29 Основные функции педагогического управления педагогический анализ целеполагание планирование организац



Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование Управленческая функция

Управленческая функция – это отношение субъекта к объекту управления, требующее от субъекта определённых квалифицированных действий. В управлении школой выделяется шесть основных функций: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование .

Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он начинает и заканчивает любой управленческий цикл, включающий все остальные функции управления. Анализ способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие. Благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно и эффективно решаться те или иные задачи. Без педагогического анализа невозможен успех в целеполагании, планировании, осуществлении и регулировании воспитательного процесса: чем глубже анализ, тем правильней осуществляются остальные функции внутришкольного управления.

Основная цель педагогического анализа – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов и выработка рекомендаций по повышению его эффективности (Ю. А. Конаржевский).

Объектами педагогического анализа могут быть любые элементы учебно-воспитательной работы. Основные объекты педагогического анализа (те, которые анализируются прежде всего и чаще всего) – это организованные формы обучения (уроки, факультативные занятия и кружковая работа), воспитательные мероприятия и итоги работы за длительный период (обычно за год).

Педагогический анализ как функция управления школой предполагает следующую последовательность действий:

рассмотрение объекта анализа как части более крупной системы (например, урок рассматривается как часть системы уроков: определяется его роль и место в системе);

выявление совокупности факторов, определяющих эффективность объекта анализа (профессиональный уровень педагога или педагогического коллектива, учебные возможности детей, средства обучения и воспитания и т. д.);

определение обоснованности целей деятельности, целесообразности её содержания и организационных форм;

анализ результатов деятельности на основе соотнесения его с поставленными целями и задачами, с предыдущим результатом, с имеющимися возможностями;

установление причин недостатков и положительных сторон анализируемого объекта;

формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию объекта анализа.

Выделяется три вида педагогического анализа (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.).

Параметрический анализ направлен на изучение текущей информации о ходе и результатах педагогического процесса, на выявление причин, препятствующих его эффективности. Объектами параметрического анализа могут быть текущая успеваемость и посещаемость, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, санитарное состояние школы, посещенные директором или его заместителями уроки, мероприятия и др.

Тематический анализ направлен на изучение устойчивых зависимостей и тенденций в учебно-воспитательном процессе. Для тематического анализа используется информация, накопленная в течение достаточно длительного времени. Например, для тематического анализа посещается ряд уроков (если изучается качество преподавания математики, то посещаются уроки у учителей математики, если изучается работа отдельного учителя, то посещаются его уроки и т. д.) или в течение недели ежедневно фиксируются опоздавшие на каждый урок в каждом классе. При тематическом анализе могут использоваться результаты параметрического анализа.

Итоговый анализ проводится в конце длительного периода (года, четверти). Объектом анализа являются результаты работы школы в течение этого периода. При итоговом анализе используются результаты параметрического и тематического анализа. Цель итогового анализа – подвести итоги и наметить основные направления работы на следующий период.

Объектом постоянного внимания руководителей школы являются уроки и воспитательные мероприятия (воспитательные дела). 1 В школьной практике используется три основных вида педагогического анализа урока: развёрнутый, краткий и аспектный.

Процесс управления любой образовательной системой предполагает целеполагание и планирование деятельности.

Целеполагание включает постановку целей, определение путей их достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата. Целеполагание неразрывно связано с мотивацией , поскольку достижение желаемого результата является мотивом всей дальнейшей деятельности.

Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:

диагностичность : цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, взрослых и детей;

реальность : учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;

преемственность : каждые следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;

согласованность : цели и задачи не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников педагогического процесса не должны противоречить общим целям;

направленность на результат : возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели.

Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы.

Основными требованиями к плану работы являются:

целенаправленность : соответствие всех компонентов плана поставленным целям;

перспективность : направленность плана не только на ближние (достижимые за время осуществления плана), но и на дальние цели (те, для полного достижения которых времени, отводимого на реализацию плана недостаточно);

комплексность : использование в ходе планируемой работы разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

объективность : учёт в плане объективных условий его реализации.

Основные виды планов работы школы : перспективный, годовой, текущий.

Перспективный план (план развития школы) составляется на несколько лет (обычно на пять) на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая каникулы (в том числе летние).

Примерная структура годового плана работы школы:

краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;

работа коллектива школы по выполнению всеобуча: охват образованием детей школьного возраста, проживающим на территории микрорайона (села, посёлка), где находится школа; защита прав детей; создание условий для их индивидуально-творческого развития и т. д.;

деятельность педагогического коллектива по повышению качества педагогического процесса (это самый объёмный раздел плана, охватывающий образование, воспитание и развитие учащихся в процессе учебно-воспитательной работы, внеурочной и внеклассной работы);

совместная работа школы, семьи и общественности;

работа с педагогическими кадрами: повышение квалификации, переподготовка и аттестация педагогических работников, внедрение педагогических инноваций, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта и др.;

организационно-педагогические мероприятия: план работы и тематика заседаний педагогического совета, совещаний; распределение обязанностей между администрацией и другими работниками школы (в том числе классное руководство, учебная нагрузка, заведование учебными кабинетами, руководство различными формами методической работы и др.);

финансово-хозяйственная деятельность и укрепление учебно-материальной базы школы.

Текущий план работы школы является конкретизацией годового плана, он составляется на четверть и далее может конкретизироваться на каждую неделю, отражаться в индивидуальных планах работы представителей администрации, педагога-организатора внеклассной работы, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря и других работников школы, чья деятельность распространяется на весь контингент учащихся или на его значительную часть. В текущем плане находят отражение и корректируются отклонения от годового плана, возникающие при его выполнении по тем или иным причинам (например, часть запланированной работы может оказаться не выполненной у указанные сроки из-за того, что в школе в это время отменялись занятия, из-за болезни работников, которые должны были эту работу провести и т. п.).

Организация как функция внутришкольного управления предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности включения в коллективное дело. Важным показателем организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять своё время и время своих подчинённых. В целях рационального использования времени в школах заранее планируется и включается в годовой план работы школы проведение собраний и заседаний.

Основными организационными формами управленческой деятельности в школе являются заседания педагогического совета, совещания при директоре и его заместителях, оперативные совещания.

Педагогический совет школы создаётся в соответствии с Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях РФ. В педагогический совет входят педагогические работники школы; структура и содержание деятельности педагогического совета определяются Уставом школы.

Совещания при директоре являются обязательными для представителей администрации, но на них могут приглашаться и те педагогические работники, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым на совещании вопросам. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса (вопросы успеваемости, посещаемости, качества преподавания по отдельным предметам и классам, организации внеурочной деятельности школьников и др.).

На совещание при заместителе директора выносятся вопросы, входящие в компетенцию этого заместителя.

Оперативные совещания призваны помочь быстро реагировать на любые изменения в педагогическом процессе, доводить до всех членов педагогического коллектива новую информацию. Содержание оперативных совещаний и состав их участников определяется реальной ситуацией, необходимостью.

Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса.

Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации и проведении необходимо выполнять общие требования , к которым относятся:

систематичность : регулярное проведение контроля, осуществление в школе системы контроля, позволяющей получать разнообразную достоверную информацию;

объективность : оценка выявленного состояния объекта контроля на основе определённых критериев (например, критериями обученности школьников являются знания, умения и навыки, зафиксированные в нормах оценок);

действенность : результаты контроля должны привести к позитивным изменениям (к устранению выявленных недостатков, к поддержанию отмеченных успехов);

Читайте также:  Как расшифровать анализ микроскопия

компетентность проверяющего : знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение видеть достоинства и недостатки и прогнозировать результаты контроля.

Виды контроля . Согласно классификации М. Л. Портнова (по цели контроля и его месту в системе управленческих действий), выделяется три вида контроля: предварительный , текущий и итоговый . Классификация Т. И. Шамовой включает виды и формы внутришкольного контроля. В ней выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.

Формы контроля (по Т. И. Шамовой): персональная, классно-обобщающая, предметно-обобщающая, тематически-обобщающая, комплексно-обобщающая.

Основными методами внутришкольного контроля являются изучение школьной документации, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, устный и письменный контроль, изучение педагогического опыта (в том числе передового), 2 а также хронометрирование.

Регулирование педагогического процесса тесно связано с функцией контроля. Необходимость регулирования обусловлена тем, что целостный педагогический процесс основан на противоречиях: с одной стороны он стремится к организации (организованность ему придаёт целенаправленная деятельность педагогов и учащихся), а с другой – к дезорганизации, обусловленной влиянием различных внешних и внутренних факторов, учесть которые заранее оказывается невозможно. Причинами дезорганизации педагогического процесса могут быть, например, привнесение в его структуру новых форм, методов и содержания, смещение пространственно-временных рамок той или иной деятельности, изменения в контингенте педагогических работников и учащихся.

Регулирование может сопутствовать любой функции, осуществляться при анализе, целеполагании, планировании, организации и контроле. Эффективность (своевременность и оптимальность) регулирования во внутришкольном управлении основана на анализе конкретной ситуации. В свою очередь анализ ситуации основывается на данных, полученных в результате контроля. Таким образом, регулирование педагогического процесса должно осуществляться как завершающее звено в цепочке «контроль → анализ результатов контроля → регулирование».

Регулирование может достигаться :

путём корректирования плана работы в ходе его реализации (например, при составлении текущего плана работы школы на 2-ю четверть на основе анализа выполнения годового плана в 1-й четверти могут быть изменены сроки выполнения отдельных мероприятий, с учётом изменившихся условий перераспределены обязанности и поручения среди педагогов и т. д.);

посредством объяснения ошибок и просчётов, допущенных педагогическим коллективом или отдельным педагогом, и рекомендаций по устранению недостатков в работе;

осуществлением в школе системы стимулирования педагогического труда, учёбы, внеучебной деятельности;

в процессе методической работы, позволяющей организовать массовую деятельность по устранению наиболее общих противоречий;

посредством жёсткого административно-волевого устранения причин негативных явлений и тенденций в работе школы (например, временное отстранение от работы, перевод на другую должность или увольнение педагога, результаты работы или поведение которого не соответствуют требованиям образовательных стандартов, трудовой дисциплины, общественной морали);

через инновационную деятельность, внедрение в практику работы более эффективных технологий и др.

Т. И. Шамова в качестве одной из эффективных форм осуществления регулятивно-коррекционной функции в управлении школой предлагает проведение дней ДРК (диагностики, регулирования и коррекции), включающих следующие основные этапы: 1) проведение микроисследования; 2) анализ результатов микроисследования и выявление тенденций; 3) разработка педагогическим консилиумом (группой наиболее компетентных в данном вопросе педагогов) программы регулирования и коррекции; 4) принятие управленческого решения по реализации разработанной программы.

1 Примерные схемы анализа урока и воспитательного дела рассматриваются в предыдущих разделах педагогики.

Источник

29. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль

Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция- одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа.

В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, на выявление причин, нарушающих его.

Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.

В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система уроков, система внеклассной работы и т.д.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений).

Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами

состоят в том, что при разработке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально- -психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении «дерева» целей управления необходимо общую «генеральную» цель представить в виде ряда конкретных частных целей, т. е декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Планирование в управление школой выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью.

Выделяют перспективные, годовые и текущие планы работы школы.

Перспективный план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.

Наличие этих планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Функции организации выполнения принятых решений претворяется в жизнь конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения,

обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов,

оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности, оценка хода и результатов конкретного дела.

При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы его воспитательного компонента.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметна с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений.

Источник

29. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль

Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция- одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа.

В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, на выявление причин, нарушающих его.

Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Читайте также:  Хеликс Диагностический центр ДЦ Славянка

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.

В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система уроков, система внеклассной работы и т.д.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений).

Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами

состоят в том, что при разработке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально- -психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении «дерева» целей управления необходимо общую «генеральную» цель представить в виде ряда конкретных частных целей, т. е декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Планирование в управление школой выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью.

Выделяют перспективные, годовые и текущие планы работы школы.

Перспективный план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.

Наличие этих планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Функции организации выполнения принятых решений претворяется в жизнь конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения,

обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов,

оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности, оценка хода и результатов конкретного дела.

При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы его воспитательного компонента.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметна с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений.

Источник

Образовательный портал

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • Педагогический анализ, целеполагание, планирование работы ОО как управленческие функции

Педагогический анализ, целеполагание, планирование работы ОО как управленческие функции

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Педагогический анализ, целеполагание и планирование работы ОО
как управленческие функции

Гаврилова Татьяна Михайловна,
заместителя директора по УВР ГБОУ ЦО № 170
Колпинского района Санкт-Петербурга

Позволю себе начать с воспоминаний: на первых моих административных курсах «Введение в должность», на одной из первых лекций, Вадим Юрьевич Кричевский, в ту пору проректор УПМ, сказал следующую фразу: «Основную часть рабочего времени заместитель директора должен читать, думать и ходить по урокам». Но в текучке дел, в лавине бумаг именно на эти виды деятельности остается меньше всего времени. Наверное, многим знакомо чувство, что что-то постоянно остается недоделанным. Нехватка времени рождает чувство усталости, приводит к профессиональному выгоранию.

Как выстроить работу образовательной организации таким образом, чтобы поставленные цели реализовывались, задачи решались, и все это приводило к тем качественным изменениям в образовании, которые диктует современная жизнь? Да еще и сделать так, чтобы наша сумасшедшая работа приносила если не удовольствие, то, по крайней мере, удовлетворение.

Осмелюсь дать начинающим руководителям несколько советов, конечно, понимая, что самое сложное – следовать чужим советам.

Основная тема статьи – это управление образовательной организацией, так как планирование работы образовательной организации является важной управленческой функцией.

Цель ее состоит в том, чтобы помочь начинающим заместителям директора оптимизировать свою деятельность, сделать ее целенаправленной и организованной, нацеленной на конкретный результат и приводящей к достижению этого результата, устранить часть тех трудностей, которые неизменно возникают в работе в связи с конкретными управленческими функциями.

Чтобы понять основные принципы управления, рассмотрим, например, процесс управления автомобилем. Передвигаться вы можете разными способами, но выбрали в конечном итоге автомобиль. Оценили его с точки зрения исправности, заправили. Сев за руль, вы чаще всего представляете, куда вам нужно приехать. Перед вами дорога, которая должна привести вас к нужному объекту. Дорога неровная, с ухабами и ямами. Двигаясь по ней, вы выбираете оптимальную траекторию, наиболее безопасную для вас и вашей машины, постоянно корректируя свои действия по управлению автомобилем. Через определенное время вы оказались в нужной точке, достигли цели своего путешествия, но в дороге проявились те проблемы, которых вы ранее не замечали (например, на ровной дороге машину ведет вправо). Следовательно, перед следующей поездкой вам нужно устранить эту неисправность. Устраните из ваших действий хотя бы одно – и ваша поездка станет в лучшем случае некомфортной, в худшем — опасной.

Любой управленческий цикл состоит из следующих звеньев: анализ – постановка целей – планирование – организация – контроль — регулирование – анализ. Он начинается с анализа и анализом заканчивается.

Итак, что такое педагогический анализ и какова его роль в управлении педагогическим процессом?

Эффективность нашей деятельности определяется тем, насколько мы глубоко и полно умеем анализировать педагогический процесс, т.е. насколько мы владеем методикой педагогического анализа. Непрофессиональный или несвоевременный анализ приводит к неконкретным, расплывчатым целям и задачам, к необоснованным решениям.

У Конаржевского Юрия Анатольевича педагогический анализ трактуется предельно просто: это сбор информации, ее обработка, вынесение оценки и принятие решений. Требования к педагогическому анализу:

· Полнота и глубина;

· Четкая структура и логическая последовательность;

Основное назначение анализа как функции управления школой – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, последующая выработка рекомендаций по упорядочению работы системы. Среди других управленческий функций анализ внешне менее эффектен, он находится в тени, но требует максимальных интеллектуальных затрат.

В теории школьного управления существуют разные классификации педагогического анализа, как и разные классификации для анализа урока. Остановлюсь на содержательном подходе, в котором выделяют

Параметрический анализ– изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. На основе этого анализа вносятся оперативные поправки и изменения в педагогический процесс.

Объекты такого анализа:

· Дисциплина в классе;

· Санитарное состояние в школе;

· Посещение уроков и др.

Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают

Тематический анализ– изучение наиболее устойчивых явлений, повторяющихся процессов.

Объекты такого анализа:

· Система работы учителя;

· Деятельность коллектива по созданию в образовательной организации инновационной среды;

· Организация самостоятельной работы учащихся при освоении нового материала;

· Работа МО по подготовке к итоговой аттестации;

· Посещение ряда уроков у одного учителя, в одном классе, по определенной теме и др.

Параметрический и тематический анализ подготавливают итоговый анализ, временные, пространственные и содержательные рамки которого шире.

Объекты такого анализа:

· Реализация методической темы организации;

· Результаты успеваемости учащихся за год;

· Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации

· Реализация целей, поставленных перед ОО в начале года и др.

Информация для итогового анализа складывается не только из данных параметрического и тематического анализов, но и из результатов различного уровня контрольных работ, из отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, председателями школьных методических объединений и др.

Совет начинающим: тщательно продумывайте форму тех отчетов, которые вы периодически собираете со своих коллег. На мой взгляд, они должны удовлетворять следующим условиям:

· Простота в заполнении;

· Аналитическая составляющая (отчет должен быть полезен не только вам, но и самому учителю, подталкивать его к анализу и осмыслению своей деятельности).

Большинство образовательных организаций работают в режиме развития, по крайней мере, программы развития есть в каждой школе. Но по своему опыту я знаю, что переход в этом режим возможен только после того, как достигнут уровень функционирования, когда каждым работником приняты и поняты правила, по которым живет организация. Правил этих целый свод, я остановлюсь на исполнительской дисциплине. Всегда есть такие коллеги, которые сдают отчеты не вовремя, не по той форме. Все это осложняет вашу работу, замедляет ее, а иногда делает выполнение какого-либо анализа вообще невозможным. Если это случается с завидным постоянством, значит, вы плохо объяснили, поставили неясные цели, не актуализировали необходимость качественного выполнения задания для конкретного учителя и для вас.

Читайте также:  Диагностика и анализ внешней среды организации

Совет начинающим: не экономьте время на объяснении, контактируйте с коллегами не через письменные распоряжения, а непосредственно, разъясняйте им все, как детям, анализируйте результаты. Здесь, как и в воспитании, нет мелочей, особенно в начале работы. (Из опыта: режим функционирования настиг наше образовательное учреждение на 6-7-ой год работы, и только на этой стадии стал возможен этап развития, хотя мы участвовали в городском эксперименте по введению в УВП освобожденного классного руководителя, реализовывали методические темы школы). Заполните сами те отчеты, которые вы предлагаете, оцените их полезность с точки зрения не администратора, а исполнителя.

И еще один совет: к любому совещанию, на котором вы выступаете , необходимо тщательно готовиться, даже если вы просто информируете коллег по какому-либо вопросу. Помните требования, предъявляемые к информации:

Подведем промежуточный итог. Какие требования предъявляются к анализу работу ОУ (или к аналитической части плана работы ОУ)?

· Конкретное, глубокое полное и убедительное раскрытие причин успехов и недостатков деятельности ОО;

· Четкая формулировка выводов, оценка всех явлений и результатов деятельности ОО с позиции реализации целей, решения задач и выполнения планируемого;

· Наличие критической оценки результатов и методов деятельности педагогического коллектива, администрации ОО, подтвержденной количественными показателями и качественными характеристиками;

· Четкая формулировка выявленных по результатам деятельности ОО в прошлом году проблем и противоречий, позволяющая сформулировать цели и задачи на новый учебный год.

Структур анализа тоже существует множество, остановлюсь на наиболее распространенных:

По конечным результатамдеятельности ОУ (вся итоговая информация делится на несколько частей, и на основе оценки каждой из частей делается общее заключение о состоянии оцениваемого объекта, факторах и причинах, влияющих на его состояние, позволяющее выявить причинно-следственные связи, помогающие определить проблемы качественного роста конечных результатов деятельности коллектива.

По направлениям деятельности образовательной организации(здесь важен набор направлений. Сбор информации по определенным блокам создает банк итоговой информации для анализа и оценки деятельности ОО за учебный год. Внутри каждого блока информацию нужно не только систематизировать и обобщить, но и оценить).

По целям и задачамсостоит в оценке уровня достижения цели через решение ряда задач, в выявлении причин невыполнения (или частичного выполнения) задач и определении на этой основе целей и задач на следующий учебный год.

В начале статьи прозвучала мысль, что один из основных видов деятельности заместителя директора – это посещение уроков. Из сказанного выше видно, что и в параметрическом, и в тематическом, и в итоговом анализах в центре внимания находится урок как основная единица УВП, как основная форма организации, деятельности учителя и учащегося. Именно через посещение уроков выявляется большинство проблем, из которых вытекают задачи, встающие перед ОУ требующие решения. Следовательно, урок – основной материал для педагогического анализа.

В разные времена существовали разные нормативы на посещение уроков. Но к этим цифрам, мне кажется, нужно относиться творчески, т.к. важно не количество посещенных уроков, а качество анализа и самоанализа уроков и произошедшие в результате этих действий качественные изменения в уроке.

Практика показывает, что при анализе урока мы сами испытываем трудности, а следовательно, не можем научить этому своих коллег. Совет начинающим: прежде чем пойти на урок или после того, как вы посетили уроки и остались недовольны результатами, не спешите с разборами и замечаниями. Сначала научите! Через семинар, через мастер-класс в том числе и тому, что, казалось бы, всем известно (например, конструированию классического урока). Следующий совет: не уходите из учительской профессии. Давайте открытые уроки сами (но не увлекайтесь!). Коллеги должны видеть, что то, что вы от них требуете, вами делается совершенно. И еще один совет: используйте любую возможность для своего обучения. Во-первых, видя, что администрация постоянно учится, ваши коллеги более легко будут воспринимать необходимость своего обучения. Во-вторых, даже в слабых курсах, семинарах, конференциях всегда есть то, что можно взять на вооружение, что применить на практике.

Подведем промежуточный итог: анализ урока может быть

Развернутым (детально обсуждаются все моменты урока как единого целого. Он нужен для начинающих учителей и в случае, когда необходимо обобщить и распространить педагогический опыт);

Кратким(это не анализ на скорую руку для галочки, а объективное изложение предложений и рекомендаций, в основе которых лежит знание личности учителя и профессионализм анализирующего);

Аспектным(анализ направлен на изучение какого-либо аспекта урока, например, на организацию самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала).

Итак, анализ сделан. Наступает время постановки целей, реализация которых ждет вас в новом учебном году. Если анализ педагогического процесса за предыдущий год носил проблемный характер, то постановка целей не будет представлять никаких трудностей. Снова совет: на начальном этапе своей работы не стремитесь реализовать десяток целей, решив при этом огромное количество задач. Проранжируйте цели, выберите 3 наиболее значимые для вашей ОО и не гонитесь за количеством, отдайте первенство качеству.

Не буду подробно останавливаться на «дереве целей», скажу лишь о том, что при составлении «дерева целей» нужно генеральную цель представить в виде конкретных частных целей, произвести декомпозицию. Конечная цель должна быть достаточно простой, достижимой, реалистичной и возможной для исполнения точно в соответствии с содержанием и в запланированное время. Таким образом, достижение главной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. А чтобы избежать затруднений в формулировке целей, можно воспользоваться алгоритмом:

— что делать? (создать условия….)

— для чего делать? (для повышения уровня с …до….)

— за счет чего? (за счет освоения….)

Цель должна быть

· напрямую связана с выявленной проблемой;

· конкретной (иметь количественные и качественные параметры для определения степени ее достижения)
конечной (иметь определенный срок достижения);

· представлять для исполнителей интерес;

· не вызывать конфликтов в коллективе.

Цель – стержень годового плана работы ОО. От целеполагания как управленческой функции переходим к планированию. Планирование в управлении школой выступает как соотношение данных педагогического анализа с поставленной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, могут быть направлены на решение текущих задач. На этом основании выделяют перспективные, текущие и годовые планы работы школы.

Методологическая основа планирования состоит в соблюдении принципов

Планирование деятельности ОО делится на

· Стратегическое (программа развития ОО, образовательная программа);

· Перспективное (годовой план);

· Текущее (план на месяц, неделю);

· Оперативное (план конкретного мероприятия).

Важно, чтобы все планы были увязаны между собой, не противоречили друг другу, не рождали невыполнимый объем работы.

В центре внимания сегодня годовой план школы, форма которого может быть различной. Но независимо от формы к годовому плану предъявляются определенные требования. Годовой план – это управленческое решение, все положения которого связаны между собой, а содержание соответствует целям и задачам. Как к любому решению, так и к годовому плану предъявляются требования

· Наличия сроков исполнения и ответственных лиц

Годовой план образовательного учреждения – важнейший документ, определяющий успешность деятельности организации в течение года. Акцент на часто встречающихся недостатках учебных планов позволит эти недостатки избежать:

· Цель деятельности на год не связана с программой развития, с результатами прошлого года, безлика (за ней не просматривается конкретное образовательное учреждение);

· Цель носит глобальный характер, сформулирована таким образом, что определить ее выполнение невозможно (например, «обеспечение гармоничного развития личности ребенка);

· Задачи деятельности не раскрывают пути достижения указанной цели, не соответствуют основным аналитическим выводам о работе ОУ в прошлом году, не решают выявленных проблем;

· Задачи носят надуманный характер;

· В задачах отсутствует содержательная емкость и логическая стройность.

Глубокий анализ, ясные цели, четкий план, пристальный контроль сами по себе не являются залогом успешности ОО. Делает хорошую школу команда. А в этой команде основа – учителя. Сделаете их своими единомышленниками, разбудите в них творческое начало, научите их и научитесь у них – и многие цели будут реализованы, задачи решены. В противном случае наши административные знания и умения вряд ли найдут себе применение.

1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования. — С-Пб, Каро, 2007

2. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. — С-Пб, Каро, 2008

3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М., Центр «Педагогический поиск», 2000

4. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой – Челябинск, 1978.

5. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php

6. Логико-информационный подход как методологическая основа процесса обучения Научно-методические материалы ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов С-ПБ АППО кафедра философии образования /под общей редакцией К.В.Романова, Н.Н.Тебеньковой. – СПб.:СПбАППО, 2012

7. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. а. М.М.Поташника. — М., 1992.

Источник

Adblock
detector