Анализ романа Льва Толстого 171 Воскресение 187

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Легендарный русский писатель-классик Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в отечественную и мировую литературу. Его знаменитые романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и другие книги автора читают во всем мире. По ним снимают фильмы, их изучают в учебных заведениях. В этой статье читатели познакомятся с одним из его романов «Воскресение», узнают историю и особенности его написания.

История создания

В истории романа «Воскресение» имеются интересные факты – так, писатель задумал роман на реальных событиях – от знакомого юриста по фамилии Кони он узнал об одной трагической истории. Суть ее была такова – присяжный, принимавший участие в суде над проституткой, неожиданно для себя узнал в ней девушку, которую в свое время соблазнил. Он захотел сгладить вину перед женщиной, взяв ее в жены, тем самым облегчить жизнь, однако, не дано тому было произойти – обвиняемая скончалась в тюрьме.

Вторым занимательным фактом является то, что Толстой специально ради этого романа посещал Бутырскую тюрьму, чтобы наиболее реалистично и правдиво описать тяготы жизни и быт людей, отбывающих там наказание. Всего он потратил на написание произведения около десяти лет – но это, если учитывать перерывы в написании.

Роман можно отнести к жанру реализма, поскольку атмосфера и персонажи в произведении максимально жизненны и имеют в своей основе реальных людей и их судьбы. Натуралистической картине также способствует подробная детализация всех событий в романе, начиная от быта и заканчивая местоположением. И так становится понятно, что сюжет очень оригинален – он основан на логике мира реалистичного, а не вымышленного.

Сюжет романа охватывает продолжительный отрезок времени, в котором принимают участие множество людей, которые подробно и тщательно описаны. Именно это и создает ту непередаваемую трагическую атмосферу.

Характеристика главных героев

В романе широкая, разветвленная система персонажей, но центральными являются Екатерина Маслова и Дмитрий Нехлюдов.

Екатерина – молодая девушка приятной наружности, ее матерью была дворовая женщина, отцом – проезжий цыган, воспитывалась она тетками и жила у них.

Дмитрий Нехлюдов, приехавший в гости соблазнил девушку и уехал. Она оказалась в положении, была вынуждена уйти из дома. Рожденный ребенок вскоре умер, а Катя опускалась все ниже, на дно жизни и в итоге стала простой уличной девкой, грязной и циничной, озлобленной на все и всех.

На протяжении романа Катя меняется, она прощает Нехлюдова, не желая его жертвы, и старается устроить самостоятельно свою жизнь.

Дмитрий Нехлюдов – дворянин, слабохарактерный, поддающийся чужому влиянию, вел странный для окружающих образ жизни, потому что отдал свое имение крепостным. Оказавшись в среде военных, он еще больше опустился, вел разгульный образ жизни. Увидев Катерину, он соблазнил ее и уехал.

Когда на суде он узнал ее и ее историю жизни, он старался помочь ей и искупить свою вину. Все больше общаясь с девушкой, Дмитрий становился чище и честнее, он стал с пониманием и вниманием относиться к окружающим. На него все больше снисходит прозрение, и он приходит к выводу, что самое главное в жизни – это любовь к людям и прощение.

В члены жюри окружного суда по делу об убийстве был назначен Дмитрий Нехлюдов, из дворянского сословия, живущий безнравственно и аморально. Судят трех человек за убийство, и из этих трех Дмитрий узнал знакомую девушку Катерину Маслову, соблазненную им еще в молодости, когда он был офицером.

На суде вскрывается все равнодушие и безалаберное отношение к человеческой жизни судебной системы в целом. Большинство присяжных сочувствуют и понимают Маслову, стремятся вынести ей оправдательный приговор. Но из-за халатного и бесчеловечного отношения к делу юридических лиц невиновную девушку проговорили к каторге. А истинных виновников наказали более легко – назначили им тюремные сроки.

Дмитрий неожиданно почувствовал тяжесть своей вины перед девушкой, и решает бороться за ее свободу и жизнь – нанять защитника, попутно подав апелляцию. Заодно он задумал многое поменять в своей жизни – лишить ее праздности, и закончить вести распутный образ жизни.

Но его старания успехом не увенчались, и он пошел на радикальные меры. Он собирается сочетаться браком с девушкой и уехать вместе с ней в Сибирь. Но Катерина не верит в раскаяние Дмитрия и не дает ему согласия. Впрочем, через время она соглашается на его предложение – ей пришлось многое повидать после того, как он обманул ее. Ее изгнали из дому, она терпела голод и издевательства, оскорбления и предательства тех, кто хотел ее доверия.

По дороге в Сибирь они полностью изменились – Катерина простила Дмитрия за содеянное, вновь обретя веру в себя и в то, что сможет начать жить заново. И чтобы не погубить Дмитрия, она решила сочетаться браком с сосланным по политической статье мужчиной, Симонсоном.
Дмитрий, простившись с Катериной, обрел то, о чем так мечтал – покой на душе и осознал – в жизни главное – уметь прощать.

Проблемы

Проблемы, описанные в романе, носят сугубо злободневный характер.
В книге поднята тема социального неравенства – в ней осуждена и подчеркнута огромная бездна, которая разделяет жизненный быт дворян, которые изнежены и порочны от богатства, и быт обычных людей, живущих в нищете и в бедности.

Остро стоит женский вопрос – у женщин в ту пору было сложное положение. Они не имели возможности официально учиться и жить в обществе полноценно. Им приходилось либо сживаться с условиями царящего патриархата, либо опускаться на дно, утрачивая человеческие черты.

Писатель отрицательно относится к легкомыслию, которое характерно для дворянского сословия, привыкшего к привилегиям. Они живут в своем личном мире, отвернувшись от реального, чем приносят в свой народ лишь страдания. Толстой это осуждает.

Так же отрицательно автор пишет о несправедливости, которая властвует в обществе. Она везде – в отношениях, в государственном управлении, в церкви, которая это все разрешает.

Также важной темой в произведении является равнодушие, которое является и главной проблемой всего мира. И именно равнодушие людей к людям писатель выделяет особенно четко – на пример Катерины, которая из-за равнодушия была обречена, и ей пришлось продолжительное время влачить жалкое существование в виде уличной проститутки. Из-за равнодушия же девушка отправилась на каторгу. И именно равнодушие портит жизнь большинству людей.

Основная тема

Смысловая нагрузка произведения такова – человек, который пал, может и должен возродиться заново. В романе писатель поднял много проблем общества, которое существовало в империи столетиями. Впрочем, оно существует и сейчас.

Писатель отрицательно относится к различным людским порокам и системе, при которой эти пороки порождают беды. Однако любой человек может встать против этого и очистить себя, идя против течения. Разумеется, речь идет не о решении масштабных проблем, а тех, что портят жизнь нам и нашим близким.

Поэтому роман имеет особую душевность и глубину. Ведь он повествует о том, что любой человек, как бы тяжело ему не пришлось, может побороться за свою жизнь и счастье. Что и является мыслью произведения.

Источник

Концепция воскресения человека по произведениям Л. Н. Толстого

В основу произведения писателем положена реальная история, рассказанная автору судебным чиновником о трагической судьбе девушки, некогда соблазненной молодым человеком и попавшей по его вине в тюрьму, в которой она и умирает.

Писательская мысль превращает житейскую историю в полноценное произведение, раскрывающее морально-психологические аспекты человеческих взаимоотношений, а также поднимает вопросы, затрагивающие нравственную ответственность представителей мужского пола за собственную плотскую необузданность.

Сюжетная композиция романа состоит из двух художественных частей в виде обозрения, включающего описания широчайшей панорамы эпизодов из жизни России, а также проповеднической части, которая прямо изобличает человеческое зло и ратует за победу над ним доброго и светлого.

В произведении писателем используется лаконичный принцип раскрытия душевной жизни, показанной в формах внешнего проявления, поступках героев, а также в их движениях и жестах, описанных в виде драматизма, напряженности и краткости.

Герои романа не только по замыслу писателя анализируют собственные внутренние переживания, но и пытаются отыскать ответ на вечные вопросы человеческой жизни, что выражается в движениях чувств и мыслей героев в виде удивления, недоумения, сознания сущности, возмущения, протеста.

В портретных характеристиках, описанных в романе, писатель изображает представителей различных социальных классов общества в лице дворянской верхушки, столичной бюрократии, духовенства, сектантства, крестьянского населения, купечества, тюремного начальства, уголовного люда. При этом в богатой портретной галерее произведения представлено большое количество разнообразных лиц, изображенных среди многочисленных событий, происшествий.

В описании мест действия сюжета писатель использует многообразие обширной российской территории в виде обеих столиц, нищих, разоренных деревень, помещичьих усадьб, полицейских участков, трактиров, театров, вагонов пассажирских поездов, тем самым представляя произведение в форме органического единства сюжетной структуры, сочетающей в себе напряженность фабулы и динамичность повествования.

Отличительной особенностью романа становится присутствие в нем писательского вмешательства и субъективной авторской оценки героев и их поступков, выраженных в части проповеди об острой необходимости человеческого добра.

История создания

История написания романа «Воскресение» опирается на интересные факты:

  1. Первоначальная идея романа пришла к Толстому после того, как он услышал историю юриста Анатолия Кони о том, как на суде один из присяжных узнал в обвиняемой проститутке соблазнённую им когда-то девушку. Присяжный пытался искупить свою вину, женившись на женщине, и облегчить её судьбу, но потерпел неудачу, и проститутка умерла в тюрьме.
  2. Учитывая перерывы, Толстой писал свой роман на протяжении десяти лет. Во время работы над произведением он посетил Бутырскую тюрьму и попытался как можно глубже вникнуть в быт арестантов, направляемых в Сибирь.

Направление и жанр

«Воскресение» можно совершенно точно определить, как роман реалистического направления в русской литературе. Как действующие лица, так и окружение в книге максимально приближены к действительности. Имена, чины, географические объекты, разговоры, одежда и предметы быта – всё это создаёт максимально натуралистичную картину. Читатель верит в то, что в основе сюжета лежит логика реального мира.

Жанровая принадлежность «Воскресенья» с лёгкостью определяется — это роман. Сюжет произведения охватывает длительный промежуток времени, задействовано огромное количество персонажей и создано столько же деталей, создающих правильную атмосферу.

В окружном суде начинается суд над несколькими обвиняемыми в убийстве. В жюри присяжных состоит дворянин Дмитрий Нехлюдов, ведущий крайне безнравственный образ жизни. Внезапно среди трёх подсудимых он узнаёт Катерину Маслову – девушку, которую он соблазнил, будучи ещё молодым офицером.

Во время суда, на котором раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека, многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору. Однако из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге.

Читайте также:  Обобщение и анализ педагогического опыта работы

Нехлюдов, чувствуя вину, решается бороться за Катерину, нанять адвоката и подать апелляцию. Параллельно с этим он решает коренным образом изменить свою жизнь и прекратить развратничать и душить праздностью все свои благие помыслы.

Однако старания Нехлюдова терпят крах, тогда он решает пойти на крайние меры: жениться на Масловой и отправится за ней в Сибирь. Маслова отказывается верить во внезапное покаяние Нехлюдова и отторгает его, но со временем смягчается и приходит к согласию с ним. Слишком многое ей довелось пережить из-за его обмана: позорное изгнание из дома, голод, оскорбления, издевательства и снова обман тех, кто претендовал на ее доверие.

На пути в Сибирь герои окончательно перерождаются. Маслова прощает Нехлюдова, начинает снова верить в себя и возможность начать всё заново, в итоге она, чтобы не губить Нехлюдова, решает выйти замуж за политического ссыльного Симонсона. Нехлюдов, попрощавшись с Масловой, обретает душевный покой и понимает, что главное в жизни – прощение.

Встреча Нехлюдова с Масловой

Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, тот самый племянник помещиц, в это время, лежа в постели утром, вспоминает события вчерашнего вечера у знаменитых и богатых Корчагиных, на дочери которых, как планировалось и предполагалось, он должен в скором времени жениться. Немного позже, выпив кофе, он подъезжает к судебному подъезду и, надев пенсне, в качестве присяжного заседателя разглядывает находящихся в помещении подсудимых, которые обвиняются в отравлении одного купца с целью ограбления. Вдруг взгляд его останавливается на одной девушке. «Не может быть», — говорит Нехлюдов себе. Черные глаза, которые на него смотрят, напоминают герою что-то черное и страшное. Это она, Катюша, которую он увидел впервые, еще будучи студентом третьего курса, когда, готовя сочинение о земельной собственности, провел лето у своих тетушек. Это та самая девушка, в которую он некогда был влюблен, а затем в чаду безумия соблазнил, бросил и никогда больше не вспоминал, поскольку воспоминание обличало гордящегося своей порядочностью юношу. Но он еще не хочет покориться возникшему в нем чувству раскаяния. События представляются лишь неприятной случайностью, которая не может нарушить счастливой сегодняшней жизни.

Главные герои и их характеристика

В романе «Воскресение» разветвленная и масштабная система персонажей. Если Вы думаете, что ее стоит подробно описать здесь, сообщите об этому Многомудрому Литрекону в комментариях. А пока он написал минимум — характеристику главных героев в таблице:

герои романа «воскресение» характеристика
катерина маслова миловидная, добрая и доверчивая дочь незамужней дворовой женщины и проезжего цыгана. была прижита двумя почтенными тётушками и стала их воспитанницей. после того, как приехавший в гости нехлюдов соблазнил её, она забеременела. узнав о своей беременности, катерина покинула дом тётушек. после родов ребёнок сразу же умер, а катерина опускалась всё ниже и ниже, пока не стала проституткой, озлобившись на весь мир. на начало романа представлена весьма симпатичной, но циничной, грубой и замкнутой женщиной, уверенной в том, что мужчинам нужно только её тело. к концу романа прощает и нехлюдова, и себя, но отвергает жертву дмитрия, желая построить свою новую жизнь самостоятельно.
дмитрий нехлюдов молодой дворянин, князь. человек неплохой, но ведомый и слабохарактерный. в юношеские годы был болен идеалистическими идеями, из-за чего отдал крестьянам своё имение безвозмездно, став посмешищем в высшем обществе. попав в офицерскую среду, он окончательно опошлился, начав вести такой же безнравственный образ жизни, как и окружающие. во время поездки к тётушкам соблазнил катерину, не испытывая большой любви к ней и зная, что ему придется уехать. во время суда над масловой испытал чудовищное потрясение, которое заставило его переосмыслить свою жизнь. на протяжении всего романа он проникается всё большим и большим сочувствием к окружающим, а в итоге понимает, что главное – это любовь к людям и прощение.

Книга 3

Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.

Двое политических идут рядом с ней: Марья Щетинина, хорошая женщина, а также Владимир Симонсон, сосланный в Якутскую область. Истории этого героя посвящена четвертая глава третьей книги (Толстой, «Воскресенье»). Нынешняя жизнь после роскошной, развратной и изнеженной, которую вела Катюша в последние годы в городе, несмотря на тяжелые условия, кажется ей лучше. При хорошей пище переходы физически укрепляют ее, а общение с товарищами открывает новые интересы в жизни. Таких чудесных людей она не могла себе даже представить.

Тематика романа «Воскресение» богата теми наболевшими вопросами, которые занимают нас и сегодня:

  1. Судьба
    – Толстой показал, что человеческая судьба крайне извилиста и непостоянна. Всего одна ночь перевернула всю жизнь Катерины, опустив её на самое дно. Одна случайная встреча в суде круто изменила жизни Нехлюдова и Масловой, наставила их на путь перерождения. По мнению писателя, в жизни нет ничего предопределённого. Вопрос жизни и смерти решает случай.
  2. Любовь
    – Толстой игнорирует привычное понимание любви, как вид отношений между мужчиной и женщиной. Он описывает и возвышает только ту любовь, которая обращена к человечеству в целом.
  3. Духовное перерождение
    – писатель изобразил в своём романе настоящее чудо духовного исцеления, казалось бы, самых низких людей. Толстой искренне верил, что как бы ни ужасна была жизнь, в мире продолжает существовать добро, и люди, открытые ему, обязательно изменятся к лучшему.
  4. Смена ценностей
    – по мнению писателя, внутри каждого человека живёт понимание того, что есть добро и стремление к нему. Это стремление можно загасить, подавить, навязать человеку лживые идеалы. Однако всегда в конце концов человек откинет свою порочную ношу и вернётся к праведной жизни.
  5. Реальная и показная доброта
    – на протяжении романа Толстой много раз демонстрирует нам показную доброту государства и церкви к заключённым. Однако на деле за громкими словами и изящными жестами нет ничего, кроме равнодушия и пустого церемониала. Настоящая доброта всегда скрыта в тени и не афиширует себя.

Сочинение по произведению

Роман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на сторону угнетенных масс, и яростно критикует государственный порядок, построенный на порабощении народа, обнищании крестьянства. Он протестует против насилия и лицемерия, разъедающих жизнь общества.

В своем романе автор следит за двумя направлениями развития сюжета: участью Катюши и душевными муками Нехлюдова. Этим направлениям суждено пересечься. Представитель дворянства Нехлюдов по замыслу автора преодолеет дорогу от господствующего класса к растворению в народных массах.

Писатель воссоздает самые противоречивые эпизоды жизни. Читатель знакомится с бытием высокопоставленных чиновников, угрюмыми казематами, зловонными камерами, разоренными деревнями. С помощью противопоставления автор демонстрирует ложь и насилие, характеризующие буржуазное общество, показывает классовую сущность правительственного аппарата. Рассматривая суд, автор возмущен равнодушием к существу дела, преступной небрежностью в судопроизводстве, когда судьи, интересующиеся лишь собственными делами, осуждают невинных людей на каторгу.

Способствует нравственной деградации и срастание церкви с государством. Христовым именем хотят освятить насилие в тюремном заточении, для этого присягают в судах, устанавливают распятия на входах в тюрьмы. Духовники морочат голову народу, проповедуют нестяжательство, а сами сколачивают капиталы.

В финале произведения дворянин Нехлюдов делается моралистом, который знает путь установления царствия божия. Не борьба с социальным злом преобразит мир, полный несправедливости, а нравственное самоусовершенствование.

На примере Катюши автор показывает, как изменяется человеческое поведение под влиянием нравственного воскресения. Прежняя жизнь Масловой – это узаконенный разврат и пьянство. Но сблизившись на каторге с политзаключенными, она попадает под влиянием их морали. Катюша быстро движется к воскресению. Роман завершается окончательной победой духовной сущности в ней над чувственной.

Толстой демонстрирует неодобрение революционному движению, а революционеров рисует самоуверенными безнравственными людьми, стремящимися первенствовать. Автор уверен, что для борьбы с несправедливым мироустройством достаточно нравственного самосовершенствования, проповедования добра и любви, отказа от насилия.

Несмотря на ошибочную идейную направленность, роман поразительно ярко высвечивает картины народного бедствия, произвола господствующего класса и лицемерия церкви.

Проблемы

Проблематика произведения Толстого «Воскресение» вне времени: она злободневна постоянно:

  • Социальное неравенство
    – неоднократно в романе подчёркивается и жестоко осуждается гигантская пропасть между бытом изнеженных, погрязших в пороке дворян и остального народа России, прозябающего в невежестве и нищете.
  • Женский вопрос
    – в романе раскрывается непростое положение русских женщин в Российской империи. Лишённые доступа к образованию и полноценной общественной жизни, женщины должны либо пытаться подстроится под патриархальное общество, в котором им отведена только роль домохозяйки или матери, либо опускаться по социальной лестнице на самое дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Легкомыслие
    – Толстой решительно осуждает то легкомыслие, которое присуще привилегированному дворянскому меньшинству. Отворачиваясь от реального мира и живя лишь в своё удовольствие, они не проносят своему народу ничего, кроме страданий.
  • Несправедливост
    ь – в романе особенно сильно подчёркивается несправедливость, царящая в раздробленном русском обществе. Несправедливость царит в отношениях между людьми, думающих лишь о себе, несправедливость царит в равнодушном государственном аппарате, несправедливость царит в церкви, которая оправдывает такое положение вещей.
  • Равнодушие
    – одна из главных проблем человечества, выделенная Толстым – равнодушие людей друг к другу. Именно равнодушие обрекло Катерину на жизнь проститутки, именно равнодушие обрекло её на каторгу, оно же ежедневно ломает жизни многим людям.

Основная идея

Смысл романа «Воскресение» заключается в необходимости и возможности нравственного возрождения для падшего человека. Автор отражает в книге огромное количество социальных проблем, которые испытывала Российская империя на протяжении, пожалуй, всей своей истории, а многие из них остаются актуальны до сих пор. Толстой безжалостно клеймит человеческие пороки и систему, при которой эти пороки дают столь многочисленные плоды. Но каждый из нас может восстать против всего этого и сделать шаг на пути к улучшению и очищению себя и всех окружающих нас людей. Глобальные проблемы мы, может, и не решим, как не решил их Нехлюдов, но зато реально поможем себе и другим людям приблизиться к идеалу.

Также роман проникает глубоко в человеческую душу, рассказывает о том, что у каждого человека, как бы низко он не пал, всегда найдутся сила и надежда на то, чтобы побороть свою судьбу и обрести счастье. Это и есть главная мысль «Воскресения» Толстого.

Новая любовь Масловой

Катюшу любит Владимир Симонсон, и она благодаря женскому чутью скоро догадывается об этом. Сознание, что она способна вызвать любовь в столь необыкновенном человеке, поднимает героиню в собственном мнении, заставляет ее стремиться быть лучше. Симонсон любит ее такой, какая она есть, просто так, в отличие от Нехлюдова, предлагающего брак по великодушию. Когда последний приносит весть о выхлопотанном им помиловании, она решает остаться там, где будет Владимир Иванович Симонсон. Решение Масловой описано в 25 главе 3 книги (Толстой, «Воскресенье»).

Читайте также:  Рынок развлечений подвел итоги года

Нехлюдов, ощущая потребность остаться одному и обдумать все произошедшее, приезжает в одну из местных гостиниц и долго ходит по номеру. Он больше не нужен Катюше, дело кончено, но мучает его не это, а все зло, которое он видел за последнее время. Нехлюдов осознает его, оно его терзает, требует деятельности. Однако он не видит возможности не то что победить зло, но даже узнать, как это сделать. Последняя, 28-ая, глава 3 книги (роман «Воскресенье», Толстой Л.Н.) посвящена новой жизни Нехлюдова. Герой садится на диван и достает машинально Евангелие, данное одним проезжим англичанином. Открывается 18 глава от Матфея. С тех пор для Нехлюдова начинается совсем другая жизнь. Чем кончится этот новый для него период, неизвестно, поскольку Лев Толстой нам об этом не рассказал.

Таково содержание романа, который написал Л. Н. Толстой — «Воскресенье» (краткое). Отзывы это произведение сразу же получило положительные, и по сей день интерес к нему не угасает как у читателей, так и у критиков, поскольку оно наводит на глубокие размышления.

Источник



Анализ романа воскресение толстого кратко

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Роман «Воскресение» — последнее монументальное художественное создание Л. Н. Толстого, своего рода итог его полувековой деятельности. От «Войны и мира» и «Анны Карениной» автора «Воскресения» отделяет долгий период напряжённых идейных исканий, ознаменованный коренным переломом всего его мировоззрения и переходом на позиции патриархального крестьянства.

Годы создания «Воскресения» были годами ломки всех «старых устоев» деревенской России, годами роста капитализма и связанного с ним обезземеления и обнищания крестьянских масс, годами нарастания в их среде стихийного протеста против помещичьей эксплуатации и буржуазной кабалы.

И в то же время это были годы быстрого роста и развития политического сознания промышленного пролетариата, годы распространения в России идей марксизма — период назревания первой русской революции.

В этой обстановке Толстой выступил как выразитель демократических требований многомиллионного русского крестьянства, его стремления «смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян. »1. Но при этом великий художник, как писал Ленин, обнаружил «. такое непонимание причин кризиса и средств выхода из кризиса, надвигавшегося на Россию, которое свойственно только патриархальному, наивному крестьянину, а не европейски-образованному писателю»2.

Сила ненависти Толстого к гнёту буржуазно-помещичьего государства, несомненно, явилась выражением силы нараставшего в крестьянских массах недовольства и гнева, в полной мере проявившихся в событиях 1905 г., когда значительная часть русского крестьянства выступила несравненно более активно и решительно, чем выступало крестьянство Запада в предшествующих буржуазных революциях. На эти революционные возможности русского крестьянства неоднократно указывал Ленин. Так, в 1899 г. в «Проекте программы нашей партии» он отмечал: «Роль крестьянства, как класса, поставляющего борцов против абсолютизма и против пережитков крепостничества, на Западе уже сыграна, в России — еще нет».

Однако в период, предшествовавший революции 1905 г., крестьянская масса, в силу своей политической незрелости, в большинстве своём ещё не видела и не могла видеть, каким путём могут быть осуществлены её стремления, на какие общественные силы можно опереться в борьбе за изменение существующего порядка. Это порождало в её среде настроения «непротивленства», пессимизма, выражением которых и явилась глубоко реакционная непротивленческая проповедь Толстого.

В напряжённости и сложности всей обстановки эпохи, в частности в противоречивости настроений крестьянства, находят объяснение все глубочайшие противоречия Толстого: с одной стороны, исключительная острота его критики всех основ буржуазнопомещичьего государства, с другой стороны, реакционность и утопичность его религиозно-нравственного учения.

Ещё в июле 1881 г. Толстой записал в своём дневнике: «Революция экономическая не то, что может быть. А не может не быть. Удивительно, что её нет»2.

В 1892 г. в письме к Г. А. Русанову Толстой заявил с глубокой убеждённостью: «Какая будет развязка, не знаю, но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может, — я уверен»3. Писатель чувствовал не только неизбежность этой «развязки», но и историческую необходимость её. Назревающая борьба заставляет Толстого вновь и вновь осмыслить свои теоретические позиции. В эти годы он проявляет большое внимание к деятельности революционных организаций, пристально наблюдает различные формы народного протеста: стачки, неорганизованные крестьянские восстания, а также различные оппозиционные течения русского сектантства. Но к идеям научного социализма, к теории и практике пролетарской революции Толстой, как известно, отнёсся отрицательно, утверждая, что никакая наука не может установить тех законов, по которым развивается экономическая жизнь народа. Несмотря на активные выступления пролетариата, Толстой не смог увидеть в нём реальной исторической силы, способной осуществить социальный переворот.

Все эти искания и противоречия отразились в художественном творчестве Толстого последнего периода.

. В романе «Воскресение» находит воплощение стремление Толстого к обобщению ряда предыдущих художественных замыслов, выводов и оценок явлений действительности, стремление к разрешению наболевших вопросов, настоятельно выдвигаемых жизнью. Ещё в марте 1889 г. Толстой сообщал в письме к Г. А. Русанову,, что ему хочется писать «роман, широкий, свободный, вроде «Анны Карениной», в который без напряжения входило бы всё, что кажется ему понятным «с новой, необычной и полезной людям стороны»1.

26 января 1891 г. Толстой отметил в дневнике: «Да, начать теперь и написать роман имело бы такой смысл. Первые, прежние мои романы были бессознательное творчество. С Анны Карениной, кажется больше 10 лет, я расчленял, разделял, анализировал; теперь я знаю, что что и могу всё смешать опять и работать в этом смешанном»*.

По широте охвата действительности, по глубине проблематики и яркости художественных образов «Воскресение» является одним из величайших произведений русской и мировой литературы.

Ни в одном из произведений Толстого его обличительный пафос не достигал такой сокрушительной силы, как в «Воскресении», хотя именно здесь с особенной чёткостью обнаружились и слабые, реакционные стороны мировоззрения Толстого.

Тема нравственного «воскресения» человека — одна из основных тем всего творчества Толстого вообще. Но в «Воскресении» тема эта из отвлечённо-моралистической перерастает в тему социально-политическую.

Социальные и политические вопросы, затронутые в «Воскресении», также ставятся Толстым не впервые. Уже в «Исповеди», а затем в статьях о переписи и трактате «Так что же нам делать?» Толстой поставил проблемы классового неравенства, городской нищеты, эксплуатации и новых форм рабства, пришедших на смену крепостничеству. Уже там Толстой резко критиковал устои современного ему государства, церкви, науки и искусства. Но там исходным моментом было искание путей успокоения совести для чувствующего социальную неправду человека господствующего класса; конечный вывод — моралистическая проповедь общеобязательности труда. Так же ставился вопрос и в статьях начала 90-х годов.

В «Воскресении» круг наблюдаемых и творчески воспроизводимых явлений неизмеримо шире, чем в других произведениях 80 и 90-х годов, и самая направленность внимания писателя иная. Писатель всё больше и больше выходит в широкий мир сложных человеческих отношений. В романе речь идёт уже не только о том, «как я живу», как «мы живём», что «нам», представителям господствующего класса, делать, сколько о том, как живут «они», т. е. народ, крестьянство, что «они» думают о своём положении и что надо делать, чтобы уничтожить существующее социальное зло.

Если в повести «Смерть Ивана Ильича» бессодержательность жизни господствующего класса раскрывается на примере отдельной человеческой судьбы, то в «Воскресении» перед нами — бессодержательность и паразитизм жизни всего господствующего класса, бессмысленность всего государственного аппарата, бесчеловечность всех существующих социальных отношений.

Роман дышит глубокой ненавистью ко всему, что калечит и уродует жизнь. С этим связаны и острота социальной проблематики, и тот глубочайший и беспощадный социологический анализ, в котором с неменьшей силой, чем в анализе психологическом, проявляются пытливая мысль и гениальное мастерство Толстого-художника, величайшего представителя русского критического реализма.

II

В основу сюжета романа положен, как известно, жизненный факт — случай, рассказанный Толстому в июне 1887 г. его другом, юристом А. Ф. Кони. В первых дневниковых записях сюжет так и фигурирует под названием «Коневская повесть».

Толстой работал над романом'10 лет (1889—1899). В ходе его работы возникло шесть последовательно сменивших друг друга редакций, каждая из которых представлена целым рядом рукописей, автографов, копий, добавлений, порой много раз варьирующих одну и ту же сцену.

Всего, по описи архива Л. Н. Толстого, сохранилось 155 рукописей и корректур романа.

Из небольшой психологической повести вырастает социальнопсихологический роман с громадной широтой охвата действительности и остротой проблематики. При этом религиозно-моралистические тенденции постепенно отходят на второй план, уступая место тенденциям социально-обличительным.

Несмотря на постановку Толстым моралистических и философских проблем во внеисторическом аспекте, в его романе с исключительной художественной силой и убедительностью раскрываются все наболевшие противоречия и общественные язвы русской действительности 90-х годов. Суд над действительностью произносится Толстым не только с точки зрения отвлечённого идеала христианской любви и братства, но и с точки зрения конкретных жизненных интересов многомиллионного русского крестьянства той эпохи, когда, по определению В. И. Ленина, «патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску»1.

В сценах суда и осуждения невинной Катюши, в сцене суда над мальчиком, укравшим половики, в образах судей и присяжных и особенно в образе самоуверенного и самодовольного товарища прокурора, прокутившего ночь в том самом заведении, где содержалась Маслова, и потому не успевшего даже просмотреть дело, в факте участия Нехлюдова в суде над им же погубленной Катюшей мы видим гневное разоблачение классового характера буржуазного суда. Так же резко разоблачается в дальнейшем коде романа и деятельность всех государственных учреждений, направленная к тому, чтобы обеспечить богатым классам возможность «спокойно владеть тем богатством, которое они собирали с народа». Хотя, как известно, Толстой принципиально отрицал всякое государство, фактически вся сила удара в его романе обрушивается на буржуазное государство, построенное на эксплуатации трудящихся.

В этом огромное идейное и общественное значение романа «Воскресение».

Источник

Анализ романа «Воскресение» (Л.Н. Толстой)

Вклад Л.Н. Толстого не только в русскую, но и мировую культуру сложно переоценить. Эта фигура является легендарной не только из-за своего творчества, но и мировоззренческих позиций и образа жизни. Особую известность Толстому принесли три его романа: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», в которых в полной мере были отражены мысли писателя: как об обществе в целом, так и об отдельном человеке в частности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор данного произведения.

Читайте также:  Счет 90 субсчета проводки закрытие

История создания

История написания романа «Воскресение» опирается на интересные факты:

  1. Первоначальная идея романа пришла к Толстому после того, как он услышал историю юриста Анатолия Кони о том, как на суде один из присяжных узнал в обвиняемой проститутке соблазнённую им когда-то девушку. Присяжный пытался искупить свою вину, женившись на женщине, и облегчить её судьбу, но потерпел неудачу, и проститутка умерла в тюрьме.
  2. Учитывая перерывы, Толстой писал свой роман на протяжении десяти лет. Во время работы над произведением он посетил Бутырскую тюрьму и попытался как можно глубже вникнуть в быт арестантов, направляемых в Сибирь.

Направление и жанр

«Воскресение» можно совершенно точно определить, как роман реалистического направления в русской литературе. Как действующие лица, так и окружение в книге максимально приближены к действительности. Имена, чины, географические объекты, разговоры, одежда и предметы быта – всё это создаёт максимально натуралистичную картину. Читатель верит в то, что в основе сюжета лежит логика реального мира.

Жанровая принадлежность «Воскресенья» с лёгкостью определяется — это роман. Сюжет произведения охватывает длительный промежуток времени, задействовано огромное количество персонажей и создано столько же деталей, создающих правильную атмосферу.

В окружном суде начинается суд над несколькими обвиняемыми в убийстве. В жюри присяжных состоит дворянин Дмитрий Нехлюдов, ведущий крайне безнравственный образ жизни. Внезапно среди трёх подсудимых он узнаёт Катерину Маслову – девушку, которую он соблазнил, будучи ещё молодым офицером.

Во время суда, на котором раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека, многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору. Однако из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге.

Нехлюдов, чувствуя вину, решается бороться за Катерину, нанять адвоката и подать апелляцию. Параллельно с этим он решает коренным образом изменить свою жизнь и прекратить развратничать и душить праздностью все свои благие помыслы.

Однако старания Нехлюдова терпят крах, тогда он решает пойти на крайние меры: жениться на Масловой и отправится за ней в Сибирь. Маслова отказывается верить во внезапное покаяние Нехлюдова и отторгает его, но со временем смягчается и приходит к согласию с ним. Слишком многое ей довелось пережить из-за его обмана: позорное изгнание из дома, голод, оскорбления, издевательства и снова обман тех, кто претендовал на ее доверие.

На пути в Сибирь герои окончательно перерождаются. Маслова прощает Нехлюдова, начинает снова верить в себя и возможность начать всё заново, в итоге она, чтобы не губить Нехлюдова, решает выйти замуж за политического ссыльного Симонсона. Нехлюдов, попрощавшись с Масловой, обретает душевный покой и понимает, что главное в жизни – прощение.

Главные герои и их характеристика

В романе «Воскресение» разветвленная и масштабная система персонажей. Если Вы думаете, что ее стоит подробно описать здесь, сообщите об этому Многомудрому Литрекону в комментариях. А пока он написал минимум — характеристику главных героев в таблице:

Тематика романа «Воскресение» богата теми наболевшими вопросами, которые занимают нас и сегодня:

  1. Судьба – Толстой показал, что человеческая судьба крайне извилиста и непостоянна. Всего одна ночь перевернула всю жизнь Катерины, опустив её на самое дно. Одна случайная встреча в суде круто изменила жизни Нехлюдова и Масловой, наставила их на путь перерождения. По мнению писателя, в жизни нет ничего предопределённого. Вопрос жизни и смерти решает случай.
  2. Любовь – Толстой игнорирует привычное понимание любви, как вид отношений между мужчиной и женщиной. Он описывает и возвышает только ту любовь, которая обращена к человечеству в целом.
  3. Духовное перерождение – писатель изобразил в своём романе настоящее чудо духовного исцеления, казалось бы, самых низких людей. Толстой искренне верил, что как бы ни ужасна была жизнь, в мире продолжает существовать добро, и люди, открытые ему, обязательно изменятся к лучшему.
  4. Смена ценностей – по мнению писателя, внутри каждого человека живёт понимание того, что есть добро и стремление к нему. Это стремление можно загасить, подавить, навязать человеку лживые идеалы. Однако всегда в конце концов человек откинет свою порочную ношу и вернётся к праведной жизни.
  5. Реальная и показная доброта – на протяжении романа Толстой много раз демонстрирует нам показную доброту государства и церкви к заключённым. Однако на деле за громкими словами и изящными жестами нет ничего, кроме равнодушия и пустого церемониала. Настоящая доброта всегда скрыта в тени и не афиширует себя.

Проблемы

Проблематика произведения Толстого «Воскресение» вне времени: она злободневна постоянно:

  • Социальное неравенство – неоднократно в романе подчёркивается и жестоко осуждается гигантская пропасть между бытом изнеженных, погрязших в пороке дворян и остального народа России, прозябающего в невежестве и нищете.
  • Женский вопрос – в романе раскрывается непростое положение русских женщин в Российской империи. Лишённые доступа к образованию и полноценной общественной жизни, женщины должны либо пытаться подстроится под патриархальное общество, в котором им отведена только роль домохозяйки или матери, либо опускаться по социальной лестнице на самое дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Легкомыслие – Толстой решительно осуждает то легкомыслие, которое присуще привилегированному дворянскому меньшинству. Отворачиваясь от реального мира и живя лишь в своё удовольствие, они не проносят своему народу ничего, кроме страданий.
  • Несправедливость – в романе особенно сильно подчёркивается несправедливость, царящая в раздробленном русском обществе. Несправедливость царит в отношениях между людьми, думающих лишь о себе, несправедливость царит в равнодушном государственном аппарате, несправедливость царит в церкви, которая оправдывает такое положение вещей.
  • Равнодушие – одна из главных проблем человечества, выделенная Толстым – равнодушие людей друг к другу. Именно равнодушие обрекло Катерину на жизнь проститутки, именно равнодушие обрекло её на каторгу, оно же ежедневно ломает жизни многим людям.

Основная идея

Смысл романа «Воскресение» заключается в необходимости и возможности нравственного возрождения для падшего человека. Автор отражает в книге огромное количество социальных проблем, которые испытывала Российская империя на протяжении, пожалуй, всей своей истории, а многие из них остаются актуальны до сих пор. Толстой безжалостно клеймит человеческие пороки и систему, при которой эти пороки дают столь многочисленные плоды. Но каждый из нас может восстать против всего этого и сделать шаг на пути к улучшению и очищению себя и всех окружающих нас людей. Глобальные проблемы мы, может, и не решим, как не решил их Нехлюдов, но зато реально поможем себе и другим людям приблизиться к идеалу.

Также роман проникает глубоко в человеческую душу, рассказывает о том, что у каждого человека, как бы низко он не пал, всегда найдутся сила и надежда на то, чтобы побороть свою судьбу и обрести счастье. Это и есть главная мысль «Воскресения» Толстого.

Критика

Антон Павлович Чехов очень тепло принял роман Толстого, отметив его достоверность, точность и цепкость созданных образов и натуралистичность диалогов.

Искренне восхищавшийся Толстым Владимир Ильич Ленин также считал роман выдающимся творением писателя, в котором ярче, чем в каком бы то ни было произведении Толстого, проявился протест против общественного устройства при монархии.

В обществе современников Толстого разгорелась полемика по поводу того, считать ли его роман оскорблением всей судебной системы? Начало было положено неким анонимным открытым письмом, где старый судья обвинял автора в том, что тот не знает, о чем пишет.

Я намерен спросить вас, жизненны ли те образы, которые вы изобразили типами судебного ведомства. Знаете ли вы ту среду, которую взялись описывать? <…> Случалось ли вам когда-либо проследить обычный образ жизни жуиров и посмотреть, как, согнув утомленную дневными трудами спину, они сидят в тиши своих убогих кабинетов, разбираясь в делах, которые им придется доложить на следующий день…» (рецензия неизвестного судьи (под псевдонимом «Старый судья»), «Открытое письмо графу Л. Н. Толстому», газета «Киевлянин», 1899 г., №222)

На это письмо довольно остроумно ответил рецензент из «Вестника Европы». Он отстаивал право автора писать о том, что он находит нужным:

«Роман, как комедия, не исчерпывает целых областей жизни, для него вовсе не обязательно изображать добро параллельно со злом, распределять равномерно свет и тени… <…> …поколебать доверие к суду роман Толстого не может… <…> Таких судей, каких мы видим в «Воскресении», не будет в действительности только тогда, когда для русского суда, как и для всего русского общества, вновь наступит эпоха великих реформ…» (Рецензия в журнале «Вестник Европы», 1899 г., №12)

Но судебные чиновники не останавливались и выражали свое негодование на страницах разных изданий, даже не связанных с литературой:

При обрисовке отдельных судебных деятелей постоянно также проглядывает тенденциозность, граничащая с издевательством…» (неизвестный автор (под псевдонимом «Бывший прокурор, ныне судья»), статья «Судебные деятели по “Воскресению” графа Л. Н. Толстого», журнал «Вестник права», 1900 г.)

Но критики не уставали пояснять публике смысл романа и доносить до нее истинные мотивы автора:

Порой изображения этой жизни переходят почти в сатиру, но это далеко не сатира, потому что изображение гр. Л. Н. Толстого слишком правдиво и жизненно и лишено чувства негодования, заставляющего сатирика всегда несколько искажать истину… <…> Многие приняли “Воскресение” за роман нравоучительный, даже тенденциозный, даже за сатиру; но возражали в сущности не против романа, а против тех взглядов гр. Л. Н. Толстого, которые известны из других его произведений… <…> Не гр. Л. Н. Толстой поучает, сама жизнь учит…» (П. Н. Краснов, «Новый роман гр. Л. Н. Толстого ”Воскресение”», журнал «Неделя», 1900 г., №1)

Далеко не все оценили новое творение Толстого, ведь оно было уже после «Войны и мира», а значит, перед критиками был не новичок, а маститый писатель. Поэтому некоторые из них сочли его «проходным».

В “Воскресении” есть истинно превосходные страницы, в большинстве случаев, впрочем, не имеющие прямого отношения к ядру романа, но в целом это, конечно, далеко не лучшая из работ Толстого…» (Н. К. Михайловский, журнал «Русское богатство», 1900 г.)

Но и это утверждение оспаривалось другими рецензентами, которые отмечали масштабы обсуждений романа и того резонанса, который он произвел в обществе:

Ни одно крупное художественное произведение не было до сих пор так распространено, как “Воскресение”, так читаемо и обсуждаемо. Оно проникло в самые далекие уголки, куда редко проникает книга, и там возбудило еще большее внимание, чем на поверхности жизни. Огромное значение этого факта скажется в той или иной форме в свое время…» (А. И. Богданович, «Критические заметки: ”Воскресение” роман Л. Толстого», журнал «Мир Божий», 1900 г.)

Источник

Adblock
detector