Анализ повести Станционный смотритель Пушкина

Анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич

Мы подготовили краткий и полный анализ повести Пушкина «Станционный смотритель» в помощь учащимся и студентам, изучающих литературу. Если провести анализ произведения, то оно окажется не только интересным, но еще и поучительным. Изучая литературное наследие, мы познаем жизнь на примере чужих историй, учимся анализировать и делать выводы.

Год написания и публикации — Повесть написана в 1830 году, а опубликована в 1831 году.
История создания — Пушкин написал это произведение в момент изоляции, вследствие распространения эпидемии холеры. Он очутился на карантине в имении Болдино, где провел несколько месяцев. Этот период жизни оказался творчески очень плодотворным.
Жанр — Для Пушкина данное произведение – это повесть. Специалисты считают, что оно больше похоже на маленький роман из-за его психологической направленности и глубины.
Направление — Реализм, сентиментализм.
Основная идея — Автор показывает, как непросто бывает человеку, покинутому близкими людьми. Пушкин изображает трагический финал подобных отношений. История заставляет задуматься каждого человека, поскольку у всех нас есть родители и родные люди.
Тема — Взаимоотношение близких людей – родителей и детей.
Проблема — Не всегда родитель понимает желания ребенка, а ребенок не понимает, какую травму наносит родителю, если относится к нему безразлично, холодно.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Взаимоотношение родителя и ребенка.

Проблема: Конфликт отцов и детей.

Я осуждаю поведение Дуни, которая так обошлась с отцом. Она не думала о своем престарелом родителе, мне не нравятся такие люди, я их не могу понять.

Хотя, кое-что в девушке мне понятно. Нередко, дети рвутся в новое и неизведанное, а родители стопорят их. Дуня понимала, что отец не отпустит ее. Возможно, именно это заставило девушку так жестоко обойтись с отцом. Я думаю, что им стоило обсудить этот вопрос вместе. Отец родной – это не зверь, возможно, он дал бы согласие на ее отъезд. Если даже она и уехала без спроса, то можно было бы наведаться к отцу, спустя время, рассказать о своей благополучной жизни, успокоить его. Их воссоединение произошло, но тогда, когда старика уже не было в живых.

2. Тема: Тема одинокого человека

Проблема: Если человек внутренне одинок, то он зависит от своих близких, друзей, знакомых. Если близких не окажется рядом, и судьба оставит его наедине с самим собой, то такой человек теряет смысл жизни. И возможны разочарование и трагический финал.

Я считаю, что Самсон был слишком зациклен на своей дочери. У него умерла жена, но в те годы он был еще бодрым и крепким мужчиной. Думаю, что ему стоило позаботиться о своей личной жизни, найти себе женщину, хозяйку своего дома.

3. Тема: Тема «маленького» человека.

Проблема: «Маленький» человек – это жертва, которой не хватает характера, сил, финансовой защищенности, чтобы справиться с возникшими трудностями.

Читая о том, что Самсон отправился пешком в Петербург, становится не по себе. Он терпит такие лишения ради того, чтобы увидеть дочь. Он находит Дуню в объятиях Минского и может успокоиться – его дочь счастлива. Самсона это не удовлетворяет, он продолжает представлять, что впоследствии гусар выгонит ее. Я думаю, что старик мог успокоиться, когда увидел, что с Дуняшей все хорошо.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

От начала и до конца повесть пропитана пафосом сочувствия и сострадания. В начале повести автор рассказывает о несправедливом отношении к станционным смотрителям. Затем он описывает счастливую семейную жизнь Самсона и его дочери, которая будет контрастировать с дальнейшим описанием самого Самсона и его жилища. Чувствуется, что старик сломан своим горем, что не в таких красках он видел дальнейшую судьбу своей дочери. Рассказчик успокаивается лишь в тот момент, когда узнает о приезде дочери к старику, пусть даже его уже нет в живых. Мы сочувствуем Самсону вместе с Пушкиным, нам жаль старика, его истерзанной жизни.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

В начале повести чувствуется единение образов отца и дочери, а далее образ Самсона, у которого своя правда, противопоставлен образам гусара и Дуняши, у которых правда своя. Их образы приходят к единству только в конце повести, когда Дуня приезжает на могилу отца.

п.4. Литературные приёмы

Важное место в каждом произведении отводится символам, аналогиям, ассоциациям. Читая повесть, мы ощущаем аналогию неблагодарной должности станционного смотрителя, которым понукает каждый из приезжих, и неблагодарности дочери Самсона.

Интересно рассмотреть имя героя повести – Самсон Вырьин. У него библейское имя, которое говорит высоких стремлениях человека. Фамилия же его неинтересна и невыразительна, свидетельствует о его низком социальном статусе. Он именно таким и представляется мне.

Кладбище, где был похоронен Самсон было убого и пустынно, как и его жизнь, весь смысл которой заключался в его Дуне. Не хочется так зависеть от другого человека, иначе можно очутиться в ситуации Самсона.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – конфликт отцов и детей. Самсон считает, что знает, какая жизнь для его дочери будет лучшей. Дуня же другого мнения, поэтому она тайно сбегает с гусаром из родительского дома. Отец и дочь не понимают друг друга – у них обоих разные представления о жизни.

Источник

«Станционный смотритель» — краткое содержание и анализ повести А. С. Пушкина

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель», краткое содержание которой будет предложено в статье, — воплощение страдания и душевных переживаний каждого из героев. В повести не скрывается главная мысль, но она завуалирована и преподнесена нам таким образом, что каждый человек может только догадываться об окончании этой печальной жизненной истории.

Главные герои и их характеристика

Каждый из героев имеет свое значение для повести в целом. Главным персонажем можно считать самого станционного смотрителя, Самсона Вырина. Однако и остальные персонажи также важны, как и он. Ведь без них не было бы подано основной идеи повествования.

Дочка Вырина — Дуня. Покладистая и мирная, хозяйственная молодая девушка. Следит за станционным домом, ведет хозяйство, любит своего отца и старается не перечить ему.

Минский Ротмистр — офицер, который увез Дуню в другой город, далеко от ее родного края, жилища. Несмотря на ее переживания и душевные терзания ее отца, посчитал правильным забрать ее с собой, полагая, что в Петербурге им будет хорошо вместе.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам можно отнести жену пивовара, которая проживает со своим мужем пивоваром в бывшем доме смотрителя, а также их сына Ваньку, живущего с ними же.

Краткий пересказ повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

На одной из станций находится небольшой дом, в котором проживает сам смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуняша. Она очень любима своим отцом, а тот старается делать так, чтобы Дуняша жила хорошо. Дуня очень красивая молодая девушка, покладистая и любознательная.

Однажды мимо станции проезжал один богатый офицер Ротмистр Минский, который, увидев Дуняшу, влюбился в нее и решил во что бы то ни стало остаться на станции, чтобы стать ближе к этой семье. Он притворяется больным и под этим предлогом остается на станции.

Решив расположить к себе отца Дуни, Ротмистр предлагает девушке подвести ее к церкви, которая находится на окраине их села. Дуня собиралась в церковь к обедне. Воспользовавшись этим случаем, он везет Дуняшу не к церкви, а в Петербург, не сказав ни слова ее отцу.

Отец, забеспокоившись, решил дойти до церкви, чтобы убедиться, что с его дочерью все в порядке. Там он обнаруживает, что Дуни в церкви нет. Несколько позже смотритель узнает, что гусар отвез ее в Санкт-Петербург. Эта ситуация очень расстроила и разозлила смотрителя. Ему приходится собираться и ехать за своей любимой дочерью.

Приехав в Петербург, Самсон Вырин требует у гусара вернуть ему дочь. Но тот считает, что Дуне будет лучше жить с ним, поскольку он богатый и самодостаточный человек. Вырин не оставляет попыток вернуть свою дочь и пробирается тайком в дом офицера Минского. Дуня, увидев отца, падает в обморок. Минский вновь прогоняет отца Дуняши.

От горя Вырин не знает, куда ему деться. Он уезжает обратно на свою станцию и постепенно спивается. Через некоторое время он умирает, так и не вернув своей дочери.

Спустя годы, на могилу смотрителя приезжает молодая красивая и богатая женщина с тремя детьми и очень долго лежит на могиле.

Анализ произведения

В результате тщательного анализа и обдумывания повести Пушкина, а также некоторых отзывов критиков, можно понять, что мотивом произведения выступает, главным образом, разобщенность мыслей и действий близких людей. Финал произведения очень драматичен.

И, несмотря на то, что Дуня завуалирована под молодую женщину с детьми в описании повести, читатель без труда узнает ее, горюющую на могиле отца.

Каждый персонаж сложен и небезупречен. В результате такого явления, как сословная иерархия, случилась основная трагедия повести, так как богатый мужчина смог заполучить желаемую женщину себе, не спросив разрешения ее отца и даже выгнав его на улицу.

История создания

Год написания повести отличается от года ее публикации. Написан «Станционный смотритель» был 14 сентября 1830 г., тогда как издали его уже в 1831 г.

Повесть послужила созданию мемориального музея под названием «Дом станционного смотрителя», который был построен в деревне Выра в Ленинградской области.

В повести можно проследить тщательное описание комнат этого дома, которые можно наблюдать и в музее. Многим школьникам задают написать сочинение или изложить основные события и моменты произведения в читательском дневнике.

Эта повесть является золотой классикой. Очень популярна она в старших классах средней школы. Поэтому детям очень интересно будет побывать в этом музее, чтобы явно ощутить отношения и быт той эпохи.

Читайте также:  Характеристика и образ городничего в комедии quot Ревизор quot Н В Гоголя

Основная мысль повести

Основной мыслью повести можно считать неравенство и несправедливость жизненной истории смотрителя, его дочери Дуни и богатого гусара. Каждый из них преследует свою цель, и только Дуня не имеет права голоса, ведь женщина повелевается воле мужчины.

Жанр и направление

«Станционного смотрителя» можно отнести к жанру повести. Направление произведения явно драматическое, хотя и начинается она достаточно ясно. В сокращении рассказать основную мысль произведения хотя и сложно, поскольку она не одна, но вполне возможно.

Темы «Станционного смотрителя»

В произведении Александра Сергеевича четко прослеживается две основных темы. Автор хотел передать низменность так называемого «маленького человека» и его никчемность по отношению к другим, более богатым людям. Вторая тема — любовь. Она может быть любовью отца к своей дочери или дочери к отцу, а также любовь мужчины к женщине.

Рассмотрим обе темы отдельно:

Тема «маленького человека» явно прослеживается с самого начала произведения. Смотритель небогат, в отличие от состоятельного офицера. В результате их разницы в сословиях и произошла такая драматичная история. Тема любви вечна и можно много рассуждать об этом. В повести, в первую очередь, прослеживается тема любви отца к своему ребенку. Кроме того, любовь мужчины, который встретил женщину, также можно отследить в произведении.

Смысл повести и ее драма не только в неравенстве людей, но и в невозможности распоряжаться своей жизнью молодой девушке Дуне и проблеме ее отца. Ведь он так и не смог вернуть к себе своего ребенка. Несмотря на это, Дуня, судя по окончанию произведения, осталась жить с гусаром, имела достаток и родила детей.

Невозможно рассуждать, счастлива ли осталась эта женщина, но она явно была очень опечалена кончиной своего отца.

Проблематика повести

Главной проблемой, которую можно проследить в «Станционном смотрителе», можно считать проблему отцов и детей. Не всегда нравы и воспитание молодых людей позволяют совершить такой поступок, который совершил богатый молодой гусар.

Тем не менее Дуня не могла ему противиться, ведь здесь выступает еще одна проблема повести — это разница в деяниях мужчин и женщин. Некая бесправность вторых четко прослеживается в «Станционном смотрителе».

Третьей основной проблемой можно назвать иерархию и разницу в состоянии и происхождении людей. Тот, кто богаче и состоятельнее, позволяет вести себя более откровенно и агрессивно, считая, что ему доступно многое.

Чему учит произведение

Сказать кратко о «Станционном смотрителе» можно, хотя основных идей можно выделить как минимум три. Множество цитат, прослеживаемых в тексте, подтверждают сословную разницу отца Дуняши и молодого гусара. В их разговоре, поведении, отношениях можно различить композицию скрытой вражды и разницу в материальном положении.

Эпизод, в котором описывается, как гусар прогоняет отца Дуни, говорит о том, что он считает себя выше смотрителя и всячески старается это показать. Несмотря на разницу в возрасте, которую стоило бы учитывать Минскому, он не стал спрашивать разрешения Вырина и просто увез молодую девушку из родной обители.

Выводом может служить горе молодой девушки, которая приезжает на могилу к своему отцу, после его кончины. Несмотря на то, что выглядит она в определении красивой и богатой, ее душевная травма достаточно явна.

Источник



Анализ произведения «Станционный смотритель» (А. Пушкин)

Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель. И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд. Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.

История создания

В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.

Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.

Жанр и направление

Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.

В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

Композиция

Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.

  1. Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
  2. Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
  3. Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери

О чем?

Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.

Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.

Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.

Главные герои

  1. Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
  2. Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
  • В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
  • Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.
Читайте также:  Земельный фонд Российской Федерации его состав и объем на 2021 год

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.

Главная мысль

По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.

Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.

О чем заставляет задуматься?

Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

Источник

«Станционный смотритель»: краткое содержание повести Пушкина. Тема, идея, герои

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»: кратко. Краткое изложение, содержание, история и рассказ. Тема и идея, композиция произведения, эпизоды. Описание и характеристика героев: «маленький человек» Самсон Вырин, отец Дуни. Литература, 7 класс. Кто рассказчик в «Станционном смотрителе? Как писать сочинение? Полный текст, смотреть фильм, слушать аудиокнигу.

Кто такой станционный смотритель?

«Станционный смотритель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла « Повести Белкина ». Произведение написано в сентябре 1830 года, впервые издано в 1831-м.

В России XIX века существовала сеть почтовых станций, где путешественники могли сменить усталых лошадей на свежих и отдохнуть.

Станционный смотритель — это мелкий чиновник, отвечающий за работу почтовой станции. Это должность 14-го класса, низшего в чиновничьей иерархии. Именно поэтому в произведении Пушкина смотритель Самсон Вырин символизирует «маленького человека», неспособного постоять за себя.

Кратчайший пересказ

Станционный смотритель Самсон Вырин живет с красавицей-дочерью Дуней. Однажды через их станцию проезжает гусарский офицер Минский. Он обманом увозит приглянувшуюся девушку с собой в Петербург.

Вырин едет в столицу к Минскому, у которого на содержании живет Дуня, и просит вернуть дочь. Гусар дважды прогоняет смотрителя. Старик возвращается на станцию, где с горя начинает пить и через несколько лет умирает.

Однажды к дому станционного смотрителя приезжает богато одетая женщина с тремя детьми. Узнав, что Вырин умер, она идет на кладбище и долго лежит на его могиле.

Полный текст, аудиокнига, фильм с Михалковым

В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.

В 1972 году на студии «Мосфильм» режиссер Сергей Соловьев снял фильм по мотивам повести Пушкина. Роль Самсона Вырина исполнил Николай Пастухов, его дочери — Марианна Кушнерова, гусара Минского — Никита Михалков.

Краткое содержание повести Пушкина «Станционный смотритель»

Иван Петрович Белкин, от лица которого ведется повествование, рассказывает историю знакомого смотрителя Самсона Вырина, на станции которого он побывал трижды.

Познакомились они в 1816 году. Вырин принял вымокшего под дождем путешественника, 14-летняя красавица-дочка смотрителя Дуня подала им чай, и они втроем долго разговаривали так, словно всю жизнь были знакомы. На прощание рассказчик поцеловал девушку.

Спустя несколько лет Белкин вновь оказался на знакомой станции. Вырин сильно постарел, а сама станция выглядела ветхой и неухоженной. Дуни нигде не было видно, и на вопрос о ее здоровье отец ответил лишь: «А бог ее знает». Но на втором стакане пунша Вырин разговорился и поведал свою печальную историю.

Три года назад зимним вечером приехал на тройке путешественник, стройный гусар с черными усиками, и стал гневно требовать лошадей. Появилась Дуня, и гусар успокоился, сев ужинать. Лошадей подали, но офицер вдруг сказался больным и никуда не поехал. Так он задержался на пару дней. Дуня подносила ему пить, разговаривала с ним.

Вскоре путешественник поправился, был весел, шутил с Дуней и насвистывал песни. Самсону Вырину он полюбился. Поэтому когда офицер собрался уезжать и предложил подвезти Дуню в церковь, отец велел ей не бояться и поехать: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку с гусаром и уехала.

Уже спустя полчаса отец заподозрил неладное. Сам пошел в церковь, но оказалось, что на службе девушки не было. К вечеру вернулся ямщик и сообщил, что Дуня со следующей станции отправилась с гусаром дальше. Ямщик «сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

Тут только старик понял, что офицер лишь притворялся больным. Вырин выпросил отпуск на два месяца и пешком отправился в Петербург, за дочерью: из подорожной он знал, что гусар — ротмистр Минский — ехал в столицу.

В Петербурге Вырин нашел Минского и со слезами попросил отпустить Дуню домой: «Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». Гусар был смущен, но возвращать девушку отцу отказался: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния». Минский выставил гостя за дверь, сунув ему денег. Станционной смотритель со слезами негодования бросил деньги на землю. Потом вернулся, но денег уже не было.

Вечером того же дня Вырин увидел Минского на Литейном проспекте — тот заходил в какой-то дом. Смотритель догадался, что там и живет Дуня, он поднялся наверх и вошел. В богато обставленной комнате сидел в кресле гусар, а на ручке кресла — Дуня, «одетая со всею роскошью моды»: «Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».

Увидев отца, девушка упала без чувств. Минский же вытолкал старика на лестницу. Смотритель решил сдаться и вернулся обратно на станцию.

Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…

Недавно рассказчик вновь проезжал мимо того местечка. Оказалось, почтовой станции уже нет, но он заплатил за лошадей и поехал в село Н. проведать старого знакомого. Оказалось, старик Вырин уже год как умер — спился. Местный мальчишка отводит гостя на могилу.

Читайте также:  Инвитро сдать развернутый анализ крови

Мальчик рассказывает Белкину, что «летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу». Ехала она в карете с шестеркой лошадей, с тремя маленькими детьми, няней и собачкой. Узнав о смерти смотрителя, она заплакала и пошла на кладбище: «Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!»

Краткий анализ «Станционного смотрителя»: тема, идеи, композиция и герои

«Станционный смотритель» — самая печальная из «Повестей Белкина». Если в других произведениях цикла все заканчивается благополучно, то здесь в центре повествования — семейная трагедия, разлука отца и дочери.

Пушкин обыгрывает сюжетные ходы ряда известных читателям произведений, таких как «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Однако свою повесть Пушкин делает более неоднозначной: это не предсказуемое сентиментальное произведение о несчастной девушке, не романтическая история любви, а реалистическое повествование о социальном неравенстве, взаимном непонимании, одиночестве и влюбленности.

Тема и идея произведения

Тему произведения можно определить по разному: это и судьба «маленького человека», и отцовская любовь, и разлука.

Идею «Станционного смотрителя» также можно трактовать различными способами. Одни полагают, что главное в повести — сочувствие простому человеку, который в сословном обществе не может защитить ни себя, ни любимую дочь от «сильных мира сего».

Другие видят идею «Станционного смотрителя» в неизбежном разобщении родных людей: дочеь Вырина выбирает для себя судьбу петербургской дамы и навсегда покидает отца.

В философском смысле идея повести — необратимость значимых поступков. Каждый делает свой выбор, и повернуть время назад невозможно, даже если поступки эти привели к трагедии.

Композиция повести

Композиционно повесть состоит из четырех частей. Вводная часть — обращение рассказчика к читателю с призывом посочувствовать трудной судьбе станционных смотрителей.

Затем описаны три приезда рассказчика на станцию Самсона Вырина.

Во время первой встречи он знакомится с персонажами. Показана идиллия в доме Вырина, где он мирно живет с дочерью.

При второй встрече рассказчик узнает от смотрителя драматическую историю об отъезде Дуни и о попытке вернуть ее домой. Кульминация этой части — встреча Вырина с Минским и дочерью в Петербурге.

В свой третий приезд рассказчик узнает развязку. Выясняется, что судьба Дуни сложилась совсем не так плохо, как боялся отец. Однако сам Вырин уже спился и умер. Осиротевшая Дуня плачет на его могиле.

Характеристика Самсона Вырина и других персонажей

Среди персонажей повести нет ни положительных героев, ни настоящих злодеев. Каждый действует, исходя из своих представлений о мире.

Самсон Вырин — «маленький человек», незлой и честный. Он искренне любит дочь и заботится о ней, но не готов всеми силами бороться за нее с богатым дворянином.

Когда девушку увозит гусар, Вырин едет в Петербург, где находит Минского и Дуню. Но столкнувшись с сопротивлением офицера, смотритель сразу опускает руки. Старый армейский товарищ предлагает Самсону жаловаться и продолжать борьбу, но тот решает махнуть на это рукой, возвращается на станцию и спивается. Жалея дочь, он больше не предпринимает попыток что-то о ней узнать и как-то помочь.

Дуня (Авдотья Самсоновна Вырина) в начале повести — красивая и бойкая девушка, умеющая расположить к себе любого. По скупому описанию можно догадаться, что она сама согласилась уехать с гусаром в Петербург, хотя ее обуревали смешанные чувства: она «плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

В финале произведения Дуня — богатая барыня, у нее трое детей и жизнь, как кажется, удалась. Вот только жить ей придется с сознанием того, что именно разлука погубила отца.

Ротмистр Минский на первый взгляд кажется главным злодеем произведения, разрушившим идиллическую жизнь на станции. Он обманом увозит и соблазняет Дуню.

Однако далее становится понятно, что он действительно влюбился и не желал никому зла. Не даром гусар смущается, когда в Петербург приезжает Самсон Вырин, пытается откупиться и обещает сделать девушку счастливой. Вырин своими глазами видит, что ротмистр вовсе не держит Дуню силой.

По финалу повести можно предполагать, что Минский женился на Дуне, она родила ему детей, он обеспечивает семью. Лишь одинокая смерть старика-смотрителя не позволяет назвать этот финал счастливым.

Описание «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя

Заметную роль в повести играют описания почтовой станции, где служил Самсон Вырин. Станция словно повторяет судьбу своего смотрителя.

В первый приезд это небогатый уютный домик, «смиренная, но опрятная обитель», где рассказчик запомнил «горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою». На стенах висят иллюстрации к библейской притче о блудном сыне — намек на то, что случится с Выриным и его дочерью.

Во второй приезд рассказчик видит, что без Дуни станция стала приходить в запустение: «Я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение». То же самое случилось и с Выриным — за три-четыре года он превратился из «бодрого мужчины в хилого старика».

В третий приезд рассказчика станция перестала существовать. В доме смотрителя живут пивовар с женой, которая встречает гостя в сенях — тех самых, где он некогда поцеловал на прощание Дуню. Нет станции, нет и Самсона Вырина; он лежит в могиле, куда однажды приехала его дочь — богатая барыня Авдотья Самсоновна.

Источник

«Станционный смотритель», анализ повести Пушкина

14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» под названием «Станционный смотритель». Период, на который приходится завершение Пушкиным повести, называется Болдинской осенью. В те месяцы Александр Сергеевич находится в Болдино, куда его «привела» необходимость решить финансовые вопросы. Застигнутый эпидемией холеры, вынужденный остаться в Болдино гораздо дольше, чем планировалось, Пушкин создает целую плеяду произведений, которые потом были признаны жемчужинами творчества поэта. Болдинская осень стала поистине золотой в творчестве художника.

«Повести Белкина» стали первым завершенным произведением Пушкина. Изданы они были под именем вымышленного персонажа Ивана Петровича Белкина, который занемог лихорадкой, переросшей в горячку, и умер в 1828 году. О нем Пушкин как «издатель» рассказывает в предисловии к повестям. Цикл увидел свет в середине осени 1831 года. С указанием подлинного авторства повести были изданы в 1834 году. «Станционный смотритель» сыграл большую роль в развитии русской литературы, заняв в ней значительное место, повествуя едва ли не впервые о тяготах судьбы того самого «маленького человека», об унижениях и невзгодах, приходящихся на его долю. Именно «Станционный смотритель» стал опорной точкой для череды русских литературных произведений, обращенных к теме «униженных и оскорбленных».

Тематика, сюжетные линии, направление

В цикле повесть «Станционный смотритель» — это композиционный центр, вершина. В ее основу заложены характерные черты литературного русского реализма и сентиментализма. Выразительность произведения, сюжет, емкая, сложная тема дает право назвать его романом в миниатюре. Это, казалось бы, простая история о простых людях, однако житейские обстоятельства, вмешавшиеся в судьбу героев, и делают смысловую нагрузку повести сложнее. Александр Сергеевич, помимо романтической тематической линии, раскрывает тему счастья в широком понимании этого слова. Судьба дарит человеку счастье порой не тогда, когда того ждешь, следуя общепринятой морали, житейским устоям. Для этого необходимо и удачное стечение обстоятельств, и последующая борьба за счастье, даже если оно кажется невозможным.

Описание жизни Самсона Вырина неразрывно связано с философской мыслью всего цикла повестей. Его восприятие мира и жизни находит отражение в картинках с немецкими стихами, развешенными на стенах его жилища. Повествующий описывает содержание этих картинок, где изображена библейская легенда о блудном сыне. Произошедшее с дочерью Вырин так же воспринимает и переживает сквозь призму изображений, окружающих его. Он надеется, что Дуня вернется к нему, но она не возвращалась. Жизненный опыт Вырина подсказывает ему, что чадо его будет обмануто и брошено. Станционный смотритель – «маленький человек», ставший игрушкой в руках алчных, меркантильных сея мира, для которого опустошенность души страшнее, чем материальная бедность, для которого честь – превыше всего.

Повествование происходит из уст титулярного советника, чье имя скрывается за инициалами А. Г. Н. В свою очередь эта история была «передана» рассказчику самим Выриным и «рыжим и кривым» мальчиком. Завязка драмы – тайный отъезд Дуни с малоизвестным гусаром в Петербург. Отец Дуни пытается повернуть время вспять, чтобы спасти дочь от того, что представляется ему «гибелью». Рассказ титулярного советника переносит нас в Санкт-Петербург, где Вырин пытается найти свою дочь, а скорбный финал показывает нам могилу смотрителя за околицей. Удел «маленького человека» — смирение. Непоправимость сложившейся ситуации, безысходность, отчаяние, равнодушие добивают смотрителя. Дуня просит прощения у отца на его могиле, ее раскаяние запоздалое.

Источник

Adblock
detector