Анализ романа Воскресение Толстого суть смысл идея

Анализ романа «Воскресение» Толстого: суть, смысл, идея

В основу сюжета «Воскресения» лег. случай, рассказанный Толстому А. Ф. Кони. <. > «Коневская повесть», как первоначально называл свой будущий роман Толстой, задумана была, как и «Анна Каренина», в плане только морально-психологическом и должна была ответить на вопрос о нравственной ответственности мужчины-соблазнителя перед жертвой его плотской необузданности. <. >

. В 1898 году, Толстой взялся очень энергично за переработку повести. В процессе этой переработки. она превратилась в большой злободневный роман, характеризующийся широкой политической и социальной тематикой, показавший обнищавшее крестьянство, тюремные этапы, мир уголовных, русское сектантство, сибирскую ссылку и ее жертв — революционеров, содержащий в себе обличение суда, церкви, администрации, аристократической верхушки русского общества и всего государственного и общественного строя царской России. Психологически малоправдоподобный эпилог романа, в котором дело кончалось женитьбой Нехлюдова на Катюше, был заменен гораздо более реалистичным, показавшим действительное нравственное воскресение Катюши, соединившей свою судьбу со ссыльным-революционером. <. >

Обличительный пафос «Воскресения». объясняется и тем, что наиболее интенсивная работа Толстого над ним падает на вторую половину 90-х годов, когда в России явственно обнаружилось нарастание революционного движения, захватившего не только рабочий класс, но и крестьянство. Живя и творя в атмосфере революционного подъема, Толстой не мог не испытать по-своему его воздействия и не мог не отразить этого воздействия в своем злободневном романе.

Раздвигая постепенно рамки романа, Толстой превратил его в широкое полотно, захватившее многообразные животрепещущие вопросы современной автору русской жизни. Вся история отношений Нехлюдова к Катюше Масловой и судьба Катюши после ее падения и судебного обвинения в процессе длительной работы над романом рассматривалась. как следствие порочной системы, характерной для всей политической и моральной обстановки самодержавной России.

История мировой литературы не знает другого произведения, в котором с такой взволнованностью, с таким высоким этическим пафосом и в такой широте были бы показаны зло и вопиющая ненормальность самодержавно-полицейского государственного уклада, как это сделано в «Воскресении». Все, что до тех пор писал Толстой как проповедник-обличитель, все, против чего он выступал как моралист и публицист, нашло в «Воскресении» свое наиболее художественное выражение. Ни одно из предшествующих художественных созданий Толстого не было проникнуто таким страстным протестом против современной ему капиталистической действительности, как «Воскресение». <. >

В «Воскресении», больше чем во всех других своих художественных произведениях, Толстой подошел к критике современного ему общественного строя с позиций многомиллионной крестьянской массы. <. >

Толстой вывел в романе людей из самых разнообразных социальных слоев: тут и дворянская верхушка русского общества, и столичная бюрократия, и духовенство, и сектантство, и английские миссионеры, и крестьянская масса, и купечество, и военная среда, и мастеровые, рабочие, адвокаты, судейские чиновники, тюремное начальство. Тут широко показан уголовный люд, темный, забитый, в большинстве случаев невинно страдающий в ужасающих условиях царского тюремного режима и им же развращаемый; тут выведена и группа революционеров, в большей своей части изображенная Толстым с явной симпатией к ним и с сочувствием к их борьбе с самодержавным произволом и насилием.

Нужно сказать, впрочем, что Толстой симпатизирует лишь революционерам-народникам, выходцам из интеллигентной и крестьянской среды, в той или иной степени близким ему по своим идеалистическим взглядам, революционерам, политическая деятельность которых направляется в значительной степени отвлеченными моральными побуждениями. Таковы в романе Марья Павловна, Симонсон, Крыльцов, Набатов. Единственный фигурирующий в «Воскресении» революционер из рабочих — Маркел Кондратьев, с большим прилежанием изучающий первый том «Капитала» Маркса, изображен Толстым снисходительно-иронически, как человек недалекий, лишенный духовной самостоятельности. <. >

Место действия «Воскресения» — обе столицы, нищая, разоренная деревня, помещичья усадьба, тюрьма, тюремная больница, пересыльные этапы, судебные учреждения, аристократические гостиные, кабинеты сановников и адвокатов, церковь, ложа театра, трактир, полицейский участок, вагон третьего класса, покойницкая и т. д.

Завязка «Воскресения» — преступление Нехлюдова по отношению к Катюше Масловой — обусловливает собой введение в роман всех прочих эпизодов, которые тесно связаны с этим основным, определяющим все другие, эпизодом. Отсюда — органическое единство сюжетной линии «Воскресения» в отличие от того, что мы имеем в «Войне и мире» и «Анне Карениной», построенных по принципу параллелизма и переплетения в значительной мере самостоятельных сюжетов. Отсюда также большая, чем там, динамичность и напряженность фабулы. Толстой здесь меньше, чем в «Войне и мире» и «Анне Карениной», прибегает к детальному психологическому анализу, к тому, что Чернышевский называл «диалектикой души». Зато здесь больше, чем там, таких персонажей, которые резко и смело зарисованы иногда двумя-тремя очень выразительными штрихами.

Портретная галерея «Воскресения» исключительно богата. Толстой как бы стремится захватить возможно больше лиц, фактов, событий и происшествий, используя все это для наиболее полной и убедительной иллюстрации основной идеи романа. При этом он очень часто прибегает здесь к приему контрастных сопоставлений: отправление измученной Масловой, жертвы животной страсти Нехлюдова, из тюрьмы в суд и пробуждение в богатой квартире избалованного жизнью Нехлюдова, думающего о том, что он должен жениться на дочери богатого и знатного Корчагина; судебное заседание, окончившееся приговором к каторжным работам для Масловой, и изысканный обед у Корчагиных, на котором присутствует Нехлюдов после суда над Катюшей; надругательство над душой Катюши, над ее святая святых. шествие арестантов по городу и встреча их с коляской богача; вагон с решетками, за которыми сидят арестанты, и тут же поблизости вокзальный зал, уставленный бутылками, вазами, канделябрами; те же арестанты и замученные, забитые рабочие, а рядом с ними праздное, сытое и самодовольное семейство Корчагиных; ужасы тюремной обстановки в Сибири, и на фоне их — изобилие, довольство и семейная идиллия в доме начальника края и т. д.

В «Воскресении» сильнее, чем в предшествующих художественных произведениях Толстого, обнаруживаются авторское вмешательство, субъективная авторская оценка действующих в романе персонажей и их поступков и различных, особенно отрицательных, явлений окружающей жизни. Для того чтобы соблюсти художественную меру, Толстой свои собственные мысли приписывает Нехлюдову.

Моралистическая тенденция сводится в романе к проповеди нравственного самосовершенствования как единственного средства борьбы со злом. После того как у Нехлюдова при встрече его с Катюшей в зале суда громко заговорила дремавшая до тех пор совесть, у него открылись глаза на все вообще зло окружающей его действительности; он понял, что его преступление и судьба Катюши — неразрывное звено в цепи тех кричащих изъянов, которыми переполнена вся жизнь людей. Но Нехлюдов не вступает с ними в активную борьбу. Вместо активной деятельности, направленной к политическому и социальному переустройству жизни своей страны, он замыкается в рамки исключительно внутренней работы личного самосовершенствования и филантропической деятельности.

Он приходит к убеждению, что достаточно людям исполнять евангельские заповеди всепрощения, любви, плотского воздержания, чтобы люди достигли наибольшего доступного им блага на земле. Все дело жизни для «воскресшего» Нехлюдова определяется евангельским наставлением: «Ищите царства божия и правды его, а остальное приложится вам». «Воскресение» Катюши Масловой, происшедшее главным образом вследствие ее сближения с революционерами, совершается если не в религиозном, то все же только в личном нравственном плане. Да и те, выведенные в романе, революционеры, которым особенно симпатизирует Толстой, в своей политической борьбе стремятся, как сказано выше, к осуществлению прежде всего высокого нравственного идеала. Толстой по всему складу своего мировоззрения не сделал и не мог сделать тех выводов из своих посылок, которые неизбежно сами собой из них вытекали.

(Н. К. Гудзий, «Лев Толстой: Критико-биографический очерк», 1960 г.)

Это был анализ романа «Воскресение» Льва Толстого: суть, смысл, идея произведения.

Источник

Воскресенье лев толстой анализ

РАЗБОР РОМАНА ВОСКРЕСЕНИЕ

Роман Роман «Воскресение» написан Толстым в 90-х годах «Воскоесение» в (закончен в 1899 г.), в последний период его литературной деятельности, когда писатель, порвав со своим классом, перешёл на позиции патриархального крестьянства. В этот период, как указывает В. И. Ленин, Лев Толстой обрушился на все современные ему государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяез вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь. В этой страстной критике Толстого звучал гневный голос трудового крестьянства. «Его (Толстого.- А. 3.) горячий, страстный, нередко беспощадно-резкий протест против государства и полицейски-казенной церкви передает настроение примитивной крестьянской демократии, в которой века крепостного права, чиновничьего произвола и грабежа, церковного иезуитизма, обмана и мошенничества накопили горы злобы и ненависти» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 294).

Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображён Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Первая сюжетная линия выдвигается, таким образом, как основная, главенствующая. Применяя художественную антитезу как основной приём развёртывания действия романа. Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов (жизнь столичной знати, сановников), то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разорённые нищие деревни. Это противопоставление, являясь основным принципом развёртывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для дворянско-буржуазного общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетённых. Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию. Так возникла третья сюжетная линия.

Показывая государственные учреждения и правительственный аппарат непосредственно от себя и через восприятие Нехлюдова, духовно близкого ему. Толстой резко подчёркивает классовый характер государственных учреждений в капиталистическом обществе.

Рисуя суд, Толстой отмечает равнодушие судей к существу дел, рассматриваемых в суде, а ещё более к личностям подсудимых, преступно-небрежное отношение к судопроизводству, занятость каждого судьи, призванного решать судьбу человека, своими личными делами, в результате чего невиновные люди осуждаются на каторжные работы. Он показывает карьеризм представителей прокуратуры, добивающихся повышения по службе количеством обвинительных приговоров, достигнутых хотя бы и ценой явной лжи и передержек (поведение товарища прокурора в процессе мальчика, обвиняемого в краже половиков).

Столкнувшись с высшими бюрократическими сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое.

Нравственному разложению людей содействует — показывает Толстой — и церковь, тесно связанная с государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремны» застенки (привод к присяге в суде, церковь в тюрьме, распятие Христа при входе в тюрьму). Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения хлеба и вина в тело и кровь бога, проповедуют нестяжательство и в то же время наживают капиталы.

Читайте также:  Причины нервно артритического диатеза

Главный герой романа — Нехлюдов.

Князь Нехлюдов — исключительная личность среди землевладельческого дворянства. Он многим напоминает излюбленных героев Толстого: Оленина, Безухова, Левина. Общее у Нехлюдова с названными героями — его напряжённые идейные искания, попытки прийти к «согласию с самим собой».

В заключительных строках романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла. а моралистом, который вычитывает из евангелия нормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства бо-жия на земле». Так Толстой утверждает идею о непротивлении злу насилием, идею, осложнённую проповедью нравственного самоусовершенствования человека как единственного пути к радикальному изменению жизни людей.

В образе Масловой, как и в образе Нехлюдова, Толстым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости самоусовершенствования, морального «воскресения».

Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает «моральные устои» буржуазного общества, рисуя картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма. Трудный путь на каторгу сближает Маслову с политическими ссыльными (Симонсоном, Марьей Павловной), и благодаря их высоким моральным качествам движение Катюши к «воскресению» идёт уверенно и быстро. В конце романа мы видим уже женщину, рассматривающую своё будущее в духе отказа от эгоистических стремлений.

Так — показывает Толстой — совершалась победа «духовного» начала над «чувственным»; так, пройдя через неверие и отчаякие, «воскресла» к новой жизни Катюша Маслова.

Тяжёлое положение крестьянства Толстой описывал уже в произведениях раннего периода («Утро помещика»). Положение это не улучшилось и через несколько десятилетий. В романе «Воскресение» Толстой открыто указывает на это.

Описывая мрачными красками положение крестьян, Толстой не мог, конечно, обойти в романе вопроса о той общественной группе, которая ставила своей задачей борьбу за народное счастье. Естественно, что идейные позиции Толстого определяли и его отношение к этой революционной группе.

Толстой выводит на страницах романа две группы революционеров: народников и социал-демократов.

К первой группе относятся Симонсоч, Марья Павловна, Крыльцов и Набатов. Образы их Толстой рисует с явной симпатией, считая, что готовность этих людей к жертвенному служению народу и неприятие ими какого бы то ни было вида насилия делает их лучшими людьми своего времени.

Наоборот, с явным несочувствнем изображает Толстой последовательных революционеров. Представителем их в романе является Новодворов. Рисуя его образ, Толстой подчеркивает в нем прежде всего «отсутствие свойств нравственных», «безграничную самоуверенность», стремление «первенствовать перед людьми».

Так отрицание революционных дел и теория непротивления злу насилием привели Толстого к неправильному изображению революционеров. Ошибочный по своей идейной направленности, выдвигающий в качестве средства борьбы с самодержавно-буржуазным порядком нравственное самоусовершенствование человека, непротивление злу насилием, моральную проповедь любви и добра, роман «Воскресение» ценен, однако, тем, что Б нём великий писатель-реалист осветил важнейшие стороны жизни России конца XIX в., притом осветил их с точки зрения стомиллионного угнетённого крестьянства. Он нарисовал поразительные по силе художественного мастерства картины народных бедствий, дал беспощадную по глубине и страстности убеждения критику помещичье-капиталистического государства, господствовавшего класса и казённой церкви — этой верной служанки госудап-ства и воплощения лжи и лицемерия.

В. И. Ленин подчёркивал у Толстого особое искусство срывания «всех и всяческих масок». Блестящий пример этого срывания «всех и всяческих масок» мы имеем в романе «Воскресение» в описании богослужения в тюремной церкви. Здесь почти каждое слово художника — разоблачение религии.

Источник



Анализ романа «Воскресение» (Л.Н. Толстой)

Вклад Л.Н. Толстого не только в русскую, но и мировую культуру сложно переоценить. Эта фигура является легендарной не только из-за своего творчества, но и мировоззренческих позиций и образа жизни. Особую известность Толстому принесли три его романа: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», в которых в полной мере были отражены мысли писателя: как об обществе в целом, так и об отдельном человеке в частности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор данного произведения.

История создания

История написания романа «Воскресение» опирается на интересные факты:

  1. Первоначальная идея романа пришла к Толстому после того, как он услышал историю юриста Анатолия Кони о том, как на суде один из присяжных узнал в обвиняемой проститутке соблазнённую им когда-то девушку. Присяжный пытался искупить свою вину, женившись на женщине, и облегчить её судьбу, но потерпел неудачу, и проститутка умерла в тюрьме.
  2. Учитывая перерывы, Толстой писал свой роман на протяжении десяти лет. Во время работы над произведением он посетил Бутырскую тюрьму и попытался как можно глубже вникнуть в быт арестантов, направляемых в Сибирь.

Направление и жанр

«Воскресение» можно совершенно точно определить, как роман реалистического направления в русской литературе. Как действующие лица, так и окружение в книге максимально приближены к действительности. Имена, чины, географические объекты, разговоры, одежда и предметы быта – всё это создаёт максимально натуралистичную картину. Читатель верит в то, что в основе сюжета лежит логика реального мира.

Жанровая принадлежность «Воскресенья» с лёгкостью определяется — это роман. Сюжет произведения охватывает длительный промежуток времени, задействовано огромное количество персонажей и создано столько же деталей, создающих правильную атмосферу.

В окружном суде начинается суд над несколькими обвиняемыми в убийстве. В жюри присяжных состоит дворянин Дмитрий Нехлюдов, ведущий крайне безнравственный образ жизни. Внезапно среди трёх подсудимых он узнаёт Катерину Маслову – девушку, которую он соблазнил, будучи ещё молодым офицером.

Во время суда, на котором раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека, многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору. Однако из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге.

Нехлюдов, чувствуя вину, решается бороться за Катерину, нанять адвоката и подать апелляцию. Параллельно с этим он решает коренным образом изменить свою жизнь и прекратить развратничать и душить праздностью все свои благие помыслы.

Однако старания Нехлюдова терпят крах, тогда он решает пойти на крайние меры: жениться на Масловой и отправится за ней в Сибирь. Маслова отказывается верить во внезапное покаяние Нехлюдова и отторгает его, но со временем смягчается и приходит к согласию с ним. Слишком многое ей довелось пережить из-за его обмана: позорное изгнание из дома, голод, оскорбления, издевательства и снова обман тех, кто претендовал на ее доверие.

На пути в Сибирь герои окончательно перерождаются. Маслова прощает Нехлюдова, начинает снова верить в себя и возможность начать всё заново, в итоге она, чтобы не губить Нехлюдова, решает выйти замуж за политического ссыльного Симонсона. Нехлюдов, попрощавшись с Масловой, обретает душевный покой и понимает, что главное в жизни – прощение.

Главные герои и их характеристика

В романе «Воскресение» разветвленная и масштабная система персонажей. Если Вы думаете, что ее стоит подробно описать здесь, сообщите об этому Многомудрому Литрекону в комментариях. А пока он написал минимум — характеристику главных героев в таблице:

Тематика романа «Воскресение» богата теми наболевшими вопросами, которые занимают нас и сегодня:

  1. Судьба – Толстой показал, что человеческая судьба крайне извилиста и непостоянна. Всего одна ночь перевернула всю жизнь Катерины, опустив её на самое дно. Одна случайная встреча в суде круто изменила жизни Нехлюдова и Масловой, наставила их на путь перерождения. По мнению писателя, в жизни нет ничего предопределённого. Вопрос жизни и смерти решает случай.
  2. Любовь – Толстой игнорирует привычное понимание любви, как вид отношений между мужчиной и женщиной. Он описывает и возвышает только ту любовь, которая обращена к человечеству в целом.
  3. Духовное перерождение – писатель изобразил в своём романе настоящее чудо духовного исцеления, казалось бы, самых низких людей. Толстой искренне верил, что как бы ни ужасна была жизнь, в мире продолжает существовать добро, и люди, открытые ему, обязательно изменятся к лучшему.
  4. Смена ценностей – по мнению писателя, внутри каждого человека живёт понимание того, что есть добро и стремление к нему. Это стремление можно загасить, подавить, навязать человеку лживые идеалы. Однако всегда в конце концов человек откинет свою порочную ношу и вернётся к праведной жизни.
  5. Реальная и показная доброта – на протяжении романа Толстой много раз демонстрирует нам показную доброту государства и церкви к заключённым. Однако на деле за громкими словами и изящными жестами нет ничего, кроме равнодушия и пустого церемониала. Настоящая доброта всегда скрыта в тени и не афиширует себя.

Проблемы

Проблематика произведения Толстого «Воскресение» вне времени: она злободневна постоянно:

  • Социальное неравенство – неоднократно в романе подчёркивается и жестоко осуждается гигантская пропасть между бытом изнеженных, погрязших в пороке дворян и остального народа России, прозябающего в невежестве и нищете.
  • Женский вопрос – в романе раскрывается непростое положение русских женщин в Российской империи. Лишённые доступа к образованию и полноценной общественной жизни, женщины должны либо пытаться подстроится под патриархальное общество, в котором им отведена только роль домохозяйки или матери, либо опускаться по социальной лестнице на самое дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Легкомыслие – Толстой решительно осуждает то легкомыслие, которое присуще привилегированному дворянскому меньшинству. Отворачиваясь от реального мира и живя лишь в своё удовольствие, они не проносят своему народу ничего, кроме страданий.
  • Несправедливость – в романе особенно сильно подчёркивается несправедливость, царящая в раздробленном русском обществе. Несправедливость царит в отношениях между людьми, думающих лишь о себе, несправедливость царит в равнодушном государственном аппарате, несправедливость царит в церкви, которая оправдывает такое положение вещей.
  • Равнодушие – одна из главных проблем человечества, выделенная Толстым – равнодушие людей друг к другу. Именно равнодушие обрекло Катерину на жизнь проститутки, именно равнодушие обрекло её на каторгу, оно же ежедневно ломает жизни многим людям.

Основная идея

Смысл романа «Воскресение» заключается в необходимости и возможности нравственного возрождения для падшего человека. Автор отражает в книге огромное количество социальных проблем, которые испытывала Российская империя на протяжении, пожалуй, всей своей истории, а многие из них остаются актуальны до сих пор. Толстой безжалостно клеймит человеческие пороки и систему, при которой эти пороки дают столь многочисленные плоды. Но каждый из нас может восстать против всего этого и сделать шаг на пути к улучшению и очищению себя и всех окружающих нас людей. Глобальные проблемы мы, может, и не решим, как не решил их Нехлюдов, но зато реально поможем себе и другим людям приблизиться к идеалу.

Читайте также:  Мастерство рассказа Реймонда Карвера

Также роман проникает глубоко в человеческую душу, рассказывает о том, что у каждого человека, как бы низко он не пал, всегда найдутся сила и надежда на то, чтобы побороть свою судьбу и обрести счастье. Это и есть главная мысль «Воскресения» Толстого.

Критика

Антон Павлович Чехов очень тепло принял роман Толстого, отметив его достоверность, точность и цепкость созданных образов и натуралистичность диалогов.

Искренне восхищавшийся Толстым Владимир Ильич Ленин также считал роман выдающимся творением писателя, в котором ярче, чем в каком бы то ни было произведении Толстого, проявился протест против общественного устройства при монархии.

В обществе современников Толстого разгорелась полемика по поводу того, считать ли его роман оскорблением всей судебной системы? Начало было положено неким анонимным открытым письмом, где старый судья обвинял автора в том, что тот не знает, о чем пишет.

Я намерен спросить вас, жизненны ли те образы, которые вы изобразили типами судебного ведомства. Знаете ли вы ту среду, которую взялись описывать? <…> Случалось ли вам когда-либо проследить обычный образ жизни жуиров и посмотреть, как, согнув утомленную дневными трудами спину, они сидят в тиши своих убогих кабинетов, разбираясь в делах, которые им придется доложить на следующий день…» (рецензия неизвестного судьи (под псевдонимом «Старый судья»), «Открытое письмо графу Л. Н. Толстому», газета «Киевлянин», 1899 г., №222)

На это письмо довольно остроумно ответил рецензент из «Вестника Европы». Он отстаивал право автора писать о том, что он находит нужным:

«Роман, как комедия, не исчерпывает целых областей жизни, для него вовсе не обязательно изображать добро параллельно со злом, распределять равномерно свет и тени… <…> …поколебать доверие к суду роман Толстого не может… <…> Таких судей, каких мы видим в «Воскресении», не будет в действительности только тогда, когда для русского суда, как и для всего русского общества, вновь наступит эпоха великих реформ…» (Рецензия в журнале «Вестник Европы», 1899 г., №12)

Но судебные чиновники не останавливались и выражали свое негодование на страницах разных изданий, даже не связанных с литературой:

При обрисовке отдельных судебных деятелей постоянно также проглядывает тенденциозность, граничащая с издевательством…» (неизвестный автор (под псевдонимом «Бывший прокурор, ныне судья»), статья «Судебные деятели по “Воскресению” графа Л. Н. Толстого», журнал «Вестник права», 1900 г.)

Но критики не уставали пояснять публике смысл романа и доносить до нее истинные мотивы автора:

Порой изображения этой жизни переходят почти в сатиру, но это далеко не сатира, потому что изображение гр. Л. Н. Толстого слишком правдиво и жизненно и лишено чувства негодования, заставляющего сатирика всегда несколько искажать истину… <…> Многие приняли “Воскресение” за роман нравоучительный, даже тенденциозный, даже за сатиру; но возражали в сущности не против романа, а против тех взглядов гр. Л. Н. Толстого, которые известны из других его произведений… <…> Не гр. Л. Н. Толстой поучает, сама жизнь учит…» (П. Н. Краснов, «Новый роман гр. Л. Н. Толстого ”Воскресение”», журнал «Неделя», 1900 г., №1)

Далеко не все оценили новое творение Толстого, ведь оно было уже после «Войны и мира», а значит, перед критиками был не новичок, а маститый писатель. Поэтому некоторые из них сочли его «проходным».

В “Воскресении” есть истинно превосходные страницы, в большинстве случаев, впрочем, не имеющие прямого отношения к ядру романа, но в целом это, конечно, далеко не лучшая из работ Толстого…» (Н. К. Михайловский, журнал «Русское богатство», 1900 г.)

Но и это утверждение оспаривалось другими рецензентами, которые отмечали масштабы обсуждений романа и того резонанса, который он произвел в обществе:

Ни одно крупное художественное произведение не было до сих пор так распространено, как “Воскресение”, так читаемо и обсуждаемо. Оно проникло в самые далекие уголки, куда редко проникает книга, и там возбудило еще большее внимание, чем на поверхности жизни. Огромное значение этого факта скажется в той или иной форме в свое время…» (А. И. Богданович, «Критические заметки: ”Воскресение” роман Л. Толстого», журнал «Мир Божий», 1900 г.)

Источник

Концепция воскресения человека по произведениям Л. Н. Толстого

В основу произведения писателем положена реальная история, рассказанная автору судебным чиновником о трагической судьбе девушки, некогда соблазненной молодым человеком и попавшей по его вине в тюрьму, в которой она и умирает.

Писательская мысль превращает житейскую историю в полноценное произведение, раскрывающее морально-психологические аспекты человеческих взаимоотношений, а также поднимает вопросы, затрагивающие нравственную ответственность представителей мужского пола за собственную плотскую необузданность.

Сюжетная композиция романа состоит из двух художественных частей в виде обозрения, включающего описания широчайшей панорамы эпизодов из жизни России, а также проповеднической части, которая прямо изобличает человеческое зло и ратует за победу над ним доброго и светлого.

В произведении писателем используется лаконичный принцип раскрытия душевной жизни, показанной в формах внешнего проявления, поступках героев, а также в их движениях и жестах, описанных в виде драматизма, напряженности и краткости.

Герои романа не только по замыслу писателя анализируют собственные внутренние переживания, но и пытаются отыскать ответ на вечные вопросы человеческой жизни, что выражается в движениях чувств и мыслей героев в виде удивления, недоумения, сознания сущности, возмущения, протеста.

В портретных характеристиках, описанных в романе, писатель изображает представителей различных социальных классов общества в лице дворянской верхушки, столичной бюрократии, духовенства, сектантства, крестьянского населения, купечества, тюремного начальства, уголовного люда. При этом в богатой портретной галерее произведения представлено большое количество разнообразных лиц, изображенных среди многочисленных событий, происшествий.

В описании мест действия сюжета писатель использует многообразие обширной российской территории в виде обеих столиц, нищих, разоренных деревень, помещичьих усадьб, полицейских участков, трактиров, театров, вагонов пассажирских поездов, тем самым представляя произведение в форме органического единства сюжетной структуры, сочетающей в себе напряженность фабулы и динамичность повествования.

Отличительной особенностью романа становится присутствие в нем писательского вмешательства и субъективной авторской оценки героев и их поступков, выраженных в части проповеди об острой необходимости человеческого добра.

История создания

История написания романа «Воскресение» опирается на интересные факты:

  1. Первоначальная идея романа пришла к Толстому после того, как он услышал историю юриста Анатолия Кони о том, как на суде один из присяжных узнал в обвиняемой проститутке соблазнённую им когда-то девушку. Присяжный пытался искупить свою вину, женившись на женщине, и облегчить её судьбу, но потерпел неудачу, и проститутка умерла в тюрьме.
  2. Учитывая перерывы, Толстой писал свой роман на протяжении десяти лет. Во время работы над произведением он посетил Бутырскую тюрьму и попытался как можно глубже вникнуть в быт арестантов, направляемых в Сибирь.

Направление и жанр

«Воскресение» можно совершенно точно определить, как роман реалистического направления в русской литературе. Как действующие лица, так и окружение в книге максимально приближены к действительности. Имена, чины, географические объекты, разговоры, одежда и предметы быта – всё это создаёт максимально натуралистичную картину. Читатель верит в то, что в основе сюжета лежит логика реального мира.

Жанровая принадлежность «Воскресенья» с лёгкостью определяется — это роман. Сюжет произведения охватывает длительный промежуток времени, задействовано огромное количество персонажей и создано столько же деталей, создающих правильную атмосферу.

В окружном суде начинается суд над несколькими обвиняемыми в убийстве. В жюри присяжных состоит дворянин Дмитрий Нехлюдов, ведущий крайне безнравственный образ жизни. Внезапно среди трёх подсудимых он узнаёт Катерину Маслову – девушку, которую он соблазнил, будучи ещё молодым офицером.

Во время суда, на котором раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека, многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору. Однако из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге.

Нехлюдов, чувствуя вину, решается бороться за Катерину, нанять адвоката и подать апелляцию. Параллельно с этим он решает коренным образом изменить свою жизнь и прекратить развратничать и душить праздностью все свои благие помыслы.

Однако старания Нехлюдова терпят крах, тогда он решает пойти на крайние меры: жениться на Масловой и отправится за ней в Сибирь. Маслова отказывается верить во внезапное покаяние Нехлюдова и отторгает его, но со временем смягчается и приходит к согласию с ним. Слишком многое ей довелось пережить из-за его обмана: позорное изгнание из дома, голод, оскорбления, издевательства и снова обман тех, кто претендовал на ее доверие.

На пути в Сибирь герои окончательно перерождаются. Маслова прощает Нехлюдова, начинает снова верить в себя и возможность начать всё заново, в итоге она, чтобы не губить Нехлюдова, решает выйти замуж за политического ссыльного Симонсона. Нехлюдов, попрощавшись с Масловой, обретает душевный покой и понимает, что главное в жизни – прощение.

Встреча Нехлюдова с Масловой

Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, тот самый племянник помещиц, в это время, лежа в постели утром, вспоминает события вчерашнего вечера у знаменитых и богатых Корчагиных, на дочери которых, как планировалось и предполагалось, он должен в скором времени жениться. Немного позже, выпив кофе, он подъезжает к судебному подъезду и, надев пенсне, в качестве присяжного заседателя разглядывает находящихся в помещении подсудимых, которые обвиняются в отравлении одного купца с целью ограбления. Вдруг взгляд его останавливается на одной девушке. «Не может быть», — говорит Нехлюдов себе. Черные глаза, которые на него смотрят, напоминают герою что-то черное и страшное. Это она, Катюша, которую он увидел впервые, еще будучи студентом третьего курса, когда, готовя сочинение о земельной собственности, провел лето у своих тетушек. Это та самая девушка, в которую он некогда был влюблен, а затем в чаду безумия соблазнил, бросил и никогда больше не вспоминал, поскольку воспоминание обличало гордящегося своей порядочностью юношу. Но он еще не хочет покориться возникшему в нем чувству раскаяния. События представляются лишь неприятной случайностью, которая не может нарушить счастливой сегодняшней жизни.

Читайте также:  Опроизведениях Эдуарда Асадова так же как и об их авторе мне доводилось писать и говорить в своих лекция

Главные герои и их характеристика

В романе «Воскресение» разветвленная и масштабная система персонажей. Если Вы думаете, что ее стоит подробно описать здесь, сообщите об этому Многомудрому Литрекону в комментариях. А пока он написал минимум — характеристику главных героев в таблице:

герои романа «воскресение» характеристика
катерина маслова миловидная, добрая и доверчивая дочь незамужней дворовой женщины и проезжего цыгана. была прижита двумя почтенными тётушками и стала их воспитанницей. после того, как приехавший в гости нехлюдов соблазнил её, она забеременела. узнав о своей беременности, катерина покинула дом тётушек. после родов ребёнок сразу же умер, а катерина опускалась всё ниже и ниже, пока не стала проституткой, озлобившись на весь мир. на начало романа представлена весьма симпатичной, но циничной, грубой и замкнутой женщиной, уверенной в том, что мужчинам нужно только её тело. к концу романа прощает и нехлюдова, и себя, но отвергает жертву дмитрия, желая построить свою новую жизнь самостоятельно.
дмитрий нехлюдов молодой дворянин, князь. человек неплохой, но ведомый и слабохарактерный. в юношеские годы был болен идеалистическими идеями, из-за чего отдал крестьянам своё имение безвозмездно, став посмешищем в высшем обществе. попав в офицерскую среду, он окончательно опошлился, начав вести такой же безнравственный образ жизни, как и окружающие. во время поездки к тётушкам соблазнил катерину, не испытывая большой любви к ней и зная, что ему придется уехать. во время суда над масловой испытал чудовищное потрясение, которое заставило его переосмыслить свою жизнь. на протяжении всего романа он проникается всё большим и большим сочувствием к окружающим, а в итоге понимает, что главное – это любовь к людям и прощение.

Книга 3

Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.

Двое политических идут рядом с ней: Марья Щетинина, хорошая женщина, а также Владимир Симонсон, сосланный в Якутскую область. Истории этого героя посвящена четвертая глава третьей книги (Толстой, «Воскресенье»). Нынешняя жизнь после роскошной, развратной и изнеженной, которую вела Катюша в последние годы в городе, несмотря на тяжелые условия, кажется ей лучше. При хорошей пище переходы физически укрепляют ее, а общение с товарищами открывает новые интересы в жизни. Таких чудесных людей она не могла себе даже представить.

Тематика романа «Воскресение» богата теми наболевшими вопросами, которые занимают нас и сегодня:

  1. Судьба
    – Толстой показал, что человеческая судьба крайне извилиста и непостоянна. Всего одна ночь перевернула всю жизнь Катерины, опустив её на самое дно. Одна случайная встреча в суде круто изменила жизни Нехлюдова и Масловой, наставила их на путь перерождения. По мнению писателя, в жизни нет ничего предопределённого. Вопрос жизни и смерти решает случай.
  2. Любовь
    – Толстой игнорирует привычное понимание любви, как вид отношений между мужчиной и женщиной. Он описывает и возвышает только ту любовь, которая обращена к человечеству в целом.
  3. Духовное перерождение
    – писатель изобразил в своём романе настоящее чудо духовного исцеления, казалось бы, самых низких людей. Толстой искренне верил, что как бы ни ужасна была жизнь, в мире продолжает существовать добро, и люди, открытые ему, обязательно изменятся к лучшему.
  4. Смена ценностей
    – по мнению писателя, внутри каждого человека живёт понимание того, что есть добро и стремление к нему. Это стремление можно загасить, подавить, навязать человеку лживые идеалы. Однако всегда в конце концов человек откинет свою порочную ношу и вернётся к праведной жизни.
  5. Реальная и показная доброта
    – на протяжении романа Толстой много раз демонстрирует нам показную доброту государства и церкви к заключённым. Однако на деле за громкими словами и изящными жестами нет ничего, кроме равнодушия и пустого церемониала. Настоящая доброта всегда скрыта в тени и не афиширует себя.

Сочинение по произведению

Роман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на сторону угнетенных масс, и яростно критикует государственный порядок, построенный на порабощении народа, обнищании крестьянства. Он протестует против насилия и лицемерия, разъедающих жизнь общества.

В своем романе автор следит за двумя направлениями развития сюжета: участью Катюши и душевными муками Нехлюдова. Этим направлениям суждено пересечься. Представитель дворянства Нехлюдов по замыслу автора преодолеет дорогу от господствующего класса к растворению в народных массах.

Писатель воссоздает самые противоречивые эпизоды жизни. Читатель знакомится с бытием высокопоставленных чиновников, угрюмыми казематами, зловонными камерами, разоренными деревнями. С помощью противопоставления автор демонстрирует ложь и насилие, характеризующие буржуазное общество, показывает классовую сущность правительственного аппарата. Рассматривая суд, автор возмущен равнодушием к существу дела, преступной небрежностью в судопроизводстве, когда судьи, интересующиеся лишь собственными делами, осуждают невинных людей на каторгу.

Способствует нравственной деградации и срастание церкви с государством. Христовым именем хотят освятить насилие в тюремном заточении, для этого присягают в судах, устанавливают распятия на входах в тюрьмы. Духовники морочат голову народу, проповедуют нестяжательство, а сами сколачивают капиталы.

В финале произведения дворянин Нехлюдов делается моралистом, который знает путь установления царствия божия. Не борьба с социальным злом преобразит мир, полный несправедливости, а нравственное самоусовершенствование.

На примере Катюши автор показывает, как изменяется человеческое поведение под влиянием нравственного воскресения. Прежняя жизнь Масловой – это узаконенный разврат и пьянство. Но сблизившись на каторге с политзаключенными, она попадает под влиянием их морали. Катюша быстро движется к воскресению. Роман завершается окончательной победой духовной сущности в ней над чувственной.

Толстой демонстрирует неодобрение революционному движению, а революционеров рисует самоуверенными безнравственными людьми, стремящимися первенствовать. Автор уверен, что для борьбы с несправедливым мироустройством достаточно нравственного самосовершенствования, проповедования добра и любви, отказа от насилия.

Несмотря на ошибочную идейную направленность, роман поразительно ярко высвечивает картины народного бедствия, произвола господствующего класса и лицемерия церкви.

Проблемы

Проблематика произведения Толстого «Воскресение» вне времени: она злободневна постоянно:

  • Социальное неравенство
    – неоднократно в романе подчёркивается и жестоко осуждается гигантская пропасть между бытом изнеженных, погрязших в пороке дворян и остального народа России, прозябающего в невежестве и нищете.
  • Женский вопрос
    – в романе раскрывается непростое положение русских женщин в Российской империи. Лишённые доступа к образованию и полноценной общественной жизни, женщины должны либо пытаться подстроится под патриархальное общество, в котором им отведена только роль домохозяйки или матери, либо опускаться по социальной лестнице на самое дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Легкомыслие
    – Толстой решительно осуждает то легкомыслие, которое присуще привилегированному дворянскому меньшинству. Отворачиваясь от реального мира и живя лишь в своё удовольствие, они не проносят своему народу ничего, кроме страданий.
  • Несправедливост
    ь – в романе особенно сильно подчёркивается несправедливость, царящая в раздробленном русском обществе. Несправедливость царит в отношениях между людьми, думающих лишь о себе, несправедливость царит в равнодушном государственном аппарате, несправедливость царит в церкви, которая оправдывает такое положение вещей.
  • Равнодушие
    – одна из главных проблем человечества, выделенная Толстым – равнодушие людей друг к другу. Именно равнодушие обрекло Катерину на жизнь проститутки, именно равнодушие обрекло её на каторгу, оно же ежедневно ломает жизни многим людям.

Основная идея

Смысл романа «Воскресение» заключается в необходимости и возможности нравственного возрождения для падшего человека. Автор отражает в книге огромное количество социальных проблем, которые испытывала Российская империя на протяжении, пожалуй, всей своей истории, а многие из них остаются актуальны до сих пор. Толстой безжалостно клеймит человеческие пороки и систему, при которой эти пороки дают столь многочисленные плоды. Но каждый из нас может восстать против всего этого и сделать шаг на пути к улучшению и очищению себя и всех окружающих нас людей. Глобальные проблемы мы, может, и не решим, как не решил их Нехлюдов, но зато реально поможем себе и другим людям приблизиться к идеалу.

Также роман проникает глубоко в человеческую душу, рассказывает о том, что у каждого человека, как бы низко он не пал, всегда найдутся сила и надежда на то, чтобы побороть свою судьбу и обрести счастье. Это и есть главная мысль «Воскресения» Толстого.

Новая любовь Масловой

Катюшу любит Владимир Симонсон, и она благодаря женскому чутью скоро догадывается об этом. Сознание, что она способна вызвать любовь в столь необыкновенном человеке, поднимает героиню в собственном мнении, заставляет ее стремиться быть лучше. Симонсон любит ее такой, какая она есть, просто так, в отличие от Нехлюдова, предлагающего брак по великодушию. Когда последний приносит весть о выхлопотанном им помиловании, она решает остаться там, где будет Владимир Иванович Симонсон. Решение Масловой описано в 25 главе 3 книги (Толстой, «Воскресенье»).

Нехлюдов, ощущая потребность остаться одному и обдумать все произошедшее, приезжает в одну из местных гостиниц и долго ходит по номеру. Он больше не нужен Катюше, дело кончено, но мучает его не это, а все зло, которое он видел за последнее время. Нехлюдов осознает его, оно его терзает, требует деятельности. Однако он не видит возможности не то что победить зло, но даже узнать, как это сделать. Последняя, 28-ая, глава 3 книги (роман «Воскресенье», Толстой Л.Н.) посвящена новой жизни Нехлюдова. Герой садится на диван и достает машинально Евангелие, данное одним проезжим англичанином. Открывается 18 глава от Матфея. С тех пор для Нехлюдова начинается совсем другая жизнь. Чем кончится этот новый для него период, неизвестно, поскольку Лев Толстой нам об этом не рассказал.

Таково содержание романа, который написал Л. Н. Толстой — «Воскресенье» (краткое). Отзывы это произведение сразу же получило положительные, и по сей день интерес к нему не угасает как у читателей, так и у критиков, поскольку оно наводит на глубокие размышления.

Источник

Adblock
detector