Анализ рассказа Возвращение А Платонова суть смысл идея



«Возвращение», анализ рассказа Платонова

Рассказ Платонова «Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который. вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом. Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце. пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Читайте также:  Swot анализ образовательной политики

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

Источник

Сочинение: Смысл рассказа «Возвращение» (А.П. Платонов)

(495 слов) Рассказ «Возвращение» – это произведение, наполненное глубоким эмоциональным подтекстом. Рассказ описывает возвращение солдата к своей семье, его попытки вернуться к обычной жизни и понимание им того, как сильно меняет людей война.

Центральный герой произведения – Алексей Алексеевич Иванов – капитан гвардии, который покидал службу в связи с демобилизацией. Пройдя всю войну, мужчина возвращался в родной город, где его ждала любимая жена и двое детей. Несмотря на радость от победы и ожидания скорой встречи с родными, Иванов, как и повстречавшаяся ему на вокзале «Маша – дочь пространщика», чувствовал себя опустошённым. Новая, гражданская жизнь казалась непривычной и чужой, абсолютно далёкой и даже пугающей. На фоне страха и волнения перед возвращением Иванов и Маша находят друг в друге поддержку, ведь они оба прошли войну, и они оба не знали, как жить дальше.

Свою неготовность к обычной жизни Иванов начинает осознавать ещё при первой встрече с сыном на вокзале. Подросший мальчик кажется не по годам серьёзным и умудрённым опытом. Однако, придя домой, почувствовав запах родного места, солдат успокаивается и старается не думать о плохом. Мужчина удивляется жизни родных: Петя руководил хозяйством, Любовь Васильевна во всём была послушна сыну, как и маленькая Настя, непременно помогающая всем, чем только может. Иванова не покидало чувство отдалённости: ему казалось, что он лишний, что семейный быт налажен и без него. Он высказывал негодование по поводу того, что Петрушка теряет своё детство, управляясь по хозяйству. Иванов, возможно, сам того не понимая, искал поводы для разочарования, которые позволили бы ему принять решение об отъезде. Так, нагнетая обстановку вопросами о Семёне Евсеевиче, солдат доводит жену до слёз, выманивая у неё признание в близкой связи с другим мужчиной.

Солдат, вернувшийся с войны, надломлен физически и морально. Годы боевых действий оставили отпечаток на его характере и восприятии мира. Иванову казалось, что там, где-то далеко, с Машей, ему будет хорошо. Ведь она понимала его, тоже видела ужасы войны и была «по-военному» родной. Трудности, с которыми столкнулся Иванов после возвращения в семью, показались ему неисправимыми, хотя на самом деле он просто их боялся. Он опасался того, что так и не сможет привыкнуть к гражданской жизни, покалечив этим и судьбы родных.

Рассказ «Возвращение» – это история солдата, вернувшегося с войны, но бегущего от самого себя. Иванов всё ещё помнил запах войны – запах тревожности, опасности, запах волос Маши. Но сейчас он ощущал и аромат дома – он чувствовал «тихую радость в сердце и спокойное довольство». Этот контраст смущал солдата и заставлял задумываться о том, что же будет с ним и его семьёй дальше. Лишь после отправления поезда мужчина понимает, что же ему было нужно и что он чувствует: «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Солдат наконец-то увидел, как дороги ему дети и жена, как счастлив он в своём доме и как далеко теперь оставалась война.

В рассказе «Возвращение» заключён важный посыл автора: война может разрушить семью, но люди должны сделать всё, чтобы этого не произошло. Ведь поддаться эмоциям и принять эгоистичное решение – легко, а обрести спокойствие и быть со своей семьёй и разумом, и сердцем – очень трудно.

Источник

Андрей платонович платонов рассказ возвращение анализ

Цитата: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».

Проблематика: нравственная (проблема перехода от войны к миру, проблема совести и ответственности).

Смысл названия: Андрей Платонов поднял в этом рассказе важную тему — эмоциональный износ после войны. Физически герой рассказа Иванов возвращается домой, но он перестал ощущать любовь к жене и нежность к детям. Его душевное возвращение происходит только в финале рассказа.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: неповторимость рассказов Андрея Платонова обусловлена его вниманием к духовной стороне личности.

И очень часто духовность находит отображение в образах детей. Не стал исключением и рассказ «Возвращение»: двенадцатилетний Петрушка помогает своему отцу многое понять и прочувствовать.

Время и место действия: действие рассказа происходит после Великой Отечественной войны в родном городе главного героя.

Действующие лица

  • Алексей Алексеевич Иванов — отец семейства, вернувшийся с войны.
  • Любовь Васильевна Иванова — жена Алексея, мать двоих детей.
  • Пётр Алексеевич (Петрушка) Иванов — двенадцатилетний сын Алексея и Любови Ивановых, не по годам серьёзный мальчик.
  • Анастасия Алексеевна (Настя) Иванова — пятилетняя дочь Ивановых.
  • Мария — знакомая Алексея Иванова.

Краткое содержание

Алексей Иванов после войны едет в родной город. По дороге он знакомится с девушкой Машей, сближается с ней и два дня проводит в родном городе Маши. После он всё же отправляется домой. Алексея встречает на вокзале его сын Петрушка. Сын ведёт Иванова домой. Чувствуется, что члены семьи отвыкли от Алексея: жена не знает, о чём с ним говорить, а маленькая Настя даже плачет — она забыла отца.

Читайте также:  Состав общего анализа мочи

Любовь Иванова упоминает в разговоре, что к детям приходил Семён — знакомый Ивановых. Алексей начинает подозревать, что жена была ему неверна. Позднее он подробно расспрашивает Любовь Васильевну. Жена отвечает, что с Семёном у неё ничего не было. От тоски она однажды сошлась с инструктором районного комитета, но на самом деле любит только своего мужа Алексея. Иванов отталкивает жену и сообщает о намерении уйти из семьи. Он хочет уехать к Маше, с которой провёл два дня. Ни жена, ни дети не будят в нём никаких чувств.

Утром Иванов одевается, идёт на вокзал и садится в поезд. Тем временем Петрушка замечает, что отца нет. Он одевает Настю и ведёт девочку искать отца.

Алексей проезжает мимо своего дома и видит, как Пётр торопится за поездом и тащит за руку маленькую сестру. В нём просыпаются замороженные, но не убитые войной чувства, и он торопливо сходит с поезда, чтобы пойти навстречу своим детям.

Экранизации

«Возвращение» (СССР, 1968, телеспектакль); «Возвращение» (Россия, 1997, телеспектакль-чтение).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как изначально назывался рассказ Андрея Платонова «Возвращение»?

Ответ. «Семья Иванова».

В чём смысл названия рассказа «Возвращение»?

Ответ. Это тройное возвращение: в начале рассказа солдат Иванов приходит с войны домой, а в финале — возвращается (физически и душевно) к жене и детям, в результате чего происходит третье возвращение — Иванов возвращается к себе, обретает прежние человеческие качества.

Источник

Анализ рассказа «Возвращение» А. Платонова: суть, смысл, идея

«Идея пьесы ясна. Она заключается в изображении того, каким путем можно преодолеть одно из самых опасных последствий войны — разрушение семьи, где найти нравственную силу, которая сможет противостоять губительным страстям людей, и где находятся источники их истинной любви, любви, так сказать, второго поцелуя, которым люди обмениваются в знак верности и взаимного чувства на всю жизнь. «

Н. М. Малыгина:

«Жертвенная готовность к самоуничтожению ради будущего была, по Платонову, условием осуществления высшей цели человечества. Способность человека к жертве воплощается в образе-символе «обнаженного сердца». воссозданного в подлинном платоновском шедевре-рассказе «Возвращение», последнем рассказе, опубликованном при жизни писателя. <. >

Необходимость соприкосновения человека с миром «обнаженным сердцем» имела в творчестве Платонова и нравственное обоснование. Писатель чувствовал, что нужно достучаться до человеческого сердца, защищенного «корой эгоизма». <. >

. сюжет рассказа «Возвращение»: вернувшись с фронта. Алексей Иванов оказывается настолько глух к своей семье, к собственным детям, что не сразу понимает, на какой зыбкой грани между жизнью и смертью существовали в его отсутствие жена и дети. Платонов глубоко переживал трагедию века: неспособность людей почувствовать и осмыслить окружающую реальность, заметить страдания близких.

В образе-символе «обнаженного сердца» заключена центральная идея платоновской философии жизни: соприкасаясь с миром «обнаженным сердцем», человек постигает его несовершенство, и только при этом условии может ощутить, что мир
нуждается в спасении.»
(Н. М. Малыгина, «Художественный мир Андрея Платонова», Москва, 1995 г.)

«Произведения Платонова полны возвращений. <. > . В рассказе [«Возвращение»] . предметом изображения становится именно возвращение героя, а идея возвращения является центральной. <. >

Возвращение. Иванова двусмысленно с самого начала. Первое из его возвращений — это возвращение к сослуживцам: «. Иванов вернулся на попутной машине обратно в часть». До последней страницы рассказа возвращение капитана можно истолковать как путь обратно в армию, без которой он чувствует себя «осиротевшим».

Возвращение Иванова лишено эпической уверенности в достижении цели, вернее, кажется, что. оно конкретной цели вовсе не имеет. Это заставляет читателя сомневаться не только в возможности героя вернуться, но в самом наличии собственно возвращения в платоновском рассказе. Возможно, речь идет о мнимом, неосуществленном возвращении, раз герой колеблется между возвращением к семье и возвращением в армию, которая стала ему семьей за долгие четыре года войны, и в конце концов останавливается в буквальном смысле между ними? В основе возвращения, самого стремления вернуться лежит желание или. необходимость обрести нечто. <. >

Возвращение героя должно совершиться не в физической, а прежде всего в духовной плоскости. Поэтому появление капитана в доме не означает его возвращения: война для семьи Иванова и самого Алексея еще не закончилась, не обретен желаемый мир. Война продолжается постольку, поскольку не преодолены ее последствия, глубинные проявления, к числу которых относится вынужденное замещение сыном Иванова Петрушкой места отца. Петрушка. и сам является знаком продолжающейся войны, понятой как разрушение исконных структур бытия; за юмористическим в изображении этого героя проступает трагическое.

Преодолеть войну можно лишь усилием над собой, внутренним возрождением, возвращением. Фактически свое возвращение Иванов начинает только тогда, когда принимает осознанное, «внутреннее» решение вернуться и делает шаг навстречу своим детям, бегущим вслед за поездом. Подчеркнем: начинает, потому что финал рассказа остается по-платоновски открытым.

Отметим также, что капитан Иванов не единственный персонаж, которому в рассказе предстоит пройти трудной дорогой к возвращению. Внутреннее возвращение совершает и жена Иванова, не нашедшая утешения с другим. и его сын, вновь ставший ребенком в финальной сцене рассказа.

Возвращение, таким образом, тотально, все герои связаны его круговой порукой, поскольку «невозвращение» любого из них умножило бы неблагополучие в мире. Не неизбежность и вынужденность утраты (себя, родства, любви, в данном случае — в ситуации войны), а необходимость и нелегкие пути обретения становятся предметом размышления автора и мучительных усилий его героев.»
(H. А. Бабкина, очерк «Проблема возвращения в художественном мире Платонова», издание «Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы», книга 4, СПб, 2008 г.)

И. А. Спиридонова:

«Детство — одна из центральных тем Платонова. Писатель мыслил детство не просто начальной порой жизни, но более совершенной моделью человечества. <. >

В период Великой Отечественной войны тема детства присутствует в творчестве Платонова о первого («Броня», 1942) до последнего произведения («Возвращение», 1946). Детство — важная характеристика не отдельных героев, но всей системы персонажей. <. >

В военной прозе детство получает оценочный эпитет «святое» и предстает сакральным пространством жизни. Это не столько особый возраст, сколько особое «качество» жизни. Печатью «святого детства» отмечены лучшие герои Платонова. <. >

Гвардии капитан Иванов по возвращении домой не может (и не хочет) признать сына, «испорченного» жизнью. Как и Иванов, большинство героев Платонова испытывают страх и стыд при виде детей войны. Но стыд для души — целебная, хотя и горькая, пища. <. >

«Чудо» преображения войны в мир Платонов связывал прежде всего с «святым детством». Сюжетную реализацию концептуальной метафоры ребенок — слабая, но единственно живая ветвь на опаленном войной древе народной жизни — находим в рассказе «Возвращение». Мальчик Петрушка в нем сохраняет семью от разрушительных последствий войны. <. >

Читайте также:  Анализ экономической эффективности малого предприятия

. Петрушка в рассказе «Возвращение» — дитя жизни. По обидному отцовскому определению, он — «отросток» («Вот вырос у нас отросток»). По сюжету — этой «слабой веточкой» спасено семейное древо жизни Ивановых. Петрушка в рассказе «Возвращение» — устроитель и спаситель домашнего очага, скрепляющий хрупкое здание семейных отношений камень (если вспомнить символику имени).

«Святое детство» — первая боль и последняя надежда Платонова. Тема детства в военной прозе Платонова охватывает огромный, драматически разноречивый материал. »
(И. А. Спиридонова, очерк «Метафора и метонимия в решении темы детства у Платонова» // «Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы», книга 3, СПБ, «Наука», 2004 г.)

Это был анализ рассказа «Возвращение» Андрея Платонова: суть, смысл, идея произведения.

Источник

Анализ произведения «Возвращение» (А. Платонов)

Творчество известного советского писателя Андрея Платонова далеко не всегда укладывалось в идеологические рамки, за что автора регулярно критиковали официозные литераторы и чиновники. Примером его настоящего, а не «социалистического» реализма может служить небольшой рассказ «Возвращение», действие в котором происходит сразу после Великой Отечественной войны.
Рассказ первый раз был напечатан в периодическом издании «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Ивановых». На писателя вскоре посыпались суровые обвинения – во лжи и клевете, в очернении образа советского народа, солдат, участников войны. Эти обвинения были сняты только после кончины Платонова.
Дальнейшая публикация рассказа состоялась только в 1962 году в сборнике, данный вариант существенно изменён автором.

Литературная направленность и жанровая принадлежность

Рассказ «Возвращение» создан в духе реализма. Советская критика потому и ополчилась на Платонова, что он изобразил советских людей уж слишком реалистично, со всеми их недостатками. Так называемый «социалистический реализм», навязывавшийся советским правительством как «единственно правильное» литературное направление, строился на совсем других принципах. Несмотря на название, это был антиреалистический художественный метод, сходный с религиозно-мифологическими жанрами (жития святых, «Деяния апостолов», мифы и легенды разных народов и т. д.). В частности, советских людей предписывалось изображать в прямо-таки иконописной манере: с гипертрофированными положительными чертами, без существенных недостатков, всегда готовыми «к труду и обороне».
У Платонова же люди выглядят совсем по-другому: мужья и жёны напропалую изменяют друг другу, дети лишены детства и вынуждены рано включаться во взрослую жизнь, супруги совершенно отвыкли друг от друга за годы разлуки. Рассказ производит тяжёлое впечатление, и это совсем не приветствовалось советскими литературными чиновниками.
События в рассказе охватывают всего несколько дней, однако из разговоров персонажей становится известно о том, что происходило за много дней до этого – в самый разгар войны.

Тематика и проблематика произведения

«Возвращение» — это рассказ о начале послевоенной жизни в стране. Советские люди возвращаются к мирной жизни, семьи воссоединяются друг с другом, мужчины-победители приезжают обратно домой, к жёнам и детям. При этом в произведении проводится мысль о том, что война не только убивает в физическом смысле, но и, самое главное, уничтожает человека духовно; она разрушает семьи, отчуждает близких людей друг от друга, уничтожает морально-нравственные ориентиры. Свою победу народ отмечает не весёлым ликованием, а тяжёлыми разговорами, выяснением отношений, семейными ссорами и не всегда успешными попытками наладить быт.
Платонов в своих произведениях вообще часто касался этих тем. Он изображал серьёзный «психологический» ущерб от войны, которая превращает сильных и смелых мужчин в глупых подростков, а детей – в «маленьких взрослых». Любовь в его произведениях часто соседствует с горем и одиночеством и является их следствием.

Сюжет рассказа

Советский офицер Алексей Иванов, проведя на фронте всю войну, уволился и отправляется домой на поезде. Ещё на станции он сближается с молодой девушкой Машей, с которой он потом проводит пару дней в её родном городке, прежде чем отправиться дальше. В это время Иванова с нетерпением ждали жена и дети, изо дня в день приходя на станцию. Наконец отец семейства приезжает. Его встречает одиннадцатилетний сын Пётр, и оба они не понравились друг другу: сын выглядит слишком взрослым, ворчливым и «рано состарившимся», а отец кажется Пете глупым и непрактичным.
В доме героя встречает странная обстановка. Жена стесняется его, а маленькая дочка не узнаёт его и плачет, к тому же в свои пять лет она занимается тяжёлым домашним трудом. За ужином дочка случайно признаётся отцу, что к ним ходит какой-то дядя Семён, который играет с ними, поскольку его собственную семью убили немцы. Иванов начинает подозревать, что его благоверная изменяет ему с этим Семёном. Супруга честно говорит, что ничего у неё с Семёном не было, но один раз она была близка с местным партийным начальником, который при том произвёл на неё ужасное впечатление.
Алексей принимает решение уйти из дома к Маше, с которой ему всё это время было хорошо. Только об этой Маше он ничего не говорит жене и детям. Когда он садится в поезд, то видит, что дети бегут за ним, пытаясь вернуть. После этого Иванов чувствует, что прощает жену, и сходит с поезда.
За некоторое время до этого сын Петрушка укоряет родителей в том, что они ссорятся по какому-то пустяковому поводу, и рассказывает им историю о каком-то дяде Харитоне, которого долгое время не было дома, так что, вернувшись, он понял, что жена изменяла ему с инвалидом человеком без рук. Сначала Харитон обозлился на жену, но потом простил её, рассказав, как сам изменял жене со несколькими женщинами. Разве что свои измены Харитон выдумал, чтобы показать жене, что он её прощает.

Главные персонажи произведения

Центральный герой рассказа «Возвращение» — Алексей Иванов. Это весьма банальное сочетание имени и фамилии характеризует персонажа: он – простой, самый обычный человек, который ничем не выделяется среди себе подобных. При этом он живёт лишь для себя, считает себя во всём правым, а других – виновными. Он совсем не идеален и совершает е же ошибки, что и окружающие его люди, но пытается скрыть это.
Люба – жена Иванова. В годы войны она сильно скучала и грустила, что привело её к измене мужу. Когда Алексей узнаёт об этом, его охватывает злость и огорчение, его самолюбие задето. Но ведь из тех же соображений он изменял жене с Машей.
Пётр – сын Алексея, подросток, который психологически и умственно значительно взрослее отца и матери. Он руководит всеми хозяйственными работами в доме, а родителей укоряет, выставляя их маленькими и неразумными детьми.

Источник

Adblock
detector