Анализ основных методик который использует учитель
Педагогический анализ: правила проведения, основные функции, оценочные этапы и результаты
Педагогический анализ направлен на то, чтобы изучить продуктивность преподавательской деятельности в разных аспектах. Он помогает выявить положительные и отрицательные моменты, которые возникают в процессе обучения. Во время исследования работы учителя можно выявить отдельные компоненты или их части, чтобы изучать их по очереди. В этой статье мы рассмотрим все аспекты педагогического анализа.
Структура
Таким образом, выделяются основные структурные элементы:
- характер поведения педагогов и учеников;
- формы обучения;
- методы воспитания;
- условия и цели педагогического процесса.
Объединив эти и другие компоненты в единую систему, можно определить, в каком стиле учитель проводил свое занятие.
Педагогический анализ урока
Существует пять основных типов анализа. Среди них важное место занимают:
- Блиц-анализ. Данный этап начинается сразу после окончания занятия. Здесь дается краткая оценка реализации целей, были они воплощены в жизнь или нет. Чтобы учителю понять, насколько эффективно он преподнес материал, он задает ученикам короткие вопросы либо дает небольшое тестовое задание.
- Структурный анализ. Проводится по окончании блиц-анализа. Здесь учитель ставит разные дидактические задачи, в ходе которых формируется проблемная ситуация.
- Аспектный анализ. Направлен на то, чтобы проанализировать отдельный компонент урока.
- Полный анализ. Максимально подробно разбираются все компоненты урока.
- Комплексный. Полностью анализируются формы и методы проведения урока.
Способы педагогического анализа
Главной целью для учителя является изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса. Он должен дать объективную оценку результатов своей работы. Кажется, что педагогический процесс носит латентный характер, и внешне он незаметен. Но в то же время он требует максимума интеллектуальных усилий. Он помогает:
- синтезировать педагогические факты и явления;
- систематизировать;
- сравнивать;
- обобщать;
- формировать аналитическое мышление.
В результате особо важную роль играют такие виды анализа:
- Оперативный. Направлен на ежедневный мониторинг текущих результатов, где изучаются основные показатели образовательно-воспитательного процесса.
- Тематический. Включает анализ условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе, взаимодействие учеников с родителями, уровень профессиональных знаний педагогов и уровень усвоения детьми программного материала.
- Итоговый. Анализ работы за длительный промежуток времени (квартал, семестр, год).
- Фундаментальный. Проводится самоанализ деятельности во всех направлениях (учебный процесс, воспитательная работа, тематические мероприятия, открытые уроки и т. д.).
- Оперативный. Оценивается то, насколько была эффективной ежедневная учебно-воспитательная работа на протяжении года.
- Параметрический. Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса. В конце выясняются причины сбоя в образовательном процессе.
Анализ основных методик, который использует учитель
Все, что окружает учителя на уроке, подлежит педагогическому анализу. К этим аспектам относятся:
- результаты обучения;
- особенности отдельного ученика;
- особенности коллектива;
- педагогическая проблема;
- педагогическая ситуация;
- эффективность системы обучения.
В каждом конкретном случае результат будет разным. Но для того чтобы работа была эффективной, был создан единый алгоритм, включающий перечень правил и приемов. Некоторые из них описаны ниже.
Суть теоретико-методического подхода
Если ссылаться на методологию и теорию преподавательской деятельности, то можно определить, насколько эффективным будет педагогический анализ. Вначале разрабатывается гипотетическая проблема, а также способы ее решения. Тот, кто пытается решить предполагаемую проблему, сначала пытается предположить, какими именно причинами она спровоцирована. Ее возникновению могут способствовать:
- неэффективность педагогических технологий;
- ошибки в использовании педагогических методов и приемов;
- слабой подготовкой педагога;
- плохим воспитанием самих учащихся (либо другими факторами).
Чтобы выяснить истинную причину проблем при проведении анализа педагогического опыта, нужно лишь опираться на знание методологии. После выдвинутых предположений данная гипотеза проверяется на практике, и если предположения не подтверждаются, то поиски причин сбоя в работе продолжаются.
В конце составляется план педагогического анализа, в котором детально описано:
- последовательность машинальных действий;
- какой нужно собрать фактический материал;
- поставить четкие вопросы: что, где и когда изучать.
Системно-структурный анализ
Первым делом определяется микро- и макроструктура анализа. В первом случае раскрываются отдельные элементы педагогической проблемы. Во втором — анализируется проблема комплексно, вместе со всеми условиями и факторами. Как пример, к этой проблеме может относиться повышение эффективности самостоятельной работы ученика с помощью педагогических приемов.
В ходе системно-структурного анализа все прорабатывается подробно, чтобы проанализировать мастерство самого специалиста либо проверить знания и навыки, которые усвоили от него ученики.
Педагогическое решение
Такой прием используется для того, чтобы успешно провести психолого-педагогический анализ. Благодаря различным методикам достигается необходимый результат преподавательской деятельности. Он формируется из нескольких приемов.
Первым делом выделяется определенная педагогическая проблема, где подробно изучаются ее компоненты, а также то, каким образом она может решиться. Например, учитель замечает, что его деятельность на определенном этапе неэффективна. После этого он начинает анализировать свои ситуации, таким образом выявляя причины низких результатов своей деятельности. В подавляющем большинстве случаев такой анализ педагогической работы носит научный характер и требует серьезного подхода.
Критерии оценки воспитательного процесса
Чтобы успешно провести анализ педагогической деятельности, необходимо изучить три критерия, которые тесно взаимосвязаны.
Первый подразумевает определение конкретных признаков, которые помогут определить соответствие работы в школе общепринятым меркам. К ним относятся:
- цивилизованность школы;
- нравственность;
- феномен духовности.
Последний признак является самым главным. Если в педагогическом анализе есть духовность, то можно смело утверждать, что школа превращается в храм жизни. Если же ее нет, то ученик может ощущать дискомфорт, а учитель будет хуже справляться со своими обязанностями.
Второй критерий — воспитанность детей. Для выполнения этого параметра педагог-профессионал должен строить свои уроки на том, чтобы нести детям идею добра, истины и красоты. Но не стоит забывать, что в школе учатся дети разных слоев населения, и они могут видеть дома разные неприятные моменты, жизненные сложности во всех ее проявлениях. В первую очередь они связаны с плохим социальным статусом или финансовым положением. Поэтому не все дети станут идеальными, даже если учитель будет относиться к каждому с любовью.
Третий критерий — динамика результата. Здесь отображается процесс и результат, который был получен ранее.
Источник
Анализ педагогической деятельности — Сущность и требования к организации аналитической деятельности
Роль педагогического анализа в педагогической деятельности чрезвычайно велика. Чем глубже и обоснованнее педагог осуществляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффективнее его действия по упорядочению управляемой системы и переводу ее в новое, более высокое качественное состояние.
Сущность и требования к организации аналитической деятельности
В результате анализа педагоги определяют:
- результаты педагогического процесса;
- целесообразность проводимой работы;
- факторы, которые обусловили достигнутые результаты;
- эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты педагогической деятельности;
- достижения и недостатки в организации педагогического процесса, их причины;
- неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности;
- пути развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.
Опираясь на принципы анализа, разработанные Ю. А. Конаржев- ским, охарактеризуем основные требования к организации анализа педагогической деятельности.
1) Анализ педагогической деятельности должен быть объективным и предусматривать выявление существенных черт анализируемого объекта, отделение их от несущественных, учет как количественных, так и качественных характеристик; выявление причинно-следственных связей, являющихся основой для распознания наиболее существенных сторон педагогического процесса.
2) Необходимо рассматривать всю совокупность явлений в их взаимосвязи и взаимодействии. Лишь через различные отношения с другими явлениями педагогической деятельности данное явление может проявить свою сущность. Любой образовательный процесс, любое педагогическое явление, в каких бы условиях они ни протекали, обязательно существуют во взаимодействии с другими.
3) Рассматривать предмет анализа следует в процессе возникновения, становления, изменения и развития: вскрывать его противоречивый характер, учитывать количественные и качественные изменения, переходы из одного состояния в другое, определять связь между прошлым, настоящим и будущим анализируемого явления.
4) Анализ предусматривает исследование педагогического процесса как динамичной, целостной системы, взаимодействующей со средой, характеризующейся наличием совокупности внутренних и внешних связей.
5) Любая программа анализа должна строиться на основе принципа главного звена. Главное звено — это тот элемент системы, на который можно эффективно воздействовать, влиять в первую очередь, ибо без этого невозможно достичь цели, так как главное звено связано с другими звеньями необходимыми связями. Педагогический процесс — явление настолько многогранное и сложное, что проанализировать все его стороны просто невозможно. Изучение главного воздействующего фактора, причин его возникновения дает возможность педагогу выработать меры по регулированию педагогического процесса и тем самым нейтрализовать действие других факторов, менее существенных или случайных.
6) В основе анализа лежит комплексный подход, который характеризуется следующим: выделением в анализируемом явлении или процессе сторон, подлежащих изучению с позиции различных наук; единством цели и направлением педагогического анализа, их субординации и координации, подчинением всех частных целей главной; соответствием методов изучения содержанию исследуемых явлений; взаимодействием различных систем знаний; согласованностью действий всех участников анализа; учетом роли нравственных, ценностных и психологических факторов при анализе любой педагогической проблемы.
7) Необходимо обеспечить целенаправленность анализа, что предусматривает четкую формулировку и глубокое осмысление общей и частных целей педагогического анализа. Второй стороной данного требования выступает планирование, ибо план — это модель действий субъекта анализа по достижению намеченной цели (целей). Отсюда вытекает обязательность планирования аналитической деятельности.
8) Анализом должны заниматься все члены педагогического коллектива. Это предусматривает широкое внедрение самоанализа в деятельность каждого педагога. Учителю важно увидеть связь между методами, которые он применяет, и достигнутыми результатами, выяснить причины успеха или неудач в работе. Необходимым является привлечение к анализу воспитательного процесса детей и родителей. Участие в анализе всех членов коллектива позволяет увидеть различные стороны педагогического процесса, обеспечить активную и ответственную позицию каждого за организацию и результат работы.
9) Организация и проведение анализа предусматривают решение воспитательных задач. Участие в аналитической работе формирует у учащихся активность, ответственность за принимаемые решения и планируемые дела, развивает аналитические умения, потребность в самоанализе. Постоянная воспитательная работа, проводимая педагогами на основе материалов анализа в течение всего учебного года, обобщение результатов, подведение итогов дисциплинируют, стимулируют учителей и учащихся, предполагают более серьезную и вдумчивую работу по самообразованию.
Виды и уровни анализа воспитательной работы
Учитывая классификацию видов педагогического анализа, предложенную Ю. А. Конаржевским, выделим виды анализа педагогической деятельности по различным признакам.
По объекту (что анализируется): а) анализ работы школы в целом;
б) анализ работы отдельных структурных подразделений (начальных классов, клубных центров и т. п.); в) анализ работы класса, кружка, группы; г) анализ работы учителя, классного руководителя, руководителя кружка и т. д.
По субъекту (кто анализирует): а) анализ, проводимый директором, его заместителем; б) анализ, проводимый учителем, классным руководителем, руководителем кружка; в) анализ, проводимый учащимися;
г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей и т. д.
По цели (для чего анализируется): а) объективная оценка педагогической деятельности; б) подведение итогов работы и определение задач на будущее; в) преодоление, ликвидация недостатков в работе;
г) выявление педагогических резервов; д) регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутришкольного контроля; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) изучение результатов воспитательного процесса.
По содержанию (каков характер анализа): а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды педагогической деятельности; б) тематический или локальный; в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели педагогической деятельности.
По повторяемости (как часто осуществляется анализ): а) периодически повторяющийся; б) постоянный (оперативный или текущий);
Приведенная классификация позволяет увидеть совокупность признаков, характеризующих анализ, и в то же время она не исчерпывает все многообразие аспектов и ситуаций аналитической работы педагога.
Анализ педагогической деятельности на практике осуществляется на нескольких уровнях: стихийно-эмпирическом, эмпирическом и теоретическом.
На стихийно-эмпирическом уровне цель аналитической деятельности не осознается педагогом. Это приводит к не связанным друг с другом и не до конца осознанным действиям по изучению явлений, что служит свидетельством несистематической работы по анализу воспитательного процесса. При эмпирическом уровне анализа его целью является установление внешних связей между отдельными фактами, характеризующими воспитательный процесс с различных сторон. Предметом аналитической деятельности на этом уровне выступают педагогические явления и факты. Педагог ограничивается изучением внешних связей явлений, не раскрывая их сущности, он формулирует цель анализа, но не умеет ее расчленить на подцели.
Для научного уровня характерна единая целевая организация. С одной стороны, педагог формулирует цели анализа, достижение которых окажет позитивное воздействие на стабилизацию всей управляемой системы, а с другой — конструирует те из них, которые влияют на стабилизацию самой функции педагогического анализа. На своем высшем (научном) уровне развития анализ позволяет соотнести между собой изначальные цели и полученные результаты, тем самым раскрывая причины и сущность изучаемого педагогического явления. Научный уровень означает переход в аналитической деятельности от описания к объяснению и прогнозированию. Такой уровень анализа воспитательной работы предусматривает участие в этой деятельности всего педагогического коллектива, а также учащихся и родителей.
Уровень аналитической деятельности — это яркий показатель профессионализма педагога.
Стадии и мыслительные операции аналитической деятельности
Общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций, анализа и синтеза:
синтез 1 — анализ — синтез 2
Поскольку основу анализа, как правило, составляют воспитательные задачи, покажем, как можно описать эти стадии.
Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная задача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.
Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).
Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности воспитательной работы.
На всех стадиях в большей или меньшей степени осуществляются следующие мыслительные операции:
- описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предмета (системы) анализа;
- расчленение явления, предмета анализа (системы, элемента) на составные части;
- сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;
- установление причинно-следственных связей;
- классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики, обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;
- абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного элемента (системы).
Анализ решения воспитательной задачи включает следующие действия:
- а) четкая, конкретная формулировка задачи;
- б) выделение составных частей, компонентов задачи и краткая их характеристика;
- в) определение в задаче основных, актуальных для данной ситуации характеристик;
- г) разработка критериев и показателей уровня решения задачи с учетом основных характеристик;
- д) разработка методик для изучения результатов решения задачи;
- е) составление перечня педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение;
- ж) разработка методик изучения эффективности используемых средств и степени влияния различных факторов на решение задачи;
- з) проведение методик, сбор информации;
- и) обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем;
- к) написание результатов анализа;
- л) обсуждение и утверждение анализа в педагогическом коллективе.
Вышеизложенные действия педагоги могут осуществлять при проведении аналитической работы в конце учебного года в школьном или первичном коллективах; при подготовке вопросов на педагогический совет, если обсуждение этих вопросов связано с анализом состояния в школе какой-либо проблемы; при анализе решения задач конкретного дела.
Анализ — наиболее сложный для педагогов, а тем более для школьников этап в организации совместной деятельности. За основу анализа берутся воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, жизненнопрактические задачи, сформулированные школьниками на этапе целе- полагания и планирования. Педагоги помогают детям вычленить наиболее существенные моменты, установить причинно-следственные связи; ориентируют детей на анализ не только деятельности, но и отношений, которые складывались в ходе ее.
При проведении общешкольных, особенно «ключевых», дел важно организовать анализ коллективной работы так, чтобы у каждого ученика была возможность выразить свое суждение и мнение, ощутить причастность к проблемам школьного сообщества. Можно предложить следующие этапы организации коллективного анализа общешкольного дела:
- 1) коллективный анализ дела в первичных объединениях, группах и классах (в зависимости от подготовки и проведения дела), результатом которого является мнение определенной группы участников, представленное в наглядной форме;
- 2) сбор представителей первичных коллективов и групп, на котором они сообщают информацию о результатах анализа; организаторы дела подводят общие итоги совместной работы различных первичных коллективов и групп;
- 3) анализ общешкольного дела его организаторами, советом дела, оценка и самооценка деятельности каждого как организатора работы;
- 4) педагогический анализ общешкольного мероприятия с точки зрения воспитательных и организационно-педагогических задач;
- 5) информация о результатах аналитической работы через школьную печать, радио, представителей первичных коллективов (классов, кружков), объединений и групп.
При анализе общешкольного дела важно оценить развитие связей между классами, клубными объединениями, старшими и младшими, педагогами и учащимися. Формы сбора информации в ходе анализа могут быть различными, в том числе с использованием игры, наглядного оформления, анкетирования, интервью.
Методика анализа воспитательной работы за учебный год
Целью анализа является оценка результатов воспитательного процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год. Результаты такого анализа учитываются при планировании и организации воспитательной, методической работы, контроля. Источниками итогов за учебный год могут быть материалы текущего и тематического анализа, внутришкольного контроля, оперативной информации, результаты анкетирования участников педагогического процесса, а также материалы изучения результатов воспитательной работы, полученные с помощью «срезовых» методик, коллективного анализа, организованного на различных уровнях (в школе и первичных объединениях) по итогам конкретных дел и в целом учебного года. Анализ завершается подготовкой рекомендаций по планированию, а также выработкой конструктивных мер по совершенствованию воспитательной работы.
Анализ по итогам года является комплексным. Он постоянно повторяется в одно и то же время года и может осуществляться по более или менее стабильной программе. Такой анализ — основное условие цикличности управления. Он является соединительным звеном годовых циклов в системе управления школой и каждым первичным коллективом, классом.
Из всех видов анализа воспитательной работы анализ итогов за учебный год самый сложный. Он представляет собой специфический коллективный поиск. Проанализировать весь ход воспитательного процесса, его результаты и организацию невозможно. Важно вычленить для анализа основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы. Каждый из блоков, с одной стороны, является самостоятельным, а с другой — каждый блок лишь составная часть педагогического процесса. В блоки объединяются только те виды деятельности, которые имеют некоторые общие свойства. Выбираются для анализа те блоки, которые оказывают основное влияние на достижение цели и решение воспитательных задач[1].
Необходимо отметить, что выделить постоянный предмет анализа по итогам учебного года невозможно, так как он ежегодно меняется в зависимости от характера влияния многих факторов, но в то же время в каждой школе есть постоянный круг проблем, которые должны ежегодно подвергаться анализу, ибо они составляют сердцевину основных школьных процессов. Так, например, в одном учреждении — это может быть организация клубной деятельности, в другом — работа классных руководителей, взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Обсуждение итогов может проходить либо с участием всех членов школьного коллектива, либо по возрастным группам. Возможно и сочетание этих вариантов в зависимости от обсуждаемых проблем.
Коллективный анализ целесообразно проводить в два этапа. Первый — обсуждение состояния школьных дел в целом. Участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам:
- Чем отличается наша школа от других? Кем и чем наша школа может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие года? Что в жизни школы особенно радует (особенно дорого)?
- Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?
- Что в жизни школы вас особенно огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
- С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни школы необходимо преодолеть в первую очередь?
Второй этап включает обсуждение отдельных элементов воспитательного процесса. С этой целью можно создать временные научно-исследовательские группы (как их определили в одной из школ) по изучению состояния жизни в школе. Например, в одной из школ были созданы группы, предметами исследования которых стали урок, общешкольные дела, клубные объединения, труд, взаимодействие старших и младших. Обсуждение в этих группах проходило по следующим вопросам:
Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме?
- В чем продвинулись вперед?
- За счет чего?
- Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему?
- Над решением каких проблем необходимо работать в следующем году?
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Источник
Внешний педагогический анализ это
Роль педагогического анализа в педагогической деятельности чрезвычайно велика. Чем глубже и обоснованнее педагог осуществляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффективнее его действия по упорядочению управляемой системы и переводу ее в новое, более высокое качественное состояние.
Сущность и требования к организации аналитической деятельности
В результате анализа педагоги определяют:
- результаты педагогического процесса;
- целесообразность проводимой работы;
- факторы, которые обусловили достигнутые результаты;
- эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты педагогической деятельности;
- достижения и недостатки в организации педагогического процесса, их причины;
- неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности;
- пути развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.
Опираясь на принципы анализа, разработанные Ю. А. Конаржев- ским, охарактеризуем основные требования к организации анализа педагогической деятельности.
1) Анализ педагогической деятельности должен быть объективным и предусматривать выявление существенных черт анализируемого объекта, отделение их от несущественных, учет как количественных, так и качественных характеристик; выявление причинно-следственных связей, являющихся основой для распознания наиболее существенных сторон педагогического процесса.
2) Необходимо рассматривать всю совокупность явлений в их взаимосвязи и взаимодействии. Лишь через различные отношения с другими явлениями педагогической деятельности данное явление может проявить свою сущность. Любой образовательный процесс, любое педагогическое явление, в каких бы условиях они ни протекали, обязательно существуют во взаимодействии с другими.
3) Рассматривать предмет анализа следует в процессе возникновения, становления, изменения и развития: вскрывать его противоречивый характер, учитывать количественные и качественные изменения, переходы из одного состояния в другое, определять связь между прошлым, настоящим и будущим анализируемого явления.
4) Анализ предусматривает исследование педагогического процесса как динамичной, целостной системы, взаимодействующей со средой, характеризующейся наличием совокупности внутренних и внешних связей.
5) Любая программа анализа должна строиться на основе принципа главного звена. Главное звено — это тот элемент системы, на который можно эффективно воздействовать, влиять в первую очередь, ибо без этого невозможно достичь цели, так как главное звено связано с другими звеньями необходимыми связями. Педагогический процесс — явление настолько многогранное и сложное, что проанализировать все его стороны просто невозможно. Изучение главного воздействующего фактора, причин его возникновения дает возможность педагогу выработать меры по регулированию педагогического процесса и тем самым нейтрализовать действие других факторов, менее существенных или случайных.
6) В основе анализа лежит комплексный подход, который характеризуется следующим: выделением в анализируемом явлении или процессе сторон, подлежащих изучению с позиции различных наук; единством цели и направлением педагогического анализа, их субординации и координации, подчинением всех частных целей главной; соответствием методов изучения содержанию исследуемых явлений; взаимодействием различных систем знаний; согласованностью действий всех участников анализа; учетом роли нравственных, ценностных и психологических факторов при анализе любой педагогической проблемы.
7) Необходимо обеспечить целенаправленность анализа, что предусматривает четкую формулировку и глубокое осмысление общей и частных целей педагогического анализа. Второй стороной данного требования выступает планирование, ибо план — это модель действий субъекта анализа по достижению намеченной цели (целей). Отсюда вытекает обязательность планирования аналитической деятельности.
8) Анализом должны заниматься все члены педагогического коллектива. Это предусматривает широкое внедрение самоанализа в деятельность каждого педагога. Учителю важно увидеть связь между методами, которые он применяет, и достигнутыми результатами, выяснить причины успеха или неудач в работе. Необходимым является привлечение к анализу воспитательного процесса детей и родителей. Участие в анализе всех членов коллектива позволяет увидеть различные стороны педагогического процесса, обеспечить активную и ответственную позицию каждого за организацию и результат работы.
9) Организация и проведение анализа предусматривают решение воспитательных задач. Участие в аналитической работе формирует у учащихся активность, ответственность за принимаемые решения и планируемые дела, развивает аналитические умения, потребность в самоанализе. Постоянная воспитательная работа, проводимая педагогами на основе материалов анализа в течение всего учебного года, обобщение результатов, подведение итогов дисциплинируют, стимулируют учителей и учащихся, предполагают более серьезную и вдумчивую работу по самообразованию.
Виды и уровни анализа воспитательной работы
Учитывая классификацию видов педагогического анализа, предложенную Ю. А. Конаржевским, выделим виды анализа педагогической деятельности по различным признакам.
По объекту (что анализируется): а) анализ работы школы в целом;
б) анализ работы отдельных структурных подразделений (начальных классов, клубных центров и т. п.); в) анализ работы класса, кружка, группы; г) анализ работы учителя, классного руководителя, руководителя кружка и т. д.
По субъекту (кто анализирует): а) анализ, проводимый директором, его заместителем; б) анализ, проводимый учителем, классным руководителем, руководителем кружка; в) анализ, проводимый учащимися;
г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей и т. д.
По цели (для чего анализируется): а) объективная оценка педагогической деятельности; б) подведение итогов работы и определение задач на будущее; в) преодоление, ликвидация недостатков в работе;
г) выявление педагогических резервов; д) регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутришкольного контроля; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) изучение результатов воспитательного процесса.
По содержанию (каков характер анализа): а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды педагогической деятельности; б) тематический или локальный; в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели педагогической деятельности.
По повторяемости (как часто осуществляется анализ): а) периодически повторяющийся; б) постоянный (оперативный или текущий);
Приведенная классификация позволяет увидеть совокупность признаков, характеризующих анализ, и в то же время она не исчерпывает все многообразие аспектов и ситуаций аналитической работы педагога.
Анализ педагогической деятельности на практике осуществляется на нескольких уровнях: стихийно-эмпирическом, эмпирическом и теоретическом.
На стихийно-эмпирическом уровне цель аналитической деятельности не осознается педагогом. Это приводит к не связанным друг с другом и не до конца осознанным действиям по изучению явлений, что служит свидетельством несистематической работы по анализу воспитательного процесса. При эмпирическом уровне анализа его целью является установление внешних связей между отдельными фактами, характеризующими воспитательный процесс с различных сторон. Предметом аналитической деятельности на этом уровне выступают педагогические явления и факты. Педагог ограничивается изучением внешних связей явлений, не раскрывая их сущности, он формулирует цель анализа, но не умеет ее расчленить на подцели.
Для научного уровня характерна единая целевая организация. С одной стороны, педагог формулирует цели анализа, достижение которых окажет позитивное воздействие на стабилизацию всей управляемой системы, а с другой — конструирует те из них, которые влияют на стабилизацию самой функции педагогического анализа. На своем высшем (научном) уровне развития анализ позволяет соотнести между собой изначальные цели и полученные результаты, тем самым раскрывая причины и сущность изучаемого педагогического явления. Научный уровень означает переход в аналитической деятельности от описания к объяснению и прогнозированию. Такой уровень анализа воспитательной работы предусматривает участие в этой деятельности всего педагогического коллектива, а также учащихся и родителей.
Уровень аналитической деятельности — это яркий показатель профессионализма педагога.
Стадии и мыслительные операции аналитической деятельности
Общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций, анализа и синтеза:
синтез 1 — анализ — синтез 2
Поскольку основу анализа, как правило, составляют воспитательные задачи, покажем, как можно описать эти стадии.
Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная задача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.
Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).
Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности воспитательной работы.
На всех стадиях в большей или меньшей степени осуществляются следующие мыслительные операции:
- описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предмета (системы) анализа;
- расчленение явления, предмета анализа (системы, элемента) на составные части;
- сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;
- установление причинно-следственных связей;
- классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики, обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;
- абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного элемента (системы).
Анализ решения воспитательной задачи включает следующие действия:
- а) четкая, конкретная формулировка задачи;
- б) выделение составных частей, компонентов задачи и краткая их характеристика;
- в) определение в задаче основных, актуальных для данной ситуации характеристик;
- г) разработка критериев и показателей уровня решения задачи с учетом основных характеристик;
- д) разработка методик для изучения результатов решения задачи;
- е) составление перечня педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение;
- ж) разработка методик изучения эффективности используемых средств и степени влияния различных факторов на решение задачи;
- з) проведение методик, сбор информации;
- и) обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем;
- к) написание результатов анализа;
- л) обсуждение и утверждение анализа в педагогическом коллективе.
Вышеизложенные действия педагоги могут осуществлять при проведении аналитической работы в конце учебного года в школьном или первичном коллективах; при подготовке вопросов на педагогический совет, если обсуждение этих вопросов связано с анализом состояния в школе какой-либо проблемы; при анализе решения задач конкретного дела.
Анализ — наиболее сложный для педагогов, а тем более для школьников этап в организации совместной деятельности. За основу анализа берутся воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, жизненнопрактические задачи, сформулированные школьниками на этапе целе- полагания и планирования. Педагоги помогают детям вычленить наиболее существенные моменты, установить причинно-следственные связи; ориентируют детей на анализ не только деятельности, но и отношений, которые складывались в ходе ее.
При проведении общешкольных, особенно «ключевых», дел важно организовать анализ коллективной работы так, чтобы у каждого ученика была возможность выразить свое суждение и мнение, ощутить причастность к проблемам школьного сообщества. Можно предложить следующие этапы организации коллективного анализа общешкольного дела:
- 1) коллективный анализ дела в первичных объединениях, группах и классах (в зависимости от подготовки и проведения дела), результатом которого является мнение определенной группы участников, представленное в наглядной форме;
- 2) сбор представителей первичных коллективов и групп, на котором они сообщают информацию о результатах анализа; организаторы дела подводят общие итоги совместной работы различных первичных коллективов и групп;
- 3) анализ общешкольного дела его организаторами, советом дела, оценка и самооценка деятельности каждого как организатора работы;
- 4) педагогический анализ общешкольного мероприятия с точки зрения воспитательных и организационно-педагогических задач;
- 5) информация о результатах аналитической работы через школьную печать, радио, представителей первичных коллективов (классов, кружков), объединений и групп.
При анализе общешкольного дела важно оценить развитие связей между классами, клубными объединениями, старшими и младшими, педагогами и учащимися. Формы сбора информации в ходе анализа могут быть различными, в том числе с использованием игры, наглядного оформления, анкетирования, интервью.
Методика анализа воспитательной работы за учебный год
Целью анализа является оценка результатов воспитательного процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год. Результаты такого анализа учитываются при планировании и организации воспитательной, методической работы, контроля. Источниками итогов за учебный год могут быть материалы текущего и тематического анализа, внутришкольного контроля, оперативной информации, результаты анкетирования участников педагогического процесса, а также материалы изучения результатов воспитательной работы, полученные с помощью «срезовых» методик, коллективного анализа, организованного на различных уровнях (в школе и первичных объединениях) по итогам конкретных дел и в целом учебного года. Анализ завершается подготовкой рекомендаций по планированию, а также выработкой конструктивных мер по совершенствованию воспитательной работы.
Анализ по итогам года является комплексным. Он постоянно повторяется в одно и то же время года и может осуществляться по более или менее стабильной программе. Такой анализ — основное условие цикличности управления. Он является соединительным звеном годовых циклов в системе управления школой и каждым первичным коллективом, классом.
Из всех видов анализа воспитательной работы анализ итогов за учебный год самый сложный. Он представляет собой специфический коллективный поиск. Проанализировать весь ход воспитательного процесса, его результаты и организацию невозможно. Важно вычленить для анализа основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы. Каждый из блоков, с одной стороны, является самостоятельным, а с другой — каждый блок лишь составная часть педагогического процесса. В блоки объединяются только те виды деятельности, которые имеют некоторые общие свойства. Выбираются для анализа те блоки, которые оказывают основное влияние на достижение цели и решение воспитательных задач[1].
Необходимо отметить, что выделить постоянный предмет анализа по итогам учебного года невозможно, так как он ежегодно меняется в зависимости от характера влияния многих факторов, но в то же время в каждой школе есть постоянный круг проблем, которые должны ежегодно подвергаться анализу, ибо они составляют сердцевину основных школьных процессов. Так, например, в одном учреждении — это может быть организация клубной деятельности, в другом — работа классных руководителей, взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Обсуждение итогов может проходить либо с участием всех членов школьного коллектива, либо по возрастным группам. Возможно и сочетание этих вариантов в зависимости от обсуждаемых проблем.
Коллективный анализ целесообразно проводить в два этапа. Первый — обсуждение состояния школьных дел в целом. Участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам:
- Чем отличается наша школа от других? Кем и чем наша школа может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие года? Что в жизни школы особенно радует (особенно дорого)?
- Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?
- Что в жизни школы вас особенно огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
- С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни школы необходимо преодолеть в первую очередь?
Второй этап включает обсуждение отдельных элементов воспитательного процесса. С этой целью можно создать временные научно-исследовательские группы (как их определили в одной из школ) по изучению состояния жизни в школе. Например, в одной из школ были созданы группы, предметами исследования которых стали урок, общешкольные дела, клубные объединения, труд, взаимодействие старших и младших. Обсуждение в этих группах проходило по следующим вопросам:
Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме?
- В чем продвинулись вперед?
- За счет чего?
- Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему?
- Над решением каких проблем необходимо работать в следующем году?
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Источник
Виды и этапы педагогического анализа.
Анализ — мысленная операция, связанная с расчленением целого на части и установлением взаимосвязи между частями.
Анализ — постоянная управленческая функция, цель которой выявление в существующей управленческой системе тенденций проблем, их причин для дальнейшего совершенствования системы.
Педагогический анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательных взаимосвязанных функций.
Педагогический анализ — изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы.
Параметрический анализ — изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Предметом этого анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины, посещаемости, соблюдения расписания занятий и др.
Тематический анализ — изучение устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.
Итоговый анализ — проводится по завершении семестра или учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.
В проведении педагогического анализа можно выделить четыре основных этапа.
Первый этап — определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.
Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).
Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие.
Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или элементов данной системы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.
Заключительный этап . Здесь определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.
Педагогический анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.
Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.
Характеристика планирования как функции управления, его связь с другими функциями управления.
Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле.
Источник