Анализ эпилога поэмы Ахматовой Реквием



Анализ эпилога поэмы Ахматовой «Реквием»

Четверть века А.А. Ахматова работала над поэмой «Реквием». Каждая строка произведения – крик души поэтессы. В нем показаны страдания всех женщин, близкие которых были арестованы или убиты во время репрессий начала ХХ века. Завершается произведение эпилогом.

Эта часть «Реквиема» продолжает тему женского горя. А. Ахматова показывает, что сделал с народом политический режим, осуждает тех, на чьих руках осталась кровь невинных людей, кто стал причиной слез матерей. Кроме того, поэтесса доказывает, что нельзя забывать о страшных событиях, чтобы не допустить их повторения.

Как и остальные части, эпилог написан от первого лица единственного числа. В нем лирическая героиня анализирует все, что ей пришлось пережить. Кроме нее, участником эпизода является сборный образ женщин, которые пережили страшные потери.

Начинается эпилог откровением лирической героини о том, что она узнала, как выглядит страх в глазах людей, как меняются лица под гнетом страданий. А. Ахматова детально описывает перемены, которые происходят с запуганными людьми, несущими на плечах бремя страданий: их волосы седеют, смех становится сухим, в нем появляются нотки испуга. Лирическая героиня молится обо всех, кто стоял с ней под тюрьмой.

Далее рассказывается, что снова приблизился поминальный час. Вот почему героиня так отчетливо видит, слышит и чувствует «подруг по несчастью». Она даже имен их не знает, вспоминает лишь отдельные события, детали внешности, фразы. Героиня говорит, что имен этих женщин теперь не узнать, ведь списки не сохранилась. Эта деталь показывает, как власть скрывала от народа трагедии.

Лирическая героиня клянется, что никогда и нигде не забудет тех женщин. Ей очень хочется, чтобы и её помнили, если ей «зажмут … измученный рот». Она представляет, что когда- то ей могут захотеть воздвигнуть памятник. Женщина просит, чтобы его поставили под стеной, где она отстояла триста часов. Она не хочет забывать, как переживала эти часы, хочет своим памятником напоминать об этом потомкам.

Эпилог поэмы «Реквием» А. Ахматовой состоит из двух частей. В первой поэтесса описывает тех, кто пережил горе, во второй воспроизводит думы, которые рождаются в её голове в поминальный час. Формальная организация соответствует смысловой. Первая часть состоит из одной строфы, вторая – из двустиший. В первой части использована перекрестная рифмовка, во второй – параллельная. Строки первой части написаны пятистопным ямбом, второй – трехстопным амфибрахием.

Чтобы передать душевное состояние лирической героини, акцентировать внимание на идейном звучании, А. Ахматова использовала художественные средства. В эпилоге есть метафоры («опадают лица», «жесткие страницы страдание выводит на щеках», «улыбка вянет», «широкий покров… из …подслушанных слов»), эпитеты («губы покорные», «сухонький смешок», «стомильонный народ», «тень безутешная»), сравнение («выла старуха, как раненный зверь», «пусть… как слезы, струится подтаявший снег»).

Источник

Анализ поэмы «Реквием» (А.А. Ахматова)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор поэмы «Реквием» — литературного памятника репрессивной эпохи советской реакции. После революции многие безвинные люди пострадали от того, что после назовут «перегибами». Но на деле ситуация представляла собой террор, направленный правительством против собственного народа. И против стихии боли и крови восстала женщина-мать, женщина-жена, оплакивающая сына и мужа и обличающая их мучителей. Об Анне Ахматовой и ее «Реквиеме» и пойдет речь в этой статье.

История создания

Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием».
Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг.

История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма. Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году. В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».

О создании поэмы известны интересные факты:

  • О поэме «Реквием» знали немногие. Ахматова сама читала ее самым близким людям, после чего каждый раз вынуждена была сжигать рукопись, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны власти.
  • Популярность поэма обрела в эмигрантском самиздате, куда попала «без ведома и согласия автора». Ее опубликовали заграницей, но Ахматова до последнего отрицала свою причастность к публикации, чтобы обезопасить себя и свою семью.
  • Сын Анны, Лев, был холоден к матери, и одной из причин, как утверждают некоторые источники, является распространение «Реквиема». Подобные поступки матери отражались на его жизни и свободе.

Жанр, размер, направление

Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

«Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение, состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох.

Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.

Смысл названия

Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.

Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.

Композиция и конфликт

Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.

  1. Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
  2. В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
  3. Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
  4. Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
  5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
  6. «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
  7. В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».

Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.

Суть: о чем произведение?

Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.

Читайте также:  Рынок жилой недвижимости г Москвы динамика текущее состояние и перспективы развития

Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять.

Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.

Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простояла героиня и тысячи таких, как она.

Главные герои и их характеристика

Система образов в поэме «Реквием» якро обозначает основной конфликт: перед нами лишь жертвы той силы, против которой направлен материнский укор.

сама россия – становится героиней эпической поэмы. страдающая, «безвинная» русь с ее бесконечными тюремными затворами и «каторжными норами», с «одичалой» столицей и туманной невой и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделяя ее страшный удел. но образ руси раскрывается и в той исторической памяти, которую просит сохранить лирическая героиня в «эпилоге». без этой будущей, лучшей россии, без надежды на светлое будущее, «реквием» превратился бы из исповеди в приговор.

Тематика поэмы «Реквием» многогранна и совершенно особенна:

  1. Материнская любовь. Судьба лирической героини показывает пример настоящей материнской любви, искренней заботы и бескорыстной жертвенности. Мать не может оставить своего ребенка в беде; отстаивая долгие тюремные очереди, она найдет в себе силы справиться с любым испытанием, пока есть шанс защитить тех, кого она любит. Тема любви является одной из главных в данном произведении.
  2. Родина. Любовь и сострадание к родной земле становятся одними из главных мотивов «Реквиема». Необходимо отметить, что, несмотря на всю жестокость и бесправие власти и политической системы, лирическая героиня ни на мгновение не винит Россию за все случившееся с ней, не клевещет. Наоборот, она сочувствует Родине, которую считает такой же несправедливо осужденной, как и своего сына.
  3. Сострадание. Лирическая героиня не просто уединенно переживает все выпадающие ей на долю испытания. Несмотря на всю тяжесть своего положения, всю сердечную муку, она не закрывает глаза на несчастия и боль других людей. Тема сострадания становится ведущей в тексте.
  4. Тема памяти. Лирическая героиня не только сострадает всем безвинно обвиненным и лишенным семьи, но и не может отделить память о личном горе от памяти о несчастии тысяч других людей. Свой памятник она посвящает каждому из тех, кто пропал или выжил в тюремных очередях, ссылках и под заключением.
  5. Тема народного страдания — основная тема «Реквиема». Через тоску матери передается плач и уныние всей России по сгубленным душам. Длинная очередь показывает массовость и масштабность проблемы: каждая семья ощутила железную хватку времени.
  6. Тема времени. Через свои стенания поэтесса точно передает характер исторической эпохи. Тюремные очереди, передачи, массовые аресты, ожидание худшего, народное горе, которое сплачивает людей, — все это приметы советской реакции.

Проблемы

Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.

  • Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
  • Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

Основная идея

«Реквием» стал тем самым памятником, о котором писала Анна Ахматова в своей поэме. Поэтесса подарила людям напоминание о страшных годах репрессий для того, чтобы дни «смертельной тоски» больше не повторились никогда. Писательница, раскрыв читателям собственную страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не останется забытой. Это и есть смысл «Реквиема» — оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предавать его забвению. Для нас с Вами.

Главная мысль поэмы «Реквием» заключается в необходимости сочувствия и сострадания ко всем людям, вне зависимости от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР обернулось беспрецедентной враждебностью людей по отношению друг к другу. Этого нельзя допустить вновь. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Они — закон жизни.

Критика

В родной стране «Реквием» не был принят властью с восхищением. Идеологическая критика Жданова рисовала глумливые образы Ахматовой как блудницы и монахини в одном лице, подчеркивала «гнилой дух безыдейности» в ее произведении. Доклад этого советского чиновника разошелся на цитаты и стал началом травли Ахматовой как поэтессы. С того дня ее стихи больше не печатались в советских СМИ, зато акулы пера с удовольствием рвали репутацию автора в клочья.

Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.

Знаменитый русский поэт Иосиф Бродский так писал о «Реквиеме»:

«…Понятно, что Ахматова описывает в «Реквиеме» все ужасы «большого террора». Но при этом она всё время говорит о том, что близка к безумию. Здесь самая большая, правда и сказана <…> Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны. Потому, что когда поэт пишет, то это для него — не меньшее происшествие, чем событие, которое он описывает».

Писатель и критик Ю. Карякин писал:

«Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли».

Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой:

«Теперь все знают эпилог «Реквиема», знают, с каким «условием» Ахматова, глядя в далёкое будущее, «давала согласье» на памятник, если когда-нибудь суждено ему быть не её родине. Памятника, может быть, и не будет, — кто знает? Несомненно, одно: бессмертие поэта. А если памятник, то тоже из тех, нерукотворных, прочнее меди».

Источник

Реквием эпилог анализ кратко

В 1987 году советские читателе впервые познакомились с поэмой А. Ахматовой «Реквием».

Для многих любителей лирических стихотворений поэтессы это произведение стало настоящим открытием. В нем «хрупкая… и тоненькая женщина» — как назвал ее в 60-е годы Б. Зайцев – издала «вопль – женский, материнский», ставший приговором страшному сталинскому режиму. И через десятилетия после написания нельзя читать поэму без содрогания в душе.

ахматова реквием анализ

В чем заключалась сила произведения, которое более двадцати пяти лет хранилось исключительно в памяти автора и 11 близких людей, которым она доверяла? Это поможет понять анализ поэмы «Реквием» Ахматовой.

История создания

Основу произведения составила личная трагедия Анны Андреевны. Ее сына, Льва Гумилева, арестовывали трижды: в 1935, 1938 (дали 10 лет, потом сократили до 5 исправительно-трудовых работ) и в 1949 (приговорили к расстрелу, затем заменили ссылкой и позже реабилитировали).

Читайте также:  Общий анализ крови правила перед сдачей

анализ поэмы реквием ахматовой

Именно в период с 1935 по 1940 годы и были написаны основные части будущей поэмы. Ахматова сначала предполагала создать лирический цикл стихотворений, однако позже, уже в начале 60-х годов, когда появилась первая рукопись произведений, пришло решение объединить их в одно произведение. И действительно, на протяжении всего текста прослеживается неизмеримая глубина горя всех русских матерей, жен, невест, испытавших страшные душевные муки не только в годы «ежовщины», но и во все времена существования человечества. Это показывает анализ «Реквиема» Ахматовой по главам.

В прозаическом предисловии к поэме А. Ахматова рассказала о том, как ее «опознали» (примета времени) в тюремной очереди перед Крестами. Тогда одна из женщин, очнувшаяся от оцепенения, на ухо – тогда все так говорили – спросила: «А это вы можете описать?» Утвердительный ответ и созданное произведение стали выполнением великой миссии настоящего поэта – всегда и во всем говорить людям правду.

Композиция поэмы «Реквием» Анны Ахматовой

Анализ произведения следует начинать с осмысления ее построения. Эпиграф, датированный 1961 годом, и «Вместо предисловия» (1957 год) свидетельствуют о том, что мысли о пережитом не покидали поэтессу до конца жизни. Страдания сына стали и ее болью, которая не отпускала ни на миг.

Далее следуют «Посвящение» (1940), «Вступление» и десять глав основной части (1935-40 годы), три из которых имеют название: «Приговор», «К смерти», «Распятие». Завершает поэму двухчастный эпилог, носящий в большей мере эпический характер. Реалии 30-х годов, расправа над декабристами, вошедшие в историю стрелецкие казни, наконец, обращение к Библии (глава «Распятие») и во все времена ни с чем не сравнимые страдания женщины – то, о чем пишет Анна Ахматова

«Реквием» — анализ названия

Заупокойная месса, обращение к высшим силам с просьбой о благодати для усопшего… Великое произведение В. Моцарта – одно из любимейших музыкальных произведений поэтессы… Такие ассоциации вызывает в сознании человека название поэмы «Реквием» Анны Ахматовой. Анализ текста подводит к выводу, что это скорбь, поминовение, печаль по всем «распятым» в годы репрессий: тысячам погибших, а также тем, у кого от перенесенных страданий и мучительных переживаний за своих родных «умерла», окаменела душа.

«Посвящение» и «Вступление»

Начало поэмы вводит читателя в атмосферу «осатанелых лет», когда великое горе, перед которым «гнутся горы, не течет великая река» (гиперболы подчеркивают его масштабы) вошло чуть ли не в каждый дом. Появляется акцентирующее внимание на всеобщей боли местоимение «мы» — «невольные подруги», стоявшие у «Крестов» в ожидании приговора.

реквием анны ахматовой анализ

Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой привлекает внимание к необычному подходу в изображении любимого города. Во «Вступлении» кровавый и черный Петербург представляется измученной женщине лишь «ненужным привеском» к тюрьмам, разбросанным по всей стране. Обыденным делом, как ни страшно, стали «звезды смерти» и предвестники беды «черные маруси», разъезжающие по улицам.

Развитие главной темы в основной части

Поэму продолжает описание сцены ареста сына. Не случайна здесь перекличка с народным плачем, форму которого использует Ахматова. «Реквием» — анализ поэмы это подтверждает – развивает образ страдающей матери. Темная горница, оплывшая свечка, «смертный пот на челе» и страшная фраза: «за тобой, как на выносе, шла». Оставшись одна, лирическая героиня в полной мере осознает ужас случившегося. Внешнее спокойствие сменяется бредом (2 часть), проявляющимся в сбивчивых, недосказанных словах, воспоминанием о былой счастливой жизни веселой «насмешницы». А дальше – бесконечная очередь под Крестами и 17 месяцев мучительного ожидания приговора. Для всех родных репрессированных он становился особой гранью: до – еще сохраняется надежда, после – конец всей жизни…

Анализ поэмы «Реквием» Анны Ахматовой показывает, как личные переживания героини все больше приобретают вселенские масштабы человеческого горя и невероятной стойкости.

Кульминация произведения

В главах «Приговор», «К смерти», «Распятие» эмоциональное состояние матери достигает апогея.

анализ реквиема ахматовой по главам

Что ее ожидает? Смерть, когда уже не страшит ни снаряд, ни тифозный чад, ни даже «верх шапки голубой»? Для героини, утратившей смысл жизни, она станет спасением. Или безумие и окаменевшая душа, позволяющие забыть обо всем? Невозможно передать словами то, что чувствует в такое момент человек: «… это кто-то другой страдает. Я бы так не могла…».

Центральное место в поэме занимает глава «Распятие». Это библейская история распятия Христа, которую переосмыслила Ахматова. «Реквием» — анализ состояния женщины, навсегда потерявшей ребенка. Это миг, когда «небеса расплавились в огне» — признак катастрофы вселенского масштаба. Глубоким смыслом наполнена фраза: «А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». И слова Христа, пытающегося утешить самого близкого человека: «Не рыдай мене, Мати…». Как приговор любому бесчеловечному режиму, обрекающему мать на невыносимые страдания, звучит «Распятие».

«Эпилог»

Анализ произведения Ахматовой «Реквием» завершает определение идейного содержания заключительной его части.

анализ поэмы реквием анны ахматовой

Автор поднимает в «Эпилоге» проблему человеческой памяти – только так можно избежать ошибок прошлого. А еще это обращение к богу, но просит героиня не за себя, а за всех, кто был с ней рядом у красной стены долгих 17 месяцев.

Вторая часть «Эпилога» перекликается с известным стихотворением А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Тема в русской поэзии не новая – это определение поэтом своего назначения на Земле и некое подведение творческих итогов. Желание Анны Андреевны – чтобы памятник, воздвигнутый в ее честь, стоял не на берегу моря, где она родилась, и не в саду Царского Села, а у стен Крестов. Именно здесь она провела самые страшные дни своей жизни. Так же, как тысячи других людей целого поколения.

анализ произведения ахматовой реквием

Значение поэмы «Реквием»

«Это 14 молитв», — так сказала о своем произведении в 1962 году А. Ахматова. Реквием – анализ подтверждает данную мысль – не только по сыну, но по всем безвинно уничтоженным, физически или духовно, гражданам большой страны – именно так воспринимается читателем поэма. Это памятник страданию материнского сердца. И страшное обвинение, брошенное в адрес созданной «Усачом» (определение поэтессы) тоталитарной системы. Долг будущих поколений – никогда не забывать об этом.

Источник

Анна Ахматова «Реквием»: анализ поэмы

«Реквием» Ахматовой — это модернистская поэма, выражающая масштабы народного горя и посвящённая всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал.

В «Реквиеме» поднимаются проблемы ужасов сталинской эпохи, вечного повторения (плач по сыну сопоставляется с плачем стрелецких жён и с муками Богородицы); проблема памяти (реализуется в образе памятника автору, который Ахматова видит не возвышенным, как у Пушкина или Державина, а поставленным у стен тюрьмы, символизирующим непрерывные оскорбления и муки).

Трагедия одинокой женщины, матери, которая никак не дождётся домой арестованного без вины сына, её жажда смерти как избавления от страданий по ходу поэмы становится трагедией тысяч матерей, чьи дети стали «врагами народа».

История создания

Толчком к написанию поэмы послужили трагические события из жизни А. А. Ахматовой: расстрел первого мужа, Н. Гумилёва, в 1921 г., арест второго мужа, Н, Пунина, и сына Л. Гумилёва в 1935 г., высылка многих представителей интеллигенции, повторный арест сына в 1938 г. и ссылка его в Сибирь на 10 лет.

⦁ С 1935 г. — написание поэмы в разные периоды. Долгое время А. А. Ахматова только читала её друзьям по памяти, а в 1950 г. решилась записать.

⦁ 1963 г. — первая публикация в Мюнхене.

⦁ 1987 г. — первая публикация в СССР, спустя 11 лет после смерти поэтессы, в журналах «Нева» и «Октябрь».

Проблематика

Беспомощность и бесправие невинно осуждённых, боязнь, что горе людей будет забыто новыми поколениями.

Композиция и сюжет

Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых несёт определённую идею.

Эпиграф. Строки из стихотворения А. А. Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали … », написанное позже, чем поэма, — в 1961 г.

«Вместо предисловия» Прозаический рассказ о том, что предшествовало написанию поэмы. Прокатившаяся по стране волна арестов, репрессии и произвол властей стали всеобщей трагедией.

Читайте также:  Геополитика Евразийских транспортных коридоров

«Посвящение». Описание переживаний родственников и близких заключённых, которые много времени проводят в тюремных очередях.

«Вступление». Переданы боль и горе, которые испытывает автор при мысли о трагических судьбах невинных людей. Предстаёт образ глубоко несчастной, больной, одинокой женщины. Это скорее призрак, убитый горем до крайней степени: «Эта женщина больна, // Эта женщина одна … »

10 глав-стихотворений. Третье, четвёртое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. А. А. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах.

«Приговор». Это седьмая часть, которая несёт идею человеческой стойкости. Для того чтобы выжить, мать должна научиться не чувствовать боли: «Надо, чтоб душа окаменела». Однако всё это вынести трудно, поэтому восьмая часть названа «К смерти».

«К смерти». В восьмой главе героиня ожидает свою смерть, просит её ускорить свой приход, потому что жизнь утратила всякий смысл: «Ты всё равно придёшь, — зачем же не теперь?»

«Распятие». В десятой части «Распятие» показана трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест.

«Эпилог». Состоит из двух частей. В первой — обращение к тем, кто стоял вместе с А. А. Ахматовой в тюремной очереди, мольба о помощи, но не о себе одной, а обо всех убитых горем людях, стоявших «под красною ослепшей стеною».

Во второй части А. А. Ахматова развивает тему назначения поэта и поэзии, возможного памятника, который должен стоять у той страшной тюремной стены, где «выла старуха, как раненый зверь».

Основные образы

1. Реальная женщина

⦁ поэма автобиографична: А. А. Ахматова переживает личные трагедии (смерть Н. С. Гумилёва, аресты Н. Н. Пунина и сына);

⦁ женщина с достоинством и силой воли;

⦁ эмоциональна, не скрывает своего ужаса;

⦁ то охваченная безумием, призывающая смерть, то отстранённая и окаменелая от горя.

2. Собирательный образ русской женщины

⦁ разговор в очереди показывает, что трагедия поэтессы не только личная, но и общая для всех женщин эпохи сталинского террора;

⦁ женщины сильные, терпеливые, самоотверженные, но в то же время измученные тревогой за судьбу близких;

⦁ все подруги по несчастью;

⦁ стоят и в холод, и в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных, готовы последовать за ними в ссылку

3. Обобщающий образ Богоматери

⦁ образ-символ, обращение к библейским мотивам;

⦁ наиболее ярко проявляется в стихотворении «Распятие»;

⦁ образы женщин сравниваются с ликом Богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына

Идейно-тематическое содержание

Темы: память, родина, страдания матери и всего народа.

Идея: память о том, что было сделано с народом во время сталинского террора, должна жить всегда; в поэме звучит призыв к будущим поколениям построить памятник народному страданию и не позволить этой страшной трагедии повториться.

Жанровое своеобразие

⦁ «реквием» отличается как от стандартных поэм, так и от остальных поэм а. А. Ахматовой. Это лирический цикл, в него вошли написанные в разное время стихотворения, каждое со своим законченным сюжетом.

⦁ поэма написана от 1-го лица — поэтессы и лирической героини; идея, лирическое начало соединяют стихи в одно целое.

Источник

«Реквием» (А. Ахматова)

В 1935 г. студент МГУ Лев Гумилёв (сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва) арестован за мнимое участие в антисоветской террористической группе. Ахматова довольно быстро добивается освобождения сына, обратившись непосредственно к Сталину.

В 1938 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к 10 годам лагерного режима (впоследствии срок сократили до пяти лет).

В 1949 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к расстрелу, но впоследствии заменяют наказание на ссылку.

Забегая вперёд, отметим, что в 1956-м и 1975-м гг. Гумилёва полностью реабилитировали по всем обвинениям.

Что пережила его мать? Нам не представить. Но результатом этих страшных лет стал «Реквием» Анны Ахматовой.

Проблематика:

  • страшные порядки сталинской эпохи;
  • вечное повторение (плач по сыну сопоставляется с плачем стрелецких жён и с муками Богородицы);
  • проблема памяти (реализуется в образе памятника, который Ахматова видит не возвышенным, как у Пушкина или Державина, а оскорблённым и обречённым на непрерывную пытку).

Смысл названия: реквием — это заупокойная месса. «Реквием» Ахматовой посвящается всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал.

Литературное направление: модернизм (акмеизм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Реквием» писался очень долго и фактически представляет собой цикл из десяти стихотворений, объединённых прологом и эпилогом. При этом вполне можно говорить о едином сюжете «Реквиема», который последовательно и логично раскрывается от стихотворения к стихотворению.

Время и место действия: 1930-е годы, Ленинград, тюремные очереди.

Краткое содержание

Вместо предисловия

В тюремной очереди Ахматову кто-то узнал. И одна из женщин, стоявшая в бесконечной очереди, чтобы передать родному или близкому вещи первой необходимости, попросила Анну Андреевну описать этот ужас.

Посвящение

Ахматова посвящает «Реквием» подругам по несчастью — таким же женщинам, которые стояли в очереди, слушали топот солдатских сапог, плакали, когда узнали приговор и почти умерли в этой очереди.

Вступление

Ахматова описывает этот страшный мир без улыбок, который практически полностью состоит из тюрем. Всё в этом мире символизирует смерть, разлуку, страдание.

1. Сына Ахматовой увели на рассвете. С тех пор вся её жизнь — это время слёз.

2. Лирическая героиня одна и больна. Муж умер. Сына арестовали. Надежды нет.

3. Это страдание невероятно сильно, и лирическая героиня уверяет: страдает не она, она не смогла бы так.

4. Лирическая героиня вспоминает свою юность, друзей, развлечения. И думает, что если бы ей тогдашней показали её нынешнюю — стоящую трёхсотой в тюремной очереди, плачущую и прожигающую слезами льдинки — то она не поверила бы.

5. Семнадцать месяцев мать плачет и кричит, зовёт домой сына. Она уже ничего не понимает, не различает лиц — только чувствует грядущий ужас.

6. Лирическая героиня ведёт мысленный диалог с сыном, словно с распинаемым Христом. Недавно были белые ночи, и вот они опять наступили — время страшно и стремительно летит.

7. И вот приговор камнем падает на мать. Её дело теперь — превратить душу в камень и убить память. Только это позволит остаться живой физически.

8. Лирическая героиня беседует со смертью. Она её приглашает, призывает, подсказывает возможные варианты: это может быть случайный снаряд или подкравшийся бандит. Это может быть прежняя «сказочка»: как арестовали и казнили её мужа («верх шапки голубой» — имеется в виду офицерская фуражка Гумилёва), так и саму поэтессу можно арестовать и казнить. А ей всё равно, ей безразлично. Даже любовь вытесняется ужасом этих дней.

9. Поэтесса чувствует приближение безумия. Она понимает, что ничего не удастся сберечь: ни страшные воспоминания, ни память о счастливых минутах.

10. Лирическая героиня говорит о распятии Христа: Иисус спрашивает отца, почему он оставил его, а просит мать не плакать о нём.

11. Продолжается тема Христа. Слёзы Магдалины, оцепенение любимого ученика Христа. И его мать Мария, на которую никто не смеет глянуть.

Эпилог

Лирическая героиня говорит, что многое узнала: как на лицах прочерчивается страдание, как волосы вдруг становятся седыми, как навсегда пропадает улыбка и приходит страх. И она молится обо всех, кто стоял с ней тогда в тюремной очереди.

Она помнит всех — и ту женщину, которая еле могла идти, и ту, что вовсе не ходит, и ту, которая сказала, что ходит к тюрьме как домой, и всех остальных. Она их никогда не забудет и просит помянуть её тоже.

А если страна захочет поставить Ахматовой памятник, то она не против — но этот памятник должен стоять не возле моря, где прошло её детство, не в Царском Селе, где она жила в юные годы, а здесь — у стены тюрьмы, где триста часов она простояла — и не дождалась открытия двери. Потому что Ахматова боится хоть на секунду забыть подробности этого ужаса, который был её жизнью.

Источник

Анализ Эпилога поэмы Ахматовой Реквием



Анализ поэмы «Реквием» (А.А. Ахматова)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор поэмы «Реквием» — литературного памятника репрессивной эпохи советской реакции. После революции многие безвинные люди пострадали от того, что после назовут «перегибами». Но на деле ситуация представляла собой террор, направленный правительством против собственного народа. И против стихии боли и крови восстала женщина-мать, женщина-жена, оплакивающая сына и мужа и обличающая их мучителей. Об Анне Ахматовой и ее «Реквиеме» и пойдет речь в этой статье.

История создания

Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием».
Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг.

История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма. Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году. В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».

О создании поэмы известны интересные факты:

  • О поэме «Реквием» знали немногие. Ахматова сама читала ее самым близким людям, после чего каждый раз вынуждена была сжигать рукопись, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны власти.
  • Популярность поэма обрела в эмигрантском самиздате, куда попала «без ведома и согласия автора». Ее опубликовали заграницей, но Ахматова до последнего отрицала свою причастность к публикации, чтобы обезопасить себя и свою семью.
  • Сын Анны, Лев, был холоден к матери, и одной из причин, как утверждают некоторые источники, является распространение «Реквиема». Подобные поступки матери отражались на его жизни и свободе.

Жанр, размер, направление

Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

«Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение, состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох.

Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.

Смысл названия

Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.

Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.

Композиция и конфликт

Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.

  1. Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
  2. В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
  3. Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
  4. Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
  5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
  6. «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
  7. В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».

Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.

Суть: о чем произведение?

Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.

Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять.

Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.

Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простояла героиня и тысячи таких, как она.

Главные герои и их характеристика

Система образов в поэме «Реквием» якро обозначает основной конфликт: перед нами лишь жертвы той силы, против которой направлен материнский укор.

сама россия – становится героиней эпической поэмы. страдающая, «безвинная» русь с ее бесконечными тюремными затворами и «каторжными норами», с «одичалой» столицей и туманной невой и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделяя ее страшный удел. но образ руси раскрывается и в той исторической памяти, которую просит сохранить лирическая героиня в «эпилоге». без этой будущей, лучшей россии, без надежды на светлое будущее, «реквием» превратился бы из исповеди в приговор.

Читайте также:  Дипломная работа Особенности стимулирования и мотивации на предприятиях сферы обслуживания

Тематика поэмы «Реквием» многогранна и совершенно особенна:

  1. Материнская любовь. Судьба лирической героини показывает пример настоящей материнской любви, искренней заботы и бескорыстной жертвенности. Мать не может оставить своего ребенка в беде; отстаивая долгие тюремные очереди, она найдет в себе силы справиться с любым испытанием, пока есть шанс защитить тех, кого она любит. Тема любви является одной из главных в данном произведении.
  2. Родина. Любовь и сострадание к родной земле становятся одними из главных мотивов «Реквиема». Необходимо отметить, что, несмотря на всю жестокость и бесправие власти и политической системы, лирическая героиня ни на мгновение не винит Россию за все случившееся с ней, не клевещет. Наоборот, она сочувствует Родине, которую считает такой же несправедливо осужденной, как и своего сына.
  3. Сострадание. Лирическая героиня не просто уединенно переживает все выпадающие ей на долю испытания. Несмотря на всю тяжесть своего положения, всю сердечную муку, она не закрывает глаза на несчастия и боль других людей. Тема сострадания становится ведущей в тексте.
  4. Тема памяти. Лирическая героиня не только сострадает всем безвинно обвиненным и лишенным семьи, но и не может отделить память о личном горе от памяти о несчастии тысяч других людей. Свой памятник она посвящает каждому из тех, кто пропал или выжил в тюремных очередях, ссылках и под заключением.
  5. Тема народного страдания — основная тема «Реквиема». Через тоску матери передается плач и уныние всей России по сгубленным душам. Длинная очередь показывает массовость и масштабность проблемы: каждая семья ощутила железную хватку времени.
  6. Тема времени. Через свои стенания поэтесса точно передает характер исторической эпохи. Тюремные очереди, передачи, массовые аресты, ожидание худшего, народное горе, которое сплачивает людей, — все это приметы советской реакции.

Проблемы

Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.

  • Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
  • Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

Основная идея

«Реквием» стал тем самым памятником, о котором писала Анна Ахматова в своей поэме. Поэтесса подарила людям напоминание о страшных годах репрессий для того, чтобы дни «смертельной тоски» больше не повторились никогда. Писательница, раскрыв читателям собственную страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не останется забытой. Это и есть смысл «Реквиема» — оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предавать его забвению. Для нас с Вами.

Главная мысль поэмы «Реквием» заключается в необходимости сочувствия и сострадания ко всем людям, вне зависимости от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР обернулось беспрецедентной враждебностью людей по отношению друг к другу. Этого нельзя допустить вновь. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Они — закон жизни.

Критика

В родной стране «Реквием» не был принят властью с восхищением. Идеологическая критика Жданова рисовала глумливые образы Ахматовой как блудницы и монахини в одном лице, подчеркивала «гнилой дух безыдейности» в ее произведении. Доклад этого советского чиновника разошелся на цитаты и стал началом травли Ахматовой как поэтессы. С того дня ее стихи больше не печатались в советских СМИ, зато акулы пера с удовольствием рвали репутацию автора в клочья.

Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.

Знаменитый русский поэт Иосиф Бродский так писал о «Реквиеме»:

«…Понятно, что Ахматова описывает в «Реквиеме» все ужасы «большого террора». Но при этом она всё время говорит о том, что близка к безумию. Здесь самая большая, правда и сказана <…> Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны. Потому, что когда поэт пишет, то это для него — не меньшее происшествие, чем событие, которое он описывает».

Писатель и критик Ю. Карякин писал:

«Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли».

Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой:

«Теперь все знают эпилог «Реквиема», знают, с каким «условием» Ахматова, глядя в далёкое будущее, «давала согласье» на памятник, если когда-нибудь суждено ему быть не её родине. Памятника, может быть, и не будет, — кто знает? Несомненно, одно: бессмертие поэта. А если памятник, то тоже из тех, нерукотворных, прочнее меди».

Источник

Анализ «Эпилога» поэмы Ахматовой «Реквием»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ «Эпилога» поэмы Ахматовой «Реквием».

Поэма «Реквием» стала итогом всего творческого пути Ахматовой, поэтесса говорит об очень важных вещах. Она пытается емко и кратко, но предельно ясно дать характеристику своей эпохе. Для этого используется несколько основных маркеров, с помощью которых выражается гражданская и жизненная позиция.

В эпилоге Ахматова продолжает тему смерти, которая поддерживается практически во всех главах. Темы смерти и жизни тесно переплетаются между собой в пространстве данного произведения. Поэтесса говорит о своих чувствах и переживаниях. То, что ей удалось познать, на самом деле касается многих, в первую очередь, матерей, который ждут своих сыновей. Для этого используется несколько емких и лаконичных персонификациях: как опадают лица, из-под век выглядывает страх. В первом четверостишье звучит как будто итог всего текста.

Автор акцентирует внимание на мелких изменениях в портретных характеристиках. Локоны, которые из пепельных и черных превращаются в серебряные, морщины, которые появляются на щеках от страдания. В таких тонких деталях передается вся боль.

Читайте также:  Где сдать анализ кала на патогенную кишечную флору в Москве

Анна Ахматова вспоминает всех тех, кто вместе с ней стоял под стенами тюрьмы, она молиться за этих людей. Эпитет красная стена много о чем говорит. Это стена человеческих слез и человеческой крови, поэтому и красная. Далее в тексте упоминается уже более широкая метафора: под красною ослепшею стеной. Для людей, которые стояли там дни и ночи стираются временные рамки: “и в лютый холод, и в июльский зной”.

И вот приближается поминальный час. Ахматова говорит о том, что слышит всех и чувствует их боль и страдания. Каждый человек ей по-своему дорог, их переживания она воспринимает как свои: О них вспоминаю всегда и везде. Использован стилистический прием – полисендитон, зачастую сочетается с анафорой. Это необходимо для того, чтобы акцентировать внимание на определенных словах, которые имеют важное звучание. С помощью повторения определенных звуков, союзов, слов это выглядит очень гармонично, текст становится более художественным и красивым.

Актуализируется тема исторической памяти, Ахматова говорит о том, что она не против, чтобы ей воздвигли памятник. Но при этом она просит не ставит его около моря, ни в царском саду, ведь связь с этими местами потеряна. Она говорит о том, что место памятнику там, где она выстояла 300 часов, возле этих тюремных стен. Это увековечит человеческие страдания не только поэтессы, но и будет служить памятником всем тем, кто был здесь вместе с Ахматовой.

В последних строчках эпилога поэтесса актуализирует тему мира, она верит в светлое будущее, она верит в том, что каждый получит то, чего на самом деле заслуживает. Таким образом, в эпилоге имеет место оппозиция свобода и несвобода. С помощью использования образа-символа голубя автор говорит нам о том, что скоро наступят лучшие времена. Спокойную размеренную жизнь подчеркивает фраза: “И тихо идут по Неве корабли”. Ахматова пыталась донести до читателя основную мысль: важно верить в светлое будущее, невзирая на безутешное настоящее.

Источник

Анализ «Эпилога» поэмы Ахматовой «Реквием»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ «Эпилога» поэмы Ахматовой «Реквием».

Поэма «Реквием» стала итогом всего творческого пути Ахматовой, поэтесса говорит об очень важных вещах. Она пытается емко и кратко, но предельно ясно дать характеристику своей эпохе. Для этого используется несколько основных маркеров, с помощью которых выражается гражданская и жизненная позиция.

В эпилоге Ахматова продолжает тему смерти, которая поддерживается практически во всех главах. Темы смерти и жизни тесно переплетаются между собой в пространстве данного произведения. Поэтесса говорит о своих чувствах и переживаниях. То, что ей удалось познать, на самом деле касается многих, в первую очередь, матерей, который ждут своих сыновей. Для этого используется несколько емких и лаконичных персонификациях: как опадают лица, из-под век выглядывает страх. В первом четверостишье звучит как будто итог всего текста.

Автор акцентирует внимание на мелких изменениях в портретных характеристиках. Локоны, которые из пепельных и черных превращаются в серебряные, морщины, которые появляются на щеках от страдания. В таких тонких деталях передается вся боль.

Анна Ахматова вспоминает всех тех, кто вместе с ней стоял под стенами тюрьмы, она молиться за этих людей. Эпитет красная стена много о чем говорит. Это стена человеческих слез и человеческой крови, поэтому и красная. Далее в тексте упоминается уже более широкая метафора: под красною ослепшею стеной. Для людей, которые стояли там дни и ночи стираются временные рамки: “и в лютый холод, и в июльский зной”.

И вот приближается поминальный час. Ахматова говорит о том, что слышит всех и чувствует их боль и страдания. Каждый человек ей по-своему дорог, их переживания она воспринимает как свои: О них вспоминаю всегда и везде. Использован стилистический прием – полисендитон, зачастую сочетается с анафорой. Это необходимо для того, чтобы акцентировать внимание на определенных словах, которые имеют важное звучание. С помощью повторения определенных звуков, союзов, слов это выглядит очень гармонично, текст становится более художественным и красивым.

Актуализируется тема исторической памяти, Ахматова говорит о том, что она не против, чтобы ей воздвигли памятник. Но при этом она просит не ставит его около моря, ни в царском саду, ведь связь с этими местами потеряна. Она говорит о том, что место памятнику там, где она выстояла 300 часов, возле этих тюремных стен. Это увековечит человеческие страдания не только поэтессы, но и будет служить памятником всем тем, кто был здесь вместе с Ахматовой.

В последних строчках эпилога поэтесса актуализирует тему мира, она верит в светлое будущее, она верит в том, что каждый получит то, чего на самом деле заслуживает. Таким образом, в эпилоге имеет место оппозиция свобода и несвобода. С помощью использования образа-символа голубя автор говорит нам о том, что скоро наступят лучшие времена. Спокойную размеренную жизнь подчеркивает фраза: “И тихо идут по Неве корабли”. Ахматова пыталась донести до читателя основную мысль: важно верить в светлое будущее, невзирая на безутешное настоящее.

Источник

«Реквием» Ахматовой анализ и краткое содержание поэмы

Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.

Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

Анна Андреевна Ахматова (1889 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Так «Requiem» Вольфганга Моцарта, творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Автор использует прямое значение определения «Реквием», описывая мотивы смерти.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Читайте также:  Почему Вам стоит заказать упаковку для медицины у нас

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Источник

Анализ эпилога поэмы Ахматовой «Реквием»

Четверть века А.А. Ахматова работала над поэмой «Реквием». Каждая строка произведения – крик души поэтессы. В нем показаны страдания всех женщин, близкие которых были арестованы или убиты во время репрессий начала ХХ века. Завершается произведение эпилогом.

Эта часть «Реквиема» продолжает тему женского горя. А. Ахматова показывает, что сделал с народом политический режим, осуждает тех, на чьих руках осталась кровь невинных людей, кто стал причиной слез матерей. Кроме того, поэтесса доказывает, что нельзя забывать о страшных событиях, чтобы не допустить их повторения.

Как и остальные части, эпилог написан от первого лица единственного числа. В нем лирическая героиня анализирует все, что ей пришлось пережить. Кроме нее, участником эпизода является сборный образ женщин, которые пережили страшные потери.

Начинается эпилог откровением лирической героини о том, что она узнала, как выглядит страх в глазах людей, как меняются лица под гнетом страданий. А. Ахматова детально описывает перемены, которые происходят с запуганными людьми, несущими на плечах бремя страданий: их волосы седеют, смех становится сухим, в нем появляются нотки испуга. Лирическая героиня молится обо всех, кто стоял с ней под тюрьмой.

Далее рассказывается, что снова приблизился поминальный час. Вот почему героиня так отчетливо видит, слышит и чувствует «подруг по несчастью». Она даже имен их не знает, вспоминает лишь отдельные события, детали внешности, фразы. Героиня говорит, что имен этих женщин теперь не узнать, ведь списки не сохранилась. Эта деталь показывает, как власть скрывала от народа трагедии.

Лирическая героиня клянется, что никогда и нигде не забудет тех женщин. Ей очень хочется, чтобы и её помнили, если ей «зажмут … измученный рот». Она представляет, что когда- то ей могут захотеть воздвигнуть памятник. Женщина просит, чтобы его поставили под стеной, где она отстояла триста часов. Она не хочет забывать, как переживала эти часы, хочет своим памятником напоминать об этом потомкам.

Эпилог поэмы «Реквием» А. Ахматовой состоит из двух частей. В первой поэтесса описывает тех, кто пережил горе, во второй воспроизводит думы, которые рождаются в её голове в поминальный час. Формальная организация соответствует смысловой. Первая часть состоит из одной строфы, вторая – из двустиший. В первой части использована перекрестная рифмовка, во второй – параллельная. Строки первой части написаны пятистопным ямбом, второй – трехстопным амфибрахием.

Чтобы передать душевное состояние лирической героини, акцентировать внимание на идейном звучании, А. Ахматова использовала художественные средства. В эпилоге есть метафоры («опадают лица», «жесткие страницы страдание выводит на щеках», «улыбка вянет», «широкий покров… из …подслушанных слов»), эпитеты («губы покорные», «сухонький смешок», «стомильонный народ», «тень безутешная»), сравнение («выла старуха, как раненный зверь», «пусть… как слезы, струится подтаявший снег»).

Источник

Adblock
detector