2 7 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп



Социальная защита населения

Цель курсовой работы рассмотреть существующую систему социальной защиты населения на территории города Красногорск и пути совершенствования работы по усилению социальной защищенности населения.
Предмет исследования – система социальной защиты населения.
Задачи , решаемые в работе:
— рассмотреть теоретические и законодательные аспекты социальной защиты населения в России ;
— охарактеризовать систему социальной защиты населения города Красногорска;

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Теоретическая часть 5
1.1 Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения 5
1.2 Современная система социальной защиты 7
1.3 Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения 8
Раздел 2. Аналитическая часть 11
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования 11
2.2 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите 13
2.3 Характеристика управления социальной защиты населения муниципального образования 15
2.4 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения 20
2.5 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения 22
2.6 Анализ финансирования социальной защиты населения 24
2.7 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп 27
Раздел 3. Проектная часть 33
3.1 Совершенствование организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов 33
3.2 Организация срочного социального обслуживания 38
3.3 Развитие системы социальных служб для незащищенных и слабо защищенных групп населения. Семейные воспитательные группы 41
Раздел 4. Экономическая часть 46
Заключение 50
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения — курсовая.doc

2.4 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения

Управление социальной защиты населения района представляет собой сложную, разветвленную систему, состоящую из нескольких секторов, каждый из которых имеет свои функции. Структура

состоит из четырех отделов социальной работы:

В соответствии со структурой Управления работа по социальной защите ведется в нескольких направлениях. Каждым направлением работы занимается несколько специалистов.

Специалисты по реализации льгот рассматривают обращения гражда н, ведут постановку и обеспечивают ведение базы учета льготных категорий населения, обеспечивают взаимодействие с органами здравоохранения, готовят необходимые документы для организации санаторно-курортного лечения льготных категорий население, занимаются обеспечением протезно-ортопедической помощи 14 .

Рис 2.2 Структура Управления социальной защиты администрации Красногорского района

Специалисты по работе с инвалидами осуществляют учет льготных категорий инвалидов, организуют работу по осуществлению мероприятий по реабилитации инвалидов. Осуществляют мероприятия по реабилитации инвалидов. Организуют разъяснительную работу среди населения по мерам социальной защиты. Осуществляют учет 15 .

Специалисты по проблемам семьи, материнства и детства рассматривают поступающие заявления, письма. Жалобы граждан по проблемам семьи, материнства и детства, принимают меры по их устранению. Организуют работу по начислению и выплате государственных пособий семьям, имеющим детей. Ведут базу данных, оказывают методическую помощь 16 .

Специалисты по реализации адресной помощи ведут учет граждан, нуждающихся в поддержке. Выявляют нуждающихся и способствуют реализации необходимой адресной помощи. Организуют анкетирование, обследование жилищных условий с целью выявления конкретных потребностей.

Группа учета и отчетности ведет всю бухгалтерскую отчетность, обеспечивает назначенные выплаты, ведет денежные расчеты с организациями и спонсорами.

Юрист занимается всей правовой работой отдела, оказывает помощь в оформлении документов льготных категорий граждан. Организует методическую помощь работникам отдела.

Все рабочие места компьютеризированы. Учет всех категорий ведется в электронном виде.

2.5 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения

По данным Госкомстата уже на протяжении шести лет численность населения области неуклонно сокращается. Уровень рождаемости не только не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, но и является недостаточным даже для простого замещения поколений. За последнее десятилетие смертность существенно возросла и в 2,5 раза превышает рождаемость. Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет почти 23 процента.

В такой ситуации работа социальных служб, направленная на поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов, особенно актуальна и значима.

Социальные услуги в центрах социального обслуживания более вариативны, здесь в большей степени учитываются и индивидуальные потребности человека, и что немаловажно — они менее затратны и дают возможность пожилым людям жить в своем доме.

В соответствии с Гарантированным перечнем социальных услуг все наши учреждения предоставляют широкий спектр социально-бытовых, социально-медицинских, психологических, ,экономических, правовых и реабилитационных услуг. В Центре социальной помощи Красногорска предоставляются услуги по трудотерапии, лечебной физкультуре, фитотерапии и другие ..

Наиболее проблемным направлением деятельности остается надомное обслуживание, которое остается по-прежнему наиболее востребованной и массовой формой социального и медико-социального обслуживания.

Лучших результатов в этой работе добиваются в г.Красногорске, где количество посещений социальным работником обслуживаемых граждан составляет три и более раз в неделю, за одно посещение оказывается до десяти видов услуг.

В Нахабино, Красногорске пожилым людям на дому оказываются парикмахерские услуги, услуги по ремонту жилья, обуви, доставке горячих обедов, оказание помощи на приусадебных участках, что позволяет оперативно и адресно решать проблемы пожилых людей.

Проводится большая работа по развитию надомного обслуживания показатель охвата надомным обслуживанием на 1О тысяч пенсионеров более чем в 1,5 раза выше среднеобластного (284 чел.) 17 .

Но сегодня еще много резервов в этой работе.

Один из путей повышения эффективности и качества надомного социального обслуживания — изменение подходов к его организации.

Необходимо строить работу по определению перечня социальных услуг с учетом состояния здоровья и уровня способности к самообслу:живанию конкретного клиента. Это позволит оптимально использовать рабочее время социального работника, увеличить эффективность его труда, повысить объем и качество обслуживания.

Важное направление деятельности центров — стационарное социальное обслуживание.

Основной контингент на этих отделениях — пожилые граждане, проживающие в сельской местности и частично утратившие способность к самообслуживанию. В зимнее время доля сельских жителей на таких отделениях составляла до 85 процентов.

Работа стационарных отделений для граждан пожилого возраста остается актуальной и значимой еще и потому, что наш регион сельский. Значительная часть пенсионеров и инвалидов проживает в отдаленных населенных пунктах без транспортного сообщения и инженерных коммуникаций. Именно для таких граждан и нужны стационарные отделения.

Необходимо продолжать работу по повышению эффективности и качества обслуживания в стационарных отделениях путем расширения перечня предоставляемых услуг, рационального использования кадрового потенциала, сокращения продолжительности пребывания на отделении. Надо сделать все, чтобы эти структуры служили базовыми площадками для организации социального обслуживания пожилых людей, нуждающихся в постороннем yxoде.

Третий важный аспект деятельности центров — социальная реабилитация инвалидов. Ежегодно по данным службы медико-социальной экспертизы впервые признаются инвалидами более 15 тысяч человек, из них каждый третий — в трудоспособном возрасте. В прошедшем году около 516 инвалидов прошли реабилитацию в социальных учреждениях 18 .

Социальной реабилитации инвалидов в значительной мере способствуют проводимые совместно с общественными организациями инвалидов, комитетом по культуре спортивные олимпиады, в том числе среди молодых инвалидов-колясочников, выставки и фестивали творчества.

2.6 Анализ финансирования социальной защиты населения

Финансирование мероприятий социальной защиты населения производится из областного и местного бюджетов ( рис.2.3).

рис 2.3 Общий расход средств, направленных на оказание социально-бытовой помощи населению Красногорского района

Как видно из представленных данных, наблюдается положительная динамика в отчислении бюджетных средств на социальную защиту. За последние три года, объем финансирования сферы изменился в большую сторону и увеличился на 10%, а за последние 5 лет. Рост составил 21%.

При этом финансирование осуществляется в долевом участии , следующим образом ( рис.2.4)

2.4 Финансирование социальной защиты из областного и местного бюджетов в 2002-2006 г

Программно-целевой подход к управлению является одним из методов организации текущей и перспективной деятельности. Программно- целевой подход к управлению применяется, в основном, при решении крупных, масштабных проблем, решение которых предполагает большое количество участников. Применение этого метода позволяет скоординировать действия многочисленных участников, более эффективно решать поставленные задачи и использовать имеющиеся ресурсы. Кроме того, решение больших управленческих задач не может быть выполнено за короткий промежуток времени. Поэтому особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он предусматривает действия по решению проблем в течение длительного периода времени.

Содержание программно-целевого подхода заключается в формиров ании целевых программ, помогающих согласовать цели с имеющимися ресурсами.

Программа – это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами, и для ее подготовки нужна специальная технология. Программа по своему смыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы или множество групп людей, определяющая:

  • исходное состояние системы
  • образ желаемого будущего состояния этой системы
  • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. 19

Если есть такая модель, то она придает уверенность руководителю, он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Важное назначение программы состоит в том, что руководитель не только ставит цель, но и определяет промежуточные результаты, которые необходимы для достижения этой цели. Своевременно будет иметь возможность обнаружить угрозу достижения цели. Ниже я рассмотрю классификацию программ, содержание программно-целевого управления, технологию разработки программы.

2.7 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп

Важным направлением в деятельности отдела социальной защиты населения является реализация муниципальных целевых программ. Муниципальные программы «Семья», «Дети инвалиды», «Старшее поколение» и «Социальная поддержка инвалидов» носят системный целевой характер. Целью программ является меры направленные на укрепление материально-технической базы центра социального обслуживания населения и на оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми.

Программно-целевой подход к решению вопросов организации социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан реализуется в Красногорском районе и уже имеет свою историю. На период 2005-20010 г.г. в районе разработаны и реализуются пять целевых программ:

  1. «Старшее поколение»,
  2. «Социальная поддержка инвалидов»,
  3. «Семья»,
  4. «Дети-инвалиды».
  5. «Лето»
Читайте также:  Сколько стоит анализ крови паратгормон

Все городские комплексные программы утверждаются Решением депутатского корпуса муниципального образования «Красногорский район»

В соответствии с городскими комплексными программами «Старшее поколение», «Социальная поддержка инвалидов», «Семья» и «Дети-инвалиды» проводится работа по оказанию социально-бытовой помощи малоимущим гражданам города.

Общий объем финансирования социальных региональных и муниципальных целевых программ за 2006 год составил 1123,9 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета – 546,4 тыс.руб. (49 %), местного – 566,5 тыс.руб. (50 %), прочих источников – 11 тыс.руб. (1 %) 20 .

рис.2. Объем финансировании целевых программ из различных источников

Объем финансирования мероприятий по социальной защите населения в 2005 -2006 гг

Источник

Организация деятельности Управления социальной защиты населения

Управление социальной зашиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты на­селения обеспечивают реализацию государственной политики в об­ласти обеспечения пособиями; труда и трудовых отношений; соци­альных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого воз­раста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по ре­шению органов местного самоуправления. Управление в своей дея­тельности руководствуется законами РФ, указами и распоряжения­ми Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Прави­тельства РФ и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоя­щего органа социальной зашиты населения края, области и другими нормативными актами.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюд­жетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами и является юридическим лицом, имеет самостоятель­ный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, блан­ки, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде.

В структуру Управления входят следующие подразделения:

— отдел по назначению и выплате государственных пособий на детей;

— отдел по труду и социальным вопросам;

— отдел по назначению и выплате социальных льгот, пособий и компенсаций;

— централизованная бухгалтерия. Подведомственные Управлению муниципальные учреждения:

— Центр социальной помощи семье и детям «Доверие»;

— Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка»;

— Центр социального обслуживания населения «Надежда». Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с положением об управлении социальной защиты населения, которое ут­верждает глава администрации города или района.

Рассмотрим, как функционирует Управление социальной защи­ты населения на примере г. Армавира.

Основными задачами Управления являются:

— участие в разработке прогнозов социально-экономического развития города;

— разработка на основе прогнозирования социальных процессов и реализация городских программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения;

— разработка мер, направленных на реализацию законодательства в области социальной защиты населения;

— организация социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях;

— защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам;

— осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере;

— развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений;

— координация вопросов охраны и условий труда.

В соответствии с возложенными задачами управление осуществ­ляет следующие функции:

а) в области социального обслуживания:

— с учетом социально-демографических особенностей города и потребностей различных категорий и групп населения вносит предложения о создании на правах юридических лиц муниципальных учреждений социального обслуживания и социальной помощи для инвалидов, граждан пожилого возраста, для малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей;

— оформляет документы на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные дома-интернаты;

— оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;

— осуществляет координацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных на территории города, и оказывает им организационно-методическую помощь;

— проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения;

б) в области реабилитации инвалидов:

— осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;

— оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;

— оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положе­ния инвалидов, воинов-интернационалистов и ветеранов;

— вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

в) в области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:

— осуществляет в пределах своей компетенции разработку и реализацию городских программ по улучшению положения пожилых граждан и ветеранов;

— осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных действующим законодательством для пожилых граждан и ветеранов и других льготных категорий граждан;

— координирует работу общественных организаций в вопросах улучшения социального положения ветеранов войны, воинов-интернационалистов, ветеранов труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

— осуществляет обеспечение граждан документами, дающими право пользования льготами в соответствии с законодательством;

— осуществляет обеспечение санаторно-курортными путевками льготных категорий граждан и контроль за их использованием;

— производит назначение и выплату социальных пособий, льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством;

г) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:

— осуществляет реализацию краевых и городских программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки наиболее нуж­дающихся в ней;

— производит назначение и выплату единовременных и ежемесячных пособий на детей;

— осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными физическими возможностями;

— осуществляет социальную поддержку выпускникам школ-интернатов, не имеющим родителей или оставшимся без их попечения, на начальном этапе их самостоятельной жизни;

— обеспечивает совместно с органами исполнительной власти, негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул;

— участвует в мероприятиях по профилактике детской безнадзорности в соответствии с законодательством;

д) в области труда и охраны труда:

— обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий;

— осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров, организует работу по заключению коллективных договоров на предприятиях и организациях города;

— проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров;

— осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства РФ на предприятиях и организациях города всех форм собственности;

— координирует работу по подготовке и заключению соглашения о социальном партнерстве между администрацией города, профсоюзами и товаропроизводителями;

— проводит анализ размера заработной платы, сложившейся в городе, осуществляет контроль за уровнем минимальной заработной платы на предприятиях;

— изучает причины возникновения коллективных трудовых споров;

— проводит анализ демографической ситуации в городе;

— организует работу в пределах своей компетенции по реализации единой государственной политики в области охраны и улучшения условий труда;

— разрабатывает городские программы по охране и улучшению условий труда;

— анализирует состояние условий и охраны труда в городе;

— осуществляет работу по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях, в организациях и учреждениях города;

— осуществляет работу по обеспечению взаимодействия администрации города с государственными органами надзора и контроля по вопросам охраны и условий труда;

— осуществляет методическое руководство службой охраны труда предприятий и организаций города.

Через средства массовой информации Управление информирует население по вопросам социальной защиты и трудовых отношений. Оно взаимодействует со службами Департамента по социальной за­щите населения администрации края и осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учрежде­ний социальной защиты, а также контроль за финансово-хозяйст­венной деятельностью.

Начальник Управления назначается и освобождается от долж­ности главой города. Он несет персональную ответственность за вы­полнение возложенных на управление задач и осуществление им своих функций.

Начальник Управления распределяет обязанности между замес­тителями начальника управления, руководит деятельностью управ­ления на принципах единоначалия, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пределах своей компетенции, издает приказы, инструкции и дает указания, обяза­тельные для исполнения всеми работниками управления и подве­домственными ему учреждениями;

— утверждает штатное расписание подведомственных учреждений в пределах установленного фонда оплаты труда и численности его работников, а также смету расходов на их содержание в пределах средств, выделяемых из городского бюджета, утверждает положения о структурных подразделениях управления, а также устав, положе­ния подведомственных управлению учреждений;

— вносит предложения главе города по назначению на должность и освобождению от должности работников аппарата управления и руководителей подведомственных учреждений, о наложении дисци­плинарного взыскания на работников аппарата, представляет в ус­тановленном порядке особо отличившихся работников к присвое­нию почетных званий и наград.

Источник

Анализ работы управления социальной защиты населения

Управление социальной зашиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты на­селения обеспечивают реализацию государственной политики в об­ласти обеспечения пособиями; труда и трудовых отношений; соци­альных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого воз­раста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по ре­шению органов местного самоуправления. Управление в своей дея­тельности руководствуется законами РФ, указами и распоряжения­ми Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Прави­тельства РФ и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоя­щего органа социальной зашиты населения края, области и другими нормативными актами.

Читайте также:  Наблюдение сравнение описание Научные методы эмпирического исследования

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюд­жетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами и является юридическим лицом, имеет самостоятель­ный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, блан­ки, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде.

В структуру Управления входят следующие подразделения:

— отдел по назначению и выплате государственных пособий на детей;

— отдел по труду и социальным вопросам;

— отдел по назначению и выплате социальных льгот, пособий и компенсаций;

— централизованная бухгалтерия. Подведомственные Управлению муниципальные учреждения:

— Центр социальной помощи семье и детям «Доверие»;

— Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка»;

— Центр социального обслуживания населения «Надежда». Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с положением об управлении социальной защиты населения, которое ут­верждает глава администрации города или района.

Рассмотрим, как функционирует Управление социальной защи­ты населения на примере г. Армавира.

Основными задачами Управления являются:

— участие в разработке прогнозов социально-экономического развития города;

— разработка на основе прогнозирования социальных процессов и реализация городских программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения;

— разработка мер, направленных на реализацию законодательства в области социальной защиты населения;

— организация социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях;

— защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам;

— осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере;

— развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений;

— координация вопросов охраны и условий труда.

В соответствии с возложенными задачами управление осуществ­ляет следующие функции:

а) в области социального обслуживания:

— с учетом социально-демографических особенностей города и потребностей различных категорий и групп населения вносит предложения о создании на правах юридических лиц муниципальных учреждений социального обслуживания и социальной помощи для инвалидов, граждан пожилого возраста, для малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей;

— оформляет документы на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные дома-интернаты;

— оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;

— осуществляет координацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных на территории города, и оказывает им организационно-методическую помощь;

— проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения;

б) в области реабилитации инвалидов:

— осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;

— оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;

— оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положе­ния инвалидов, воинов-интернационалистов и ветеранов;

— вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

в) в области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:

— осуществляет в пределах своей компетенции разработку и реализацию городских программ по улучшению положения пожилых граждан и ветеранов;

— осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных действующим законодательством для пожилых граждан и ветеранов и других льготных категорий граждан;

— координирует работу общественных организаций в вопросах улучшения социального положения ветеранов войны, воинов-интернационалистов, ветеранов труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

— осуществляет обеспечение граждан документами, дающими право пользования льготами в соответствии с законодательством;

— осуществляет обеспечение санаторно-курортными путевками льготных категорий граждан и контроль за их использованием;

— производит назначение и выплату социальных пособий, льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством;

г) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:

— осуществляет реализацию краевых и городских программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки наиболее нуж­дающихся в ней;

— производит назначение и выплату единовременных и ежемесячных пособий на детей;

— осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными физическими возможностями;

— осуществляет социальную поддержку выпускникам школ-интернатов, не имеющим родителей или оставшимся без их попечения, на начальном этапе их самостоятельной жизни;

— обеспечивает совместно с органами исполнительной власти, негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул;

— участвует в мероприятиях по профилактике детской безнадзорности в соответствии с законодательством;

д) в области труда и охраны труда:

— обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий;

— осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров, организует работу по заключению коллективных договоров на предприятиях и организациях города;

— проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров;

— осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства РФ на предприятиях и организациях города всех форм собственности;

— координирует работу по подготовке и заключению соглашения о социальном партнерстве между администрацией города, профсоюзами и товаропроизводителями;

— проводит анализ размера заработной платы, сложившейся в городе, осуществляет контроль за уровнем минимальной заработной платы на предприятиях;

— изучает причины возникновения коллективных трудовых споров;

— проводит анализ демографической ситуации в городе;

— организует работу в пределах своей компетенции по реализации единой государственной политики в области охраны и улучшения условий труда;

— разрабатывает городские программы по охране и улучшению условий труда;

— анализирует состояние условий и охраны труда в городе;

— осуществляет работу по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях, в организациях и учреждениях города;

— осуществляет работу по обеспечению взаимодействия администрации города с государственными органами надзора и контроля по вопросам охраны и условий труда;

— осуществляет методическое руководство службой охраны труда предприятий и организаций города.

Через средства массовой информации Управление информирует население по вопросам социальной защиты и трудовых отношений. Оно взаимодействует со службами Департамента по социальной за­щите населения администрации края и осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учрежде­ний социальной защиты, а также контроль за финансово-хозяйст­венной деятельностью.

Начальник Управления назначается и освобождается от долж­ности главой города. Он несет персональную ответственность за вы­полнение возложенных на управление задач и осуществление им своих функций.

Начальник Управления распределяет обязанности между замес­тителями начальника управления, руководит деятельностью управ­ления на принципах единоначалия, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пределах своей компетенции, издает приказы, инструкции и дает указания, обяза­тельные для исполнения всеми работниками управления и подве­домственными ему учреждениями;

— утверждает штатное расписание подведомственных учреждений в пределах установленного фонда оплаты труда и численности его работников, а также смету расходов на их содержание в пределах средств, выделяемых из городского бюджета, утверждает положения о структурных подразделениях управления, а также устав, положе­ния подведомственных управлению учреждений;

— вносит предложения главе города по назначению на должность и освобождению от должности работников аппарата управления и руководителей подведомственных учреждений, о наложении дисци­плинарного взыскания на работников аппарата, представляет в ус­тановленном порядке особо отличившихся работников к присвое­нию почетных званий и наград.

Источник

Анализ организации в системе социальной защиты населения

Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, структуру, функции, нормативно-правовые основы организаций в области социальной защиты населения;
2. выделить особенности форм и методов управленческой деятельности в сфере социальной защиты населения;
3. проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе;
4. провести анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты населения;
5. предложить направления совершенствования организаций социальной защиты населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения…………. 5
Понятие и сущность социальной защиты населения………………… 5
Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития……………………………………………………………….. 8
Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения……………………………………………………… 13

Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………………………………. 17
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и пути реформирования системы организаций социальной защиты населения в России………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………. 35
Список литературы………………………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления.doc

— соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

— создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

— воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.[14]

1.2Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития

Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института – социальной защиты населения (СЗН), сделав его центром общественного мнения. Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной СЗН, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность. Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) – оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности. [15]

Читайте также:  Может ли быть сдана моча вместо Манту и при каких условиях

Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, социально создаваемых негосударственных фондов.

Впервые необходимость создания систем СЗН была подчеркнута в постановлении Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье» (1991), Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992), документах Минсоцзащиты России: «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации» (1993), «Концепция развития социального обслуживания населении в Российской Федерации» (1993) принятой в 1997г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1999-2000 гг.

Предполагалось в сравнительно короткие сроки создать систему СЗН, которая объединит и скоординирует разноплановые меры помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, соединит различные финансовые потоки и станет ощутимой частью инфраструктуры, способствующей нормальному функционированию рыночной экономики, а значит, и ее возможности создавать нормальные условия жизнедеятельности человека. Планировалось создать принципиально новую систему СЗН, отличную от существовавшей в советское время. Старая система носила уравнительный характер, действия ее субъектов сводились к распределению и перераспределению имеющихся материальных и денежных ресурсов. Она мало ориентировалась на активизацию потенциала творческих сил человека по преодолению бедности и выходу из трудной жизненной ситуации. Поэтому коренная переориентация экономических реформ на проблемы социально-трудовой сферы, область социальной защиты была объективно необходимой.

В настоящее время система СЗН складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.

Мы рассматриваем институт социальной защиты как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др. Рассмотрим их подробнее.

Политические факторы связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе.

Необходимость политической стабилизации в обществе в решающей степени определяет превращение системы социальной защиты населения в элемент национальной безопасности страны, предмет особой заботы законодательных и исполнительных органов власти. Ими принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России: по преодолению бедности, замедлению снижения уровня жизни населения, социальной дифференциации общества, ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций. Среди этих мер, решений органов государственной власти, способных улучшить социальную ситуацию, развитие социальных выплат и социального обслуживания. Сюда же следует отнести действия, направленные на укрепление основ федерализма, повышения управляемости системы исполнительной власти, развитие социального законодательства, разработку и реализацию федеральных и региональных программ, заключение договоров о разграничении полномочий по вопросам социальной защиты с субъектами Российской Федерации и др.

Экономические факторы определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов посредством взимания взносов, рассматриваемых к качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной или натуральной форме.

Социальная защита влияет на уровень накоплений и инвестиций, спрос и предложение труда, характер управления предприятиями и на стратегию руководства. Очевидно ее влияние на экономическую конъюнктуру и на явления, связанные с ростом производительности труда. Поэтому важным является внедрение экономических, рыночных механизмов в распределительные каналы и ее ресурсное обеспечение.

Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами социальной защиты – это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы социальной защиты.

Влияние экономических факторов проявляется и в том, что в социальной защите удается полностью воплотить принцип семейного подхода. Появляются новые возможности для противодействия угрозам, связанным с демографическим кризисом, состоянием генофонда и здоровья населения, ростом масштабов безработицы вынужденной миграции, падением морально-нравственных устоев в обществе. Семья, являясь важнейшей ячейкой общества, становится естественным защитником механизмов для своих членов, обеспечивающим выработку мировоззрения базовых моделей поведения и жизненной стратегии, возможности адаптации к изменившимся условиям социума. Вот почему одной из задач социальной защиты является укрепление потенциала семьи, в том числе и экономического, оказание ей помощи в развитии семейного бизнеса, предпринимательства для боле полной реализации потенциала в выполнении семьей своих функций.

Идеологические факторы играют важную роль в становлении института социальной защиты.

Идеологические факторы отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества. Реально их влияние и на результативность деятельности складывающегося института социальной защиты. Известно, что в советское время господствующая коммунистическая идеология считала государственное социальное обеспечение приоритетной мерой в области социальной защиты населения.

В нашей стране наметились основные общие контуры многоукладной организационной структуры системы СЗН, в которой используются все организационно-правовые формы, осуществляемые в странах с рыночной экономикой. Конституция Российской Федерации ориентирует общество на создание социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Устанавливаются государственные гарантии по важнейшим положениям, составляющим суть социальной защиты. Создавая свою национальную модель системы СЗН, общество должно иметь четко изложенную новую идеологию социальной помощи и поддержки нуждающегося человека, учитывающую национальные традиции и менталитет, особенности многоукладной организационной структуры, опыт зарубежных стран, создавших социально-ориентированную рыночную экономику.

Необходима и быстрейшая разработка современной теории социальной защиты, чтобы на ее основе сформировать новую, активную социальную политику, реально стабилизирующую повышение уровня жизни граждан России.

Нравственно- психологические факторы на протяжении всей истории социальной защиты являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека – при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания и т.д. Социальные работники, к примеру, постоянно сталкиваются с проблемами проявления социального и политического неравенства, унижением человеческого достоинства, утратой человеческих ценностей. Поэтому задача института социальной защиты – способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. Но важен и другой нравственный момент. Социальная помощь и поддержка нередко связаны в массовом сознании с настроениями социального иждивенчества, стремлением стать благополучным не за счет своего труда, а за счет «захребетничества». Вот почему так важно, осуществляя социальную защиту, полно и всесторонне анализировать социальные проблемы клиентов, особенности из жизненной ситуации. При оказании социальной защиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов – проблемы взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними. Налаживание взаимодействия с людьми, оказание им помощи в социальном функционировании – это сфера интересов института социальной защиты.

Таким образом, на развитие системы СЗН активно влияют факторы, связанные с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе. Все указанные факторы определяются господствующей политической доктриной, проводимой государственной политикой, социально-экономической ситуацией в обществе. Их влияние выражается в постановке конкретных целей и задач по социальной защите человека в функциях, реализующих главную цель системы социальной защиты: оказать помощь человеку или группе людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Причем оказать помощь на личностном уровне, за счет активизации потенциала собственных сил и возможностей клиента; наладить связь между людьми, которые нуждаются в помощи, с ресурсными системами социума, с государственными учреждениями и законодательными органами.

Источник

Adblock
detector