Анализ центрального понятия темы



ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Большое значение в проведении исследования имеет разработка понятийного аппарата, иначе говоря, языка исследования, в том числе поиск эмпирических значений наиболее важных теоретических положений.

Логический анализ основных понятий, занимающих главенствующее место в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочерёдный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

Эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Так, например, понятие «отношение к праву» нельзя прямо наблюдать и измерить. Это можно сделать лишь косвенным путём, разложив его на компоненты, отражающие отношение граждан:

— к праву как к ценности;

— к основным принципам права;

— к конкретным отраслям права;

— к тем или иным конкретным правовым нормам.

Последний из них также можно разложить на ряд характеристик: соблюдение норм уголовного или уголовно-процессуального права; умение защищать свои права правовыми средствами и т.д.

Данные понятия уже можно подвергнуть объяснению, например, через эмпирические показатели, свидетельствующие о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии.

ФОРМУЛИРОВКА РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ

Определить проблему исследования студенты, как правило, пытаются на основе имеющихся у них знаний и прежнего опыта. Но для полного решения проблемы этого, к сожалению, недостаточно. На основе имеющихся знаний исследователь строит предварительное объяснение проблемы – некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т.е. формулирует гипотезу.

Следовательно, гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать методический замысел, решить главную проблему, достигнуть цели исследования. Для этого изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, научные позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение которых требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

Гипотезы бывают:

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);

б) объяснительные (вскрывающие его причины);

К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования:

– она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;

– в неё нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

– при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

– требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Формулируя гипотезу, важно опираться на формальные признаки хорошей гипотезы:

а) адекватность ответа вопросу или соотнесённость выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определённом, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит исследователя от проблемы);

б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

МЕТОДИКА СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Следующим этапом исследования выступает его конкретное проектирование (планирование) и реализация программы исследовательской работы.

Программа исследования считается полноценной тогда, когда в ней показано, почему использовались именно эти, а не другие методы сбора информации, раскрыта связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. Например, при использовании анкетирования необходимо определить и уточнить, для решения какой задачи и подтверждения какой гипотезы был разработан конкретный блок вопросов анкеты. Данную информацию логично будет отразить и в основной части итогового варианта работы, чтобы исключить ошибки в последовательности и обоснованности изложения материала.

Рабочий план исследования,отражающий основные процедурные мероприятия его программы, согласовывается с научным руководителем (и, как правило, отражается документально в рамках индивидуального задания к преддипломной практике обучающегося).

Он упорядочивает основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и иными ресурсами. Включает все виды предполагаемых работ – изучение необходимой литературы, проблемное (пилотажное) исследование, обеспечивающее сбор материалов об объекте, подготовку данных для обработки, а также редактирование, кодирование анкет, обработку данных, их анализ и интерпретацию, составление отчёта, написание работы, формулирование выводов и рекомендаций, их возможное внедрение в практическую деятельность.

При направлении студента на преддипломную практику ему выдаётся персональное задание, связанное со сбором материала правоприменительной деятельности соответственно избранной теме ВКР. При необходимости руководителю практики целесообразно разработать вместе с соискателем анкеты опросника и другие инструменты конкретных исследований проблем практики в органах публичной власти и управления, иных органах и организациях – согласно профилю и теме ВКР.

При прохождении практики руководителем от выпускающей кафедры проводятся консультации в нормативно установленное время, а также периодически контролируется ход выполнения работы вплоть до обязательного посещения места прохождения практики и бесед с её руководителем.

При этом студенту рекомендуется для подготовки ВКР основная и вспомогательная литература, нормативные, справочные и архивные материалы. Обращается его внимание на состояние законодательного решения того или иного вопроса по избранной теме и наличие соответствующих положений в решениях Конституционного Суда РФ, постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ, иных материалах правоприменительной практики, а также в других источниках.

Основываясь на получаемых теоретических и практических (промежуточных) результатах исследования, студенту следует своевременно вносить коррективы в текст работы.

При этом внимание соискателя направляется на самостоятельное решение сложных задач и анализа возникающих проблем, он нацеливается на творческое, инициативное отношение к актуальным правовым вопросам современности.

СБОР МАТЕРИАЛА

На данном этапе выполнения работы бакалавр должен выявить максимально возможное число фактов, изучить все доступные ему источники и ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме. Начинается сбор материала ещё в ходе выбора темы, когда студент выясняет, обеспечена ли данная тема источниками, освещена ли она в юридической литературе. Она продолжается в процессе консультаций с научным руководителем практически на всех этапах выполнения ВКР, включая преддипломную практику.

Сегодня общепризнанно действие закономерности развития науки, в соответствии с которым знания нарастают лавиной пропорционально тому, каков их предшествующий объём. Чем больше достигнуто к какому-то моменту, тем значительнее будет вывод, который исследователь может сделать, опираясь на этот фундамент и последующее поколение. С этим связана и стоящая перед научным руководителем задача – обеспечить рационально-оптимальное изучение выпускником имеющегося по теме материала, выбрав самое существенное и подчинив его основной цели исследования.

К моменту выполнения ВКР студент должен овладеть определённым минимумом знаний основ библиографии, как перспективной, так и ретроспективной. Поэтому одна из важнейших задач научного руководителя на этом этапе её выполнения состоит в том, чтобы нацелить студента на наиболее рациональный путь сбора материала.

В этом плане целесообразно рекомендовать следующие этапы работы.

Первый этап – просмотр учебных курсов, энциклопедий, словарей и другой справочной литературы.

Второй этап – знакомство с учебно-регистрационными библиографическими изданиями Российской книжной палаты, научными фондами библиотеки СГУ им. Питирима Сорокина, справочно-поисковой системы «Консультант Плюс» (в т.ч., в рамках блоков «Комментарии законодательства», «Пресса и книги», «Юридическая пресса» и др.).

Третий этап – просмотр таких библиографических указаний, изданий и бюллетеней, как «Новая литература» серии «Государство и право», ежемесячные реферативные журналы (Законность, Российская юстиция, Правоведение, Уголовное право, Уголовный процесс, Российский судья, Российский следователь, Современное право, «Чёрные дыры» в Российском законодательстве, Государство и право, Конституционное и муниципальное право, Юрист и др.).

Четвёртый этап – составление библиографии по исследуемому вопросу – перечня нормативных правовых, литературных, архивных, Интернет-ресурсов и других источников по теме ВКР.

Целесообразно подбирать новую литературу по теме, поскольку она обычно соответствует действующему законодательству и отражает тенденции его будущих изменений. Подбор и использование литературных источников прежних лет должны быть скорректированы с законодательством и современными взглядами в науке и практике. Он необходим для изложения истории вопроса и в целях сравнения с настоящим.

Читайте также:  CVP анализ и точка безубыточности

Важным, а в ряде случаев просто необходимым, является сбор и обобщение фактического и эмпирического материала. Необходимый для ВКР цифровой и фактический материал можно найти в данных государственной статистики, фондах архивов и т.д. Соискатель должен также использовать судебную практику и материалы прохождения своей преддипломной практики (в т.ч. архивные) в соответствующих аппаратах органов публичной власти, подразделениях иных органов и организаций и т.д.

Основными методами эмпирического исследования являются анализ документов, опрос, наблюдение и эксперимент.

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы СГУ им. Питирима Сорокина обеспечивают возможность качественного освоения образовательной программы. Университет обеспечивает каждого студента основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам лицензируемых образовательных программ.

Фонды библиотеки также содержат основные российские реферативные и научные журналы по юридическим и смежным наукам, внесённые в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук», утверждённый ВАК Министерства образования и науки РФ.

Студенты также могут использовать возможности Национальной библиотеки Республики Коми, Научной библиотеки Коми научного центра, Центрального Государственного архива РК.

Университет также располагает компьютерными классами, объединёнными в локальную сеть, с выходом в Интернет.

Рекомендуемые (основные) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

— официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ (http://www.duma.gov.ru). Содержит информация о принятых законах, необходимых для изучения специального курса, проектах законов, комментарии специалистов, заключения по законопроектам, иные информационные материалы;

— официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (http://www.council.gov.ru). Содержит информацию об одобренных и отклоненных законах, необходимых для изучения специального курса, комментарии специалистов;

— официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации (http://www.ks.rfnet.ru). Содержит информацию о постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации по проверке конституционности положений законодательства;

— официальный сайт Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru). Содержит информацию о постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, содержащих разъяснения по вопросам применения положений законодательства, решения Верховного Суда РФ по конкретным делам, комментарии специалистов;

— справочно-информационные правовые сайты (http://www.consultant.ru; http://www.garant.ru; http://www.laws.ru; http://www.kodeks.ru) – содержат информацию о законодательстве, новейших публикациях по проблематике в юридической сфере.

Кроме этого, возможен поиск информации и на других сайтах (например, сайтах судов субъектов Российской Федерации и других правоприменительных органов). В этом случае необходимо использовать доступные возможности поисковых систем.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 172 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Логический анализ основных понятий, измерение и шкалирование

Переход от концепции исследования к выявляемым и изучаемым фактам – процесс длительный и сложный. Он проходит ряд «трансформационных процедур» и подчиняется определенным правилам. Тема и проблема, объект и предмет исследования задают рамки «понятийного поля», в котором разворачивается исследовательский процесс.

Логический анализ основных понятий предполагает построение теоретической модели исследуемого явления на основе выполнения двух взаимосвязанных между собой процедур – интерпретации понятий и операционализации понятий.

Перевод «виртуальности» в «реальность» начинается с интерпретации понятий, под которой понимается процедура истолкования, уточнения смысла понятий, лежащих в основе конкретного социологического исследования. Выделяются при этом различные по характеру виды интерпретации.

Теоретическая интерпретация представляет собой процесс реконструирования схемы выделения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в дефиницию эксплицируемого понятия.

Теоретическая интерпретация включает три типа процедур:

· дескриптивная интерпретация, или четкое, ясное и однозначное описание тех понятий, которые вы собираетесь использовать при построении своей модели;

· структурная интерпретация, которая предполагает наведение порядка среди описанных понятий, их упорядочение, выявление взаимных связей и т. д.;

· факторная интерпретация – установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменными.

Эмпирическая интерпретация – процесс выделения наблюдаемых и измеряемых признаков, репрезентирующих содержание понятий – интерпретантов (понятийных индикаторов).

Процесс поиска индикаторов является многоступенчатой процедурой и схематически выглядит как построение «дерева целей», только в данном случае исследователь обосновывает движение к познавательной цели, т. е. получение эмпирических факторов, на котором в дальнейшем будут основываться практические выводы и рекомендации.

Наконец, операциональная интерпретация – совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков.

Все три вида интерпретации можно рассматривать и как три этапа единого интерпретационного процесса.

В методической литературе предлагается следующая логика действий при уточнении понятий:

· выявление сущности понятий, их свойств и связей;

· создание целостного представления определенного свойства во всевозможных его проявлениях;

· построение упорядоченной системы характеристик созданного «образа»; определение методов и приемов для фиксирования выделенных характеристик и свойств;

· построение системы фиксирующих индексов.

Трактовка понятий, используемых в исследовании, довольно сложное дело, ибо одно и тоже понятие может иметь несколько трактовок.

Приведем простой пример. Мы должны дать интерпретацию, скажем, таким понятиям, как «самостоятельная работа студентов» (СРС), «повышение результативности СРС». При определении понятия «СРС» спорным может оказаться вопрос о том, включать или нет в СРС чтение студентом литературы, не служащей овладению той или иной учебной дисциплины, но способствующей общему развитию студентов. Когда же мы говорим о результативности СРС, то здесь также может быть несколько трактовок, в зависимости от того, что мы имеем в виду под результатом: (а) успеваемость студента; (б) готовность студента к выполнению профессиональных и гражданских обязанностей после окончания вуза; (в) приобретение студентом прочных навыков самообразования и др.

Операционализация –это расчленение понятий, получивших интерпретацию на более простые, однозначно понимаемые понятия (операциональные понятия), и нахождение таких фактов, которые бы служили для количественных измерений операционных понятий (операциональные индикаторы).

Операционализация бывает структурной и факторной.

Структурная операционализация предполагает уточнение выявленной в процессе интерпретации логической структуры основного понятия. Здесь мы имеем дело с описанием исследуемого явления. Структурная операционализация понятия «СРС» может быть проведена следующим образом. Выделяются такие логические элементы: СРС по характеру работы – работа над конспектом лекций, чтение литературы, конспектирование литературы, подготовка доклада, подготовка реферата, написание курсовой работы, написание диплома, подготовка к зачету, подготовка к экзамену, работа на компьютере, работа с приборами; по месту работы – в библиотеке вуза, в учебном кабинете кафедры, в лаборатории кафедры, в учебной аудитории, в коридоре, в столовой вуза и т. п., вне вуза (в комнате общежития, в областной библиотеке, у друзей, дома и т. п.). Возможны и другие логические детализации.

Если же мы ставим перед собой задачу, не только описать исследуемое явление, но и выявить факторы, на него влияющие, то это означает, что мы ставим перед собой задачу проведения аналитического исследования. Аналитическое исследование наряду со структурной операционализацией требует и факторной операционализации.

Факторная операционализация –построение логической структуры, факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на изучаемое явление.

В нашем случае мы можем выявить следующие группы факторов:

а) факторы, связанные с личностью студента (пол, возраст, курс, место проживания, успеваемость, здоровье, семейное положение и др.);

б) факторы, связанные со спецификой изучаемого предмета (профилирующий или нет, отрасль знания, сложность и др.);

в) факторы, связанные с личностью преподавателя (понятность изложения материала, умение заинтересовать в изучаемом предмете, требовательность на экзамене);

г) организационные факторы (форма отчетности по предмету, наличие или отсутствие практических занятий, свободное или нет посещение лекций и др.);

д) материально-организационные факторы (наличие соответствующей литературы, время работы учебно-методического кабинета, наличие места в рабочей комнате общежития и т. д.).

От правильности логического анализа основных понятий во многом зависит верность полученных результатов, сам ход исследования. Не учет какого-либо фактора делает представление об изучаемом явлении неполным, а неверная интерпретация основных понятий приводит к искажению самого предмета исследования.

В нашем случае применительно к разным операционным понятиям мы можем найти различные индикаторы. Например, для самостоятельной работы в учебно-методическом кабинете индикаторами могут быть время пребывания в кабинете, прочитанные работы, законспектированные страницы и др. Для характеристики работы преподавателями, в плане умения заинтересовать студента, могут выступать в качестве индикатора посещаемость лекций, мнение студентов о лекциях других преподавателей, поведение студентов на лекции и т. п.

Читайте также:  Наше расширение для браузера работает на всех ах

Понятие измерения и шкалирования в социологии. В социологической методической литературе оба понятия, вынесенные в формулировку этого вопроса, часто встречаются рядом. За их внешней «совместимостью» – существенные различия, а поэтому следует обратиться к определениям этих понятий.

Измерение– это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Сам феномен измерения (и не только в социологии) основан на принципе (допущении) изоморфности объектов (событий) и отражающих (измеряющих) их числовых форм.

Ю. Толстова указывает на существование не менее четырех различных (хотя и связанных между собою) смыслов понятия «анализ данных» в социологии:

· совокупность действий, совершаемых в процессе изучения полученных эмпирических данных, для того чтобы сформировать представление о характеристиках изучаемого явления;

· процесс изучения статистических данных с помощью неких приемов, математических методов и моделей с целью более удобного и наглядного их представления, что позволяет наиболее обоснованно интерпретировать изучаемое явление;

· понятие, тождественное прикладной статистике;

· такие процедуры «свертывания» информации, которые не допускают формального алгоритмического подхода.

Специфика – точнее, проблематичность – социологического измерения определяется, как минимум, следующим:

· многие социальные объекты, явления и процессы не поддаются прямому измерению и «квантификации»;

· социальные объекты, явления и процессы представляют собой сложные многомерные системы;

· они весьма динамичны и многозначны;

· они одновременно и детерминированы, и вероятностны.

Шкалирование– одно из важнейших средств измерения в социологии; считается, что оно стало применяться в этой науке в 20-х годах XX века. В его основе – шкала как способ упорядочения эмпирической социальной информации, система чисел и отношений между ними, изоморфная порядку измеряемых социальных фактов. Любая шкала имеет:

· свою длину, предполагающую минимум и максимум;

· свою меру (единицу измерения), т.е. части или единицы, на которые разделяется длина шкалы для определения места измеряемого по определенному качеству объекта;

· индекс (количественный показатель), устанавливающий место измеряемого объекта по данному признаку на шкале.

В целом же считается, что шкалирование – это алгоритм, состоящий из двух частей:

· способа построения эмпирической системы с отношениями;

· непосредственно метода (процесса) шкалирования.

Уровни измерения и виды шкал. Существующая теория измерения, предложенная психологом С. Стивенсом на рубеже 30-40 годов XX века, основана на наличии изоморфизма между свойствами числовых рядов и эмпирическими операциями, которые мы можем производить с объектами. С. Стивенс выдвинул 4 типа таких числовых систем, которым соответствуют 4 шкалы или 4 уровня измерения. Каждая из этих шкал имеет соответствующие ей числовые свойства, сферу применения и допустимые преобразования.

Номинальная шкала (шкала наименований) допускает преобразования, определяющие отношения равенства или неравенства.

Данные, полученные по номинальной шкале, обычно резюмируются с помощью простого частотного распределения так, как показано в табл. 3.3.1

Источник

Анализ центрального понятия темы

Переход от концепции исследования к выявляемым и изучаемым фактам – процесс длительный и сложный. Он проходит ряд «трансформационных процедур» и подчиняется определенным правилам. Тема и проблема, объект и предмет исследования задают рамки «понятийного поля», в котором разворачивается исследовательский процесс.

Логический анализ основных понятий предполагает построение теоретической модели исследуемого явления на основе выполнения двух взаимосвязанных между собой процедур – интерпретации понятий и операционализации понятий.

Перевод «виртуальности» в «реальность» начинается с интерпретации понятий, под которой понимается процедура истолкования, уточнения смысла понятий, лежащих в основе конкретного социологического исследования. Выделяются при этом различные по характеру виды интерпретации.

Теоретическая интерпретация представляет собой процесс реконструирования схемы выделения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в дефиницию эксплицируемого понятия.

Теоретическая интерпретация включает три типа процедур:

· дескриптивная интерпретация, или четкое, ясное и однозначное описание тех понятий, которые вы собираетесь использовать при построении своей модели;

· структурная интерпретация, которая предполагает наведение порядка среди описанных понятий, их упорядочение, выявление взаимных связей и т. д.;

· факторная интерпретация – установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменными.

Эмпирическая интерпретация – процесс выделения наблюдаемых и измеряемых признаков, репрезентирующих содержание понятий – интерпретантов (понятийных индикаторов).

Процесс поиска индикаторов является многоступенчатой процедурой и схематически выглядит как построение «дерева целей», только в данном случае исследователь обосновывает движение к познавательной цели, т. е. получение эмпирических факторов, на котором в дальнейшем будут основываться практические выводы и рекомендации.

Наконец, операциональная интерпретация – совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков.

Все три вида интерпретации можно рассматривать и как три этапа единого интерпретационного процесса.

В методической литературе предлагается следующая логика действий при уточнении понятий:

· выявление сущности понятий, их свойств и связей;

· создание целостного представления определенного свойства во всевозможных его проявлениях;

· построение упорядоченной системы характеристик созданного «образа»; определение методов и приемов для фиксирования выделенных характеристик и свойств;

· построение системы фиксирующих индексов.

Трактовка понятий, используемых в исследовании, довольно сложное дело, ибо одно и тоже понятие может иметь несколько трактовок.

Приведем простой пример. Мы должны дать интерпретацию, скажем, таким понятиям, как «самостоятельная работа студентов» (СРС), «повышение результативности СРС». При определении понятия «СРС» спорным может оказаться вопрос о том, включать или нет в СРС чтение студентом литературы, не служащей овладению той или иной учебной дисциплины, но способствующей общему развитию студентов. Когда же мы говорим о результативности СРС, то здесь также может быть несколько трактовок, в зависимости от того, что мы имеем в виду под результатом: (а) успеваемость студента; (б) готовность студента к выполнению профессиональных и гражданских обязанностей после окончания вуза; (в) приобретение студентом прочных навыков самообразования и др.

Операционализация –это расчленение понятий, получивших интерпретацию на более простые, однозначно понимаемые понятия (операциональные понятия), и нахождение таких фактов, которые бы служили для количественных измерений операционных понятий (операциональные индикаторы).

Операционализация бывает структурной и факторной.

Структурная операционализация предполагает уточнение выявленной в процессе интерпретации логической структуры основного понятия. Здесь мы имеем дело с описанием исследуемого явления. Структурная операционализация понятия «СРС» может быть проведена следующим образом. Выделяются такие логические элементы: СРС по характеру работы – работа над конспектом лекций, чтение литературы, конспектирование литературы, подготовка доклада, подготовка реферата, написание курсовой работы, написание диплома, подготовка к зачету, подготовка к экзамену, работа на компьютере, работа с приборами; по месту работы – в библиотеке вуза, в учебном кабинете кафедры, в лаборатории кафедры, в учебной аудитории, в коридоре, в столовой вуза и т. п., вне вуза (в комнате общежития, в областной библиотеке, у друзей, дома и т. п.). Возможны и другие логические детализации.

Если же мы ставим перед собой задачу, не только описать исследуемое явление, но и выявить факторы, на него влияющие, то это означает, что мы ставим перед собой задачу проведения аналитического исследования. Аналитическое исследование наряду со структурной операционализацией требует и факторной операционализации.

Факторная операционализация –построение логической структуры, факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на изучаемое явление.

В нашем случае мы можем выявить следующие группы факторов:

а) факторы, связанные с личностью студента (пол, возраст, курс, место проживания, успеваемость, здоровье, семейное положение и др.);

б) факторы, связанные со спецификой изучаемого предмета (профилирующий или нет, отрасль знания, сложность и др.);

в) факторы, связанные с личностью преподавателя (понятность изложения материала, умение заинтересовать в изучаемом предмете, требовательность на экзамене);

г) организационные факторы (форма отчетности по предмету, наличие или отсутствие практических занятий, свободное или нет посещение лекций и др.);

Читайте также:  Где в ижевске можно проверить качество воды из скважины

д) материально-организационные факторы (наличие соответствующей литературы, время работы учебно-методического кабинета, наличие места в рабочей комнате общежития и т. д.).

От правильности логического анализа основных понятий во многом зависит верность полученных результатов, сам ход исследования. Не учет какого-либо фактора делает представление об изучаемом явлении неполным, а неверная интерпретация основных понятий приводит к искажению самого предмета исследования.

В нашем случае применительно к разным операционным понятиям мы можем найти различные индикаторы. Например, для самостоятельной работы в учебно-методическом кабинете индикаторами могут быть время пребывания в кабинете, прочитанные работы, законспектированные страницы и др. Для характеристики работы преподавателями, в плане умения заинтересовать студента, могут выступать в качестве индикатора посещаемость лекций, мнение студентов о лекциях других преподавателей, поведение студентов на лекции и т. п.

Понятие измерения и шкалирования в социологии. В социологической методической литературе оба понятия, вынесенные в формулировку этого вопроса, часто встречаются рядом. За их внешней «совместимостью» – существенные различия, а поэтому следует обратиться к определениям этих понятий.

Измерение– это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Сам феномен измерения (и не только в социологии) основан на принципе (допущении) изоморфности объектов (событий) и отражающих (измеряющих) их числовых форм.

Ю. Толстова указывает на существование не менее четырех различных (хотя и связанных между собою) смыслов понятия «анализ данных» в социологии:

· совокупность действий, совершаемых в процессе изучения полученных эмпирических данных, для того чтобы сформировать представление о характеристиках изучаемого явления;

· процесс изучения статистических данных с помощью неких приемов, математических методов и моделей с целью более удобного и наглядного их представления, что позволяет наиболее обоснованно интерпретировать изучаемое явление;

· понятие, тождественное прикладной статистике;

· такие процедуры «свертывания» информации, которые не допускают формального алгоритмического подхода.

Специфика – точнее, проблематичность – социологического измерения определяется, как минимум, следующим:

· многие социальные объекты, явления и процессы не поддаются прямому измерению и «квантификации»;

· социальные объекты, явления и процессы представляют собой сложные многомерные системы;

· они весьма динамичны и многозначны;

· они одновременно и детерминированы, и вероятностны.

Шкалирование– одно из важнейших средств измерения в социологии; считается, что оно стало применяться в этой науке в 20-х годах XX века. В его основе – шкала как способ упорядочения эмпирической социальной информации, система чисел и отношений между ними, изоморфная порядку измеряемых социальных фактов. Любая шкала имеет:

· свою длину, предполагающую минимум и максимум;

· свою меру (единицу измерения), т.е. части или единицы, на которые разделяется длина шкалы для определения места измеряемого по определенному качеству объекта;

· индекс (количественный показатель), устанавливающий место измеряемого объекта по данному признаку на шкале.

В целом же считается, что шкалирование – это алгоритм, состоящий из двух частей:

· способа построения эмпирической системы с отношениями;

· непосредственно метода (процесса) шкалирования.

Уровни измерения и виды шкал. Существующая теория измерения, предложенная психологом С. Стивенсом на рубеже 30-40 годов XX века, основана на наличии изоморфизма между свойствами числовых рядов и эмпирическими операциями, которые мы можем производить с объектами. С. Стивенс выдвинул 4 типа таких числовых систем, которым соответствуют 4 шкалы или 4 уровня измерения. Каждая из этих шкал имеет соответствующие ей числовые свойства, сферу применения и допустимые преобразования.

Номинальная шкала (шкала наименований) допускает преобразования, определяющие отношения равенства или неравенства.

Данные, полученные по номинальной шкале, обычно резюмируются с помощью простого частотного распределения так, как показано в табл. 3.3.1

Источник

Анализ

Анализ — это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез, который представляет собой соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств, отношений) объекта в единое целое (см. Синтез). Анализ и синтез играют фундаментальную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях они выступают как логические приёмы мышления (см. Мышление), совершающиеся при помощи абстрактных понятий (см. Абстракция) и тесно связанные с другими мыслительными операциями. Как познавательные процессы анализ и синтез изучаются в рамках теории познания (см. Эпистемология) и методологии науки (см. Методология науки), а также психологии.

Объективной предпосылкой познавательных операций анализа и синтеза является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Анализ и синтез представляют собой наиболее элементарные приёмы познания. Иногда они рассматриваются в качестве автономных процессов познавательного мышления, хотя в целом считается, что анализ и синтез не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности. Анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма анализа через синтез, то есть включения познаваемого объекта во всё новые связи и отношения с другими объектами, и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разъединение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме. В свою очередь синтез предполагает не столько объединение определённых элементов в структуру, выделенных посредством анализа, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в конкретное целое. Тем самым, синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Поэтому в основе деления «аналитичность — синтетичность» лежит не столько доминирование изолированных процессов анализа или синтеза, сколько качественные особенности [единых] взаимообусловленных аналитико-синтетических процессов и форм мысли.

Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование (см. Методы научного познания) и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от неразделённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава (структуры), а также его свойств, признаков. Существует несколько видов анализа как метода научного познания. Мысленное (а часто, например в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части, выявляющее структуру целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь анализ служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Другой вид анализа — анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Другим распространённым видом анализа является разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого рода анализы называют классификацией).

Наряду с указанными разновидностями анализа, в современной науке широкое применение имеют методы эвристико-математического и формально-логического анализа.

Суть анализа в математике и теории решения задач состоит в таком исследовании структуры и свойств некоторого суждения, теории, понятия, которое осуществляется в ходе рассуждения (см. Рассуждение), постепенно, шаг за шагом, приводящего к тому, что уже известно. Назначение подобного анализа состоит в том, чтобы создать основу для движения мысли, обратного аналитическому — для синтеза, приводящего к искомому доказательству, определению или разрешению проблемы.

Формально-логический анализ представляет собой уточнение логической формы (структуры, строения) рассуждения и его составных частей — понятий (см. Понятие), суждений (см. Суждение), умозаключений (см. Умозаключение) и других, рассматриваемых в качестве завершённых [статичных] конструкций. Наиболее развитой формой подобного анализа является построение формальных систем, интерпретируемых на содержательных предметных областях, свойства которых выражаются анализируемыми понятиями и суждениями.

Источник

Adblock
detector