Анализ музыки свиридова метель

Анализ музыки свиридова метель

Георгий Свиридов «Метель»

Свиридов метель

Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.

Историю создания «Метели» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Известнейший артист и режиссер Владимир Басов предложил композитору Георгию Свиридову сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», в основу которой легла повесть гениального Пушкина.

Георгий Свиридов, автор "Метели"

Стоит отдельно заметить, что произведение было написано поэтом в особый период его творчества – «Болдинскую осень». По сути, это небольшая ироничная история про молодую девушку, решившую сбежать из дома. Цель побега была очень веской – она хотела обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден и из-за этого родители девушки его не принимали. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Еще бы, ведь девушка случайно выходит замуж совсем за другого и в итоге оказывается еще более счастливой!

метель

Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.

Неудивительно, что он с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму «Метель». Написана она была в 1964 году и очень полюбилась публике. Эту музыку очень часто можно было услышать на радио и телевидении.

Именно поэтому спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Метель кадр из кинофильма «Метель»

Георгий Свиридов, автор "Метели" Александр Пушкин

Интересные факты

  • Идею переработать партитуру музыки для фильма в отдельное самостоятельное произведение подсказала композитору его супруга.
  • Свою повесть гениальный поэт А.С. Пушкин сочинил всего за один день. Купить книгу «Метель» .
  • Несмотря на то, что название произведению композитор дал несколько иное, оно более известно слушателям, как сюита «Метель». В этом нет ошибки, ведь именно к этому жанру принадлежит сочинение, с характерными контрастами между соседними частями.
  • Существует мнение, что крайние части сюиты не случайно построены на одинаковом материале и напоминают обложку книги.
  • На эту музыку в свое время был поставлен балет.
  • По поводу разделения на части в сюите и, собственно, их содержания ведутся споры среди музыковедов. Некоторые утверждают, что их всего семь, другие же насчитывают девять разделов. Определяют их они тоже по-разному.
  • После того, как эту сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева, к Свиридову пришла мировая популярность и признание публики.

Большой симфонический оркестр по управлением Федосеева

  • Принято считать, что последовательность номеров не следует точно за сюжетом повести, а подчиняется скорее музыкальной логики.
  • Еще в годы студенчества Свиридова дразнили прозвищем «гениальный композитор», потому что в комнате, где проживало 20 человек, лишь он занимался композицией.
  • Он был популярнейшим композитором не только у себя в стране, но и за рубежом, однако все это время у Свиридова не было своего инструмента. Рояль, на котором он сочинял свои шедевры, был арендован у Союза композиторов.
  • Свои первые произведения Свиридов написал также на стихи Пушкина в 1935 году.
  • Композитор написал музыку к 13 кинофильмам.

Содержание

Свиридов тройка

В сюиту входит девять номеров, которые по сути являются яркими иллюстрациями к повести Пушкина. Открывается цикл пьесой под названием « Тройка ». Начинается она весьма активно, мощными, тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Звукоизобразительность в этой пьесе просто потрясающая. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на дугах, а их копыта вспахивают снежные сугробы. Ритмичные удары бубна , тремоло литавр , мелкая барабанная дробь, а также широкая песня гобоя, все это создает непередаваемую атмосферу.

Второй номер сюиты – это « Вальс ». Он начинается призывными аккордами, которые открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом великолепном танце. Причем он не пышный, дворцовым его тоже нельзя назвать. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в провинциальном городке или небольшой усадьбе.

Третий номер – это «Весна и осень». Это небольшие миниатюры, которые передают красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты , которую сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он уже заметно приглушен, а аккомпанирует ему духовая группа. Завершается пьеса на еле слышном пианиссимо. Возможно, также сменяются чувства главный героев, не спеша, со временем. Так, весеннее яркое чувство к Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.

весна и осень из Метели Свиридова

Четвертый номер – « Романс ». В роли солиста выступает скрипка , исполняющая главную партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно же о любви. Затем к ней присоединяется альт и они продолжают исполнять романс уже дуэтом. Все это звучит под традиционный для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно – это сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю. я вас люблю страстно. » слышатся слова в прекрасной мелодии. Именно в этой пьесе происходит самый важный и главный разговор героев и настоящий накал эмоций.

Пятый номер – это «Пастораль». Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в исполнении гобоя и покачивающееся шестидольное движение. Это словно небольшая передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.

«Военный марш». Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его встречали всегда соответственно.

С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное, трепетное, умиротворенное звучание струнных. Создается атмосфера таинственности и нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями. Мысленно слушатели переносятся в небольшую церковь, где становятся свидетелями обряда венчания двух молодых людей. Завершается пьеса мощными аккордами в исполнении оркестра – это словно удары судьбы, когда невеста Марья Гавриловна восклицает: «Ай, не он! Не он!» и падает без создания.

Восьмой номер – «Отзвуки вальса», уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви, которое все еще живет в сердце.

Зимняя дорога из метели

Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога». Она снова передает тот образ стремительно мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев закончена, причем очень удачно для них.

Вряд ли найдется тот человек, сердце которого не замирает в восхищении от первых аккордов знаменитейшего « Вальса » или « Романса ». А во время прослушивания всей сюиты «Метель» наше воображение тут же начинает рисовать картины природы, русской зимы, шикарного бала, стремительно несущейся тройки лошадей. Музыка Свиридова обладает удивительно изобразительностью и с этим трудно не согласиться. Это произведение с удовольствием изучают ученики в музыкальных школах и любят заядлые меломаны. Известнейший режиссер М. Швейдер сказал, что музыка Свиридова – навсегда. В ней удивительным образом сочетается время, которое продолжается вечно, и с этим тоже трудно не согласиться.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Георгий Свиридов «Метель»

Источник

«В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Земцова Татьяна Викторовна

Тема: «В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель ».

Цель урока: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития.

(6 класс, III четверть «Образы симфонической музыки»)

На уроке используются следующие виды и формы образовательной деятельности, влияющие на формирование УУД:

восприятие музыки и размышления о ней;

певческая деятельность (хоровая);

подбор ассоциативно-образного ряда к музыкальным сочинениям;

использование музыки как средства здоровьесбережения;

Читайте также:  Бухгалтерский баланс техника составления и финансовый анализ его показателей

работа с учебникам и творческими тетрадями, другими наглядными пособиями;

рефлексия результатов образовательной деятельности.

Научить определять в звучании особенности полифонической музыки.

Формировать умение осознанно воспринимать музыку.

Обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее создателя через групповые формы работы.

Выявить особенности стиля композитора на примере программного сочинения Г. В. Свиридова

Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Формирование музыкальной культуры.

Развить представление о широких связях музыки и литературы.

Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.

Сформировать чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Воспитание любви к лучшим образцам мирового искусства.

Углубить понимание школьниками русской природы музыки Г. В. Свиридова

Тип урока: урок обобщения.

Жанр урока: интегрированный.

Вид урока: урок — размышление.

Используемые на уроке технологии:

— развивающая, проблемная технология;

— технологии восприятия художественного образа;

— технологии интеграции искусств;

— технологии развития певческого голоса, направленные на чистоту интонирования, образность и выразительность исполнения;

— технологии коллективного музицирования;

— технологии развития тембрового слуха;

— технологии развития ансамбля в хоре.

Оборудование, технические средства:

2. Музыкальный центр, проектор.

4. Записи: М.И. Глинка — предсмертная ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря», хор “ Славься ”; V симфония Л. Бетховена; 40 симфония В.А. Моцарта; Г.В. Свиридов – романс из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А.С. Пушкина, романс «Не уходи, побудь со мною» (муз. Н. Зубова)

Основные понятия : правда, красота, мелодия, интонация, романс, вокальная и инструментальная музыка.

Материал к уроку: «Песня гардемаринов» (муз. В. Лебедева, сл. К. Ряшенцева), ст. Е. Винокурова

“Можно по-разному понимать, что такое красота. Каждый может иметь на этот счёт своё особое мнение. Но о том, что такое правда чувства, спорить нельзя. Она очевидна и осязаема. Двух правд чувств не бывает. Единственно правильным путём к красоте я поэтому признал для себя – правду.”

Тема, которую мы продолжаем рассматривать – одна из самых непростых. Вот мы говорили в первом полугодии о преобразующей силе музыки, и какой вы сделали для себя вывод?

Музыка, воздействуя на людей, влияет на жизнь .

А жизнь, в свою очередь, является…

А как вы думаете: почему люди, живущие в разных концах мира, наделяли музыкальное искусство огромной притягательной силой? Вспомните народные сказки, мифы, былины о волшебной силе музыки… Люди не просто наделяли и обожествляли, они это неоднократно подмечали и старались сохранить.

Миф об Орфее, былина о Садко, сказка о Снегурочке “Сольвей” Г.Х.Андерсена, К.Г. Паустовский “Старый повар” и т.д.

“ Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок ”. Я пишу на доске два значительных слова:

“ Правда ” и “ Красота ”

Скажите, как вы думаете, правда и красота в искусстве такие же, как и в жизни, или немного другие – более поэтичные, возвышенные? Искусство точно передает, копирует то, что в жизни? Можно ли поставить знак равенства между искусством и жизнью? Красота в искусстве – это действительно что-то красивое? А правда? Как можно представить себе правду в музыке? Если записать точно, как поют птицы и звучит все вокруг – это и будет правда? К этому ли стремиться надо? Что должна передавать музыка? Вспомните, вы, несомненно, хорошо запомнили (и прочувствовали) два важнейших эпизода, на которых, можно сказать, держится вся драматургия оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин”.

Предсмертная ария Сусанина (“Ты взойдешь, моя заря”), героически жертвующего своей жизнью ради спасения Москвы, и светлый, торжественно-праздничный хор (“Славься”) в финале оперы, воспевающий победу, прославляющий русский народ, отстоявший Родину от вражеского нашествия.

Вслушайтесь, пожалуйста, вновь в интонации фрагментов из этих произведений и скажите: “Соответствует ли характер музыки М.И. Глинки характеру событий, содержанию обоих эпизодов? ” (ответ, несомненно, утвердительный) Красива ли эта музыка? (Правдивость и красота музыки М.И. Глинки, очевидно, не будет подвергнута сомнениям.) Теперь предлагаю им представить себе мысленно такую невероятную перестановку – Сусанин поет свою арию на музыку заключительного хора “ Славься ”, а этот хор поется на мелодию арии Сусанина. Что происходит при этом в музыке?

стремительный темп праздничного хора и сосредоточенно — медленное движение арии;

светлый мажор и сумрачный минор;

ослепительно яркая звучность с преобладанием медных инструментов , с колоколами и приглушенное звучание преимущественно струнной группы .

Меняется местами мелодия скорбная и радостная (а ведь это – душа музыки !)

Возникающая при таком смещении острая неправда, лживость музыки приводит к немедленному исчезновению красоты . Красота и правда – неразрывно связаны друг с другом. “Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценностей.” (В.Шекспир)

Вывод: Музыка (как и всякое другое искусство) не только правдиво и красиво отражает жизнь, но и обогащает её, обогащает людей, значит, и каждого из вас, ваши сердца и вашу мысль, даже если вы не всегда сами это замечаете.

В самом деле, неужели кому-нибудь может показаться красивым звучание хора, славящего победу на медленную, скорбную, минорную мелодию, или предсмертная ария, построенная на стремительно несущейся, радостной мажорной мелодии?! Правда в музыке – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека, не так ли?

Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость?

А что может сделать музыка уродливая и лживая?

Только лишь принести вред человеку, изуродовать его жизнь и его самого.

Верно, правдиво передать в звуках характер, настроение, заложенное уже в мельчайшей частице, — как она называется, помните?

Да, это то, что делает музыку неповторимой. Без интонации музыки не существует. Я сейчас исполню фрагмент одного произведения, которое вы, возможно, знаете – (Звучит начало романса “Не уходи, побудь со мною…” муз. Н. Зубкова) Собственно только первые 4 ноты уже способны передать состояние человека. Какое?

Это произведение относится к какому жанру?

К вокальному, то есть исполняемому голосом.

К кому так обращаются?

Значит это песня о любви. А это какой вид вокальной музыки?

Романс – один из самых тонких, поэтических музыкальных жанров.

Да, это романс. А какие виды вокальной музыки вы ещё знаете?

Песни, арии, баллады, рапсодии, ноктюрны, серенады, баркаролы…

Мы с вами учимся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту её художественной формы не только в вокальных сочинениях, где надежным помощником нашим становится слово, стихи, поэтический текст и не только в сочинениях “ программных ” (вспомните, в чем заключена их особенность? – “ В названиях и авторском содержании ”).

Мы учимся понимать и чувствовать также и музыку слов и без “ программных ” заголовков, то есть учимся воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков.

А сейчас на доске я напишу три самых крупных музыкальных жанра, связанных с театром и концертным исполнением, Помогайте мне, пожалуйста.

Опера, балет, симфония.

Это самые крупные жанры об особенностях, которых мы уже так или иначе говорили и ещё будем говорить. В каком из этих трёх жанров музыка имеет более самостоятельное значение?

Почему вы так считаете?

В опере и балете есть сюжет. В опере каждое слово находит своё воплощение в музыкальной интонации. В балете музыка связана с движением, помогает в выражении мира чувств.

А что становится главным действующим лицом симфонии? (наиграть начало V симфонии Л. Бетховена и 40 симфонии В.А. Моцарта)

Музыкальная тема, которая вырастает из маленькой интонации и получает дальнейшее развитие.

Итак, если в опере и балете нам на помощь приходит сюжет, либретто, то, что же поможет нам понять симфоническую музыку?

Душа, сердце. Не случайно говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.

Вспомните, какие из известных вам произведений А.С. Пушкина вдохновили русских композиторов?

П.И. Чайковский написал две оперы – “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”.

Н.А. Римский-Корсаков – “Сказка о царе Салтане” и “Золотой петушок”.

М.И. Глинка – “Руслан и Людмила”.

Даргомыжский – “Русалочка” и “Каменный гость”.

М.П. Мусоргский – “Борис Годунов”.

Г.В. Свиридов – музыкальные иллюстрации к повести “Метель”.

На прошлом уроке мы с вами слушали их в исполнении оркестра. Какие впечатления вы сохранили после первой встречи?

Это русское, задушевное, песенное произведение.

Это взгляд нашего современника на пушкинскую Россию, Россию прошлого, ХIХ века.

Это олицетворение темы любви в музыке редкой красоты и выразительности.

Слушаем в исполнении оркестра музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина “ Метель ”. Это произведение вы подробно изучали на уроках литературы, не так ли? Поэтому я не буду останавливаться на его сюжетной основе, а поставлю перед вами интересную задачу – станьте, пожалуйста, как бы участниками творческого процесса художника. Итак, что вы помните о Г.В. Свиридове?

Читайте также:  Цдм анализы и цены москва

Композитор родился в 1915 г. и с раннего детства соприкоснулся с Великой октябрьской революцией и последующей гражданской войной.

Какие темы были характерны для творчества этого замечательного композитора?

Тема любви к Родине, её судьбе.

Центральное место в творчестве Г.В. Свиридова занимали жанры, связанные со словом – цикл из шести романсов на стихи А.С. Пушкина, “Поэма памяти С. Есенина” и другие.

Да, к сожалению, уже давно с нами нет Г.В. Свиридова, но с нами осталась его музыка… Давайте поработаем следующим образом: Представьте себе, что композитор пригласил вас в свой кабинет, в свою творческую лабораторию, потому, что все вы неповторимые личности, по-своему одарённые, ищущие, расширяющие свой жизненный, музыкальный и культурно-исторический опыт. Человеку присуще своё отношение к миру, одним из поводов, для которого становится искусство. Итак, постараемся приобщиться к тайне, скрытой за нотными знаками: (звучат первые такты “Романса”)

Что открывается перед вами в этих звуках?

Три вопросительных мотива, они настойчивы в своём повторении, но безответны… Они как бы вводят нас в эмоциональный строй пьесы.

Весьма драматичное начало, не так ли? Попрошу в дальнейшем поднимать руку всякий раз, как только заметите изменение в характере звучания, мы будем делать паузу для обсуждения подобных моментов

( звучит первое проведение темы). Проследим за развитием.

О чём рассказывает здесь музыка? Какое настроение несёт она в себе?

Тихое, нежное, мечтательное и очень одинокое.

Образ печали, который затрагивает душу человека.

Музыка сама переживает, печалится, страдает.

В пушкинскую пору был очень популярен романс «Не уходи, побудь со мною «( муз. Н. Зубова)-Это, как связь времён, не случайно цитируется Г.Свиридовым в иллюстрациях к повести А.Пушкина

А мы это чувствуем сердцем (его не обманешь) и преклоняемся перед её красотой, не правда ли… (звучит второе проведение темы)

Что нового появляется в музыке, в её развитии?

Усиливаются элементы полифонии, которые вначале подобны вздоху, а потом эхом вторят основной мелодии (слушаем это сочетание голосов) (звучит третье проведение темы)

Усиливается состояние взволнованности, темп, (нисходящие интонации подобны завыванию метели), ощущение одиночества (уже нет дуэта) в борьбе со сметающей, закруживающей стихией чувств.

И смотрим, к чему же это приводит? (звучит четвертое проведение темы)

Возникают диссонансы, но не в мелодии, а в сопровождении, исчезает гармония звучания, столь нежно ласкающая слух, всё пронизано чувством боли, отчаяния, смятения…

Быть может это кульминация всего произведения? Быть может это самая важная страница? Но дослушаем композитора до конца… (звучит пятое проведение темы)

Всё стихает и вновь звучит второе проведение темы, будто кто-то бережно, заботливо ведёт тихий диалог о любви и, несмотря на некоторую минорность звучания, – это светлая печаль…

Какую музыкальную форму выбрал композитор для своего сочинения?

Форму вариации (отражающей жизнь в её многообразии, бесконечности, но об этом в следующем году).

У А.С. Пушкина в стихотворении “ Я помню чудное мгновенье…” есть такая фраза:

“…Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты… ”

А как в музыке? Где, по вашему мнению, кульминация всего произведения? Борьба двух стихий, двух миров – созидания и разрушения. После всего, что надвинулось на человека оглушительного, резкого, страшного, какая тема побеждает?

Нежная, хрупкая, лирическая.

Как же это чистое, нежное, хрупкое могло сохраниться после “бурь”, которые этой теме предшествовали?

Потому что внешне хрупкое, а внутри – сильное.

Что же это? Что может быть и хрупким, и нежным, и в то же время сильным?

Сердце, душа человека.

Вы правы, если осталась душа – высокое духовное начало, и есть силы выжить. А если умерла душа, то уже не поможет ничто. Человек должен взрастить в себе это высокое духовное начало. А как вы думаете: чей же образ звучит в этом “Романсе”?

Может быть образ Марьи Гавриловны?

Почему вы так предполагаете?

Потому что этот образ очень женственный, песенный, мягкий, душевный.

Потому что в повести А.С. Пушкина именно эта героиня больше всех страдает от любви, этому чувству подчинена вся её жизнь…

А образ Владимира, решившего, что без любви нет смысла жить, и он нашел смерть на поле сражения за Родину.

Насколько я помню, то и образ Бурмина, посланного, очевидно, самой судьбой, перенёс немалые изменения под влиянием силы подобного чувства. Не его ли тема присутствует в финальном дуэте? А быть может это Её величество Любовь является главной героиней? А вообще искусство – это не милицейский протокол, где всё окончательно записано: кто? что сделал? В музыке должна присутствовать некая тайна, не стоит поддаваться соблазнительной возможности всё разложить по полочкам, “алгеброй проверить гармонию” и тем самым, по сути, перерезать живую нить общения с искусством от сердца к сердцу. Итак, самое время сейчас покинуть мастерскую композитора и перейти в концертный зал, чтобы услышать окончательный вариант “возвращения в жизнь” композиторского замысла, который возник благодаря таланту и вдохновению А.С. Пушкина. Ярче стали впечатления от звучания оркестра? Да, оркестр – это художественная модель общества. Разные инструменты – это разные люди, при взаимопонимании достигающие мира и согласия.

В завершении урока какую бы вы хотели исполнить песню?

Песню о гардемаринах.

Почему она вам нравится?

В ней слышится ритм скачки.

В ней замечательный текст.

Да, но самое главное, что слова не просто удачно зарифмованы и несут богатый смысл и содержание, они ещё совпадают с мелодией, которая раскрывает их внутренний смысл. А вы обратили внимание как начинается песня?

С вопроса – раздумья: “По воле божьей так случилось

Иль это нрав у нас таков?

Зачем троим, скажи на милость,

Такое множество врагов?”

Какие же это особенно запоминаемые слова?

“Судьба и Родина – едины!

Едины парус и душа!”

В чём главный смысл? Да, человеком управляет душа, ведущая его как парус. Каково же исполнительское развитие песни. Ведь не для этого мы приходим в этот мир, чтобы завести врагов или стать ими для других. Экстремальная ситуация требует больших сил для подвига, но разве ежедневный труд на благо своей страны – не подвиг?!

“Но на судьбу не стоит дуться, там у других, вдали, Бог весть,

Враги найдутся – была бы честь”

Что такое честь?

Это уважение…Это человеческое достоинство

В русской народе есть такая пословица про честь?

“Береги платье снову, а честь — смолоду”

А как в песне показано столкновение тем войны и любви?

(Исполняем II куплет)

Всё можно отдать “за долгий взгляд короткой встречи — ах, это, право, не цена”

А какие типичные черты национального характера?

“Русский взнос за счастье милых –

Не кошелёк, а голова”

Счастье не в деньгах, а стоит всей жизни. Что скрывается под внешней бравадой гардемаринов?

Под внешней бравадой у гардемаринов скрывается чуткое и ранимое сердце, доброта, мечтательность и сентиментальность.

Какими нам хочется стать под влиянием этой песни? А вы смогли бы совершить подвиг во имя Родины, во имя любви?

Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум. Не заглуши

Её с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие. Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

Постарайтесь и вы сохранить свою “музыку души”, этот особый внутренний свет, чистый и незамутнённый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности.

Домашнее задание: запишите стихотворение, на которое бы вы сочинили бы романс, если бы были композитором. Подберите репродукцию к романсу.

Источник



Анализ музыки свиридова метель

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола, колокольчики, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.

История создания

Георгий Свиридов (Georgy Sviridov)

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов, не тяготевший к «абстрактным» музыкальным жанрам, сочинявший, как правило, музыку текстовую, очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе — прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».

Читайте также:  Характеристика главных героев произведения Ревизор

Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.

Музыка

№ 1, «Тройка» — начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.

№ 2, «Вальс» — открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей). В нем нет пышности и великолепия бального танца. Кажется, он звучит в непритязательной обстановке домашнего праздника, в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка. Мелодия, длительно разворачивающаяся то у скрипок, то расцвечивающаяся тембрами деревянных инструментов, неприхотлива, но обаятельна.

№ 3, «Весна и осень», — это две крошечные миниатюры. Первая — нежный флейтовый напев в темпе allegretto, сопровождаемый еле слышными аккордами струнных. Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом. После паузы начинается вторая миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но приглушенным, у солирующей скрипки с сурдиной, и аккомпанируют ей своими мягкими аккордами теперь кларнеты и валторны — пианиссимо, с сурдинами. Скрипке подпевает английский рожок, гобой вставляет свою реплику, и все угасает на тончайшем пианиссимо.

№ 4, «Романс», после четырех тактов вступления начинается привычным для бытового музицирования отыгрышем рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса, основанную на попевках, типичных для романсовой музыки середины XIX века, но разворачивающуюся все шире, привольнее. Солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, потом к пению присоединяется английский рожок. А рояль продолжает меланхолично исполнять свою партию — долгий бас на первой доле и два аккорда арпеджиато, словно подражающие арфе, которая, однако, также вступает с длящимися по целому такту аккордами. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.

№ 5, «Пастораль», отличается покачивающимся шестидольным движением, наивной мелодией гобоя, прозрачным звучанием одних только деревянных инструментов. На миг их сменяет струнная группа, затем возвращаются тембры деревянных. Вместе с гобоем запевают скрипки, появляются легкие аккорды валторн, но звучание остается прозрачным. Лишь раз возникает громкая звучность и снова уходит.

Резким контрастом вступает №6 — развернутый «Военный марш» в tutti духового оркестра (в этом номере струнные не заняты) с чуточку преувеличенными, пародийными интонациями, грозными ударами тарелок и большого барабана, мощным уханьем медных басов. В среднем эпизоде стихает большинство инструментов, с залихватской мелодией вступает труба, поддержанная гобоями (ей аккомпанируют валторны синкопированным ритмом, да продолжают отбивать шаг ударные и «ухать» низкие духовые). Но вот вступает вторая труба, пронзительно прорезают звуковую массу флейты, марш снова гремит в полную мощь.

И снова контраст — № 7, «Венчание». Опять миниатюра, медленные тихие звучания струнных с сурдинами, переплетение мелодических линий, из которых складывается прозрачная фактура, лишенная аккомпанемента как такового. Атмосфера таинственности, затаенной нежности внезапно сменяется страстными восклицаниями (флейта, гобой и скрипки на крещендо от форте к фортиссимо). Мощные удары аккордов оркестра — как удары судьбы.

№ 8, «Отзвуки вальса» — со знакомой по второму номеру мелодией, — все время в тихом, приглушенном звучании, воспринимается как воспоминание о минутах былого счастья.

Заключительный № 9, «Зимняя дорога», возвращает слушателя к первому образу — тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольцев, под меланхоличную нескончаемую песнь.

Источник

Гимн русской душе: великий «Романс» Свиридова из сюиты «Метель».

Гимн русской душе: великий «Романс» Свиридова из сюиты «Метель».

Одна из жемчужин классической музыки с невероятно красивой мелодией — «Романс» из симфонии-сюиты Георгия Свиридова по мотивам повести А.С. Пушкина «Метель». Аккомпанемент рояля, привычный для начала – середины XIX в., скрипка, гобой, флейта.… От этой музыки сжимается и трепещет душа. И нет сомнений в том, что она… о любви.

А.С. Пушкин «Метель»: судьба или случайность?

Из-под пера великого поэта прозаический цикл «Повести Белкина» вышел Болдинской осенью. В числе пяти произведений была сентиментальная и немного ироничная повесть «Метель». Незамысловатая история родилась очень быстро – всего за 1 день – 20 октября 1830 г. Сюжет повести короткий и простой: Мария, дочь провинциального помещика, любит прапорщика Владимира, который не мил родителям барышни из-за его бедности. Героиня воспитана на французских романах, поэтому и свою ситуацию молодые люди пытаются решить «по роману»: бежать и тайно обвенчаться. Но… природа неожиданно вторгается в планы влюбленных, внося свои поправки. Метель приводит и к счастливой развязке.

Музыка – действующее лицо кинофильма

Задумка экранизации повести созрела у режиссера Владимира Басова в 1964 г. Музыкальное сопровождение к фильму он предложил написать Г. Свиридову. Писать «абстрактную» музыку композитор никогда не любил, а для кино и театра работал с удовольствием.

И режиссер, и композитор через 130 лет после написания повести должны были увидеть в ней нечто новое, чего «не видел» Пушкин, создавая «Метель». И это «нечто» нашлось. Вряд ли в середине ХХ в. романтические возвышенные чувства героев «облеченные в пушкинскую иронию» были бы уместны, поэтому музыка Свиридова становится полноправным «действующим лицом» киноповести.

Сам фильм красив и романтичен. Взаимоотношения героев наполнены благородством и нежностью. Колорит эпохи, поэтичный образ аристократической провинциальной усадьбы XIX в., музыка Г.Свиридова передает посредством пьес в жанре вальса и романса. А военный марш подчеркивает особую атмосферу ликования после победы в Отечественной войне 1812 г.

Фильм вышел в прокат в феврале 1965-го, но особого впечатления на зрителей не произвел. А вот музыка Г. Свиридова полюбилась сразу.

Девять лет спустя (1973 г.) композитор вернулся к музыке, написанной для киноленты «Метель» по настоянию своей супруги Эльзы Клазер, которая вдохновила его переработать партитуру. Так появилась симфоническая сюита «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». В нее вошли 9 музыкальных, логически завершенных пьес, прямо не соответствующих сюжету литературного произведения.

Источник

Adblock
detector