АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Как устроен пенсионный фонд

Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.

Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.

Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.

Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

Уровень Что входит
Федеральный уровень Центральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровень Отделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровень Управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.

Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:

  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Что нужно знать о пенсионном фонде

  1. Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
  2. У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
  3. Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
  4. Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.

Если ПФР не государственный фонд и самостоятельная организация, почему тогда государство замораживает часть пенсий?!

тьфунатебя, государство не замораживает пенсии, оно замораживает поступления денежных средств на накопительные счета в пенсионном фонде. Вместо этого эти деньги направляют на текущие расходы, в том числе на выплату пенсий действующим пенсионерам.

Ник, сначала подумал, что «тьфунатебя» — это междометие, которое должно подчеркнуть глупость вопроса, и хотел возмутиться.

Но потом посмотрел на ник.

А где можно посмотреть, как ПФ инвестирует деньги и какую доходность получает?

Про ФСС расскажите, пожалуйста. Очень интересная статья

Вопрос. Если человек всю жизнь платит 22% в ПФР, но не доживает до пенсионного возраста, то куда деваются его накопления? Их просто присваивает себе государство?

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране обще признана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров — из-за явно низкого размера пенсий; работодателей — вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть — по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы — поскольку одни из них доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы;

1 шаг — Ликвидируется Пенсионный Фонд РФ(

125000 сотрудников, с ФОТ- 0000000000 руб. + ОС + м/ц).

1.1- Отменяется налог в ПФ РФ и в ФСС (упрощается налогообложение, з/п. – «белая»).

2 шаг — в Сберегательном Банке РФ или в казначействе РФ на каждого гражданина РФ открывается депозитный пенсионный вклад, начиная с рождения.

3 шаг — При приеме на работу работник оговаривает с работодателем в трудовом договоре процент отчислений на пенсионный вклад работника. Контроль за отчислениями работник осуществляет самостоятельно.

4 шаг — Бюджет Пенсионного Фонда пропорционально распределяется на депозитные счета граждан РФ.

5 шаг — Государство ежегодно индексирует пенсионные вклады с учетом инфляции.

6 шаг — Гражданин РФ при достижении пенсионного возраста начинает получать проценты с депозитного пенсионного вклада.

6.1 Гражданин РФ 1 раз в 3 года может оплатить санаторно-курортную путевку. В случаи смерти владельца вклада, независимо от возраста, пенсионный вклад переходит по наследству родственникам.

Источник

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пример готовой дипломной работы по предмету: Стратегический менеджмент

Содержание

1. Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения

1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России

1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ

1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ

2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда

2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2016 — 2018 гг.

2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2016 – 2018 гг.

3. Пути совершенствования работы Пенсионного фонда РФ

Список использованных источников

Выдержка из текста

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой 1. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, оказывают на неё огромное влияние. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение. Для рядового

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. — № 237. – 25.12.1993

гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры. Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета

2. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ и важность их выполнения обуславливает актуальность данной темы исследования.

Целью дипломной работы является изучение ПФ РФ. В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ.

2. Изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде.

3. Рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда. Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом – механизм его формирования и использования. В дипломной работе есть введение, три главы, список использованных источников, заключение, приложение.

_________________

2Федеральный закон «О внесение изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 05.05.1997 № 77-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. — № 19. – Ст. 2188

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. — № 237. – 25.12.1993.

2. Федеральный закон «О внесение изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 05.05.1997 № 77-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. — № 19. – Ст. 2188.

3. Федеральный закон «О внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и в статьи 12 и

6. Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 25.10.2001 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. — № 44. – Ст. 4149.

4. Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31.12.2001 № 198-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 1 (ч.1).

5. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. — № 35. – Ст. 3607.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального страхования» в связи с введением единого социального налога» от 05.03.2004 № 10-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. — № 10. – Ст. 836.

7. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. — № 51. – Ст. 4831.

8. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. — № 52 (ч.1).

– Ст. 4920.

9. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 30. – Ст. 3028.

10. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. — № 14. – Ст. 1401.

11. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. — № 51. – Ст. 4832.

12. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. — № 29. – Ст. 3686.

13. Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.97г. 113-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. — № 29. – Ст. 3686.

14. Постановление Главы администрации области «О состоянии и мерах по совершенствованию пенсионного обслуживания населения области» от 01.07.93 № 152.

15. Александров, А.А. Оформление пенсий по новому законодательству / А.А. Александров – М.: Издательство «Книга-сервис», 2016. – 520 с.

16. Антимонопольная политика и развитие конкуренции на финансовом рынке. Под ред. Р.А. Кокорева, А.В. Даниловой. — М.: ТЕИС, 2016. – 468 с.

17. Арянина, С.П. Персонифицированный учёт в системе государственного пенсионного страхования. / С.П. Арянина. — М.: «Изд-во Приор», 2015. – 80 с.

18. Астапович, А.З. Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России / А.З. Астапович – М.: Издательство «БЭА», 2015. – 258 с.

19. Бабич, А.М Экономика социального страхования. / А.М. Бабич, Е.Н. Егоров. — М.: ТЕИС, 2014. – 189 с.

20. Бирюков, Б.М. Пенсии в Российской Федерации / Б.М. Бирюков– М.: Издательство «ПРИОР», 2016. – 364 с.

21. Бурнашов, Р.А. Реформа обязательного пенсионного страхования в России / Р.А. Бурнашов — М.: Соврем. экономика и право, 2016. — 279 с.

22. Вьюницкий, В.И. Зачем нужна пенсионная реформа / В.И. Вьюницкий // Достоинство. — 2014.- № 41. — C. 3.

23. Гвозденко, А.А. Основы страхования. / А.А. Гвозденко. — М.: Финансы и статистика, 2016. – 335 с.

24. Дегтярёв, Г.П. Пенсионные реформы в России. / Г.П. Дегтярёв. — М.: Academia, 2015. – 336 с.

25. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения в России. / М.Л. Захаров. — М.: Издательство БЕК, 2016. – 226 с.

26. Захаров, М.Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству. / М.Л. Захаров. — М.: ООО «ТК Велби», 2016. – 336 с.

27. Кузнецов, А. В. Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия / А. В. Кузнецов, О. В. Ордин – М.: Изд-во РПЭИ, 2014. – 126 с.

28. Куценко, В. В. Пенсионное обеспечение в России: История, состояние, перспективы: Текст лекций / В.В. Куценко, С.В. Ровбель.– Новосибирск: НГАЭиУ, 2016. – 364 с.

29. Лексин, В.Н. Муниципальная Россия / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. – М.: УРСС, 2013.- 159 с.

Источник

Организация деятельности и анализ системы государственного пенсионного страхования Пенсионного фонда России и пути ее совершенствования

Гусева, Д. А. Организация деятельности и анализ системы государственного пенсионного страхования Пенсионного фонда России и пути ее совершенствования / Д. А. Гусева, М. К. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.5 (116.5). — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31636/ (дата обращения: 05.07.2021).

Пенсионное страхование рассматривается как одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения и косвенно всех трудоспособных граждан. Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является обеспечение человеку заработанного уровня жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Таким образом, определяется его важное социальное значение. Следовательно, актуальность исследования системы функционирования Пенсионной системы РФ заключается в том, что от уровня эффективности текущего функционирования ПФР зависит обеспечение достойного уровня жизни людям, не имеющим трудовых доходов.

Ключевые слова: государственное пенсионное страхование, анализ системы государственного пенсионного страхования, Пенсионный фонд России, доходы бюджета ПФР, расходы бюджета ПФР, исполнение бюджета ПФР.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Создание Пенсионного фонда России позволило осуществить переход от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. [2]

ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч. установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих; выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал; администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование; назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе; формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений и др. [4]

В структуре Пенсионного фонда – 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.

Рассмотреть динамику таких показателей, как среднего размера трудовой пенсии по старости, МРОТ, прожиточного минимума пенсионера и среднего размера заработной платы в РФ в 2011-2015 гг. можно на рисунке 1 [5]:

Рис. 1. Сравнение среднего размера трудовой пенсии по старости, МРОТ, прожиточного минимума пенсионера и среднего размера заработной платы в РФ в 2011-2015 гг.

Как видно на рисунке 1, в 2011-2015 гг. наблюдается рост всех перечисленных показателей. Прожиточный минимум пенсионера в РФ превышает минимальный размер оплаты труда, а средний размер трудовой пенсии практически в 2 раза превышает прожиточный минимум пенсионера. Средний размер заработной платы в 2015 г. более чем в 2,5 раза превышает средний размер пенсии. Однако, в 2015 г. размер инфляции составил 12,91%, а прожиточный минимум пенсионера по сравнению с 2014 г. вырос на 8,22%, МРОТ – на 7,40%, средний размер трудовой пенсии – на 7,38%, а средний размер зарплаты – на 2,41%. Следовательно, рост перечисленных показателей значительно ниже, чем инфляция.

Исполнение бюджета ПФР в 2011-2015 гг. представлено на рисунке 2 [4]:

Рис. 2. Исполнение бюджета ГУ Управления ПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в 2011-2015 гг.

Согласно рисунку 2, в 2011 г. бюджет ГУ Управления ПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области исполнен по доходам в сумме 5,25 трлн.руб., а по расходам – 4,92 трлн.руб., следовательно, общий профицит бюджета составил 330 млрд.руб. В 2012 г. бюджет исполнен по доходам в сумме 5,89 трлн.руб., а по расходам – 5,45 трлн.руб., следовательно, общий профицит бюджета составил 440 млрд.руб. В 2013 г. бюджет исполнен по доходам в сумме 6,39 трлн.руб., а по расходам – 6,38 трлн.руб., следовательно, общий профицит бюджета составил 10 млрд.руб. В 2014 г. бюджет ПФР исполнен по доходам в сумме 6,16 трлн.руб., а по расходам – 6,19 трлн.руб., следовательно, общий дефицит бюджета составил 30 млрд.руб. Однако, в 2015 г. бюджет исполнен по доходам в сумме 7,13 трлн.руб., а по расходам – 7,67 трлн.руб., следовательно, общий дефицит бюджета ПФР составил 540 млрд.руб.

Состав и структуру доходов бюджета ПФР в 2013-2015 гг. проанализируем в таблице 2:

Состав и структура доходов бюджета ПФР в 2013 – 2015 гг.

Источник

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

Основными целями развития пенсионной системы являются:

  • гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
  • обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
  • достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;
  • развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Параметры пенсионной системы должны быть связаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.

Для достижения указанных целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов пенсионной системы. При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Источник

Читайте также:  Анализ состояния инвестиционного рынка
Adblock
detector