Анализ всего текста евгения онегина
Анализ романа «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин)
В «Евгении Онегине» отразилась вся жизнь русского общества начала XIX века. Однако спустя два столетия это произведение интересно не только в историческом и литературном плане, но и в плане актуальности вопросов, которые поставил перед читающей публикой Пушкин. Каждый, открывая роман, находил в нем что-то свое, сопереживал героям, отмечал легкость и мастерство стиля. А цитаты из этого произведения давно стали афоризмами, их произносят даже те, кто саму книгу и не читал.
История создания
А.С. Пушкин создавал это произведение около 8 лет (1823-1831). История создания «Евгения Онегина» началась в Кишиневе в 1823 году. В нем отразился опыт «Руслана и Людмилы», но предметом изображения послужили не исторические и фольклорные персонажи, а современные герои и сам автор. Также поэт начинает работать в русле реализма, постепенно отказываясь от романтизма. В период Михайловской ссылки он продолжал работу над книгой, а завершил ее уже во время вынужденного заточения в селе Болдино (Пушкина задержала холера). Таким образом, творческая история произведения вобрала в себя самые «плодородные» годы творца, когда его мастерство эволюционировало с бешеной скоростью. Так что в его романе отразилось все то, чему он научился за это время, все, что он познал и почувствовал. Возможно, этому обстоятельству произведение обязано своей глубиной.
Сам автор называет свой роман «собраньем пестрых глав», каждая из 8 глав обладает относительной самостоятельностью, ведь написание «Евгения Онегина» длилось долго, и каждый эпизод открывал определенный этап в жизни Пушкина. По частям книга и выходила, выпуск каждой становился событием в мире литературы. Полное издание увидело свет только в 1837 году.
Жанр и композиция
А.С. Пушкин определял свое произведение как роман в стихах, подчеркивая, что оно лиро-эпическое: сюжетная линия, выраженная любовной историей героев (эпическое начало), соседствует с отступлениями и авторскими размышлениями (лирическое начало). Вот, почему жанр «Евгения Онегина» называют «романом».
«Евгений Онегин» состоит из 8 глав. В первых главах читатели знакомятся с центральным персонажем Евгением, переезжают вместе с ним в деревню и встречают будущего приятеля – Владимира Ленского. Далее драматизм повествования увеличивается за счет появления семейства Лариных, особенно Татьяны. Шестая глава – кульминация отношений Ленского и Онегина и бегство главного героя. А в финале произведения происходит развязка сюжетной линии Евгения и Татьяны.
Лирические отступления связаны с повествованием, но это также диалог с читателем, ими подчеркивается «свободная» форма, близость к задушевной беседе. Этим же фактором можно объяснить незавершенность, открытость финала каждой главы и романа в целом.
О чем?
Молодой, но уже разочаровавшийся в жизни дворянин получает в наследство имение в деревне, отправляется туда, надеясь развеять свою хандру. История Евгения Онегина начинается с того, что он вынужден был сидеть с больным дядей, который и оставил племяннику свое родовое гнездо. Однако деревенский быт скоро наскучивает герою, его существование стало бы невыносимым, если бы не знакомство с поэтом Владимиром Ленским. Приятели – «лёд и пламень», но различия не мешали дружеским отношениям. Сравнительная характеристика Ленского и Онегина поможет в этом разобраться.
Ленский знакомит друга с семейством Лариных: старушкой-матерью, сестрами Ольгой и Татьяной. Поэт давно влюблен в Ольгу, ветреную кокетку. Гораздо серьезнее и цельнее характер Татьяны, которая сама влюбляется в Евгения. Ее воображение давно рисовало героя, осталось только появиться кому-нибудь. Девушка страдает, терзается, пишет романтическое письмо. Онегин же польщен, но понимает, что не может ответить на столь страстное чувство, поэтому дает жесткую отповедь героине. Это обстоятельство повергает ее в депрессию, она предчувствует беду. И беда действительно пришла. Онегин решает отомстить Ленскому из-за случайной размолвки, но выбирает ужасное средство: заигрывает с Ольгой. Поэт оскорблен, вызывает вчерашнего друга на дуэль. Но виновник убивает «невольника чести» и уезжает навсегда. Суть романа «Евгений Онегин» заключается даже не в том, чтобы показать все это. Главное, на что стоит обратить внимание, это описание русской жизни и психологизма персонажей, который развивается под влиянием изображенной атмосферы.
Однако отношения Татьяны и Евгения не окончены. Они встречаются на светском вечере, где герой видит не наивную девочку, а зрелую женщину в полном блеске. И влюбляется сам. Также терзается и пишет послание. И встречает такую же отповедь. Да, красавица ничего не забыла, но поздно, она «другому отдана»: Татьяна отвергает Онегина. Несостоявшийся любовник остается ни с чем.
Главные герои и их характеристика
Образы героев «Евгении Онегине» — не случайная подборка действующих лиц. Это миниатюра российского общества того времени, где скрупулёзно перечислены все известные типажи знатных людей: небогатый помещик Ларин, его светская, но опустившаяся в деревне супруга, возвышенный и несостоятельный поэт Ленский, его ветреная и легкомысленная пассия и т.д. Все они представляют императорскую Россию времен своего расцвета. Не менее интересен и самобытен образ автора. Ниже представлена характеристика главных героев:
- Евгений Онегин – главный герой романа. Он несет в себе неудовлетворенность жизнью, усталость от нее. Пушкин подробно рассказывает о среде, в которой вырос юноша, о том, как среда формировала его характер. Воспитание Онегина типично для дворян тех лет: поверхностное образование, направленное на то, чтобы быть успешным в приличном обществе. Он подготавливался не для настоящего дела, а исключительно для светских развлечений. Поэтому смолоду устал от пустого блеска балов. Он обладает «души прямым благородством» (чувствует дружескую привязанность к Ленскому, не обольщает Татьяну, пользуясь ее любовью). Герой способен на глубокое чувство, но боится потерять свободу. Но, несмотря на благородство, он — эгоист, и самолюбование лежит в основе всех его чувств. В сочинении Образ Евгения Онегина написана наиболее подробная характеристика персонажа.
- Очень сильно отличается от Татьяна Ларина, этот образ предстает идеальным: цельная, мудрая, преданная натура, готовая на все ради любви. Она выросла в здоровой среде, на природе, а не в свете, поэтому в ней сильны настоящие чувства: доброта, вера, достоинство. Девушка любит читать, в книгах она и почерпнула образ особенный, романтический, овеянный тайной. Именно этот образ воплотился в Евгении. И Татьяна со всей страстностью, правдивостью и чистотой отдалась этому чувству. Она не обольщала, не кокетничала, а взяла на себя смелость признаться. Этот отважный и честный поступок не нашел отклика в сердце Онегина. Он полюбил ее на семь лет позже, когда она блистала в свете. Слава и богатство не принесли счастья женщине, она вышла за нелюбимого, но ухаживания Евгения невозможны, семейные клятвы для нее святы. Подробнее об этом в сочинении образ Татьяны Лариной.
- Сестра Татьяны Ольга не представляет большого интереса, в ней нет ни одного острого угла, все округло, не зря Онегин сравнивает ее с луной. Девушка принимает ухаживания Ленского. И любого другого человека, потому что, почему бы и не принять, она кокетлива и пуста. Между сестрами Лариными сразу наблюдается громадное различие. Младшая дочь пошла в мать, ветреную светскую особу, которую насильно заточили в деревне.
- Однако именно в кокетливую Ольгу влюбился поэт Владимир Ленский. Наверное, потому что пустоту легко наполнить собственным содержанием в мечтах. Герой еще горел скрытым огнем, тонко чувствовал и мало анализировал. В нем высоки моральные понятия, поэтому он чужд свету и не отравлен им. Если Онегин беседовал и танцевал с Ольгой лишь от скуки, то Ленский увидел в этом предательство, бывший друг стал коварным искусителем безгрешной девушки. В максималистском восприятии Владимира это сразу разрыв отношений и дуэль. В ней поэт проиграл. Автор ставит вопрос, что же могло ждать персонажа при благоприятном исходе? Вывод неутешителен: Ленский женился бы на Ольге, стал бы обыкновенным помещиком и опошлился в рутинном прозябании. Также вам может понадобиться сочинение образ Ленского.
- Основная тема романа «Евгений Онегин» обширна – это русская жизнь. В книге показан быт и воспитание в свете, в столице, деревенский быт, нравы и занятия, нарисованы типичные и при этом уникальные портреты персонажей. Спустя почти два века в героях находятся черты, присущие и современным людям, эти образы глубоко национальны.
- Тема дружбы также отражена в «Евгении Онегине». Главный герой и Владимир Ленский находились в тесной дружбе. Но можно ли считать ее настоящей? Они сошлись по случаю, от скуки. Евгений искренне привязался к Владимиру, который своим душевным огнем согревал холодное сердце героя. Однако столь же быстро он готов оскорбить друга, заигрывая с его любимой, которая и рада этому. Евгений думает только о себе, ему абсолютно неважны чувства других людей, поэтому он не смог сохранить товарища.
- Любовь – тоже важная тема произведения. О ней говорят почти все писатели. Пушкин не стал исключением. В образе Татьяны выражена истинная любовь. Она может развиться вопреки всему и остаться на всю жизнь. Онегина никто не любил и не полюбит так, как главная героиня. Упустив такое, остаешься несчастным на всю жизнь. В отличие от жертвенного, всепрощающего чувства девушки, эмоции Онегина – это самолюбие. Он испугался робкой девочки, влюбившейся впервые, ради которой надо было бы бросить опротивевший, но привычный свет. Но Евгений был покорен холодной светской красавицей, у которой бывать – уже честь, не то, что любить ее.
- Тема лишнего человека. Веяние реализма, появляется в творчестве Пушкина. Именно окружение воспитало Онегина таким разочарованным. Именно оно предпочитало видеть в дворянах поверхностность, направленность всех их усилий на создание светского блеска. И больше ничего не надо. Напротив, воспитание в народных традициях, общество простых людей делало душу здоровой, а натуру цельной, как у Татьяны.
- Тема преданности. Верна своей первой и самой сильной любви Татьяна, а легкомысленна, изменчива и заурядна Ольга. Сестры Ларины полностью противоположны. В Ольге отражается типичная светская девушка, для которой главное – она сама, отношение к ней, потому можно и изменять, если есть вариант получше. Стоило Онегину сказать пару приятных слов, она и забыла про Ленского, привязанность которого гораздо сильнее. Сердце же Татьяны верно Евгению всю жизнь. Даже когда он растоптал ее чувства, она долго ждала и не могла найти другого (опять в отличие от Ольги, которая быстро утешилась после смерти Ленского). Героине пришлось выйти замуж, но в душе она продолжала быть верной Онегину, хоть и любовь перестала быть возможной.
Проблемы
Весьма показательна проблематика в романе «Евгений Онегин». Она открывает не только психологические и социальные, но и политические недостатки и даже целые трагедии системы. Например, потрясает устаревшая, но от этого не менее жуткая, драма матери Татьяны. Женщину выдали замуж подневольно, и она сломалась под натиском обстоятельств, став злой и деспотичной хозяйкой ненавистного имения. А вот, какие актуальные проблемы поднял автор:
- Главная проблема, которая поднимается во всем реализме в целом, и Пушкиным в «Евгении Онегине» в частности, – разрушающее влияние светского общества на душу человека. Лицемерное и алчное окружение отравляет личность. Оно предъявляет внешние требования приличия: молодой человек должен знать немного по-французски, немного читать модную литературу, быть прилично и дорого одет, то есть производить впечатление, казаться, а не быть. И все чувства здесь также фальшивы, они только кажутся. Вот почему светское общество отнимает лучшее у людей, оно охлаждает самый яркий пламень своим холодным обманом.
- Хандра Евгения – еще один проблемный вопрос. Почему главный герой впадает в депрессию? Не только из-за того, что его испортило общество. Главная причина – он не находит ответ на вопрос: зачем все это? Зачем он живет? Чтобы ездить в театры, на балы и приемы? Отсутствие вектора, направления движения, осознание бессмысленности существования – вот чувства, которые охватывают Онегина. Здесь перед нами встает извечная проблема смысла жизни, который так сложно найти.
- Проблема эгоизма отражается в образе главного героя. Поняв, что никто его не полюбит в холодном и равнодушном мире, Евгений стал сам себя любить больше всех на свете. Поэтому ему плевать на Ленского (он только развевает скуку), на Татьяну (она может отнять свободу), он думает только о себе, но за это наказан: остается совершенно один и отвергнут Татьяной.
Основная мысль романа «Евгений Онегин» заключается в критике существующего жизненного порядка, который обрекает более-менее незаурядные натуры на одиночество и гибель. Ведь сколько потенциала в Евгении, а дела нет, только светские интриги. Сколько душевного огня во Владимире, а кроме гибели его может ждать только опошление в крепостнической, удушающей среде. Сколько душевной красоты и ума в Татьяне, а она может только быть хозяйкой светских вечеров, наряжаться и вести пустые разговоры.
Люди, которые не думают, не размышляют, не страдают – вот те, кому подходит существующая реальность. Это общество потребления, которое живет за счет других, которое блистает в то время, пока те, «другие», прозябают в бедности и грязи. Мысли, над которыми задумался Пушкин, заслуживают внимания и поныне, остаются важными и насущными.
Еще один смысл «Евгения Онегина», который закладывал Пушкин в своем произведении, — это показать, как важно сохранить индивидуальность и добродетель, когда вокруг свирепствуют соблазны и моды, которые подчиняют себе не одно поколение людей. Пока Евгений гнался за новыми тенденциями, разыгрывал из себя холодного и разочарованного героя Байрона, Татьяна слушала голос сердца и оставалась верна себе. Поэтому она находит счастье в любви, хоть и безответной, а он – одну лишь скуку во всем и всех.
Особенности романа
Роман «Евгений Онегин» — принципиально новое явление в литературе начала XIX века. У него особая композиция – это «роман в стихах», лиро-эпическое произведение большого объема. В лирических отступлениях вырисовывается образ автора, его мысли, чувства и идеи, которые он хочет донести до читателей.
Пушкин поражает легкостью, певучестью своего языка. Его литературный стиль лишен тяжеловесности, дидактичности, автор умеет говорить о сложных и важных вещах просто и понятно. Конечно, многое нужно читать между строк, так как суровая цензура была безжалостна и к гениям, однако поэт тоже не лыком сшит, поэтому сумел в изящности стиха поведать о социально-политических проблемах своего государства, которые успешно замалчивались в печати. Важно понимать, что до Александра Сергеевича русская поэзия была иной, он совершил своеобразный «переворот игры».
Особенность также заключена в системе образов. Евгений Онегин – первый в галерее «лишних людей», в которых заключен громадный потенциал, не способный найти воплощения. Татьяна Ларина «подняла» женские образы с места «нужно главному герою кого-то любить» до самостоятельного и цельного портрета русской женщины. Татьяна – одна из первых героинь, которая выглядит сильнее и значительнее главного героя, а не прячется в его тени. Так проявляется направления романа «Евгений Онегин» — реализм, который еще не раз откроет тему лишнего человека и затронет тяжелую женскую судьбу. Кстати, эту особенность мы тоже описали в сочинении «Онегин – лишний человек».
Реализм в романе «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» ознаменовывает переход Пушкина к реализму. В этом романе автор впервые поднимает тему человека и общества. Личность не воспринимается отдельно, она – часть социума, который воспитывает, накладывает определенный отпечаток или же полностью формирует людей.
Главные герои типичны, но при этом уникальны. Евгений – аутентичный светский дворянин: разочарованный, поверхностно образованный, но при этом не похож на окружающих – благородный, умный, наблюдательный. Татьяна – обычная провинциальная барышня: воспитана на французских романах, наполнена сладкими мечтами этих произведений, но при этом она «русская душою», мудрая, добродетельная, любящая, гармоничная натура.
Именно в том, что читатели в течение двух веков видят в героях себя, своих знакомых, именно в неизбывной актуальности романа и выражается его реалистическая направленность.
Критика
Роман «Евгений Онегин» вызвал большой отклик у читателей и у критиков. По словам Е.А. Баратынского: «Каждый о них толкует по своему: одни хвалят, другие бранят и все читают». Современники ругали Пушкина за «лабиринт отступлений», за недостаточно прописанный характер главного героя, небрежность языка. Особенно отличился рецензент Фаддей Булгарин, который поддерживал правительство и консервативную литературу.
Однако лучше всего роман понял В.Г. Белинский, называвший его «энциклопедией русской жизни», произведением историческим, несмотря на отсутствие исторических персонажей. Действительно, современный любитель изящной словесности может изучать «Евгения Онегина» и с этой точки зрения, чтобы узнать больше о дворянском обществе начала XIX века.
И спустя век продолжалось осмысление романа в стихах. Ю.М.Лотман видел в произведении сложность, парадоксальность. Это не просто сборник цитат, знакомых с детства, это «органический мир». Все это доказывает актуальность произведения и его значимость для русской национальной культуры.
Чему учит?
Пушкин показал жизнь молодежи, как может сложиться ее судьба. Конечно, судьба зависит не только от среды, но и от самих героев, но влияние социума бесспорно. Поэт показал главного врага, который поражает молодых дворян: праздность, бесцельность существования. Вывод Александра Сергеевича прост: творец призывает не ограничивать себя светскими условностями, глупыми правилами, а жить полной жизнью, руководствуясь нравственными и духовными составляющими.
Эти идеи остаются актуальными и поныне, перед современными людьми часто встает выбор: жить в гармонии с собой или ломать себя ради каких-то выгод или общественного признания. Выбирая второй путь, гоняясь за иллюзорными мечтами, можно потерять себя и с ужасом обнаружить, что жизнь закончена, а так и ничего не сделано. Именно этого нужно бояться больше всего.
Источник
Краткий анализ романа «Евгений Онегин» по плану
Александр Сергеевич Пушкина начал работать над романом 9 мая 1823 года, находясь в южной ссылке в Кишиневе. А закончил его в период Болдинской осени, в 1830 году.
За семь лет работы над романом в жизни поэта произошло множество важных событий:
- он побывал не только в южной ссылке, но и в ссылке в Михайловском селе,
- пережил расставание с близкими друзьями после восстания декабристов,
- совершил путешествие на Кавказ, где шли военные действия,
- и решил жениться на Наталье Гончаровой.
2. Литературное направление
Литературным направлением романа является реализм.
3. Род
Родом является лиро-эпос — соединение лирики и эпоса или сюжетное повествование с лирическими отступлениями автора.
4. Жанр
Жанр произведения — роман в стихах.
5. Проблематика
В романе затрагивается большое количество проблем:
- выбор пути развития России
- социальной справедливости
- человека и общества
- конфликта долга и чувства
- мечты и реальности
- чести и бесчестия,
- мнимого и подлинного чувства,
- молодости и зрелости,
- России и заграницы,
- свободы и рабства
- внешней и внутренней красоты.
6. Тематика
В романе рассматривается большое количество тем:
7. Идея
Идея произведения заключается в развенчании культа гордого человека (Евгений), в попытке возвращения к национальным истокам, традициям, родовой памяти (Татьяна).
8. Пафос (эмоциональный фон)
Роман Пушкина представляет собой яркую палитру душевных переживаний героев. Самым эмоциональным персонажем является Татьяна, которая противопоставляется холодному Евгению.
В произведении есть и любовь с первого взгляда, и ревность, и нешуточные страдания, и даже убийство. Все это приводит к эмоциональному перерождению Онегина.
9. Система образов
Образы персонажей создаются через предметный ряд, который их окружает: природа, жилища, личные вещи.
Так, раскрытию характера Онегина способствует описание его кабинета, предметов одежды, города, в котором он живет.
Для характеристики Татьяны описывается обилие книг, сонник, деревенские пейзажи, космические образы.
Такие персонажи как Ольга и Ленский написаны контурно. «Всегда восторженная речь // И кудри чёрные до плеч» (Ленский), «Всегда скромна, всегда послушна, // Всегда как утро весела…» (Ольга). Это герои второго плана, поэтому в романе нет подробных описаний окружающих их предметов.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами романа являются: Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Ольга Ларина и Владимир Ленский.
Характеристика Евгения Онегина состоит из описания его воспитания, образования, распорядка жизни, деталей жилища и костюма. Он не любит искусство, равнодушен к литературе, нигде не служит. Праздность и бездеятельность заставляют его испытывать постоянную скуку. На протяжении времени герой меняется, становясь серьёзнее и вдумчивее.
Татьяна Ларина — самый любимый персонаж автора. Для А. С. Пушкина гораздо важнее внутренний мир героини. Именно ему уделяется наибольшее внимание. Она скромна, молчалива, и даже «дика», но в глубине ее души таятся неизведанные силы. Робкая мечтательная девушка способна на глубокое всепоглощающее чувство и на отчаянно смелый поступок.
Напротив, внешность Ольги Лариной подробно описывается: «льняные локоны», «голубые глаза», круглое, румяное лицо. Пушкин любуется внешностью своей героини, но с грустью говорит о том, что такой тип женщины «надоел», так как встречается в любом романе.
Владимир Ленский искренне «верит мира совершенству». Простодушный наивный герой живет в созданном им романтическом мире. Он романтик и поэт.
11. Лирический герой
Образ Автора в произведении существует на особых правах и живёт полноценной жизнью. Именно поэтому мы имеем все основания говорить о наличии в тексте романа лирического героя.
Однако поэт не отождествляет себя полностью ни с одним из героев. Он даже настаивает на том, чтобы критики видели различие между ним и Онегиным.
В своих лирических отступлениях автор затрагивает несколько тем:
- воспоминания о собственной юности;
- описания своих современников;
- размышления о несовершенстве общественного устройства;
- описания природы;
- философские высказывания о любви и искусстве;
- авторские характеристики героев.
В «Евгении Онегине» Пушкин оставил нам автопортрет, на фоне которого живут и действуют остальные персонажи романа.
12. Сюжет (главные события)
Основные события романа в хронологическом порядке:
- Онегин праздно живет в Петербурге.
- После смерти дяди ему достается поместье в деревне, куда Евгений переезжает.
- В деревне Онегин знакомится с Ленским, они становятся друзьями.
- Ленский знакомит Онегина с семьей Лариных, в частности с дочерями: Ольгой и Татьяной.
- Ленский влюблен в Ольгу, он ухаживает за ней.
- Татьяна влюбляется в Евгения, она пишет ему письмо с признанием.
- Онегин отвергает Татьяну.
- Ленский приглашает Онегина на именины к Татьяне.
- Онегин ухаживает за Ольгой на празднике.
- Ленский вызывает Онегина на дуэль.
- Онегин убивает Ленского.
- Онегин уезжает из деревни, чтобы забыть убийство друга.
- Ольга выходит замуж за другого.
- Татьяну отправляют в Москву, чтобы выдать ее замуж.
- Через несколько лет Евгений встречает на балу замужнюю Татьяну и влюбляется в нее.
- Он признается ей в любви в письме.
- При встрече Татьяна отказывает Евгению.
13. Композиция
Роман Пушкина «Евгений Онегин» являет собой классический пример зеркальной композиции: беседа Онегина и Татьяны в саду повторяется в последней сцене романа.
Композиционно роман состоит из следующих частей:
- 1 глава — расширенная экспозиция (знакомство с Онегиным)
- 2 глава — завязка сюжетной линии«Онегин — Ленский» (знакомство Евгения и Владимира)
- 3 глава — завязка сюжетной линии «Онегин — Татьяна» (знакомство Евгения и Татьяны, письмо Татьяны)
- 4 глава — развитие событий (отказ Татьяне)
- 5 глава — развитие событий (день рождения Татьяны)
- 6 глава — кульминация и развязка сюжетной линии «Онегин — Ленский» (Евгений убивает Владимира на дуэли)
- 7 глава — развитие событий (Евгений уезжает в путешествие, Татьяна уезжает в Москву)
- 8 глава — кульминация и развязка сюжетной линии «Онегин — Татьяна» (встреча героев, признание Евгения и отказ Татьяны).
14. Художественное своеобразие
Знаменитый пушкинский роман уникален на уровне формы и на уровне содержания.
Во-первых, это первый русский роман, и при этом – в стихах.
Во-вторых, роман вобрал в себя приметы целой эпохи, её обычаи, нравы, подробности проведения балов и званых вечеров, описания театров, модных салонов, гастрономических и модных мелочей. Его назвали «энциклопедией русской жизни».
Наконец, «Евгений Онегин» — роман неоконченный, что было очень нетипично для литературы того времени.
15. Поэтика
Поэтика или набор художественных средств, использованных Пушкиным при создании романа «Евгений Онегин», демонстрирует широчайшую образную палитру поэта, метафорические и стилистические богатства русского языка.
Основные поэтические особенности романа:
- жанровое своеобразие,
- оригинальная зеркальная композиция,
- чередование портретных и пейзажных характеристик с повествовательными элементами,
- своеобразие строфики и ритмики,
- образность,
- афористичность.
16. Особенности языка
Пушкин применяет для большей проникновенности множество иностранных слов. Так сразу становится ясно, что в ту пору модным течением было следование и подражание европейским стандартам.
В то же время в произведении присутствует множество устаревших слов, историзмов, фольклорных мотивов, которые сближают высокое произведение (роман) с народным творчеством.
17. Тропы
В романе присутствуют:
Все это придает красочность произведению и усиливает образы.
18. Стихотворный размер и рифма
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» написан особым стихотворным размером, который имеет название «онегинская строфа».
Она состоит из 14 строк, которые рифмуются по следующей схеме:
AВAВ CCDD EFFE GG
То есть в романе присутствуют все виды рифм:
- перекрестная AВAВ
- смежная CCDD
- кольцевая EFFE
- двустишие с парной рифмой GG
Роман написан полностью онегинской строфой за исключением нескольких отрывков:
- письмо Татьяны,
- письмо Евгения
- и песня девушек.
19. Значение произведения
В своём произведении Пушкин с энциклопедическим размахом рассказал о жизни русского общества первой трети девятнадцатого века. Создал «энциклопедию русской жизни» того времени.
20. Актуальность
Автор затронул вопросы, которые актуальны по сей день:
- чести и бесчестия,
- любви и дружбы,
- истинных и ложных чувств,
- важности русской культуры, и многих других.
Он создал портрет представителя «золотой молодёжи» в худшем, ироническом понимании этого термина. Сегодня мы видим немало примеров онегинского отношения к жизни среди своих современников. Его также можно назвать потребительским.
21. Мое отношение
Мне нравится оригинальность жанра произведения, простота его подачи. Благодаря тому, что роман написан «онегинской строфой», текст разбит на короткие, ёмкие, легко запоминающиеся эпизоды.
Воспринимается он легко и непринуждённо, как будто рассказчик беседует с тобой, сидя на скамейке в парке или гуляя по Набережной Невы.
Пушкину удалось придать богатому социально-философскому и культурно-историческому материалу совершенную художественную форму.
Роман понравился мне своей глубиной, оригинальностью, актуальностью сюжета и богатством образов.
22. Чему учит роман
История Онегина и Татьяны навсегда останется в моей памяти как один из главных жизненных уроков, преподнесённых нам гением русской литературы А. С. Пушкиным.
Он показал, как молодой человек, умный и благородный от природы, обладавший большими возможностями, превратился в эгоиста, разочаровался во всём, что его окружало.
Евгений Онегин не осознавал ценности любви и дружбы, и за это он был наказан судьбой.
Роман учит нас размышлять о жизни, не забывать о существовании общечеловеческих ценностей, на которых основывается жизнь во все времена.
Источник
Анализ всего текста евгения онегина
Цитата: «Я к вам пишу — чего же боле. ».
История создания
В 1823 г. во время южной ссылки Пушкин пришёл к тому, что романтизм уже не удовлетворяет его требованиям. Он задумал написать масштабный реалистический роман в стихах. Так родился замысел романа «Евгений Онегин».
Публиковался «Евгений Онегин» отдельными главами, и каждая из них становилась значительным событием в русской литературной жизни.
Автор ставил перед собой целью создание романа как «собранья пёстрых глав»: каждая глава этого романа имела вполне завершённый вид и вполне могла стать финальной. В то же время «Евгений Онегин» стал для того времени полноценной «энциклопедией русской жизни» (В. Г. Белинский): в нём отразилось всё — что люди ели, о чём говорили, куда ездили, что носили, какими идеями и ценностями дорожили. Вся русская жизнь отражена кратко и ненавязчиво, она будто бы лишь служит фоном любовной истории Онегина и Татьяны.
Проблематика:
- проблема счастья и долга (Татьяна — Евгений);
- истинные и мнимые ценности;
- личность и общество (Евгений);
- поиск смысла жизни.
Смысл названия: название романа в стихах по имени главного героя позволило автору уйти от подсказок и интерпретаций и дать возможность читателю расставлять акценты и смысловые приоритеты самостоятельно.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман в стихах.
Жанровые особенности: в «Евгении Онегине» присутствуют элементы и эпоса, и лирики. Если чертами эпоса в этом романе являются значительный объём, разветвлённый сюжет, подробное описание фактов жизни, то лирическое начало в «Евгении Онегине» представлено описанием чувств и переживаний главного героя, а также лирическим героем-автором, ведущим с читателем постоянный диалог — то грустный, то лукавый.
Время и место действия: действие происходит в 1820-е годы в Петербурге, в деревне, в Москве и снова в Петербурге.
Действующие лица
- Евгений Онегин — молодой человек 24 лет, дворянин.
- Татьяна Ларина — романтическая девушка, впоследствии — светская львица и верная жена.
- Ольга Ларина, её сестра — хорошенькая, но пустая девушка. На год младше Татьяны.
- Владимир Ленский — юный романтик и поэт, влюблённый в Ольгу Ларину.
- Няня Татьяны — верная подруга девушки.
- Зарецкий — секундант на дуэли Онегина и Ленского.
- Муж Татьяны Лариной — «важный генерал».
- Автор — лирический герой (сам Пушкин), комментирующий всё происходящее либо отвлекающийся от него.
- Дмитрий и Прасковья Ларины — родители Татьяны и Ольги.
- Княжна Алина — двоюродная сестра Прасковьи Лариной, живущая в Москве.
- Провинциальные помещики.
Краткое содержание
Глава 1
Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к заболевшему дяде.
В первой главе автор иронично описывает главного героя. Евгений умел рассуждать обо всём, ни во что не погружаясь слишком глубоко, умел к месту промолчать и пошутить, модно одевался и пользовался успехом у женщин. Обычный день Евгения таков: позднее пробуждение, прогулка, ресторан, театр, бал — и возвращение домой под утро. При этом от светского общества Евгений порядком устал. Молодой человек хотел посвятить себя литературе, но «труд упорный ему был тошен».
Автор-повествователь сообщает, что познакомился с Евгением именно в это время и планировал отправиться с ним в путешествие, но тут скончался отец Евгения, оставив после себя только долги. Тот самый дядя, который «не в шутку занемог», планировал оставить Евгению наследство. И, приехав в деревню, молодой человек узнаёт, что дядя скончался, а он получил в своё распоряжение всё дядино состояние.
Глава 2
Евгений решает пожить в деревне. Он упрощает жизнь крестьянам, заменяя барщину лёгким оброком, и не общается с соседями вовсе. Но тут в деревню прибывает молодой Владимир Ленский — романтик и поэт. Евгений и Владимир подружились, несмотря на то что были полными противоположностями («Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой»).
Ленский — жених Ольги Лариной. Повествователь описывает Ольгу (мила, но банальна) и её старшую сестру Татьяну (не такая красивая, застенчивая, «в семье своей родной / Казалась девочкой чужой»).
Глава 3
Владимир Ленский часто бывает у Лариных, и у Евгения также появляется интерес к этому семейству. Татьяна привлекает внимание Евгения. Семейство Лариных всерьёз надеется, что и для старшей дочери нашёлся жених.
Татьяна влюбляется в Евгения. Она берёт пример с героинь её любимых романов: пишет письмо, в котором объясняется в любви, и передаёт Евгению с няней.
Два дня Татьяна ожидает ответа, но Евгений не появляется. Увидев подъезжающего Онегина, Татьяна пугается и скрывается в саду.
Глава 4
Онегин растроган письмом Татьяны. Он понимает, что девушка в своём признании была искренней и смелой. Обманывать её он не может.
Онегин объясняется с Татьяной: говорит, что любит её, как брат; что девушка ещё встретит другую любовь; делает замечание: «Учитесь властвовать собою; / Не всякий вас, как я, поймёт; / К беде неопытность ведёт».
Приближается осень. Ленский передаёт Онегину приглашение на именины Татьяны. Владимир счастлив: через две недели после этих именин он женится на Ольге.
Глава 5
В деревне зима. В святочный вечер Татьяна, по обычаю, гадает: прячет под подушку зеркало и ложится спать, чтобы увидеть вещий сон. Ей снится, что она переходит ручей по шатким мосткам.
Девушке страшно. Внезапно из сугроба вылезает медведь, подаёт ей лапу, и Татьяна опирается на медведя. Зверь поднимает девушку и вносит в шалаш. Шалаш полон чудовищ. Среди них — Онегин. Чудовища нападают на Татьяну, Евгений защищает её. Входят Ленский и Ольга, и Евгений убивает Ленского. Татьяна просыпается в ужасе.
Именины Татьяны. Онегин и Ленский — гости. Татьяна крайне смущена, что раздражает Евгения. В отместку он всё время приглашает танцевать Ольгу. Ленский в бешенстве уезжает.
Глава 6
Онегин возвращается домой, а наутро Зарецкий, его сосед, приносит Евгению записку от Ленского, в которой Владимир вызывает Онегина на дуэль. Евгений сожалеет о своём поведении, но от дуэли отказываться не принято.
Ленский перед дуэлью едет навестить Ольгу. Девушка ведёт себя как ни в чём не бывало. Дома Ленский проверяет дуэльные пистолеты, собирается почитать Шиллера, но бросает и всю ночь пишет стихи о любви.
Дуэль. Первым приезжает Ленский, Онегин опаздывает. Договариваются стрелять одновременно, но Евгений нажимает на курок первым. Ленский убит.
Автор-повествователь рассуждает, как бы сложилась жизнь Ленского, если бы не преждевременная гибель: возможно, он стал бы знаменитым человеком — или просто счастливым мужем.
Глава 7
Ольга быстро оправилась от потрясения и вышла замуж за улана. Евгений уехал за границу, чтобы не тревожить общественность после дуэли. Татьяна, случайно посетив дом Онегина, читает его книги и начинает понимать, каким человеком является её любимый.
Мать хочет устроить судьбу Татьяны, поэтому везёт её в Москву на «ярмарку невест».
Автор-повествователь описывает скверные дороги и восхитительные пейзажи.
В Москве бесконечные балы, и Татьяне скучно. Она хочет вернуться в деревню, но тут девушка привлекает внимание генерала.
Глава 8
Евгений возвращается в Петербург. На одном из светских раутов он встречает прекрасную даму в сопровождении генерала. Это Татьяна. Она замужем за князем, давним знакомым Онегина. Евгений начинает ездить к князю в гости. Нет сомнений: он влюблён!
Теперь Евгений пишет письмо Татьяне, объясняясь в своих чувствах. Но ответа нет. Не выдержав, Онегин приезжает в дом генерала без приглашения. Он видит, что Татьяна плачет над его письмами. Евгений падает к её ногам, но Татьяна упрекает Онегина, что его любовь возможна стала лишь благодаря её успеху в свете. Простую девушку Евгений не полюбил.
Татьяна признаётся, что любит Евгения, но предавать мужа она не будет: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Евгений потрясён. И тут входит муж Татьяны.
Пушкин очень неожиданно оканчивает свой роман: «И здесь героя моего, / В минуту злую для него, / Читатель, мы теперь оставим, / Надолго. навсегда».
Экранизации
«Евгений Онегин» (СССР, 1911, немой фильм); «Евгений Онегин» (Россия, 1915); «Евгений Онегин» (СССР, 1958; экранизация оперы); «Онегин» (США, Великобритания, 1999); «Евгений Онегин. Между прошлым и будущим» (Россия, 2009, документальный фильм).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто из персонажей романа «Евгений Онегин» описан так: «Всегда скромна, всегда послушна, / Всегда, как утро, весела. / Как жизнь поэта простодушна, / Как поцелуй любви — мила»?
Ответ. Ольга Ларина. Описывая внешнюю красоту Ольги, Пушкин ироничен. В уста Евгения он вкладывает следующую реплику: «В чертах у Ольги жизни нет. / Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: / Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне».
Что случилось с Евгением после его последнего объяснения с Татьяной?
Ответ. Об этом в тексте не сказано. История Евгения и Татьяны обрывается после появления мужа Татьяны. Лирический герой прощается с читателем: «Блажен, кто праздник жизни рано / Оставил, не допив до дна / Бокала полного вина, / Кто не дочёл её романа / И вдруг умел расстаться с ним, / Как я с Онегиным моим».
Как называется вид строфы, применённый в романе «Евгений Онегин»?
Ответ. «Онегинская строфа». Пушкин написал роман в четырнадцатистопных строфах, взяв за основу сонет. Размер в «Евгении Онегине» — четырёхстопный ямб («Мой дядя самых честных правил»).
Источник
Анализ романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»
Сложно найти русского человека, не слышавшего об этом произведении. Его тщательно изучают в школе, заучивают отрывки наизусть, цитируют (не всегда, однако, отдавая себе отчет об источнике цитаты). Роман был неоднократно экранизирован, по нему создавались оперы, ставились спектакли. В формате разбора Многомудрый Литрекон вместе с Вами постарается вспомнить, что представляет собой «Евгений Онегин», какую идею он несет читателям, в чем заключается секрет его популярности во второй половине 1820-х годов (когда начали печататься первые главы), и какова причина вящего интереса филологов и литературоведов современности.
История создания
А.С. Пушкин создавал это произведение около 8 лет (1823-1831). История создания «Евгения Онегина» началась в Кишиневе в 1823 году. В нем отразился опыт «Руслана и Людмилы», но предметом изображения послужили не исторические и фольклорные персонажи, а современные герои и сам автор. Также поэт начинает работать в русле реализма, постепенно отказываясь от романтизма. В период Михайловской ссылки он продолжал работу над книгой, а завершил ее уже во время вынужденного заточения в селе Болдино (Пушкина задержала холера). Таким образом, творческая история произведения вобрала в себя самые «плодородные» годы творца, когда его мастерство эволюционировало с бешеной скоростью. Так что в его романе отразилось все то, чему он научился за это время, все, что он познал и почувствовал. Возможно, этому обстоятельству произведение обязано своей глубиной.
Сам автор называет свой роман «собраньем пестрых глав», каждая из 8 глав обладает относительной самостоятельностью, ведь написание «Евгения Онегина» длилось долго, и каждый эпизод открывал определенный этап в жизни Пушкина. По частям книга и выходила, выпуск каждой становился событием в мире литературы. Полное издание увидело свет только в 1837 году.
Зеркальность композиции романа
Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.
В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.
Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.
Жанр и композиция
А.С. Пушкин определял свое произведение как роман в стихах, подчеркивая, что оно лиро-эпическое: сюжетная линия, выраженная любовной историей героев (эпическое начало), соседствует с отступлениями и авторскими размышлениями (лирическое начало). Вот, почему жанр «Евгения Онегина» называют «романом».
«Евгений Онегин» состоит из 8 глав. В первых главах читатели знакомятся с центральным персонажем Евгением, переезжают вместе с ним в деревню и встречают будущего приятеля – Владимира Ленского. Далее драматизм повествования увеличивается за счет появления семейства Лариных, особенно Татьяны. Шестая глава – кульминация отношений Ленского и Онегина и бегство главного героя. А в финале произведения происходит развязка сюжетной линии Евгения и Татьяны.
Лирические отступления связаны с повествованием, но это также диалог с читателем, ими подчеркивается «свободная» форма, близость к задушевной беседе. Этим же фактором можно объяснить незавершенность, открытость финала каждой главы и романа в целом.
Композиция
Произведение Пушкина, особенности композиции которого подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.
Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.
Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за солидного генерала.
Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где девушка, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал имеет открытость, нет конкретной определенности.
В главах поэмы существуют лирические экскурсы, и не отходящие от основного сюжета, но, в тоже время, являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жесткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк, и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы и поэма в целом, имеют как-бы незавершенный вид, какую-то недосказанность.
О чем?
Молодой, но уже разочаровавшийся в жизни дворянин получает в наследство имение в деревне, отправляется туда, надеясь развеять свою хандру. История Евгения Онегина начинается с того, что он вынужден был сидеть с больным дядей, который и оставил племяннику свое родовое гнездо. Однако деревенский быт скоро наскучивает герою, его существование стало бы невыносимым, если бы не знакомство с поэтом Владимиром Ленским. Приятели – «лёд и пламень», но различия не мешали дружеским отношениям. Сравнительная характеристика Ленского и Онегина поможет в этом разобраться.
Ленский знакомит друга с семейством Лариных: старушкой-матерью, сестрами Ольгой и Татьяной. Поэт давно влюблен в Ольгу, ветреную кокетку. Гораздо серьезнее и цельнее характер Татьяны, которая сама влюбляется в Евгения. Ее воображение давно рисовало героя, осталось только появиться кому-нибудь. Девушка страдает, терзается, пишет романтическое письмо. Онегин же польщен, но понимает, что не может ответить на столь страстное чувство, поэтому дает жесткую отповедь героине. Это обстоятельство повергает ее в депрессию, она предчувствует беду. И беда действительно пришла. Онегин решает отомстить Ленскому из-за случайной размолвки, но выбирает ужасное средство: заигрывает с Ольгой. Поэт оскорблен, вызывает вчерашнего друга на дуэль. Но виновник убивает «невольника чести» и уезжает навсегда. Суть романа «Евгений Онегин» заключается даже не в том, чтобы показать все это. Главное, на что стоит обратить внимание, это описание русской жизни и психологизма персонажей, который развивается под влиянием изображенной атмосферы.
Однако отношения Татьяны и Евгения не окончены. Они встречаются на светском вечере, где герой видит не наивную девочку, а зрелую женщину в полном блеске. И влюбляется сам. Также терзается и пишет послание. И встречает такую же отповедь. Да, красавица ничего не забыла, но поздно, она «другому отдана»: Татьяна отвергает Онегина. Несостоявшийся любовник остается ни с чем.
Второстепенные герои
Кроме главных персонажей в романе есть и второстепенные действующие лица. Краткая характеристика каждого из них:
Источник
Анализ романа «Евгений Онегин» Пушкин
Пушкину в романе «Евгений Онегин» удалось создать обстоятельную детализированную картину русской жизни и передать дух времени, что ставит произведение выше простого любовного романа. Благодаря новаторским приемам повествования автор добился взаимопроникновения личной истории героев и жизни общества.
Краткий и полный анализ романа выявляют основные художественные приемы, которые помогли автору добиться такой выразительности.
Годы написания — 1823-1830, годы публикаций в альманахе – 1825-1832, первое издание – 1833 год.
История создания — Пушкин писал роман целых 7 лет по собственному сюжету, опираясь на свои бесчисленные наблюдения за людьми и нравами тех лет. Явных прототипов у героев не было, но они типичны, поэтому сразу стали узнаваемыми для современников.
Жанр — роман в стихах.
Направление — реализм с чертами романтизма.
Основная идея — Бездушие и порочность высшего общества способно убить настоящие чувства и возвышенные стремления людей.
Тема — История неразделенной любви на фоне жизни русского общества.
Проблема — Развращенность и фальшивость общества делает из людей моральных и духовных инвалидов: они теряют интерес к жизни, утрачивают способность чувствовать и сопереживать, их лучшие качества обесцениваются.
Композиция — роман состоит из 8 глав, которые имеют законченную сюжетную линию. Финал открытый, читатель может сам достроить события.
Экспозиция — появление Онегина;
завязка — Евгений знакомится с Лариными, Татьяна влюбляется;
кульминация — Онегин отвергает чувства Тани;
развязка — спустя 3 года Онегин влюбляется в уже новую Татьяну, но теперь она отвергает его.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Человек и общество, появление лишних людей в обществе.
Проблема: Происходит разобщение человека и общества из-за разрушения духовных основ. Человек не чувствует себя ответственным за то, что происходит в обществе. Но и общество не способно создать условия для развития и реализации личности, для обеспечения социальной справедливости. Поэтому дворянское сословие проводит время в праздности и бесполезных развлечениях, а народ загибается от поборов и тяжкого труда.
2. Тема: Необходимость реформ и изменений, выбор пути развития для страны.
Проблема: В обществе наблюдается перекос в сторону западных ценностей, причем на поверхностном уровне. Нет ощущения национальной идентичности, понимания, что было бы лучшим для страны. Виден застой в экономической и социальной сферах жизни.
3. Тема: Неприспособленность людей к общественно значимой деятельности, отсутствие таковой деятельности.
Проблема: Главный герой не может применить себя ни в какой сфере, он не создает семью, не посвящает себя служению Отечеству, не делает ничего полезного для себя или людей.
При этом он утрачивает и способность радоваться развлечениям светской жизни, ведь за ней пустота, ложь, фальшь и эгоизм. Умом и душой он видит пороки общества, но ничего не может с этим сделать, разве что пассивно устраниться от света.
Также в романе автор затрагивает следующие темы и проблемы:
— настоящее и мнимое чувство;
— социальная несправедливость;
— сожаления об утраченных возможностях (молодость и зрелость);
— красота внешняя и внутренняя;
— Россия и подражание заграничным образцам;
— бегство от реальности и ответственности;
— циник и поэт (реальность и мечта) и т.д.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Евгений Онегин предстает циничным эгоистичным человеком, который делает других несчастными. Татьяна после его отказа остается с разбитым сердцем. Из-за его провокационного поведения и флирта с Ольгой рушатся дружеские отношения с Ленским. Позже юноша погибает от его руки на дуэли.
Трагизм в том, что Онегин никому не может дать счастья, даже самому себе. Но он стал таким не по своему желанию, а потому, что общественная среда формирует личность человека. Евгений не выносит общество, которое его взрастило, избегая при этом любых отношений – в том числе настоящих и искренних. Моментом его возрождения можно считать вспыхнувшую любовь к Татьяне.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Евгений Онегин — молодой человек, пресытившийся светской жизнью. Достаточно умный, чтобы увидеть изъяны общества, недостаточно сильный, чтобы им противостоять. Превращается в эгоиста, сконцентрированного на своих чувствах и переживаниях. Разочарованный, грустный, циничный, ни во что не верящий человек.
Становится объектом любви Татьяны, но отвергает чувства девушки. Спустя несколько лет сам влюбляется в Татьяну, но взаимность уже невозможна.
Татьяна Ларина — любимейшая героиня самого автора, цельная и сильная личность. Девушка, способная на глубокие чувства и нравственные поступки.
Влюбляется в Онегина, наделяя его при этом собственными качествами.
Несмотря на невзаимность, продолжала любить Евгения, даже будучи замужем за другим человеком. Но она не может поступить подло и изменить супругу, так как уважает и мужа, и свой выбор.
Владимир Ленский — недавно вернувшийся из-за границы юноша, его еще не успел испортить свет. Наивный и восторженный человек, любит поэзию, верит в идеалы, обожествляет Ольгу. Друг Онегина, позже становится его врагом. Погибает на дуэли, инициатором, который был сам.
Ольга Ларина — младшая сестра Татьяны. Милая девушка, обладающая легким нравом и поверхностным отношением к жизни и людям. Невеста Ленского. После его гибели быстро забывает о нем и выходит замуж за другого. Противоположность Татьяны.
п.4. Литературные приёмы
Авторское присутствие — Пушкин, выражаясь современным языком, «разрушает четвертую стену» и взаимодействует с читателями и героями. Он подчеркивает, что Онегин – его приятель, а не его портрет.
Психологичность портретов героев (эмоциональная аура портрета) — например, Татьяна изображена отчужденной от общества, но в тесном единении с природой: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива. Она в семье своей родной казалась девочкой чужой». При этом детали внешности почти не фигурируют.
Лирические авторские отступления
Пушкин помимо разворачивания сюжета рассуждает на разные темы:
– о Петербурге, балах и женских ножках;
– о поэзии, призвании поэта и влиянии литературы на умы людей;
– о быстротечности времени, молодости и зрелости, мечтах юности;
– о жизни в сельской глуши, картинах природы;
– о Наполеоне, войне 1812 года, столице, несгибаемом характере русских;
– о состоянии дорог и транспорта, плохой жизни в провинции и т.д.
Зеркальные и символичные сцены
– Сначала влюбленная Татьяна пишет письмо Онегину, потом Онегин влюблен и также пишет письма Татьяне.
– Объяснения с Татьяной повторяются дважды: в саду и в финальной сцене.
– Сон Татьяны предсказывает ее замужество.
– Перекликаются между собой жизнь Онегина в столице и в деревне.
– Дружба Ленского и Онегина, а после – дуэль.
Отдельно хочется выделить яркий образный язык Пушкина, который полон эпитетов, сравнений, метафор и глубоких образов.
п.5. Конфликт произведения
- Основной конфликт в романе – между человеком и обществом. Личность Онегина примечательна: он является продуктом своей среды, но при этом ненавидит ее. Выращенный среди столичного дворянства, Евгений тяготится этим обществом. Оно вызывает у него или скуку, или равнодушие, или неприязнь. В столице он живет по «мертвым» законам социума, все делает по инерции, без удовольствия для сердца и души.
- Так же губительно влияет общество на Татьяну. Но если Онегин научился избегать людей, то девушка молча терпит и замыкается в себе.
- Прямой очевидный конфликт возникает в ситуации, когда Онегин провоцирует Ленского на ревность и дуэль. Бывшие друзья становятся врагами, дуэль заканчивается гибелью Ленского.
- Также в романе важен конфликт между чувством и долгом, который обозначен в финале. Татьяна любит Онегина, но никогда не сможет пойти на измену и разрушение семьи.
Пушкин обращает внимание на то, что общество делает из молодых людей скучающих разочарованных «стариков», которые не могут больше наслаждаться жизнью, влюбляться и быть в согласии с естественным ритмом. Но надежда есть – Евгений начинает полноценно жить и возрождаться через любовь.
Источник