Анализ сюжетно композиционной основы произведения и работы над эпизодом

Композиционный анализ. Часть 1.

Понятие «композиция» является междисциплинарным. В искусствоведении композиция определяется как «смысловая и зрительная организация целостности произведения, свойственный ему внутренний порядок, расположение, соотношение и связь частей, способствующая выявлению смысла».

Естественно, что каждому виду искусства присущи специфические черты композиционного строя. В литературоведении под композицией понимается «соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведения, частей, эпизодов, образов».

В начальной школе композиционный анализ занимает особое место в ряду других приемов анализа художественного текста. Ведь восприятие литературных произведений на начальном этапе литературного развития отличается отсутствием целостности. Анализ композиции позволяет преодолеть дискретность детского восприятия, способствует формированию целостного взгляда на произведение, позволяет выявить взаимосвязи между элементами, увидеть в архитектонике произведения проявление авторской воли и, благодаря этому, приблизиться к постижению художественной идеи.

Если при изучении произведения учитель останавливает свой выбор на композиционном анализе текста, то этот методический прием становится организующим ядром урока, не терпящим фрагментарного обращения, поскольку, в отличие от приема стилистического анализа, где предметом рассмотрения становятся художественные детали (авторское слово или знак), композиционный анализ охватывает все произведение от начала до конца.

Естественно, что представление о композиции в начальной школе дается не в полном объеме. Программы по литературному чтению предусматривают знакомство со следующими композиционными категориями: жанр, сюжет (элементы сюжетной схемы), конфликт, система персонажей (образов), надсюжетные композиционные элементы текста (портрет, пейзаж, описание), точка зрения (автор, повествователь, лирический герой), хронотоп (без введения термина, художественное пространство и время в произведении).

Необходимым условием организации композиционного анализа на уроке является учет родо-жанровой специфики произведения. Большинство программ по литературному чтению построены с учетом принципа жанрового разнообразия изучаемых произведений. Наиболее распространенные жанры в школьных учебниках: сказка фольклорная, сказка литературная, рассказ, басня, пейзажная лирика, игровая поэзия.

Поскольку художественным ядром игровой поэзии в основном является игра со словом (образом), изучение ее в контексте композиционного анализа представляется нецелесообразным.

Фольклорные сказки взяли свое начало в мифах и приняли от них закрепленные содержательно и формально сюжетные структуры. Они могли распадаться на более мелкие звенья — мотивы, чередование которых порождало новые сюжетные схемы. Остальные элементы художественной формы были подчинены сюжету: описания, тормозившие динамику действия, если и встречались, то были минимальны и носили характер устойчивой схемы; образы персонажей зачастую исчерпывались той функцией, которую они выполняли. Поэтому при изучении фольклорной сказки в начальной школе особое внимание необходимо обращать на сюжет. При рассмотрении кумулятивной сказки можно использовать задания, позволяющие детям на основе анализа композиции повторяющегося эпизода воссоздать отсутствующие элементы или предложить свой вариант сказки (по аналогии).

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября" "Информатика" Московский институт открытого образования (МИОО)

Источник

Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция

Привет, автор! Анализируя любое художественное произведение, критик/рецензент, да и просто внимательный читатель, отталкивается от четырёх базовых литературных понятий. Автор же опирается на них при создании своего художественного произведения, если он конечно не стандартный графоман, что просто пишет всё, что приходит на ум. Написать дрянь, шаблонную или более менее оригинальную можно и без понимания этих терминов. Но вот достойный внимания читателя текст — довольно затруднительно. А потому, давай пробежимся по каждому из них. Постараюсь не грузить.

В переводе с греческого тема — это то, что положено в основу. Иными словами, тема — это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.

Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.

И так далее и тому подобное.

Темы меняются в зависимости от эпохи,в которую живёт человек, но некоторые темы, которые из эпохи в эпоху волнуют человечество, остаются актуальными — называют "вечными темами". Выше я перечислил 6 "вечных тем", а вот последняя, седьмая — "тема покорения космоса" — стала актуальной для человечества не так давно. Однако, судя по всему, тоже станет "вечной темой".

Поделим всех авторов на 4 условных категории.

1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.

В результате получатся 4 разных романа.

1. 95% (проценты примерны, они приведены для лучшего понимания и не более того) — это будет обычная графомань, шлак, бессмысленная цепочка событий, с логическими ошибками, клюквой, ляпами где кто-то на кого-то напал, хотя не было для того никаких причин, кто-то в кого-то влюбился, хотя читатель совершенно не понимает, что он/она в ней/в нём нашёл, кто-то с кем-то поссорился непонятно почему (На самом деле, конечно понятно — так было нужно автору, для того, чтобы дальше беспрепятственно ваять свою писанину))) ) и т.д. и т.п. Таких романов большинство, но печатают их редко, потому что мало кто может их осилить даже при небольшом объёме. Рунет завален такими романами, думаю, что вы не однажды их наблюдали.

2. Это так называемая "потоковая литература", печатают её довольно часто. Прочитать и забыть. На один раз. С пивом потянет. Такие романы могут увлечь, если у автора хорошая фантазия, но они не трогают, не волнуют. Некий мужчина пошёл туда-то там нашёл что-то, потом стал могучим и т.п. Некая барышня влюбилась в красавца, с самого начала было понятно, что в главе в пятой-шестой будет секс, а в финале они поженятся. Некий "ботаник" стал избранным и пошёл раздавать направо и налево кнуты и пряники, всем тем, кто ему не нравился и нравился. И так далее. В общем, всякое. такое. Таких романах полно и в Сети и на книжных полках и, скорее всего, вы пока читали этот абзац вспомнили парочку-троечку, а может и с десяток или больше.

3. Это так называемые "поделки" высокого качества. Автор профи и умело ведёт читателя от главы к главе, а финал удивляет. Однако автор пишет не о том, что его искренне волнует, но он изучает настроения и вкусы читателей и пишет так, чтобы читателю было интересно. Такая литература встречается куда реже второй категории. Не буду тут называть авторов, но наверняка вы знакомы с годными поделками. Это и увлекательные детективы и захватывающее фэнтези и красивые любовные истории. После прочтения такого романа читатель часто доволен и хочет и дальше знакомиться с романами полюбившегося ему автора. Их редко перечитывают, потому что сюжет уже знаком и понятен. Но если герои полюбились — то перечитывание вполне возможно, а уж прочтение новых книг автора — более, чем вероятно (если у него они есть, конечно).

4. А эта категория — редкость. Романы, после прочтения которых люди ходят несколько минут, а то и часов, как пришибленные, под впечатлением, часто обдумывают написанное. Могут плакать. Могут смеяться. Это романы, которые потрясают воображение, которые помогают справиться с жизненными трудностями, переосмыслить то или иное. Практически вся классическая литература — именно такая. Это романы, которые люди ставят на книжную полку, чтобы через какое-то время перечитать и переосмыслить прочитанное. Романы, которые оказывают влияние на людей. Романы, которые запоминают. Это Литература с большой буквы.

Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.

Естественно, я не говорю о том, что выбора и проработки темы достаточно для того, чтобы написать сильный роман. Более того, скажу прямо — недостаточно. Но в любом случае, думаю понятно, насколько важна тема в литературном произведении.

Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.

Что же это такое — идея литературного произведения?

Идея — это основная мысль произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения. Именно в этом отображении художественными средствами и кроется отличие идеи художественного произведения от научной идеи.

"Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в "Госпоже Бовари". Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, "il brille par son absence" ("блистает своим отсутствием")" © Владимир Набоков, "Лекции по зарубежной литературе".

Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.

Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.

Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.

Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.

Тут важно не уйти в крайности, а это очень и очень непросто. Автор, что позабудет об идее в момент, акцента на художественности потеряет идею, а автор, что позабудет о художественности, поскольку всецело поглощён идеей, напишет публицистику. Это не хорошо и не плохо для читателя, ибо это дело читательского вкуса — выбирать, как к этому относиться, однако художественная литература, это именно что художественная и именно что литература.

Два разных автора описывают период НЭПа в своих романах. Однако, прочитав роман первого автора читатель проникается возмущением, осуждает описанные события и делает вывод о том, что этот период был ужасен. А прочитав роман второго автора, читатель был бы восхищён, и сделал бы выводы о том, что НЭП — замечательный период в истории и пожалеет о том, что он не живёт в этом периоде. Конечно в данном примере я утрирую, потому что топорное выражение идеи — есть признак слабого романа, плакатного, лубочного — что может вызвать отторжение у читателя, который сочтёт, что автор навязывает ему своё мнение. Но утрирую я в этом примере для лучшего понимания.

Два разных автора написали рассказы об адюльтере. Первый автор осуждает адюльтеры, второй разбирается в причинах их возникновения, а главную героиню, что будучи замужем полюбила другого мужчину — оправдывает. И читатель проникается либо идейным отрицанием автора, либо его идейным утверждением.

Без идеи литература — суть макулатура. Потому что описание событий и явлений ради описания событий и явлений — не только скучное чтиво, но и банально глупое. "Ну и что автор хотел этим сказать?" — спросит недовольный читатель и пожав плечами, выкинет книжку на свалку. Барахло, потому что.

Читайте также:  Почему коагулологические исследования важны

Есть два основных способа подачи идеи в произведении.

Первый — художественными средствами, очень ненавязчиво, в виде послевкусия.
Второй — устами персонажа-резонёра либо прямым авторским текстом. В лоб. В таком случае идея называется тенденцией.

Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.

Сюжет — это совокупность событий и отношений между персонажами в произведении, разворачивающиеся во времени и пространстве. При этом события и взаимоотношения персонажей вовсе не обязательно подаются читателю в причинно-следственной или временной последовательности. Простой пример для лучшего понимания — флэшбэк.

Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.

Нет конфликта — нет сюжета.

Это очень важно понимать. Множество "рассказов" и даже "романов" в Сети — сюжета не имеют, как таковые.

Если персонаж пошёл в булочную и купил там хлеб, потом пришёл домой и съел его с молоком, а после посмотрел телевизор — это бессюжетный текст. Проза не поэзия и без сюжета она читателем, как правило, не принимается.

А почему такой "рассказ" не рассказ вовсе?

А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.

И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.

1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.

Автору вовсе не обязательно использовать все элементы сюжета, в современной литературе авторы нередко обходятся без экспозиции, например, однако главное правило художественной литературы — сюжет должен быть завершённым.

Подробнее о составляющих сюжет элементах и конфликте — в другом топике.

Не нужно путать сюжет с фабулой. Это разные термины с разным значением.
Фабула — это содержание событий в их последовательной связи. Причинно-следственной и временной.
Для лучшего понимания поясняю: автор замыслил историю, в его голове события выстроены по порядку, сначала произошло это событие, потом то, это вытекает отсюда, а это отсюда. Это фабула.
А сюжет — это то, как автор эту историю подал читателю — о чём-то умолчал, где-то события местами переставил и тд. и т.п.
Безусловно бывает, что фабула и сюжет совпадают, когда события в романе выстраиваются строго согласно фабуле, однако фабула и сюжет — не одно и то же.

Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.

Композиция — это построение всех элементов произведения в соответствии с его назначением, характером и содержанием и во многом определяющее его восприятие.

Композиция — это структура художественного произведения. Структура вашего рассказа или романа.
Это такой большой дом, состоящий из различных частей. (for men)
Это такой суп, в котором каких только продуктов нет! (for women)

Каждый кирпичик, каждая суповая составляющая — суть элемент композиции, выразительное средство.

Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.

Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя композиция (архитектоника) — это тома трилогии (например), части романа, его главы, абзацы.

Внутренняя композиция — это портреты персонажей, описания природы и интерьеров, точка зрения или смена точек зрения, акценты, ретроспекции и многое другое, а также внесюжетные составляющие — пролог, вставные новеллы, авторские отступления и эпилог.

Каждый автор стремится найти свою композицию, приблизиться к своей идеальной композиции для того или иного произведения, однако, как правило, в композиционном плане большинство текстов довольно слабы.
Отчего так?
Ну, во-первых, очень много составляющих, немало которых многим авторам просто неизвестны.
Во-вторых, банально из-за литературной безграмотности — бездумно расставленные акценты, перебарщивание с описаниями в ущерб динамике или диалогам, или наоборот — сплошное прыганье-беганье-скаканье каких-то картонных персов без портретов или сплошной диалог без атрибуции или с ней.
В-третьих, из-за неумения охватить объём произведения и вычленить суть. В ряде романов без ущерба (а нередко и на пользу) сюжету можно выкинуть целые главы. Или же в какой-нибудь главе добрую треть подаётся не играющая на сюжет и характеры персонажей информация — например автор увлекается описанием автомобиля вплоть до описания педалей и подробного рассказа о коробке передач. Читателю скучно, он пролистывает такие описания ("Послушайте, если мне понадобится ознакомиться с устройством данной модели автомобиля — я почитаю техническую литературу!"), а автор считает, что "Это же очень важно для понимания принципов езды машины Петра Никанорыча!" и тем самым делает унылым неплохой в общем-то текст. По аналогии с супом — стоит переборщить с солью, к примеру и суп станет пересоленным. Это одна из самых распространённых причин, по которой начписам предлагают сначала потренироваться на малой форме, прежде чем браться за романы. Однако практика показывает, что немало начписов всерьёз полагает, что начинать литературную деятельность следует именно с большой формы, потому как именно она и нужна издательствам. Уверяю вас, если вы думаете, что для написания читабельного романа вам нужно лишь желание его написать — вы сильно заблуждаетесь. Писать романы нужно учиться. А учиться проще и с большим КПД — на миниатюрах и рассказах. Несмотря на то, что рассказ это другой жанр — внутренней композиции вы прекрасно сможете научиться работая именно в этом жанре.

Композиция является способом воплощения авторской идеи, и слабое композиционно произведение — это авторское неумение донести идею до читателя. Иначе говоря, если композиция слаба — читатель просто не поймёт, что хотел сказать автор своим романом.

Источник



Анализ сюжетно–композиционной основы произведения и работы над эпизодом

«Композиция»,» «сюжет» — наиболее часто употребляемые из литературоведческих терминов и одновременно— один из наименее четких по своему содержанию. Авторы различных критических, литературоведческих и методиче­ских работ вкладывают подчас различное содер­жание и, естественно, что эта теоретическая сбивчивость осложняет преподавание литературы в школе. Как пра­вило, все пишущие по вопросам композиции утверждают, что под «композицией» следует понимать «построение» произведения, но какое именно содержание следует вкладывать и в то и в другое понятие — на этот вопрос наше литературоведение исчерпывающего ответа пока не дало.

Так, до сих пор нет необходимой для науки четкости в вопросе о соотношении таких понятий, как «компози­ция» и «сюжет».

В первую очередь остановимся на тех вопросах ком­позиционного характера, которые связаны со спецификой эпических произведений.

В каждом эпическом произведении читатель знакомится с теми или иными действующими лицами и их судьбами. Действующие лица произведения определенным образом группируются, ставятся в опре­деленные отношения друг к другу. Из самой группи­ровки действующих лиц становится в какой-то степени ясным, каков замысел автора, какие проблемы его вол­нуют. Внимание учащихся следует фиксировать на этой стороне «организации» материала в произведении, потому что такого рода наблюдения позволят им сразу уловить внутреннюю связь между действующими лицами, отдать себе отчет в том, что произведение является не суммой тех или иных действующих лиц, а определенной систе­мой. Выявление принципа группировки героев произве­дения позволит учащимся уже в самом начале анализа художественного произведения держать в поле своего зре­ния «часть» и «целое», что очень важно для восприятия художественных произведений.

Ставя вопрос о группировке (или расстановке) дей­ствующих лиц, следует обращать внимание учащихся и на то, вводит ли писатель в свое произведение большое количество действующих лиц, или ограничивается не­большим их количеством (само собой разумеется, что этот вопрос непосредственно связан с вопросом о жанро­вых особенностях произведения), имеется ли в произве­дении резкое членение на главных действующих лиц и так называемых «второстепенных», или, наоборот, в произведении трудно провести грань между теми и дру­гими. И этот момент позволит учащимся уловить ту мысль писателя, которой он руководствовался, создавая свое произведение.

С вопросом о группировке действующих лиц непо­средственно связан вопрос о сюжете или сюжетных ли­ниях в произведении; в подавляющем большинстве эпи­ческих и даже драматических произведений мы имеем дело не с одной, а с целым рядом сюжетных линий.

При анализе композиции следует обращать внимание на то, как располагает писатель сюжетные линии в своем произведении, т.е. дает ли их параллельно, пересекает ли одна сюжетная линия другую, дается ли одна после другой, а самое существенное – как соотносятся они друг другу, что связывает их между собой. Таким образом, при рассмотрении и этой стороны композиции произведения в поле зрения учащихся будут находиться «часть» и «целое».

Научить учащихся вдумываться, чего достигает писатель, располагая материал так, а не иначе—пред­ставляется важным и для уяснения смысла данного произведения, и для выявления мастерства писателя, и для художественного воспитания учащихся.

В построении художественного произведения, кроме последовательности в расположении материала, большое значение имеют самые пропорции в подаче материала. Читая художественное произведение, важно отдать себе отчет в том, что дается художником крупным планом, что как бы отодвигается на второй план, что художник дета­лизирует, о чем, наоборот, он пишет кратко. Степень де­тализации в изображении внешности тех или иных дей­ствующих лиц, в передаче их мыслей и чувств, в описании обстановки, при внесении экспозиционного материала,— всегда позволяет судить об общем направлении мысли писателя, об идейно-художественной концепции его про­изведения. Само собой разумеется, что уловить эту сте­пень детализации можно только в том случае, если соот­нести тот или иной отрывок со всей образной структурой произведения. Внимание к пропорциям в подаче мате­риала означает опять-таки умение соотнести «часть» и «целое», умение воспринимать «часть» в связи с «целым».

Существенным вопросом, связанным с композицией художественного произведения, является вопрос о системе средств раскрытия человеческого характера. При изобра­жении разных действующих лиц в пределах одного и того же произведения писатель пользуется различными средствами раскрытия их характеров: в одних случаях писатель уделяет значительное внимание биографии дей­ствующего лица, в другом случае — почти не касается. биографических моментов; в одном случае монолог вы­ступает в качестве важнейшего средства обрисовки чело­века, в другом — автор ограничивается только отдель­ными репликами действующих лиц; то же в отношении портрета, пейзажа как средства психологической харак­теристики.

Это помогает чита­телю яснее представить себе композицию произведения в целом, художественные принципы организации материала в нем.

Если важно разобраться в построении любого художе­ственного произведения, то не менее важно установить какие-то общие закономерности, находящие свое выра­жение в построении произведений, относящихся к одному и тому же поэтическому роду и к одному и тому же жанру. Одно дело — композиция эпического произведения, другое дело — композиция драматического произведе­ния; значительно различаются между собой композиция эпопеи и композиция даже такого сравнительно близкого к эпопее жанра, как роман. Каждый из поэтических ро­дов, как и любой из поэтических видов (или жанров), обладает, при всей относительности границ, отделяющих один род от другого, какими-то более или менее устой­чивыми композиционными признаками; иначе говоря, любой поэтический род и вид обладает своими возмож­ностями художественного отражения жизни, своими спо­собами «организации» материала, и настоящий писатель всегда учитывает эти возможности. При всем различии художественных манер, присущих писателям, при всем различии идейно-художественных задач, которые они ре­шают в том или ином произведении, если их произведе­ния относятся к одному и тому же поэтическому роду и виду, они всегда будут нести в себе нечто общее в смысле композиции.

Читайте также:  Анализ мочи нит что это такое

Таков приблизительно тот круг вопросов, который следует учитывать при рассмотрении композиции литера­турного произведения. Над этими вопросами приходится задумываться и учителю 5—7 классов, и учителю 8— 10 классов, и литературоведу. Учителю необходимо вду­маться в самые разнообразные стороны, характеризующие «организацию» материала в произведении. Это позволит ему очень многое раскрыть для себя в произведении, а тем самым даст ему возможность много нового, интерес­ного передать и учащимся. Самое важное, чтобы уча­щиеся в результате внимательного отношения к компози­ции и сюжету полнее почувствовали бы прелесть произведения, то индивидуальное, неповторимое, что свойственно подлин­ному произведению искусства.

Все отмеченное выше говорит о том, что в школе необходима кропотливая работа по анализу художественного произведения. Анализ эпизода—составная и органическая часть анализа литературного произведения. Методика знает несколько видов работ по анализу эпизода художественного произведения. Это и комментированное чте­ние, и выявление идейного содержания, и рассмотрение ком­позиции, характеров персонажей, и пересказы разных типов и т. п.

Нам бы хотелось остановиться на вопросе о процессе ана­лиза эпизода. Как показало исследование, учащиеся больше всего затрудняются в определении последовательности этапов анализа, в выборе тех действий, которые нужно произ­вести, чтобы убедительно ответить на вопрос. К этому добав­ляется неумение разгадать секреты художественной изобра­зительности. Учитель не всегда представляет себе трудность вопросов типа «как» и «почему». Ученик не представляет себе объема такого вопроса, его глубины, не знает, с чего начать ответ. Он не понимает, какую роль играет определение своих читательских впечатлений в осознании художественных осо­бенностей прочитанного. Не понимает, что впечатления эти слагаются благодаря воздействию художественных средств автора на читателя. Следовательно, не придаст значения и другому важному обстоятельству—вычленению, отбору тех конкретных художественных фраз контекста, которые по­влияли па читательские впечатления, помогли им оформиться. Правда, зачастую ученик выделяет их в контексте не как обозначенные термином приемы автора, а как фразу или сло­восочетание, особенно его поразившие. В этом случае он дей­ствует верно, хотя интуитивно.

Но вот далее он часто заходит в тупик: он не может объ­яснить, каков механизм влияния этой художественной фразы или словосочетания на него. Это естественно для неопытного читателя, тем более, что иногда решающее значение может иметь ритмика, музыка контекста по-новому звучать знакомую мысль. И так как ученик не может объяснить истинной причины обаяния художественного произведения (или его эпизода), он переключается в своем суждении из плана худо­жественно-эмоциональной оценки в план бытовых или социо­логических оценок. Так он сужает сферу воздействия худо­жественного произведения: вместо ответа об идейно-художест­венном единстве произведения он говорит только о важности темы как единственном критерии художественности.

При этом ученик обычно сужает и самый вопрос или ухо­дит в сторону от него. Сформулирован вопрос в форме про­стого вопросительного предложения—ученик обычно и отве­чает простым предложением, стараясь повторить даже строй предложения-вопроса. Он не видит многообразия причинно-следственных связей, скрытых в одном неразвернутом во­просе, не умеет, как правило, довериться художественному тексту как главному источнику для суждения.

Чтобы избежать подобных результатов, надо дать уча­щимся руководство к действию, т. е. сделать конкретный ли­тературный анализ обучающим. Особенно строго этот прин­цип должен соблюдаться в V—VI классах, где изучаются классические произведения русской литературы XIX века, сложные по проблематике, воспринимаемые зачастую внеисторически.

Учителю необходимо строго продумать принципы отбора эпизодов художественного произведения для обучающего анализа и конкретные задачи каждого из видов работ. Эпи­зод, на котором организуется обучающий анализ, должен быть небольшим, внутренне законченным, единым (цельным) по своему настроению, художественно ярким. Главным аргу­ментом в решении предложенной задачи должен быть для учащихся текст. На это надо специально обратить их внима­ние в начале работы обучающего характера.

Первый раз учитель должен проанализировать какой-либо эпизод сам, поставив себя в положение только читателя (не наставника), который вслух делится с друзьями впечатле­ниями о прочитанном. Очень важно создать в классе такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали раскованность, при­лив сил и желания работать. Это потребует оперативности от учителя. Он должен успеть ответить на многие недоуме­ния, успеть на ходу уловить мысль ученика, подсказать на­правление поиска. Чтобы при этом энергия его и класса не распылялась, надо постоянно иметь в виду главные магист­рали обучающего литературного анализа. Их можно сформу­лировать так:

1) раскрывать последовательный ход работы, логику ана­лиза;

2) давать представление об идейно-художественном значе­нии анализируемого эпизода;

3) приводить учащихся к пониманию силы образного слова, его воздействия на читателя.

При этом знакомство со своеобразием разных произведений от класса к классу должно углубляться по принципу концентризма, с тем, чтобы представления учащихся постоянно обогащались, а умения анализировать художественный текст становилось все более прочными.

Анализ сюжетного эпизода при изучении прозаического произведения—сложный вид работы. Здесь учащимся при­ходится иметь дело и с анализом пейзажа или фона дейст­вия, и с анализом портретов персонажей, настроений, пове­дения героя, и с анализом композиции (динамика сцены, эпизода). Здесь значителен удельный вес творческих видов работ: зарисовка по тексту, развертывание речевой характе­ристики в психологическую и т. п. Все это непременно должно найти отражение в характере обучающего задания учителя. Оно будет включать ряд творческих работ-миниатюр, требую­щих деятельности воссоздающего воображения, будет ори­ентировать учащихся на анализ авторских изобразительных средств как главных посылок для обобщающего литератур­ного суждения.

Так, на уроках чтения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» для всего класса можно предложить обучающее задание, которое начато будет устно, а закончено письменно (дома): описать сцену «Совет равных». Комментарий учителя к нему может быть таким:

1) Прочитайте сцену совета равных в 8 главе. Зачем со­бралась рада? Что было решено на ней?

2) Используя цитаты, опишите общий вид картины со­вета: как вы представляете себе место, где идет рада; как стоят казаки, что окружает их; каковы краски этой картины. Обратите внимание на детали, которые могут помочь «уви­деть» картину: «Еще солнце не дошло до середины неба, как все запорожцы собрались в круги», «все до единого стояли они в шапках», «далеко чернели и червонели черные червоно-верхие бараньи их шапки».

3) Какие чувства переполняют кошевого и Тараса, когда они произносят речь на раде? Как слушают их казаки? Обра­тите внимание на слова: «Так говорил атаман и, когда кончил речь, все еще потрясал посеребрившеюся в казацких делах головою», «Много напомнил им Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни». Подумайте, какие чув­ства и мысли Тараса так взволновали и его самого, и ка­заков.

4) Какими сравнениями Тарас Бульба подчеркивает свя­тость чувства товарищества? Как по-иному можно опреде­лить товарищество запорожцев?

Предлагая классу подобную творческую работу, учитель прежде всего приводит учащихся к пониманию идейного и композиционного значения данного эпизода в повести Н. В. Гоголя. А затем на основе четких социологических представлений предлагает учащимся творческую работу, на­значение которой — путем собственных размышлений и опытов, путем анализа психологического и образного содержа­ния эпизода, так оказать, изнутри подтвердить сформулиро­ванный вначале общий вывод. При выполнении этого зада­ния учитель увидит глубину понимания выразительности речи автора. Гоголь рассказывает о раде, очень скупо при этом ри­суя видимые, предметные детали. Словесную картину, дан­ную через речи героев, учащиеся должны дополнить описа­нием, нарисовав на основе анализа деталей-ориентиров ее общий вид и конкретных участников в состоянии крайнего подъема чувств (чувства патриотизма прежде всего).

Проделав такую работу при активном руководстве учи­теля, ученик на конкретных примерах понимает, что можно «увидеть» в художественном произведении, в каждом, каза­лось бы, незаметном слове автора. Умение почувствовать и определить авторские настроения и «почерк» его в отдельных эпизодах, на наш взгляд, играет решающую роль и при от­вете на более значимые вопросы—о своеобразии произведе­ния в целом.

Читательское мышление, особенно у неопытных читателей, конкретно: в ответ на вопрос, чем понравилась или не понра­вилась книга, ученик обычно вспоминает о тех или иных сце­нах, эпизодах, «случаях» из жизни героев и именно на них ориентируется, отвечая на такой вопрос. Значит, необходимо, чтобы эти сцены, эпизоды он умел оценить не только с точки зрения, хорошо или плохо поступал в них герой, отвечает ли он своим поведением общепринятым нормам и личным прин­ципам нашего читателя-учащегося. Нужна большая глубина и подвижность, когда бы ученик, сохраняя свои непосредст­венные впечатления, понимал, как, т. е. при помощи каких художественных средств, добился писатель нашего восторга или негодования, чем поразил он нашу мысль.

Какого количества обучающих аналитических работ до­статочно, чтобы считать, что учащиеся самостоятельно справ­ляются с тем обычным, обманчиво легким, на первый взгляд, вопросом типа «почему» и «как», о котором шла речь выше? Ответ на это может быть сугубо индивидуальным в каждом отдельном случае. И путь к такому ответу постепенный: от развернутого учительского руководства к более общему и, наконец, к обычному свернутому вопросу. Сделать руковод­ство более общим — значит опустить советы, рекомендации к тем аналитическим операциям, с которыми учащиеся уже имели возможность познакомиться, которые ими освоены. На­пример, не делать за них отбора изобразительных средств автора в эпизоде, требовать обоснованности в оценке своих впечатлений, сознательного пользования литературоведче­скими терминами. Наряду с этим учитель может предлагать обучающее руководство уже не каждый раз, но в процессе знакомства класса с новым видом работы по литературному анализу.

При анализе аллегорического эпизода важно привести учащихся к пониманию сложности аллегорического плана повествования, его двуплановости и необходимости строго придерживаться законов первого и второго (собственно алле­горического) плана художественного изображения.’

В анализе эпизодов с массовым героем и значительным историческим событием в центре, помимо вопросов, обычных для сюжетной сцены, можно, вероятно, привлекать внимание учащихся к вопросам соотношения правды факта и правды художественной, к вопросам типизации, чтобы, кончая VIII класс, учащиеся имели верные теоретико-литературные понятия, как того требует программа, понимали своеобразие художественной литературы как вида искусства.

Чтобы проверить, насколько сознательно владеют уча­щиеся умениями анализа литературного эпизода, можно предложить классу письменную работу с заданиями подробно описать все последовательные действия, которые необходимы при анализе какого-то конкретного законченного отрывка.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. “Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности” [1]. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художественный смысл. Важную роль играет анализ сильных позиций текста: названия, эпиграфа, первого и последнего предложений.

Композиция строится с помощью нескольких композиционных приемов.

Повтор – перекличка между началом и концом текста, или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения, или рифма. Усиление – подбор однородных образов или деталей. Противопоставление – антитеза образов. Монтаж – два соседних образа рождают новый смысл.

Читайте также:  Анализ работы школьного методического объединения начальных классов

Композиция организует всю художественную форму произведения и действует на всех уровнях. Уровни образной системы, системы персонажей, художественной речи, сюжета и конфликта, внесюжетных элементов.

В лингвистике изучается языковая композиция, т.е. сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов. “Словесный ряд – это представленная в тексте последовательность (не обязательно непрерывная) языковых единиц разных ярусов, объединенных а) композиционной ролью и б) соотнесенностью с определенной сферой языкового употребления или с определенным приемом построения текста” [2].

Композиционный анализ наиболее продуктивен в работе над литературным произведением. “Все компоненты художественной структуры (факты, их расположение, характер и способ описания и т.д.) важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы (мысли, задумки) автора, который отобрал материал и обработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой” [3]. Работу над сложными произведениями в старших классах полезно начинать с рассмотрения их композиции. Движение от целого к части и от части к целому – один из возможных путей анализа. В таких случаях обращение к композиции явится и начальным этапом работы, и заключительным.

К осмыслению композиции текста подводят такие приемы: составление плана, сжатый пересказ, мысленная перестановка эпизодов, сопоставление эпизодов и образов, восстановление пропущенных звеньев текста, обоснование роли эпизода в тексте, построение словесных рядов и отбор ключевых слов, поиск композиционных приемов (принципов), анализ сильных позиций и т.д. Композиция произведения оказывается ключом к постижению авторской позиции.

Я предлагаю конспекты двух уроков в 10 классе, на которых дети учились композиционному анализу поэтического и прозаического текстов.

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: Обучение композиционному анализу поэтического текста.

Человек и мир в стихотворении В. Шаламова “Водопад”.

  • развитие умения мыслить;
  • обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи.

— выразительное чтение наизусть стихотворения “Водопад”;
— сообщение о жизни Шаламова;
— по толковому словарю определить значение слов: “водопад”, клок, скалить, потеха, моленья, тоска, лампада, пена.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Шаламова: “Поэт – инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык”.

II. Целеполагание.

Задача урока – интерпретация поэтического текста с помощью композиционного анализа.

III. Актуализация изученного.

Ритмический рисунок стихотворения определяется разностопным ямбом. Чередование мужских и женских окончаний дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал каждой строфы создается мужским окончанием. Чередуются длинные и короткие строки. В первой и последней строфах в конце создается ощущение твердости за счет короткого стиха.

IV. Формирование умения композиционного анализа стихотворения.

Определение микротемы каждой строфы. Первая строфа – водопад, вторая строфа – пена, третья строфа – водопад. В чем особенность композиции? Она симметричная: первая и третья строфы посвящены водопаду. Найдите ключевые слова текста. (Водопад и пена).

Ученик объясняет лексическое значение этих слов.

Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды. Пена – 1. Пузырчатая масса, образующаяся на поверхности некоторых жидкостей. 2. Пузырчатая загустевшая слюна, выступающая на губах, при некоторых болезненных припадках, гневе. 3. Сгустившийся белыми хлопьями пот, выступающий на теле лошади.

Почему подлежащее “водопад” поставлено на последнее место в предложении? Это инверсия. Необычное синтаксическое построение увеличивает силу воздействия на читателя.

Постройте словесные тематические ряды к словам “водопад” и “пена”.

Водопад – бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех.

Пена – пены клочья, замороженная, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна.

Какие чувства вызывает у вас первый словесный ряд? С образом водопада связаны ощущения агрессии, насилия, насмешки.

Ученик объясняет лексические значения слов.

Скалить – 1. Раздвигая губы, обнажать, показывать зубы (волк скалит зубы). 2. Смеяться, хохотать (неодобрит.).

Потеха – забава, развлечение.

Возникает ассоциация с диким животным, с чем-то нечеловеческим. Какие мысли вызывает лексика второго словесного ряда? Подбор лексики приводит к мысли об умирании, смерти, причем насильственной.

Ученик объясняет значение слова.

Клок – обрывок, лоскут, оторвавшийся кусок чего-нибудь. (Рваный, изорванный).

Почему употребляется глагол “выносится”? (Не сама, а кем-то другим).

Найдите средства художественной изобразительности и определите их роль в тексте. Группа А каждого ряда – в 1 строфе. Группа В каждого ряда – во 2 строфе.

Первая строфа. Олицетворение: водопад бурлит, бросает, скалит зубы. Эпитет: хрустальные, ледяные лампады, зажженные. Метафора: водопад – символ дикого, злобного, лампада.

Вторая строфа. Эпитет: замороженная пена, ледяного плена, стынущей волны. Олицетворения: объятья плена (метафорическое).

Эпитеты вызывают ощущение холода, смерти. Метафоры и олицетворения ассоциируются с агрессией, злобой.

Ученик объясняет значение слова.

Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами.

Зачем поэт зарифмовал “лампад” и “водопад”? Вероятно для Шаламова в этом холодном мире нет места справедливому Богу, может быть, Бог жесток. С этой же целью поэт использует метафорический эпитет “ледяные лампады”.

Композиция – это сопоставление и противопоставление словесных рядов. В чем особенность композиции стихотворения? Каков прием композиции? Композиция построена на противопоставлении двух словесных рядов: “водопада” и “пены”. В этом замороженном мире живет только водопад, все живое умирает.

Как на лексическом уровне автор доказывает эту мысль? Использует глаголы “бурлит”, “бросает”, олицетворение “скалит зубы”.

Но водопад – это ледяная жизнь, жестокая, бессердечная. В какой строфе об этом говорится? (третья строфа).

Какой еще композиционный прием вы обнаружили? (Повтор). Найдите в тексте тематический повтор; какова его роль?

Первая и третья строфы построены на повторе, в них говорится о водопаде. Но в первой строфе водопад – часть природы, а в третьей строфе водопад – символ мира, в котором живет человек. Слово “водопад” упоминается один раз, а в третьей строфе его заменяет местоимение “он” (“ему”).

Какой прием лежит в основе третьей строфы? Антитеза: моленья, тоска – смех, жизнь – потеха.

Ученик объясняет лексическое значение слов.

Моленья – 1. молить, 2. мольба, страстная просьба.

Тоска – 1. душевная тревога, соединенная с грустью, 2. скука.

С какой целью используется прием контраста? Жизнь человека в этом мире – “моленья” и “тоска”. А для мира такая человеческая жизнь – “потеха”, “повод для смеха”.

Почему стихотворение названо “Водопад”? Это метафора. Водопад – мир, в котором живет человек. Название произведения становится символом холодной и жестокой реальности.

При анализе ритма мы отметили, что мужские окончания и короткие строки создают ощущение жестокости и твердости. К этой же мысли мы пришли и через композиционный анализ стихотворения. Это произведение очень многозначно.

Воспользуемся приемом Е. Эткинда. Поднимаясь “вверх по лестнице смыслов”, мы обнаруживаем все новые и новые смыслы.

Каков внешний сюжет? Водопад. Как раскрывается проблема природы и человека? Природа относится к человеку враждебно. Как раскрывается проблема мира и человека? Мир холоден и жесток. Каково душевное состояние человека? Отчаяние, тоска, одиночество.

Итак, анализ композиции вывел нас к главному – идее, авторской позиции. С точки зрения В. Шаламова, человек – игрушка в нашем мире, от него ничего не зависит, он слаб и беспомощен. А теперь объясните смысл эпиграфа к уроку.

V. Рефлексия.

— Я сейчас чувствую …
— Я думаю о …
— Я умею …
— Я не умею …

VI. Домашнее задание на выбор.

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: Обучение композиционному анализу прозаического текста.

Мужчина и его любовь в рассказе А. Чехова “Дама с собачкой”.

  • знать композиционные приемы и их роль в художественном произведении, сильные позиции текста, схему композиционного анализа прозаического текста;
  • уметь находить композиционные приемы и определять их функцию в произведении, анализировать сильные позиции текста, интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности.

Русский историк В. Ключевский сказал о Чехове: “Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется”. Вы согласны с этим высказыванием? Почему?

II. Целеполагание.

“Дама с собачкой” — это рассказ о курортном романе или о настоящей любви? Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.

III. Актуализация изученного.

1. Опрос. Что такое композиция? Назовите композиционные приемы. Что такое повтор? Что такое усиление? Какова роль противопоставление? Какова роль монтажа?

2. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение планов рассказа.

1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте.

2 глава. Любовь (?) и расставание.

3 глава. Встреча героев в городе С.

4 глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается”.

О чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.

IV. Формирование умения композиционного анализа текста.

Чем интересна композиция рассказа? Тематические повторы: в 1 и 3 главах; во 2 и 4 главах повторяются события. Сопоставим эти главы. Что же в них изменяется?

Глава 1. Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал в саду…” до слов “ Она засмеялась”. Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?

Индивидуальное сообщение “Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова”.

Глава 3. Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца…”. Что случилось с героем?

Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром…”. Зачем автору три раза нужен эпитет “серый”? Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?

Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушел курить…”. Что изменилось к 3 главе?

“Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре”, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье”). [4]

Чтение финала рассказа. Почему “…самое сложное и трудное только еще начинается”? Прочитайте первое и последнее предложения. Сопоставьте их. Какова роль каждого?

Почему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идет о любви Гурова)? “История, рассказанная в “Даме с собачкой”, — это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа — перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена”. [5]

Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.

Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем? (Повтор и противопоставление).

Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?

V. Рефлексия.

Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни” в “Даме с собачкой”.

VI. Домашнее задание.

1. Для всего класса. Чтение рассказа “Ионыч”. Составить план, найти композиционные приемы.

2. Индивидуальные задания. В чем смысл названия рассказа “Ионыч”. Анализ первого и последнего предложений в каждой главе. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.

Источник

Adblock
detector