6 интересных фактов о фильме Мой ласковый и нежный зверь

Мой ласковый и нежный зверь анализ произведения

"Ласковый и нежный зверь" Сергей Камышев

Молодой Чехов — тогда он еще был Антошей Чехонте — одно время очень увлекался «психопатами». У него даже рассказ есть с таким названием. Видимо, тогда это было модное слово, хотя означало оно не совсем то же, что сейчас.

Следователю Камышеву, главному герою «Драмы на охоте» и снятого по ней фильма «Мой ласковый и нежный зверь», диагноз «психопат» ставит местный доктор Вознесенский. Поначалу он считает Камышева добрым приятелем, но все больше недоумевает по поводу его поступков и ищет им объяснения.

И хотя Камышев в беседе с доктором отрицает его догадки, сам-то он понимает, кто он такой есть: любящий «жалить», «профанировавший свою весну», «полумертвый».

Вкратце напомню сюжет, хотя, наверно, все вы смотрели это кино.

Живет в провинции красивый и холостой следователь Камышев, ему чуть за 30, он любимец женщин, периодически лихо кутит за счет богатого графа Карнеева, особым служебным рвением не отличается и в плане карьеры звезд с неба не хватает.

У него вялотекущая связь с цыганкой Тиной, он усиленно обольщал дочь мирового судьи Наденьку Калинину и, добившись взаимности, бросил без объяснения причин, а с недавних пор он увлечен «девушкой в красном» — 17-летней дочерью лесничего Оленькой. Жизнь девушки с полусумасшедшим отцом невыносима, поэтому она соглашается на предложение 50-летнего управляющего Урбенина.

Камышев создает у Оленьки иллюзию, что влюблен в нее, внушает ей, что она сама своим замужеством перечеркнула их общие перспективы… прямо в день свадьбы овладевает ею, и они начинают тайно встречаться. Разумеется, такое начало брака скоро приводит к разрыву Ольги с мужем, и она. переселяется к другу Камышева — богачу графу Карнееву.

Пустенькая и тщеславная девочка (а с чего ей при таких вводных быть другой?) мечтает о роскоши, о том, чтобы все ахали при виде ее платьев и тому подобной лабуде. Камышева она «любит» более других, однако ее полнейшей фокусировки на себе следователь так и не дожидается. Богатство и титул Карнеева в ее глазах «весят» явно больше его неотразимости. И черт побери, это стыдно, нестерпимо стыдно!

В приступе ярости Камышев убивает Ольгу на пикнике, затем умело заметает следы, «ликвидирует» свидетеля и подводит под каторгу Урбенина. Проходит восемь лет. Следователь в отставке (поперли за нарушения в ведении следствия по делу гибели Ольги) Камышев является к редактору журнала с собственноручно написанным детективом. Редактор читает и понимает, что истинный убийца и есть Камышев, в чем тот с самолюбованием признается.

А теперь разберу поступки Камышева и его отношения с людьми.

«Прихвостень-собутыльник»

Иррациональную неприязнь Камышев питает к своему ближайшему приятелю — графу Карнееву, незлобивому пьянице и гуляке, проживающему свое огромное состояние в пьяном угаре и кутежах с цыганами. Камышев настолько чрезмерен в своем презрении к Карнееву, настолько преувеличенно кривит губы, что становится очевидно: граф — объект его давней, еще со студенческих лет, зависти. Чему завидует? Об этом Камышев говорит сам, хотя свое чувство он не расценивает как зависть, а рационализирует как неприязнь и презрение.

«Узкие лбы, не видящие ничего дальше своего носа, любят утверждать, что знатный граф видел в «бедном и незнатном» судебном следователе хорошего прихвостня-собутыльника. Я, пишущий эти строки, по их разумению, ползал и пресмыкался у графского стола ради крох и огрызков! По их мнению, знатный богач, пугало и зависть всего С—го уезда, был очень умен и либерален; иначе тогда непонятно было бы милостивое снисхождение до дружбы с неимущим следователем и тот сущий либерализм, который сделал графа нечувствительным к моему «ты».

Люди же поумнее объясняют наши близкие отношения общностью «духовных интересов». Я и граф — сверстники. Оба мы кончили курс в одном и том же университете, оба мы юристы и оба очень мало знаем: я знаю кое-что, граф же забыл и утопил в алкоголе всё, что знал когда-нибудь. Оба мы гордецы и, в силу каких-то одним только нам известных причин, как дикари, чуждаемся общества. Оба мы не стесняемся мнением света (т. е. С—го уезда), оба безнравственны и оба плохо кончим. Таковы связующие нас «духовные интересы».

Пожалуй, это даже не столько общественное мнение о Камышеве, сколько отношение нарцисса к себе самому — глубокое презрение и нелюбовь, скрывающиеся за фасадом самодовольства и высокомерия.

Пользуясь щедротами графа, Камышев смакует свое отвращение к этому человеку. Ему доставляет особое удовольствие отвечать на искреннее чувство издевкой и глумлением.

«Если бы знали, как любил меня этот тщедушный человек и как я его не любил! Он первый предложил мне свою дружбу, и я первый сказал ему «ты», но с какою разницей в тоне! Он, в припадке хороших чувств, обнял меня и робко попросил моей дружбы — я же, охваченный однажды чувством презрения, брезгливости, сказал ему: — Полно тебе молоть чепуху! И это «ты» он принял как выражение дружбы и стал носить его, платя мне честным, братским «ты»…

И вот к этому «ничтожеству» Камышев то и дело ездит кутить, хотя и себе, и людям пытается доказать, что граф и предлагаемый им досуг ему неинтересен. Однако ж, к «неинтересному», «ничтожному» человеку его тянет как магнитом. Да и как не тянуться.

Во-первых, море разливанное, цыгане, красотки-певицы, многодневный пьяный угар.

Во-вторых, попутно Камышев обделывает свои психопатические делишки — например, выслеживает тайник графского слуги Франца и обчищает его, попутно не забывая спихнуть вину на старую служанку Сычиху.

В-третьих, времяпрепровождение у графа — это возможность сколько угодно «придираться, жечь ядовитыми остротами, издеваться… осмеять, заездить едкой остротой, обратить в порошок».

Ну и в-четвертых и самых главных, наблюдение за деградацией и разорением объекта зависти — это ж такое специфическое «счастье» или, точнее сказать, хоть какой-то бальзам на вечно зудящую рану зависти. Уничтожить, разрушить этого человека, чтобы завидовать было больше нечему — вот бессознательная цель Камышева.

«Ничтожные люди»

. Чехов был невысокого мнения об этой вещи, написанной им в 24 года. Я считаю, что зря. Образ Камышева выписан с большой психологической достоверностью. Вот, например, какое точное описание прилива грандиозности у Камышева. «Укушамшись» графскими винами, он дает волю фантазиям о себе, необыкновенном. Ему нужна аудитория, восхищенная и с трепетом внимающая. Аудитория «особенная». Не эти «жалкие» людишки.

«Язык у меня запутался от мысли, что я говорю с людьми ничтожными, не стоящими и полуслова! Мне нужна была зала, полная людей, блестящих женщин, тысячи огней. Я поднялся, взял свой стакан и пошел ходить по комнатам. В «мозаиковой» гостиной я выбрал себе турецкую софу, лег на нее и отдал себя во власть фантазий и воздушных замков. Мечты пьяные, но одна другой грандиознее и безграничнее, охватили мой молодой мозг. Получился новый мир, полный одуряющей прелести и не поддающихся описанию красот. Недоставало только, чтоб я заговорил рифмами и стал видеть галлюцинации».

Читайте также:  5 Разработка методик измерений

Показателен и психопатический «юмор» Камышева. Он называет своего попугая именем местного жителя, сделав его объектом насмешек.

«Моего попугая зовут не попкой и не другим каким-нибудь птичьим названием, а Иваном Демьянычем. Это имя получил он совершенно случайно. Однажды мой человек Поликарп, чистя его клетку, вдруг сделал открытие, без которого моя благородная птица и доселе величалась бы попкой. Лентяя вдруг ни с того ни с сего осенила мысль, что нос моего попугая очень похож на нос нашего деревенского лавочника Ивана Демьяныча, и с той поры за попугаем навсегда осталось имя и отчество длинноносого лавочника. С легкой руки Поликарпа и вся деревня окрестила мою диковинную птицу в Ивана Демьяныча. Волею Поликарпа птица попала в люди, а лавочник утерял свое настоящее прозвище: он до конца дней своих будет фигурировать в устах деревенщины, как «следователев попугай».

Какая изощренная гадость. Отнять у человека имя.

Пей-гуляй, бей-ломай

Камышев сам признается в своей «пьяной удали, не знающей границ в своей шири, сатанинской гордости и презрении к жизни». Эта «пьяная удаль» очень разрушительна. Разбить балалайку, хватить мужика веслом по голове, убить Ольгу.

«Я задрожал от восторга и, охватив Тину одной рукой, а другой махая в воздухе балалайкой, допел до конца «Ночи безумные». Балалайка с треском ударилась о пол и разлетелась на мелкие щепки…»

«Я помню себя качающимся с Тиной в саду на качелях. Я стою на одном конце доски, она на другом. Я работаю всем своим туловищем с ожесточением, насколько хватает у меня сил, и сам не знаю, что именно мне нужно: чтобы Тина сорвалась с качелей и убилась или же чтоб она взлетела под самые облака? Тина стоит бледная как смерть, но, гордая и самолюбивая, она стиснула зубы, чтобы ни одним звуком не выдать своего страха. Мы взлетаем всё выше и выше и. не помню, чем кончилось».

Обычно Камышев хорошо контролирует себя, но в пьяном угаре у него нередко «срывает башню». Так, в приступе гнева он сильно ранит мужика графа Карнеева. Крестьянин фиксирует побои, а Камышев делает круглые глаза, когда доктор Вознесенский рассказывает ему об этом.

«Он явился ко мне и попросил медицинского свидетельства. рана нанесена ему вами. И теперь не помните? Рана ушибленная, повыше лба, на границе с волосистой частью. До кости хватили, батенька!
— Не помню! — прошептал я. — Кто он? Чем занимается?
— Обыкновенный карнеевский мужик, у вас же там на озере был гребцом, когда вы кутили. — Гм. может быть! Не помню. Вероятно, был пьян и как-нибудь нечаянно.
Нет-с, не нечаянно... Он говорит, что вы рассердились на него за что-то, долго бранились и потом, рассвирепев, подскочили к нему и при свидетелях хватили. Мало того, вы крикнули: «Я убью тебя, шельму этакую. »

Апогеем импульсивной агрессивности Камышева становится убийство Ольги Урбениной.

«Когда я шел в лес, я далек был от мысли об убийстве; я шел туда с одною только целью: найти Ольгу и продолжать жалить ее. Когда я бываю пьян, у меня всегда является потребность жалить…

В этот вечер она была так хороша, что я, пьяный, забыл всё на свете и сжал ее в своих объятиях. Она стала клясться мне, что никого никогда не любила, кроме меня. и это было справедливо: она любила меня.

И, в самый разгар клятв, ей вздумалось вдруг сказать отвратительную фразу: «Как я несчастна! Не выйди я за Урбенина, я могла бы выйти теперь за графа!»

Эта фраза была для меня ушатом воды. Все накипевшее в груди забурлило. Меня охватило чувство отвращения, омерзения. Я схватил маленькое, гаденькое существо за плечо и бросил его оземь, как бросают мячик. Злоба моя достигла максимума. Ну. и добил ее. Взял и добил…»

Ольга, не осознавая того, ударила по самому больному месту нарцисса. Мало того, что его любят не как-то «исключительно», так ему еще и готовы предпочесть «ничтожество» Карнеева, которому он завидует!

Однако нельзя сказать, что Камышев агрессивен только во хмелю, когда якобы «ничего не помнит». Нет, это расчетливый и хладнокровный убийца. Таким образом он «убирает» мужика Кузьму, которому не повезло увидеть «лишнее».

По своей привычке Камышев не просто убивает Кузьму, но и устраивает так, чтобы в этом обвинили другого человека — Урбенина, который содержится под стражей по подозрению в убийстве жены. Точно так же он пытался спихнуть свое воровство на Сычиху.

«Одиночное заключение сильно повлияло на медвежье здоровье Урбенина: он пожелтел и убавился в весе чуть ли не наполовину. Я обещал ему приказать сторожам пускать его гулять по коридору днем и даже ночью.
— Нет нужды опасаться, что вы уйдете, — сказал я.
Урбенин поблагодарил меня и после моего ухода уже гулял по коридору: его дверь уж более не запиралась. Уходя от него, я постучался в дверь, за которой сидел Кузьма.
— Ну что, надумал? — спросил я. — Нет, барин. — послышался слабый голос, — пущай господин прокурор приезжает, ему объявлю, а вам не стану сказывать.
— Как знаешь.
Утром другого дня всё решилось. Сторож Егор прибежал ко мне и сообщил, что одноглазый Кузьма найден в своей постели мертвым. Я отправился в арестантскую и убедился в этом. Здоровый, рослый мужик, который еще вчера дышал здоровьем и измышлял ради своего освобождения разные сказки, был неподвижен и холоден, как камень.

Не стану описывать ужас мой и стражи: он понятен читателю. Для меня дорог был Кузьма как обвиняемый или свидетель, для сторожей же это был арестант, за смерть или побег которого с них дорого взыскивалось. Ужас наш был тем сильнее, что произведенное вскрытие констатировало смерть насильственную. Кузьма умер от задушения. Убедившись в том, что он задушен, я стал искать виновника и искал его недолго. Он был близко…»

Источник

6 интересных фактов о фильме «Мой ласковый и нежный зверь»

Режиссёр Эмиль Лотяну больше года искал тему для нового фильма, который пользовался бы не меньшим успехом, чем цыганская драма «Табор уходит в небо». В поисках сюжета он перечитывал классику, и ему попалась повесть Антона Чехова «Драма на охоте». В этой истории Лотяну и увидел свой будущий фильм. Он решил сделать его более лёгким, чем произведение, но при этом с первых же кадров создать ощущение надвигающейся драмы… Сценарий фильма назывался «Клетка».

Поиски главной героини были долгими и мучительными. Ассистенты режиссёра ездили по разным городам с заданием от Лотяну: «Найти ту, которая будет напоминать Татьяну Самойлову, Одри Хепберн и Людмилу Савельеву, но иметь собственное лицо». Такую девушку нашли в хореографическом училище Воронежа. Ассистент режиссёра несколько дней ходила за Галиной Беляевой, пока ученица не заметила слежку и не спросила причину такого внимания. Она с радостью согласилась сняться в кино и передала режиссёру свою фотографию. Лотяну выбор ассистентки оценил, но на пробах Беляева показалась ему неспособной и невыразительной для сложной роли. Он решил, что начнёт снимать её, а дальше будет видно.

Читайте также:  Анализ финансового состояния филиала ООО Газторг

Дальше случился роман на съёмочной площадке. Галина Беляева рассказывала, что сначала не рассматривала ухаживания режиссёра всерьёз, «но он был таким интересным и замечательным человеком, что в него нельзя было не влюбиться…» Когда ей исполнилось 18, а ему было 42 — они поженились, и через год у них родился сын Эмиль. В киносреде этот брак не поняли, шёпотом сравнивали Беляеву с её героиней, а режиссёры открыто говорили, что снимать жену Лотяну в своих фильмах не будут — таланта нет. В 1983 году Лотяну снял её в биографическом фильме «Анна Павлова», но после премьеры артисты Большого театра написали жалобу на режиссёра за выбор актрисы на роль знаменитой балерины. История закончилась тем, что Лотяну покинул «Мосфильм», а на следующий год они с Беляевой развелись.

Главную мужскую роль режиссёр сразу отдал Олегу Янковскому, но актёр попросил дать время подумать. Ему нравилось произведение «Драма на охоте», но не очень нравился сценарий «по мотивам». Согласился Янковский только потому, что очень хотел поработать с режиссёром яркого фильма «Табор уходит в небо». Когда Лотяну сдал готовый материал худсовету, то там тоже отметили, что от Чехова ничего не осталось, но к сценарию претензий не было. Режиссёра только попросили сократить некоторые сцены и переозвучить в финале главную героиню — она не должна была говорить с теми же наивными интонациями, что и в начале фильма. К этому моменту Лотяну переименовал «Клетку» в «Мой ласковый и нежный зверь».

Городские сцены снимали в Суздале, а основным местом съёмок была атмосферная усадьба Валуево, которая когда-то принадлежала декабристу Владимиру Мусину-Пушкину. Из-за съёмок драмы «Мой ласковый и нежный зверь» пострадали другие кинематографисты — Александр Панкратов-Чёрный хотел снимать там драму «Взрослый сын», но получил отказ. Управляющий усадьбой был строг и сказал, что больше не разрешит снимать кино на своей территории. Съёмочная группа Лотяну не разобрала вовремя декорации, помяла растения и не выкопала посаженный для съёмок куст…

Знаменитый вальс к фильму написал композитор Евгений Дога, который уже работал с режиссёром над драмой «Табор уходит в небо». Лотяну привык снимать под уже готовую музыку, поэтому вся съёмочная группа ждала, пока Дога напишет тему для сцены свадьбы. Композитор пропадал в архивах — искал вальсы конца XIX века, чтобы написать что-то подобное, но всё найденное казалось ему «дребеденью». Судорожно что-то писал, забраковывал, снова писал, наигрывал примеры режиссёру, сам же называл их банальщиной. Свадебный танец не вырисовывался… Но на одном из отрывков Лотяну сказал «стоп!» и попросил дописать эту мелодию. Дога закончил вальс за ночь, утром сдал в работу, а вечером мелодия уже была записана оркестром кинематографии. Композитор рассказывал, что был в шоке, когда музыканты доиграли мелодию и начали бить смычками по пюпитрам. Он даже не сразу понял, что таким образом оркестр ему аплодировал…
Это до сих пор одна из самых узнаваемых мелодий советского кино. Вальс звучал на открытиях Олимпиад 1980 и 2014 годов, его играют уличные музыканты и профессионалы, хореографы и спортсмены ставят под него танцевальные номера. Поклонником мелодии был даже президент США Рональд Рейган — он называл её «вальсом века».

Источник



Мой ласковый и нежный зверь анализ произведения

Поначалу думала, что пост получится романтическим, но получился он совсем иным:) И даже ролик с вальсом из фильма не смогла вставить, так как ютуб в последнее время что-то плохо грузится и постоянно тормозит. может быть, это только у меня так, но тем не менее.

Взялась на досуге почитать рассказ Чехова «Драма на охоте». И зачиталась до глубокой ночи. Чертовски увлекательно написано, и даже как-то совсем не по-чеховски: более динамичное повествование и психологически напряженный сюжет с элементами детектива.

А главный вывод я сделала такой: фильм «Мой ласковый и нежный зверь» ни в коем случае нельзя рассматривать как экранизацию чеховского рассказа. Потому что общим является только основная сюжетная линия, а образы героев заметно разнятся. Главные герои фильма вызывают намного больше симпатии, чем герои рассказа. Особенно это касается главной героини.

В фильме ей можно посочувствовать, а в рассказе Чехова Ольга Скворцова не вызвала у меня ни малейшего сочувствия. Да, вот так-то. при всей моей любви к эмоциональным героиням. Злобное подленькое существо с неоправданными запросами, способное обидеть детей человека, за которого вышла замуж по расчету.

Теперь мне понятно, почему создатели фильма решили делать не экранизацию, а фильм по мотивам произведения, то есть несколько вольное переложение и трактовку образов. Было бы бессмысленно экранизировать произведение с такой резко отрицательной героиней и абсолютно не романтичным главным героем. Это было бы никому не интересно. Хотя рассказ «Драма на охоте» сам по себе очень интересен.

Что же касается фильма. Ну, я полагаю, что главный герой в исполнении безумно обаятельного Олега Янковского не может не вызывать у кого-то симпатии. А вот героиня заслуживает все-таки больше осуждения, чем жалости и симпатии. И, тем не менее, скажу несколько слов в её защиту.

Да, натворила она, конечно, бед: разрушила жизнь своего мужа Урбенина и его детей. Но, с другой стороны, а чем этот самый Урбенин думал в свои 50 лет, когда решил жениться на легкомысленной и корыстной 19-летней красавице? На что надеялся, чего ожидал от этого безумного брака? То есть я категорически против того, чтобы в таких случаях всю вину возлагать на «испорченную» женщину. Мужчина должен и свою голову на плечах иметь, а не идти на поводу эмоций. А если он по натуре безвольная тряпка и слабак, то никто ему ни в чем не виноват.

Хотя, по большому счету, жизнь Урбенина уничтожила не Ольга, а Камышев. Не убей он Ольгу, и Урбенин цел бы остался. Но, опять-таки, не мог же Камышев предвидеть, что Урбенина понесет нелегкая искать жену в самый неподходящий момент!

Кстати, Камышев — этот ещё тот типаж! Такой хладнокровный, циничный и видавший виды человек — и вдруг на тебе, прирезал изменчивую любовницу! И добро бы эта самая любовница выкинула какой-нибудь неожиданный фортель, а то ведь — ничего такого, что нельзя было ожидать, все закономерно и предсказуемо. Просто копилось, копилось и выплеснулось в один прекрасный момент во вспышку неистовой ярости.

Да, что касается моего отношения к героине. Она вызывает у меня только презрительную жалость и ни капли уважения. Потому что она одновременно расчетлива и глупа. Собственно, потому и плохо кончила. Нельзя безнаказанно порабощать таких мужчин, как Камышев. А если уж поработила, то бери и пользуйся, а не держи за лоха. По сути, брак с Камышевым — это был «потолок» того, чего она могла добиться в жизни. Альтернативный вариант для расчетливой, но не умной и не ловкой женщины — роль подстилки (пардон за грубое выражение) при умеренно состоятельных стариках типа графа Карнеева. Но Ольга Скворцова была слишком глупа, чтобы объективно оценить себя и свои шансы.

Читайте также:  Гендерная лингвистика объект и методы исследования

Источник

Чеховская Оленька: не жертва, а коварная змея

Фильм Эмиля Лотяну «Моя ласковый и нежный зверь», снятый в 1979 году по повести Чехова, бесспорно, шедевр. Великолепный Олег Янковский, юная и трогательная Галина Беляева, Кирилл Лавров в роли беспробудно пьющего графа и волшебная музыка Евгения Доги. В общем, один из фильмов, которые напоминают нам:

Да, были режиссеры в эсэсэровское время,

Не то, что нынешнее племя.

Не бондарчуки…

Бондарчуки — в плохом смысле этого слова.

Между тем Чехов не очень-то склонен был жалеть своих героев, он выворачивал их внутренний мир наизнанку и скрупулезно рассматривал их лучшие и худшие качества. Тем и хороша «Драма на охоте». Герои повести живые, настоящие, хотя некоторые из них довольно неприятны. Кстати, сам писатель эту книгу не любил, считал её неудачной.

Героиня Беляевой вызывает острое сочувствие, особенно в той сцене, когда ее, окровавленную привозят после злополучного пикника, а ничего еще не знающие цыгане встречают «отдохнувших» многоголосным пением.

В книге же Оленька представлена в несколько ином свете. В образе обаятельной, соблазнительной змеи.

Да, судьба дочери лесничего незавидная: живет с сумасшедшим отцом, в нищете, в скуке. А хочется другой жизни. Тем не менее она отнюдь не жертва обстоятельств.

При первом же появлении «девушки красном» (так называет ее Камышев, от лица которого ведется повествование) понятно, что эта лесная нимфа совсем не так проста, как хочет казаться.

Камышев молод, красив и хорошо одет. Он из другого мира. Он ей приглянулся с первого взгляда.

Но совсем скоро 19-летняя девушка с «прекрасной белокурой головкой» (в книге она белокурая) разочаровывается: она надеялась, что он граф, а графом оказался «пигмей с испитым лицом».

Ну ничего не поделаешь. Пусть будет такой граф.

Однако прежде чем стать содержанкой графа, она ломает жизнь Урбенину и, что самое страшное, его детям (об этом в повести рассказано подробно). Ломает легко, небрежно и как будто не замечает этого.

Еще в первой главе есть любопытный момент. Граф видит гадюку у крыльца и в страхе прячется за спиной Камышева. Урбенин же спокойно говорит:

Он еще не знает, что погибнет как раз-таки от человеческого жала. От жала его любимой Оленьки.

Она охмуряет самого Камышева. Да, тот очарован ею с той первой встречи в лесу, но ведь ничего бы не случилось, не дразни она его своими признаниями в любви. А про свою любовь она ему говорит исключительно из тщеславия.

Обидно быть любовницей отвратительного графа, хотя и прибыльно. Хочется иметь молодого, красивого воздыхателя, так, для коллекции. Пусть и бедного.

К слову, богатство и бедность — это единственные понятия, которые помещаются в белокурой головке. Все, чего она хочет, это выбраться из нищеты. Любыми средствами.

Можно, конечно, пожалеть девушку, выросшую в бедности… Она юная, глупая, жизни не знает.

Но нет. Юности простительно легковерие, наивность, тщеславие. Но только не лицемерие и расчетливость. Это те качества, которые с возрастом только укрепляются, превращая человека в сволочь.

А лицемерия и хитрости в Оленьке вдоволь. Достаточно вспомнить сцену поздним вечером, когда она врывается к графу и клевещет на мужа. А через полчаса, понимая, что граф рад ее приютить, с аппетитом поедает рябчиков и громко смеется.

И после этой сцены дочь лесничего уже не может вызывать жалости. Даже в финале.

А что бы случилось с Оленькой, будь она не книжным персонажем и живи она в наше время? Без Камышева, конечно.

В чеховские времена содержанка могла жить в роскоши, но она все-таки оставалась содержанкой, вызывающей презрение у «порядочных» людей. Её нравственное падение обрекало ее на существование вне общества.

Сегодня такая вот Оленька сделала бы очень хорошую карьеру. Она бы с легкостью прошлась по головам, «обработала» бы какого-нибудь старого сладострастника (возможно, депутата) и стала бы в лучшем случае бизнесвумен, в худшем — певицей или актрисой. И вызывала бы не презрение, а зависть и восхищение. «Нравственное падение» стало бы для нее хорошим стартом, а ее история успеха служила бы примером для менее удачливых «девушек в красном».

Источник

О фильме Мой ласковый и нежный зверь

Светлана Шакула В этом фильме два «ласковых и нежных зверя» – Камышев и Оленька, потому что они и любят, и губят одновременно. Конечно, у каждого человека – СВОЯ ЛЮБОВЬ, но у главных героев она именно такая – им нравится ходить по краю лезвия, нравится мучить друг друга…

Режиссёр Эмиль Лотяну передал в картине глубокую трагедию обычных мещан, но почему-то жалко всех этих мещан – наверное, потому, что свою красоту и ум они потратили на пустое времяпровождение.
И дело здесь не только в Оленьках, которые любой ценой стремятся к славе и богатству, но и в высокой сатире на современное автору общество. С помощью трагической романтики режиссёр показал господствующую идеологию, в которой молодая революция (девушка в красном), так восхитившая вначале всех своей юной красотой, очень скоро, к сожалению, превратилась в диктатора – со всеми пороками старого общества…
Чего только стоят выстрелы в уток, повергающие зрителя в какой-то мистический ужас – то ли это репрессии 30-х годов, то ли афганская война, на которой обычные парни стали мишенями на «охоте» политиков…

Именно поэтому фильм «Мой ласковый и нежный зверь» так завораживает! – по своей глубинной сути он значительно выше всех драм на охоте, и это подтверждает бесподобная музыка Евгения Доги, особенно всем запомнившийся вальс, который стал гениальным пророчеством печального конца девушки в красном.
И эта трагическая высота возвышает и главных героев, которые из обычных мещан превращаются в Богоборцев, бросающих вызов обществу – с его устарелыми понятиями о чести и любви…

Ну как тут не вспомнить героев Тургенева, в частности Базарова, который тоже был своеобразным Богоборцем. Можно сказать, что фильм «Мой ласковый и нежный зверь» – это тургеневский взгляд на чеховскую повесть.
Прекрасный и гениальный взгляд, поднявший «Драму на охоте» до высоких философских вершин.
________________

О Тургеневе и Лотяну читайте в предыдущей публикации – http://www.proza.ru/2018/11/02/1446

«это тургеневский взгляд на чеховскую повесть» — необычайное созвучие вызвала эта мысль по поводу фильма. Именно так и воспринимается.

Богатова Татьяна 04.09.2019 23:07 Заявить о нарушении Ну если вы прочитали публикацию «Тургенев и Лотяну», то знаете, почему так воспринимается.

Источник

Adblock
detector