Анализ трудовой деятельности что это такое



Психологический анализ трудовой деятельности.

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.

Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиографированием, или профессиографией (описание профессии), а результат изучения — профессиограммой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико-экономические характеристики; социальные, социально-психологические и санитарно- гигиенические характеристики условий труда. Выделенные в психограмме характеристики еще советские психотехники назвали профессионально важным признаком и рассматривали их как совокупность психотехники называли профессионально важными признаками и рассматривали их как совокупность психических процессов и особенностей личности, которые актуализируются данным видом труда и влияют на его результат1.

Понятие профессионально важных признаков.

Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, -и потом , хотя это все неотделимо друг от друга , рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться прежде всего по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда , в которых довольно , довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии — то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности.Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак прежде всего выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Профессиональные особенности моторной деятельности.

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.

По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия — поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но, в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников.

Профессиональные особенности внимания. Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Читайте также:  Критический разбор или комплексный анализ текста

Профессиональные особенности памяти.Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди, которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии, в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности.При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа — это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций — это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия1.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 172 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Уровни анализа трудовой деятельности

Е. М. Иванова выделяет три уровня системного анализа трудо­вой деятельности:

1) нормативно-параметрический — характеристики объекта труда
(социально-технические и социально-экономические характери­
стики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объек­
тивные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успеш­
ность труда);

2) морфологический — сама структура и взаимоотношение раз­
личных нормативно заданных составляющих труда: трудовой про­
цесс и условия труда, интегрированные в операционально-техно­
логическую структуру труда; все это обусловливает строение ком­
понентов субъекта труда, т. е. профессиональную когнитивно-моти-
вационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую;

3) функциональный — где интегрируются нормативно-парамет- •
рические и морфологические характеристики субъекта и объекта
труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в це­
лом) [4, с. 31-34]:

Также рассматривая трудовую деятельность как систему, В. Д. Шад-риков выделяет следующие уровни ее анализа [14, с. 131—168]:

1) личностно-мотивационный уровень — общественная значи­
мость профессии; личностная значимость;

2) компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где вы­
деляются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные опе­
рации (технологические операции и исполнительные действия
называются «операторы»); информационная основа каждого дей­
ствия (признаки, на которые ориентируется человек при выпол­
нении трудового действия); правила обработки этой информации
(правила алгоритма принятия решения); качества индивида, вли­
яющие на эффективность труда (ПВК). Таким образом, в компо­
ненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как испол-
н ительные действия) и б) соответствующие им — ПВК человека;

3) информационный уровень, где выделяются: психофизиологи­
ческий аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при вос-

сигнала); оценочный аспект (измерение количества ин-

формации); собственно психологический аспект (механизмы пр
ема, хранения и переработки информации); ;

4) структурно-функциональный уровень. На данном уровне вц
являются связи между отдельными компонентами деятельности
устанавливаются значимость этих связей и удельный «вес» отделу
ных компонентов, а также раскрывается функциональная солод]
чиненность структурных компонентов; ]

Читайте также:  Курсовая работа Концепция эффективности рынка и ее роль в управлении инвестиционным портфелем

5) индивидуально-психологический уровень, предполагающий вьи
деление и анализ мотивации, целей и трудовых установок; выдЫ
ление критериев достижения (или недостижения) цели; предпоч]
тительные цели; саму программу достижения цели и т. п.

В итоге, по мнению В. Д. Шадрикова, все это интегрируется понятие «индивидуальный стиль деятельности».

Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности вы деляет и Е. А. Климов [6, с. 105—106]:

1) уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личн
стью; деяние — как целостный цикл трудовой деятельности, им
ющий полную психологическую структуру);

2) уровень действий («действие — совокупность процессов п„
знания и исполнения, направленных на достижение ближайше:
осознанной цели»);

3) уровень макроэлементов действия (способность отражения де
ствительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативно
уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов);

4) уровень микроэлементов действия (это важные, но малопод
отчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенн
ти действия).

Источник

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОКАЗАТЕЛИ АЛГОРИТМА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — количественные характеристики, определяемые в результате алгоритмического анализа трудовой деятельности. К ним относятся показатель (коэффициент) стереотипности, показатель (коэффициент) логической сложности, скорость переработки информации,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АНАЛИЗ — (от греч. разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения);… … Философская энциклопедия

Эффективность групповой деятельности — [от лат. effectivus дающий определенный результат, действенный] один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ — один из этапов разработки программы социологического исследования . Суть его состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии органическое целое, в котором фактическое или… … Социология: Энциклопедия

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — основная форма психического отражения в деятельности оператора. Анализ структуры деятельности оператора показывает, что она невозможна без участия психики, без сознательного отражения окружающего мира. В любой деятельности оператор осознает цель… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Профессиографический анализ (job analysis) — Разраб. исследовательских и психол. программ в орг циях часто требует знания различных аспектов работ, выполняемых людьми. Процесс, посредством к рого это знание приобретается, наз. П. а., тогда как отчет по рез там такого анализа наз.… … Психологическая энциклопедия

ГОСТ Р ИСО 20552-2011: Воздух рабочей зоны. Определение паров ртути. Отбор проб с получением амальгамы золота и анализ методом атомной абсорбционной или атомной флуоресцентной спектрометрии — Терминология ГОСТ Р ИСО 20552 2011: Воздух рабочей зоны. Определение паров ртути. Отбор проб с получением амальгамы золота и анализ методом атомной абсорбционной или атомной флуоресцентной спектрометрии оригинал документа: 3.3.1 аналитическое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО 15202-3-2008: Воздух рабочей зоны. Определение металлов и металлоидов в твердых частицах аэрозоля методом атомной эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой. Часть 3. Анализ — Терминология ГОСТ Р ИСО 15202 3 2008: Воздух рабочей зоны. Определение металлов и металлоидов в твердых частицах аэрозоля методом атомной эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой. Часть 3. Анализ оригинал документа: 3.2.12… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕРДЕЧНОГО РИТМА — количественное изучение динамических рядов кардиоинтервалрв с целью выделения, описания и определения их физиологической и медицинской значимости. Математические показатели сердечного ритма характеризуют установившиеся и переходные процессы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Блог про HR-аналитику

Автор перевода Александр Шавалиев, Студент Южно-Уральского Государственного Университета. Менеджер по персоналу в аутсорсинговой компании «Директ», профиль Контакте. Читайте также переводы Александра у нас в блоге

Почему вовлеченность сотрудников улучшилась во время пандемии?

Анализ работы: руководство для практикующего специалиста

Анализ работы — это распространенный метод, направленный на предоставление подробной информации о работе сотрудника. Анализ работы может помочь составить лучшее описание работы, привести к более безопасной рабочей среде, помочь в планировании рабочей силы и является ключевым в управлении производительностью. Поскольку она затрагивает так много ключевых функций HR, эта статья предоставит практическое руководство с полным шаблоном из 5 шагов о том, как провести данный анализ. Мы также включим в статью несколько примеров анализа работы. Приятного прочтения!

Содержание

  • Что такое анализ работы? Определение
  • Цель анализа работы
  • Методы Анализа работы
    • – Техника критических инцидентов (CIT)
    • — Инвентаризация задач (TI)
    • — Функциональный анализ работы (FJA)
    • Как провести анализ работы: шаблон
    • Вывод
    • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

    Что такое анализ работы? Определение

    Любой, у кого есть некоторый практический опыт, в какой-то момент проводил анализ работы. Это может быть менеджер, который решает объединить две вакантные роли в одну, рекрутер, который пытается создать описание вакансии, или сотрудник, который перечисляет свои основные задачи для создания личного плана развития.

    Хотя эти анализы работы будут иметь разный уровень детализации, процесс схож. Когда мы определяем это, анализ работы — это систематический процесс, в котором работа разбивается на более мелкие части, которые затем анализируются, чтобы описать, что делается в работе, или какие возможности необходимы для выполнения работы.

    Анализ работы проводится самими сотрудниками, менеджерами, специалистами по организационному развитию (OD) или специалистами по персоналу для различных целей. При этом существует три основных типа данных анализа работы, а именно: рабочая деятельность, атрибуты работника и рабочая обстановка.

    В этой статье мы сосредоточимся в основном на трудовой деятельности. Трудовая деятельность формирует основу для определения атрибутов работника вместе с организационной культурой. Мы будем меньше фокусироваться на рабочей обстановке – но имейте это в виду при анализе работы, особенно когда эта обстановка может измениться.

    Источник

    Анализ трудовой деятельности

    Материал, наглядное пособие, оборудование для трудовой деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

    Цель: систематизировать знания детей о приемах и последовательности ухода за растениями.

    Вводной части решалась задача:

    -Воспитывать у детей интерес к растениям.

    В основной части решались задачи:

    — Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

    -Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

    Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

    Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

    — Закреплять знания о действиях с инвентарем.

    Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

    -Развивать диалогическую речь.

    В заключительной части решалась задача:

    — Развивать диалогическую речь.

    Цель, задачи трудовой деятельности соответствует программным требованиям возрастной группы.

    Вводной части трудовой деятельности педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью звонком от Карлсона.

    В основной части для создания положительной мотивации использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.

    В заключительной части — анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

    Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

    — словесный (для вопросов детям, поощрения);

    — наглядный (схемы);

    — практический (в выполнении задания);

    — метод контроля анализе выполненных работ – одобрение и похвалы).

    Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей.

    Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.

    Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

    Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

    Анализируя, проведённую деятельность, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

    Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей. Их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всей деятельности.

    «Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности».«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.

    Развитие речи во время трудовой деятельности В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются.

    Фотоотчет о трудовой деятельности на участкеФотоотчет о трудовой деятельности на участке Ни для кого не секрет, что труд — важнейшее средство воспитания, начиная с раннего возраста. В процессе труда формируется личность ребенка,.

    Итоговое занятие по трудовой деятельности «Черенкование растений» Закрепляется представление о том, что растение можно вырастить из черенка, дается представление о способах ухода за черенками. Решаются.

    Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант»Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

    Контрольная работа по трудовой деятельности Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» по предмету: МДК02.02. Теоретические.

    Материалы и оборудование для трудовой деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 г. ЛИПЕЦКА МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

    Перспективное планирование трудовой деятельности младшей группы I квартал Самообслуживание Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки. Знать свое полотенце и пользоваться.

    Фотоотчет о трудовой деятельности в ясельной группеФотоотчет о трудовой деятельности в ясельной группе Из всех видов трудовой деятельности в летний период, доступной ребенку — дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду.

    Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.

    Источник

Adblock
detector