Анализ лексики данного фрагмента



Лексический уровень анализа текста

Валентина Томашевская Лекции по античной литературе читал Федор Полиэктович Федоров.
Сдать ему зачет по «античке» было непросто. Редко кто сдавал с первого раза.
Мифы и легенды Древней Греции надо было знать.

Мне вспоминается наш учитель, его лицо украшали очки.
Какая это была радость – занятия литкружка по четвергам один раз в две недели.

И сейчас, листая записи в своей общей тетради, я понимаю, как много дал нам
наш любимый преподаватель!
Он не скупился на похвалы, доказательно показывая нам значимость и
неповторимость художников слова, непрерывность творческого литературного
процесса.

Мы обсуждали с новинки литературы, а также значительные
явления в мире кино. Так он открыл нам Андрея Тарковского, его фильмы «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярис».

«Чтобы понять художественный текст,- говорил наш учитель, — надо примерять его на себя». И мы примеряли! Цвели, как маки. Но зато потом, когда флер влюбленности рассеялся, осталась глубокая благодарность и признательность ему, прежде всего за тзо, что научил нас видеть и понимать текст, а впоследствии, как оказалось, видеть человека через слово.

Учитель заранее говорил нам, какое стихотворение нам надо принести на занятие (в книге или переписанное в тетрадь), подумать над ним, и на кружке мы высказывали свое мнение, учитель подводил итоги, или сам начинал рассказывать о творчестве того или иного поэта. Так для одного из первых занятий нам было предложено стихотворение Александра Блока «Шаги командора».

«Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном — туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?

Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.

Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны.

Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?

Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ — победно и влюбленно —
В снежной мгле поет рожок.

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор.

Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов —
Бой часов: «Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов. «

На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа — тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета,
Слуги спят, и ночь бледна.

В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета — ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! — Тишина.

Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час».

— В речи художника воплощен его мир,- так начал наш учитель.- Изучая речь, мы изучаем художественный мир, нечто идеальное, что возникает в сознании писателя и создается потом в его произведении.
Наш путь исследования — через речь постигнуть художественный мир художника и характер его мышления.

Лексика («слово» по-гречески » «лексис», все, что относится к слову и к словарному запасу языка, разные пласты слов: неологизмы — новые слова и архаизмы — устаревшие слова, стили речи, — значимый компонент текста, но лексика не покрывает речевой системы в целом. Лексическую систему составляют тропы: лексика в переносном смысле: метафора, метонимия, эпитет, и др.

Слова только тогда становятся способом информации, когда связаны друг с другом синтаксически.
Слова разделены на группы — части речи, и характер слов важен.
Глаголы, например, говорят о движении, конструируют движение, существительные передают статику.

Речевая система — звуки, не столько читаемые, сколько звучащие. Более высокая звуковая организация рождает определенный ритм.
Ритм образуется повтором элементов: морфологических, синтаксических конструкций.
В каждую эпоху структура слова по-разному многозначна.
Структура слова у Блока и Маяковского различна. У Пушкина в каждом слове бездна пространства. Учитель подошел к доске и написал мелом:

Ее осиянный лик.
Ее сияющая морда.
Осиянная морда.

«Осиянная морда» — это уже говорит о драматизме, о конфликте в творчестве писателя,- пояснил нам учитель.
Все в любом тексте, с одной стороны, характеризует то, о чем говорят, с другой стороны, того, кто говорит.
Для лексики Тютчева характерно соединение архаизмов с современной ему лексикой, нейтральной.
«Небесный свод горящей славы.»
Тютчев строит мир возвышенного, возвышает современников.
Лермонтов создает картину одиночества: «Выхожу один я на дорогу. »

У Державина церковнославянская лексика плюс разговорная лексика. В отличие от Тютчева, эти разнородные элементы не сливаются друг в друге, нет взаимопроникновения, не образуют системы. Текст словно строится из разных кубиков. Это имеет значение. Державни демонстрирует произвол, стесняющий свободу человека.
В русской лирике «я» во весь голос зазвучало в поэзии Державина.

Бабель в «Коннармии» сочетает высокую и вульгарную лексику — в этом идея революции: в нее приходят люди, неся наследие прошлого. Значение революции заключается в том, что происходит очищение человека в процессе революции.

Лермонтов «Свидание». Четыре строфы — одна лексика, остальные строфы — другая.
В пятой строфе утрачивается свойственное Лермонтову начало, звучит грузинский акцент. Лирический субъект у Лермонтова раздваивается. Почему это делает Лермонтов? Через речевую систему стремится увидеть в человеке разное начало: родственное себе и не родственное.

Через лексику показывает двоение человека. Человек двузначен, человек сложен, двоится, расщепляется.
Каждый художник создает свою модель мира.

Каждое стихотворение – вселенная, как ее понимает автор. 10 — 15 слов должны построить вселенную.
Слова в художественном тексте чрезвычайно емкие, насыщенные, в них много значений. В каждую эпоху структура слова по-разному многозначна.

Структура слова у Блока и Маяковского различна — пользовались разными словами:
мыслили иначе. Нужно анализировать состав языка (разговорные слова, диалектизмы. ) в их соотнесенности друг с другом. Некая идея, смысл.

Можно составить словарь языка Блока. Какие слова чаще всего употребляются?
Слово «Анна» употребляется свыше 20 раз, слово «ночь» — 6 раз, «час», «часы» — 8 раз.
Почему эти слова чаще всего употребляются? Обнаружить смысл этих слов можно, сопоставив их со смыслом других слов. Речь функциональна. Функцию слова можем обнаружить, сопоставив это слово со звуковой системой, с ритмом, с событиями и характерами. Подлинный смысл слова можем обнаружить, сопоставив со всеми компонентами творчества писателя.

Надо прочитать всего Блока, чтобы знать, что для него ночь.

«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.»

Кто не спит? Дон-Жуан — человек ночного мира. Обращение Дон-Жуана к самому себе. Изменник. Через сопоставление Дон-Жуана с окружающими лицами.
Характеристика ночи — характеристика Дон-Жуана: «Холодно и пусто».
«Глуха». Здесь — то слово. В контексте Блока часто употребляется, имея особый смысл: Блок глухотой характеризует современность.

Страшный мир — глухой мир, современность. «Возмездие».
«В те годы, дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла»,
«Рожденные в года глухие, Пути не помнят своего, Мы дети страшных лет России. »
Глухой — не способный слышать, слушать.
В статье «Интеллигенция и революция» Блок писал: «А вас не было хрустального, а вы (все мы) жили без музыки и любви. Все без музыки. До человека без музыки достучаться нельзя».
Ночь — глухота, нечто лишенное музыкального начала.
«Черты жестокие застыли» — состояние холода, безжизненности, онемения.

Нужно знать Блока и других художников. Например, у Есенина «Черный человек». Мнимый, эфемерный, он лишь в зеркале, он — отражение того, чего нет. Человек-зеркало. Способ создание двойничества. Это характеризует расщепленность личности. Двойник — герой ночи, страшного мира. » И где-то я видел его. Быть может, себя самого Я встретил на глади зеркальной». Мир, который утратил целостность.
«Пролетает, брызнув в ночь огнями, Черный, тихий, как сова, мотор.»
Мотор — механизм, автомат — символ бездуховного, механистического мира, человека.

Механизм-автомат — это человек глухого мира, бездуховное существо. Ночь — это то, что заполнено моторами, двойниками. Сопоставьте с циклом «Страшный мир».
Дон-Жуану противостоит Донна Анна, антитеза Дон-Жуана.
Продиктована графически: в двух первых строках стиха характеризуется Дон-Жуан, в двух вторых — Донна Анна. Свет противостоит ночи.
Спать. 2-ая и 8-ая строки. Слуги спят. Донна Анна спит.
У Блока слово «спать» имеет чрезвычайно важный смысл, встречаясь в контексте всего творчества. Спит в могиле, мертва. И мертвая, и живая. Видит сны — живая. О жизни свидетельствует обращение к ней. Спит. Встанет.
«Сон» в творчестве Блока — понятие, представляющее нечто переходное между жизнью и смертью. Человек, во сне пребывающий, не творец.
Сон, по Блоку — современное состояние мира, состояние современности.
«Идут часы и дни, и годы,
Хочу стряхнуть какой-то сон.
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен. »

Читайте также:  Анализ крови ифа положительный при беременности

«Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках.»
Глухая ночь мира умертвляет светлое, прекрасное. Прекрасное остается как мечта, реальная, значимая сила, лишенная творческой активности.
Реальное пассивно. Трагическая ирония мира. Автомат — активное начало. Жизнь пассивна. Час, часы равны Командору, бой часов — слова Командора.
Командор — рок, судьба. Дон-Жуан бросает вызов и приходит Командор.
Тема рока во второй строке. Тема «петуха» свидетельствует о начале дня, отвергает тот мир. Пенье петуха, рожок, бой часов — синонимические явления.
Уничтожают ночь, восстанавливают рассвет.
Тема рока, возмездия определена в начале стиха. Мирное сосуществование Дон-Жуана и Анны невозможно.

Мир, который изображает Блок, движущийся мир. Ночь глуха, бледна, мутна.
Ночь исчезает, заменяется рассветом. Ночь утрачивает глухоту, растворяется в свете.
Гибель Дон-Жуана и воскрешение Донны Анны неизбежно, как неизбежно сметание ночи утром. Воскрешение Донны Анна связано с рассветом.

Источник

Методика и образец лексического анализа текста

1. Дохнул — здесь: «подул, повеял (холодом)». (Др. знач.: дохнуть на кого-н. перегаром).

Застыл — здесь: «замерз, покрылся льдом». (Др. знач.: застыть на месте («замереть»), лицо его застыло («стало неподвижным»).

Страждут — здесь: «страдают, терпят ущерб, урон от чего-л». (Др. знач.: «испытывать страдание»; « болеть»; «переживать»).

2. Нагие (ветви)перен.: «без листьев». Метафора (перенос по сходству).

Бежит (ручей) —перен.: «быстро литься, течь». Метафора. Роль в тексте — в обоих случаях — олицетворение природы, средство выразительности.

Бешеная (забава) —перен.: «большой силы, напряжения; яростный». Метонимия (перенос по смежности).

3. Наступил (октябрь)«пришел, начался (о времени, состоянии)» — значение лексически связанное: реализуется только с определенной группой слов, что отмечено и в толковании.

Отъезжее (поле) —только со словом поле: «отдаленное, предназначенное для охоты» — значение фразеологически связанное, реализуется в сочетании с определенным словом.

4. Слова ЛСГ «водоем»: пруд, ручей.Интегральная сема — «водоем». Дифференциальные семы: «искусственный», «стоячий» (пруд);«естественный», «текущий» (ручей).

5. Синонимы: дубрава, роща — «лиственный лес». Синонимы стилистические (дубрава — высок.) и оттеночные (дубрава —чаще дубовый лес). Их роль — стилистическая, как средство выразительности.

Промерзать, застывать — синонимы оттеночные (тождественны компоненты «замерзнуть», но: промерзнуть « насквозь»,застыть — «превратиться в лед»). Их роль — дифференцирующая оттенки смысла.

Уж, уже — стилистические синонимы.

Антонимы: уже (застыл) — еще (бежит). Антитеза: стоячий пруд уже застыл, а бегущий ручей еще бежит, т.е. еще не застыл.

6. Заимствованные слова:

собака — иранское или скифское,

октябрь — латинское через греческое,

хлад, страждут — старослявянизмы.

Первые два — освоенные заимствования нейтрального стиля; старославянизмы — устарели, носят высокую, поэтическую стилистическую окраску и используются как средство языковой выразительности.

7. Слова охота («свора собак для охоты») и отъезжие поля («отдаленныеполя, предназначенные для охоты»)можно отнести к специальной (охотничьей) лексике.

Использованы для придания достоверности, точности изображения картины мира, подробностей помещичьего быта (охота — любимое занятие помещика в осеннее время).

8. Устаревшие слова: хлад, страждут, отряхает, листы, поспешает — архаизмы, использованы как художественное средство в поэтическом тексте.

Слова охота и отъезжие поля — историзмы, характерны для предшествующей эпохи, называют утраченные теперь понятия.

9. Стилистически окрашенная лексика:

высокая, книжная, поэтическая — хлад, страждут, листы, дубрава, нагие;

сниженная, разговорая — застыл, поспешает, отряхает.

Использованы как определенное стилистическое средство.

10. Устойчивый оборот: отъезжие поля — фразеологическое сочетание.

Тексты для самостоятельного анализа

(Выполнить лексический разбор одного из текстов и трех выделенных слов в нем, по приведенным выше образцам)

1.

Еще осенние туманы

Не скрыли рощи златотканой,

Еще и солнце иногда

На небе светит, и порою

Летают низко над землею

Унылых ласточек стада,-

Но листья желтыми коврами

Шумят уж грустно под ногами,

Сыреет пестрая земля:

Куда ни кинешь взор пытливый,

Встречают высохшие нивы

И обнаженные поля.

И долго ходишь в вечер длинный

Без цели в комнате пустынной…

Все как-то пасмурно молчит;

Лишь бьется маятник докучный, Да ветер свищет однозвучно,

Источник

Анализ лексики данного фрагмента

Составляем лингвистический анализ текста

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Что же представляет собой анализ текста? «Анализ» от древнегреческого «разложение, расчленение» предполагает изучение частей, из которых состоит текст. Выбор этих частей и направление анализа зависит от того, какие цели ставит перед собой исследователь.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

  • Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
  • Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
  • Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
  • С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
  • К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
  • Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
  • Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

  1. Общие стилистические особенности данного текста: Стилистические особенности текста
  2. Жанровые особенности текста: Жанровые особенности текста
  3. Лексические средства выразительности: Лексические средства выразительности
  4. Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей:Средства художественной выразительности
  5. Фонетический уровень – звуковые образные средства: Звуковые образные средства. Таблица.
  6. Морфологические средства выразительности: Морфологические средства выразительности
  7. Синтаксические средства выразительности: Синтаксические средства выразительности

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

В качестве примера проведем лингвистический анализ отрывка повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Текст

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Анализ

Текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Этот эпизод можно назвать «Радость познания», так как в нём идёт речь о том, как главный герой изучает на себе возможности управления в полёте на большой скорости. Тип речи – повествование, стиль художественный.

Читайте также:  Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности предприятия с применением компьютерной графики

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

Первая часть фрагмента – когда главный герой принял решение быть как все – неторопливая и спокойная. Словосочетания «почувствовал облегчение», «приятно перестать думать», «жить, как живёт Стая», «мирно и спокойно» создают впечатление правильности принятого решения, «распались цепи» – он свободен… От чего? «Не будет борьбы, не будет и поражений». Но это значит, не будет и жизни?

Эта мысль не озвучена, но она напрашивается, а в тексте возникает тревожный глухой голос. Его речь – восклицательные предложения, в которых напоминание Джонатану: «Чайки никогда не летают в темноте! Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!» Здесь автор использует глаголы в условном наклонении, причём в одном случае форма повелительного наклонения в значении условного – родись ты, то есть если бы ты родился. Но упоминание о крыльях сокола приводит главного героя к догадке – и скорость повествования резко меняется.

Бессоюзное сложное предложение «Его боль, его решение – от них не осталось и следа» рисует мгновенную смену событий. Оба простых предложения в составе этого сложного являются односоставными: первое – назывное, второе – безличное. От статичности, неподвижности принятого решения – к молниеносному движению, которое происходит как будто без участия главного героя, помимо его воли, само по себе – поэтому и предложение безличное.

В этой микротеме трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти; семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Это – момент наивысшего напряжения в тексте, которое заканчивается победой главного героя: «едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны».

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

Присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность произведению: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней». Крылатое выражение «благие намерения» вызовет множество ассоциаций у внимательного читателя и заставит задуматься над тем, что главный герой не предавался намерениям – он действовал! Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина».

Особую роль в рассматриваемом фрагменте играют восклицательные предложения. Если их выписать и прочитать отдельно от текста, мы получим сжатое и очень эмоциональное содержание всего эпизода: «Темнота! Чайки никогда не летают в темноте! Спустись! Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола! Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! Какой же я дурак! Короткие крылья! Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сто сорок миль в час! Не теряя управления!»

Автор сумел передать в эпизоде основную идею всей повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» – только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Источник

Инструменты для анализа лексики текстов

Выбирая аутентичный материал, преподаватели часто задаются вопросом – будет ли сложно ученику или наоборот просто. Ведь так важно подобрать правильный текст! Ученые утверждают, что для комфортного чтения текстов, читатель должен понимать 95-98% лексики. Такие тексты подойдут в качестве extensive reading, но для эффективного наращивания вокабуляра студентам будут более полезны тексты с приблизительно 10-15% незнакомых слов. Возможно некоторые слова не будут подходить студенту по уровню и не будут важны для понимания смысла текста, а некоторые слова будут ключевыми, на изучение которых и будут направлены упражнения.

А проверяя письменные работы, всегда ли у вас есть время разобрать не только ошибки, но и ещё и выяснить соответствует ли лексика в письме уровню студента? Даже разрабатывая дополнительный раздаточный материал, мы иногда начинаем сомневаться того ли уровня употребимое слово, стоит ли его включать, чтобы было полезно студентам.

Конечно, можно найти слово в Cambridge dictionary и посмотреть его маркировку в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения языком (CEFR), но существуют специальные инструменты для анализа лексики текстов. В данной статье мы их и рассмотрим, а также разберём их функционал. Воспользуемся для эксперимента отрывком о Remembrance Day из wikipedia:

Remembrance Day (sometimes known informally as Poppy Day owing to the tradition of the remembrance poppy) is a memorial day observed in Commonwealth member states since the end of the First World War to remember the members of their armed forces who have died in the line of duty. Following a tradition inaugurated by King George V in 1919, the day is also marked by war remembrances in many non-Commonwealth countries. Remembrance Day is observed on 11 November in most countries to recall the end of hostilities of First World War on that date in 1918. Hostilities formally ended “at the 11th hour of the 11th day of the 11th month”, in accordance with the armistice signed by representatives of Germany and the Entente between 5:12 and 5:20 that morning. (“At the 11th hour” refers to the passing of the 11th hour, or 11:00 am.) The First World War officially ended with the signing of the Treaty of Versailles on 28 June 1919.

The tradition of Remembrance Day evolved out of Armistice Day. The initial Armistice Day was observed at Buckingham Palace, commencing with King George V hosting a “Banquet in Honour of the President of the French Republic” during the evening hours of 10 November 1919. The first official Armistice Day was subsequently held on the grounds of Buckingham Palace the following morning. During the Second World War, many countries changed the name of the holiday. Member states of the Commonwealth of Nations adopted Remembrance Day, while the US chose Veterans Day.

Duolingo CEFR checker

Этот инструмент анализирует лексику в тексте, выделяет слова по их уровню в соответствии с CEFR и показывает процент лексики по уровням.

Если вам этого мало, тогда воспользуйтесь инструментами приведенными ниже.

Textinspector

Как и в Duolingo, вы вставляете текст в поле и нажимаете ‘Analyse’. В бесплатной версии лимит — 250 слов для незарегистрированных пользователей и 400 — для зарегистрированных. Функционал инструмента намного шире. После ввода текста, можно просмотреть summary, lexical diversity, частотность использования слов, ошибки.

Источник

Лексический разбор текста

Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:

ключевые слова (словосочетания);

слова, употребленные в переносном значении;

синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;

слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);

заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);

профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;

объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;

уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;

подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;

Читайте также:  Анализ и оценка эффективности учебного занятия учебно методический материал на тему

провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;

показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.
Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.

Упражнение 1. Запишите начало очерка «Радонежские травы», объясните орфограммы. Докажите, что отрывок является именно началом текста.

В Подмосковье есть немало заветных городищ и урочищ, славных своим историческим прошлым. Одно из них – древний Радонеж, затерянный к северу от столицы. Насыпные земляные валы, заслонявшие «древян-град», и поныне глядятся внушительно. Можно представить, как сказочно благолепен возвышался Радонеж с его теремами, башнями и колоколенками, за двумя ярусами дубового тына, за пряслами и мощными крепостными воротами. Летом обвевался градец смолистым воздухом, пропитывался душмяными травами; зимой здесь сквозь алмазы и хрусталь сугробов все светилось покоем, а густой бас меди и сдержанный говорок посадников перемежались с похрустыванием деревьев, окоченевших на морозе.
Пронеслись века. Ни детинца, ни посада не пощадил всепожирающий огонь давнего лихолетья. Лишь земляные валы, когдато вздыбленные руками человека, хранят следы былого Радонежа. И живым приветом старины покажутся благовонные травы, произрастающие на этих валах.

1. Произведите лексический разбор текста (см. Памятку).
2. Запишите толкования лексического значения слов: городище, урочище, лихолетье, прясло, тын , – используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).
3. Подберите синонимы к словам: благолепный, благовонный, древний. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

Для справок

Городи’ще, -а, ср. Место, где в древности был город или укрепленное поселение. Раскопки городища.
Лихоле’тье, -я, ср. (устар.). Время смут, бедствий.
Пря’сло, -а, род. мн. -сел, ср. (обл.) 1. Изгородь из длинных жердей, протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба. П. на околице деревни. <. >
Тын, -а, м. (обл.). Забор, частокол (в старину оборонительное заграждение из врытых в землю заостренных бревен).

(Из Толкового словаря русского языка)

Проверьте себя!

Работа по лексике как часть комплексного анализа текста.

Упражнение 2. Запишите текст, объясните правописание глаголов. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на лексический разбор текста (см. Памятку). Выполните эти задания.

Как дрогнет сердце натуралиста, как отзовется терпкой болью воспоминаний, когда сорвешь стебелек душицы! Вдохнешь 3 , и всего пронижет потрясающий запах. Одни стебельки душицы отцвели, другие розовеют, молодея августовскими 2 днями. Может быть 7 , душица и была лучшей заваркой до знакомства на Руси с привозным6 чаем 4 ? Может быть, хотя с нею могли соперничать мята, зверобой, липовый цвет, богородская трава – чабрец.

1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие средства выражения отношения, оценки используются автором?
2. Подчеркните грамматические основы предложений. В каких предложениях нет подлежащего? Подумайте, почему такие предложения называются односоставными.
3. Выполните одно из заданий (по выбору):

а) произведите на материале текста разные виды разбора;
б) выпишите из текста словосочетания, в которые входят прилагательные;
в) подготовьтесь к пересказу текста, напишите изложение.

Упражнение 3. Прочитайте словарную статью из Словаря русского языка (в четырех томах). Какими признаками научного стиля обладает этот маленький текст?

Души’ца, -ы, ж. Травянистое луговое растение семейства губоцветных, с мелкими лилово-розовыми душистыми цветками, собранными в соцветия (используется в парфюмерии и медицине).

1. Сравните информацию, данную в словаре, с тем, что рассказывается о душице в тексте упр. № 2.
2. Запишите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Душица – это.

Упражнение 4. Найдите «лишнее».

1) Сорвешь, вдохнешь, заваришь, удивляешься.
2) Душица, мята, зверобой, крапива.
3) Растение, росток, растёшь, растущий.

Упражнение 5. Подготовьтесь к выразительному чтению.

У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.

Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.

А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.

Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.

1. Какова главная мысль поэтического текста?
2. Найдите в тексте синонимы, антонимы. Какова их роль?
3. Сравните: глава – голова. Какое слово придает тексту особое, торжественное звучание?
4. Подберите синонимы к вводным словам быть может.
5. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Упражнение 6. Определите основную мысль текста.

. Одного дружинника 2 , как раз в деловые часы, начала хватать болезнь: скука, немогота, смертная тоска. Дружинник говорит сам себе: «Меня хочет одолеть цинга. Я ей не поддамся. У нас дружина малолюдна. Моя работа грузом упадет на товарищей. Встану да поработаю, пока жив».
Через силу он сползал с нар и начинал работать. И чудное дело: лихая слабость начала отходить от него, когда он трудился.
Дружинник всякий день и всякий час сопротивлялся немощи. Доброй мыслью побеждал печаль и победил цингу: болезнь оставила его.

1. Какие синонимы к словам грусть, болезнь используются в тексте?
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Докажите, что это текст.
3. Объясните значение слова немогота, принимая во внимание, что неможет – значит болеет (обл.).
4. Запишите ряд однокоренных слов к существительным-синонимам: работа, труд.

Упражнение 7. Определите тему, основную мысль текста. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение лексики. Выполните их.

Пушкину, прошедшему школу классицизма, свойственно очень точно и логично разграничивать смысл слов, используя чаще всего общепринятые, закрепленные словарем значения. Интересна с этой точки зрения «Зимняя дорога» (1826).

В этих семи строфах дана целая гамма синонимов: печаль, скука, тоска, грусть, и каждое из этих слов отличается свойственными ему, (не)зависящими от автора смысловыми оттенками. Поляны – печальные, потому что луна льет1 на них печальный свет; дорога – скучная; песни ямщика – тоскливые (сердечная тоска); поэту – грустно. «Скучно, грустно. » – говорит он, объединяя эти два слова в одном восклицании, но тут же и поясняет их различие:

А в последнем стихе – замечательное отуманен лунный лик, которое значит не столько то, что луна подернута туманом, – луна, воспринятая здесь как живое существо, как человек (лик), отуманена печалью.

(Е.Эткинд. Разговор о стихах)

1. Перечитайте стихотворение «Зимняя дорога», понаблюдайте за употреблением синонимов, повторяющихся слов.
2. Используя примеры из художественных произведений, докажите, что синонимы – «то же, да не то же».

Упражнение 8. Подготовьтесь к выразительному чтению в процессе комплексной работы с текстом. Сформулируйте самостоятельно еще несколько заданий (см. упражнения № 1, 2) по лексике. Выполните их.

У тонкого сна на краю,
покорного рвущему мигу,
я рай увидал,
а в раю –
настольную лампу и книгу.
Да, книгу в блаженном окне,
под теплою лампой настольной.
И труд золотой, добровольный,
настоянный на тишине.
Растроганно, (не)спеша
там книгу впивает душа.

1. Найдите в поэтическом тексте ключевые слова. Какое имя существительное является «самым ключевым» словом?
2. Какие слова употребляются в переносном значении?
3. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?
4. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из стихотворения?
5. Запишите стихотворение. Разберите по членам предложения, используя графические обозначения, первое и последнее предложения.
6. Какие книги, какие тексты надо читать непременно не спеша, чтобы их впитывала, впивала наша душа? Как автор характеризует этот труд души?
7. Запишите несколько формулировок тем сочинения, в которых слово книга будет являться ключевым.
8. Напишите сочинение о своей любимой книге, которую вы не только читаете «не спеша», но и перечитываете, размышляете над ней, анализируете и содержание, и язык, и композицию.

Источник

Adblock
detector