, и стали ведущими.

Источник

Adblock
detector