Анализ комедии горе от ума тема



Анализ пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Источник

Анализ комедии «Горе от ума» Грибоедова

Грибоедов Александр Сергеевич

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» затронула важные проблемы российского общества, подвергнув дворянство жесткой критике. Пьеса была идейно близка к взглядам декабристов и стала революционным произведением.

Краткий и полный анализ помогают выявить новаторские идеи и важные художественные решения в комедии.

Годы написания — 1822-1824, год публикации – 1825.
История создания — Грибоедов отчасти подражал комедии Мольера «Мизантроп», герой которой беспощадно высмеивал пороки общества.
Жанр — комедия в стихах, комедия.
Направление — реализм с элементами классицизма и романтизма.
Основная идея — Российскому обществу нужны перемены, об этом говорит социальный раскол, который обозначился уже внутри дворянского сословия.
Тема — Борьба прогрессивно настроенного дворянства против фамусовского общества, которое охраняет традиционный уклад и устаревшие ценности.
Проблема — Таких людей, как Чацкий, очень мало, поэтому его протест тонет в сплетнях и клевете. Все прогрессивное объявляется сумасшедшим.
Композиция: завязка приезд Чацкого в Москву и дом Фамусова;
развитие сюжета Чацкий пытается выяснить, кто является предметом интереса Софьи, критикует фамусовское общество;
кульминация Чацкий объявлен сумасшедшим;
развязка Чацкий и Софья узнают всю правду о Молчалине, Чацкий уезжает.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Стремление дворянства к титулам, наградам и богатству.

Проблема: Даже служба воспринимается дворянством местом получения выгоды, а не служения отечеству. Чинопочитание и финансовое состояние становятся мерилом человеческой личности.

2. Тема: Деспотическое отношение дворян к слугам.

Проблема: Отношение к низшим сословиям было не лучше, чем отношение к скоту или ресурсам. Дворяне не видели в слугах людей, поэтому загоняли их в чудовищные условия жизни.

3. Тема: Ум приносит горе, то есть понимание ужасающих пороков общества.

Проблема: Консервативно настроенное дворянство не в состоянии даже оценить масштаб социальных проблем в обществе. Власть сосредоточена в руках глупых, невежественных людей.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Грибоедов выразил основную идею в названии пьесы. Горе Чацкого – в том, что он достаточно умен, чтобы осознать, как много проблем назрело в обществе. Ему видны социальное неравенство, политически неверные решения, ущемление просвещения и русской культуры. В своих монологах он также поднимает вопросы о нравственности, чести, лжи и лицемерии людей. Но он остается одиноким в своих прозрениях, а общество его объявляет безумным.

п.3. Основные герои

Чацкий Александр Андреевич — молодой человек, влюбленный в Софью Фамусову, с которой рос с детства. Вернулся из долгого заграничного путешествия, поэтому ему бросаются в глаза все изъяны московского дворянства. Критикующий, насмешливый, проницательный человек. Объявлен сумасшедшим из-за прогрессивных взглядов, которые не в состоянии понять общество.
«Фамусовское общество» — старшие представители московского дворянства, консерваторы. Их отличает неприятие просвещения и честной службы, показной патриотизм, деспотизм к слугам и низшим сословиям (Фамусов, Хрюмины, Тугоуховские, Скалозуб и др.).
Фамусов Павел Афанасьевич — носитель старых устоев и идей. Человек, оправдывающий чинопочитание и раболепное служение, стремление к чинам и богатству. Выступает против образования, отмены крепостного права, прогрессивных идей. Главный антагонист Чацкого.
Софья — дочь Фамусова, впитавшая отцовские принципы.
Когда-то была близка с Чацким, но теперь воспринимает его как злого насмешливого человека. Переоценила секретаря Молчалина, которым и была обманута.
Молчалин Алексей Степанович — секретарь, занимающийся документами Фамусова. Живет в доме хозяина и постоянно выслуживается. Встречается с Софьей, потому что выучен угождать, на самом деле ему нравится Лиза. Антагонист Чацкого внутри любовного треугольника и в плане несовпадения ценностей.
Лизанька — служанка Софьи. Держится с барышней вольно и даже дает советы. Молчалин в нее влюблен, а Фамусов с ней заигрывает.
Сама Лиза влюблена в буфетчика Петра.
Репетилов — давний знакомый Чацкого. Пародируюет образ главного героя. Выдает прогрессивные мысли и «правильные» взгляды, но не верит в них, а просто повторяет за умными людьми. Его цель – добиться веса в обществе. В этом смысле он недалеко ушел от вечно угождающего Загорецкого или Молчалина.

п.4. Литературные приёмы

✓Герой в обществе, но изолирован: Чацкий не может найти общий язык ни с кем, даже с Софьей, которая ему дорога. Он не замечает, как над ним посмеиваются, иронизируют, не принимают всерьез. Он умный человек, но страдает от клеветы глупых людей о его сумасшествии.
✓Пародийные параллельные ситуации
— Репетилов пародирует образ Чацкого, создавая контраст и возвышая главного героя, но и комически снижая его;
— разговор глухой графини с глухим князем: оба не слышат, но делают выводы (подчеркивается, что не обязательно слышать, чтоб осудить);
— Чацкий падает, но романтично («чуть свет – и я у ваших ног»), падает и Молчалин («тьфу, оплошал»).
✓Приемы комедии положений и водевиля
— герой попадает не туда (Молчалин «шел в комнату – попал в другую»);
— подслушивание, только благодаря которому становится известна правда (Чацкий нечаянно подслушивает разговоры уезжающих гостей; Софья случайно, а Чацкий специально – разговор Молчалина и Лизы).
✓Речевая характеристика героев (длинные монологи Чацкого, армейский грубый юмор Скалозуба, французские слова вперемешку с русскими в речи дворян, предвзятое отношение Софьи к Чацкому и т.д.)

Читайте также:  Суть мологического анализа заключается

п.5. Конфликт произведения

В пьесе «Горе от ума» два конфликта.

1. Общественно-политический: Чацкий противостоит обществу Фамусова. Этот конфликт не может быть улажен из-за непримиримых противоречий, приведших к расколу даже внутри дворянства.

2. Любовный: Чацкий влюблен в Софью, а та заинтересована в Молчалине. Этот треугольник разрушается, когда Чацкий понимает, кого выбрала девушка.

Источник

Анализ комедии горе от ума тема

Жанровая направленность произведения представляется сочетанием элементов нескольких литературных стилей: классицизм, романтизм и реализм.

Классицизм заключается в единстве действия, места и времени с использованием говорящих фамилий. Романтизм проявляется в наличии в комедии одинокого главного героя, превосходящего окружающее общество с точки зрения моральных принципов, но имеющего меньшее влияние, соответственно, вступающего в конфликт с людьми и терпящего сокрушительное поражение. Реализм заключается во включении в повествовательное действие значительное количество персонажей, являющихся достаточно органичными и типичными.

Комедия отличается использованием автором своеобразных художественных методов, представленных в форме комических несоответствий, легкого, народного, разговорного языка, наполненного крылатыми выражениями, комическими амплуа персонажей.

Стихотворным размером произведения автор выбирает ямб.

Смысловое значение комедии заключается в явном обладании главного героя умственными способностями, однако последствиями данного факта становятся не общественное признание Чацкого, а его нравственные страдания из-за причисления его к сумасшедшим. Соответственно, название комедии является обличением двойных стандартов московского дворянского общества.

Композиционная структура произведения является проявлением классицизма, поскольку сюжетная линия состоит из четырех действий, первое из которых представляется экспозицией и знакомством с действующими лицами, второе – завязку конфликта пьесы, третье – кульминацию, а четвертое – финальное завершение в виде изображение дальнейшей судьбы персонажей.

Главным конфликтом пьесы, помимо любовного, является социальное противостояние нынешнего века и минувшего.

Ключевыми персонажами комедии являются Чацкий, Фамусов, Молчалин и Софья, отношения которых лежат в основе сюжетной линии.

В произведении раскрывается много актуальных и в настоящее время тем, ключевыми из которых являются взаимоотношения поколений, дворянские нравы, любовь в жизни лишнего человека, искажение русского языка и традиций, дальнейшее развитие страны.

Основной смысл пьесы заключается в авторском осуждении невежества и пошлости, в необходимости борьбы за собственные идеалы, моральные принципы и преодоления жизненных трудностей.

Анализ 2

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе. Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед. Отчего же это, и что такое вообще это «Горе от ума»? 1

Как появился замысел пьесы, достоверно неизвестно. Однако существует версия, согласно которой замысел возник в городе Таври́з где-то к концу первого десятилетия XIX века (1818-1820). К созданию комедии Грибоедов приступил в 1822 году. Тогда он находился на Кавказе, в Тифлисе, по службе и был в роли дипломата при генерале Алексее Петровиче Ермолове. Пьеса была готова к осени 1824 года в Петербурге, но из-за цензуры вышла в печать не в полном виде в альманахе «Русская Талия на 1825 год». Полностью она была опубликована в 1862 году, хотя и до этого была широко известна благодаря её первой постановке в 1831 году: рукописи расходились тысячами по всей России.

«Горе от ума» сочетает в себе два диаметрально противоположных жанра. Грибоедов назвал пьесу комедией, но ничего такого, что могло бы вызвать смех или улыбку, в ней нет. Напротив, её конец трагический, и в ней в целом много драматических моментов. С современной точки зрения это драма, но тогда в связи с отсутствием данного понятия она называлась «высокой» комедией, что было равноценно трагедии.

Главные герои пьесы:

  • Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом доме
  • Софья Павловна Фамусова, его дочь
  • Лиза, служанка в доме Фамусова
  • Алексей Степанович Молчалин, секретарь, живёт в доме Фамусова
  • Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник
  • Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи, супруги
  • Тухоуховские, семья князей: супруги и шесть дочерей
  • Хрюмины: бабушка и внучка – графини
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Репетилов

Второстепенные герои пьесы:

  • Господа N и D
  • Слуги
  • Гости, лакеи
  • Официанты Фамусова

Герои делятся на два лагеря: фамусовский (все герои во главе с Фамусовым) и лагерь Чацкого (сам Чацкий и упоминаемые лица: племянник Тугоуховской, двоюрный брат Скалозуба)

Чацкий Александр Андреевич среди всех героев — единственный положительный герой. Он остёр, умён, искренен. Его взгляды противопоставлены с принятыми общественными взглядами – на этом конфликте и держится вся комедия вплоть до последнего действия. Стоит отметить, что изначальный вариант его фамилии – «Чадский», от слова «чад, чадо» – «дитя, ребёнок». Это отсылка указывает на некую оторванность Чацкого от реальности, его романтизм, который как раз и раскрывается в последнем действии.

Фамусов Павел Афанасьевич – главный оппонент Чацкого, лицемер, льстец, хранитель старых традиций. В человеке ему нужны лишь положение в обществе, успехи в жизни, карьера. Его главная черта – зависимость от общественного мнения, что показывается в его фамилии: Фамусов от латинского «fama» – «молва». Даже в конце, после финального монолога Чацкого, его волнует всё то же:

Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

Софья – личность, далеко не однозначная. Воспитанная в фамусовской и, можно сказать, французской среде романов и нанимаемых учителей, она в то же время не боится общественного мнения и может выразить своё. Она наблюдательна, осторожна, но злопамятна, иронична. Однако всё же она выбирает Молчалина, а не Чацкого, свою давнюю любовь, и именно она пустила слух о его психическом нездоровии; фамусовское начало в ней преобладает над её личным. Это иронично отражается в её имени, обозначающем «мудрость».

Молчалин – лживый, послушный, низкий человек. Он не имеет своих собственных взглядов и, более того, уверен, что этого он не должен «сметь» делать. Вся жизнь его заключена в подчинении, зависимости от других ради своего продвижения. Он не может жить самостоятельно и давно уже приноровился «угождать всем людям без изъятья». Но, увы, именно такой вариант более выигрышный; «Молчалины блаженствуют на свете!» – горько замечает Чацкий.

Стоит ли говорить о других героях? Вернее, услышим ли мы о них что-нибудь новое? Все их черты и характеры уже раскрыты здесь, в трёх главных героях. Скалозуб, Горичи, Тугоуховские – все они такие же пустые, безнравственные, душевно бедные люди, как и Фамусов, и Молчалин. Говоря об одном герое, мы одновременно говорим о них всех.

Сюжет «Горя от ума» имеет линейную структуру.

Первое действие

Просыпается Лиза. Её сон был не очень хороший: Софья ждала Молчалина, а ей было поручено сделать так, чтобы никто не узнал об их встрече. Лиза, постучавшись, предупреждает девушку, что уже утро. Чтобы разбудить их быстрее, она переводит часы; они играют. Фамусов замечает Лизу и заигрывает с ней. Но их прерывает Софья; Фамусов ретируется. Лиза выговаривает Софью в неосторожности, Софья и Молчалин расходятся. Фамусов выходит снова и спрашивает, почему Молчалин тут в столь раннее время. Молчалин отвечает, что только закончил утренний моцион и зашёл к Софье, но Фамусов, несмотря на это, отчитывает дочь за то, что увидел ее, девушку, ещё совсем невинную, с мужчиной. Лиза советует Софье держать ухо востро и остерегаться сплетен, но Софью они не пугают. Лиза думает, что её роман с Молчалиным не получат дальнейшего развития: Фамусов любыми средствами воспрепятствует её браку на человеке без состояния. Для отца единственный хороший вариант — полковник Скалозуба: «И золотой мешок, и метит в генералы». Софья лучше бы покончила с собой, чем вышла бы замуж за глупого Скалозуба. Лиза вспоминает её бывшую любовь – весёлого, задорного и умного юношу Чацкого. Но для Софьи это дружба и совпадение – не более. К этому времени как раз прибывает Чацкий. Он замечает, как равнодушно встречает его Софья, но девушка утверждает обратное. Чацкий погружается в воспоминания о прошлом, Софья говорит, что всё это «ребячество». Чацкий видит, как стеснена Софья, и расспрашивает, не полюбила ли она другого. Девушка говорит, что растеряна из-за него самого. Возвращается Фамусов, и Чацкий заводит беседу с ним. Он восторгается Софьей, признаётся, что тех, кто мог сравняться с ней, просто нет. Фамусов задумывается, не попросится ли он к Софье, и после его ухода продолжает размышлять, кто именно: Чацкий или Молчалин — любим ей.

Второе действие

Фамусов указывает слуге письменный распорядок недели и после снова заговаривает с вернувшимся Чацким. Юноша спрашивает, как Павел Афанасьевич отреагировал на его брак с Софьей. Фамусов говорит, в первую очередь дал бы наставление посвятить себя государству и продвинуться в обществ. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – отвечает Чацкий. Для Фамусова это слова гордеца; он вспоминает своего дядю Максима Петровича, умевшего подслуживаться; в этом он видит главное в мужчине. Чацкий сопоставляет прошедшие и настоящие времена и критикует фамусовское поколение за то, что они формируют мнение о человеке, смотря на его состояние. Тем временем слуга Фамусова сообщает о прибытии Скалозуба. Павел Афанасьевич просит Чацкого не вольнодумствовать и уходит принимать генерала. Мужчины разговаривают о двоюрном брате Скалозуба, благодаря ему далеко продвинувшимся по службе, но незадолго до высокого чина уехавшего в деревню Фамусов восхищен Скалозубом – точнее, его успехами. Но Скалозуб хочет «достать» звание генерала. В диалог врывается Чацкий, Фамусов осуждает вольность его мыслей и отказ от службы. Чацкий отвечает, что не Фамусову его судить: в его среде нет идеалов для следования за ними, есть ненависть свободы и ветхие нравы, не принимаемые им. Чацкого возмущает, что в дворянском обществе сторонятся тех, которые отдаёт себя образованию, искусству, а не званиям, и от неприкрытой порочности их спасает лишь мундир. Внезапно картина меняется. Софья, напуганная падением Молчалина, теряет сознание. Лиза старается помочь ей придти в себя — Чацкий видит, что Молчалин вовсе не пострадал, и понимает, что Софья зря тревожится о нём. Девушка, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий спокойно отвечает, что с тем ничего серьёзного не случилось; Софья обвиняет его в равнодушии. Это даёт понять Чацкому, кому отдана девушка. Пришедший Молчалин упрекает Софью за её чрезмерную искренность и пугается слухов; Софье же мнение людей безразлично. Лиза советует Софье поиграться с Чацким, чтобы опровергнуть его подозрения. Когда Софья уходит, юноша заигрывает с Лизой.

Третье действие

Чацкий пытается выдавить у Софьи, кто поселился в её сердце: Молчалин или Скалозуб. Софья отклоняется от ответа. Чацкий признаётся, что из-за своей любви теряет рассудок. В диалоге узнаётся, что Софья ценит в Молчалине тихий характер и робкость, но вновь не говорит прямо о своих чувствах к нему. Чацкий остаётся без ответа. Идут подготовки к балу, все съезжаются гости: семья Тугоуховских, Хромины, Антон Антонович Загорецкий, свояченница Фамусова Хлёстова. Молчалин расхваливает её питомца. Чацкий, заметивший это, смеётся. Софья думает о высокомерии и злобе Чацкого. С ней заговаривает господин N; Софья сообщает ему, что Чацкий психически болен. Это быстро становится известным на балу. А самого Чацкого, прибывшего в дом Фамусова, все избегают его; сам Фамусов видит в нём явные симптомы сумашествия. Чацкий мучится «миллионом терзаний груди от дружеских тисков»; ему некомфортно в такой обстановке, он недоволен иностранной Москвой. Его озадачила встреча в соседней комнате с «французиком из Бордо». Он боялся, что попадёт в одичалую страну, но его приняли радушно, и ничего русского не увидел, будто вернулся во Францию. От этого ему противно, но к концу монолога он оказался один; вокруг танцевали и играли в карты.

Читайте также:  Особенности анатомии тела человека

Четвёртое действие

Бал окончен, гости уезжают; среди них и Чацкий. Его надежды развеялись. Он не понимает, почему все видят в нём умалишённого, кто начал эту сплетню, знает ли об этом Софья, не понимая что именно она и пустила его. Но в этот момент появляется Софья, и Чацкий, спрятавшись за колонну, случайно подслушивает разговор Молчалина и Лизы. В Софье юношу интересует лишь то, что она дочь Фамусова, содержащего его, а Лиза нравится ему намного больше. Но Софья всё слышит. Молчалин извиняется, Софья требует оставить дом утром – в противном случае она донесёт отцу. Вышедший Чацкий укоряет Софью в её бессмысленной измене. Но девушка сама не видела настоящего Молчалина. Прибегают разбуженные Фамусов со слугами и находят пару. Увиденное потрясает отца: Софья сама рассказала всем о безумии Чацкого и сейчас снова сошлась с ним. В замешательстве он грозится отправить Лизу «в избу», а Софью – «в Саратов». Чацкий понимает, кто всё это начал. Его надежды разрушены. Он желал счастья с Софьей, «летел» к ней одной, но мечты оказались ложными: детская любовь для Софьи, которой «дышал и жил» Чацкий, – ничто. Но теперь всё ясно, он не сожалеет о разрыве, осознаёт, что в её окружении он лишний и покидает дом. Фамусов обеспокоен одним: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

Собственно, в последнем действии и заложена идея произведения. Пьеса держится на конфликте старых и новых нравов, идеалов, мнений. Именно Грибоедов стоит в ряду зачинателей типа лишнего человека в литературе – представителя светского общества, отрицающего его нормы и правила, живущего по правильным, чуждым им идеалам. И именно эта комедия определила судьбу лишнего человека в обществе:

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым – счастье от безумья,
Всем умным – горе от ума 2

1 И.А.Гончаров. Мильон терзаний. Критический этюд
2 Эпиграф к комедии. Авторство не установлено, но точно известно, что он написан не Грибоедовым

Анализ комедии «Горе от ума»

Популярные сочинения

«Необходимо каждый день выдавливать из себя по капле раба»,- считал А.П.Чехов. Т.е. необходимо работать над собой, чтобы развиваться, быть лучше. Если человек перестает над собой работать, он деградирует, теряет себя.

Татьяна русская душою. это строчка из великого произведения Евгений Онегин, которое написал знаменитый писатель, которого знает каждый. Это Александр Сергеевич Пушкин.

Моя семья празднует не только Новый год, но и Рождество. Мы очень любим этот праздник. В этот день родилась моя двоюродная бабушка. Я с родителями еду ее поздравлять. Потом я с мамой готовлю праздничный ужин

Источник

Грибоедов А.С. "Горе от ума", краткий анализ

Произведение Грибоедова «Горе от ума» написано в XIX веке: начато в первой половине, а увидело свет в 60-х годах позапрошлого столетия. Автор отразил имеющийся тогда конфликт двух эпох: с одной стороны –аристократы, закостеневшие в своих взглядах, с другой – прогрессивный Чацкий, чуждый остальному обществу.

Проблематика, идея, тема произведения

Главная проблема произведения – проблема ума и глупости, что отражено в названии. Спорят «век нынешний и век минувший»: у каждого – свой взгляд на культуру и ценности, честь и совесть. И эти взгляды оказываются диаметрально противоположными. Все окружение Чацкого считает, что главное в жизни – материальный достаток, устойчивое положение в обществе и хорошая репутация. Главное – это то, что будут говорить о вас в свете. И жить нужно, как живет большинство: вовремя «подслужиться», подсуетиться, угодить, получить должный чин, награду и хорошее жалование.

А иметь собственное мнение не обязательно, да оно и не требуется:

В мои года не должно сметь свое суждение иметь.

И Чацкий, желающий «служить делу, а не лицам», выглядит странно со своими оригинальными суждениями, он не понятен остальным, да и опасен, в каком-то роде. Поэтому, легче объявить Чацкого сумасшедшим – какой спрос с умалишенного? А, чтобы не мешал и не раздражал – изгнать неугодного: «с глаз долой – из сердца вон».

В своей комедии Грибоедов ярко и глубоко отобразил борьбу двух традиций, двух лагерей русского общества XIX века: духа рабского, слепого подражания всему иноземному и духа гордого свободы и независимости людей возвышенных, идейных.

Особенности сюжета, композиции произведения

За основу сюжета автор берет один день пребывания в доме Фамусова – московского помещика из дворянского сословия. Именно в этот респектабельный дом неожиданно утром приезжает Чацкий – молодой человек, пылко влюбленный в дочь Фамусова Софью. Он проводит весь день в доме Фамусова.

Жанром произведения считается комедия, причем, реалистическая: все действия происходят в конкретной обстановке. Присутствуют выраженные атрибуты тогдашнего времени: борьба карбонариев за свободу в Италии, ученый комитет, ланкастерское взаимное обучение. Прототипы героев взяты Грибоедовым из жизни.

Композиция «Горя от ума» уникальна, в ней – две сюжетные линии: социальная и любовная. Вначале любовная линия выходит на первый план. И построена она на обычном любовном треугольнике: есть героиня романа и два претендента на ее руку и сердце. Но потом яркая социальная линия оттесняет любовную, которая становится своеобразным обрамлением серьезного противостояния Чацкого и общества.

Система персонажей

В этом произведении много персонажей разной степени значимость. Но главными являются несколько.

Александр Андреевич Чацкий — сирота, воспитанный Фамусовым. Три года он провел заграницей, взгляды его изменились и стали чужеродными. Он умен, остроумен и прогрессивен – критикует тогдашнюю помещичью Россию с ее крепостническими порядками. Хотелось бы добавить, что многие исследователи, следом за А. С. Пушкиным, в образе Чацкого видели образ самого Грибоедова. Это именно его ум, благородство, энергия воплотились в художественном образе. А Чацкий:

Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями.

Фамусов – владелец дома, где происходит действие. Он – вдовец, имеющий взрослую дочь. С одной стороны, это – добрый человек, не лишенный сострадания: берет на воспитание сироту Сашу Чацкого и воспитывает длительное время. С другой – лицемер, лишенный чести и совести. Для него главное – высокий чин и деньги. А методы получения материальных благ значение не имеют: будь то взятки и лесть;

Софья – бывшая возлюбленная Чацкого, дочь Фамусова. Они с Чацким выросли вместе, и, естественно, влюбились друг в друга, как тогда казалось. Но не только Чацкий изменил свои взгляды за три года: Софья тоже расставила приоритеты и определилась с выбором ценностей. И этот выбор – не в пользу Чацкого;

Избранник Софьи – Молчалин, секретарь Чацкого. Именно его Софья предпочла Чацкому, ведь он более «удобен» и пригоден для совместной жизни, да и угождать умеет преотлично. Да, он глуп, и что с того?

Второстепенные персонажи – неактивные действующие лица, оказывающие значительно влияние на развитие сюжетной линии:

  1. Скалозуб – офицер, зацикленный на военной карьере;
  2. Репетилов – друг хозяина дома. Из-за распутной и бурной жизни в молодости он не смог обеспечить себе должную карьеру и достойное положение в обществе.

Комедия написана в стихотворной форме – шестистопным ямбом, эту манеру Грибоедов перенял у Крылова. Иногда автор отступает от установленных правил написания и переходит на строчки меньшей длины – это уменьшает тяжеловесность и однообразие. Язык – живой, литературный, реальный язык того времени: «аглицкий», «карбонарии», «вельможа в случае». У каждого персонажа – свой лексикон и манера говорить. Конфликт между Чацким и остальными отражен и в разговорной речи персонажей. Особенностями написания являются драматургическое и художественное мастерство.

Иначе говоря, «Горе от ума» — это, конечно же, произведение, отражающее, прежде всего, дух своего времени, однако, в то же время, это современное произведение, которое отчетливо и ясно отображает ум и глупость, быт и повседневность, политические идеалы прошлого и современности.

Не будучи профессиональным писателем, Грибоедов создал гениальное произведение, оказавшее огромное влияние на русскую литературу. Здесь – и приобретение познаний: широко представлена жизнь московских дворян после событий 1812 года, их проблемы, тревоги и мировоззрение. И процесс отрыва передовых дворян от широкого общества, родной среды. Автор избежал схематизма и великолепно передал всю сложность персонажей и той эпохи. Поэтому, комедия имеет огромное литературное и историческое значение.

Источник

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: анализ произведения

«Горе от ума» — шедевр русской литературы, написанный А. С. Грибоедовым. Критик Бестужев-Марлинский назвал пьесу феноменом, комедией, какой Россия не видела со времен «Недоросля». Пушкин дал свою критическую оценку произведению, сказав, что автор отлично описал любовный конфликт между персонажами. В ЕГЭ по литературе часто встречается анализ произведения «Горе от ума» Грибоедова, поэтому к пьесе нужно отнестись серьезно.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Год написания – 1822-1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединенных в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется, и стремительно движется к финалу.

Жанр – Пьеса. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене, ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классическое направление, Грибоедов уверенно ввел смелое реалистическое решение, создав необычное жанровое разнообразие.

Герой своего времени

Помимо «фамусовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — противостоит этому социуму. Действительно, комедия начинается с приезда к Фамусовым их друга Александра Чацкого. Это блистательный человек с огромными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом лишь с одной целью — увидеть Софью — дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно. Сначала Чацкий не понимает в чем дело, но узнав истинную причину, остается в недоумении.

Читайте также:  Что означает анализ but 79

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершен начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии, Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием, высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов, и начал работу над пьесой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
  • для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью

проблемы горе от ума

Система персонажей

В пьесе развитая система персонажей. Все герои обладают и положительными, и отрицательными качествами, что отличает эту комедию от произведений классицизма. Главные персонажи:

  • Чацкий имеет такие положительные качества, как образованность, прогрессивность, но в то же время он вспыльчив и бесцеремонен;
  • Фамусов берет взятки, ограничен в своих суждениях, но он уважаемый человек в Москве, хороший отец, который переживает за будущее своей дочери;
  • Софья искренняя, наивная и решительная, но иногда она поступает жестоко и безрассудно по отношению к Чацкому;
  • Молчалин карьерист, может прибегнуть к любым способам для достижения своих целей.

Описание второстепенных персонажей помогает раскрыть образы главных героев комедии. К ним относятся Лиза и Скалозуб. Внесценические персонажи не появляются на сцене, но упоминаются в произведении. Они помогают понять исторический и культурный контекст комедии. В произведении множество говорящих фамилий, они отражают главную черту того или иного персонажа. Это черта классицизма. Например, фамилия Молчалин говорит, что герой не имеет собственного мнения, соглашается с остальными.

В комедии «Горе от ума» анализ произведения дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горе от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни.

Служение Александра Грибоедова

Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.

Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.

В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел. С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Фамусовское общество

В школе, задавая сочинение по «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы делят на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамусовское общество», название которой уже стало нарицательным.

И сейчас людей, объединенных подобными идеями, называют «фамусовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, для них важно уничтожать вольнодумство, покорно подчиняться начальству и быть материально обеспеченными. Лишь в деньгах они видят смысл жизни и уважают и ценят сильных мира сего. В своей ограниченности они не видят ничего предосудительного, наоборот, в образовании они замечают лишь недостатки, отрицательные стороны и всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу.

Невозможно одним словом определить жанр «Горе от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесы Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова

Его бессмертную комедию «Горе от ума» проходят в старших классах средней школы. Содержание известно всем, но каждый раз прочитывая ее, можно открыть что-то новое для себя, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений сталкиваются друг с другом.

Там Фамусов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше. Он ни во что не ставит моральные качества человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает за людей, тем более равными себе. С сильными мира сего он лебезит и знает, как лестью к ним подобраться. Для единственной дочери он желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.

Сочинение «Горе от ума. Образы главных героев комедии»

Софья влюбляется в тихого Молчалина, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но по неопытности принимает его двуличие за чистую монету, за настоящие чувства. Ведь Молчалину выгодно жениться на ней, у него все продумано и расписано. Девизом Молчалина является «умеренность и аккуратность». То, что Софья предпочла Молчалина Чацкому, становится понятно потом, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло не оставить на ней отпечатка. В ее кругу доминировал матриархат, женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила свой выбор на том, кем могла бы помыкать (тем более что он беден).

Сочинение по «Горе от ума» с позиции Софьи писать наиболее трудно, так как ее образ наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, который острит по поводу Молчалина. Именно она распространяет слух о сумасшествии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Лишь случай помогает ей разоблачить Молчалина, увидеть его низкую натуру. Однако и с Чацким она была бы несчастна, ее сильному характеру нужен муж, который стал бы ей во всем угождать и слушаться.

Сочинение на тему «Горе от ума. Чацкий» — это любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «чад», показывая, что он находится в чаду собственных идеалов и потрясений.

Характер Чацкого

Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

Софья Фамусова в комедии Грибоедова

Сочинение на тему «Софья. Горе от ума» любят писать девочки. Но не все из них до конца понимают, как образованная, остроумная Софья Фамусова (не зря же в нее влюбился главный герой) предпочла недалекого Молчалина Чацкому. Софья в комедии — это один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она ближе всех по духу к Чацкому, с другой — она является причиной его бегства из «фамусовского общества».

Софья образована, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь зла…

Темы школьных сочинений

Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.

Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:

  • «Век нынешний и век минувший».
  • «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
  • «Фамусовская Москва».
  • «Автор и его герой».
  • «Герой и эпоха».
  • «Чацкий и Софья».
  • «Смысл названия комедии».
  • «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».

Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

Источник

Adblock
detector