Анализ УМК по английскому языку статья на тему



Анализ УМК Enjoy English" (1- 4 класс, начальная школа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Enjoy English” – это завершенный курс английского языка для массовой школы, обеспечивающий преемственность между начальной, средней и старшей ступенями обучения.

Название учебника: Английский язык

Список авторов учебника: Биболетова М.З. и др.

Предмет: Иностранный язык

книга для учителя;

аудиоприложение (аудиокассеты, CD MP3);

сборник песен "Game-Songs" с аудиокассетой;

обучающие компьютерные программы "Enjoy Listening and Playing"

Содержание курса полностью соответствует обязательному минимуму образования и возрастным особенностям и интересам учеников – стиль изложения материала современный и по сложности соответствует возрасту учащихся. Концепция, лежащая в основе данного УМК современна. . Базируется на следующих принципах:

· сознательность в изучении языка,

· опора на родной язык,

· ситуативность и новизна,

· дифференциация и интеграция,

· активность в учебном процессе,

Курс оснащен мультимедийными приложениями, которые выполняют ряд функций, рекомендованных ФГОС:

· формирование информационной грамотности школьников

· обучение с учетом индивидуальных особенностей ученика и др.

· создание благоприятных условий для обучения детей в индивидуальном темпе

Проанализируем УМК для 1-4 класса с различных позиций:

1. Развитие социокультурной компетенции.

« В материалах Рекомендаций Комитета министров Совета Европы говорится о том, что богатое наследие разнообразных языков и культур Европы необходимо охранять и развивать, а усилия в области образования направить на то, чтобы предотвратить взаимное непонимание , обусловленное различиями языков , превратив языковой барьер в источник взаимного обогащения культур и широкого диалога-сотрудничества» Соловова Е.Н.

В соответствии со стандартом начального общего образования одной из целей изучения иностранного языка в начальной школе является приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иност­ранного языка: знакомство младших школьников с ми­ром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

УМК предполагает включение учащихся в диалог культур – России и англоговорящих стран ; ученики с первых страниц учебника попадают в мир англоязычных героев и в игровой форме начинают знакомиться с культурой стран изучаемого языка.

С первого урока ученики знакомятся с такими словами , которые звучат на наших я зыках приблизительно одинаково :

lamp, piano, sofa, sportsman, словно говоря, что между нашими языками есть «мостик» , хоть и маленький, но детям это важно!

Социокультурная направленность про­цесса обучения английскому языку, пред­полагает широкое привлечение лингво-страноведческих материалов, которые дают учащимся возможность лучше овладеть анг­лийским языком через знакомство с,культурой, бытом реалиями, ценностными ориенти­рами людей, для которых английский язык является родным. Например,

4 класс- 34, 36, 61, 74

. Все учебники английского языка "Enjoy English" для начальной школы имеют сюжет­ное построение, в соответствии с которым вто­роклассники, например, являются актерами детского те­атра, что позволяет им многократно проигры­вать типичные ситуации общения, такие, как "Приветствие", "Знакомство", "Проведение свободного времени с семьей" и т. д. Заверша­ется обучение во втором классе постановкой спектакля.

2. Развитие умений рецептивных видов речевой деятельности

« Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны им уметь пользоваться в устной и письменной формах. Речь идет об овладении четырьмя видами речевой деятельности : рецептивными : аудированием и чтением , продуктивными : говорением и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой.» Соловова Е.Н.

В курсе для начальной школы предусмотрена интенсивная работа над развитием умений в понимании речи на слух.

В учебниках много аудитивных упражнений. Школьники учатся понимать на слух текстымонологического и диалоги­ческого характера, построенные на знакомом лексико-грамматическомматериале: небольшое простое сообщение или рассказ, беседа героев учебника, стихи, рифмовки,песни. Проверка понимания содержания услышанного происходит в разных формах: учащимсяпредлагается ответить на вопрос, заполнить таблицу, найти героя на картинке и назвать его,рассказать о герое рассказа, исправить утверждения героя, закончить предложение и т. д. Привыполнении этих упражнений в качестве опоры используются иллюстрации учебников или слайды компьютерной программы.

Познавательные действия учащихся осуществляются с помощью работы с информацией

— текстовой: чтение, восприятие на слух текстов из разных источников, создание собственного текста

например: стр 104 № 2 2 класс, стр 103 № 6 2 класс

стр 44 № 6, 145 № 7 3 класс стр 72 № 7 и др

звуковой и видео информацией -обучающие компьютерные программы "Enjoy Listening and Playing"

— графической: таблицами ( оглавление, подстановочные/ грамматические таблицы…), знаковой ( ). иллюстративной (стр.43 упр.27, стр.57 и др.)

Использование знако-символических средств

3. Формирование и развитие лексико-грамматических навыков речи

«Что значит знать слово. На этот вопрос можно ответить кратко- это значит знать его формы, значение и употребление» Соловова Е.Н.

В учебниках организуется работа над лексикой: введение и семантизация новых лексическихединиц, система лексических упражнений, направленных на употребление этой лексики (на уров­несловосочетания, предложения и сверхфразового единства). Кроме того, больше внимания уделяетсядозировке лексики (не более шести слов на урок) и ее повторяемости. Одним из самых эф­фективных способов семантизации лексики является наглядность (изобразительная, предметнаяили дей­ствием), в УМК "" предусмотрено исполь­зование всех ее видов. Например, в уроке 10 ( 2класс) дети знакомятся с глаголами.

Обучение лексики происходит комплексно ( урок 10 стр 20 -2 класс, урок 4 стр 9 -3 класс, урок 7, стр 7 -4 класс)

Последовательность предъявления нового грамматического материала. Есть иллюстрированный грамматический справочник.

2 класс- ур 13, стр 25

2 класс- ур 19, стр 35

2 класс- ур. 14 стр 27

2 класс- ур 24 стр 43

2 класс- стр 118-120

Грамматическое моделирование используется как прием формирования ориентировочной основыграмматических действий учащихся, поскольку психологи считают, что моде­лирование в возрасте 7-8лет является наиболее есте­ственной формой обучения обобщенным действиям. В качествекомпонентов модели используются зна­комые детям геометрические фигуры (квадрат, тре­угольник,круг с разными дополнительными элемента­ми), а также некоторые "живые" сказочные герои (см.условные обозначения учебника). Все новые правила в учебнике представляет Мг Rulе.

Таким образом, основными принципами УМК «Enjoy English» являются:

— приоритет коммуникативной цели УМК «Enjoy English»

-соблюдение деятельностного , личностно-ориентированного характера обучения

-использование современных эффективных технологий обучения

-социокультурная направленность процесса обучения английскому языку

-взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности

Тип образовательного учреждения: общеобразовательное

Английский язык. “Английский с удовольствием” /"Enjoy English"

Источник

Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку

Шепелева, К. А. Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку / К. А. Шепелева, О. В. Хасанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4482/ (дата обращения: 03.07.2021).

В современном мире обучение в школе в целом и обучение иностранным языкам в частности, требуют пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов, то есть пересмотра концепции обучения. Вхождение в мировое сообщество, различные процессы, протекающие в сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Все это не может не отразиться на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.

Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Основной целью в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Поэтому, одной из самых важных и насущных проблем в обучении иностранным языкам на современном этапе является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий.

Практика показывает, что многие учителя иностранного языка испытывают трудности при выборе и оценке учебника, в определении его пригодности для работы в конкретных условиях обучения.

Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплекс (УМК), учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, т. е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, своего менталитета.

Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалий нашей страны [3, c. 262]. Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику иностранного языка. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4. Мотивация (стимулирование познавательной активности)

Данные характеристики следует считать инвариантными, то есть свойственные всем учебникам.

В настоящее время касательно английского языка предоставляется широчайший набор отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов, поэтому выявляется иная проблема, проблема выбора отечественного или зарубежного УМК. Поэтому наша задача была выявить положительные и отрицательные стороны тех и других изданий на базе сопоставления.

В своем исследовании нами проделан сравнительный анализ отечественного учебно-методического комплекса «English» под редакцией О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой для VI класса, используемый в 6А классе и «Английский язык. Кембриджский курс английского языка для российских школ» под редакцией О. И. Виноградовой совместно с британскими специалистами Эндрю Литтлджоном и Дианой Хикс также для VI класса, используемый в 6Б гимназии № 75 Московского района г. Казани, Республики Татарстан.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г., учебно-методический комплект «English» под редакцией О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой для VI класса вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных организациях и школах (классах) с углубленным изучением английского языка на 2013–2014 г.

Также, УМК «English»-VI отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).

УМК включает в себя: рабочую программу, учебник, электронное приложение к учебнику с аудиокурсом на CD, книгу для чтения, рабочую тетрадь, книгу для учителя, контрольные и проверочные задания, сайт дополнительных образовательных ресурсов.

Проведенный анализ УМК «English»-VI показал, что учебник нацелен прежде всего на развитие языковой догадки, умения наблюдать, сопоставлять различные явления изучаемого языка, сравнивая их с аналогичными элементами в структуре родного языка. Фактически эта идея пронизывает весь учебник, значительную часть Книги для чтения (раздел Let Us Widen Our Scope) и тетради для самостоятельной работы, но в наиболее концентрированном виде работа над развитием филологических навыков учащихся проводится в учебнике в таблицах с пометкой focus, в заданиях типа Guess what the underlined words mean и т. д. [1, c.165] В последнем случае языковая догадка формируется на основе восприятия новой лексической единицы в рамках определенного контекста, а не на уровне слова. Также можно отметить, что каждый компонент УМК связан между собой и при исключении одного компонента нарушается целостность процесса обучения, снижается эффективность всего процесса обучения английскому языку. В учебнике наблюдается реализация основных дидактических принципов отбора учебного материала и видов, типов закрепляющих и контрольных упражнений. Весь материал основан на отработке основных видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма) совместно с аспектами языка. Дается большое количество упражнений на закрепление грамматического материала. Но также есть некоторое количество недостатков, которые заключаются в структурной организации учебника: отсутствие в начале учебника «Введения», «Плана», которые отражали бы цели и задачи курса и каждого урока, нехватка творческих заданий, направленных на развитие коммуникативной компетенции, мало доступных текстов и так называемых «клише» для отработки диалогической речи.

Читайте также:  Фармакогностические методы анализа

Но несмотря на недостатки структурного плана учебника «English»-VI, исследование показало, что ученики шестого класса, занимаясь по данному учебнику проявили большой интерес в изучении английского языка. Они с большим энтузиазмом изучали основные темы урока, такие как Погода, Климат, Природа, Экология, Англия, США; с интересом выполняли различные упражнения: грамматические, лексические, фонетические, задания творческого характера, составляли диалоги и разыгрывали сценки, например на один из уроков было задание разыграть встречу друзей, где один был русский, а другой англичанин, все ученики с успехом справились, что таким образом повлияло на развитие коммуникативной компетенции. Появление электронного приложения к учебнику с аудиокурсом на CD очень повлияло на развитие аудиторных умений учащихся, они внимательно слушали различные тексты и диалоги, после чего успешно выполняли задания на понимание этих текстов.

Следующим проанализированным учебником является “Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1”, который написан по зарубежному пятиуровневому курсу Andrew Littlejohn, Diana Hicks “Cambridge English for Schools” под редакцией О. И. Виноградовой для VI класса, используемый в 6Б классе.

Данный УМК также вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013–2014 гг, согласно новому приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.

УМК для 6 класса включает: учебник, рабочую тетрадь, сборник заданий и упражнений, книгу для учителя, аудио CD диски, видеоматериалы.

Своей главной задачей авторы учебника считают необходимость дать учащемуся почувствовать, что он говорит на живом языке и использует его для получения информации и общения. Английский язык, по замыслу создателей курса, должен являться не самоцелью, а средством овладения новыми знаниями. Этой цели служат многочисленные задания для самостоятельной работы и поиска информации, реальные речевые ситуации, а также специальные тексты по истории, биологии, географии, астрономии, психологии. В комплекте воплощены последние методические разработки британских и российских лингвистов и педагогов.

Интересный подбор оригинального языкового материала, большое количество иллюстраций, удобных для запоминания таблиц и схем — все это значительно облегчает и усвоение грамматики, и расширение словарного запаса ученика.

Однако наряду с этим можно выделить и незначительное количество минусов данного учебника: в учебнике наблюдается нехватка фактического и современного материала по страноведению; малое количество доступных интересных текстов для составления монологических высказываний и диалогов в формате ЕГЭ; нехватка заданий для отработки и закрепления предлагаемой грамматики и совершенствования навыков письма.

Но несмотря на это, главной особенностью данного учебника является проектная работа, которая на уроках и во внеурочное время стала неотъемлемой частью при изучении тем учебника. В конце каждого раздела учащиеся с большим удовольствием выполняли проект по изученной теме. Например, в конце топика «Природа», который связан с биологией, учащиеся были поделены на маленькие группы из 2–3 человек и им было дано задание рассмотреть различные проблемы угрозы окружающей среды и предотвращение этих проблем. Для представления своих проектов использовались презентации на интерактивных досках. Таким образом, в классе осуществлялся конкурс на лучший проект, что воодушевляло абсолютно всех учеников на изучение и интегрирование информации и что позволяло применять на практике полученные знания. Результатом стала активная работа всего класса, велись бурные дискуссии и в результате объявили ничью, так как совершенно все проекты заслуживали высокой похвалы. Выполнение таких типов работ очень повлияло на выработку коммуникативной компетенции учащихся.

В заключение, хотелось бы отметить, что современный УМК должен учитывать положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения иностранным языкам, способствовать внедрению новых знаний и умений, что в конечном итоге предполагает, с одной стороны, сочетание системности и функциональности, с другой — сочетание образовательных и воспитательных, развивающих функций с прагматическими функциями.

Проведенное исследование показало, что и отечественный УМК «English»-VI и зарубежный УМК “Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1” активно используются на практике в школе и показывают большой результат на успеваемости учащихся. Несмотря на незначительные недостатки в структурном и функциональном плане, в обоих учебниках реализуется основная цель обучения иностранному языку в современной школе, которая состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности учащихся использовать язык на практике, в общении с людьми других стран и культур.

1. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. Учебник для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.- М.: Просвещение, 2006. — 316 с.

2. Литтлджон Э., Хикс Д. Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1. под ред. Виноградовой О. И. — М.: Дрофа, 2008 — С.104.

3. Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (Лингводидактические основы).– М.: ВК, 2012. — 336 с.

Источник

Эффективность использования современных учебников английского языка на начальном этапе обучения

На сегодняшний день существует достаточно большой выбор учебников, которые могут быть использованы при обучении английскому языку на начальном этапе. Очень часто у учителей возникают трудности при выборе учебных пособий для первого года изучения английского языка, появляются сомнения и вопросы. Какой УМК выбрать, чтобы обучение было не только эффективным, но доступным и интересным? Особенно актуальной данная проблема является в том случае, если учитель никогда не работал с предлагаемыми пособиями. В связи с этим рассмотрим и проанализируем в нашей статье два из наиболее популярных пособий для обучения английскому языку на начальном этапе в российских школах: УМК “Spotlight” и УМК “Rainbow English”.

УМК “Spotlight” включен в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ. УМК соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).

Один из «плюсов» УМК заключается в том, что он разработан полностью для всех классов (с 1 по 11). Важно сказать о том, что учебник второго класса способен максимально привлечь внимание совсем еще юных учеников своей красочностью, обилием картинок, что вызывает у них большой интерес к английскому языку.

В то же время у ребят могут возникнуть трудности в изучении, так как во многих образовательных учреждениях курс английского языка предусмотрен со 2 класса, а, как мы знаем, в УМК Spotlight есть уровень STARTER, предусмотренный для начального этапа изучения (1 класс), который знакомит учеников с новыми для них звуками и первыми словами английского языка. Вводится он, по большей части, в школах с углубленным изучением или как внеурочная деятельность в 1-м классе. Непосредственно обучение осуществляется со второго класса, со Spotlight 2.

Еще одной из положительных сторон является хорошая наполняемость комплекта: учебник, рабочая тетрадь, сборник дополнительных упражнений, книга тестов, CD, DVD, книга для чтения и приложение «Языковой портфель» для учащихся.

Всё это разнообразие способствует проведению более насыщенного и интересного урока с разными видами деятельности. Ученики могут слушать диалоги полюбившихся им персонажей, смотреть видео с их участием, петь песни [6, С.37; С.40-41].

Игровая форма многих заданий печатной тетради, например, найти нужную букву, нарисовать себя и свою семью или раскрасить предметы в указанные цвета [5, С.5; С.10; С. 15] , также вызывает желание получать новые знания.

С другой стороны, подобное обилие материалов учебно-методического комплекса не всегда удаётся в полной мере использовать в образовательном процессе при условии двух уроков в неделю. Также к «минусам» данного УМК, а именно учебника второго класса, можно отнести то, что он имеет недостаточно текстов для чтения. Словарь, в свою очередь, в конце учебника дается не по алфавиту, а по модулям. Это не всегда удобно. Однако имеется большое количество упражнений для развития навыков аудирования, это особенно актуально на начальной ступени, когда детям необходимо постоянно слушать английскую речь. На каждый урок предлагаются песни, стихи и новые выражения.

Одной из основных особенностей и, в то же время, трудностей для детей и родителей является новые методика, которая «погружает» в языковую среду. Ученики слушают речь учителя, диктора, видят слово на доске и в книге, таким образом, запоминая произношение и написание. Это особенно ново для родителей более старшего возраста. Они учились совсем по-другому. На помощь может прийти книга для родителей, которая содержит комментарии к устным и письменным упражнениям, советы и рекомендации по их выполнению.

Явное достоинство «погружения» – большой объём аудирования на начальном этапе, когда ученикам постоянно нужно слушать английскую речь.

На сайте издательства «Просвещение» можно скачать аудиоприложение, наглядный материал и дополнительные упражнения к урокам [3].

Теперь переходим к рассмотрению учебника английского языка для 2 класса линии «Rainbow English». Издательство «ДРОФА» осуществляет выпуск новой предметной линии по английскому языку «Rainbow English» для 2-11-х классов. Ее создатели – О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова, Е.А.Колесникова – профессора и доценты кафедры английской филологии Московского городского педагогического университета.

Безусловно, начинаем с того, что обращаем внимание на первое впечатление, которое производит учебник. Каждая часть учебного пособия достаточно яркая и красочная. Во всех разделах имеется изобилие грамматического материала.

Читайте также:  В России растут продажи продуктов для веганов

Учебное пособие состоит из двух частей, соответственно, детям не нужно носить один тяжелый учебник. Однако есть и недостаток – словарь и грамматический справочник есть только во второй части. Учебник состоит из нескольких разделов. Каждый из них посвящен определенной теме, актуальной в наши дни. В свою очередь раздел имеет 7-10 уроков (steps). В комплекте к учебнику есть рабочая тетрадь, в которой так же, как и в учебнике, пронумерованы все разделы и уроки. Учителю очень удобно. Изученный материал каждого урока или раздела закрепляется и, в дальнейшем, при выполнении упражнений в рабочей тетради. Например, если на уроке пройден второй раздел первого урока, то в качестве домашнего задания на дом выдается этот же раздел урока в рабочей тетради.

Все четыре вида деятельности задействованы в каждом уроке учебника, что с одной стороны является преимуществом, а с другой стороны недостатком, так как на начальном этапе обучения английскому языку трудно прорабатывать на одном уроке сразу все виды деятельности. Однако в этом есть и достаточно положительный момент – каждый отдельный урок (step) начинается аудированием сразу со второго класса, что помогает готовиться к ОГЭ и ЕГЭ на начальном этапе изучения иностранного языка [1,2].

Что касается лексического материала, то на начальном этапе он вводится визуально посредством картинок. Каждый ученик имеет возможность сформировать ассоциативный ряд: картинка, слово, звучание. Каждое упражнение, где вводится новая лексика, оснащено аудиозаписью. По окончании тематического раздела дан урок-повторение, где проверяются все навыки, которые получены в ходе изучения раздела [1,2].

Что касается освоения навыков чтения, то практически с первого урока учащиеся начинают изучать буквы и читать с ними слова. Каждое задание на чтение сопровождается аудиозаписью, поэтому при возникновении трудностей в чтении всегда можно обратиться к умелому диктору. Так, в данном УМК трудность в навыке обучения чтению снимается за счет большого количества аудиозаписей ко многим упражнениям. Так же школьники изучают звуки и транскрипцию изученных букв. Очевидно, что данное ученое пособие не предполагает традиционно вводный устный курс, а сразу направлено на практику и коммуникацию.

Таким образом, большое значение при работе по УМК серии «Rainbow English» имеют: обязательное повторение ранее изученного материала; постепенное нарастание сложности изучаемого материала; взаимосвязь и единство фонетического, орфографического, лексического, грамматического, аудитивного аспектов; ориентация на современный английский литературный язык в его британском варианте с привлечением определенных фактов, типичных для американского варианта английского языка; многообразие упражнений, развивающих творческий потенциал учащихся; коммуникативно-когнитивная направленность всех компонентов УМК [7].

Полная информация о составе и особенностях линии УМК «Rainbow English» размещена на сайте www.drofa.ru/rainbow. Методические рекомендации, рабочие программы доступны для бесплатного скачивания [4].

В заключение хочется отметить, что каждое из учебных пособий имеет свои достоинства и недостатки. Безусловно, при выборе того или иного учебника учителя должны руководствоваться целями, которые стоят при изучении английского языка, а также общим уровнем развития учащихся, которые будут делать свои первые шаги при изучении иностранного языка. Умение учителя мотивировать, желание школьников учиться и постоянный контроль со стороны родителей помогут достигнуть хороших результатов, а УМК будет способствовать эффективному освоению новых знаний в сфере английского языка.

Источник

Анализ УМК по английскому языку
статья на тему

Для повышения эффективности овладения говорением необходимо поддерживать мотивацию учащихся к изучаемому языку, применять многоуровневое общение, учитывать психические и возрастные особенности учащихся, тем самым косвенно говорили о необходимости применения личностно-ориентированного подхода обучения. В статье проводится основных УМК по английскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_umk_po_angliyskomu_yazyku.docx 23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК по английскому языку

Для повышения эффективности овладения говорением необходимо поддерживать мотивацию учащихся к изучаемому языку, применять многоуровневое общение, учитывать психические и возрастные особенности учащихся, тем самым косвенно говорили о необходимости применения личностно-ориентированного подхода обучения.

О необходимости личностно-ориентированного подхода к построению урока говорят те критерии, по которым строятся все современные методы обучения:

— создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;

— стимулировать интересы обучаемого;

— развивать у него желание практического применения иностранного языка;

— затрагивать личность ученика в целом, вовлекая в учебный процесс его эмоции, чувства;

— соотноситься с его реальными потребностями, делая тем самым реальным достижение учащегося в овладении предметов;

— активизировать учащегося, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

— создавать ситуации, в которых учащийся сам должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами;

— обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса через самообразование учащегося на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей;

— предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную.

Как видно из перечисленных критериев, игровая форма обучения направлена на учащегося как на личность, чего требует также и современные программы.

Одним из принципов коммуникативной концепции является принцип индивидуализации, т.е. на учет и использование личностных свойств учащихся. [1]

Обучение говорению протекает на всех периодах овладения иностранным языком. На наш взгляд, наиболее ярко игровые ситуации в обучении говорению прослеживаются в учебно-методических комплексах по английскому языку именно на начальном этапе в силу возрастных и психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Проанализировав учебники по английскому языку, рекомендованные Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год, и учитывая мнения учителей английского языка [2] , мы выделили 3 учебника, которые, на наш взгляд, не только отвечают современным требованиям к изучению английского языка с учетом личностно и коммуникативно-ориентированного подхода, но отличаются разнообразием игровых форм подачи материала и активно апробируются в общеобразовательных школах страны.

1. «Милли»/ «Millie-2» и «Millie-3». Авторы Азарова С.И., Дужинина Э.Н., Ермолаева Е.В.

Британский Совет совместно с издательством «Титул» создали серии учебников для начальных классов общеобразовательной школы Millie (2 – 4 классы), преимущества которых, на наш взгляд, состоят в том, что в них созданы подлинно коммуникативные ситуации, раскрываемые с помощью игр, интервью, песен, рифмовок и историй, представлены разнообразные виды деятельности на уроке: активное использование движения, мимики и жестов (разыгрывание историй, построенных на действии и др.), истории с захватывающим сюжетом в каждом разделе учебника, использование элементов ручной работы на уроках (разрезной материал дается в Рабочей тетради).

Обучение строится на интересах и потребностях младших школьников: учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка; дети активно вовлекаются в процесс обучения с помощью действия и движения; темы и ситуации игрового общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый им языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства в игре, стимулирует общение со сверстниками на английском языке; весь материал аутентичен; контроль и проверка знаний проводятся через самопроверку и самооценку; игровые упражнения не только закрепляют языковой материал, но и развивают логику, учат решать задачи и проводить исследования; общение на уроке не ограничивается только схемой «учитель – ученик», а учит сотрудничать друг с другом в парах и группах; интересная и познавательная информация о мире и России формирует у детей уважение и доброжелательное отношение к разным культурам. Весь курс построен таким образом, что обучение ведется как занимательная игра, в которой дети выступают и в роли ведущего и зрителей.

2. УМК «Английский язык» для 2-4 классов авторского коллектива: С.Г. Терминасова, Л.М. Узунова, Д.С. Обукаускайте, Е.И. Сухина, Ю.У. Собещанская, издательства «АСТ» «Астрель» обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к развитию школьников; включает естественные ситуации общения, объединенные в увлекательную сказку реальными и фантастическими персонажами; создает мотивацию, интерес на уроках английского языка с помощью смешных и веселых героев.

3. Более подробно остановимся на серии УМК «Enjoy English» авторов Биболетовой М.З. и др. (все уровни) для начальной и общей школы в новой редакции, в которых, по мнению учителей английского языка, наиболее ярко прослеживается игровая линия подачи материала. Данная серия сохранила основные принципы: приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, соблюдение деятельностного, личностно-ориентированного характера обучения, сбалансированное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, учет опыта детей в родном языке, развитие когнитивных способностей учащихся, использование современных эффективных технологий обучения, социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. Учебный материал перераспределен с учетом возрастных особенностей учащихся, а также реальных условий обучения английскому языку в начальной школе, больше внимания уделено обучению говорению с использование новой тематический лексике, усилено внимание к обучению аудированию.

Курс насыщен детским сказочным и музыкальным фольклором, особенностями быта и взаимоотношений англичан, с жизнью своих сверстников, что создает и поддерживает мотивацию к учению английского языка. Каждый из учеников серии «Enjoy English» имеет свой сюжет. Например, «Enjoy English, 1» представляет собой занимательную игру в путешественников, предлагая стать героями странствующего театра, что позволяет кратко проигрывать разные ситуации именно в игровой форме. А сам курс завершается постановкой спектакля, что также является моделью игрового общения.

Учебник «Enjoy English, 2» представляет собой также игровое путешествие с Хоббитом, который знакомит учащихся с различным лексическим, грамматическим и фонетическим материалом с помощью игровых ситуаций. Учебник насыщен наглядными компонентами игрового общения, что делает уроки интересными и увлекательными для младших школьников. Также, в книге для учителя содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, примерные конспекты занятий, сценарии спектаклей, что позволяет учителя намного сэкономить время на разработку уроков и больше времени для творчества учителя.

В данном учебном курсе широко использованы игры для обучения иностранному языку. Сюжетная игра «Сказочный кукольный театр» включает игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Чем больше дети погружаются в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но по четким правилам, тем успешнее проходит обучение.

Выполняя многочисленные коммуникативные упражнения, младшие школьники развивают необходимые речевые умения в аудировании, говорении, чтении и письменной речи и повторяют из урока в урок пройденный языковой материал.

В данном курсе преобладает имитативный подход в обучении языковым навыкам и речевым умениям. Одной из главных характеристик «Enjoy English» является опора на сознание учащихся, поскольку доказано, что сбалансированный коммуникативно-когнитивный подход, в русле которого написан курс, дает стабильно высокий результат в обучении иностранному языку во внеязыковой среде. В «Enjoy English» при формировании умений в говорении учащиеся строят свои высказывания с опорой на план, ключевые слова.

Формирование языковых навыков и речевых умений на сознательной основе позволяет сделать их более прочными и гибкими, как показало многолетнее экспериментальное и опытное обучение английскому языку. Представленный в учебнике зрительный ряд выполняет возложенные на него дидактические функции.

[1] Пассов, Е.И . Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2000. – С. 12.

Источник

Аналитический обзор УМК по английскому языку «Enjoy English» и «Spotlight» с точки зрения организации проектной деятельности

Огромную роль в формировании и развитии детей играет школьное образование. Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию и индивидуализацию. В настоящий момент задача школы состоит в том, чтобы создать условия, в которых каждый ученик мог бы проявить свои таланты и реализовать свой творческий потенциал.

Современный мир можно без преувеличения назвать эрой информационных технологий и модернизации.И тут законно возникают два вопроса:

1. Как учить современное поколение детей?

2. Какие приемы работы наиболее предпочтительны в современной системе образования?

В настоящее время проектная деятельность стала очень популярна, практически все новые УМК включают этот вид работы в свой учебный план, в частности, УМК «Enjoy English» (Биболетова М. З. и др.) и «Spotlight» (Афанасьева О. В. и др.) не являются исключениями.

При существующей классно-урочной системе занятий проектная методика создания видеороликов наиболее удачно вписывается в учебный процесс без ущерба для основных занятий, зачастую даже не затрагивая процесса обучения, что является неоспоримым плюсом.

Современные дети в наши дни – это очень знающие, много умеющие и быстро реагирующие на какие-либо изменения при работе с компьютерами дети, но это вместе с огромным количеством плюсов имеет и отрицательную сторону. Ведь проводя большое количество времени за компьютером, ученик, скорее всего, не в состоянии самостоятельно раскрыть весь свой внутренний потенциал и реализоваться в полной мере.

Дети в наше время очень прагматичны. Они хотят заниматься только тем, что принесет им в будущем конкретную пользу, все остальное кажется им лишним. Образование здесь не должно отставать, оно должно идти в ногу с запросами школьников. Нам следует задуматься о том, как можно было бы осовременить это образование, сделав его привлекательным для учеников.

В школах проектная деятельность уже давно не является новым видом работы, но как было выяснено в результате опроса учителей иностранного языка и учеников Лицея № 369 и Школы №630 (Приложение 1 и Приложение 2, никто из педагогов в своей работе не использует создание видеоролика на английском языке как результата проектной деятельности. Большинство учителей ответили, что они слышали о таком методе проектов, но никогда его не использовали в процессе обучения. Также многие сослались на отсутствие достаточного количества времени на подготовку и на проведение проектной деятельности. Часть респондентов сказали, что они пробовали использовать метод проектов (в частности, представление презентаций, но успеха не добились.

Так называемый «бум социальных сетей» таких как «Вконтакте» и «Instagram» дает основание полагать, что нынешнее поколение чрезвычайно зациклено на себе и увлечено собственным «я». Неоспоримым фактом является то, что современные дети являются домоседами. Они почти не встречаются со своими друзьями в реальной жизни за исключением школы. Общение происходит через интернет посредством большого количества различных гаджетов. Также в последнее время стала популярна виртуальная жизнь, когда ученики рассказывают о проведении своего досуга с помощью фотографий и видеозаписей, которые они загружают в Интернет. Здесь резонно предложить детям участвовать в групповой проектной деятельности, результатом которой будет создание видеоролика на заданную тему. Важно, чтобы процесс обучения был интересен для детей, чтобы он затрагивал все стороны жизни ребенка.

УМК по английскому языкупостроены по традиционному принципу: новый материал – отработка – закрепление – проверка. Эта схема отработана годами и на ней выросло огромное количество детей, но факты говорят о том, что дети сегодня отличаются от тех детей, которые были хотя бы 10 лет назад. Ученикам, которые привыкли смотреть фильмы, а не читать книги, не хватает наглядности и визуализации. В мире, где очень быстро развиваются технологии, школе нужно быть актуальной и современной, чтобы привлекать детей все новыми и новыми методами обучения. Важно учитывать интересы и желания учеников, понимать, чего хотят дети, чтобы процесс обучения стал продуктивным. Создание видеороликов могло бы стать альтернативой другим стандартным видам работы (доклад, написание реферата, эссе).

Ценность этого метода состоит также и в том, что он реализуется в деятельности. Учащиеся работают над видеороликом в группе, общаясь, принимая решения сообща, делясь опытом и знаниями.

УМК «Enjoy English» разработан на основе федерального компонента Государственного стандарта и Примерных федеральных программ по иностранным языкам и рассчитан в качестве базового курса для общеобразовательных учреждений.

Учебник основан на реальных аутентичных ситуациях, адаптирован до необходимого уровня, которым владеют дети на определенном этапе обучения. Авторами использован коммуникативно-когнитивный подход к обучению.

Учебник построен по тематическому принципу, темы, ситуации и задания подобраны с учетом возрастных, психологических и языковых особенностей.

УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English» для старших классов школы предлагает большой ряд актуальных форм учебной деятельности. Одна из них — мини-проекты по изученным темам, позволяющие четко и объемно в смысле максимального захвата пройденного материала повторить, обобщить и закрепить изученную тему. Объяснения как выполнить проект описаны по шагам понятным для учеников языком. Дети могут четко представить, что от них требуется и как это можно осуществить. В процессе проектной работы учащиеся учатся взаимодействовать друг другом и с педагогом. В учебнике соблюдается баланс индивидуальной, парной и группой работы.

Наряду с мини-проектами, предусмотренными в тексте учебника, учащимся предлагается достаточно крупные проекты: в 10 классе «Climate change», а в 11 классе «Nanotechnology and how we can benefit from it», которые внесены в рабочую тетрадь. На работу с проектом отводится 4-5 уроков. Работа над проектом носит исследовательский характер и выполняется в письменной форме в группах, также работа может быть представлена посредством презентации.

Соответственно, для развития творческих способностей учеников практически не отводится заданий. Проектов, которые были бы направлены на самореализацию учащихся, в учебнике нет.

Ученики приобретают опыт творческой и поисковой работы в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная деятельность в индивидуальном режиме и в групповом. Некоторые проекты носят межпредметный характер.

В учебнике представлена широкая возможность для получения и развития навыков контроля и самоконтроля, также поощряется самостоятельное изучение языка.

На официальном сайте УМК (Издательство Титул:[сайт]. URL: http://www.titul.ru/central) представлено следующее описание.

«Учебники «Enjoy English«для 10 — 11 классов — это:

o интересное содержание и современные технологии;

o соблюдение преемственности между всеми учебниками, позволяющей легко продвигаться в овладении английским языком от класса к классу;

o увлекательные сюжеты учебников, живой современный английский язык;

o дифференцированные задания для учащихся с разными интересами и разными языковыми способностями;

o обширный справочный материал, помогающий научиться самостоятельно совершенствоваться в английском языке;

o оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка;

o функциональный дизайн, способствующий более эффективному овладению языком;

o современные формы контроля в формате единого государственного экзамена;

o подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.»

Здесь стоит обратить внимание на пункт «оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка». Действительно, к учебнику учителя прилагается диск с аудиоматериалами, а видеоматериалы не представлены, что является серьезным минусом УМК. Детям не хватает наглядности.

УМК по английскому языку «Английский в фокусе»Spotlight») отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, a также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels, что является его отличительной особенностью.

Главной целью данного УМК является развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Обучение с помощью УМК «Английский в фокусе» предполагают использование самых современных технических средств (проектор, smart-доска, аудио- и видеозаписей.

Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.

УМК содержит качественный страноведческий компонент, необходимый для развития социокультурной компетенции учащихся.

В каждом модуле учебника присутствует рубрика Culture corner, акцентирующая внимание на различных аспектах культуры, традициях, быте в странах изучаемого языка. Данная рубрика позволяет развивать социокультурную компетенцию, в также происходит включение в диалог культур.

Этот материал очень удобно использовать для подготовки ученических проектов.

Любая тема учебника может стать благодатной почвой для самостоятельной работы учеников. При подготовке проектов ученики, конечно, пользуются он-лайн энциклопедиями, различными ресурсами Интернета.

Для закрепления и повторения пройденных структур и лексики используются наглядные материалы (раздаточный материал, плакаты, CD. Практически все текстовые материалы учебника и рабочей тетради записаны на CD.

Материал УМК полон и богат и у учителя нет необходимости постоянно искать новый материал.

Авторы УМК «Английский в фокусе» предусмотрели достаточно широкий спектр того, чтобы учащиеся могли по своему желанию включать в учебную деятельность любой вид работы,а именно:

oлюбые письменные творческие работы: сочинения, изложения, эссе;

o различные школьные проекты;

o школьные доклады;

o аудио и видеозаписи;

o презентации и электронные портфолио;

o стихи, сказки, рассказы, написанные учениками;

o переводы художественных текстов;

o письма, открытки;

o схемы, таблицы;

o плакаты, различные карточки.

К сожалению, проектной деятельности в учебнике уделяется не так много времени и внимания, как хотелось бы. И все проекты, что включены в УМК, основаны на стандартном выполнении работы, т. е. презентация, доклад или эссе.

Все перечисленные выше виды работ могут быть использованы в процессе обучения, но это может быть сделано лишь по желанию учителя, не в обязательном порядке.

Вида работы с использованием или созданием видеороликов не подразумевается в данном УМК. Упор сделан исключительно на классические виды работ и отчетности.

Презентация к проекту «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» Экологическое воспитание в детском саду играет большую роль в развитии самосознания детей. На смену традиционному образованию приходит.

«Игра-драматизация и её роль в развитии эмоционального мира детей»«Игра-драматизация и её роль в развитии эмоционального мира детей» Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни. Через.

Источник

Adblock
detector