1 Понятие и сущность мологического метода



Метод Морфологический анализ

Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам.

Цель морфологического анализасостоит том, чтобы максимально расширить область поиска решения и сформировать наиболее полное множество альтернатив, охватывающее все возможные способы решения проблемы.

Основные схемы морфологического анализа:

— метод морфологического ящика (наиболее приемлем для больших и сложных объектов). Состоит в определении всех возможных параметров решения задачи, формирования матрицы и анализ различных сочетаний до выбора наилучшего варианта сочетания.

— метод выделения опорных элементов исследуемой системы и работа с комбинациями вариантов решения;(метод букета)

— метод отрицания и конструирования. В основе этого метода морфологического анализа — замена сформулированных идей на противоположные и анализ несоответствий;

Данный метод можно реализовать посредством составления так называемых морфологических карт, которые содержат, с одной стороны, перечень необходимых параметров, отражающих предполагаемый и ожидаемый результат, а с другой – варианты решений, среди которых надо делать выбор, чтобы достичь результата.

Такими параметрами могут быть, например, своевременность исполнения, равномерность загрузки, инновационность деятельности, качество работы. Все это параметры управления. Их реализация зависит от таких факторов, как контроль исполнения, ясность распоряжений, учет загрузки, нормы загрузки, информационное обеспечение, планирование работ, распределение персонала, обучение персонала, мотивирование исполнения, критерии качества, мотивирование качества и др. Все эти факторы определяют возможные решения. Но решения могут быть ключевыми и второстепенными, промежуточными и окончательными. Выбор и обоснование решений и позволяет сделать морфологическая карта. Решение должно соединить все эти факторы, отражать комплекс действий, способных изменить положение.

Метод морфологического анализа состоит из следующих основных этапов:

1. Определение максимально полного перечня критериев выбора.

Каждый из критериев рассматривается как «простейшая» цель выбора и описывает желаемый частный результат действий. В совокупности все критерии выбора образуют цель принятия решения, достижение которой устраняет причину возникшей проблемы.

2. Определение «частичных» решений, удовлетворяющих каждому из перечисленных критериев выбора.

В результате данного этапа образуется морфологическая карта или таблица, в каждой строке которой расположены «частичные» решения, удовлетворяющие отдельным критериям выбора (табл. 4.1). В идеальном случае на карте должны быть представлены все возможные «частичные» решения. Такую запись можно осуществить, если в каждой строке таблицы предусмотреть дополнительный элемент, означающий «другие средства».

3. Разработка всех возможных вариантов решения проблемы.

Каждый вариант состоит из цепочки, содержащей ровно по одному «частичному» решению, достаточному для достижения каждой «простейшей» цели. В таблице один из таких вариантов показан в виде цепочки связанных «частичных» решений. Тогда общее число альтернатив определяется как произведение общего количества всех «частичных» решений, удовлетворяющих разным критериям выбора.

Метод морфологического анализа предполагает построение матрицы с занесением в нее различных данных.
Строится матрица в виде таблицы:

Далее на пересечении колонок А1-В1,А1-В2 и так далее заносятся причины возникновения проблемы в зависимости от внутренних факторов организации и внешних факторов среды, также в колонках могут быть перечислены методики разрешения той или иной проблемы, например применение аутсорсинга, бенчмаркинга и т.д. Методики могут повторяться, таким образом, выявляется наиболее оптимальный вариант, альтернатива для решения проблемы.

Метод морфологического анализа (иногда он называется методом морфологического ящика) представляет собой комбинацию метода классификации и метода обобщения. Его суть состоит в декомпозиции проблемы по составляющим ее элементам, поиске в этой схеме наиболее перспективного относительно всей проблемы элемента ее решения.

Однако морфологический анализ предполагает не простую декомпозицию, т.с. разложение целого на составляющие его части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т.е. влияния элемента или подпроблемы на общую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (иногда это называют надсистемой).

В качестве примера возьмем проблему распределения функций. Менеджер заметил, что в процессах управления очень часто встречаются задержки при принятии решений, подготовке документов либо реагировании на распоряжения (резолюции). Многие объясняют такое положение неудачным распределением функций и полномочий между подразделениями, неравномерной загрузкой.

Можно исправлять положение, опираясь на эти разумные объяснения, но менеджер должен понимать, что причина может быть глубже и включать в себя множество факторов эффективной деятельности персонала. Надо решать проблему комплексно, опираясь на глубокий и всесторонний анализ существующего положения дел. Для этого нужно провести морфологический анализ проблемы распределения функций.

Итак, исходной позицией морфологического анализа является постановка проблемы. Далее проводится ее декомпозиция, т.е. разделение на составляющие. В качестве примера можно назвать проблемы структуры системы управления, профессионализма персонала, мотивации деятельности, трудоемкости функции, учет загрузки и др.

Далее проводится декомпозиция каждой из представленных проблем в отдельности. При этом не исключено, что проблемы переводятся с одного иерархического уровня на другой.

Но декомпозицию проблем надо делать не только «вниз», но и «вверх». Ведь распределение функций зависит не только от внутреннего состояния системы управления, но и от внешних факторов ее функционирования: конкуренции, экономической обстановки, рынка специалистов, системы обучения, государственного регулирования и др.декомпоз по внутр и внеш факторам.

Таким образом строится морфологическая схема проблем, и на ее основе проводится анализ каждой из проблем, чтобы найти главную, связать ее с другими. При анализе проблем можно использовать и другие методы исследования, такие как мозговой штурм, синектика и др.

Пределом развития морфологической схемы вверх и вниз является возможный переход в другой класс проблем, который сделает эту схему бесконечной.

Для того чтобы морфологическая схема была построена корректно, следует использовать ряд операторов, посредством которых можно проверять принадлежность проблемы к той или иной иерархической ступени или переходить с одной ступени на другую при декомпозиции проблем. Эти операторы существуют в форме ключевых вопросов, ответ на которые дает возможность переводить проблему на новую ступень морфологической схемы.

Источник

Морфологический анализ

Морфологический анализ основан на перечислении альтернатив решения проблем. Лучше всего морфоло­гический анализ может быть объяснен с позиций многомерной пере­крестной классификации, а именно: различные альтернативы представляютсобой результаты классификации решений, характеризующихся несколькими признаками — «компонентами». Каждый компонент имеет несколько вариантов альтернативных решений — градаций. Смысл морфологического анализа — формально перечислить все возможные решения, чтобы «ничего не упустить».

Ступени морфологического анализа:

1) описание проблемы в целом. На этом этапе решений не предлагает;

2) проблема разлагается на отдельные компоненты, которые влияют наее решение;

3) для каждого компонента предлагается ряд альтернативных вариантов;

4)компоненты и альтернативные варианты изображаются графически с помощью многомерной многопараметрической модели — морфологического ящика;

5) проверка решений на реализуемость и отсев неприемлемых идей. шя ступень фактически соответствует второму этапу решения проблем, который в данном случае основан на опыте того, кто проводит отсев идей.

Первый способ примечателен тем, что компоненты перечисляются в графе подлежащего таблицы, а варианты (градации) — в графах таблицы. Причем по различным компонентам может быть различное число вариантов. В качестве примера в табл. 1.2 дан пример морфологического анализа, когда рассмотрены четыре компонента. Для примера рассмотрена ситуация выбора новой комплексной маркетинговой стратегии. Компонентами являются элементы комплекса маркетинга «4Р». Альтернативными вариантами по каждому компоненту являются частные стратегии.

Таблица 1.2. Схема морфологического анализа

Компоненты .Альтернативные варианты компонентов
А. Product А1 А2 A3 А4 А5
B. Place В1 В2
C. Promotion jkhhhllllllPPPpppPromotion С1 С2 СЗ C4
D. Price D1 D2 D3

Особенность данной формы представления решений в том, что каждое решение характеризуется сочетанием четырех ячеек в табли­це. Одно из возможных решений — (А1, В2, С4, D1) выделено тем­ным цветом. Общее количество альтернативных решений проблемы равно произведению вариантов по каждому компоненту. В данном случае имеется 5x2x4x3=120 вариантов решений.

Второй способ построения морфологического ящика позволяет каждое альтернативное решение проблемы представить в виде одной ячейки. Морфологический ящик при двух компонентах изображается в виде двухмерной матрицы. Графической моделью является обычная таблица перекрестной классификации.

Многомерный морфологический ящик также может быть изобра­жен на плоскости по принципам перекрестной классификации. При этом, чтобы видеть все возможные альтернативы и затем «отсеять» неприемлемые идеи, можно применить таблицу, аналогичную при­меняемой в статистическом методе комбинированной группировки со сложным подлежащим и (или) сложным сказуемым. Подобная, но определенным образом заполненная таблица, называется таблицей дисперсионного анализа (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Морфологический ящик по методу перекрестно классификации

ВI B2 B3
Cl C2 Cl C2 Cl С2
A1 Al,С1 ,В1
А2
A3

Неприемлемые варианты закрашены. Общее число вариантов 3 х х 3 х 2 = 18. После исключения трех заведомо неприемлемых вари­антов остается 15 альтернативных вариантов.

Метод мозговой атаки относится к интуитив­но-творческим методам. Метод разработал в 1939 г. американец Осборн — основатель Института творческих методов обучения, консуль­тант в области рекламы. Метод основан на групповом обсуждении проблемы под руководством ведущего. Первоначально метод хорошо зарекомендовал себя, когда позволил получить хорошие результаты при разработке военной техники.

Читайте также:  Для чего предназначен анализ пцр

Основной принцип метода — неконтролируемая генерация и спонтанное переплетение идей участниками группового обсуждения. Одна высказываемая идея базируется на предыдущей и порождает следующую. В результате возникают поток идей, цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы. В соответствии с принципом синергизма исследования показали, что групповое мышление дает на 70% больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных мышлений.

Организационные условия осуществления метода достаточно многочисленны и строги по отношению к участникам и к ведущему:

1)группа включает 8—10 специалистов разных областей знания;

2)ведущий поощряет высказывание самых неожиданных идей;

3)чем больше идей, тем лучше;

4)обмен мыслями и сочетание идей. Члены группы должны стараться развивать идеи своих коллег, строить одну идею на другой и
пытаться комбинировать некоторые идеи в различных сочетаниях;

5)критика запрещается. Замечания «Это уже продавалось», «Это
никто не купит» или «Это не будет работать» запрещены;

6)продолжительность сеанса от 15 до 30 минут;

7)отсутствие авторских прав на идеи — любой участник может
развить идеи другого участника;

8)уровень квалификации участников не должен сильно отличаться;

10)ведущий не должен подчеркивать свою осведомленность;

11)ведущий не должен подчинять людей своей воле;

12)высказываемые идеи обсуждаются не сразу.

Один из вариантов мозговой атаки — «метод 635», что означает, что присутствуют шесть участников, имеется три предложения, осуществляется пять передач предложений по кругу. Шесть участников письменно представляют как минимум по три предложения по решению проблемы в течение пяти минут. В результате имеется восемнадцать исходных предложений, которые варьируются пять раз с различных точек зрения.

Метод синектики ориентирован на поиск неожиданных, оригинальных решений в результате группового обсуждения проблемы. В переводе синектика означает соединение различных и не соответствуюших друг другу элементов. Метод также является групповым. Члены группы подбираются из разных сфер деятельности. Каждый член группы вносит заранее задуманную идею. Когда появляется интересная идея, руководитель направляет обсуждение на ее развитие. Отличие синектики от метода мозгового штурма заключается в том, а ведется поиск небольшого числа идей (двух-трех), которые затем рассматриваются детально. В процессе обсуждения основную роль играет руководитель.

Идеи берутся из различных областей знания. В руководствах по методу отмечается, что, например, при рассмотрении системы уборки снега полезно обсудить перемещение грунта и уборку опавшей листвы. Рассматривая строительство, полезно обсудить устройство пчелиного улья. Пример успешного применения синектики в технике — изобре­тение позвоночной антенны.

Одной из областей использования синектики является поиск но­вого применения товара. Эта задача возникает, в частности, и ситуа­ции, когда у товара заканчивается его жизненный цикл. Известны удачные примеры нового применения товаров, например жеватель­ной резинки, которая первоначально позиционировалась как своеоб­разная конфета для детей и модная успокаивающая «жвачка» для при­общения к клану самостоятельных взрослых мужчин, как правило, некурящих. Сейчас потребителям гарантируются свежее дыхание и отсутствие кариеса.

Источник

3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Сущность метода морфологического анализа состоит в том, что поставленная проблема разделяется участниками процесса на более мелкие этапы, которые в последующем будут проанализированы и оценены отдельно друг от друга. В процессе анализа составляются все возможные варианты сочетаний вероятных свойств и принципов действий, затем для каждого составляется соответствующий проект. Общепринято использование следующего порядка применения данного метода.

1. Отбор необходимой системы и определение целей.

2. Построение «морфологического ящика», т. е. оси координат. На данном этапе вероятны затруднения с выбором осей «ящика», в таком случае можно воспользоваться некоторыми шагами:

• расширить варианты систем осей координат для «ящика»;

• провести сравнения между найденными вариантами;

• выявить главные и существенные свойства осей, выбрать те оси, которые отвечают требованиям поставленной задачи.

3. Составление окончательного варианта осей координат «ящика».

4. В случае необходимости – введение «универсальных осей», которые могут служить добавочным критерием при проведении оценки вариантов решения проблемы. Например, можно использовать такие оси «ящика», как «энергопитание», «назначение», «соответствие» и т. д.

5. Составление графического вида готовой таблицы, в которую необходимо занести все выбранные данные по конкретной проблеме.

6. Отбор только тех сочетаний, которые соответствуют заданным требованиям.

7. Анализ полученных результатов по всем возможным направлениям и описание каждой вероятной ситуации.

Существуют некоторые особенности проведения морфологического анализа проблемы. Во-первых, при составлении морфологического ящика необходимо проводить сравнение, как минимум, двух объектов; во-вторых, участники процесса должны чувствовать и четко понимать весь процесс и все предлагаемые составные части «ящика», все грани осей. И, в-третьих, в таблице необходимо ввести понятия «начало», «нуль», отправной точки всего процесса.

Преимущество данного метода в том, что его может использовать даже один сотрудник при необходимости решить срочную задачу или проблему.

Проведение морфологического анализа предполагает построение двухмерной таблицы, в которой обе оси координат – это свойства некоторой системы, а клетки в этой таблице – пустые места для записи различных идей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. СТЭП-АНАЛИЗ

3. СТЭП-АНАЛИЗ Для проведения анализа внешней среды организация может использовать СТЭП-метод, суть которого заключается в том, чтобы поочередно исследовать основные факторы внешней среды, воздействующие на деятельность организации: • социальные факторы; •

АНАЛИЗ ДАННЫХ

АНАЛИЗ ДАННЫХ Анализ данных проводится методами статистики, предназначенными для выявления взаимосвязи, зависимостей структур. Все методы анализа данных классифицируют по нескольких критериям: по цели анализа (описательные и индуктивные), по количеству одновременно

Анализ гардероба

Анализ гардероба Обследование. Что у вас есть и почему?Внешнее? Проверьте содержимое вашего платяного шкафа? Исследуйте свои поведенческие стереотипы в области одеждыВнутреннее? Исследуйте внутренние причины, обусловливающие ваш выбор одежды? Оцените эмоциональные

Самостоятельный анализ

Самостоятельный анализ Если практика интересуют единичные переживания фазы, то простого изучения данного учебника и прочих материалов может быть вполне достаточно. Но если человек хочет добиться наибольших результатов, то ему не обойтись без включения своей

7. АНАЛИЗ УМА

7. АНАЛИЗ УМА Часть I Подобно тому, как соколы поднимаются высоко, однако их ум в тупике, так и каждый интеллигентный человек, который глубоко мыслит, но ум которого концентрируется на всех тех лицах и искушениях, которым подчинено тело, — действует подобным же образом.

Источник

Морфологический анализ как метод развития сильного мышления

Морфологический анализ как метод развития сильного мышления.

Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что дошкольник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением.

Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ — технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.

Метод создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30-х годах 20 века.

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В РТВ и ТРИЗ — методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.

Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфо таблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. На начальных этапах работы задействованы две горизонтали, далее можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.

Цель метода:

— Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

— Создавать условия для оценки ребёнком полученных идей.

— Учить детализировать наиболее удачные идеи.

— Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику.

Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется, вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как младшие дети ещё не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.

Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток.На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели или картинки частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объекты, которые будем рассматривать. Начинаем с человека, перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с ребёнком,что делает человек в каждой ячейке: утром просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т. д. ; днём гуляет, обедает, ложится спать;вечером: играет, ужинает, смотрит телевизор, готовится ко сну; ночью спит. Затем можно добавить другой объект, например петушка, или кошку, собаку. Интересно использовать предметы рукотворного мира – тапочки, сандалики, игрушка т. д. получится интересная сказка.

Читайте также:  Математический анализ Начальный курс с примерами и задачами Гурова З И Каролинская С Н Осипова А П 2002

Творческое задание — фантазийный дом (справа таблицы помещается карточка).Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, рельеф, части, материал.

Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть в форме сердечка, в форме пик, круглый, спиральный, в форме креста.Цвет дома: «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску.Рельеф дома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом –определяем строительный материал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино.

В результате получаются «ушастые» дома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.

Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали -форма, действие, части, цвет, характер.Части сторонних объектов применяются при создании животного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаются «крылатые зверята», у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.

Пример: платье.Параметры: действие, размер, количество отдельных деталей платья, вкус, цвет. Нарисованные платья могут двигаться, иметь много рукавов или воротничков, быть съедобными и т. д. По такой таблице могут создавать необычные рисунки и более опытные художники.

По тому же принципу, мы выполнили рисунки необычного растения, обуви для волшебника, транспортного средства для Бабы Яги. Получились забавные автомобильчики, у которых есть в наличии носы, уши, хвосты, паруса и ноги вместо колес.

Пройдя весь подготовительный этап работы с морфологическими таблицами, можно перейти к углубленной работе по математике. Упражнять в умении считать, решать примеры и составлять математические задачи.

Консультация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Для ГМО воспитателей. Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила: воспитатель.

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников О. В. Засименко, воспитатель, МОУ СОШ х. Бурковский, Среднеахтубинского района, Волгоградской области. «Детское экспериментирование – как.

«Игра как деятельность, форма и метод развития и саморазвития ребёнка» Игра подобна реке у которой два берега. Один берег реки-забава, другой-нравственный урок. Игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются.

Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.

Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия — метод интервьюирования. Этот метод.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Поводы и причины детских истерик. Как помочь ребёнку выйти из сильного эмоционального возбуждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Юля» г. Феодосия Республики Крым Консультация для родителей.

Источник

Технология организации и проведения морфологического анализа

Методы управления, применяемые на этапе определения альтернатив. Понятие и сущность морфологического анализа. Раскрытие возможных вариантов по каждому признаку путем составления матрицы. Технология организации и проведения морфологического анализа.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.01.2015
Размер файла 572,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

«Технология организации и проведения морфологического анализа»

    Введение
  • 1. Понятие и сущность морфологического метода
  • 2. Организация проведения морфологического анализа
  • 3. Технология организации и проведения морфологического анализа
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Морфологический анализ был разработан швейцарский астрономом Цвикки в 1942 г. Данный метод основан на построении таблицы, в которой перечислены все основные элементы, составляющие объект и указано возможно большее число известных вариантов осуществления этих элементов. Комбинируя варианты осуществления элементов объекта, можно получить самые внезапные новые решения.

Цель морфологического анализа — обозначить пути развития, описать все допустимо возможные решения данной задачи.

Основная идея анализа — упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты решений, которые ранее не рассматривались.

Популярным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

1. Понятие и сущность морфологического метода

управление морфологический альтернатива матрица

Суть морфологического метода заключается в следующем: в улучшаемой системе выделяют несколько характеристик — структурных или функциональных морфологических признаков. Любой признак может характеризовать какой-то параметр: характеристику системы, от которых зависит решение проблемы и достижение основной цели.

По любому выделенному морфологическому признаку составляют список его разных конкретных альтернатив. Признаки с их альтернативами можно группировать в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком, что позволяет лучше изобразить поисковое поле. Перебирая многообразные сочетания альтернативных вариантов выделенных признаков, можно обнаружить новые варианты решения задачи, которые при простом переборе могли быть упущены.

Метод предусматривает выполнение работ в пять этапов:

Первый этап. Точная формулировка задачи (проблемы), подлежащей решению. Если первоначально ставится вопрос одной конкретной системе, метод непосредственно обобщает изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дает ответ на более общий вопрос.

Второй этап. Составление списка всех морфологических признаков, т. е. всех важных характеристик объекта, его параметров, от которых зависит решение проблемы и достижение основной цели.

Третий этап. Раскрытие возможных вариантов по каждому морфологическому признаку (характеристике) путем составления матрицы. Каждая из N характеристик (параметров, морфологических признаков) обладает определенным числом К, различных вариантов, независимых свойств, форм конкретного выражения. Тогда полное число решений, составленное из совокупности всех возможных вариантов, определяется как произведение К. В каждой точке N-мерного пространства, характеризуемой N- конкретными координатами, находится одно возможное решение.

Четвертый этап. Определение функциональной ценности всех полученных вариантов решений. Это наиболее ответственный этап метода. Должны быть рассмотрены все N-вариантов решений, вытекающих из структуры морфологической таблицы, и проведено их сравнение по одному или нескольким наиболее Важным для данной системы показателям.

Пятый этап. Выбор наиболее рациональных конкретных решений. Нахождение оптимального варианта может осуществляться по лучшему значению наиболее важного показателя системы.

Трудности применения морфологического анализа заключаются в том, что не существует какого-либо действительно практического и универсального метода оценки эффективности того или иного варианта решения.

К модификациям морфологического метода относятся:

- метод организующих понятий;

- метод «матриц открытия»;

- метод десятичных матриц поиска;

- метод семикратного поиска.

- метод организующих понятий

- метод организующих понятий включает

2. Организация проведения морфологического анализа

Наиболее важным моментом в технологии разработки управленческих решений является проведение морфологического анализа. Здесь закладываются основы стратегической программы антикризисного управления.

Морфологический анализ предполагает определение истоков и характера проблемы, ее тип и структуру, остроту проявления. Он включает следующие действия:

1. Прежде всего определяются причины возникновения опасности или реальности кризисной ситуации. Эти причины могут быть самыми различными.

2. Проводится ранжирование причин кризиса по критерию важности, взаимодействия (возможность цепной реакции), с выделением управляемых и неуправляемых процессов.

3. Для некоторых организаций полезно проанализировать отраслевую направленность деятельности.

4. Выбор стратегии деятельности фирмы, при котором можно выделить три варианта стратегии:

— все направления деятельности организации остаются прежними;

— в деятельность организации вносятся элементы нового;

— деятельность организации изменяется полностью.

5. Если дается заключение о том, что все направления деятельности остаются прежними, то в настоящее время проводить какие-либо изменения нецелесообразно. Это может привести к ухудшению сложившейся ситуации. Изменениям может мешать и психологическая инерция, существующая в деловой атмосфере.

6. Принимается решение о том, что в работу организации вносятся элементы нового, то есть несущественно изменяются либо сырье, либо технология. Это означает, что переход к новому направлению деятельности, близкому по своим принципиальным положениям к ранее существовавшему, возможно, позволит организации повысить свою конкурентоспособность на рынке.

7. Возможно принятие решения о том, что деятельность организации изменяется полностью, то есть один из факторов деятельности (в производственной организации — сырье, технологии, конечная продукция) изменяется принципиально. Фирма начинает использовать новые сырье, технологии или производить новый продукт. Это означает, что принципиально новое направление деятельности позволит фирме выйти из кризисной ситуации и стать конкурентоспособной на новом для себя рынке.

8. Не исключается и вывод о необходимости разработки структурных моделей каждого направления деятельности. Это включает составление структурно-морфологических классификаций каждого направления деятельности, анализ данных о деятельности фирмы и фирм, занимающихся выпуском аналогичной продукции, определением этапа жизненного цикла, на котором в настоящее время находится фирма, и сопоставление (тренда к волне жизненного цикла) с той или иной производственной стратегией и сравнение этих этапов с этапами других производственных фирм аналогичных стратегий.

Целью проведения такого анализа является выявление наиболее перспективного направления деятельности организации, которого она в будущем будет придерживаться. Однако следует заметить, что не всегда близость жизненного этапа фирмы определенного направления деятельности с этапом высокоразвитой в промышленном отношении фирмы является целесообразным и перспективным для его принятия в качестве приоритетной для разработки. В связи с этим на этапе анализа направлений развития деятельности фирмы целесообразно привлекать экспертов в области стратегического управления.

9. Проводится проверка взаимосвязи и взаимоувязки направлений деятельности в единую систему. Она заключается в определении противоречий между различными направлениями деятельности. В том случае, если они существуют, то их необходимо либо устранить, либо провести повторно выбор стратегии будущей деятельности организации. В случае, если противоречий между различными направлениями деятельности нет или их удалось устранить (то есть все направления взаимосвязаны и взаимоувязаны), то определяют конкурентоспособность организации (фирмы) в новых условиях.

10. Оценивается возможная конкурентоспособность организации при новых условиях работы.

3. Технология организации и проведения морфологического анализа

Большой интерес для исследования факторов, влияющих на капитализацию, представляет применение морфологического анализа.

Сущность данного метода разработана швейцарским астрономом Ф. Цвикки [1]. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Впоследствии данный метод использовался и в других научных областях, в том числе и для описания экономических и управленческих явлений. Так в теории менеджмента данный анализ в последнее время получил широкое применение в области теории управленческих решений.

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос [1].

Можно выделить следующие этапы морфологического анализа в определении факторов управления капитализацией:

- формулировка задачи — определение факторов влияния;

- определение степени влияния факторов и их приоритетности;

- выделение вариантов решения наиболее весомых факторов;

- оценка ранга и шкалы для каждого из параметров (факторов);

- экспертная оценка в баллах значимости каждого из факторов в пределах выбранной шкалы;

- сложение экспертных оценок по всем параметрам и по сумме баллов и определение, какой из вариантов нужно выбрать.

В своем исследовании в области управления капитализацией мы рассматриваем возможность использования данного метода с точки зрения его применения на практике. В частности, благодаря использованию данного метода возможны такие практические аспекты в решении задачи управления капитализацией как:

Формулировка задачи исследования для реализации метода морфологического анализа.

Данный этап является одним из главных для реализации морфологического анализа, поскольку от точности формулировки зависит успех решаемого вопроса.

К задаче можно отнести:

— разработку системы управления капитализацией компании по факторам, влияющим на ее изменение;

— выделение факторов, оказывающих наибольшее влияние на систему управления капитализацией компании;

— разработка системного подхода и принципов управления капитализацией компании с учетом имеющихся ресурсов и факторов, определяющих их развитие и влияние на стоимость компании.

Задача, решаемая методом морфологического анализа, формулируется следующим образом:

— выделение факторов, оказывающих влияние на изменение капитализации компании с точки зрения управления ею, их группировка и классификация по выработанным критериям.

При этом под фактором будем понимать: момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении [2]. То есть, те явления или процессы, которые оказывают существенное влияние на изменение капитализации компании. И в данном случае — это управленческие решения, выработка и реализация которых влечет за собой последствия изменения стоимости компании.

Под изменением капитализации (управление капитализацией) будем понимать влияние субъекта управления на изменение стоимости активов (капитала) компании в результате воздействия на факторы стоимости, результат которого можно оценить изменением уровня капитализации, применив для этого соответствующие методы оценки.

Под группировкой факторов понимается — объединение их в группы по степени влияния на уровень изменения капитализации, связанный с управлением.

Далее, согласно логике анализа выделим все значимые для каждого из вариантов набора факторов управления капитализацией, параметры.

Для реализации этого этапа нам потребуется заполнить некоторые формы, предложенные еще разработчиком данного подхода. Только для адаптации данной модели несколько изменим разделы таблиц. (Первоначально в модели были заложены такие разделы как «функция» и «узлы»).

Таблица 1 Формирование параметров для реализации морфологического анализа

Фактор управления капитализацией

Факт, послуживший основой для создания фактора (зафиксированный момент)

В 2008 году рыночная капитализация 40 ведущих горнодобывающих компаний снизилась на 62% по сравнению с 2007 годом. Главным образом это было обусловлено падением цен на сырьевые товары [3].

Доля собственных и заемных средств оказывает влияние на величину чистой стоимости актива.

Существуют факты, свидетельствующие о том, что при акционировании стоимость компании увеличивается в среднем на 40-50%.

Ожидание инвесторов и акционеров

В 2008 году рыночная капитализация 40 ведущих горнодобывающих компаний снизилась на 62% по сравнению с 2007 годом это также обусловлено и снижением уверенности акционеров в перспективах развития отрасли в результате влияния мирового экономического кризиса, так как в последнем квартале года наблюдалось резкое падение показателей рыночной стоимости в отрасли.

Из таблицы 1 видно, что факторов, оказывающих влияние на капитализацию бесчисленное множество. Но по правилам морфологического анализа все параметры (а в нашем случае это факторы) должны быть примерно равнозначными с точки зрения поставленной цели. Это может являться одним из ориентиров выбора факторов для формируемой модели.

Можно выделить, используя данную таблицу, и другой подход в рамках морфологического анализа. В частности «Факторы управления» заменим на характеристику этих факторов — управляемые, среда организации, степень воздействия, изменчивость фактора. Тогда формируемая таблица 1 приобретет следующий вид (Таблица 2):

Таблица 2 Расширенный подход к формированию параметров, для проведения морфологического анализа

Фактор управления капитализацией

— управляемые факторы, влияющие на капитализацию

— неуправляемые факторы, влияющие на капитализацию

— факторы внешней среды, влияющие на капитализацию

— факторы внутренней среды, влияющие на капитализацию

— прямого воздействия на капитализацию

— косвенного воздействия на капитализацию

— фактор меняется под воздействием времени и это изменение влияет на капитализацию

— фактор не меняется под воздействием времени и это не влияет на капитализацию

Видно, что если ориентироваться на таблицу 1 равнозначность влияния этих параметров оценить будет сложно. В то же время таблица 2 компенсирует этот недостаток. Однако для развития модели уточним выбранные понятия:

- управляемость — способность оказывать прямое влияние капитализацию менеджментом компании;

- среда организации — внешняя и внутренняя среда организации, имеющая свои характеристики;

- степень воздействия — факторы, оказывающие прямое или опосредованное воздействие на капитализацию компании;

- изменчивость фактора — временная характеристика, связанная с воздействием фактора на протяжении определенного периода времени.

Комбинации фактов и факторов могут быть различными, а количество комбинаций бесконечно большим. Вот здесь то и помогает морфологический анализ для проведения их группировки и классификации. Для дальнейшего анализа выявления факторов и их классификации используем инструмент морфологического анализа — сформируем морфологическую таблицу. Формирование морфологической таблицы осуществляется следующим образом: левый столбец заполняется наименованием параметра, а затем к каждой клетке этого столбца справа пристраивается столько клеток, сколько нужно для размещения всех вариантов реализации данного параметра.

Источник

Adblock
detector